Научная статья на тему 'Успешность учебной деятельности студентов педагогического вуза в связи с их индивидуально-психологическими характеристиками'

Успешность учебной деятельности студентов педагогического вуза в связи с их индивидуально-психологическими характеристиками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1066
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ЕГЭ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ОБЩИЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / UNIFIED STATE EXAMINATION (USE) SCORES / ACADEMIC PERFORMANCE / SUCCESSFUL LEARNING IN HIGHER EDUCATION / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / COGNITIVE STYLE / GENERAL MENTAL ABILITY / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евтух Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты исследования успешности учебной деятельности студентов педагогического университета и их разноуровневых индивидуально-психологических характеристик. Полученные данные подтверждают наличие тесных взаимосвязей результатов ЕГЭ, академической успеваемости студентов с поленезависимостью, уровнем общих умственных способностей, усилением сенсорно-перцептивного способа обработки информации, снижением меры автоматизации познавательных функций, показателями саморегуляции. Структуры корреляционных связей юношей и девушек имеют выраженную специфику. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости учёта разноуровневых характеристик индивидуальности студентов при их обучении в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSFUL STUDYING OF THE STUDENTS IN THE HIGH EDUCATIONAL PEDAGOGICAL ESTABLISHMENT IN RELATION TO THEIR INDIVIDUAL PHSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

The article represents the results of the survey devoted to the academic performance of the students in the pedagogical university and their split-level individual psychological characteristics. The obtained data prove the presence of close correlations among the Unified State Examination scores, students’ academic progress with field independence, general mental abilities, strengthening of sensory perceptual method of information processing, decreasing of automatization in cognitive functions, self regulation indexes. The structures of male and female correlations have conspicuous specificity. The results of the survey testify the necessity of taking into consideration split-level individual characteristics of students while their studying in the university.

Текст научной работы на тему «Успешность учебной деятельности студентов педагогического вуза в связи с их индивидуально-психологическими характеристиками»

УДК 159.923:378

Евтух Татьяна Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-85-90, e-mail: [email protected]

УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СВЯЗИ С ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ Tatiana V. Evtukh

Ph.D., assistant professor, chair of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

SUCCESSFUL STUDYING OF THE STUDENTS IN THE HIGH EDUCATIONAL PEDAGOGICAL ESTABLISHMENT IN RELATION TO THEIR INDIVIDUAL PHSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация: В статье представлены результаты исследования успешности учебной деятельности студентов педагогического университета и их разноуровневых индивидуально-психологических характеристик. Полученные данные подтверждают наличие тесных взаимосвязей результатов ЕГЭ, академической успеваемости студентов с поленезависимостью, уровнем общих умственных способностей, усилением сенсорно-перцептивного способа обработки информации, снижением меры автоматизации познавательных функций, показателями саморегуляции. Структуры корреляционных связей юношей и девушек имеют выраженную специфику. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости учёта разноуровневых характеристик индивидуальности студентов при их обучении в университете.

Ключевые слова: академическая успеваемость; ЕГЭ; успешность

обучения в высшем учебном заведении; индивидуально-психологические характеристики студентов; когнитивный стиль; общие умственные способности; саморегуляция.

© Евтух Т.В., 2014

Abstract: The article represents the results of the survey devoted to the academic performance of the students in the pedagogical university and their split-level individual psychological characteristics. The obtained data prove the presence of close correlations among the Unified State Examination scores, students’ academic progress with field independence, general mental abilities, strengthening of sensory perceptual method of information processing, decreasing of automatization in cognitive functions, self regulation indexes. The structures of male and female correlations have conspicuous specificity. The results of the survey testify the necessity of taking into consideration split-level individual characteristics of students while their studying in the university.

Key words: academic performance; Unified State Examination (USE) scores; successful learning in higher education; individual psychological characteristics of students; cognitive style; general mental ability; self-regulation.

Индивидуализацию обучения в высшей школе необходимо рассматривать как процесс и результат интегрального учета разноуровневых (индивидных, личностных и социально-психологических) характеристик индивидуальности, проявляющихся в содержательном и процессуальном аспектах деятельности студента в образовательном пространстве вуза.

