Научная статья на тему 'Социальное поведение в ракурсе классических и современных подходов в гуманитарном знании'

Социальное поведение в ракурсе классических и современных подходов в гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
630
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
PERSONALITY / SOCIAL BEHAVIOR / STRUCTURAL MODEL / FACTORS / DETERMINANTS OF SOCIAL BEHAVIOR / MENTAL PROGRAMS / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ФАКТОРЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются классические и современные подходы к изучению социального поведения в гуманитарном знании. В рамках выявленных исследовательских подходов представлена структурная модель взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих социальное поведение человека. Обоснована необходимость разработки методологического конструкта междисциплинарного исследования форм социального поведения, который позволит посредством синтеза результатов монодисциплинарных разработок объяснить полиструктурные модели социального поведения, отражающие новую реальность социального бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL BEHAVIOR FROM THE PERSPECTIVE OF CLASSICAL AND CONTEMPORARY APPROACHES IN SOCIAL SCIENCES

The article deals with classical and modern approaches to the study of social behavior in the humanities. In the framework of the identified research approaches presented structural model of the interaction of objective and subjective factors determining social behavior. The necessity of developing a methodological construct an interdisciplinary study of forms of social behavior, which will allow, on the basis of a synthesis of the results of monodisciplinary research, to justify polystructural patterns of social behavior that reflect the new social reality of human existence.

Текст научной работы на тему «Социальное поведение в ракурсе классических и современных подходов в гуманитарном знании»

УДК 316.62 ББК 88.5

Колесникова Елена Юрьевна Kolesnikova Elena Yurievna

доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук.

Associate Professor, Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Studies, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, PhD in Sociology. Тел.: 8(950) 852-56-48.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАКУРСЕ КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ*

Social behavior from the perspective of classical and contemporary approaches

in social sciences

В статье рассматриваются классические и современные подходы к изучению социального поведения в гуманитарном знании. В рамках выявленных исследовательских подходов представлена структурная модель взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих социальное поведение человека. Обоснована необходимость разработки методологического конструкта междисциплинарного исследования форм социального поведения, который позволит посредством синтеза результатов монодисциплинарных разработок объяснить полиструктурные модели социального поведения, отражающие новую реальность социального бытия человека.

Ключевые слова: личность, социальное поведение, структурная модель, факторы, детерминанты социального поведения, ментальные программы, междисциплинарный подход.

Стремительное развитие новых форм социальной реальности, безгранично расширивших социальный опыт человека благодаря тотальной доступности глобального информационного пространства, и симбиоз реальных и виртуальных форм социальной активности существенно изменили не только структуру социальных практик и основания социального поведения, но и традиционные формы субъективных реакций, когнитивные и аксиологические константы социального поведения, рефлексивные и неосознанные механизмы и мотивации социального поведения. В связи с этим актуализировались проблемы, связанные с выявлением и концептуальным осмыслением факторов, оказываю-

The article deals with classical and modern approaches to the study of social behavior in the humanities. In the framework of the identified research approaches presented structural model of the interaction of objective and subjective factors determining social behavior. The necessity of developing a methodological construct an interdisciplinary study of forms of social behavior, which will allow, on the basis of a synthesis of the results of monodisciplinary research, to justify polystructural patterns of social behavior that reflect the new social reality of human existence.

Keywords: personality, social behavior, structural model, factors, determinants of social behavior, mentalprograms, interdisciplinary approach.

щих влияние на социальное поведение и формирование его моделей.

В гуманитарном знании (социальной психологии, социологии, культурологии) социальное поведение понимается как присущая человеку форма взаимодействия с окружающей социальной средой, опосредованного как ее внешней структурой и организацией, так и феноменологией самого сознания человека. Социальное поведение есть проявление активности субъекта, детерминированное формальными и неформальными социальными институтами, культурой, императивы которых корректируются в соответствии с когнитивной и аксиологической субъектностью личности человека, проявляющейся в его возможности

* Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 16-18-10387 «Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе».

инициировать произвольные социальные реакции на ситуации, саморефлексирующие действия, поступки, а также конструировать психические образы и личное отношение к феноменам реального или воображаемого мира.

В научной литературе представлен значительный опыт как узкодисциплинарных, так и междисциплинарных исследований проблем социального поведения человека: соотношение биологического и социального в человеке, сознательного и бессознательного, роли внутренних и внешних, эндогенных и экзогенных факторов и детерминант в социогенезе и социализации личности; соотношение личностных и общественных факторов поведения человека в системе микро-, мезо- и макросоциума, особенностей мотивации поведения, стимулов и ограничений социальной активности, регуляции и саморегуляции, выявлении степени и характера доминирования объектно-субъектных отношений и поликультурного многообразия в различных социальных группах и общностях, особенностей социального поведения человека в виртуальном мире социальных сетей, пространстве искусственных интеллектуальных установок. Все это определяет разнообразие имеющихся сегодня в научном дискурсе теоретических концепций и моделей исследования социального поведения.

