4. Кертаева К.М. Педагогическая деонтология как наука // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. - С. 111-129.
5. Коробова Е.В. Формирование деонтологи-ческой готовности студентов университетов: На основе общих положений педагогической деон-
тологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2001. -196 с.
6. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.
7. Орешкина М.Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 15 с.
УДК 159.99
Голубева Надежда Анатольевна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА*
Рассмотрены особенности взаимосвязей между успешностью профессиональной деятельности социального работника, его удовлетворенностью трудом и уровнем эмоционального выгорания в зависимости от отношения к профессии.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, успешность, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом, эмоциональное выгорание.
Согласно статистическим данным, демографическая ситуация в нашей стране сейчас такова, что число пожилых граждан с каждым годом неизменно растет. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин старше 65 лет [9]. Часто в таком возрасте человеку сложно обеспечивать полноценную жизнедеятельность самостоятельно. Это ведет к тому, что возрастает актуальность проблемы функционирования учреждений социального обслуживания и становиться более насущным вопрос обеспечения социальной сферы компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения непосредственных функций социального работника. Следует учесть, что профессия социального работника требует больших эмоциональных затрат. Определение взаимосвязи качества обслуживания и эмоционального выгорания - одна из задач нашего исследования. Еще один дополнительный фактор, который мы включили в эту часть исследования, - это удовлетворенность трудом [5].
В основе нашего исследования лежит предположение, что индикатором качества социальной помощи и функционирования центров социального обслуживания является успешность
* Работа выполнена при поддержке НИР ЗН-1013.
профессиональной деятельности социального работника.
В своем исследовании мы опирались на труды ученых, занимающихся психологией социальной работы [1; 4; 12; 14], психологией становления профессионала и проблемами успешности профессиональной деятельности [2; 6; 7; 8; 11; 13].
Под эмоциональным выгоранием мы, вслед за В.В. Бойко, понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В формировании эмоционального выгорания В.В. Бойко выделяет три фазы (напряжения, резистенции, истощения), в каждой из которых по четыре стадии. Также им разработана методика диагностики эмоционального выгорания, которую мы и использовали в своем исследовании [3].
Профессиональная успешность может рассматриваться как интегральное качество личности профессионала, обеспечивающее специалисту в той или иной области устойчивость в динамично изменяющихся условиях, наиболее полное раскрытие индивидуального потенциала, его наращивание с учетом возникновения новых требований в современном обществе, на рынке тру-
да, в сфере производства [10, с. 94]. Понятие успешности связано с понятиями продуктивности, результативности, эффективности, производительности труда. Но последние могут являться характеристиками как человека, так и различных устройств, созданных человеком или природных явлений и процессов, выполняющих какую-либо работу, успешность же является характеристикой, прежде всего, человека и его деятельности, а при применении данного понятия к различным неодушевленным объектам, как правило, включает в себя характеристику труда людей, создавших этот объект или систему Успешность неотделима от субъекта деятельности. Успешность деятельности включает в себя не только внешнюю, но и внутреннюю, собственную оценку личностью своей деятельности. Таким образом, под успешностью профессиональной деятельности мы понимаем соотношение качества, скорости, своевременности исполнения функционала и оценку этих показателей самим работником и непосредственно связанными с этой деятельностью людьми.
Существует ряд трудностей в определении уровня успешности (специфика клиентов и их неоднородность, гибкий график работы, нефиксированное рабочее время, непостоянность нагрузки и т.п.), которые мы постарались преодолеть, разработав «Оценочный лист социального работника отделения социального обслуживания на дому», состоящий из 20 пунктов - предполагаемых показателей успешности деятельности социального работника. В этот список вошли формальные показатели, оценка способности организовать рабочий процесс, показатели исполнения функций социального работника, личное отношение работника к труду и умение построить отношения с клиентом.
