Научная статья на тему 'Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника'

Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1912
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SUCCESS / SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / CONTENTMENT OF JOB / BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Надежда Анатольевна

Рассмотрены особенности взаимосвязей между успешностью профессиональной деятельности социального работника, его удовлетворенностью трудом и уровнем эмоционального выгорания в зависимости от отношения к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голубева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Success of professional activities and contentment of job of social worker

There is research, how the success of professional activities, contentment of job and burnout of social worker correlation, depending on the attitude to profession.

Текст научной работы на тему «Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника»

4. Кертаева К.М. Педагогическая деонтология как наука // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 6. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2010. - С. 111-129.

5. Коробова Е.В. Формирование деонтологи-ческой готовности студентов университетов: На основе общих положений педагогической деон-

тологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2001. -196 с.

6. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.

7. Орешкина М.Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 15 с.

УДК 159.99

Голубева Надежда Анатольевна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

arrow-ng@rambler.ru

УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА*

Рассмотрены особенности взаимосвязей между успешностью профессиональной деятельности социального работника, его удовлетворенностью трудом и уровнем эмоционального выгорания в зависимости от отношения к профессии.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, успешность, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом, эмоциональное выгорание.

Согласно статистическим данным, демографическая ситуация в нашей стране сейчас такова, что число пожилых граждан с каждым годом неизменно растет. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин старше 65 лет [9]. Часто в таком возрасте человеку сложно обеспечивать полноценную жизнедеятельность самостоятельно. Это ведет к тому, что возрастает актуальность проблемы функционирования учреждений социального обслуживания и становиться более насущным вопрос обеспечения социальной сферы компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения непосредственных функций социального работника. Следует учесть, что профессия социального работника требует больших эмоциональных затрат. Определение взаимосвязи качества обслуживания и эмоционального выгорания - одна из задач нашего исследования. Еще один дополнительный фактор, который мы включили в эту часть исследования, - это удовлетворенность трудом [5].

В основе нашего исследования лежит предположение, что индикатором качества социальной помощи и функционирования центров социального обслуживания является успешность

* Работа выполнена при поддержке НИР ЗН-1013.

профессиональной деятельности социального работника.

В своем исследовании мы опирались на труды ученых, занимающихся психологией социальной работы [1; 4; 12; 14], психологией становления профессионала и проблемами успешности профессиональной деятельности [2; 6; 7; 8; 11; 13].

Под эмоциональным выгоранием мы, вслед за В.В. Бойко, понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В формировании эмоционального выгорания В.В. Бойко выделяет три фазы (напряжения, резистенции, истощения), в каждой из которых по четыре стадии. Также им разработана методика диагностики эмоционального выгорания, которую мы и использовали в своем исследовании [3].

Профессиональная успешность может рассматриваться как интегральное качество личности профессионала, обеспечивающее специалисту в той или иной области устойчивость в динамично изменяющихся условиях, наиболее полное раскрытие индивидуального потенциала, его наращивание с учетом возникновения новых требований в современном обществе, на рынке тру-

да, в сфере производства [10, с. 94]. Понятие успешности связано с понятиями продуктивности, результативности, эффективности, производительности труда. Но последние могут являться характеристиками как человека, так и различных устройств, созданных человеком или природных явлений и процессов, выполняющих какую-либо работу, успешность же является характеристикой, прежде всего, человека и его деятельности, а при применении данного понятия к различным неодушевленным объектам, как правило, включает в себя характеристику труда людей, создавших этот объект или систему Успешность неотделима от субъекта деятельности. Успешность деятельности включает в себя не только внешнюю, но и внутреннюю, собственную оценку личностью своей деятельности. Таким образом, под успешностью профессиональной деятельности мы понимаем соотношение качества, скорости, своевременности исполнения функционала и оценку этих показателей самим работником и непосредственно связанными с этой деятельностью людьми.

Существует ряд трудностей в определении уровня успешности (специфика клиентов и их неоднородность, гибкий график работы, нефиксированное рабочее время, непостоянность нагрузки и т.п.), которые мы постарались преодолеть, разработав «Оценочный лист социального работника отделения социального обслуживания на дому», состоящий из 20 пунктов - предполагаемых показателей успешности деятельности социального работника. В этот список вошли формальные показатели, оценка способности организовать рабочий процесс, показатели исполнения функций социального работника, личное отношение работника к труду и умение построить отношения с клиентом.

