Научная статья на тему 'Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей'

Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3364
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАЦЕНТАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PLACENTAL INSUFFICIENCY / BOYS / GIRLS / PHYSICAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Циркин Виктор Иванович, Трухин Андрей Николаевич, Шушканова Елена Геннадьевна, Хлыбова Светлана Вячеславовна

При исследовании 42 мальчиков, рожденных от матерей, имеющих плацентарную недостаточность, установлено, что они отстают от своих сверстников (n=42) по физическому и интеллектуальному развитию у них ниже длина тела (при рождении, в 1 год и в 7 лет), масса тела (при рождении, в 1 год, в 7, 14 и 16 лет), индекс массы тела (при рождении, в 7, 12, 14 и 16 лет) и ниже успешность обучения в каждом из восьми классов общеобразовательной школы. Девочки (n=43), рожденные от матерей c плацентарной недостаточностью, не отстают от своих сверстниц (n=43) по физическому развитию (исключение в 1 год они имели более низкие значения длины тела и ИМТ), а в 14 лет они даже опережают их в развитии (у них выше значения длины тела, массы тела и ИМТ), но в период обучения с 1 по 6 класс имели более низкую успешность обучения. Следовательно, наличие плацентарной недостаточности снижает (особенно, у мальчиков) скорость физического и интеллектуального развития на протяжении многих лет постнатального онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Циркин Виктор Иванович, Трухин Андрей Николаевич, Шушканова Елена Геннадьевна, Хлыбова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of placental insufficiency of mother on the development of kids

In the study of 42 boys born to mothers with placental insufficiency, found that they lag behind their peers (n = 42) on the physical and intellectual development they have a lower body length (at birth, 1 and 7 years old), body weight (at birth, 1, 7, 14 and 16 years), body mass index, or BMI (at birth, 7, 12, 14 and 16 years) and lower the success of training in each of the eight classes of the secondary school. Girls (n = 43) born to mothers with placental insufficiency do not lag behind their peers (n = 43) for the physical development (exception in one year, they had lower values ​​for the length and BMI), and in 14 years they even ahead of their development (they have higher values ​​of body length, body weight and BMI), but during the training period from 1 to 6 class had a lower success of training. Consequently, the presence of placental insufficiency reduces (especially boys), the rate of physical and intellectual development over the years of postnatal ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей»

АЛЬМАНАХ

УДК 618.36-008:61-053.2

ВЛИЯНИЕ ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

С.И. Трухина1, В.И. Циркин2, А.Н. Трухин1, Е.Г. Шушканова1, С.В. Хлыбова3,

1ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров, 2ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», 3ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»

Трухина Светлана Ивановна - e-mail: trukhinasvetiana@yandex.ru

При исследовании 42 мальчиков, рожденных от матерей, имеющих плацентарную недостаточность, установлено, что они отстают от своих сверстников (n=42) по физическому и интеллектуальному развитию - у них ниже длина тела (при рождении, в 1 год и в 7 лет), масса тела (при рождении, в 1 год, 7, 14 и 16 лет), индекс массы тела (при рождении, в 7, 12, 14 и 16 лет) и ниже успешность обучения в каждом из восьми классов общеобразовательной школы. Девочки (n=43), рожденные от матерей c плацентарной недостаточностью, не отстают от своих сверстниц (n=43) по физическому развитию (исключение - в 1 год они имели более низкие значения длины тела и ИМТ), а в 14 лет они даже опережают их в развитии (у них выше значения длины тела, массы тела и ИМТ), но в период обучения с 1-го по 6-й класс они имели более низкую успеваемость обучения. Следовательно, наличие плацентарной недостаточности снижает (особенно у мальчиков) скорость физического и интеллектуального развития на протяжении многих лет постнатального онтогенеза.

Ключевые слова: плацентарная недостаточность, мальчики, девочки, физическое развитие, интеллектуальное развитие.

