H.A. МАРТЫНОВА, E.E. СКВОРЦОВА
N.A. MARTYNOVA, Ye.Ye. SKVORTSOVA
СОЗДАВАЯ НАУЧНУЮ СРЕДУ
CREATING A SCIENTIFIC ENVIRONMENT
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО СУВОРОВЦЕВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТУЛЬСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
THE SCIENTIFIC SOCIETY OF SUVOROV PUPILS AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR CONTROLLING RESEARCH ACTIVITIES IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS
Сведения об авторах. Мартынова Наталья Анатольевна — заместитель начальника (по учебной работе) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ» (г. Тула. E-mail: natmart59@ mail.ru);
Скворцова Евгения Евгеньевна - методист учебного отдела, преподаватель отдельной дисциплины (английский язык) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ», к.ф.н. (г. Тула. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье описывается процесс создания научного общества суворовцев «Открытие», обосновываются предпосылки его образования, раскрываются основные принципы научной работы в училище и описываются механизмы управления научно-исследовательской деятельностью.
Ключевые слова: научный класс, научное общество, научный подход, мотивация, научно-исследовательская деятельность.
Information about the authors. Natalya Martynova - Deputy Chief
(educational work) of the FSBEE «Suvorov Military School in the city of Tula» of the RF Defence Ministry (Tula. E-mail: [email protected]); Yevgenia Skvortsova - Cand. Sc. (Philol.), Methodologist of the Training Department, Teacher of Separate Discipline (English) of the FSBEE «Suvorov Military School in the city of Tula» of the RF Defence Ministry' (Tula. E-mail: [email protected]).
Summary. The article describes the process of creating the Scientific Society of Suvorov pupils «Discovery», substantiates the prerequisites for its formation, reveals the main principles of scientific work in the school and describes the mechanisms for controlling scientific research activities.
Keywords: scientific class, scientific society, scientific approach, motivation, research activity.
В наши дни геополитическая обстановка диктует необходимость подготовки высококвалифицированных военных кадров, умеющих выполнять сложные боевые задачи, разнопланово мыслить и находить решение в нестандартных ситуациях.
Военное образование будущего должно быть направлено на формирование офицера, готового не только отдать долг служения Отечеству в рядах действующей армии, но и внести интеллектуальный вклад в развитие оборонной способности страны.
«Наука всегда была в основе развития общества» с самого момента его зарождения, т.к. научная любознательность органично присуща человеку. Во все времена люди тянулись к знанию. В древности мыслители рассуждали об устройстве мира, пыта-
лись познать окружавшую их действительность, понять и объяснить явления и законы природы. В наши дни именно развитие научной мысли обеспечивает идею прогресса социума.
Сегодня мы говорим о науке как об особом виде познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру.
Тульское суворовское военное училище распахнуло свои двери для воспитанников 1 сентября 2016 года. На данный момент училище находится наэтапе становления, формируется уклад, имидж учебного заведения, закладываются собственные традиции, очерчиваются дальнейшие перспективы.
С первых дней работы в училище сформировалось четкое понимание необходимости организации учебно-воспитательного процесса в совершенно новом ключе, в свете научного подхода к знанию.
8 сентября 2016 года училище посетил Президент РФ В.В. Путин. Именно он выдвинул идею формирования нового поколения будущих защитников Родины. Эту мысль поддержал губернатор Тульской области А.Г. Дюмин. Так, в соответствии с устным поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, распоряжением заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина и Министра обороны Российской Федерации, с приказом командующего воздушно-десантными войсками «О формировании в Тульском суворовском училище научного класса с углубленным изучением основ и
направлений военной науки» 1 марта 2017 года в ТлСВУ был открыт научный класс.
Создание научного класса, безусловно, наложило дополнительную ответственность на педагогический коллектив училища, поставило перед преподавателями задачу сформировать основы научного знания обучающихся. Причем сделать это в максимально корректной форме, сформировать мотивацию, не испугав учеников сложным и непонятным. Желание познавать и открывать для себя необъятный и удивительный мир науки должно постепенно зарождаться в умах воспитанников. Только пошаговые последовательные действия педагогов, воспитателей и психологов помогут сформировать научно-исследовательский интерес суворовцев.
С целью реализации научно-исследовательской деятельности и раскрытия творческого потенциала суворовцев в 2016-2017 учебном году в ТлСВУ работали олим-пиадные центры по 5 предметам: математика, русский язык, биология, английский язык, история.