Среди них одной из наиболее востребованных является теория детерминант (А. А. Ухтомский, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Л. М. Попов, Б. Д. Парыгин, С. Московичи, К. Левин). Согласно Б. Ф. Ломову [4, с. 42], детерминанты социального поведения личности - это система факторов, условий, предпосылок, свойств, определяющих средства и способы его реализации. При оценке социального поведения, как полагает Л. М. Попов [9, с. 38], должны быть выявлены его регуляторы-детерминанты, внешние и внутренние. Внешние представлены социальными нормами и ценностями культуры, и в этом случае социальному актору предписывается конкретный тип социального поведения в той или иной ситуации. К внутренним детерминантам принадлежат установки, система ценностных смыслов, ориентаций, мотивов, психологические особенности личности. Это результаты эволюции личности, трансформаций, происходящих в ней в процессе социализации. Кроме того, как следует из теории детерминант, содержательное наполнение

внешних факторов вне личности не локализуется, оно субъективировано.

Суммируя теоретические позиции группы зарубежных и отечественных авторов по проблемам социального поведения, все многообразие внешних и внутренних факторов-детер-минант социального поведения можно объединить в 8 групп: 1) детерминанты социально-психологического и личностного развития (социальный интеллект, идентичность, черты характера, интересы, способности, саморегуляция, активность, мотивация, характеристики самоопределения, направленность и система ценностных ориентаций и т. п.); 2) социально-психологические детерминанты: символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы; 3) детерминанты, выраженные в психофизиологических характеристиках личности (темперамент, свойства нервной системы, эмоциональные состояния, состояние здоровья); 4) факторы, определяющие когнитивные характеристики личности (информированность, уровень знания о мире вообще и социальных системах и формах отношений, личный опыт, квалификация и другие); 5) ситуативные факторы (предшествующие ситуации события, предполагаемые ситуации, поведенческий опыт разрешения ситуаций, динамика актуальной ситуации, динамика социального времени и т. п.); 6) устоявшиеся характеристики субъективных отношений личности к предметам окружающего мира, себе, собственному поведению, другим поведенческим паттернам и так далее; 7) факторы, определяющие качество и содержание непосредственной социальной среды (региональные, историко-ре-гиональные, демографические; социальное окружение: референтная группа, средства информации; социально-экономические, социокультурные условия жизни, уровень воспитания, обычаи, традиции и т. п.); 8) детерминанты локальной культуры (субкультуры), этноса, поселенческой структуры, характерные для данной местности.

Социальное поведение в различных условиях его реализации может быть обусловлено «диспозиционными образованиями», концепция которых развита в теории диспозиций личности (Г. Олпорт и др). Диспозиции личности маркируются направленностью, интенцией, которая может вмещать в себя все многообра-

зие желаний и устремлений социального субъекта.

В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым [14]. Под диспозицией понимается определенная личностная предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и сложившихся условий деятельности, устойчивая склонность к выбору той или иной формы социального поведения в этих обстоятельствах.

Следующий широко используемый в социальной психологии и социологии подход к изучению социального поведение - теория социальной установки (У. Мак-Гайр, Ф. Хайдер, К. Ховланд, Г. Г. Дилигенский, Д. Н. Узнадзе и другие). Концепт «социальная установка» связан с устойчивой предрасположенностью, мобилизацией индивида (или группы) к социальному действию, ориентированному на социально значимый объект.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе [13, с. 87] полагает, что в установке выражается внутреннее состояние готовности, интенциональность поведенческой активности социального субъекта. Установка формируется в процессе социализации и инкультурации индивида и является неосознаваемым состоянием, предшествующим той или иной деятельности. При этом именно установка выступает ключевым «фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания» [13, с. 88].

В когнитивистской традиции объяснение причин изменений в социальных установках личности дается в терминах теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Г. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Согласно этому подходу трансформация установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает противоречие: к примеру, негативная установка, связанная с каким-либо объектом, сталкивается с позитивной установкой на «лицо», дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствие может возникать и по другим причинам. Главным стимулом для изменения здесь становится потребность индивида в «реставрации» когнитивного консонанса, то есть упорядоченного, структурированного, однозначного восприятия окружающего социального мира.

Фактически различия между разными подходами связаны с тем, в какой степени ситуа-

ционные факторы способны детерминировать поведение человека. Ситуационный подход в теории социального поведения (Х. Хеккхаузен, К. Левин, У. Томас, Л. Выготский, У. Мишел, Л. Росс, Р. Нисбетт) представляет собой систему теоретических, методологических, методических представлений, формирующихся на базе следующих взаимосвязанных принципов: 1) принцип ситуационизма, делающий акцент на ситуационных и контекстуальных воздействиях на социальное поведение субъекта; 2) принцип субъективной интерпретации ситуации, акцентирующий внимание на субъективных трактовках ситуации ее протагонистами.

