Научная статья на тему 'Условия успешности профессиональной деятельности медицинского работника: постановка проблемы'

Условия успешности профессиональной деятельности медицинского работника: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1142
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SUCCESS / HEALTH WORKER / PROFESSIONALISM / EFFICIENCY OF ACTIVITY / DETERMINATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / DEONTOLOGICAL OPTIMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Шуткина Жанна Александровна, Катунова Валерия Валерьевна, Барыкина Анастасия Ивановна, Лобанов Сергей Николаевич

В статье представлен анализ основных показателей профессиональной успешности медицинских работников с точки зрения разных научных психологических подходов и попытка обоснования авторских взглядов на проблему условий успешности профессиональной деятельности медицинского работника в контексте феномена деонтологического оптимизма субъекта труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Шуткина Жанна Александровна, Катунова Валерия Валерьевна, Барыкина Анастасия Ивановна, Лобанов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of success of professional activity of the health worker: statement of a problem

The analysis of the main indicators of professional success of health workers from the point of view of different scientific psychological approaches and at-tempt of justification of author’s views of a problem of conditions of success of professional activity of the health worker in the context of a phenomenon of deon-tological optimism of the subject of work is presented in article.

Текст научной работы на тему «Условия успешности профессиональной деятельности медицинского работника: постановка проблемы»

УДК 159.9

Маркелова Татьяна Владимировна

доктор психологических наук, профессор

Шуткина Жанна Александровна

кандидат педагогических наук

Катунова Валерия Валерьевна

кандидат биологических наук, доцент

Барыкина Анастасия Ивановна Лобанов Сергей Николаевич

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет) markelova16@yandex.ru, zhannashutkina@mail.ru, katunova@mail.ru,

aicher2466@gmail.com, serj008@bk.ru

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье представлен анализ основных показателей профессиональной успешности медицинских работников с точки зрения разных научных психологических подходов и попытка обоснования авторских взглядов на проблему условий успешности профессиональной деятельности медицинского работника в контексте феномена деонтологи-ческого оптимизма субъекта труда.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная успешность, медицинский работник, профессионализм, эффективность деятельности, детерминация профессиональной деятельности, активность личности, профессиональная ответственность, деонтологический оптимизм.

Одной из ключевых проблем психологии труда является изучение условий успешности реализации профессиональной деятельности. В данной статье предпринята попытка обобщения различных научных подходов и обоснование наших взглядов на проблему условий успешности профессиональной деятельности медицинского работника.

Актуальность разработки данной проблемы тесно связана с поиском путей повышения качества труда как характеристики, отражающей трудовые затраты, психологическую и физиологическую «цену» деятельности, показатели здоровья и развития личности работника. Большую значимость имеет повышение качества труда медицинских работников, отличающегося высоким уровнем сложности, ответственности и общественной значимости [2; 5; 13]. Системообразующим фактором профессиональной деятельности является результативность труда, под которой понимают количественные и качественные изменения объекта воздействия. Степень позитивности полученного результата отражается в эффективности деятельности (А.И. Губинский, 1991). А.К. Маркова отождествляет понятие эффективности труда с понятием профессионализма: «Профессионализм, безусловно, означает эффективность труда, то есть достижение достаточно высокого социально-значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества» [3, с. 116]. Наличный уровень профессионализма характеризуется внутренним локусом профессионального контроля, стремлением к профессиональному и личностному саморазвитию, объёмом осознаваемых признаков профессионала, целостным образом представления себя как профессионала и другими признаками.

Эффективность деятельности выражается в объективных и субъективных показателях. К объективным, основным параметрам эффективности деятельности, Б.Ф. Ломов отнёс производительность, качество, надежность, которые тесно взаимосвязаны (Б.Ф. Ломов, 1989). Субъективные показатели эффективности могут выражаться степенью успешности профессиональной деятельности и оцениваться по уровню психофизиологических затрат и удовлетворённости человека своим трудом.

