Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников'

Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1629
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / АЛ-ФИХРИСТ / CRITERIA OF SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / INDICATORS OF SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIAL WORKERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котенёва Екатерина Борисовна

В данной статье раскрывается вопрос о разнообразии проведённых исследований в области успешности профессиональной деятельности человека, рассматривающих факторы, критерии, показатели и взаимосвязь успешности с другими характеристиками личности. В статье также представлены особенности профессиональной деятельности социальных работников, их задачи, функции и личностные качества; результаты исследований успешности профессиональной деятельности социальных работников и её показатели у представителей данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котенёва Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of studying of success of professional activity and its indicators in activity social workers

In this article the question of a variety of the carried-out researches in the field of success of professional activity of the person, considering factors, criteria, indicators and interrelation of success with other characteristics of the personality reveals. In article features of professional activity of social workers, their tasks, function and personal qualities are also presented; results of researches of success of professional activity of social workers and its indicators at representatives of this profession.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников»

психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников

Котенёва Е.Б.

В данной статье раскрывается вопрос о разнообразии проведённых исследований в области успешности профессиональной деятельности человека, рассматривающих факторы, критерии, показатели и взаимосвязь успешности с другими характеристиками личности. В статье также представлены особенности профессиональной деятельности социальных работников, их задачи, функции и личностные качества; результаты исследований успешности профессиональной деятельности социальных работников и её показатели у представителей данной профессии.

Ключевые слова:успешность профессиональной деятельности, критерии успешности профессиональной деятельности, показатели успешности профессиональной деятельности, социальные работники.

Большинство авторов рассматривают понятие «успешность» как личностное свойство и как одну из важнейших характеристик любой деятельности человека, в том числе и профессиональной.

Понятие «успешность» как личностное свойство обозначает устойчивую динамическую систему переживаний индивидом своих достижений в соответствии с самооценкой личности и её уровнем притязаний. Под влиянием успешности у индивида происходит полноценное развитие его личности, расширение и совершенствование системы её социальных связей и социально-психологических отношений, идентификация личности со своей профессиональной деятельностью [1].

Понятие «успешность профессиональной деятельности» определяют как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых человеку для достижения эффективности, результативности и продуктивности труда при наличии необходимых знаний, умений и навыков [4].

Проблема успешности профессиональной деятельности исследовалась в работах Н.А. Батурина, А.С. Белкина, Н.И. Бережной, С.Т. Джанерьян, Е.В. Желтовой, Е.М. Ивановой, О.Н. Родиной, Д.В. Теленкова, В.А. Шаповаловой и др.

К критериям успешности профессиональной деятельности в первую очередь относят внешний и внутренний критерий [21, 29].

Внешний критерий успешности профессиональной деятельности определяется объективной оценкой, даваемой профессионалу его руководителем, коллегами, подчинёнными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми. Основываясь

на этом критерии, об успешности профессиональной деятельности специалиста можно судить по стабильности его работы, достигнутому статусу в профессиональной среде, доходу, который приносит занимаемая им должность.

Внутренний критерий определяется субъективной оценкой, возникающей в результате соотнесения вознаграждения за труд с представлениями личности о результативности своего труда, об особенностях своего взаимодействия с коллегами, а также с мотивационно-оценочными структурами личности и затратами на достижение результатов труда. Здесь успешность профессиональной деятельности специалиста выражается в его удовлетворённости своей профессиональной деятельностью, положительном оценивании своих достижений и результатов деятельности. Кроме того, успешность профессиональной деятельности специалиста влияет на его общую удовлетворённость жизнью, а восприятие своих достижений как успешных или неуспешных служит решающим фактором формирования мотивации к деятельности, профессиональной идентичности и становления специалиста как профессионала своего дела [11].

В соответствии с выделенными критериями выделяют показатели успешности профессиональной деятельности специалиста. Для объективной оценки успешности профессиональной деятельности важными показателями выступают:

- результативность деятельности [21];

- производительность, выраженная в качестве и количестве продукции (предоставляемых услуг);

- скорость выполнения профессиональных действий;

- безошибочность [27];

- продуктивность [14];

- эффективность взаимодействия с коллегами [2, 21];

- перспективность;

- оптимальность затрачиваемых усилий для достижения поставленных и решаемых в ходе профессиональной деятельности задач;

- рациональность способов и приёмов, используемых для достижения поставленных и решаемых в ходе профессиональной деятельности задач;

- активность и самостоятельность деятельности со стороны специалиста [24];

- инициативность, проявляемая специалистом в профессиональной деятельности [21].

Для субъективной оценки успешности профессиональной деятельности характерны такие показатели, как:

- достижение сотрудником значимой для него профессиональной цели и преодоление препятствий на пути к ней [17];

- удовлетворённость процессом и результатом своей профессиональной деятельности [10];

- повышение своего профессионального статуса и улучшение качества жизни [6];

- вознаграждение, выраженное в материальном плане, продвижении по службе, приобретении статуса в обществе [21] и др.

