Научная статья на тему 'Успешность обучения детей 1-8 классов, рожденных у матерей с анемией беременности'

Успешность обучения детей 1-8 классов, рожденных у матерей с анемией беременности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНЕМИЯ БЕРЕМЕННЫХ / ХРОНИЧЕСКАЯ ГИПОКСИЯ ПЛОДА / ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО / ШКОЛЬНИКИ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ANEMIA OF PREGNANT WOMEN / CHRONIC FETAL HYPOXIA / COMPLICATIONS OF PREGNANCY / CONDITION OF THE NEWBORN / PUPILS / SEX DIFFERENCES / SUCCESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Трухин Андрей Николаевич, Циркин Виктор Иванович, Шушканова Елена Геннадьевна, Хлыбова Светлана Вячеславовна

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема академической успеваемости детей в зависимости от особенностей течения их внутриутробного периода развития. Цель статьи выявить зависимость успешности обучения в школе детей (с учетом их пола), рожденных у матерей, беременность которых была осложнена анемией легкой степени. Методология. Проведено ретроспективное исследование влияния течения пренатального периода на развитие и успешность обучения в 1-8 классах общеобразовательной школы 228 детей, в том числе 113 детей (62 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с физиологически протекающей беременностью и родами (группа 1), и 115 детей (64 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с анемией легкой степени (группа 2). Результаты. Впервые выявлено, что осложненное течение пренатального периода, обусловленное, главным образом, наличием у матери анемии легкой степени (содержание гемоглобина в крови в пределах 90-105 г/л, количество эритроцитов 3,2-3,6×1012/л), имеет отдаленные негативные последствия для потомства, что проявляется в снижении потенциальных возможностей интеллекта, особенно, у мальчиков. Об этом свидетельствует более низкая успешность обучения в общеобразовательной школе девочек (с 1 по 3 классы) и мальчиков (с 1 по 8 класс). С учетом данных литературы сделано заключение, что основной причиной негативного влияния осложненного течения пренатального периода является гипоксия мозга, нарушающая нормальное развитие нейронов неокортекса в пренатальном и постнатальном периодах. Способность эстрогенов препятствовать негативному влиянию гипоксии указывает на возможность медикаментозной и немедикаментозной (психолого-педагогической) коррекции нарушений развития функций неокортекса. Заключение. Наличие у матери анемии легкой степени оказывает негативное влияние на интеллектуальное развитие детей (особенно, мальчиков), что требует разработки методов профилактики нарушений развития неокортекса и коррекции методов обучения детей в семье и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Трухин Андрей Николаевич, Циркин Виктор Иванович, Шушканова Елена Геннадьевна, Хлыбова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning achievements of schoolchildren in grades 1-8 born to mothers with anemia complicating pregnancy

Introduction. The article studies how learning achievement of schoolchildren are influenced by characteristics of their intrauterine development period. The purpose of the article is to investigate learning achievements of schoolchildren born to mothers whose pregnancy was complicated by mild anemia (taking into account their gender). Materials and Methods. The authors conducted a retrospective research on perinatal development and learning achievements of 228 schoolchildren in 1-8 grades, including 113 children (62 girls and 51 boys), born to mothers with physiological pregnancy and childbirth (group 1) and 115 children (64 girls and 51 boys) born to mothers with mild anemia (group 2). Results. This is the first study reporting that the complicated prenatal period, mainly due to the maternal anemia of a mild degree (hemoglobin content in the blood is 90-105 g/l, the number of erythrocytes is 3,2-3,6×1012/l), has long-term negative consequences on offspring, which is manifested in a decrease in intellectual potential, especially in boys. This is evidenced by a lower learning achievement rate in schoolgirls (grades 1-3) and schoolboys (grades 1-8). Having analyzed scientific literature, the authors concluded that the main cause leading to negative effect of complicated prenatal period is brain hypoxia, which disrupts the normal development of neocortex neurons in prenatal and postnatal periods. The ability of estrogens to prevent negative effects of hypoxia indicates the possibility of pharmacological and non-pharmacological (psychological and pedagogical) correction of developmental disorders of the neocortex. Conclusions.Anemia of pregnant women has a negative impact on the intellectual development of children (especially boys), which requires the development of methods for preventing developmental disorders of the neocortex and correcting teaching and methods and nurturing parenting techniques.

Текст научной работы на тему «Успешность обучения детей 1-8 классов, рожденных у матерей с анемией беременности»

2018, том 8, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© С. И. Трухина, А. Н. Трухин, В. И. Циркин, Е. Г. Шушканова, С. В. Хлыбова

DOI: 10.15293/2226-3365.1801.12

УДК 612.6+612.825.8-81

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 1-8 КЛАССОВ, РОЖДЕННЫХ У МАТЕРЕЙ С АНЕМИЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

С. И. Трухина, А. Н. Трухин, В. И. Циркин, Е. Г. Шушканова, С. В. Хлыбова (Киров, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема академической успеваемости детей в зависимости от особенностей течения их внутриутробного периода развития. Цель статьи - выявить зависимость успешности обучения в школе детей (с учетом их пола), рожденных у матерей, беременность которых была осложнена анемией легкой степени.

Методология. Проведено ретроспективное исследование влияния течения пренатального периода на развитие и успешность обучения в 1-8 классах общеобразовательной школы 228 детей, в том числе 113 детей (62 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с физиологически протекающей беременностью и родами (группа 1), и 115 детей (64 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с анемией легкой степени (группа 2).

Результаты. Впервые выявлено, что осложненное течение пренатального периода, обусловленное, главным образом, наличием у матери анемии легкой степени (содержание гемоглобина в крови в пределах 90-105 г/л, количество эритроцитов - 3,2-3,6*1012/л), имеет отдаленные негативные последствия для потомства, что проявляется в снижении потенциальных возможностей интеллекта, особенно, у мальчиков. Об этом свидетельствует более низкая успешность

Трухина Светлана Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии, Вятский государственный университет.

E-mail: trukhinasvetlana@yandex.ru

Трухин Андрей Николаевич - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии, Вятский государственный университет.

E-mail: trukhinandrey@rambler.ru

Циркин Виктор Иванович - доктор медицинских наук, профессор, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии, Вятский государственный университет.

