© Львов А. С., *Шейко В. И., Глазков Э. А. УДК: 611.112
Львов А. С., *Шейко В. И., Глазков Э. А.
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Луганский государственный медицинский университет (г. Рубежное) *Сумской педагогический университет имени А. С.Макаренко. (г.Сумы)
Исследование является фрагментом плановой научной работы кафедры анатомии и физиологии человека и животных Луганского национального университета имени Тараса Шевченко «Механизмы адаптации организма при влиянии эндогенных и экзогенных факторов среды» (номер государственной регистрации 0198и0026641).
Вступление. В последние два десятилетия в физиологии, медицине и педагогике повысился интерес к изучению проблемы соотношения общей, частной и локальной конституций организма человека, позволяющей определить и прогнозировать своеобразие реактивных процессов, протекающих в любом органе или системе органов [1,2,3]. Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией целостного организма на одни и те же дозированные физические нагрузки и болезнетворные факторы. Взаимосвязь конституциональных признаков и здоровья является одной из важнейших сторон конституци-онологии [5,6,7].
Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение влияния двигательной активности на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп с учетом их конституции тела и заболеваемостью.
Объект и методы исследования. Исследование проводилось в соответствии с общепринятыми биоэтическими нормами с соблюдением соответствующих принципов Хельсинкской декларации прав человека, Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине и соответствующих законов Украины относительно проведения экспериментальных и клинических исследований. Все лица принимавшие участие в исследовании, дали согласие на обследование и участие в испытаниях, цифровые результаты которых в нашем исследовании.
Для этого мы использовали общепринятые методы антропометрических исследований [4], анализировали медицинские карты студентов специальных медицинских групп.
Исследование проведено на базе кафедры анатомии и физиологии человека и животных Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. В исследовании принимала группа сту-
дентов, которые занимаются в специальных медицинских группах (Институт педагогики и психологии, Институту экономики и бизнеса, факультета иностранных языков, факультета украинской филологии). Общее количество волонтёров составило 298 юношей.
При исследовании состояния здоровья нас интересовали показатели, имеющие наиболее существенную связь с морфологическими и функциональными особенностями телосложения. Данные о заболеваемости являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья студентов и эффективности мероприятий по его сохранению и укреплению. При исследовании состояния здоровья студентов, имеющих различные типы телосложения, нами учитывались сведения об их острой заболеваемости. При этом использовались данные медицинских карт студентов, свидетельствующие о количестве и продолжительности заболеваний. Существенным фактором, характеризующим уровень здоровья студентов СМГ, является оптимальное состояние опорно-двигательного аппарата. Реабилитационная программа реализовывалась в период трёх учебных лет, соответственно первый год это первый этап, второй год - второй этап, третий год - третий этап.
Результаты исследований и их обсуждение. При исследовании состояния здоровья нас интересовали показатели, имеющие наиболее существенную связь с морфологическими и функциональными особенностями телосложения.
Результаты исследования динамики пропуска занятий по причине временной нетрудоспособности студентов с разными ТТ на основании справок студенческой поликлиники представлены в таблице 1. Сравнивая количество случаев пропуска занятий в различных группах, можно констатировать, что заболеваемость значительно снизилась (Р<0,05) во всех экспериментальных группах, занимающихся по предложенной схеме. Улучшение рассматриваемого показателя заметно на всех этапах реабилитации, но наиболее существенные изменения отмечены на завершающем этапе (Р<0,05). В контрольной группе данный показатель фактически не изменился (Р>0,05).
Таблица 1.
Динамика пропуска занятий по болезни в группах студентов СМГ на разных этапах реабилитации (количество случаев)
Группа 1 этап реабил. 2 этап реабил. 3 этап реабил. Изменение 1-3 этап, %
АТ ТТ 50 45 32 36*
МТТ 15 14 10 33,3*
Д ТТ 35 38 22 37,1*
Контрольная 75 78 74 1,3
Примечание. * - статистически значимые различия по сравнению с исходными данными при Р <0,05.
Для медико-биологического и педагогического исследования важно провести более дифференцированную оценку физического состояния с учетом степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН). Это в существенной степени повышает интерес студентов к комплексной оценке показателей своего здоровья, отмечаемой в личных дневниках самоконтроля, что в конечном итоге способствует совершенствованию учебного процесса. В результате исследования НПН нами было выявлено, что у студентов астено-торакального и мышечного ТТ на третьем этапе реабилитации степень выраженности НПН значительно ниже, чем на втором и первом этапах (Р<0,05). У студентов дигестивного ТТ нервно-психическое напряжение также снизилось на третьем этапе реабилитации, но различия статистически не достоверны (Р>0,05).
В контрольной группе показатель НПН существенно выше на протяжении всех лет занятий физической культурой по общепринятой методике в сравнении с экспериментальными группами.
На третьем этапе реабилитации, в результате систематических занятий по разработанной нами методике физической подготовки улучшилось здоровье и снизилось количество обращаемости за врачебной помощью студентов экспериментальной группы (табл. 2).
Так, если на первом курсе (соответственно первый этап реабилитации) каждый студент обращался за врачебной помощью в среднем 3,8 раз, то на третьем курсе (третий этап реабилитации) количество жалоб стало значительно меньше.
