МЕДИЧНА ОСВ1ТА
© Кузнецова О. В., Нефедова Е. А., Шаторная В. Ф., Демиденко Ю. В. УДК 57.024(026); 159.944.3; 167.7
Кузнецова О. В., Нефедова Е. А., Шаторная В. Ф., Демиденко Ю. В.
УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Государственное учреждение «Днепропетровская государственная медицинская академия МЗ Украины» (г. Днепр)
Вступление. Одной из проблем успеваемости студентов первокурсников в вузе является их адаптация к новому процессу обучения. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности накладывает отпечаток как на общее психофизиологическое состояние, так и на способность выполнять определенные задания. От процесса адаптации выпускников школы к новому для них образу жизни и деятельности зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их личностного роста и профессионального становления [2].
Перемена места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения — всё это те ситуации, которые предполагают трансформацию сложившихся представлений, способов поведения и переживания студента первокурсника в направлении соответствия новым требованиям условий образования [1,7]. У первокурсника «выход» из школьной программы обучения состыковывается с «входом» в вузовскую методику преподавания, освоением новых учебных и организационных структур. При этом уровень освоения новых дисциплин базируется на сформированном общеучебном, общеинтеллектуальном умении как основных факторов обеспечения получения знаний [4,8]. Продолжительность адаптации определяется индивидуальными особенностями студента, включающими личные способности, психические установки, материальную обеспеченность, состоянием здоровья и другими критериями [2,6].
Проблема учебной адаптации студентов актуальна как с точки зрения их успеваемости, так и в аспекте организации учебного процесса. Эффективная постановка учебного занятия требует совершенствования системы организационных и педагогических мероприятий, которые должны базироваться на данных динамики работоспособности студентов [3].
В связи с вышесказанным, целью работы стало исследование успеваемости студентов первокурсников как показателя адаптации к обучению для последующей разработки методических подходов преподавания в медицинском вузе. Для достиже-
ния цели была поставлена задача выполнения сопоставительного статистического анализа начальных оценочных критериев успеваемости, тематического семестрового оценивания и успеваемости первокурсников на конец первого семестра.
Элементом новизны является выявление связи уровня довузовской подготовленности и успешности обучения как критерия адаптации студента- первокурсника медицинского вуза. Новизной данного исследования также является полученное ранжирование приоритетности оценочных критериев успеваемости первокурсников по выраженности их влияния на обучение.
Объект и методы исследования. Было проведено изучение успеваемости первокурсников медицинской академии на практических занятиях по дисциплине «Анатомия человека». В исследуемую группу взяты студенты из групп I, II и Ill медицинских факультетов. Объем выборки составлял 90 человек. Использовались следующие оценочные критерии: бал ВНО по профилирующей дисциплине (биология), средний бал аттестата, наличие медали, место обучения (школа, лицей/колледж), место проживания студента до обучения в вузе (город, поселок/ село), место проживания после поступления в вуз (общежитие, дома), пол студента, баллы тематического и итогового оценивания знаний на первом курсе в первом семестре. Результаты исследования обрабатывались с помощью общепринятых математических методик с использованием статистического анализа.
Полученные результаты. При проведении общего анализа по всем показателям за R. A. Fisher [8] была найдена корреляционная зависимость, представленная в сводной таблице. Из таблицы следует, что наибольшее влияние на успеваемость студентов оказывают такие факторы как бал ВНО (в большей степени) и наличие медали (в меньшей степени) на высоком уровне значимости при Р=0,0005. Показатели тесноты связи между данными признаками и успеваемостью студентов имеют наибольшее положительное значение, что свидетельствует о существующей связи между ними. Эта связь просматривается на протяжении всего первого семе-
стра обучения. Таким образом, первоначальный уровень знаний по профилирующей дисциплине оказывает значительное влияние на успеваемость и степень адаптации к освоению предмета «Анатомия человека».
Пол студента и успеваемость коррелируют с достоверной значимостью при Р=0,05 в первой половине семестра. Во второй половине полугодового обучения связь сохраняется, но с низкой недостоверной значимостью. При этом мужчины тяжелее адаптируются при получении новых знаний, о чем свидетельствует наличие отрицательной связи.