E-mail: tsirkin@list.ru

Шушканова Елена Геннадьевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии, Вятский государственный университет. E-mail: el.s90@mail.ru

Хлыбова Светлана Вячеславовна - доктор медицинских наук, доцент, кафедра акушерства и гинекологии, Кировский государственный медицинский университет. E-mail: svekhlybova@yandex.ru

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

190

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

обучения в общеобразовательной школе девочек (с 1 по 3 классы) и мальчиков (с 1 по 8 класс). С учетом данных литературы сделано заключение, что основной причиной негативного влияния осложненного течения пренатального периода является гипоксия мозга, нарушающая нормальное развитие нейронов неокортекса в пренатальном и постнатальном периодах. Способность эстрогенов препятствовать негативному влиянию гипоксии указывает на возможность медикаментозной и немедикаментозной (психолого-педагогической) коррекции нарушений развития функций неокортекса.

Заключение. Наличие у матери анемии легкой степени оказывает негативное влияние на интеллектуальное развитие детей (особенно, мальчиков), что требует разработки методов профилактики нарушений развития неокортекса и коррекции методов обучения детей в семье и школе.

Ключевые слова: анемия беременных; хроническая гипоксия плода; осложнения беременности; состояние новорожденного; школьники; половые различия; успешность обучения.

Постановка проблемы

Анемия беременных до настоящего времени является одним из распространенных осложнений беременности и оказывает негативное влияние на течение беременности, родов, состояние плода, новорожденного и детей первого года жизни [1-6]. Анемия во время беременности приводит к развитию плацентарной недостаточности, хронической внутриутробной гипоксии и гипотрофии плода, усугубляет течение преэклампсии, увеличивает частоту преждевременных родов и кровотечений во время родового акта и в послеродовом периоде [1; 2; 6-8]. Согласно данным М. Ю. Галактионовой и других исследователей, с увеличением степени тяжести анемии беременных нарастает частота рождения детей с гипотрофией [8]. Дети, рожденные у матерей с анемией, чаще имеют нарушения ЦНС, что в дальнейшем может привести к задержке психомоторного и речевого развития [7; 8]. Показано, что на протяжении первого года жизни у детей от матерей с анемией снижены адаптационно-резервные возможности, изменена активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и деятельность сердечно-сосудистой системы [4]. Наличие у

матери анемии приводит к тому, что у детей ранних лет жизни в результате дефицита железа нарушается деятельность периферической нервной системы, процессы терморегуляции, снижается умственная работоспособность, в том числе способность к обучению, познавательные способности, снижается толерантность к физическим нагрузкам1 [9-11]. Кроме того, недостаточное депонирование железа в антенатальном периоде является одной из причин развития дефицита железа и анемии у грудных детей, отставания в психомоторном и умственном развитии детей ранних лет жизни2 [10; 12-13]. До настоящего времени не исследовалось отдаленное влияние анемии у матери во время беременности на интеллектуальное развитие детей и подростков. Это и послужило основой для постановки цели исследования. Цель исследования - выявить зависимость успешности обучения в школе детей (с учетом их пола), рожденных у матерей, беременность которых была осложнена анемией легкой степени.

Материалы и методы

Объектом исследования были 649 учащихся одиннадцати общеобразовательных

1 Серов В. Н., Шаповаленко С. А. Диагностика и лечение железодефицитных анемий у беременных // Русский

медицинский журнал. - 2005. - Т. 13, № 17. - С. 11431145. 2 Там же.

Все права защищены

© 2011-2018 Вестник НГПУ

2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

школ г. Кирова, обучавшиеся в 2010/2011 учебном году в восьмых классах. Сведения об их перинатальном периоде развития и школьной успеваемости (годовые отметки по учебным дисциплинам каждого из 8 классов) содержались в базе данных, которая формировалась нами с 2001 по 2012 годы на основе медицинских документов (формы № 112-У и 026-У) и школьных документов, включая школьные журналы. Сведения были получены с согласия родителей, разрешения администраций детских поликлиник, школ и управления образования и здравоохранения г. Кирова. На основе этой базы данных выделены: группа 2 (основная группа) - дети, рожденные у матерей с анемией легкой степени (содержание гемоглобина в крови в пределах 90-105 г/л, количество эритроцитов - 3,2-3,6*1012/л) и группа 1 (контрольная группа), которая формировалась методом случайной выборки. В нее включали такое же количество девочек и мальчиков, как в основной группе, при условии, что они были рождены с нормальной массой тела (2,6-3,9 кг) у матерей с неосложненным течением беременности и родов. Проведен анализ данных, характеризующих беременность и роды у матерей обеих групп, а также состояние новорожденного по шкале Апгар на первой и пятой минутах, массу и длину тела при рождении. Успешность обучения как интегральную характеристику интеллектуального развития оценивали за период обучения детей с 1 по 8 класс по годовым отметкам по основным дисциплинам и по среднему баллу успеваемости (среднее арифметическое по дисциплинам каждого года). Результаты исследования подвергнуты статистической обработке 3 1. Различия количественных показателей оценивали по ¿-критерию Стью-дента (основанием к его использованию был

объем выборки и нормальный, судя по значениям критерия Шапиро-Уилка, характер распределения значений показателей), а качественных показателей - по критерию х-квадрат с поправкой Йейтса, или по точному критерию Фишера, если ожидаемое число было меньше 5. Различия во всех случаях считали статистически значимыми при р < 0,05. В тексте и таблицах статьи часть результатов представлена в виде средней арифметической и ее ошибки (М ± т).

Результаты исследования, обсуждение

Установлено, что среди 115 детей (17,7 % от всех обследуемых), рожденных у матерей с анемией легкой степени, было 64 девочки (21,7 % от всех девочек) и 51 мальчик (14,4 % от всех мальчиков). Средний возраст матерей девочек и матерей мальчиков статистически значимо не различался и составил соответственно 24,4 ± 0,65 и 23,9 ± 0,74 лет. Помимо анемии легкой степени, в группе 2 имелись и другие акушерские осложнения, которые встречались статистически значимо чаще, чем в группе 1 (табл. 1), среди них - умеренная пре-эклампсия, плацентарная недостаточность, угроза прерывания беременности, артериальная гипертензия (у матерей мальчиков), инфекционные заболевания, преждевременное изли-тие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, обвитие пуповины, хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, преждевременные роды, рождение детей с низкой массой тела, рождение детей с большой массой тела (статистически значимо для мальчиков), родоразрешение путем кесарева сечения. В группе 2 и мальчики и девочки при рождении имели более низкую оценку по шкале Апгар на первой и на пятой минутах, чем в группе 1 (табл. 1).

