Научная статья на тему 'УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА'

УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА / ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уторова Лилия Равильевна, Новикова Ольга Александровна

В статье представлены результаты деятельности региональной инновационной площадки «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» в контексте целевых установок деятельности, а также определения критериев и показателей инноваций. Анализ деятельности представлен не как калейдоскопический перечень мероприятий, а как описание педагогической системы, которая основывается на понимании её как совокупности взаимосвязанных элементов (целей, содержания, условий, форм, методов), способствующих и направленных на достижение обозначенных целей. Предлагается описание школьной модели наставничества с компонентами - смысловой, методологический, содержательный, деятельностный, результативный. Презентуемая модель является образом деятельности школьного коллектива, а её реализация показала обоснованность деятельности и направленность на результат. Представлено краткое описание каждого компонента модели и представлены практические действия и результаты. Также описаны содержательные особенности ряда программ наставничества по моделям «учитель - ученик» с вариациями «учитель - ученик - научный руководитель» и «учитель - ученик - мастер», «ученик - ученик».Оценка и диагностика результатов деятельности школы показывают, что предложенная школьная модель наставничества является практически реализуемой, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уторова Лилия Равильевна, Новикова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSFUL PRACTICES OF MENTORING AT SCHOOL USING THE POTENTIAL OF SOCIAL PARTNERSHIP

The article presents the results of the activities of the regional innovation platform “Mentoring strategies as a mechanism for the social adaptation of students” in the context of the target settings of the activity, as well as the definition of criteria and indicators of innovation. The activity analysis is presented not as a kaleidoscopic list of activities, but as a description of the pedagogical system, which is based on understanding it as a set of interrelated elements (goals, content, conditions, forms, methods) that contribute to and aim at achieving the designated goals. A description of the school model of mentoring is proposed with components - semantic, methodological, meaningful, activity-based, and productive. The presented model is an image of the activity of the school team, and its implementation showed the validity of the activity and focus on results. A brief description of each component of the model is provided and practical actions and results are presented. The content features of a number of mentoring programs according to the “teacher-student” models with variations “teacher-student-supervisor” and “teacher-student-master”, “student-student” are also described.Evaluation and diagnostics of school performance results show that the proposed school mentoring model is practically realizable, ensuring the achievement of the planned results of mastering the basic educational programs by students.

Текст научной работы на тему «УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА»

Успешные практики наставничества в школе с использованием потенциала социального партнёрства

Уторова Лилия Равильевна,

директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» E-mail: mou68imrodionovaen@mail.ru

Новикова Ольга Александровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Родионова Е.Н.» E-mail: mou68imrodionovaen@mail.ru

В статье представлены результаты деятельности региональной инновационной площадки «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся» в контексте целевых установок деятельности, а также определения критериев и показателей инноваций. Анализ деятельности представлен не как калейдоскопический перечень мероприятий, а как описание педагогической системы, которая основывается на понимании её как совокупности взаимосвязанных элементов (целей, содержания, условий, форм, методов), способствующих и направленных на достижение обозначенных целей. Предлагается описание школьной модели наставничества с компонентами -смысловой, методологический, содержательный, деятельност-ный, результативный. Презентуемая модель является образом деятельности школьного коллектива, а её реализация показала обоснованность деятельности и направленность на результат. Представлено краткое описание каждого компонента модели и представлены практические действия и результаты. Также описаны содержательные особенности ряда программ наставничества по моделям «учитель - ученик» с вариациями «учитель - ученик - научный руководитель» и «учитель - ученик - мастер», «ученик - ученик».

Оценка и диагностика результатов деятельности школы показывают, что предложенная школьная модель наставничества является практически реализуемой, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.

Ключевые слова: наставничество, школьная модель наставничества, программы наставничества.

о с

CJ

см оо

Рассматривая топ-позицию наставничества в Год педагога и наставника, можно утверждать, что наставническая деятельность в школе имеет как серьёзное историческое прошлое, так и современную магистраль и перспективность.

Представляя обобщённые результаты трехлетней деятельности региональной инновационной площадки (РИП) МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» «Стратегии наставничества как механизм социальной адаптации учащихся», мы опираемся на:

- целевые установки деятельности РИП;

- критерии и показатели педагогических инноваций как результата деятельности РИП;

- рассмотрение инновации как педагогической

системы [1].

В данном случае необходимо указать, что дефиниция «педагогическая система» основывается на понимании её как совокупности взаимосвязанных элементов (целей, содержания, условий, форм, методов), способствующих и направленных на достижение обозначенных целей. В нашем случае данная позиция обозначена следующим образом - повышение результативности деятельности школы и качества образовательных результатов, что абсолютно коррелирует с идеологией всех стратегических документов [3; 4; 5]. Осуществимость обозначенной позиции на практике и будет освещена в настоящей статье.

