Научная статья на тему 'Особенности терминальных ценностей и успешности деятельности социальных работников разного возраста'

Особенности терминальных ценностей и успешности деятельности социальных работников разного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
342
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL WORKER'S PERSONALITY / ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ / TERMINAL VALUES / PROFESSIONAL ACTIVENESS SUCCESSFULNESS / SUCCESSFULNESS INDICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Надежда Анатольевна, Смирнов Александр Александрович

Рассмотрены особенности взаимосвязей терминальных ценностей и успешности профессиональной деятельности социальных работников в зависимости от возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голубева Надежда Анатольевна, Смирнов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different-aged social workers' terminal values and activity successfulness peculiarities

Different-aged social workers' terminal values and activity successfulness peculiarities and interdependencies are examined.

Текст научной работы на тему «Особенности терминальных ценностей и успешности деятельности социальных работников разного возраста»

ки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества» [4, с. 112].

Итак, философская антропология в качестве методологического обоснования проблемы подготовки родителей позволяет организовать подготовку на сочетании уважения, заботы о родителях и ребенке, разумной требовательности к ним, и обеспечить субъект-субъектное взаимодействие в целях повышения эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья; определить роль, позицию родителей и педагогов в процессе подготовки, использовать адекватные методы и средства, способствующие формированию высокого уровня готовности родителей к содействию образованию детей, обеспечить подготовку родителей в со-

ответствии с общими законами развития природы и человека.

Библиографический список

1. ЕрмаковаЕ.Е. Философия. - М.: Высшая школа; Академия, 1999. - 272 с.

2. Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

3. СластенинВ.А., ЧижаковаГ.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. -192 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев [и др.]. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 351 с.

УДК 364:368.4

Голубева Надежда Анатольевна Смирнов Александр Александрович

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА*

Рассмотрены особенности взаимосвязей терминальных ценностей и успешности профессиональной деятельности социальных работников в зависимости от возраста.

Ключевые слова: личность социального работника, терминальные ценности, успешность профессиональной деятельности, показатели успешности.

Социальная работа - чрезвычайно востребованная обществом профессия. Число граждан, нуждающихся в посторонней помощи, не убывает, что требует решать массу вопросов в сфере управления организациями социального обслуживания. Этим обосновано значительное число исследовательских работ в социальной сфере. Среди авторов, занимающихся проблемами социальной работы, можно назвать следующих: И.Ф. Албегова, Л.Г. Гуслякова, Е.В. Кулебякин, П.Д. Павленок, В.Н. Ярская, И.Ю. Суркова, П.В. Романов, Б.Ю. Шапиро, В.А. Мальцев, А.В. Мудрик, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.

О зависимости успешности деятельности от различных проявлений личности писали Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.А. Бодров, Е.П. Ильин, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др. Все они подчеркивали, что успешность деятельности во многом зависит от способностей личности. Но не только способности определяют успешность профессиональной деятельности.

Если рассматривать в качестве профессиональной деятельности социальную работу, то вполне резонно говорить, что для исполнения функций со-

циальному работнику, прежде всего, необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками, эмпатическими и другими способностями, которые способствуют наиболее адекватному взаимодействию с клиентом. Но в структуру личности (например, по К.К. Платонову) включен и мировоззренческий компонент. В связи с большим значением ценностей гуманизма в социальной работе важно определить, имеется ли взаимосвязь между успешностью социального работника и его ценностными ориентациями.

Понятие успешности связано с понятиями продуктивности, результативности, эффективности, производительности труда [4, с. 15]. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, безошибочность действий. Успешность включает в себя эти показатели, но не равна какой-либо из них или их сумме. Если эффективность, продуктивность, результативность могут являться характеристиками как человека, так и различных устройств, созданных человеком или природных явлений и процессов, выполняющих какую-либо работу, то успешность является характеристикой, прежде всего, человека и его деятельности, а при применении данного поня-

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, ГК №14.740.11.0238

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Голубева Н.А., Смирнов А.А., 2012

тия к различным неодушевленным объектам, как правила включает в себя характеристику труда людей, создавших этот объект или систему. Успешность неотделима от субъекта деятельности. Успешность деятельности включает в себя не только внешнюю, но и внутреннюю, собственную оценку личностью своей деятельности. Таким образом, под успешностью мы понимаем соотношение качества, скорости, своевременности исполнения трудовых обязанностей и оценку этих показателей самим работником и непосредственно связанными с этой деятельностью людьми.