В основу ситуационного подхода был положен методологический принцип, обязывающий рассматривать поведение человека в системных рамках единства личности и переживаемой ею ситуации. Тем самым была предпринята попытка преодоления традиционной методологии жесткого противопоставления внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов.

В конце 80-х годов XX века была издана знаменитая книга американского психолога Л. Росса и канадского психолога Р. Нисбетта «Человек и ситуация» [10], которая вошла в число самых значительных психологических работ десятилетия, став неким «вызовом» ситуационного подхода, брошенным современной социальной психологии. Основная идея авторов книги заключалась в аргументации невозможности прогнозирования социального поведения индивида на основе знания о его личностных особенностях или моделях поведения в других ситуациях. Апеллируя к идеям К. Левина [3], авторы предлагают три фундаментальных принципа, которые должны стать базовыми для понимания и интерпретации поведения социального субъекта: принцип ситуа-ционизма (представление о мощном определяющем влиянии социальной ситуации); принцип субъективной интерпретации (которая является результатом взаимодействия ситуации и индивида); и представление о напряженных системах (индивидуальная и коллективная феноменология предстают как системы, пребывающие в напряжении).

Оригинальный и весьма существенный вклад в развитие теории социального поведения был внесен отечественной социологической школой. Теоретические и инструменталь-

но-прикладные исследования социального поведения, начавшие формироваться в отечественной социологии в середине прошлого века, сегодня представляют собой весьма разветвленную область научного знания.

Разнообразие социологических подходов и взглядов на природу социального поведения человека выразилось в существовании множества социологических концепций, в том числе и институциональной теории социального поведения, объяснительные возможности которой чаще других используются в социологических исследованиях российских ученых.

Институциональная теория (Т. Парсонс, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и другие) трактует социальное поведение в формате действия единой социальной системы и составляющих ее институтов (функционирование которых предопределено набором соответствующих социальных ролей, норм, санкций). Социальное поведение в этом контексте есть результат принятия субъектом установленных в данном социуме функциональных требований и санкций за ненормативные действия. Все это гарантирует необходимый уровень социального порядка и предсказуемости социального поведения.

Ряд теорий социального поведения был развит в рамках культурологических подходов. Согласно теории структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) главная роль в социальном поведении отводится языку, «коллективному бессознательному», а также «ментальным структурам». Таким образом, модели социального поведения в рамках данного подхода детерминированы «ментальными структурами» и «коллективным бессознательным» [1, с. 83].

В контексте игрового подхода (Й. Хейзин-га, С. Лем) культура возникает в форме игры, она «разыгрывается». И даже те виды деятельности, которые формально ориентированы на удовлетворение жизненных потребностей, стремятся воплотиться в игровую форму. В этих играх общество как бы манифестирует, выражает свою интерпретацию жизни и окружающего мира. Следовательно, игра оборачивается культурой, которая, в свою очередь, имеет характер игры, реализуется в игровых формах и пронизана ее настроением. Нидерландский философ, исследователь культуры Й. Хейзин-га [11] ставит знак равенства между игрой и культурой. Согласно его концепции именно игровой характер культуры дает возможность

социальному актору выработать модели своего социального поведения, позволяющие ему выжить в социуме.

Представители семиотического, или знакового, подхода к интерпретации культуры Э. Кассирер, Ю. М. Лотман полагают, что социальные системы общества оформлены преимущественно лингвистически. Слово несет существенную этологическую нагрузку, лингвистическая коммуникация решающим образом определяет поведенческие процессы, выступает организатором социального поведения.

Еще один подход к исследованию социального поведения - концепция ментальных программ предложен голландским ученым Г. Хофстеде [15]. Под ментальными программами, детерминирующими социальное поведение, Г. Хофстеде подразумевает «образцы размышлений, чувств и действий». Источниками ментальных программ являются культура и социальное окружение, то есть те социальные условия, в которых протекает социализация и инкультурация человека. В оптике данного подхода социальное поведение человека связано как с осознанными аттитюдами и ценностями, привитыми в процессе социализации, так и с бессознательными установками, обусловленными культурными константами и базовыми архетипами. Последние представляют собой совокупность неосознанных архаических образов, ценностей и установок, носящих устойчивый характер. Как только складываются подходящие жизненные ситуации, они активизируются и начинают действовать, зачастую против разума и воли [6, с. 69].