In the study of 42 boys born to mothers with placental insufficiency, found that they lag behind their peers (n = 42) on the physical and intellectual development - they have a lower body length (at birth, 1 and 7 years old), body weight (at birth, 1, 7, 14 and 16 years), body mass index, or BMI (at birth, 7, 12, 14 and 16 years) and lower the success of training in each of the eight classes of the secondary school. Girls (n=43) born to mothers with placental insufficiency do not lag behind their peers (n=43) for the physical development (exception - in one year, they had lower values for the length and BMI), and in 14 years they even ahead of their development (they have higher values of body length, body weight and BMI), but during the training period from 1 to 6 class had a lower success of training. Consequently, the presence of placental insufficiency reduces (especially boys), the rate of physical and intellectual development over the years of postnatal ontogenesis.

Key words: placental insufficiency, boys, girls, physical development, intellectual development.

Введение

Плацентарная недостаточность является одной из распространенных акушерских осложнений беременности [1, 2, 3, 4]. Чаще всего она формируется у женщин при наличии у них экстрагенитальной патологии, гестоза, хронических инфекций половых путей [2, 5, 6, 7] и проявляется внутриутробной гипоксией и гипотрофией плода, асфиксией различной степени тяжести, нарушением состояния новорожденных и высокой частотой преждевременных родов [1, 2, 8, 9,]. Показано, что в возрасте до 1 года у детей, рожденных от матерей с плацентарной недостаточностью, нередко сохраняются отклонения в физическом развитии [4, 10]. Вопрос о характере влияния наличия плацентарной недостаточности на физическое и интеллектуальное развитие ребенка в последующие годы остается открытым.

Цель исследования: оценить характер течения беременности и родов у женщин с хронической плацентарной недостаточностью, а также физическое развитие их детей (с рождения до 16 лет) и успешность их обучения (с 1-го по 8-й класс общеобразовательной школы).

Материал и методы

Объектом исследования были учащиеся 15 общеобразовательных школ г. Кирова, обучавшиеся в 2010-2011 учебном году в восьмом классе. Они были рождены в 1993-1994 годах и поступили в первый класс в 2001 году. Сведения об их пренатальном и постнатальном развитии (в том числе о течении беременности и родов, а также о длине и массе тела и школьной успеваемости) содержались в базе данных, которая формировалась нами совместно с Е.В. Четвериковой и О.В. Туляковой с 2001 по 2012 год на основе медицинских документов (формы № 112-У и 026-У) и школьных документов, включая школьные журналы, но с обязательного согласия родителей, администрации школы и управления образования г. Кирова. Эта база данных позволила выделить среди 649 учащихся восьмых классов 85 человек (т. е. 13,1% от всех восьмиклассников), в том числе 42 мальчика и 43 девочки, родившихся от матерей с плацентарной недостаточностью. Эти учащиеся составили группу 2. Контрольная группа (группа 1) в количестве 85 учащихся,

АЛЬМАНАХ

в том числе 42 мальчика и 43 девочки, была сформирована методом случайной выборки из оставшихся 564 школьников. Единственным критерием отбора в группу 1 было рождение от матерей, у которых беременность и роды протекали без акушерских осложнений.

На основе анамнестических данных общепринятым способом медицинской статистики был проведен анализ данных, характеризующих беременность и роды у матерей обеих групп. Для оценки физического развития, как это принято в литературе [11], анализировали значения длины тела, массы тела и индекса массы тела (ИМТ, г/см) у учащихся при рождении, в 1 год, 7, 8, 12, 14 и 16 лет. Успешность образовательной деятельности как интегральную характеристику интеллектуального развития оценивали за период обучения детей с 1-го по 8-й класс на основании годовых оценок по основным дисциплинам и по среднему баллу успеваемости за год.