В качестве факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, в отечественной и зарубежной психологии представлены:

- внешние условия, к которым можно отнести климатические факторы, условия и организацию труда, психологическую обстановку в коллективе, материальное обеспечение рабочего места специалиста [24] и т. д.;

- индивидуально-психологические особенности личности, включающие мотивацию к деятельности, когнитивные и моторные свойства, знания, умения, навыки, способности, функциональные состояния, содержание смысложизненных ориентаций, ценностей, уровень притязаний, профессиональную направленность отношения к профессии, уровень развития интеллекта, высокий творческий потенциал, коммуникативную и социальную компетентность [7, 8, 21] и т. д.

На основе теоретического анализа научных работ можно проследить взаимосвязь успешности профессиональной деятельности с позитивными моделями жизнедеятельности и карьеры, психологическим здоровьем специалиста [8], уровнем его стрессоу-стойчивости [4], индивидуальными особенностями личности [3], общекультурной компетенцией [20], мотивационно-потребностной сферой личности [5], нормативно-ценностными ориентациями [9], социально-психологическими факторами [12].

О взаимосвязи успешности профессиональной деятельности специалиста и его отношения к ней в своих трудах писали В.С. Мерлин и В.Н. Мясищев. Согласно их взглядам, успешность формируется при условии активного положительного отношения индивида к своей деятельности [15, 16].

Вопрос о взаимосвязи успешности профессиональной деятельности и отношения к ней пока ещё мало изучен. Но на основе немногочисленных исследований, изучающих не только профессиональную, но и учебную деятельность студентов, можно сделать вывод о том, что отношение к деятельности оказывает непосредственное влияние на успешность этой деятельности [23].

В нашем исследовании изучается профессиональная деятельность социальных работников.

Социальные работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Они выступают в роли посредника между государством и человеком (группой людей). Деятельность социальных работников направлена на оказание помощи человеку, семье, группе лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством материально-финансовой, морально-правовой поддержки, консультирования и обслуживания.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, И.А. Зимней, В.А. Мальцева, П.Д. Павлёнка, Ш. Рамона, Р. Сари, Н.Б. Шмелёвой и др.

В работах этих авторов выделены основные компоненты, характеризующие деятельность социальных работников: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели, управление и ценности.

В качестве объекта социальной деятельности выступают отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи. Это пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс, матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей, дети-сироты, лица с девиантным поведением, безработные, беженцы, военнослужащие из «горячих точек» [13], а также их сферы жизнедеятельности (производство, городские и сельские формы расселения, здравоохранение, образование, культура, силовые структуры общества, культурно-досуговая, социально-этническая и сфера бытового обслуживания) [28].

Субъектом социальной работы являются государство со своими структурами, благотворительные организации и учреждения, профессиональные социальные работники и люди, оказывающие помощь по собственному желанию и инициативе [13].

К функциям социальной работы относятся: информационная, диагностическая, прогностическая,

организационная, психолого-педагогическая, управленческая и оказание практической помощи [19].

Основной целью деятельности социальной организации является оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты [26]. Отсюда вытекают задачи профессиональной деятельности социальных работников:

- оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов;

- содействие в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав [22, 26].

Основными видами деятельности социальных организаций являются: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги [26].

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наряду с профессиональными знаниями и навыками большую роль играют личностные качества специалиста. На основе этого изучались профессионально-личностное развитие социальных работников [28], их конкурентоспособность [25], система ценностей [13], личностно-профессиональное становление [24], стратегии борьбы с эмоциональным выгоранием [18].

Ряд авторов выделяют компоненты личности социальных работников, способствующие эффективность их профессиональной деятельности: профессиональное самосознание, социальную активность, готовность и систему ценностей [28]. В ходе исследований по выявлению доминирующих у социальных работников ценностей были выделены общечеловеческие ценности, к которым относятся: забота о ближнем, гуманное и справедливое отношение к людям [28], самоопределение в профессии и личности [18], стремление к социальным изменениям, к социальной справедливости, готовность действовать от имени подопечного [25] и др.

Проведено очень мало теоретических и эмпирических исследований, изучающих успешность профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, не определены критерии оценки профессиональной успешности социальных работников [24].

В работе М.В. Теплинских малоизученность проблемы успешности профессиональной деятельности социальных работников объясняется тем, что в качестве одного из критериев успешности профессио-

нальной деятельности в обществе выступает стереотип о материальном преуспевании специалиста в профессиональной деятельности, достичь которого социальным работникам практически невозможно. Вследствие этого у социальных работников незначительно выражено стремление к профессиональной реализации и характерно проявление синдрома эмоционального выгорания [24].

Под успешностью профессиональной деятельности социальных работников мы будем понимать устойчивую динамическую систему субъективных и объективных оценок деятельности социального работника, основанных на продуктивности, результативности, качестве, скорости и безошибочности предоставляемых услуг, а также на самооценке и уровне самореализации личности.

Ряд авторов, коснувшихся вопроса об успешности профессиональной деятельности социальных работников, делают вывод о том, что успешность в этой профессиональной сфере в основном определена индивидуально-психологическими факторами, которые выражены в наличии у социального работника необходимых профессионально значимых качеств, сформированной системы ценностей, имеющей профессиональную направленность [13], целеустремлённости, уверенности в своих силах и активном отношении к своей профессиональной деятельности [24].