Рассматривая профессиональную деятельность социального работника, можно предположить, что направленность его личности, её ценностные ориентации влияют на успешность его профессиональной деятельности, что они взаимосвязаны с успешностью социального работника, помогая расставлять приоритеты в процессе исполнения профессиональных обязанностей. Это предположение мы постарались проверить в ходе исследования успешности профессиональной деятельности социального работника.

Для определения уровня успешности нами был разработан «Оценочный лист социального работника» состоящий из 20 пунктов - предполагаемых показателей успешности деятельности социального работника. В этот список вошли формальные показатели, оценка способности организовать рабочий процесс, показатели исполнения функций социального работника, личное отношение работника к труду и умение построить отношение с клиентом. Полученные с помощью данной анкеты результаты были проверены на способность разделять выборку и надежность, для анализа были отобраны наиболее валидные показатели.

Для диагностики ценностной сферы социального работника применялся Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, который позволяет увидеть значимость не только отдельных ценностей, но и сфер жизнедеятельности, где эти ценности могут реализовываться.

Полученные данные обрабатывались с помощью программного пакета Statistica 5.5, использовался и-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие 138 социальных работников отделений социального обслуживания на дому, все женщины. В ходе исследования, выборка была разделены по возрасту на четыре группы, исходя из общепринятых периодизаций и некоторых социально-демографических особенностей, характеризующих выделенные периоды: 1) до 35 лет (21 человек); 2) от 35 до 45 лет (33 человек); 3) от 45 до 55 лет (44 человек); 4) старше 55 лет (40 человек).

По и-критерию Манна-Уитни были выявлены различия по показателям методики оценки терми-

нальных ценностей только между группой социальных работников до 35 лет и другими группами.

Так, выяснилось, что значимость сферы профессиональной жизни у социальных работников до 35 лет меньше, чем у работников 35-45 лет (р<0,01) и 45-55 лет (р<0,001). Это объясняется тем, что еще недостаточно сформирована профессиональная идентичность, нет четкой ориентации на реализацию в профессии, основной акцент падает на получение образования и семейные отношения.

Также для представителей самой младшей возрастной группы работников характерно меньшее, чем для работников 45-55 лет, придание значимости таким ценностям, как социальный престиж (р<0,01), креативность (р<0,05), активные социальные контакты (р<0,01), а также сфера общественной жизни (р<0,01). Кроме того, у молодых работников значимость ценности социальный престиж меньше, чем для работников самой старшей группы (более 55 лет) (р<0,01). Подобный результат согласуется с предыдущим выводом, о том, что для молодых социальных работников приоритетами является не самореализация в профессии, общественной жизни, а ориентация в большей степени на личные интересы. Тем более, что для молодых работников эта профессия часто отходит на второй план и является удобной подработкой.

Корреляционный анализ внутригрупповых связей показал, что в структуре показателей существуют и отрицательные, и положительные взаимосвязи, но последних значительно больше.

«Способность в сжатые сроки справляться с большим объемом работы и быстро осваивать новые операции» положительно взаимосвязана с терминальной ценностью достижения в трех возрастных группах, до 35 лет, 35-45 лет, старше 55 лет. В 4555 лет значимость достижений не имеет взаимосвязи со стремлением успеть сделать как можно больше. Это может быть связано с тем, что на данном возрастном этапе работа оказывается наиболее значимой, так как дети уже выросли, другую работу найти сложно.

«Участие в повышении эффективности социальной помощи на дому» положительно взаимосвязано с ценностью достижения и сферой профессиональной жизни для всех групп кроме работников 3545 лет.

В свою очередь значимость ценности достижения сочетается с высоким баллом по показателю «Способность справляться в сжатые сроки с большим объемом работы» в группах до 35 лет, 35-45 лет и старше 55 лет. В двух последних группах выявлена взаимосвязь между значимостью материального положения и оценкой способности планировать и организовывать свою работу.

Это же показатель в группах 35-45 лет и более 55 лет связан со значимостью сфер профессиональ-

ной и общественной жизни. Умение найти подход к клиенту сочетается с высокой значимостью материального положения у представителей 35-45 лет. Материальное положение в этих группах также связно с оценкой способности планировать и организовывать свою работу, своевременность выполнения работы.

В крайних возрастных группах значимость материального положения также положительно взаимосвязана с удовлетворенностью клиентов.

Стремление много работать положительно взаимосвязано с ценностью «Развитие себя» и «Духовное удовлетворение» в группах 35-45 лет и старше 55 лет.