Первоначально в 2021 г. в школе была спроектирована школьная модель наставничества, которая включала такие компоненты как смысловой, методологический, содержательный, деятельност-ный, результативный. В данном случае модель является образом деятельности школьного коллектива, а её реализация показала обоснованность деятельности и направленность на результат [6]. Поэтому кратко описывая содержание каждого компонента модели, мы представляем в некотором роде и наши практические действия и результаты.

Смысловой компонент включает основную идею, цели и задачи проекта. К основной идее относится следующее: совершенствование общего образования посредством реализации различных моделей наставничества, организованных с использованием потенциала партнеров (школа - вуз - колледж - учреждение дополнительного образования; школа - бизнес-сообщества - промышленные предприятия), направленных на развитие у обучающихся, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), навыков XXI века. А цель уже была обозначена в конкретных рамках - создание эффективной системы наставни-

чества обучающихся, направленных на развитие метакомпетенций, способствующих их активной социализации и социальной адаптации [7].

Методологический компонент включает подходы (деятельностный, ресурсный, персоналист-ский) и принципы (в данном случае они выступают как правила). Персоналистский подход позволит и позволил акцентировать внимание на реализации моделей наставничества «учитель - ученик» (с вариациями «учитель - ученик - научный консультант», «учитель - ученик - мастер»), «ученик - ученик». Принципы также опишем кратко и только в назывном порядке. К таким мы относим принципы:

- превентивного и адресного характера;

- продвижения (от незнания к пониманию и умению использовать) обучающихся на основании выявления их затруднений в формировании и развитии метакомпетенций;

- управленческого содействия как инструмента сопровождения реализации программ наставничества;

- стимулирования обмена знаниями;

- целесообразного использования внешних и внутренних ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, программно-методических);

- непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов и приобретения дополнительных компетенций специалистами школы по реализации программ наставничества;

- стремления к равенству, культурной отзывчивости и позитивным академическим и социальным переменам.

Содержательный компонент включает описание используемых типов наставничества, реализуемых моделей и программ наставничества, а также целевые группы. Используются такие типы наставничества как личное, групповое, командное, каскадное, наставничество ровесниками.

Модели наставничества мы описывали ранее -это «учитель - ученик» с вариациями «учитель -ученик - научный руководитель» и «учитель - ученик - мастер», «ученик - ученик» [9]. Опишем только некоторые уникальные модели.

Наставничество по форме «учитель - ученик -научный консультант» организуется нами через сетевое взаимодействие:

- с ведущими вузами: Челябинский государственный университет (факультет экологии): разработка проектов по направлению «Экологические проблемы Челябинской области», участие обучающихся в летней выездной экологической практике; Южно-Уральский государственный университет (факультет пищевых технологий): разработка и реализация проектов на базе лаборатории факультета, проведение профильной смены на базе факультета; ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет (естественнонаучный факультет, профессиональный педаго-

гический институт): проведение «Дней науки» на базе школы;

- через сетевое взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования -Челябинским профессиональным колледжем, Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом им. А.В. Яковлева. Реализуется как сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности - «Профессиональные пробы» по специальностям «Автомеханик», «Мастер сухого строительства», «Металлообработка», «Техническая эксплуатация подвижного состава», «Сервис на транспорте», «Организация перевозок и управление на транспорте» для обучающихся 8-9 классов;

- с учреждениями дополнительного образования детей: Дом юношеского технического творчества Челябинской области» (детский технопарк «Кванториум»): посещение квантумов «Промышленный дизайн», «IT-технологии», выполнение проекта «Рука». На базе квантумов «Промышленный дизайн», «IT-технологии» обучающиеся выполняют групповые проекты под руководством педагогов кванториума и учителей школы. Проект «Рука» осуществляется при поддержке областной клинической больницы, которую дети посещают в ходе реализации проекта; Детским юношеским центром Ленинского района Челябинска. Наставничество по форме «ученик - ученик»

организуется в рамках школьного Научного общества учащихся, конкурсной проектной деятельности, деятельности в органах ученического самоуправления.

Если рассматривать координаты целевых групп, то можно востребованность программ наставничества определить для:

- всех категорий учащихся основного и среднего общего образования, нуждающихся в профессиональном самоопределении;

- родительского сообщества, нуждающегося в помощи в воспитании ребенка, его профессиональном самоопределении;

- педагогов, заинтересованных в достижении высокого качества образования, повышении своей профессиональной компетентности, внедрении современных образовательных технологий, обмене опытом работы в профессиональном сетевом сообществе по вопросам методов, приемов обучения [2; 8];

- социальных партнеров, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров для Челябинской области.