К настоящему времени в рамках психологических исследований накоплен некоторый объём информации относительно предикторов успешности учебной деятельности, в качестве которых выступают: нейродинамические

характеристики (Мальцев, 2011; Штакк, Афанасьева, Козырева, 2012); тревожность и эмоциональные характеристики (Краснова, 2013; Ерёмина, 2007; Евдокимова, 2008); индивидуальный стиль саморегуляции психических состояний (Улановкая, 2011); личностные характеристики (Серёгина, 2001, Ерёмина, 2007; Дудорова, 2005; Кочергина, Най, Орёл, 2013; Гордеева, 2013); интеллект (Дудорова, 2005; Печатнова, 2009). Комплексному изучению субъективных и средовых детерминант посвящено исследование Дьячковой (2007), а готовности к учебной деятельности в вузе - Кусакиной (2009).

Однако исследованию нейродинамических, интеллектуальных, волевых и когнитивно-стилевых характеристик в комплексе с показателями успешности учебной деятельности уделено незначительное внимание.

Нами проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязей показателей успешности учебной деятельности и разноуровневых индивидуально-психологических характеристик студентов

педагогического вуза.

В качестве испытуемых выступили студенты 1-2-х курсов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Общая выборка составила 148 человек, из них 42 - юноши и 106 - девушки. Кроме средних баллов по ЕГЭ и успеваемости были включены показатели по следующим диагностическим методикам:

1) «Включенные фигуры» К. Готтшальдта;

2) «Сортировка объектов» Р. Г арднера;

3) «Словесно-цветовая интерференция» Дж. Струпа;

4) «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана;

5) опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б.Р. Кадырова;

6) опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой;

7) краткий ориентировочный тест (краткий отборочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика).

Результаты корреляционного анализа Пирсона в общей выборке испытуемых позволили выявить следующие факты:

Средний балл по ЕГЭ обнаруживает достоверные положительные связи с показателем правильных ответов по методике Готтшальдта (г=0,200; р<0,05) и с интегральным показателем методики КОТ (г=0,213; р<0,05), а также -отрицательные связи с показателем «вербальность» Д. Бровермана (Т2/Т1) по методике Струпа (г=-0,174; р<0,05) и гибкости по методике В.И. Моросановой (г=-0,172; р<0,05).

Таким образом, более высокие результаты ЕГЭ связаны с поленезависимостью и более высоким уровнем общих умственных способностей, усилением сенсорно-перцептивного способа обработки информации, снижением меры автоматизации познавательных функций (повышением их зависимости функционирования). Возможно, последний факт связан с необходимостью действовать именно в экзаменационном тестовом режиме.

На тесную связь уровня общих способностей и успешности учебной деятельности старшеклассников и студентов указывают факты, полученные разными авторами (из последних публикаций - Т.В. Корниловой, М.А. Новиковой (2012); Е.С. Сычёвой, Т.А. Ратановой (2011); Е.В. Щербаковой (2005)). Связь успешности сдачи экзаменов с поленезависимостью, вероятно, можно объяснить тем, что поленезависимые индивиды обнаруживают способность игнорирования давления наличной ситуации.

Средний балл по академической успеваемости студентов по итогам прошедшей сессии положительно коррелирует со временем выполнения теста Готтшальдта (быстротой нахождения простой фигуры в сложной -показателем, являющимся одним из нескольких, свидетельствующих о поленезависимости; г=0,173; р<0,05) и показателями «программирование» (потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ; (г=0,177; р<0,05) и «общий уровень

саморегуляции» по методике В.И. Моросановой (г=0,194; р<0,05).

По данным В.В. Архипова [2], полезависимые-поленезависимые студенты по конечным результатам учебной деятельности, по оценкам, получаемым на экзаменах, практически не отличаются друг от друга. Они достигают

положительных результатов за счет развития умений, доминирующих в данном стиле. У поленезависимых это происходит за счет таких интеллектуальных умений, как оценивание и прогнозирование.

Обсуждая возможные приёмы успешности в учебной деятельности поленезависимых студентов, Б. Франк и К. Кайре провели анализ особенностей конспектирования материала 195 студентами. Оказалось, что поленезависимые имеют более высокую академическую успеваемость

благодаря детализированным и хорошо структурированным записям [Цит. по: 10].

Аналогичные данные получены И.П. Шкуратовой и И.В. Абакумовой в работе, целью которой было изучение связей между академической

успеваемостью, индивидуальными особенностями конспектирования учебного материала и когнитивным стилем [1]. Индивидуальные особенности

конспектирования выявлялись на основе анализа конспектов лекций и научного текста. Поленезависимость положительно влияла на академическую успеваемость студентов, принимавших участие в эксперименте. Сопоставление особенностей конспектирования у студентов с низкой и высокой академической успеваемостью показало, что последние используют меньшее количество слов для записи, употребляют больше простых предложений, чаще сокращают слова, используют синонимы, перефразируют мысль, т.е. подвергают текст большей переработке.