Низкое влияние на успеваемость студентов оказывают показатели «место проживания при обучении в вузе» и «место проживания до обучения в
вузе». При этом проживание дома или в общежитии оказывает достоверное влияние на успеваемость 3-го тематического оценивания, ближе к концу 1-го семестра, когда утомляемость возрастает. Фактор проживания в общежитии имеет достоверную отрицательную корреляционную зависимость при третьем тематическом оценивании с Р=0,05, что свидетельствует о наличии снижения адаптационных механизмов при совместном проживании студентов к концу семестра.
Место проживания в городе или сельской местности до обучения в вузе имеет отрицательную связь. Для сельских жителей корреляционный показатель отрицательно возрастает ко второму тематическому оцениванию и на конец семестра (р=0,05). Данный фактор говорит о колебательных механизмах адаптации сельских студентов при обучении в медицинском вузе.
Не оказывает влияния на успеваемость студентов показатель «средний балл аттестата» (р=0,2) и «место последнего обучения школа/лицей, колледж» (р=0,2 - р=0,5). Учитывая, что первый показатель является усредненным для всех школьных дисциплин, он не может быть критерием успешности первокурсников и тем более характеризовать степень их адаптации к обучению в медицинском вузе. Предыдущее место обучения студента «школа/ лицей, колледж», за показателями корреляционной зависимости, с низкой степенью достоверности может характеризовать дальнейший процесс адаптации первокурсника к освоению профилирующей дисциплины. Однако возрастание его отрицательной связи к концу первого семестра свидетельствует о превалировании адаптационных механизмов
Таблица.
Корреляционная зависимость успеваемости студентов
Наименование фактора Коэффициент корреляции, Я
Первое тематическое оценивание Второе тематическое оценивание Третье тематическое оценивание Балл за 1-й семестр
Средний балл аттестата 0,11 (р=0,2) 0,15 (р=0,2) 0,14 (р=0,2) 0,10 (р=0,2)
Балл ВНО 0,54 (р=0,0005) 0,50 (р=0,0005) 0,54 (р=0,0005) 0,51 (р=0,0005)
Наличие медали 0,21 (р=0,05) 0,24 (р=0,05) 0,17 (р=0,1) 0,23 (р=0,05)
Пол студента (м/ж) -0,19 (р=0,05) -0,19 (р=0,05) -0,01 (р=0,5) -0,14 (р=0,2)
Место проживания при обучении в вузе (общежитие/дом) -0,07 (р=0,5) -0,02 (р=0,5) -0,25 (р=0,05) -0,11 (р=0,2)
Место проживания до обучения в вузе (село, поселок/город) -0,07 (р=0,5) -0,20 (р=0,05) -0,14 (р=0,2) -0,22 (р=0,05)
Место последнего обучения (школа/лицей, колледж) -0,02 (р=0,5) -0,04 (р=0,5) -0,13 (р=0,2) -0,15 (р=0,2)
получения новых знаний у студентов, ранее обучающихся в колледже или лицее.
Выводы. Из полученных результатов следует, что адаптация студентов первого курса к учебному процессу по дисциплине «Анатомия человека» протекает на фоне учебного, интеллектуального умения как основных факторов обеспечения получения знаний и зависит от начального уровня успеваемости по профилирующей дисциплине (бал ВНО), наличия медали, а также пола студентов. Показатели тесноты связи между этими показателями имеют наибольшее достоверное значение, что свидетельствует о прямой сильной связи между ними. Меньшее влияние на адаптацию первокурсников оказывают показатели «место проживания до обучения в вузе» и «место проживания при обучении в вузе». И не оказывает влияния на адаптацию по успеваемости студентов показатель «средний балл аттестата» и «место последнего обучения» с недостаточной достоверностью коэффициента корреляции для данных признаков.
Перспективы дальнейших исследований. Таким образом, разработка принципа адаптивного обучения студентов-первокурсников, построенная на изучении показателей входного контроля знаний, причин повышения (понижения) успеваем ости, является одной из форм для разработки новых методических подходов, которые на первых этапах обучения помогут поднять уровень самоорганизации и работоспособности студентов, повысить адаптивные реакции в условиях повышенной учебной нагрузки. Это приведет не только к успешному овладению первокурсниками учебным материалом, но и к формированию позитивного отношения
к дальнейшему процессу обучения в медицинском вузе. Для коррекционной работы, направленной на оптимизацию процесса адаптации студентов медицинского вуза может стать в практике процедура индивидуальной консультации, где стиль консультации и характер выдаваемых рекомендаций выбирается в зависимости от сочетания уровней интеллектуальности, работоспособности и эмоциональности
студента. Целесообразным является проведение воспитательной и объяснительной работы с первокурсниками - кураторство как групп, так и отдельных студентов, позволяющее сформировать устойчивый мотив, влияющий на успешность обучения студентов первого курса и их лучшую адаптацию к учебной деятельности в медицинском вузе.