3 Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1999. - 459 с.

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица 1

Показатели, характеризующие перинатальный период развития девочек и мальчиков групп 1 и 2

Table 1

Indicators characterizing the perinatal development of girls and boys in groups 1 and 2

Показатели Девочки Мальчики

Группа 1, n = 62 Группа 2, n = 64 Группа 1, n = 51 Группа 2, n = 51

Абс % Абс % Абс % Абс %

Артериальная гипертензия 0 0,0 5 7,81 0 0,0 8 15,69*

Инфекционные заболевания 0 0,0 32 50,0* 0 0,0 20 39,22*

Умеренная преэклампсия 0 0,0 23 35,94* 0 0,0 15 29,41*

Плацентарная недостаточность 0 0,0 18 28,13* 0 0,0 7 13,73*

Угроза преждевременных родов 0 0,0 20 31,25* 0 0,0 21 41,18*

Слабость родовой деятельности 0 0,0 18 28,13* 0 0,0 17 33,33*

Преждевременное излитие околоплодных вод 0 0,0 14 21,88* 0 0,0 12 23,53*

Преждевременные роды 0 0,0 7 10,94* 0 0,0 5 9,80

Кесарево сечение 0 0,0 13 20,31* 0 0,0 14 27,45*

Хроническая гипоксия плода 0 0,0 12 18,75* 0 0,0 10 19,61*

Асфиксия новорожденного 0 0,0 6 9,38* 0 0,0 5 9,80*

Родовая травма 0 0,0 9 14,06* 0 0,0 11 21,57*

Обвитие пуповины 0 0,0 10 15,63* 0 0,0 13 25,49*

Незрелый плод 0 0,0 4 6,25 0 0,0 5 9,80*

Количество детей с массой тела при рождении

2,6-3,9 кг 62 100 53 82,81 51 100 37 72,55

2,5 кг и меньше 0 0,0 7 10,94* 0 0,0 6 11,76*

4,0 кг и больше 0 0,0 4 6,25 0 0,0 8 15,69*

Состояние новорожденного, в баллах по шкале Апгар (M ± m)

На первой минуте 7,72 ± 0,15 6,91 ± 0,14* 7,47 ± 0,19 6,86 ± 0,11*

На пятой минуте 8,46 ± 0,14 7,92 ± 0,09* 8,29 ± 0,14 7,88 ± 0,09*

Примечание. * - различие с группой 1 статистически значимо (p < 0,05) по критерию х-квадрат, точному критерию Фишера и по /-критерию Стьюдента Note. * - the difference with group 1 is statistically significant (p < 0,05) by the х-square test, the exact Fisher test and the Student's t-test

Анализ успеваемости детей с 1 по 8 классы выявил, что мальчики группы 2 в сравнении с мальчиками группы 1 имели статистически значимо более низкие отметки в 1 и 2 классах по математике и низкие значения среднего балла успеваемости (СБУ), в 3 классе - по письму, математике, природоведению и СБУ, в 4 классе - по всем дисциплинам и СБУ, в 5 классе - по русскому языку, литературе, математике, биологии и СБУ, в 6 классе - по

русскому языку, математике, истории (значение СБУ было ниже, но статистически незначимо), в 7 классе - по русскому языку, геометрии, физике и СБУ, в 8 классе - по всем дисциплинам (за исключением иностранного языка) и СБУ (табл. 2). Таким образом, во всех классах, за исключением 6 класса, мальчики группы 2 имели более низкие значения СБУ, чем мальчики группы 1 (рис. 1).

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

баллы 4,4 4,2 4,0

3,8 3,6 3,4 3,2 3,0

Девочки

щ %

I

I

1 2 3 4 5 6 7 8

Мальчики

й! г

У

#

* -L * #

Ii

1

#

# т * #

I

#*

2

8

1 2 3 4 5 6 7 8

классы

#

#

#

#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Средний балл успеваемости детей, родившихся у матерей с физиологически протекающей беременностью (контрольная группа, первые столбцы), и у матерей с анемией легкой степени тяжести (группа 2, вторые столбцы) Примечание. * - различие с контрольной группой и # - с девочками статистически значимо (р < 0,05) по t-критерию Стьюдента.

Fig. 1. The average score for the achievement of children born to mothers with a physiologically occurring pregnancy (control group, first columns), and in mothers with mild-grade anemia (group 2, second columns) Note. * - the difference with the control group and # - with the girls is statistically significant (p < 0,05) according to Student's t-test.

Показано, что девочки группы 2 по сравнению с их сверстницами из группы 1, имели статистически значимо более низкие отметки в 1 классе по математике и низкое значение СБУ, во 2 классе - по письму, математике и СБУ, в 3 классе - по природоведению и СБУ, в 4 классе - по письму, в 6 и 7 классах - по биологии (табл. 2). В 8 классе все различия были статистически незначимы. Таким образом, наличие у матери анемии легкой степени негативно влияло на успешность обучения девочек в общеобразовательной школе, но это влияние было выражено в меньшей степени, чем у мальчиков.

Подтверждены ранее полученные данные о том, что в начальных классах [14; 15] и в течение восьми лет обучения в общеобразовательной школе [16; 17] успеваемость мальчиков обеих групп, в том числе у матерей с неосложненным течением беременности, судя по СБУ (рис. 1) и по отметкам по большинству учебных дисциплин, была статистически значимо ниже, чем у девочек (табл. 2), а также данные [16; 18] о том, что у всех подростков, независимо от пола и наличия проблемного течения антенатального периода развития, успешность обучения в старших классах школы была ниже, чем в младших классах.