Одним из главных инструментов реализации моделей наставничества в школе является программа наставничества. В школе принят локальный нормативный акт о структуре программ наставничества и механизмах их реализации. Необходимо отметить, что каждый год в школе стартовали по 5 программ наставничества и в настоящее время их реализуется 13. Для полного понимания

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

реализации наставнической деятельности опишем компактно содержание некоторых программ.

Модель «учитель - ученик» реализуется посредством:

1. Программы «Команда Добра - Мы!», которая предлагает привлекательные и интересные пути развития добровольчества. На базе теоретических знаний идёт практическая подготовка к волонтёрской деятельности и обучающиеся в ходе реализации программы включаются в решение проблемных социальных ситуаций в качестве волонтеров. В настоящее время в рамках указанной программы наставничеством охвачено 63 человека, наставников - 6.

2. Программы «Содружество - Лидер», направленной на развитие лидерских, социально значимых качеств личности школьника через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность. Программа предусматривает обучение лидеров школьного ученического самоуправления. При реализации этой программы используется в том числе групповое наставничество (используется опыт организации взаимодействия классов основного и среднего общего образования с подшефными начальными классами). В программе 781 участник, среди которых 405 наставляемых и 376 наставников.

Воплощению модели «учитель - ученик - научный консультант» способствовала реализация программы наставничества «Проекты сегодня - профессия завтра». Наставничество осуществляется как педагогом-предметником, так и профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения или учреждения социального партнера. В настоящее время в рамках программы реализуется проектная и исследовательская деятельность по 12 темам и направлениям, в проекте принимают участие 158 наставляемых, 12 учителей-наставников и 26 наставников-научных консультантов. Кроме этого, проектная деятельность реализуется в летние профильные смены (в образовательной организации разработаны и реализуются 5 программ профильных смен, основанных на принципах наставничества: «Путь в профессию», «Мир без границ» (для детей-инофонов), «Будущий инженер», «Лидеры», «От урбоэкологии к экоурбоэкологии»).

Модель «учитель - ученик - мастер» реализуется посредством программ наставничества «Знаю. Хочу. Могу. Делаю», которая направлена на активизацию профессионального и личностного потенциала наставляемого, усиление его мотивации к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым предполагается прикладное знакомство с профессией. Одним словом, программа направлена на создание системы 5 организационно-педагогического сопровождения § профессионального самоопределения обучаю-Я щихся. В настоящее время в рамках этой програм-° мы охвачены наставничеством 470 обучающихся ав уровня основного и среднего общего образования,

с ними работают в качестве наставников 27 учителей и 26 представителей организаций-партнеров.

Модель «ученик - ученик» реализуется через программы детского самоуправления «Содружество» и «К успеху - вместе!», предполагающие взаимодействие, при котором обучающийся 10-11 классов, обладающий организаторскими и лидерскими качествами и имеющий высокие образовательные результаты, оказывает практическую помощь наставляемому в проектной и исследовательской деятельности. В реализации этой программы участвуют 72 наставляемых и 33 наставника.

Деятельностный компонент целевой модели наставничества описывает этапы реализации и роли участников. Этапы определены как отно-шенческий, процессуальный, продуктивный.

На отношенческом этапе проводился отбор оснований для определения содержания, методов, форм наставничества и степени влияния на качество образования; создание локальной нормативной базы; определение содержания управленческих, методических и педагогических стратегий для реализации программ наставничества; выстраивание договорных отношений и (или) перезагрузка с социальными партнёрами; поиск, отбор и аудит имеющихся в МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» ресурсов; определение направлен-ностей программ наставничества; формирование показателей эффективности. Стоит отметить, что нами были продуманы и нормативно закреплены механизмы стимулирования наставников и наставляемых: для наставников предусмотрены благодарственные письма и стимулирующие выплаты, для наставляемых - благодарственные письма им и их родителям, публикации о них в социальных сетях.

На процессуальном этапе проводилось информационное, консультационное и научно-методического сопровождение всех участников; осуществлялась реализация программ наставничества с использованием внешних и внутренних ресурсов; проводился мониторинг промежуточных результатов реализации программ наставничества и внесение изменений и дополнений в содержательные, процессуальные, организационные, управленческие средства реализации целевой модели наставничества.

Продуктивный этап связан с осуществлением системного анализа реализации целевой модели наставничества по оценке её эффективности с точки зрения устойчивости, а также по выявлению динамики результатов реализации целевой модели наставничества.