Литература
1. Алехин А.Н. Медико-психологические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе (на примере студентов Герценов-ского университета) / А.Н. Алехин, О.В. Андрюшевич // Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 12. - С. 22-25.
2. Волгина Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения / Т.Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - Вып. 2007. - www.omsk.edu.
3. Журавишкина Е.Г. Некоторые аспекты учебной адаптации студентов / Е.Г. Журавишкина // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. - Т. 90. - № 8. - С. 367-368.
4. Савельева Н.Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе / Н.Н. Савельева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 37. - Т. 14. - С. 328-333.
5. Fisher R.A. Statistical Tables for Biological, Agricultural and Medical Research / R.A. Fisher, Y Frank. - London: Longman Group, Ltd., 1963. - 503 р.
6. Joshua S. Smith Do First-Year College. Students Expectations. Align with their First-Year Experiences? / S. Joshua Smith, C. Ellen Wertlieb // NASPA Journal. - Vol. 42. - № 2. - Winter, 2005. - P. 153-173.
7. Rahma I. Adaptation and first-year university students in the Sultanate of Oman / Ibrahim Al-Mahrooqi Rahma, C.J. Denman, B.A. Ateeq // Issues in English education in the Arab world. - Publisher: Cambridge Scholars. - 2009. - P. 60-82.
8. Weissberg N. The incremental variance problem: Enhancing the predictability of academic success in an urban, commuter institution. Genetic, Social, and General / N. Weissberg, D. Owen, A. Jenkins, E. Harburg // Psychology Monographs. - 2003. - № 129 (2). - P. 153-180.
УДК 57.024(026); 159.944.3; 167.7
УСП1ШН1СТЬ СТУДЕНТ1В ПЕРШОКУРСНИК1В ЯК ПОКАЗНИК АДАПТАЦП ДО НАВЧАННЯ В МЕДИЧ-НОМУ ВУЗ1
Кузнецова О. В., Нефьодова О. О., Шаторна В. Ф., Демиденко Ю. В.
Резюме. Проведений аналiз успшност студенев першокурсниюв з використанням критерпв первинних знань, мюця проживання та успшност в перший семестр е показником адаптацп до навчання в медично-му вузi i може бути використаний в аспект вдосконалення навчального процесу. З отриманих результа^в випливае, що адапта^я студенпв першого курсу до навчального процесу проткае на базi навчального, штелектуального вмЫня як основних чинниюв забезпечення отримання знань i залежить вщ початкового рiвня успшност з профтюючо! дисциплЫи (бал ЗНО), наявност медал^ а також стат студенев. Менший вплив на адапта^ю першокурсниюв мають показники «мюце проживання до навчання у вузЬ> i «мюце проживання пщ час навчання у вузЬ>. I не впливае на адапта^ю по успшност студенев показник «середнм бал атестату» i «мюце останнього навчання». Для корекцмно! роботи, спрямовано! на оптимiзацiю процесу адаптаци студенпв медичного вузу, може стати в практик процедура шдивщуально! консультаци чи кураторства, де стиль консультаци i характер видаваних рекомендацм вибираеться залежно вщ поеднання рiвнiв штелектуальност^ працездатност i емоцмност студента.
Ключовi слова: успшнють першокурсниюв медичного вузу, адапта^я першокурсниюв, особистюно-орiентований освп"нм процес.
УДК 57.024(026); 159.944.3; 167.7
УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кузнецова О. В., Нефедова Е. А., Шаторная В. Ф., Демиденко Ю. В.