Некоторые учёные рассматривают удовлетворенность трудом как независимую составляющую успешности профессиональной деятельности. Удовлетворённость трудом медицинских работников в разных её аспектах изучали Ф.В. Хузиха-нов, П.М. Котляров, Л.С. Агроскин, Е.Б. Гусева, Н.В. Фомина и др. [10; 12]. В ряде исследований успешность деятельности понимается как синоним её эффективности. В исследованиях М.И. Жуковой, К. Муздыбаева, В.С. Мерлина успешность трактуется как факт внутреннего момента деятельности, осознания, отражения особых ситуаций осуществляемой деятельности, переживания по её ходу, чувствование успеха, показатель освоения нового уровня профессионализма.

Толковый словарь русского языка трактует понятие успешности как удачу в достижении чего-либо, общественное признание, а также хорошие результаты в работе, учёбе (С.И. Ожегов, 1999).

В когнитивной психологии успешность тесно связывают с процессом каузальной атрибуции, адекватности когниций, связанных с опытом человека и обусловленных социальными факторами и условиями (мировоззрением, социоэкономическим статусом, национальными особенностями, организацией деятельности и т.д.) (Б. Хелмицкий, 1997).

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Маркелова Т.В., Шуткина Ж.А., Катунова В.В., Барыкина А.И., Лобанов С.Н., 2016

Исследование успешности деятельности связывается с такими показателями каузальной атрибуции, как внешний и внутренний локус контроля, глобальность - как повторяемость причины во многих ситуациях, стабильность, специфичность -как проявление причины в конкретных ситуациях.

В экзистенциально-гуманистической психологии успешность определяют через принцип стремления к напряжению. Это связано с пониманием человека как осознающего смысл своего жизненного назначения, поэтому успешность деятельности совпадает с успешностью жизненного пути.

В психоаналитическом направлении успешность исследуется через изучение глубинных истоков, детерминирующих этот процесс.

В бихевиоризме проблема успешности выводится за пределы личности, рассматривается как производная внешнего мира (социальные установки, социальный контроль, система поощрений) и определяется стилем и результатом процесса научения.

В нашем исследовании успешность профессиональной деятельности трактуется как отношение достигнутого результата к максимально достижимому и заранее спланированному, и определяется социальной ситуацией осуществления деятельности, профессиональной средой, формирующей идеалы и ценности, нормы и правила.

При этом можно говорить о внешних и внутренних критериях оценки успешности профессиональной деятельности. Внешние критерии опираются на оценки, даваемые экспертами, внутренние - на собственную оценку успешности деятельности. В профессиональной деятельности медицинских работников традиционной является ориентация на внешние критерии успешности деятельности.

Анализируя имеющиеся исследования, связанные с изучением условий успешного осуществления профессиональной деятельности, следует отметить, что в качестве предпосылок успешности чаще всего рассматриваются способности человека, мотивация выбора профессии, уровень развития профессионально важных качеств, особенности индивидуального стиля деятельности, мастерство как вершинный этап профессионального становления специалиста и другие параметры.

В качестве детерминант успешности медицинского работника выделяют его психофизиологические особенности, функциональные состояния, психологические качества, профессиональные характеристики, коммуникативную компетентность, структуру профессиональной мотивации, взаимопонимание и контакт между больным и врачом и другие [1; 4; 7; 8; 14; 15].

Одним из важных условий успешности труда является внутренняя детерминация профессиональной деятельности. Внутренне детерминиро-

ванная профессиональная деятельность является более успешной. Те работники, которые осознают, что сами организовали свою работу и сами следят за тем, чтобы она была хорошо выполнена, добиваются лучших результатов.

Внутренняя мотивация предполагает наличие внутреннего центра контроля и внутреннего центра причинности поведения, является отражением индивидуальных ценностей субъекта профессиональной деятельности, которые и задают направления желательного преобразования действительности и самого себя. Стремясь выполнять деятельность, в которой человек компетентен, он получает возможность ощущать внутреннюю причинность своего поведения, неразрывную связь ощущений внутренней причинности и компетентности. В ситуации восприятии личностью себя как деятеля, первопричины изменения действительности, имеет смысл говорить о его внутреннем центре контроля, управлении своей профессиональной деятельностью.

При внутренней мотивации поведения работник использует собственное «личностное средство» - волю. В результате процесса саморегуляции происходит изменение смысла действий: человек действует не потому, что этого кто-то требует, а потому, что это соответствует его принципам, позволяет самоутвердиться как субъекту жизни, профессиональной деятельности.