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Таблица 2

Годовые отметки по учебным дисциплинам и средний балл успеваемости девочек и мальчиков групп 1 и 2 в 1-8 классах

Table 2

Annual grades in academic subjects and average score of girls and boys in groups 1 and 2 in grades 1-8

Учебные дисциплины и средний балл успеваемости Группы детей

л о о « Девочки Мальчики

Ч И Группа 1 (n = 62) Группа 2 (n = 64) Группа 1 (n = 51) Группа 2 (n = 51)

1 1. Письмо 4,10 ± 0,08 3,95 ± 0,07 3,76 ± 0,09# 3,57 ± 0,09#

2. Чтение 4,45 ± 0,08 4,36 ± 0,08 4,22 ± 0,09 4,10 ± 0,10#

3. Математика 4,24 ± 0,06 3,91 ± 0,08* 4,06 ± 0,08 3,71 ± 0,09*

Средний балл 4,26 ± 0,06 4,07 ± 0,07* 4,01 ± 0,07# 3,79 ± 0,08*#

2 1. Письмо 4,16 ± 0,08 3,92 ± 0,07* 3,88 ± 0,08# 3,57 ± 0,09#

2. Чтение 4,52 ± 0,07 4,34 ± 0,09 4,27 ± 0,09# 4,02 ± 0,09#

3. Математика 4,19 ± 0,08 3,91 ± 0,07* 4,08 ± 0,08 3,80 ± 0,09*

Средний балл 4,29 ± 0,07 4,06 ± 0,07* 4,08 ± 0,07# 3,80 ± 0,08*#

3 1. Письмо 4,11 ± 0,08 3,91 ± 0,07 3,84 ± 0,08# 3,53 ± 0,08*#

2. Чтение 4,50 ± 0,07 4,34 ± 0,09 4,22 ± 0,08# 4,04 ± 0,10#

3. Математика 4,05 ± 0,07 3,91 ± 0,08 4,04 ± 0,08 3,73 ± 0,09*

4. Природоведение 4,40 ± 0,08 4,08 ± 0,08* 4,27 ± 0,09 3,84 ± 0,11*#

Средний балл 4,27 ± 0,06 4,06 ± 0,07* 4,09 ± 0,08 3,79 ± 0,08*#

4 1. Письмо 4,13 ± 0,07 3,89 ± 0,07* 3,93 ± 0,07# 3,61 ± 0,08*#

2. Чтение 4,55 ± 0,07 4,37 ± 0,09 4,29 ± 0,08# 3,98 ± 0,10*#

3. Математика 3,95 ± 0,06 3,97 ± 0,08 4,06 ± 0,08 3,75 ± 0,10*

4. Природоведение 4,39 ± 0,08 4,17 ± 0,08 4,18 ± 0,08 3,84 ± 0,09*#

Средний балл 4,25 ± 0,06 4,11 ± 0,07 4,07 ± 0,06# 3,79 ± 0,08*#

5 1. Русский язык 3,94 ± 0,07 3,86 ± 0,08 3,78 ± 0,08 3,53 ± 0,09*#

2. Литература 4,40 ± 0,07 4,27 ± 0,09 4,02 ± 0,08# 3,75 ± 0,08*#

3. Математика 4,06 ± 0,08 3,97 ± 0,07 3,84 ± 0,08 3,59 ± 0,08*#

4. История 4,23 ± 0,08 4,08 ± 0,09 3,96 ± 0,09# 3,75 ± 0,09#

5. Биология 4,24 ± 0,07 4,17 ± 0,09 4,06 ± 0,09 3,75 ± 0,09*#

6. Иностранный язык 4,10 ± 0,08 4,08 ± 0,08 3,90 ± 0,11 3,84 ± 0,11#

Средний балл 4,16 ± 0,06 4,07 ± 0,07 3,91 ± 0,07# 3,69 ± 0,08*#

6 1. Русский язык 3,85 ± 0,06 3,84 ± 0,08 3,79 ± 0,08 3,51 ± 0,09*#

2. Литература 4,32 ± 0,08 4,19 ± 0,09 3,92 ± 0,09# 3,78 ± 0,08#

3. Математика 3,90 ± 0,08 3,77 ± 0,08 3,77 ± 0,08 3,53 ± 0,09*#

4. История 4,11 ± 0,07 4,00 ± 0,08 3,78 ± 0,08# 3,49 ± 0,09*#

5. Биология 4,16 ± 0,08 3,92 ± 0,08* 3,80 ± 0,08# 3,59 ± 0,08#

6. Иностранный язык 4,23 ± 0,08 4,00 ± 0,09 3,69 ± 0,09# 3,61 ± 0,10#

Средний балл 4,10 ± 0,06 3,95 ± 0,07 3,77 ± 0,07# 3,62 ± 0,07#

7 1. Русский язык 3,79 ± 0,07 3,70 ± 0,08 3,59 ± 0,08 3,37 ± 0,07*#

2. Литература 4,08 ± 0,07 4,00 ± 0,08 3,88 ± 0,08 3,65 ±0,09#

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

3. Алгебра 3,77 ± 0,08 3,67 ± 0,08 3,64 ± 0,07 3,43 ± 0,08#

4. Геометрия 3,76 ± 0,07 3,59 ± 0,08 3,57 ± 0,08 3,35 ± 0,07*#

5. История 4,11 ± 0,08 3,98 ± 0,08 3,71 ± 0,08# 3,71 ± 0,08#

6. Биология 4,15 ± 0,07 3,92 ± 0,08* 3,71 ± 0,08# 3,59 ± 0,09#

7. Физика 3,89 ± 0,06 3,81 ± 0,08 3,65 ± 0,07# 3,43 ± 0,08*#

8. Иностранный язык 4,00 ± 0,08 3,95 ± 0,09 3,71 ± 0,08# 3,59 ± 0,09#

Средний балл 3,94 ± 0,06 3,81 ± 0,07 3,73 ± 0,06# 3,52 ± 0,06*#

8 1. Русский язык 3,79 ± 0,07 3,67 ± 0,08 3,51 ± 0,07# 3,20 ± 0,06*#

2. Литература 4,18 ± 0,08 4,06 ± 0,09 3,73 ± 0,08# 3,49 ± 0,09*#

3. Алгебра 3,73 ± 0,08 3,58 ± 0,08 3,56 ± 0,07 3,29 ± 0,06*#

4. Геометрия 3,79 ± 0,10 3,58 ± 0,08 3,59 ± 0,08 3,31 ± 0,08*#

5. История 3,90 ± 0,07 3,91 ± 0,08 3,69 ± 0,08 3,49 ± 0,09#

6. Биология 4,10 ± 0,08 3,88 ± 0,08 3,78 ± 0,09# 3,45 ± 0,07*#

7. Физика 3,82 ± 0,07 3,77 ± 0,08 3,65 ± 0,09 3,37 ± 0,07*#

8. Химия 3,89 ± 0,08 3,81 ± 0,08 3,69 ± 0,10 3,41 ± 0,08*#

9. Иностранный язык 3,82 ± 0,08 3,92 ± 0,08 3,73 ± 0,09 3,53 ± 0,09#

Средний балл 3,93 ± 0,07 3,80 ± 0,07 3,63 ± 0,06# 3,38 ± 0,06*#

Примечание. * - различие с группой 1 и # - с девочками статистически значимо (p < 0,05) по t-критерию Стьюдента Note. * - the difference with group 1 and # - with girls is statistically significant (p < 0,05) according to Student's t-test