В научном взводе читались такие курсы по выбору, как «Навигационные системы высокоточного оружия», «Основы аналоговой электроники», «Современные системы вооружений», «Группа исследования мозга», «Введение в химию».
Наши воспитанники разрабатывали и защищали собственные проекты на конференциях регионального и всероссийского уровней, проводили первые эксперименты и делали открытия.
Все это явилось предпосылками к очень важному шагу: созданию научного общества суворовцев «Открытие», приуроченному к завершению I научно-практической конфе-
ренции «Мир науки - шаг в будущее». На конференции суворовцы представили свои проекты и разработки, подготовленные под руководством педагогов основного и дополнительного образования. Лучшие работы по итогам конференции были удостоены чести быть представленными на III Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» в г. Оренбурге.
Основными задачами общества были определены следующие:
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знания;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка исследовательской, проектной деятельности в училище;
- формирование у суворовцев навыков исследовательской и проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов;
- развитие исследовательской компетенции учащихся.
В процессе своего развития наука не раз подвергалась попыткам классифицировать ее по роду деятельности, направлению. Как следствие, сегодня мы говорим о естественных, технических, общественных и гуманитарных науках.
Научное общество суворовцев «Открытие» осуществляет свою деятельность в русле основных направлений научного знания, соответствующих методическим объединениям преподавателей училища: естественные науки (химия, биология, география), физико-математические науки (физика, математика, информатика), гуманитарные науки (история, обществознание), филологические науки (русский язык, литература, иностранные языки). Такое распределение предметов по отраслям
Схема. Организация работы научного общества суворовцев «Открытие»
науки, на наш взгляд, способствует раскрытию потенциала обучающихся в исследовательской, проектной и творческой сферах.
Работа научного общества суворовцев подчинена определенной иерархии. Общее руководство научно-исследовательской работой в училище осуществляет заместитель начальника по учебной работе. Контроль за работой научного общества осуществляет руководитель НОС (из числа педагогических работников). Непосредственное руководство научным обществом «Открытие» осуществляет Президент, избранный из числа суворовцев. Первичной организацией НОС является секция. Во главе каждой секции стоят руководитель - преподаватель дисциплины и соруководитель от учащихся. Президент НОС, руководитель НОС, руководители и соруководители секций НОС образуют Совет - высший руководящий орган. Руководители секций совместно с соруководителями планируют и организуют работу секций, анализируют полученные результаты, представляют их в Совет. Совет НОС осуществляет общую координацию
работ, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к внутриучилищ-ным и внеучилищным конференциям различного уровня (см. схему).
На наш взгляд, такая организация научно-исследовательской работы воспитанников приучает их к самостоятельности и умению принимать взвешенные и обоснованные решения. Наделение суворовцев полномочиями принятия решений, самостоятельного выбора темы исследования и руководителя проекта вырабатывает чувство ответственности, а также обеспечивает свободу выбора научного пути воспитанников.
Создание такого объединения как научное общество в учебном заведении продиктовано, в первую очередь, потребностями современного общества в подготовке высокоинтеллектуальных абитуриентов, нацеленных на поступление в высшие учебные заведения, способных к научной работе, пополнению исследовательского потенциала страны. Новое поколение суворовцев должно не только овладеть основными зна-
ниями по ряду дисциплин, но и быть способным к определению проблемы, анализу и синтезу информации и литературных источников, постановке целей и задач исследования, формулированию выводов. Новый критичный взгляд, неординарный подход к различным сферам научного знания, поиск нестандартных путей решения поставленных задач - все это представляется необходимыми условиями для создания научной среды в ТлСВУ. +
ЛИТЕРАТУРА
1. Наука всегда была в основе развития общества [Электронный ресурс]. http://www.msu. ru/news/nauka-vsegda-byla-v-osnove-razvitiya-obshchestva. html.
2. Возникновение науки и основные этапы ее развития [Электронный ресурс]. http:// edusupport.ru/aspirantu /otvety-na-vstupitelnye-ekzameny-po-filosofii/vozniknovenie-nauki-i-osnovnye-etapy-ee-razvitia/.
3. Студопедия: электронный справочник [Электронный ресурс]. http://studopedia.ru.
4. Студопедия [Электронный ресурс]. https://studopedia.ru.