В этих же группах имеется положительная взаимосвязь между творческим подходом к работе и ценностями «Активные социальные контакты», «Развитие себя», сферой профессиональной жизни и сферой увлечений. В группах 35-45 и 45-55 лет самооценка этого показателя взаимосвязана с креативностью и достижениями.

Также выявлены и противоположные взаимосвязи. Например, для работников 45-55 лет умение слышать и понимать положительно взаимосвязано с общим баллом опросника терминальных ценностей. Количество баллов в данном случае может характеризовать общую напряженность мотивационной сферы, то, насколько человек вообще имеет потребности и желание чем-то обладать. Таким образом, можно предположить, что общая напряженность мотивационной сферы способствует тому, что эта категория социальных работников стремиться прислушаться к другому человеку, в то время как у работников до 35 лет эти показатели противоположны. То есть молодые работники вероятнее всего стремятся реализовать свои потенциалы в других сферах жизнедеятельности человека, а в социальные работники идут ввиду сложившихся обстоятельств.

Самооценка умения найти подход к клиенту положительно взаимосвязана со значимостью сферы увлечений, но только для работников 35-45 лет, для работников до 35 лет - связь отрицательная. Можно предположить, что социальные работники до 35 лет не имеют выраженных увлечений, а отсутствие выраженного стремления увлекаться чем-то сочетается с отсутствием интереса к чувствам и состояниям клиента.

В ходе анализа базовых весов выявилось, как распределяются наиболее систематизирующие показатели. В самой «младшей» группе эта структура не выражена, и определяется, прежде всего, значимостью терминальной ценности «Достижение». В возрасте 35-45 лет структура взаимосвязей становится более плотной, систематизирующими признаками выступают активность в мероприятия центра, творческий подход к работе, возможность поощрения и, в меньшей степени, способность организовать свою

работу. В группе 45-55 лет структура снова становится более диффузной и разреженной. На первый план выходят стремление к повышению эффективности социального обслуживания и творческие аспекты работы. В возрасте старше 55 лет творческий подход немного начинает уступать стремлению повышать эффективность деятельности, выступая наравне со стремлением много работать и умением в сжатые сроки быстро справляться с большим объемом работы.

Таким образом, подтверждается основное предположение, что существует взаимосвязь между терминальными ценностями успешностью профессиональной деятельности социального работника, причем особо эта взаимосвязь выражена в возрасте 3545 лет и старше 55 лет. Причины таких проявлений могут быть заложены в двух моментах.

- Особенности возраста и приоритетные виды деятельности и сферы жизнедеятельности. Вероятно в возрасте до 35 лет, ценностная сфера ориентирована на решение других задач, возможно, еще идет формирование приоритетов, корректировка их с действительностью, а в возрасте 45-55 лет взаимосвязь блокируется ввиду выхода на первый план проблем скорого выхода на пенсию и сложностей в поиске другой работы. А также на это возраст приходится взросление детей работников, когда внимание снова переключается на решение внутрисемейных проблем.

- Особенности поколения, т.е. те ценностные ориентации и приоритеты, что были заложены в сензитивном периоде и свойственны человеку на протяжении всей жизни.

В результате проведенного анализа можно сказать, что все 8 ценностей выделенных авторами методики ОТеЦ-2 взаимосвязаны с какими-либо показателями успешности. Причем главная тенденция -это присутствие преимущественно положительной взаимосвязи, которая говорит о том, что чем выше интенсивность мотивационной сферы, заинтересованность в чем-либо у конкретного работника, тем выше его успешность в исполняемой им работе. Этот вывод подтверждает предыдущие исследования, в которых обозначалось, что профессионально важные качества могут компенсироваться за счет высокой мотивации.

Библиографический список

1. Албегова И. Ф. Исследование мотивации социальных работников // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 78-81.

2. Александрова О.В., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.

3. Васильева Н.Ю. Психологически портрет социального работника // Социальная работа. - 1992. -№ 5.

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

4. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России. - Барнаул, 2001. - 143 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Институт практической психологии, 2003. - 456 с.

7. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 86 с.

8. Мальцев В.А. Профессиональная система ценностей социального работника // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2002.

9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. - 254 с.

10. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей-2. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1999. - 19 с.

11. Суркова И.Ю. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих в контексте моделей социальной работы // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека. - Волгоград: ВолГУ, 2003.

12. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

13. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: репр. воспр. текста издания 1982 г. - М.: Логос, 2007. - 192 с.

15. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.