В исследовании приняли участие 178 социальных работников отделений социального обслуживания на дому двух комплексных центров социального обслуживания города Ярославля. В ходе пилотажного исследования из 13 методик были выбраны наиболее соответствующие целям основного исследования. В данной статье представлен анализ полученных коэффициентов корреляции Спирмена и критериев и-Манна-Уитни для несвязанных выборок между уровнями эмоционального выгорания, удовлетворенности трудом и успешности профессиональной деятельности социального работника. (Полученные данные обрабатывались с помощью программного

пакета Statistica 5.5, уровень значимости в приведенных результатах р<0,05, если не указано иное.)

Для более дифференцированного анализа вся выборка социальных работников была разделена на 3 группы по отношению к профессии:

1-я группа: работники, которым профессия очень нравится;

2-я группа: работники, которым профессия скорее нравится, чем нет;

3-я группа: работники, которым профессия не нравится или безразлична.

Структурный анализ (А.В. Карпов, В.Д. Шад-риков) показал гетерогенность структур качеств работников, которым профессия очень нравится, с другими группами, структуры второй и третьей группы оказались гомогенными.

В результате сравнительного анализа выявилось, что между группами имеются различия в уровне успешности профессиональной деятельности. Вполне ожидаемо оказалось, что стремление много работать значимо выше в группе работников, которым очень нравится их профессия по сравнению с теми, кому профессия просто нравится (р<0,01) или безразлична (р<0,001). Удовлетворенность клиентов значимо ниже в группе работников, которым профессия безразлична, по сравнению другими группами. Творческий подход к работе значимо выше проявляется в первой группе по сравнению с третьей группой.

Работники, которым профессия очень нравится, оказались менее выгоревшими по сравнению с другими группами, в частности со второй группой это проявляется в уровне выраженности стадий третей фазы эмоционального выгорания (истощения), а с третей группой в выраженности стадий второй и третьей фаз эмоционального выгорания. Не выявилось значимых различий в уровне эмоционального выгорания между второй и третей группами.

Анализируя корреляционные взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и показателями успешности внутри групп, можно заметить следующее. Наименьшее количество корреляционных взаимосвязей в группе тех, кому профессия очень нравится, причем за исключением одной, все взаимозависимости положительные. То есть, чем выше удовлетворенность трудом, тем более высокий уровень успешности у работников и наоборот. Обратная связь проявилась между оценкой возможности продвижения по службе и правильностью оформления рабочей доку-

ментации. Это объясняется ожиданием работников, что если они правильно ведут документацию (а это в том числе более детально показывают свои достижения в работе перед руководством), тем они более ориентированы на карьерный рост, а значит, менее удовлетворены наличным состоянием. В то же время, если работник не стремится хорошо вести рабочую документацию, то он удовлетворен своим карьерным уровнем.

Также интересно, что в этой группе наиболее весомым оказался уровень удовлетворенности потребности в новой интересной работе, эта потребность оказалась связана со стремлением много работать, доброжелательным отношением к клиенту, удовлетворенностью клиента, и уровнем поощрений работника от администрации. В целом можно сказать, что для работников, которым профессия очень нравится, удовлетворенность мало зависит от успешности профессиональной деятельности.

В группе тех, кому профессия скорее нравится, чем нет, высокая успешность проявляется при низкой удовлетворенности потребности в продвижении по службе, в заработной плате, потребности в общении с коллегами, потребности в уважаемой другими работе. Особенно вызывает негативные эмоции необходимость проявлять высокий уровень самостоятельности в работе, участие в повышении эффективности, при низкой удовлетворенности окладом и результатом труда (р<0,01).

Наиболее весомым оказался уровень удовлетворенности потребности в новой интересной работе, с которым взаимосвязаны 10 показателей успешности социального работника. Наиболее значимые взаимосвязи оказались с уровнем оказания помощи в реабилитации клиентов и творческим подходом к работе (р<0,01).