Результаты исследования говорят о том, что люди с внутренним локусом субъективного контроля более уверены в себе, настойчивы и последовательны в достижении цели, уравновешены, независимы, склонны к самоанализу, то есть проявляют признаки субъектного поведения (Е.Ф. Ба-жин, С.А. Голынкина, А.М. Эткинд, 1984).

Особенности мотивации медицинских работников исследовали К.Л. Полежаев, А.А. Фитьмова [6; 9] и другие. Интринсивная мотивация с внутренним детерминированним контроля и внутренним центром причинности собственного поведения насыщает поведение активностью, спонтанностью, креативностью. Показатель активности имеет большое значение для успешного осуществления профессиональной деятельности и является исходной характеристикой субъектности.

Активность субъекта характеризуется как ин-тегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально изменённых условиях; инициативно и критически относится к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации; творчески и вариативно прогнозировать результаты своей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, 1980; Л.И. Ан-цыферова, 2000; В.Г.Асеев, 1993 и др.)

Активность личности заключается в индивидуальной организации процесса жизнедеятельности. В этом процессе личность осознанно приближает одни ситуации и умышленно отодвигает на второй план другие, придает единый осмысленный характер всему, что с ней происходит, что она сама совершает и к чему стремится.

Особенности потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферы определяют степень вовлеченности личности в процесс, в профессиональную деятельность и степень профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность предполагает выбор альтернатив и принятие решений. Это не только адаптивное приспособление, но и возможность понять и изменить себя, свое место в жизни вопреки трудностям и случайностям.

В современных исследованиях выделяются два основных подхода к разработке проблемы профессиональной ответственности. В первом из них профессиональная ответственность рассматривается как набор личностных черт: характер отношения к труду (трудолюбие), к коллективу (доброжелательность, отзывчивость, пунктуальность), к самому себе (самоконтроль, самокритичность) (В.А. Бодров, 2006 и др.) Второй подход акцентирует внимание на системе личностно-социального взаимодействия, отношении личности к труду, поведенческих особенностях выполнения трудовых обязанностей. В данном контексте ответственность - это, прежде всего, способность субъекта придерживаться принятых в профессиональном сообществе норм и требований, отвечать за свои действия (К. Муздыбаев, 2010 и др.). Центральным в структуре профессиональной ответственности является фактор принятия ценностей и норм профессиональной деятельности.

Профессиональная ответственность представляет собой интегративное качество, проявляющееся в способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовность отвечать за их результаты и последствия, в достижении личностью результата деятельности собственными усилиями (Н.Н. Семененко, 1998).

В. Франкл, говоря о свободном человеке, писал: «Быть свободным - это только негативный аспект целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода может вырождаться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности» [11, с. 17]. Поэтому атрибут свободы всегда сопряжен с ответственностью и принятием человеком этой ответственности, так как через ответственность выражаются нравственные характеристики личности, показывающие её ценность. Таким образом, возможность выбора создает предпосылки для рождения ответственности.

Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения социальных и нравственных требований. Ответственность может анализироваться в различных направлениях: как коллективная и индивидуальная, как внешняя и внутренняя, как ретроспективная (ответственность за прошлое, вина) и перспективная (ответственность за будущее, обязанность).

Интерпретируя прошлые события или предсказывая исход настоящего, люди оценивают собственные способности, усилия, трудность задачи, судьбу. В результате одни из них возлагают ответственность за события своей жизни на других людей, социальное окружение, случайные обстоятельства - это указывает на их экстернальный контроль. Интернальным контролем объясняется приписывание ответственности за происходящее лично себе. Наличие внутренней детерминации профессиональной деятельности предполагает приписывание субъектом труда ответственности за её результаты себе, объясняет выбор целей, содержания, способов осуществления деятельности, исходя из собственных возможностей, способностей, особенностей характера.

Изучение места профессии в мотивационной иерархии субъекта, степени нтегрированности профессии в личностные смыслы субъекта может стать перспективным направлением исследования феномена профессиональной ответственности как одного из важнейших условий успешности профессиональной деятельности.