Это касается конспектирования и лекций, и научных текстов вне аудитории. Сравнение конспектов полезависимых и поленезависимых студентов обнаружило аналогичную тенденцию. Следовательно, одним из факторов успешности обучения в вузе является способность к точной и быстрой переработке информации при конспектировании лекции или научной литературы. Одним из ее компонентов выступает умение переводить новую информацию на «свой» язык, что связано с высокой поленезависимостью [10].

Структуры корреляционных связей имеют выраженную специфику в зависимости от пола испытуемых.

Так, в выборке девушек:

Средний балл по ЕГЭ повторяет некоторые выявленные закономерности в общей выборке: в частности, обнаруживает достоверные положительные связи с количеством правильных ответов по методике Готтшальдта (г=0,323; р<0,001) и отрицательные связи с показателем Т2/Т1 по методике Струпа (г=-

0,205; р<0,05), а также показывает наличие специфических отрицательных взаимосвязей с показателями: Т2 (скорость называния цвета объектов) по методике Струпа (г=-0,250; р<0,01) и «моделирование» (развитость

представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности) по опроснику В.И. Моросановой (г=-0,197; р<0,05).

Таким образом, средний балл по ЕГЭ девушек связан с усилением поленезависимости и использования сенсорно-перцептивного способа

обработки информации, скорости называния цвета объектов (по цветной карте Струпа), способности выделять значимые условия достижения целей (как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем); усилением фантазирования, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий.

Возможно, снижение показателей по шкале «Моделирование» может свидетельствовать о приспособительной реакции на стрессовую ситуацию сдачи экзамена и выступает компенсаторным механизмом снижения тревожности.

Средний балл по академической успеваемости студенток также положительно связан с количеством правильных ответов по Готтшальдту (показателем поленезависимости) и отрицательно - с показателем «Т2» по методике Струпа (показателем скорости называния цвета объектов).

Следует отметить, что средний балл и по ЕГЭ, и по академической успеваемости девушек обнаруживает тесную положительную связь с показателем правильных ответов по методике Готтшальдта и отрицательную

- с показателем Т2 по методике Струпа: у девушек в ситуации экзамена успешность сдачи более связана с усилением их поленезависимости (отвлечением от посторонних стимулов) и снижением способности концентрироваться на форме заданий. Вероятно, последняя связь показателей объясняется зоной повышенной активации второй сигнальной системы при сдаче экзаменов (внимание к содержанию тестовых заданий).

В выборке юношей:

Средний балл по ЕГЭ обнаруживает достоверные положительные связи с показателями времени ответа по методике Кагана (г=0,320; р<0,001) и оценивания результатов по методике В.И. Моросановой (г=0,370; р<0,001): более высокие результаты ЕГЭ юношей связаны с усилением рефлексивности, а также с развитостью и адекватностью самооценки, сформированностью и устойчивостью субъективных критериев оценки успешности достижения результатов.

Средний балл по академической успеваемости обнаруживает сильные положительные связи с показателями «программирование» (г=0,347; р<0,001) и «общий уровень саморегуляции» по методике В.И. Моросановой (г=0,353; р<0,001). Взаимосвязь с общим уровнем саморегуляции повторяет результат корреляционного анализа в общей выборке испытуемых: экзаменационная успешность юношей положительно связана с повышением уверенности в своих силах в незнакомых ситуациях, усилением возможности компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели, а также с усилением потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализировать и развертывать разрабатываемые программы.

По ^критерию Стьюдента выявлены следующие достоверные различия в выборках, различающихся по полу (см. таблицу):

1. Средний балл по академической успеваемости в выборке девушек значимо выше, чем у юношей.

2. В выборке юношей статистически значимо выше показатель коэффициента сигнальности, по сравнению с выборкой девушек, что свидетельствует о большей активности второй сигнальной системы юношей.

Значимых различий баллов по ЕГЭ в группах девушек и юношей выявлено не было.

Значимые различия показателей успеваемости учебной деятельности и индивидуальнопсихологических характеристик в выборках испытуемых разного пола

Показатели Меап Меап value df Р Vali d N Vali d N Std. Dev. 81.а. Dev.

Пол Ж М Ж М Ж М

Ср. балл успеваемости 4,478 4,219 2,581 146 0,01** 106 42 0,494 0,672

Первая сигнальная система 68,462 75,000 -2,954 146 0,003** 106 42 11,823 12,916

Коэффициент сигнальности -0,173 -4,669 2,572 146 0,011** 106 42 8,216 12,424

В большинстве исследований продемонстрирована более высокая академическая успеваемость школьниц и студенток, начиная с подросткового возраста [13], однако рассмотрению причин, объясняющих данные гендерные различия, посвящены единичные работы.