Наши данные согласуются с представлением о том, что наличие анемии легкой степени во время беременности повышает вероятность развития таких осложнений беременности и родов, как умеренная преэклампсия, угроза прерывания беременности, плацентарная недостаточность, преждевременное изли-тие околоплодных вод, преждевременные роды, слабость родовой деятельности и оперативное родоразрешение [1; 2; 4-8]. Подтверждено представление ряда авторов о том, что анемия во время беременности приводит к формированию хронической гипоксии и гипотрофии плода, а состояние новорожденного, оцениваемое по шкале Апгар на первой и пятой минутах, ниже, чем у новорожденных матерей без анемии [2; 7; 8].

Нами впервые установлено, что у мальчиков, рожденных от матерей с анемией легкой степени, ниже успешность обучения с 1 по 8 класс общеобразовательной школы, чем у

сверстников контрольной группы. Аналогичная ситуация характерна и для девочек, но у них различия с контрольной группой выражены меньше, чем у мальчиков. Ранее нами было показано [16], что наличие хронической артериальной гипертензии у матери во время беременности снижает успешность обучения у мальчиков в период их обучения со 2 по 8 класс общеобразовательной школы, но не влияет на успешность обучения у девочек. Аналогично, у мальчиков (с 1 по 8 класс) и у девочек (с 1 по 6 класс), рожденных у матерей с плацентарной недостаточностью, успешность обучения была снижена [17]. Также нами установлено [18], что у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек, родившихся с низкой массой тела, успешность обучения в школе с 1 по 8 класс ниже, чем у их сверстников, родившихся с нормальной массой тела.

Это говорит о том, что наличие у матери осложнений во время беременности, нарушает

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

интеллектуальное развитие ребенка, особенно мальчиков, и указывает на длительное сохранение негативного влияния акушерских осложнений на неокортикальные структуры мозга. Касаясь возможной природы и механизмов, лежащих в основе этих нарушений, полагаем, что их основу составляет гипоксия. По мнению ряда авторов, под влиянием хронической гипоксии в плаценте развивается окислительный стресс, продукты которого повреждают нейроны, что вызывает структурные и функциональные отклонения в развитии коры головного мозга, приводящие к нарушению формирования памяти, познавательных процессов и двигательных навыков у школьников [19-21]. Следовательно, имеется основание утверждать, что плоды мужского пола более уязвимы по отношению к различным осложнениям беременности, в том числе, возможно, и к продуктам плацентарного окислительного стресса, чем плоды женского пола. Наш вывод подтверждается и тем, что успеваемость девочек, в том числе от матерей с неосложненным течением беременности и родов, выше, чем у мальчиков. Высокую толерантность плодов женского пола к внутриутробному нарушению гомеостаза можно объяснить тем, что у них нет характерного для плодов мужского пола внутриутробного подъема уровня тестостерона, а, скорее всего, для них присущ, в том числе на постнатальном периоде развития, относительно высокий уровень содержания эстрогенов. Эти гормоны, как известно, повышают жизнеспособность нейронов, улучшают их трофику и способствуют процессу миелинизации 4 [22-24]. В частности, в опытах на крысах показано, что высокий уровень эстрогенов в крови самки во время беременности, обусловленный высокой

активностью ферментов яичников и надпочечников, участвующих в синтезе эстрогенов, способствует более быстрому развитию мозга5. Согласно М. ВопёеББоп et а1., эстрогены влияют на развитие мозга у человека, и поэтому генетические дефекты генов, контролирующих синтез эстрогеновых рецепторов и ферментов, участвующих в синтезе этих рецепторов, могут отражаться на развитии мозга [25]. Очевидно, что наше предположение о важной роли половых гормонов в развитии мозга в пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза требует дополнительного подтверждения. Но уже сегодня можно утверждать, что мальчики, рожденные у матерей с осложненным течением беременности и родов, являются группой риска по нарушению интеллектуального развития. Можно полагать, что они в большей степени предрасположены к формированию школьных трудностей, чем мальчики, рожденные у матерей с неосложненным течением беременности и родов. По этой причине перед исследователями стоит задача найти методы медикаментозной и немедикаментозной профилактики нарушений развития неокортекса при осложненном течении беременности. Ряд авторов [21; 26] также указывают на возможность ранней профилактики нарушений мозга плода, которые приводят к развитию в пожилом возрасте таких нейродегенеративных заболеваний, как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера, для чего, по их мнению, перспективно однократное введение матери митохондриального антиоксиданта МкоО [20].

Кроме того, необходимо внести коррективы в известные методы воспитания и обучения детей в семье и школе, учитывающие ха-

4 Рыжавский Б. Я., Рудман Ю. Б., Учакина Р. В. Осо- развитием мозга у потомства // Морфология. - 2005. -

бенности гистофизиологии яичников и надпочечников Т. 128, № 4. - С. 101-104.

у самок крыс, рождающих потомство с ускоренным_5 Там же._

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

197

2018, том 8, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

рактер течения внутриутробного периода развития и пол ребенка. Это можно рассматривать как одну из перспективных и реально выполнимых задач превентивной медицины и психологии.

ков (с 1 по 8 класс) и, в меньшей степени, девочек (с 1 по 3 класс). Это объясняется более низкой толерантностью плодов мужского пола к нарушениям гомеостаза в период внутриутробного развития.

1. Наличие анемии легкой степени повышает риск развития плацентарной недостаточности, преэклампсии, угрозы преждевременных родов, хронической гипоксии плода, слабости родовой деятельности, преждевременного излития околоплодных вод, асфиксии новорожденного, преждевременных родов и рождения детей с низкой массой тела.

Заключение

3. Успешность обучения мальчиков в общеобразовательной школе ниже, чем у девочек, независимо от характера течения антенатального периода развития детей.

2. Наличие у матери анемии легкой степени снижает успешность обучения мальчи-

4. Необходима разработка методов профилактики нарушений развития неокортекса при осложненном течении беременности и коррекция известных методов воспитания и обучения детей в семье и школе с учетом характера течения внутриутробного периода развития и пола ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таюпова И. М. Влияние железодефицитной анемии на течение беременности, состояние плода и новорожденного // Здоровье и образование в XXI веке. - 2007. - Т. 9, № 3. - С. 280-280.