Резюмируя все рассмотренные теоретические подходы и модели исследования социального поведения в рамках дисциплинарно-предметной парадигмы, можно следующим образом структурировать многообразие объективно-субъективных детерминант социального поведения (признание которых в качестве ключевых и отличает друг от друга изложенные выше исследовательские подходы и модели): 1) внутренние, субъективные, индивидуально-психологические детерминанты: потребности, цели, интересы, мотивы, установки и т. п.;

2) внешне акцентированные социально-групповые детерминанты - характер личностного взаимодействия в группе, групповые

нормы, ролевые директивы, ценностные ори- Данное методологическое ограничение

ентации; позволяет глубже «погрузиться» в тот или иной

3) социокультурные детерминанты индиви- когнитивный образ социальной реальности дуального поведения, включающие специфику или представить ее в виде наиболее вероятно локальной социально-экономической среды, возможной синергии доступных для воспри-«наполненность» непосредственного социаль- ятия личности фактов и обстоятельств конного пространства артефактами культуры и кретной ситуации, что создает интеллектуаль-смысловыми символами, знаковыми конкрет- ный ресурс для использования в исследова-но-психологическими формами, элементами тельской практике междисциплинарных под-культуры (ценностями и нормами) как регуля- ходов [5, с. 3-11], максимально улавливающих торами социального поведения личности; полиструктурный многоуровневый характер

4) макросоциальные детерминанты, опре- факторов - детерминант социального поведе-деляющие поведение субъекта как «человека ния, включая внешние и внутренние, созна-пространственного» (регион, ландшафт, исто- тельные и бессознательные, нормативные и рико-региональные артефакты культуры), про- модальные.

являющиеся в различных сферах жизни обще- Таким образом, эволюция моделей соци-

ства - экономической, социальной, политиче- ального поведения связана с разработкой и

ской, правовой, духовной. развитием методологии междисциплинарных

Современные социологические концепции исследовательских практик, в рамках которых

социального поведения представляют его в виде осуществляется обобщение накопленного мо-

структурной модели короткого поведенческо- нодисциплинарного знания и формируется

го сценария [8, с. 110], или когнитивно интер- новый, более сложный класс задач по созда-

претированного образца социальной активности. нию целостной социологической теории, обес-

При этом методологическом подходе модели печивающей интегрированные результаты воз-

социального поведения оказываются упрощен- действия совокупности факторов-детерминант

ными представлениями - образами реальности, на социальное поведение современного чело-

которые необязательно должны отражать соци- века. альную реальность во всей полноте.

Литература

1. Галушко В. Г. Семиотический и аксиологический подходы в изучении коммуникации // Социосфера. 2015. № 56.

2. Ильюшкин В. В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. 2015. № 1 (3).

3. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

4. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

5. Лубский А. В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10.

6. Лубский А. В. Цивилизационный дискурс в условиях глокализации // Философия права. 2016. № 2.

7. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

8. Павленко О. Б. Взаимосвязь ценностей

Bibliography

1. Galushko V. G. Semiotic and axiological approaches in the study of communication// Sphere. 2015. № 56.

2. Ilushkin V. V. Social stereotype as the concentrated expression of social systems // Herald of science and education. 2015. № 1(3).

3. Levin K. Field theory in the social sciences. St. Petersburg, 2000.

4. Lomov B. F. General, teaching and engineering psychology. Moscow, 1991.

5. Lubsky A. V. Interdisciplinary research: cognitive fashion or social call // Sociological researches. 2015. № 10.

6. Lubsky A. V. Civilizational discourse in the face of glocalization // Philosophy of law. 2016. № 2.

7. Moscovici C. Machine that creates real gods. Moscow, 1998.

8. Pavlenko O. B. Correlation values of culture and models of social behavior // Almanac of modern science and education. 2010. № 10 (41).

культуры и моделей социального поведения // Альманах современной науки и образования. 2010. № 10 (41).

9. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшино-ва Т. А. Добро и зло в психологии человека. Казань, 2011.

10. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М., 2000.

11. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2011.

12. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.

13. Узнадзе Д. Н. Общая психология. СПб., 2004.

14. Ядов В. А. О социологической составляющей диспозиций // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М., 2013.

15. Hofstede G. Culture's Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, 2001.

9. Popov I. M., Kashin A. P., Starshinova T. A. Good and evil in human psychology. Kazan, 2011.

10. Ross L., Nisbet R. Person and situation. Moscow, 2000.

11. Hejzinga J. Homo ludens. People playing. St. Petersburg, 2011

12. Hekkhauzen H. Motivation and activities. St. Petersburg, 2003.

13. Uznadze D. N. General psychology. St. Petersburg, 2004.

14. Yadov V. A. On the sociological component disposition types // Self-regulation and predicting social behavior: dispositional concept. 2 ed. Moscow, 2013.

15. Hofstede G. Culture's Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.