М.А. ЛЯМЗИН, A.A. СЕМЕНОВ
M.A. LYAMZIN, A.A. SEMYONOV
успешный «старт в науку»
SUCCESSFUL «START INTO SCIENCE» КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ЗАЛОГ УСПЕХА COLLECTIVE CREATIVE WORK IS KEY TO SUCCESS
Сведения об авторах: Лямзин Михаил Алексеевич - методист лаборатории инновационных образовательных технологий ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», профессор кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», доктор педагогических наук, профессор, полковник запаса (г. Москва);
Семенов Алексей Алексеевич - начальник лаборатории инновационных образовательных технологий ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», подполковник запаса (г. Москва).
Аннотация. В данной статье анализируются результаты участия Московского суворовского военного училища в IV Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку». Представлены достижения суворовцев в каждой секции. Показаны основные тенденции современного развития проектной детальности в училище, которые способствовали успешному решению задачи подготовки к Фестивалю.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, Всеармейский фестиваль «Старт в науку», проектная деятельность.
Information about the authors: Mikhail Lyamzin - Methodologist of the Laboratory of Innovative Educational Technologies, FSBEE «Moscow Suvorov Military School of the RF Defence Ministry», Professor of the Subdepartment of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Moscow State Linguistic University, D. Sc. (Ped), Professor, Colonel (res.) (Moscow);
Aleksey Semyonov - Chief of the Laboratory of Innovative Educational Technologies, FSBEE «Moscow Suvorov Military School of the RF Defence Ministry», Lieutenant-Colonel (res.) (Moscow).
Summary. This article analyses the results of participation of the Moscow Suvorov Military School in the IV All-Army Festival of Innovative Scientific Ideas «Start into Science». The achievements of Suvorov pupils are presented in each section. The main tendencies of modern development of project activities in the school, which contributed to the successful solution of the task of preparation for the Festival, are shown.
Keywords: innovative educational technologies, All-Army Festival «Start into Science», project activities.
Обучение в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации немыслимо без инновационных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся и формирующих у них навыки саморазвития
и самообразования. Одной из наиболее эффективных технологий, получившей в последнее время широкое распространение, признана проектная деятельность как вид самостоятельной творческой работы обучающихся.
В основе проектной деятельности лежит сотрудни-
чество педагога и учащегося, а развитие творческих способностей является целью непрерывного образования и создания возможностей для формирования первичных профессионально значимых умений учащихся.
Публичная форма системы оценки успешности проект-
ной деятельности обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время реализована в виде ежегодного Всеармейского фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку» (далее - Фестиваль).
Проекты воспитанников Московского суворовского военного училища были представлены во всех номинациях Фестиваля.
Самых высоких оценок авторитетного жюри Фестиваля удостоился коллективный проект московских суворовцев. Созданная ими модель многофункционального ро-бототехнического комплекса высокой проходимости «Су-воровец-1», предназначенного для осуществления разведки местности и огневой поддержки передовых и разведывательных подразделений, на выставке научно-технического и прикладного творчества получила рекордно высокие баллы за актуальность идеи и возможность использования при решении военно-прикладных задач, что позволило занять первое место в номинации секции 4. Работа над этим проектом и его описание заслуживают более подробной характеристики.
Целью проекта являлось натурное представление в форме модели своего видения перспективного многофункционального робототехни-ческого комплекса военного назначения, сочетающего превосходные тактико-технические характеристики и высокотехнологичные подходы к решению специальных задач применения сложных боевых систем в условиях современных военных действий. Акцент на применение высоких технологий был обусловлен существующими
тенденциями развития военной техники и базировался на обобщении информационных материалов, содержащихся в тематических публикациях открытых источников, периодических изданиях и на сетевых ресурсах Интернета. Работа с ними занимала существенное время, которое предоставлялось суворовцам целевым образом, что позволило оптимизировать вариантность структурных решений проекта. Помимо этого значительное влияние на формирование концепции робототехнического комплекса оказали консультации специалистов Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники Министерства обороны Российской Федерации, с которыми московских суворовцев связывают давние и тесные деловые отношения.