2. Логутова Л. С., Ахвледиани К. Н., Петрухин В. А., Павлова Т. В., Мельников А. П., Башакин Н. Ф., Жиляева О. Д., Коваленко Т. С., Магилевская Е. В. Фетоплацентарная недостаточность и перинатальные осложнения у беременных с железодефицитной анемией // Русский медицинский журнал. - 2010. - Т. 18, № 19. - С. 1215-1219.

3. Barroso F., Allard S., Kahan B. C., Connolly C., Smethurst H., Choo L., Khan K., Stanworth S. Prevalence of maternal anaemia and its predictors: a multi-centre study // European Journal of Obstetrics & Gynecology and Reproductive Biology. - 2011. - Vol. 159, № 1. - P. 99-105. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ej ogrb.2011.07.041

4. Деревцов В. В. Функциональное состояние вегетативной нервной системы в динамике первого года жизни у детей от матерей с анемиями // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. -2010. - Т. 89, № 3. - С. 159-160.

5. Menon K., Ferguson E., Thomson C., Gray A., Zodpey S., Saraf A., Das P. K., Skeaff S. Effects of anemia at different stages of gestation on infant outcomes // Nutrition Journal. - 2016. - Vol. 32, № 1. - Р. 61-65. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.nut.2015.07.009

6. Rahman M. M., Abe S., Rahman M. S., Kanda M., Narita S., Bilano V., Ota E., Gilmour S., Shibuya K. Maternal anemia and risk of adverse birth and health outcomes in low- and middle-income countries: systematic review and meta-analysis // The American Journal of Clinical Nutrition. - 2016. - Vol. 103, № 2. - Р. 495-504. DOI: https://doi.org/10.3945/ajcn.115.107896

7. Суплотова Л. А., Макарова О. Б., Якубова Е. Г., Ковальжина Л. С. Ранняя диагностика и профилактика дефицита микронутриентов (йода и железа) в период гестации // Лечение и профилактика. - 2013. - № 2 (6). - С. 138-142.

8. Галактионова М. Ю., Маисеенко Д. А., Капитонов В. Ф., Шурова О. А., Павлов А. В. Влияние анемии беременных на раннюю адаптацию новорожденных детей // Российский

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018, том 8, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

вестник перинатологии и педиатрии. - 2016. - Т. 61, № 6. - С. 49-53. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2016-61-6-49-53

9. Breymann C., Honegger C., Holzgreve W., Surbek D. Diagnosis and treatment of iron-deficiency anaemia during pregnancy and postpartum // Archives of Gynecology and Obstetrics. -2010. - Vol. 282, № 5. - P. 577-580. DOI: https://doi.org/10.1007/s00404-010-1532-z

10. Коноводова Е. Н., Бурлев В. А. Эффективность применения препарата Ферро-Фольгамма у беременных и родильниц с железодефицитной анемией // Русский медицинский журнал. -2003. - Т. 11, № 16. - С. 899-901.

11. Коноводова Е. Н., Якунина Н. А. Железодефицитные состояния и беременность // Русский медицинский журнал. - 2010. - Т. 18, № 19. - С. 1174-1178.

12. Lozoff B. Iron deficiency and child development // Food and Nutrition Bulletin. - 2007. - Vol. 28, Issue 4_suppl4. - Р. S560-S571. DOI: https://doi.org/10.1177/15648265070284S409

13. de Sá S. A., Willner E., Pereira T. A. D., de Souza V. R., Boaventura G. T., de Azeredo V. B. Anemia in pregnancy: impact on weight and in the development of anemia in newborn // Nutricion Hospitalaria. - 2015. - Vol. 32, № 5. - Р. 2071-2079. DOI: https://doi.org/10.3305/nh.2015.32.5.9186

14. Ясюкова Л. А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2011. - Т. 16, № 2. - С. 53-58.

15. Wei W., Lu H., Zhao H., Chen C., Dong Q., Zhou X. Gender differences in children's arithmetic performance are accounted for by gender differences in language abilities // Psychological Science. - 2012. - Vol. 23, № 3. - P. 320-330. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797611427168

16. Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Хлыбова С. В. Влияние хронической артериальной гипертензии матери на развитие детей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. - 2013. - № 1. - С. 64-76.

17. Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Шушканова Е. Г., Хлыбова С. В. Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей // Медицинский альманах. - 2014. -№ 5 (35). - С. 59-63.

18. Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Четверикова Е. В. Успешность учебной деятельности детей и подростков, рожденных с большой или низкой массой тела // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 2 (3). - С. 33-41.

19. Curtis D., Sood A., Phillips T., Leinster V., Nishiguchi A., Coyle C., Lacharme-Lora L., Beaumont O., Kemp H., Goodall R., Cornes L., Giugliano M., Barone R., Matsusaki M., Akashi M., Tanaka H., Kano M., McGarvey J., Halemani N., Simon K., Keehan R., Ind W., Masters T., Grant S., Athwal S., Collett G., Tannetta D., Sargent I., Scull-Brown E., Liu X., Aquilina K., Cohen N., Lane J., Thoresen M., Hanley J., Randall A., Case C. Secretions from placenta, after hypoxia/reoxygenation, can damage developing neurones of brain under experimental conditions // Experimental Neurology. - 2014. - Vol. 261. - Р. 386-395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2014.05.003

20. Phillips T., Scott H., Menassa D., Bignell A., Sood A., Morton J., Akagi T., Azuma K., Rogers M., Gilmore C., Inman G., Grant S., Chung Y., Aljunaidy M., Cooke C., Steinkraus B., Pockling-ton A. Logan A., Collett G., Kemp H., Holmans P., Murphy M., Fulga T., Coney A., Akashi M., Da vidge S., Case C. Treating the placenta to prevent adverse effects of gestational hypoxia on fetal brain development // Scientific reports. - 2017. - Vol. 7. - Article number: 9079. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-017-06300-1

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

199

2018, том 8, № 1

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

21. Miller S., Huppi P., Mallard C. The consequences of fetal growth restriction on brain structure and neurodevelopmental outcome // The Journal of Physiology. - 2016. - Vol. 594, № 4. - P. 807823. DOI: https://doi.org/10.1113/JP271402