Изучение профессиональной ответственности медицинского работника предполагает исследование личностных смыслов, ценностных ориентаций и установок субъекта труда в контексте таких понятий, как профессиональный долг, медицинская этика и вера. Эти высшие духовные ценности интегрируются в профессионально-важном личностном образовании медицинского работника, названном нами деонтологический оптимизм.

Под деонтологическим оптимизмом медицинского работника мы понимаем профессионально важное личностное образование субъекта труда, включающее альтруистическую направленность, ответственность и ориентацию на преодоление проблем и обеспечивающее сознательный выбор активных стратегий профессионального поведения на основе нравственных убеждений. Деон-тологический оптимизм - это проявление долга, веры и просоциальных установок личности как субъекта труда на уровне профессионального поведения. Деонтологический оптимизм отражает веру медицинского работника в позитивный сценарий событий, в свою самоэффективность, в целесообразность своего выбора в применении тех или иных медицинских методов и технологий.

Таким образом, нами поставлена проблема исследования успешности профессиональной дея-

66

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

тельности медицинского работника в контексте феномена деонтологического оптимизма субъекта труда. Мы предполагаем, что деонтологический оптимизм является духовно-нравственной основой профессионального поведения субъекта труда и одним из важнейших условий успешности профессиональной деятельности медицинского работника. Психологической детерминантой деонтологиче-ского оптимизма является альтруистическая направленность личности, придающая нравственный вектор профессиональному поведению, поведенческими маркерами - выбор активных стратегий профессионального поведения. Доказательство истинности данных предположений является перспективой наших дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Баклаев А.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей анестезиологов-реаниматологов на уровень их профессиональной успешности (системный анализ): дис. ... канд. мед. наук. - М., 2002. - 205 с.

2. Ершова Е.В. Клинико-психологические факторы прогноза успешности профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи // Вестник ЮУрГУ - 2011. - № 18. - С. 100-103.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гумм. фонд «Знание», 1996. -312 с.

4. Москаленко В.Ф., Яворовский А.П., Свинциц-кий А.С. Значение кодекса врачебной этики в подготовке врачей-интернов // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2011. - № 11. - С. 526-528.

5. Петраш М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи // Скорая медицинская помощь. - 2012. - № 1. -С. 17-20.

6. Полежаев К.Л.Мотивация труда врачей крупной многопрофильной больницы: дис. ...

канд. мед. наук. - Омск, 2005. - 260 с.

7. Смолин Д.А., Логинова А.Е., Махиянова А.Ф., Грозина И.А., Дренкова Е.А. Некоторые психологические аспекты в профессиональном формировании личности врача-хирурга // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2010. - № 5. - С. 164-166.

8. Тимофеев В.А., Мадзигон Л.К. Функциональное состояние организма у врачей-интернов с разным уровнем успешности деятельности в экстремальных условиях в процессе суточного дежурства в клинике // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2008. - № 3. - С. 63-67.

9. Фитьмова А.А. Система оптимизации профессиональной мотивации будущих врачей // Актуальные вопросы современной науки. - 2011. -№ 17-2. - С. 82-89.

10. Фомина Н.В. Переживание удовлетворенности трудом в структуре профессионального самосознания врача // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 100.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Хузиханов Ф.В., Котляров П.М., Агрос-кин Л.С., Гусева Е.Б. Оценка удовлетворенности врачей-рентгенологов своим трудом методом анализа «важность-исполнение» (по материалам Республики Марий Эл) // Медицинский альманах. -2012. - № 5 (24). - С. 26-29.

13. Черепова А.А. Медико-социальное обоснование системы охраны здоровья и труда медицинских и фармацевтических работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 27 с.

14. Bakic-Miric N.M., Bakic N.M.Successful doctor-patient communication and rapport building as the key skills of médical practice // Facta Universitatis. Sériés: Medicine and Biology. - 2008. - Vol. 15. -№ 2. - Р. 74-79.

15. Miles S., Leinster S.J. Identifying professional characteristics of the ideal medical doctor: The laddering technique // Medical Teacher. - 2010. -Vol. 32. - Issue 2. - P. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.