Интересно, что работники, которые считают, что их работа объективно оценивается начальством, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, более качественно оказывают услуги, проявляют умение слышать и понимать клиента, оценивают удовлетворенность клиентов их работой, как более высокую, чем в случае, когда работник считает, что его оценивают не достаточно объективно.

В группе работников, которым профессия не нравится или безразлична отрицательные корреляции проявились также в уровне удовлетворенности потребностей в возможности продвижения по службе, заработке и уважении другими людь-

ми. Отрицательно взаимосвязаны показатели успешности, характеризующие отношение к труду и умение построить отношения с клиентом.

При этом положительно влияют на успешность возможность проявлять творчество и возможность профессионального (личностного) роста. Особенно это проявилось в таких показателях, как умение оперативно и самостоятельно работать, качестве оказания услуг. Работники, более высоко оценивающие возможность проявлять творчество, оценивают и более высоко знание нормативно-правовой базы, что подтверждает предположение, что без знания основ работы, трудно быть в ней самостоятельным и находить оригинальные решения рабочих проблем.

Интересно, что в общей выборке корреляции между данными показателями были преимущественно отрицательными, исключением была первая стадия эмоционального выгорания «Переживание психотравмирующих обстоятельств», которая дала и положительные корреляции. Этот факт мы объяснили тем, что на этой стадии работник чувствует большее напряжение, больше активности, за счет которой достигается больше результатов, а также создается ощущение большего успеха. В данных группах эта стадия не дала ни одной корреляции, что можно объяснить отсутствием влияния отношения к профессии на данном этапе эмоционального выгорания.

Также выявилось, что показатели успешности в категориях отношение к труду и умение построить отношения с клиентом имеют значимые корреляции только в первой и второй группах, причем в первой их значительно больше. В третье группе значимых корреляционных связей не выявилось, что говорит об отсутствии взаимовлиянии между собой отношения к труду, отношений с клиентом и эмоционального выгорания для тех работником, кому профессия не нравится или безразлична. Это может быть связано с общим отсутствием интереса к работе или с переносом значимых целей в другую сферу (семья, подработка и др.).

В третье группе выявились положительные корреляции с группой формальных показателей успешности, что может говорить о более серьезном отношении к выполнению этого пункта свих функциональных обязанностей такими работниками, и возможно некоторый формализм в отношении к работе. Это подтверждает и более детальный анализ, более значимые корреляции про-

явились между стадиями, характеризующимися эмоционально-нравственной избирательностью, эмоциональной отстраненностью, неадекватностью эмоциональных реакции и качеством ведения рабочей документации.

В этой же группе большая эмоциональная отстраненность ведет нарушению способности своевременно справляться с рабочими задачами, правильно организовывать рабочий процесс, оперативно решать возникающие проблемы.

Качество предоставления услуг страдает при выраженности также экономии эмоциональных ресурсов и переживании тревоги и неудовлетворенности собой.

В группе работников, которым профессия скорее нравится, чем нет, во многом обратная ситуация, отрицательных корреляционных взаимосвязей значительно меньше, чем положительных, а это означает, что эмоциональное выгорание не оказывает отрицательного воздействия на успешность работника, а даже наоборот.

Так среди показателей, характеризующих способность организовать рабочий процесс, выявлены только положительные взаимосвязи. Например, высокая оценка умения справляться с большим объемом работы сочетается с переживанием неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной и личностной отстраненностью. Обратная ситуация в группе тех, кому профессия очень нравится, чем больше эмоциональное выгорание, тем меньше неадекватного эмоционального реагирования и экономии эмоций, т.е. успешные работники в этой группе менее подвержены эмоциональному выгоранию, чем в группе тех, кому профессия скорее нравится, чем нет.

Во второй же группе оказалось, что стремление много работать сочетается с переживанием загнанности, эмоционального дефицита и деперсонализации.