Резюме. Проведенный анализ успеваемости студентов первокурсников с использованием критериев первичных знаний, места проживания и успеваемости в первый семестр является показателем адаптации к обучению в медицинском вузе и может быть использован в аспекте совершенствования учебного процесса. Из полученных результатов следует, что адаптация студентов первого курса к учебному процессу протекает на фоне учебного, интеллектуального умения как основных факторов обеспечения получения знаний и зависит от начального уровня успеваемости по профилирующей дисциплине (бал ВНО), наличия медали, а также пола студентов. Меньшее влияние на адаптацию первокурсников оказывают показатели «место проживания до обучения в вузе» и «место проживания при обучении в вузе». И не оказывает влияния на адаптацию по успеваемости студентов показатель «средний балл аттестата» и «место последнего обучения». Для коррекционной работы, направленной на оптимизацию процесса адаптации студентов медицинского вуза,
может стать в практике процедура индивидуальной консультации или кураторство, где стиль консультации и характер выдаваемых рекомендаций выбирается в зависимости от сочетания уровней интеллектуальности, работоспособности и эмоциональности студента.
Ключевые слова: успеваемость первокурсников медицинского вуза, адаптация первокурсников, лич-ностно-ориентированный образовательный процесс.
UDC 57.024(026); 159.944.3; 167.7
THE PROGRESS OF FIRST-UEAR STUDENTS AS AN ADAPTATION MEASUREMENT TO TRAINING IN MEDICAL UNIVERSITY
Kuznetsova O. V., Nefedova E. A., Shatorna V. F., Demidenko Y. V.
Abstract. One of the problems of the first-year students in the higher education institution is their adaptation to the new training process. The problem of educational adaptation of students is current both in terms of their success level, and in the aspect of the training process organization.
The aim of the paper is the investigation of the first-year student success level as the index of adaptation to the training for further development of methodological approaches of teaching in the medical higher education institution. The element of novelty of the paper is the searching of the relation of level of the pre-university competence and success level of training as an adaptation criterion of the first-year student of medical higher education institution, as well as the received ranking of the assessment criteria priority of success level of the first-year students as to the severity of their impact on training.
When performing this study It was found the correlation dependence between the following assessment criteria: External independent testing point in the Major Subject, the overall grade point average, the medal presence, the place of training, the place of residence of a student before being entered the higher education institution, the place of residence after entering the higher education institution, the sex of the student, the point of thematic and final assessment of knowledge in the first course in the first semester.
As it turned out, the following factors have the greatest impact on the student success level: External independent testing point and the medal presence with the highest level of significance. This relation can be seen throughout the first semester of training. Sex of the student and success level are being correlated with reliable significance in the first half of the semester. In the second half of the six-month training relation is being maintained, but with less significance. In addition to the above, men adapt harder while receiving new knowledge, as evidenced by the presence of a negative relation. The following factors have a less impact on the student success level: «the place of residence while training in the higher education institution» and «the place of residence before being entered the higher education institution». At the same time living at home or in a hostel have a strong impact on the success level of the 3rd thematic control when fatigue increases. The factor of living in a hostel has significant negative correlation dependence, as evidenced by reduction of adaptive mechanisms while students live together. Place of residence in the city or in the countryside before being entered the higher education institution has a negative demonstrable relation while impact on the success level. For village inhabitants the correlation index increases negatively up to the second thematic evaluation, and at the end of the semester. This factor may be the cause of less stable mechanisms of adaptation of these students while training in the higher education institution. The factors «the overall grade point average» and «the place of previous training» have no impact on the success level of the students. Considering the fact that the first factor is the average for all school subjects, it cannot be a criterion of the success level of the first-year students, and moreover, characterizes the degree of their adaptation to the training in the medical higher education institution. The previous place of student training, as to the index of correlation dependence may not characterize the further process of adaptation of the first-year student to the acquisition of the Major Subject. However, the increase of its negative relation to the end of the first semester gives evidence of the prevalence of adaptive mechanisms of new knowledge obtaining in the students, previously being taught in a college or lyceum.
Conducting of the further studies services a step for the development of new approaches that will help to raise the level of self-organization and the working capacity of the students at the early stages of training, enhance adaptive reactions under the conditions of the raised study load. This will lead not only to successful mastery by the first-year students of training material, but also to the formation of positive attitude towards further training process in the medical higher education institution.
Keywords: academic performance of first-uear students medical university, adaptation of first-year students, student-centered educational process.
Стаття надшшла 09.10.2016 року