22. Bora S., Liu Z., Kecojevic A., Merchenthaler I., Koliatsos V. Direct, complex effects of estrogens on basal forebrain cholinergic neurons // Experimental Neurology. - 2005. - Vol. 194, № 2. -P. 506-522. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2005.03.015

23. Krause D., Duckles S., Pelligrino D. Influence of sex steroid hormones on cerebrovascular function // Journal of Applied Physiology. - 2006. - Vol. 101, № 4. - P. 1252-1261. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.01095.2005

24. Carroll J., Rosario E. The potential use of hormone-based therapeutics for the treatment of Alzheimer's disease // Current Alzheimer Research. - 2012. - Vol. 9, № 1. - P. 18-34. DOI: https://doi.org/10.2174/156720512799015109

25. Bondesson M., Hao R., Lin C., Williams C., Gustafsson J. Estrogen receptor signaling during vertebrate development // Biochimica et Biophysica Acta (BBA) - Gene Regulatory Mechanisms. -2015. - Vol. 1849, № 2. - P. 142-151. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.bbagrm.2014.06.005

26. Faa G., Marcialis M., Ravarino A., Piras M., Pintus M., Fanos V. Fetal programming of the human brain: is there a link with insurgence of neurodegenerative disorders in adulthood? // Current Medicinal Chemistry. - 2014. - Vol. 21, № 33. - P. 3854-3876. DOI: https://doi.org/10.2174/0929867321666140601163658

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

200

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin

2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Svetlana Ivanovna Trukhina, Candidate of Biological Sciences, Associated Professor, Biology and Methods of Teaching Biology Department, Institute of Biology and Biotechnology, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3888-1993 E-mail: trukhinasvetlana@yandex.ru Andrey Nikolaevich Trukhin, Candidate of Biological Sciences, Associated Professor, Biology and Methods of Teaching Biology Department, Institute of Biology and Biotechnology, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-7259-7078 E-mail: trukhinandrey@rambler.ru Viktor Ivanovich Tsirkin, Doctor of Medical Sciences, Professor, Biology and Methods of Teaching Biology Department, Institute of Biology and Biotechnology, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3467-3919 E-mail: tsirkin@list.ru Elena Gennadyevna Shushkanova, Candidate of Biological Sciences, Associated Professor, Biology and Methods of Teaching Biology Department, Institute of Biology and Biotechnology, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4588-604X E-mail: el.s90@mail.ru Svetlana Vyacheslavovna Khlybova, Doctor of Medical Sciences, Associated Professor, Obstetrics and Gynecology Department, Kirov State Medical University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4421-4775 E-mail: svekhlybova@yandex.ru

Learning achievements of schoolchildren in grades 1-8 born to mothers with anemia complicating pregnancy

Introduction. The article studies how learning achievement of schoolchildren are influenced by characteristics of their intrauterine development period. The purpose of the article is to investigate learning achievements of schoolchildren born to mothers whose pregnancy was complicated by mild anemia (taking into account their gender).

Materials and Methods. The authors conducted a retrospective research on perinatal development and learning achievements of228 schoolchildren in 1-8 grades, including 113 children (62 girls and 51 boys), born to mothers with physiological pregnancy and childbirth (group 1) and 115 children (64 girls and 51 boys) born to mothers with mild anemia (group 2).

DOI: 10.15293/2226-3365.1801.12

Abstract

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Results. This is the first study reporting that the complicated prenatal period, mainly due to the maternal anemia of a mild degree (hemoglobin content in the blood is 90-105 g/l, the number of erythrocytes is 3,2-3,6*1012/l), has long-term negative consequences on offspring, which is manifested in a decrease in intellectual potential, especially in boys. This is evidenced by a lower learning achievement rate in schoolgirls (grades 1-3) and schoolboys (grades 1-8). Having analyzed scientific literature, the authors concluded that the main cause leading to negative effect of complicated prenatal period is brain hypoxia, which disrupts the normal development of neocortex neurons in prenatal and postnatal periods. The ability of estrogens to prevent negative effects of hypoxia indicates the possibility of pharmacological and non-pharmacological (psychological and pedagogical) correction of developmental disorders of the neocortex.

Conclusions. Anemia of pregnant women has a negative impact on the intellectual development of children (especially boys), which requires the development of methods for preventing developmental disorders of the neocortex and correcting teaching and methods and nurturing parenting techniques.

Keywords

Anemia ofpregnant women; Chronic fetal hypoxia; Complications of pregnancy; Condition of the newborn; Pupils; Sex differences; Success of training.

REFERENCES

1. Tayupova I. M. Influence of iron deficiency anemia on the course of pregnancy, the condition of the fetus and the newborn. Health & Education Millennium, 2007, vol. 9, no. 3, pp. 280-280. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23688237

2. Logutova L. S., Ahvlediani K. N., Petruhin V. A., Pavlova T. V., Mel'nikov A. P., Bashakin N. F., Zhiljaeva O. D., Kovalenko T. S., Magilevskaja E. V. Fetoplacentar failure and perinatal complications in pregnant women with iron deficiency anemia. Russian Medical Journal, 2010, vol. 18, no. 19, pp. 1215-1219. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18622871

3. Barroso F., Allard S., Kahan B. C., Connolly C., Smethurst H., Choo L., Khan K., Stanworth S. Prevalence of maternal anaemia and its predictors: a multi-centre study. European Journal of Obstetrics & Gynecology and Reproductive Biology, 2011, vol. 159, no. 1, pp. 99-105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejogrb.2011.07.041

4. Derevcov V. V. Functional state of the autonomic nervous system in the dynamics of the first year of life in children from mothers with anemia. Journal 'Pediatria' named after G.N. Speransky, 2010, vol. 89, no. 3, pp. 159-160. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18858313

5. Menon K., Ferguson E., Thomson C., Gray A., Zodpey S., Saraf A., Das P. K., Skeaff S. Effects of anemia at different stages of gestation on infant outcomes. Nutrition Journal, 2016, vol. 32, no. 1, pp. 61-65. DOI: https ://doi .org/ 10.1016/j .nut.2015.07.009

6. Rahman M. M., Abe S., Rahman M. S., Kanda M., Narita S., Bilano V., Ota E., Gilmour S., Shibuya K. Maternal anemia and risk of adverse birth and health outcomes in low- and middle-income countries: systematic review and meta-analysis. American Journal of Clinical Nutrition, 2016, vol. 103, no. 2, pp. 495-504. DOI: https://doi.org/10.3945/ajcn.115.107896