Творческий коллектив суворовцев Георгия Грудинко, Назима Малышева и Валерия Иванова сложился в начале учебного года, а его становлению в качестве руководителей деятельно помогали преподаватель информатики Дмитрий Олегович Антон-ников и преподаватель технологий Александр Сергеевич Асламов. Условия для практических изысканий в
рамках задуманного проекта обеспечил заведующий учебно-производственной мастерской Павел Николаевич Федин.
Важно отметить, что отношение педагогов и руководителей проекта к авторам не носило однозначно менторского характера, а, наоборот, ориентировало их на творческое применение полученных за время обучения в училище знаний, навыков и умений. Старшие товарищи предоставили суворовцам полную независимость в выборе направлений поиска проектных решений и путей их реализации, не лишая их права на ошибку, но давая при этом возможность самостоятельно анализировать ее причины и сущность, а что самое главное - понимание, как избежать в будущем повторения подобных ситуаций. Все это способствовало созданию творческой атмосферы в коллективе исследователей, раскрепощенности суворовцев в формулировании новых идей, отмежеванию от примитивного подражания и эпигонства.
Благодаря именно такому подходу родилась и оформилась идея нетрадиционного способа энергоснабжения систем робототехнического комплекса с использованием дви-
гателя Стирлинга, принцип работы которого качественно отличается от привычного двигателя внутреннего сгорания. Запатентованный еще в 1816 г. в Шотландии Робертом Стирлингом как «тепловая машина», он поначалу составлял достойную конкуренцию традиционным для того времени паровым двигателям. Однако вскоре о двигателе Стирлинга забыли, поскольку технологический уровень того времени не позволял полностью реализовать его принципиальные преимущества и потенциальные возможности. К их числу следует отнести простоту, высокую надежность, долговечность и доходящий до 70 процентов коэффициент полезного действия. Однако все это стало возможным при использовании современных высоких технологий промышленного производства. В настоящее время двигатель Стирлинга с генератором используют во многих областях жизнедеятельности человека как универсальный источник электрической энергии, а также в холодильниках, насосах, на подводных лодках и солнечных электрических станциях. Иногда он классифицируется как «двигатель внешнего сгорания».
Другим оригинальным решением данного проекта стало использование радиотехнической системы определения местоположения подвижных объектов АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание, англ. ADS-B - Automatic dependent surveillance-broadcast). Эта технология, позволяющая наблюдать движение воздушных судов с большой точностью и получать аэронавигационную информацию с отображением воздушной обстановки на мониторе оператора, внедряется в настоящее время в передовых по технологическому развитию странах мира. Ее принципиальным достоинством является возможность функционирования в пассивном режиме, что обеспечивает скрытность работы всего робототехниче-ского комплекса.
В процессе выполнения проекта суворовцы предложили расширить возможности контроля робототехниче-ского комплекса за наземной обстановкой в условиях незнакомой местности района боевых действий при помощи квадрокоптера-разведчика, оборудованного системами телевизионной и инфракрасной разведки, а также лазерным боевым модулем. Положи-
тельно, что в походном положении квадрокоптер-развед-чик размещается на корпусе машины «Суворовец-1».
Продумывая оптимальную компоновку элементов робо-тотехнического комплекса, авторы проекта столкнулись с серьезными трудностями. Главная из них - выбор места размещения дистанционно управляемых робототехни-ческих модулей, которые, по замыслу авторов, должны быть предназначены для выполнения широкого спектра функций боевого обеспечения решаемых комплексом задач, включая огневую поддержку. После тщательного анализа разных вариантов было принято решение ввести в состав комплекса прицепную транспортную платформу для перевозки в походном положении четырех дистанционно управляемых наземных робо-тотехнических модулей. При развертывании в полевых условиях на ней же устанавливаются описанные выше источник энергоснабжения на базе двигателя Стирлинга и радиотехническая система определения местоположения подвижных объектов на основе приема АЗН-В сигналов воздушных судов.