На протяжении проведения основного эксперимента нами отмечен фактор улучшения физического развития и здоровья студентов-юношей. Он проявляется в совершенствовании различных функций и систем организма студентов, повышении их физической подготовленности и работоспособности.
В течение трех учебных лет, на основании медицинского заключения о состоянии здоровья из специальной медицинской группы 38 студентов были переведены в подготовительную и основную группы, то есть в категорию практически здоровых людей. Это составило 13% всех студентов. Если данный показатель сравнивать с контрольной группой, то количество студентов, переведенных в основную и подготовительную группы, оказалось в 2 раза меньше и составило 5%. Наибольший процент студентов СМГ, ставших практически здоровыми, отмечен на третьем этапе реабилитации: 23 человека или 8%.
Вывод
Таким образом, с первого по третий этап реабилитации у студентов СМГ признаки адаптации проявляются неоднозначно. Наиболее заметно они выражены у представителей мышечного и астено-торакального ТТ, затем - дигестивного ТТ; наименее адаптированными оказались представители контрольной группы; контроль индивидуальной адаптации студентов к учебным нагрузкам помогает преподавателям корректировать оздоровительный процесс по физической культуре в вузе.
Перспективы дальнейших исследований
В дальнейших наших исследованиях следует изучить, влияет ли распределение практически здоровых студентов в вузе, по типу конституции тела для проведения занятий по физической культуре, на адаптацию к учебному процессу.
Таблица 2.
Динамика обращаемости студентов за медицинской помощью на первом и третьем этапах реабилитации (количество раз)
Причина обращаемости АТТ ТТТ мтт дтт
Этап реабил. Этап реабил. Этап реабил. Этап реабил.
первый третий первый третий первый третий первый третий
Основное заболевание 40 32 39 23 34 21 40 24
Головные боли 49 12 51 32 25 11 34 21
Общая слабость 65 22 54 18 43 12 64 32
Боли в сердце 1 12 6 5 2 18 9
Простудные заболевания 56 23 39 21 23 15 43 22
Всего 210 90 195 100 130 61 199 108
Литература
1. Зайцева В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида / В. В. Зайцева,
В.Д. Сонькин // Физическая культура индивида. - 1994. - С. 21-27.
2. Исаев А. П. Стратегия адаптации человека / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Т. В. Потапова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. - 248 с.
3. Лёвушкин С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы / С. П. Лёвуш-
кин. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 232 с.
4. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -
200 с.
5. Татонь Я. Ожирение: патофизиология, диагностика, лечение / Я. Татонь. - Варшава: Польское мед. изд-во, 1981. - 363 с.
6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э.Унт. -М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
7. Шейко В. И. Соотношение конституции тела и нарушений в показателях здоровья студентов специальных медицинских
групп / В. И. Шейко, А. С. Львов // Вюник проблем бюлогп i медицини - 2015 - Вип. 4, Том 2 (124), С. 319-322.
УДК: 611.112
ВПЛИВ РУХОВО1 АКТИВНОСТ1 НА ЗАХВОРЮВАН1СТЬ СТУДЕНТ1В СПЕЦ1АЛЬНИХ МЕДИЧНИХ ГРУП З Р1ЗНИМ ТИПОМ СТАТУРИ
Львов О. С., Шейко В. I., Глазков Е. О.
Резюме. Вивчення конституцюнальних особливостей людини багато в чому обумовлено 1х зв'язком з р1зною реакц1ею цтюного оргаызму на одн1 й т1 ж дозован ф1зичн1 навантаження I хвороботворн чинники. Взаемозв'язок конституцюнальних ознак I здоров'я е одн1ею з найважлив1ших сторш конституцюнологп.
Метою нашого дослщження було вивчення вплив рухово! активност1 на стан здоров'я студент1в спец1аль-них медичних груп з урахуванням !х конституцп тта I захворюванютю.
Для цього ми використовували загальноприйнят1 методи антропометричних дослщжень, анал1зували медичн карти студент1в спец1альних медичних груп. Загальна юлькють волонтер1в склала 298 юнаюв.
Протягом трьох навчальних роюв, на пщстав1 медичного висновку про стан здоров'я 1з спец1ально1 медич-но! групи 38 студент1в були переведен! в пщготовчу I основну групи, тобто в категорю практично здорових людей. Це склало 13% вс1х студент1в. Якщо даний показник пор1внювати з контрольною групою, то ктьюсть студент1в, переведених в основну I пщготовчу групи, виявилася в 2 рази менше I склала 5%. Найбтьший вщ-соток студент1в СМГ, що стали практично здоровими, вщзначений на третьому етап1 реаб1л1тацИ: 23 людини або 8%.
Таким чином, з першого по трет1й етап реаб1л1тацИ у студент1в СМГ ознаки адаптацИ проявляються неоднозначно. Найбтьш пом1тно вони виражен у представник1в м'язового I астено-торакального ТТ, пот1м - ди-гестивного ТТ; найменш адаптованими виявилися представники контрольно! групи; контроль Ыдивщуаль-но! адаптацп студент1в до навчального навантаження допомагае викладачам коригувати оздоровчий процес з ф1зично! культури у вуз1.