7. Suplotova L. A., Makarova O. B., Yakubova Ye. G., Kovalzhina L. S. The early diagnostic and prevention of defficiency of micronutrients (iodine and iron) during period of gestation. Treatment and Prevention, 2013, no. 2, pp. 138-142. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20296229

8. Galaktionova M. Yu., Maiseenko D. A., Kapitonov V. F., Shurova O. A., Pavlov A. V. Impact of Anemia in Pregnant Women on Early Neonatal Adaptation. Russian Bulletin of Perinatology and

© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved

2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Pediatrics, 2016, vol. 61, no. 6, pp. 49-53. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2016-61-6-49-53 (In Russian)

9. Breymann C., Honegger C., Holzgreve W., Surbek D. Diagnosis and treatment of iron-deficiency anaemia during pregnancy and postpartum. Archives of Gynecology and Obstetrics,

10. 2010, vol. 282, no. 5, pp. 577-580. DOI: https://doi.org/10.1007/s00404-010-1532-z

11. Konovodova E. N., Burlev V. A. Effectiveness of Ferro-Folgamma in pregnant women and puerperas with iron-deficiency anemia. Russian Medical Journal, 2003, vol. 11, no. 16, pp. 899901. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21608025

12. Konovodova E. N., Yakunina N. A. Iron deficiency states and pregnancy. Russian Medical Journal, 2010, vol. 18, no. 19, pp. 1174-11784. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18622849

13. Lozoff B. Iron deficiency and child development. Food and Nutrition Bulletin, 2007, vol. 28, issue 4_suppl4, pp. S560-S571. DOI: https://doi.org/10.1177/15648265070284S409

14. de Sá S. A., Willner E., Pereira T. A. D., de Souza V. R., Boaventura G. T., de Azeredo V. B. Anemia in pregnancy: impact on weight and in the development of anemia in newborn. Nutricion Hospitalaria, 2015, vol. 32, no. 5, pp. 2071-2079. DOI: https://doi.org/10.3305/nh.2015.32.5.9186

15. Yasyukova L. A. Gender -specific features of schoolchildren s intellectual development. Scientific notes of the St. Petersburg State of Psychology and Social Work, 2011, vol. 16, no. 2, pp. 53-58. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17927575

16. Wei W., Lu H., Zhao H., Chen C., Dong Q., Zhou X. Gender differences in children's arithmetic performance are accounted for by gender differences in language abilities. Psychological Science,

2012, vol. 23, no. 3, pp. 320-330. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797611427168

17. Trukhina S. I., Tsirkin V. I., Trukhin A. N., Khlybova S. V. Influence of Mother's Chronic Arterial Hypertension on the Development of Children. Bulletin of Northern (Arctic) Federal University,

2013, no. 1, pp. 64-76. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20269303

18. Trukhina S. I., Tsirkin V. I., Trukhin A. N., Shushkanova E. G., Khlybova S. V. Influence of placental insufficiency of mother on the development of kids. Medical Almanac, 2014, no. 5, pp. 59-63. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22578690

19. Trukhina S. I., Tsirkin V. I., Trukhin A. N., Chetverikova E. V. Success of educational activity of children and the teenagers born with the big or low weight of the body. Herald of Vyatka State University, 2013, no. 2, pp. 33-41. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21077857

20. Curtis D., Sood A., Phillips T., Leinster V., Nishiguchi A., Coyle C., Lacharme-Lora L., Beaumont O., Kemp H., Goodall R., Cornes L., Giugliano M., Barone R., Matsusaki M., Akashi M., Tanaka H., Kano M., McGarvey J., Halemani N., Simon K., Keehan R., Ind W., Masters T., Grant S., Athwal S., Collett G., Tannetta D., Sargent I., Scull-Brown E., Liu X., Aquilina K., Cohen N., Lane J., Thoresen M., Hanley J., Randall A., Case C. Secretions from placenta, after hypoxia/reoxygenation, can damage developing neurones of brain under experimental conditions. Experimental Neurology, 2014, vol. 261, pp. 386-395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2014.05.003

21. Phillips T., Scott H., Menassa D., Bignell A., Sood A., Morton J., Akagi T., Azuma K., Rogers M., Gilmore C., Inman G., Grant S., Chung Y., Aljunaidy M., Cooke C., Steinkraus B., Pocklington A. Logan A., Collett G., Kemp H., Holmans P., Murphy M., Fulga T., Coney A., Akashi M., Davidge S., Case C. Treating the placenta to prevent adverse effects of gestational hypoxia on fetal brain development. Scientific Reports, 2017, vol. 7, article number 9079. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-017-06300-1

© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved

203

2018, Vol. 8, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

22. Miller S., Huppi P., Mallard C. The consequences of fetal growth restriction on brain structure and neurodevelopmental outcome. Journal of Physiology, 2016, vol. 594, no. 4, pp. 807-823. DOI: https://doi.org/10.1113/JP271402

23. Bora S., Liu Z., Kecojevic A., Merchenthaler I., Koliatsos V. Direct, complex effects of estrogens on basal forebrain cholinergic neurons. Experimental Neurology, 2005, vol. 194, no. 2, pp. 506522. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2005.03.015

24. Krause D., Duckles S., Pelligrino D. Influence of sex steroid hormones on cerebrovascular function. Journal of Applied Physiology, 2006, vol. 101, no. 4, pp. 1252-1261. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.01095.2005

25. Carroll J., Rosario E. The potential use of hormone-based therapeutics for the treatment of Alzheimer's disease. Current Alzheimer Research, 2012, vol. 9, no. 1, pp. 18-34. DOI: https://doi.org/10.2174/156720512799015109

26. Bondesson M., Hao R., Lin C., Williams C., Gustafsson J. Estrogen receptor signaling during vertebrate development. Biochimica et Biophysica Acta (BBA) - Gene Regulatory Mechanisms, 2015, vol. 1849, no. 2, pp. 142-151. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbagrm.2014.06.005

27. Faa G., Marcialis M., Ravarino A., Piras M., Pintus M., Fanos V. Fetal programming of the human brain: is there a link with insurgence of neurodegenerative disorders in adulthood?. Current Medicinal Chemistry, 2014, vol. 21, no. 33, pp. 3854-3876. DOI: https://doi.org/10.2174/0929867321666140601163658

Submitted: 14 September 2017 Accepted: 09 January 2018 Published: 28 February 2018

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.