Примечательно, что в ходе работы над проектом воспитанники училища самостоятельно увидели его дальнейшие перспективы. Они намерены продолжать работу в направлении поэтапного введения элементов искусственного интеллекта в процессы функционирования робототехнического комплекса. В этом стремлении их поддержали наставники, заметив, однако, что потребуется основательная теоретическая подготовка в области фундаментальных научных знаний, не охватываемых образовательной программой общего образова-
ния. Мировой уровень разработки вопросов методологии искусственного интеллекта открывает новые горизонты использования уже имеющихся отечественных высоких технологий в оборонных целях. Поэтому желание суворовцев развиваться в этом направлении может только приветствоваться.
Успешное выступление на Фестивале явилось ожидаемым результатом труда не только сборной команды училища, но и всего коллектива педагогических работников и суворовцев образовательной организации. Проведенный анализ хода подготовки и участия в Фестивале показал, что он пришел не автоматически, а стал итогом ряда положительных тенденций, которые наметились и набирают силу в инновационной образовательной деятельности училища в последнее время.
Среди них следует отметить, во-первых, стремление руководящего состава училища привлечь к участию в проектной деятельности всех обучающихся с 5 по 11 классы, всех преподавателей отдельных дисциплин и воспитателей суворовцев, а также создать команду профессионалов, осуществляющих научно-методическое обеспечение и сопровождение проектной деятельности. В училище разработано и реализуется на практике Положение «Об организации проектной деятельности в ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации"». Проектная деятельность организуется в соответствии с требованиями принципа учета возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся. Суворовцы по мере своих способностей и интеллектуальных сил в раз-
ных классах привлекаются к проектной деятельности как интегрированной форме формирования у них личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Это позволит создавать условия для того, чтобы у каждого обучающегося в проектной деятельности возникала своя зона ближайшего развития (термин классика отечественной психологии и педологии Л.С. Выготского), где он мог бы проявлять и развивать свои способности и таланты.
Итак, вовлечение в проектную деятельность всех обучающихся под руководством преподавателей и воспитателей, создание обстановки «фронтального» участия суворовцев в проектной деятельности способствуют появлению здоровой конкуренции и возможности выбора лучших проектов, что ведет к достижению весомых результатов.
Тематика проектной деятельности суворовцев организуется преимущественно на основе познавательных потребностей и интересов обучающихся. У многих суворовцев они возникли еще до или в процессе обучения в училище. Преподаватели и воспитатели с помощью психологов стремятся эти потребности и интересы выявить и при необходимости актуализировать. Однако педагогам нередко приходится их формировать, потому что современные молодые люди порой не задумываются о развитии своих интеллектуальных способностей.
Следовательно, организация проектной деятельности преимущественно от познавательных потребностей и интересов суворовцев позволяет им в большей степени раскрыть свой потенциал и приводит к лучшим результатам.
Необходимо назвать еще одну позитивную тенденцию инновационной образовательной деятельности в училище, которая, как мы полагаем, также способствовала достижению полученных результатов. Речь идет о продуманной организации делового взаимодействия всех субъектов проектной деятельности при ее координации со стороны заместителя начальника училища по инновационным образовательным технологиям Э.Ш. Шерихай. К этим субъектам относятся: руководители проектной деятельности, которыми являются преподаватели отдельных дисциплин или воспитатели суворовцев; организаторы проектной деятельности суворовцев - воспитатели учащихся; специалисты научно-методического обеспечения и сопровождения проектной деятельности - сотрудники учебного и воспитательного отделов, лабораторий инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения. Их взаимодействие направлено на достижение цели и решение задач проектной деятельности. Кроме этого, в проектной деятельности суворовцев могут принимать участие родители (законные представители) обучающихся, гражданские и военные ученые, преподаватели образовательных организаций высшего образования, научные сотрудники, представители оборонно-промышленного комплекса.
Практика показывает, что от слаженного взаимодействия всех вышеперечисленных участников проектной деятельности ее результативность возрастает. При этом активно развивается творческий потенциал как молодых людей в алых погонах, так и взрослых. "»•