Результативный компонент модели связан, естественно, с определением достижения обозначенных целей - обеспечение качества образования. Здесь мы проводили сбор данных (мониторинг, оценка деятельности, наставнический аудит по разработанной системе критериев развития/ формирования метакомпетеций учащихся, в том числе с ОВЗ), а также определяли эффекты и ри-

ски реализации школьной целевой модели наставничества.

Оценка и диагностика результатов деятельности школы как РИП дают основания говорить о том, что модель наставничества, предложенная нами, является практически реализуемой, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ. Считаем, что разработанные модель, программы наставничества, локальные акты, определенные для их реализации формы и мероприятия могут быть успешно использованы в любых общеобразовательных организациях.

Уже сейчас очевидны и системные эффекты внедрения школьной модели наставничества: реализуемые программы позволяют обеспечить систему профессионального самоопределения обучающихся и развития волонтерской деятельности в школе, что соответствует региональной политике в области образования. В заключении считаем важным указать, что результатом деятельности РИП является педагогическая инновация как педагогическая система.

Литература

1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост.: М.А. Пинская, А.М. Михайлова. - Москва, 2019. - 76 с.

3. Методология (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145).

4. Паспорт федерального проекта «Современная школа» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

5. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

6. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021.

7. Скрипова, Н.Е. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как отражение лич-

ностного и социального смысла образования / Н.Е. Скрипова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. Т. 3. -№ 19. - С. 112-117.

8. Скрипова, Н.Е. Основания отбора содержания повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации // Казанский педагогический журнал, 2021, № 3. С. 42-50.

9. Формирование и реализация программ наставничества по модели «Учитель - ученик» [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Т.А. Абрамовских, А.В. Коптелов, А.В. Машуков и др. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 672 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021.

SUCCESSFUL PRACTICES OF MENTORING AT SCHOOL USING THE POTENTIAL OF SOCIAL PARTNERSHIP

Utorova L.R., Novikova O.A.

Secondary School No. 68 Chelyabinsk named after Rodionov E.N.

The article presents the results of the activities of the regional innovation platform "Mentoring strategies as a mechanism for the social adaptation of students" in the context of the target settings of the activity, as well as the definition of criteria and indicators of innovation. The activity analysis is presented not as a kaleidoscopic list of activities, but as a description of the pedagogical system, which is based on understanding it as a set of interrelated elements (goals, content, conditions, forms, methods) that contribute to and aim at achieving the designated goals. A description of the school model of mentoring is proposed with components - semantic, methodological, meaningful, activity-based, and productive. The presented model is an image of the activity of the school team, and its implementation showed the validity of the activity and focus on results. A brief description of each component of the model is provided and practical actions and results are presented. The content features of a number of mentoring programs according to the "teacher-student" models with variations "teacher-student-supervisor" and "teacher-student-master", "student-student" are also described. Evaluation and diagnostics of school performance results show that the proposed school mentoring model is practically realizable, ensuring the achievement of the planned results of mastering the basic educational programs by students.

Keywords: mentoring, school mentoring model, mentoring programs.

References

1. Bespalko, V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems / V.P. Bespalko. - Voronezh: Voronezh Publishing House. un-ta, 1977. - 304 p.

2. "4K" competencies: formation and assessment in the lesson: practical recommendations / author-compiler: M.A. Pinskaya, A.M. Mikhailova. - Moscow, 2019. - 76 p.

3. Methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and programs of secondary vocational education, including using the best practices for the exchange of experience between students (approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 25, 2019 No. R -145).

4. Passport of the federal project "Modern School" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated December 24, 2018 No. 16).

5. Passport of the federal project "Success of every child" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects, protocol dated December 24, 2018 No. 16).

6. Implementation of the target model of mentoring in educational organizations [Electronic resource]: guidelines / comp.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Yu.G. Makovetskaya, N.V. Gracheva, V.I. Serikova. - Electron. text data. (1 file: 904 Kb). - Chelyabinsk: CHIPPCRO, 2021.

7. Skripova, N.E. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia as a reflection of the personal and social meaning of education / N.E. Skripova // Psychology of Education in a Multicultural Space. - 2012. V. 3. - No. 19. - P. 112-117.

8. Skripova, N.E. Grounds for selecting the content of advanced training of teachers in the context of digitalization // Kazan Pedagogical Journal, 2021, No. 3. P. 42-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Formation and implementation of mentoring programs according to the model "Teacher - student" [Electronic resource]: methodological recommendations / T.A. Abramovskikh, A.V. Koptelov, A.V. Mashukov et al. - Electron. text data. (1 file: 672 Kb). -Chelyabinsk: CHIPPCRO, 2021.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.