К необходимым профессионально значимым качествам, определяющим успешность работников социальной сферы, относят: активность жизненной стратегии, мотивацию достижения, креативность, активную жизненную позицию, толерантность, владение эффективными стратегиями совладания, позитивное мышление, стремление к саморазвитию, внутреннюю свободу и компетентность [24].

В результате проведённого теоретического анализа научной литературы в области успешности профессиональной деятельности мы видим, что успешность профессиональной деятельности зависит от продолжительности деятельности, от её характера, здоровья специалиста, его личностных особенностей, уровня образования, от отношения специалиста к своей профессиональной деятельности. На основе этого мы можем выделить показатели успешности профессиональной деятельности социальных работников. К ним относятся:

- безошибочность в предоставлении услуг;

- соответствие выполняемого количества услуг нормативным показателям;

- минимальное количество прогулов и опозданий на работу, жалоб и административных взысканий со стороны руководства;

- соответствие выполняемых услуг годовому плану учреждения;

- наличие дополнительных дипломов и сертификатов за счёт посещения семинаров и курсов по повышению квалификации;

- знание и ориентировка в государственных законах и новых постановлениях;

- преобладание благодарственных отзывов над жалобами от клиентов за предоставленные услуги;

- участие в городских и районных конкурсах и грантах, связанных с профессиональной деятельностью;

- наличие грамот, дипломов, благодарственных писем, а также дополнительные выплаты, премии к заработной плате со стороны руководства за добросовестное выполнение трудовых обязанностей;

- наличие постоянных клиентов.

Из представленных показателей наиболее значимыми, по мнению руководителей социальных организаций г. Азова Ростовской области («Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г. Азова», Центр занятости населения г. Азова, Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Азова, Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, Образовательная школа-интернат № 10), являются знание и ориентировка в государственных законах и новых постановлениях РФ, а также безошибочность и качество в предоставлении услуг.

Итак, в настоящее время вопрос об успешности профессиональной деятельности социальных работников практически не исследован. На основе проведённого теоретического анализа эмпирических работ мы можем говорить о взаимосвязи успешности профессиональной деятельности социальных работников с их личностными особенностями, профессионально значимыми качествами и системой ценностей. В соответствии с особенностями профессиональной деятельности и преобладающими ценностями социальных работников нами выделены показатели успешности их профессиональной деятельности. Учитывая тот факт, что отношение к деятельности оказывает непосредственное влияние на успешность этой деятельности, мы можем предполагать о существующей взаимосвязи отношения к профессиональной деятельности и её успешностью у социальных работников.

В перспективе нашего исследования лежит дальнейшее изучение успешности профессиональной деятельности социальных работников, выявление соотношения успешных и неуспешных социальных работников, реализующих различные типы ценностно-смысловых отношений к выполняемой ими деятельности.

литература

1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 2. - С. 8-18.

2. Астапенко Е.В. Субъективные акмеологические детерминанты в условиях эффективной профессиональной деятельности менеджеров: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 23 с.

3. Баринов В.В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - 171 с.

4. Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: автореферат дис. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2005. - 24 с.

5. Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и её влияние на успешность педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 1996. - 202 с.

6. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.

7. Джанерьян С.Т. Психологические факторы успешности деятельности инструктора летной подготовки: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1989. - 15 с.

8. Желтова Е.В. Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2008. - 23 с.

9. Захарова Е.Я. Влияние нормативно-ценностных ориентаций педагогов на успешность их деятельности: автореферат дис____канд. пед. наук. -

Л., 1989. - 16 с.

10. Зеер З.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003. - 330 с.

11. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.

12. Клейменова Ю.Э. Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе: дис. . канд. психол. наук. - М., 2007. - 184 с.

13. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания её эффективного становления: дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2001. - 178 с.

14. Мацкевич О.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей сотрудников рекламного агентства с продуктивностью их

профессиональной деятельности: автореферат дис____канд. психол. наук. - М., 2009. - 24 с.

15. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». -Пермь: ПГПИ, 1990. - 110 с.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

17. Николаев А. Что изменил во мне успех? // Психология. - 2007. - № 12. - С. 56-61.

18. Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы / пер. с анг. Ю.Б. Шапиро / под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.

19. Павлёнок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 174 с.

20. Петров А.А. Общекультурная компетенция и её влияние на успешность педагогической деятельности: на примере учителей естественно-математических предметов: дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 1999. - 191 с.

21. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - № 3. - С. 60-67.

22. Структура государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г. Азова».

23. Теленков Д.В. Влияние отношения к учебной и спортивной деятельности на их успешность у студентов вузов физической культуры: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 2009. - 24 с.

24. Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы // Ползуновский вестник. - 2006. - № 3. -С. 252-257.

25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

26. Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г. Азова».

27. Шаповалова В.А. Индивидуальная профессиональная успешность менеджеров энергетического комплекса: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 23 с.

28. Шмелёва Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Super D. The Psychology of Careers. An introduction to vocational development. - N.Y., 1975. - 347 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.