В исследовании приняли участие 178 социальных работников отделений социального обслуживания на дому двух комплексных центров социального обслуживания города Ярославля. В ходе пилотажного исследования из 13 методик были выбраны наиболее соответствующие целям основного исследования. В данной статье представлен анализ полученных коэффициентов корреляции Спирмена и критериев и-Манна-Уитни для несвязанных выборок между уровнями эмоционального выгорания, удовлетворенности трудом и успешности профессиональной деятельности социального работника. (Полученные данные обрабатывались с помощью программного
пакета Statistica 5.5, уровень значимости в приведенных результатах р<0,05, если не указано иное.)
Для более дифференцированного анализа вся выборка социальных работников была разделена на 3 группы по отношению к профессии:
1-я группа: работники, которым профессия очень нравится;
2-я группа: работники, которым профессия скорее нравится, чем нет;
3-я группа: работники, которым профессия не нравится или безразлична.
Структурный анализ (А.В. Карпов, В.Д. Шад-риков) показал гетерогенность структур качеств работников, которым профессия очень нравится, с другими группами, структуры второй и третьей группы оказались гомогенными.
В результате сравнительного анализа выявилось, что между группами имеются различия в уровне успешности профессиональной деятельности. Вполне ожидаемо оказалось, что стремление много работать значимо выше в группе работников, которым очень нравится их профессия по сравнению с теми, кому профессия просто нравится (р<0,01) или безразлична (р<0,001). Удовлетворенность клиентов значимо ниже в группе работников, которым профессия безразлична, по сравнению другими группами. Творческий подход к работе значимо выше проявляется в первой группе по сравнению с третьей группой.
Работники, которым профессия очень нравится, оказались менее выгоревшими по сравнению с другими группами, в частности со второй группой это проявляется в уровне выраженности стадий третей фазы эмоционального выгорания (истощения), а с третей группой в выраженности стадий второй и третьей фаз эмоционального выгорания. Не выявилось значимых различий в уровне эмоционального выгорания между второй и третей группами.
Анализируя корреляционные взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и показателями успешности внутри групп, можно заметить следующее. Наименьшее количество корреляционных взаимосвязей в группе тех, кому профессия очень нравится, причем за исключением одной, все взаимозависимости положительные. То есть, чем выше удовлетворенность трудом, тем более высокий уровень успешности у работников и наоборот. Обратная связь проявилась между оценкой возможности продвижения по службе и правильностью оформления рабочей доку-
ментации. Это объясняется ожиданием работников, что если они правильно ведут документацию (а это в том числе более детально показывают свои достижения в работе перед руководством), тем они более ориентированы на карьерный рост, а значит, менее удовлетворены наличным состоянием. В то же время, если работник не стремится хорошо вести рабочую документацию, то он удовлетворен своим карьерным уровнем.
Также интересно, что в этой группе наиболее весомым оказался уровень удовлетворенности потребности в новой интересной работе, эта потребность оказалась связана со стремлением много работать, доброжелательным отношением к клиенту, удовлетворенностью клиента, и уровнем поощрений работника от администрации. В целом можно сказать, что для работников, которым профессия очень нравится, удовлетворенность мало зависит от успешности профессиональной деятельности.
В группе тех, кому профессия скорее нравится, чем нет, высокая успешность проявляется при низкой удовлетворенности потребности в продвижении по службе, в заработной плате, потребности в общении с коллегами, потребности в уважаемой другими работе. Особенно вызывает негативные эмоции необходимость проявлять высокий уровень самостоятельности в работе, участие в повышении эффективности, при низкой удовлетворенности окладом и результатом труда (р<0,01).
Наиболее весомым оказался уровень удовлетворенности потребности в новой интересной работе, с которым взаимосвязаны 10 показателей успешности социального работника. Наиболее значимые взаимосвязи оказались с уровнем оказания помощи в реабилитации клиентов и творческим подходом к работе (р<0,01).
Интересно, что работники, которые считают, что их работа объективно оценивается начальством, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, более качественно оказывают услуги, проявляют умение слышать и понимать клиента, оценивают удовлетворенность клиентов их работой, как более высокую, чем в случае, когда работник считает, что его оценивают не достаточно объективно.