Ключовi слова: конституц1я т1ла, захворювання, спец1альн1 медичн1 групи.
УДК: 611.112
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Львов А. С., Шейко В. И., Глазков Э. А.
Резюме. Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией целостного организма на одни и те же дозированные физические нагрузки и болезнетворные факторы. Взаимосвязь конституциональных признаков и здоровья является одной из важнейших сторон конституционологии.
Целью нашего исследования явилось изучение влияние двигательной активности на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп с учетом их конституции тела и заболеваемостью.
Для этого мы использовали общепринятые методы антропометрических исследований, анализировали медицинские карты студентов специальных медицинских групп. Общее количество волонтёров составило 298 юношей.
В течение трех учебных лет, на основании медицинского заключения о состоянии здоровья из специальной медицинской группы 38 студентов были переведены в подготовительную и основную группы, то есть в категорию практически здоровых людей. Это составило 13% всех студентов. Если данный показатель сравнивать с контрольной группой, то количество студентов, переведенных в основную и подготовительную группы, оказалось в 2 раза меньше и составило 5%. Наибольший процент студентов СМГ, ставших практически здоровыми, отмечен на третьем этапе реабилитации: 23 человека или 8%.
Таким образом, с первого по третий этап реабилитации у студентов СМГ признаки адаптации проявляются неоднозначно. Наиболее заметно они выражены у представителей мышечного и астено-торакального ТТ, затем - дигестивного ТТ; наименее адаптированными оказались представители контрольной группы; контроль индивидуальной адаптации студентов к учебным нагрузкам помогает преподавателям корректировать оздоровительный процесс по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: конституция тела, заболевания, специальные медицинские группы.
UDC: 611.112
INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY ON THE INCINDENCE OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH DIFFERENT BODY TYPE
Lvov O. S., Sheiko V H., Glazkov E. A.
Abstract. In the last two decades in physiology, medicine, pedagogy and increased interest in studying the problem of correlation of the total, private and local constitutions of the human body, allowing to identify and predict the originality of reactive processes that occur in any organ or organ system. Interest in the study of constitutional features of a person is largely due to their connection with different reaction of the whole organism in the same dosage exercise and pathogenic factors. The relationship of constitutional symptoms and health is one of the most important aspects of konstitutsionologii.
Thus, the aim of our study was to investigate the effect of motor activity on the health of students of special medical groups based on their body composition and morbidity.
The study was conducted in accordance with generally accepted bio-ethical standards in compliance with the relevant principles of the Helsinki Declaration of Human Rights, Council of Europe Convention on Human Rights and Biomedicine and the relevant laws of Ukraine concerning the experimental and clinical studies. All persons who participated in the study agreed to participate in the examination and tests, digital results that were used in our study.
To do this, we used the conventional methods of anthropometric studies, analyzed the medical records of students of special medical groups.
Research conducted at the Department of Anatomy and Human and Animal Physiology University of Luhansk. The study took a group of students who are engaged in special medical groups (Institute of Pedagogy and Psychology, Institute of Economics and Business, Faculty of Foreign Languages, Faculty of Ukrainian Philology). The total number of volunteers reached 298 boys.
In the study we were interested in the health status indicators, with the most significant association with morphological and functional features of the body. Data on morbidity are one of the main criteria in assessing the health of students and the effectiveness of measures for its preservation and strengthening. In the study of the health status of students with a variety of body types, we took into account data on acute morbidity. We used the data of medical records of students, showing the number and duration of disease. A significant factor characterizing the level of health SMG students is the optimal condition of the musculoskeletal system. The rehabilitation program was implemented in a period of three academic years, respectively, the first year of the first stage, the second year - the second stage of the third year - the third stage.
Comparing the number of cases of absenteeism in the different groups, it can be stated that the incidence decreased significantly (P<0.05) in all experimental groups engaged by the proposed scheme. Improving this indicator is visible at all stages of rehabilitation, but the most significant changes observed in the final stage (P<0.05). In the control group, this figure has not changed (P>0.05).
During the conduct of the main experiment, we observed improvement factor of physical development and health of students, boys. It is manifested in the improvement of the various functions and systems of students, improve their physical fitness and health.
Within three years of study, based on a medical report on the health status of a special group of 38 medical students were transferred to the preparatory and basic groups, the category of healthy people. This amounted to 13% of all students. If this figure compared with the control group, the number of students who transferred to the primary and preparatory group was 2 times less and was 5%. The highest percentage of students SMG, which became practically healthy, marked the third stage of rehabilitation: 23 people or 8%.
Conclusion. Thus, from the first to the third stage of rehabilitation of students SMG signs of adaptation appear ambiguous. Most notably, they expressed the representatives of the muscle and asthenic-thoracic CT, and then -digestivny TT; Least adapted were the representatives of the control group; control of individual adaptation of students to the teaching load helps teachers to adjust the healing process on physical training in high school.
Keywords: medical group, body type, disease.
Рецензент - проф. Мщенко I. В.
Стаття надшшла 02.11.2015 року