Е.В. Горбунова и О.С. Кондратьева [3] указывают, что подобная дифференциация успеваемости объясняется рядом факторов. С одной стороны, юноши и девушки приходят в учебные заведения с разными установками, ценностями, которые являются результатом их социализации, проходящей в соответствии с культурными нормами маскулинности и феминности. Поведение мальчиков, отражающее маскулинные установки, является более агрессивным, что выражается в более частом нарушении правил поведения, более частых пропусках занятий, а все это противоречит достижению высоких академических результатов. Юноши реже проявляют усердие в учебе, поскольку оно не соответствует их маскулинной идентичности и может вызвать насмешки со стороны одногруппников. С другой стороны, более высокая успеваемость девушек может быть обусловлена тем, что у них лучше развиты некогнитивные навыки, такие как внимательность, способность к самоорганизации и самостоятельному выполнению домашнего задания, работа с другими студентами и т.д. Успехи девушек в учебе могут также объясняться более высоким уровнем их культурного капитала.

Относительно преобладания второй сигнальной системы у юношей Е.П. Ильин [5] отмечает, что среди девочек больше лиц с преобладанием первой сигнальной системы (по И.П. Павлову), а среди мальчиков -

с преобладанием второй сигнальной системы. Сигналами второй

сигнальной системы являются слова, с помощью которых осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Деятельность второй сигнальной системы связана с доминирующей активностью левого полушария,

преобладанием словесно-логического мышления, а первой сигнальной системы

- с активностью правого полушария, преобладанием образного мышления и преимуществом в переработке зрительно-пространственной информации.

Обобщим полученные в исследовании результаты:

1. Более высокие результаты ЕГЭ и академической успеваемости студентов связаны с поленезависимостью.

2. Более высокие результаты ЕГЭ связаны не только с высоким уровнем

общих умственных способностей, но и с усилением сенсорноперцептивного способа обработки информации, снижением меры

автоматизации познавательных функций (повышением их зависимости функционирования), а средний балл по итогам прошедшей сессии положительно коррелирует с показателями: «программирование»

и «общий уровень саморегуляции» по методике В.И. Моросановой.

3. Существуют половые различия изучаемых показателей и их структуры:

- у девушек статистически значимо выше показатели успеваемости, а у юношей - активности второй сигнальной системы;

- у девушек результаты ЕГЭ связаны со снижением их способности к моделированию результатов, в то время как у юношей - с усилением способности к оцениванию результатов и рефлексивностью;

- у девушек академическая успеваемость связана с усилением их поленезависимости (отвлечением от посторонних стимулов) и снижением способности концентрироваться на форме заданий, а у юношей положительно связана с повышением уверенности в своих силах в незнакомых ситуациях, усилением их возможности компенсировать влияние характерологических особенностей, препятствующих достижению цели, а также с потребностью продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализировать и развертывать разрабатываемые программы.

Список литературы

1. Абакумова И.В., Шкуpатова И.П. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения // Когнитивные стили. - Таллинн, 1986.

2. Архипов В.В. Проявление умственной самостоятельности студентов разного когнитивного стиля: дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1999.

3. Горбунова Е.В., Кондратьева О.С. Анализ гендерных различий в выбытии из вуза российских и американских студентов программ бакалавриата// Эмпирические исследования. ишуега^. - 2010. - Т. 1, №. 3. - С. 48-69.

4. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2013.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2007.

6. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования. -2012. - Т. 5, № 23. - С. 2. - URL: http://psystudy.ru.

7. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6, № 27. - С. 4. -URL: http://psystudy.ru.

8. Москвина Н.В. Индивидуальные особенности когнитивных стилей в поведении человека// Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. - 2011. - № 2. - С. 12-15.

9. Сычёва Е.С., Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факультета// Вестник Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 71-78.

10. Шкуратова И.П. Когнитивные стили и их влияние на успешность общения и обучения: метод. пособие. - Ростов н/Д, 1999.

11. Штакк Е.А., Афанасьева Л.Г., Козырева Е.Н. Физиологические критерии академической успеваемости и компетенций студентов// Тенденции развития биологии, химии, физики: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2012.

12. Щербакова Е.В. Общие способности в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования учащихся старших классов): дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2005.

13. Sex Differences: Summarizing More than a Century of Scientific Research. -New York: Psychology Press, 2008. - 972 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.