В группе работников, которым профессия не нравится или безразлична отрицательные корреляции проявились также в уровне удовлетворенности потребностей в возможности продвижения по службе, заработке и уважении другими людь-
ми. Отрицательно взаимосвязаны показатели успешности, характеризующие отношение к труду и умение построить отношения с клиентом.
При этом положительно влияют на успешность возможность проявлять творчество и возможность профессионального (личностного) роста. Особенно это проявилось в таких показателях, как умение оперативно и самостоятельно работать, качестве оказания услуг. Работники, более высоко оценивающие возможность проявлять творчество, оценивают и более высоко знание нормативно-правовой базы, что подтверждает предположение, что без знания основ работы, трудно быть в ней самостоятельным и находить оригинальные решения рабочих проблем.
Интересно, что в общей выборке корреляции между данными показателями были преимущественно отрицательными, исключением была первая стадия эмоционального выгорания «Переживание психотравмирующих обстоятельств», которая дала и положительные корреляции. Этот факт мы объяснили тем, что на этой стадии работник чувствует большее напряжение, больше активности, за счет которой достигается больше результатов, а также создается ощущение большего успеха. В данных группах эта стадия не дала ни одной корреляции, что можно объяснить отсутствием влияния отношения к профессии на данном этапе эмоционального выгорания.
Также выявилось, что показатели успешности в категориях отношение к труду и умение построить отношения с клиентом имеют значимые корреляции только в первой и второй группах, причем в первой их значительно больше. В третье группе значимых корреляционных связей не выявилось, что говорит об отсутствии взаимовлиянии между собой отношения к труду, отношений с клиентом и эмоционального выгорания для тех работником, кому профессия не нравится или безразлична. Это может быть связано с общим отсутствием интереса к работе или с переносом значимых целей в другую сферу (семья, подработка и др.).
В третье группе выявились положительные корреляции с группой формальных показателей успешности, что может говорить о более серьезном отношении к выполнению этого пункта свих функциональных обязанностей такими работниками, и возможно некоторый формализм в отношении к работе. Это подтверждает и более детальный анализ, более значимые корреляции про-
явились между стадиями, характеризующимися эмоционально-нравственной избирательностью, эмоциональной отстраненностью, неадекватностью эмоциональных реакции и качеством ведения рабочей документации.
В этой же группе большая эмоциональная отстраненность ведет нарушению способности своевременно справляться с рабочими задачами, правильно организовывать рабочий процесс, оперативно решать возникающие проблемы.
Качество предоставления услуг страдает при выраженности также экономии эмоциональных ресурсов и переживании тревоги и неудовлетворенности собой.
В группе работников, которым профессия скорее нравится, чем нет, во многом обратная ситуация, отрицательных корреляционных взаимосвязей значительно меньше, чем положительных, а это означает, что эмоциональное выгорание не оказывает отрицательного воздействия на успешность работника, а даже наоборот.
Так среди показателей, характеризующих способность организовать рабочий процесс, выявлены только положительные взаимосвязи. Например, высокая оценка умения справляться с большим объемом работы сочетается с переживанием неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной и личностной отстраненностью. Обратная ситуация в группе тех, кому профессия очень нравится, чем больше эмоциональное выгорание, тем меньше неадекватного эмоционального реагирования и экономии эмоций, т.е. успешные работники в этой группе менее подвержены эмоциональному выгоранию, чем в группе тех, кому профессия скорее нравится, чем нет.
Во второй же группе оказалось, что стремление много работать сочетается с переживанием загнанности, эмоционального дефицита и деперсонализации.
В группе работник, кому профессия очень нравится проявилось отрицательное взаимовлияние эмоционального выгорания и умения построить отношения с клиентом. Выяснилось, что неудовлетворенность собой сочетается с неумением слышать клиента, недостаточной вежливостью и доброжелательностью по отношению к клиенту, неудовлетворенностью клиента. Оказалось, если работник не всегда эмоционально верно реагирует, резок и неадекватен в оценках,
экономит свои эмоции, следовательно, находить в плохом настроении, у клиента это может вызывать именно негативное отношение к работнику и низкую удовлетворенность его трудом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Работники, которым профессия очень нравится, бесспорно, резерв для социальных служб, они более адаптированы к работе, видят отдачу, считают свою профессию призванием, готовы вкладывать в это силы и душу, и самое главное, они настроены на творчество в своей работе, то есть готовы вносить инновации.