В группе работник, кому профессия очень нравится проявилось отрицательное взаимовлияние эмоционального выгорания и умения построить отношения с клиентом. Выяснилось, что неудовлетворенность собой сочетается с неумением слышать клиента, недостаточной вежливостью и доброжелательностью по отношению к клиенту, неудовлетворенностью клиента. Оказалось, если работник не всегда эмоционально верно реагирует, резок и неадекватен в оценках,

экономит свои эмоции, следовательно, находить в плохом настроении, у клиента это может вызывать именно негативное отношение к работнику и низкую удовлетворенность его трудом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Работники, которым профессия очень нравится, бесспорно, резерв для социальных служб, они более адаптированы к работе, видят отдачу, считают свою профессию призванием, готовы вкладывать в это силы и душу, и самое главное, они настроены на творчество в своей работе, то есть готовы вносить инновации.

2. У работников, которым профессия не нравится или безразлична, в целом более высокий уровень эмоционального выгорания, но при этом он мало связан с успешностью их профессиональной деятельности, особенно в рамках такой важной составляющей этой профессии, как взаимоотношения с клиентом.

3. Работники, указывающие, что профессия им скорее нравится, чем нет, значительно ближе к группе тех, кому она безразлична или не нравится. Это может говорить о том, что работа в действительно формирует эмоциональное выгорание, но оно не настолько сильно, чтобы говорить или признавать негативное отношение к профессии. Также работают компенсационные механизмы, они просто не могут признать, что то, во что они вкладывают столько сил, для них незначимо.

Исходя из данных выводов, можно подтвердить, что взаимосвязь успешности как с удовлетворенностью трудом, так и с эмоциональным выгоранием, неоднозначна. Причем, даже удовлетворенность трудом не обеспечивает высокой успешности, особенно в той группе, кому профессия очень нравится. Очевидно, что подобную профессию выбирают часто не по престижности. Важную роль в данной профессии играют ценностные ориентации работников. В данной статье представлена часть нашего исследования, главное целью которого является выяснение особенностей взаимосвязи успешности и ценностей работников социальной сферы.

Библиографический список

1. Александрова О.В., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.

2. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельнос-

ти // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. -№ 3. - С. 23-28.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999.

4. Васильева Н.Ю. Психологически портрет социального работника. // Социальная работа. -1992. - № 5. - С. 35-40.

5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 638 с.

6. КарповА.В., Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера: монография. - Тверь: ТГУ, 2006. - 448 с.

7. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. - М.: ПЕР СЕ, 2006. - 688 с.

8. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.

9. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/population/demography/ (ноябрь 2011 г.).

10. Теплинский М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы (Кемерово) // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 92-97.

11. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

12. ФирсовМ.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

13. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. - 326 с.

14. ШмелеваН.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2004. - 196 с.

УДК 378

Фокина Евгения Вячеславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

fokine@mail.ru

ИННОВАЦИИ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье на основе обобщения зарубежного опыта раскрываются различные методы обучения, которые широко используют зарубежные коллеги в социально-геронтологическом образовании студентов.

Ключевые слова: методы обучения в аудиториях, методы обучения на практике, методы оценки.

В процессе нашего исследования в 20102011 годах мы изучали опыт социального образования студентов в учебных заведениях различных стран мира (США, Великобритания, Испания, Италия, Германия) в ходе международного проекта «Тюнинг России» программы ТАСИС.

Собранные нами материалы позволяют поделиться с читателями нашими соображениями относительно инновационных методов обучения, которые используют зарубежные коллеги, чтобы развить разнообразные компетенции у своих студентов. Мы рассмотрим три группы методов, с помощью которых они обучают студентов: 1. Для организации обучения на аудиторных занятиях;

2. Для оценки на аудиторных занятиях и для организации обучения; 3. Для оценки на практике.

Методы обучения на аудиторных занятиях.

Аудиторные занятия включают в себя лекции; обсуждения на семинарах; экспериментальные упражнения; просмотр видеофильмов, фильмов; презентации; экскурсии в социальные учреждения и компьютерные технологии. Поскольку российские преподаватели высшей школы достаточно широко и успешно используют, в частности, лекции и семинары, то мы начнем с экспериментальных упражнений.

Экспериментальные упражнения в аудиториях - это практические занятия, на которых студенты активно накапливают опыт, осваивают умения, учатся применять полученные знания для решения поставленной проблемы.

Упражнения для освоения практическихуме-ний. Типичными являются, например, упражне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.