2. У работников, которым профессия не нравится или безразлична, в целом более высокий уровень эмоционального выгорания, но при этом он мало связан с успешностью их профессиональной деятельности, особенно в рамках такой важной составляющей этой профессии, как взаимоотношения с клиентом.
3. Работники, указывающие, что профессия им скорее нравится, чем нет, значительно ближе к группе тех, кому она безразлична или не нравится. Это может говорить о том, что работа в действительно формирует эмоциональное выгорание, но оно не настолько сильно, чтобы говорить или признавать негативное отношение к профессии. Также работают компенсационные механизмы, они просто не могут признать, что то, во что они вкладывают столько сил, для них незначимо.
Исходя из данных выводов, можно подтвердить, что взаимосвязь успешности как с удовлетворенностью трудом, так и с эмоциональным выгоранием, неоднозначна. Причем, даже удовлетворенность трудом не обеспечивает высокой успешности, особенно в той группе, кому профессия очень нравится. Очевидно, что подобную профессию выбирают часто не по престижности. Важную роль в данной профессии играют ценностные ориентации работников. В данной статье представлена часть нашего исследования, главное целью которого является выяснение особенностей взаимосвязи успешности и ценностей работников социальной сферы.
Библиографический список
1. Александрова О.В., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.
2. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельнос-
ти // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. -№ 3. - С. 23-28.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999.
4. Васильева Н.Ю. Психологически портрет социального работника. // Социальная работа. -1992. - № 5. - С. 35-40.
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 638 с.
6. КарповА.В., Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера: монография. - Тверь: ТГУ, 2006. - 448 с.
7. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. - М.: ПЕР СЕ, 2006. - 688 с.
8. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.
9. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/population/demography/ (ноябрь 2011 г.).
10. Теплинский М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы (Кемерово) // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 92-97.
11. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
12. ФирсовМ.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
13. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. - 326 с.
14. ШмелеваН.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2004. - 196 с.
УДК 378
Фокина Евгения Вячеславовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИННОВАЦИИ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье на основе обобщения зарубежного опыта раскрываются различные методы обучения, которые широко используют зарубежные коллеги в социально-геронтологическом образовании студентов.
Ключевые слова: методы обучения в аудиториях, методы обучения на практике, методы оценки.
В процессе нашего исследования в 20102011 годах мы изучали опыт социального образования студентов в учебных заведениях различных стран мира (США, Великобритания, Испания, Италия, Германия) в ходе международного проекта «Тюнинг России» программы ТАСИС.
Собранные нами материалы позволяют поделиться с читателями нашими соображениями относительно инновационных методов обучения, которые используют зарубежные коллеги, чтобы развить разнообразные компетенции у своих студентов. Мы рассмотрим три группы методов, с помощью которых они обучают студентов: 1. Для организации обучения на аудиторных занятиях;
2. Для оценки на аудиторных занятиях и для организации обучения; 3. Для оценки на практике.
Методы обучения на аудиторных занятиях.
Аудиторные занятия включают в себя лекции; обсуждения на семинарах; экспериментальные упражнения; просмотр видеофильмов, фильмов; презентации; экскурсии в социальные учреждения и компьютерные технологии. Поскольку российские преподаватели высшей школы достаточно широко и успешно используют, в частности, лекции и семинары, то мы начнем с экспериментальных упражнений.
Экспериментальные упражнения в аудиториях - это практические занятия, на которых студенты активно накапливают опыт, осваивают умения, учатся применять полученные знания для решения поставленной проблемы.
Упражнения для освоения практическихуме-ний. Типичными являются, например, упражне-