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке [12]. Различия количественных показателей оценивали по ^критерию Стьюдента (основанием к его использованию был объем выборки и нормальный, судя по значениям критерия Колмогорова-Смирнова/ Лиллифорса и критерия Шапиро-Уилка, характер распределения значений показателей), а качественных показателей - по критерию х2 с поправкой Йейтса, или по точному критерию Фишера, если ожидаемое число было меньше 5. Различия во всех случаях считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования

Установлено (таблица 1), что беременность матерей учащихся группы 2 по сравнению с матерями их сверстников группы 1 статистически значимо (р<0,05) чаще осложнялась анемией (соответственно 21,4% и 32,6% против 0,0%), гестозом (19,0% и 30,2% против 0,0%), инфекционными заболеваниями (28,6% и 48,8% против 0,0%), артериальной гипертензией (19,0% и 16,3% против 0,0%) и угрозой прерывания беременности (38,1% и 23,3% против 0,0%), а роды - слабостью родовой деятельности (28,6% и 20,9% против 0,0%). Преждевременные роды и рождение недоношенных детей с низкой массой тела у матерей группы 2 регистрировались статистически значимо (р<0,05) чаще, чем у матерей их сверстников группы 1 (16,7% и 25,6% против 0,0%). В группе 2 было зафиксировано рождение 7 недоношенных мальчиков и 11 недоношенных девочек с низкой массой тела, а также 4 мальчиков и 4 девочек с большой массой тела. И у мальчиков, и у девочек группы 2 по сравнению с их сверстниками из группы 1 статистически значимо (р<0,05) чаще наблюдалась хроническая гипоксия плода (16,7% и 27,9% против 0,0%) и обвитие пуповины (26,2% и 18,6% против 0,0%).

На период новорожденности мальчики группы 2 отличались от сверстников группы 1 (таблица 1, рис. 1-3) тем, что при рождении имели статистически значимо более низкие баллы по шкале Апгар на 1-й (6,60±0,84 против 7,52±0,65 баллов) и 5-й минутах (7,62±0,77 против 8,36±0,52 баллов), а также при рождении имели более низкую массу (3,15±0,58 против 3,38±0,32 кг) и длину тела (51,14±2,78 против 52,36±1,81 см), более низкие значения ИМТ (61,60±8,68 против 64,44±4,92 г/см). Более низкими баллами по шкале Апгар (таблица 1) и показателями физи-

ческого развития (рис. 1-3) характеризовались и девочки, рожденные от матерей с плацентарной недостаточностью, по сравнению с девочками, рожденными от матерей с физиологически протекающей беременностью.

РИС. 1.

Длина тела (см) девочек и мальчиков, родившихся от матерей с физиологически протекающей беременностью (группа 1, темные столбики) и от матерей с плацентарной недостаточностью (группа 2, светлые столбики) при рождении (0), в 1 год, 7,8,12,14 и 16 лет.

Примечание: * - различие с группой 1 статистически значимо (р<0,05) по ^критерию Стьюдента.

Массатела

РИС. 2.

Масса тела (кг) девочек и мальчиков, родившихся от матерей с физиологически протекающей беременностью (группа 1, темные столбики) и от матерей с плацентарной недостаточностью (группа 2, светлые столбики) при рождении (0), в 1 год, 7,8,12,14 и 16 лет.

Примечание: * - различие с группой 1 статистически значимо (р<0,05) по ^критерию Стьюдента.

РИС. 3.

Индекс массы тела (г/см) девочек и мальчиков, родившихся от матерей с физиологически протекающей беременностью (группа 1, темные столбики) и от матерей с плацентарной недостаточностью (группа 2, светлые столбики) при рождении (0), в 1 год, 7, 8, 12,14 и 16 лет.

Примечание: * - различие с группой 1 статистически значимо (р<0,05) по ^критерию Стьюдента.

Выявлено (рис. 1-3), что мальчики группы 2 по сравнению с их сверстниками группы 1 имели статистически значимо (р<0,05) более низкие значения длины тела в 1 год (72,73±4,47 против 75,97±2,98 см) и в 7 лет (124,37±2,98 против 127,46±7,52 см), массы тела в 1 год (9,79±1,23 против 10,37±0,91 кг), в 7 лет (22,43±3,49 против 25,01±4,41 кг), в 14 (47,27±4,76 против 51,10±7,48 кг) и в 16 лет (52,71±4,58 против 58,50±9,22 кг), ИМТ в 7 лет (179,20±24,30 против 192,62±24,76 г/см), в 12 (254,10±31,55 против 273,70±47,21 г/см), в 14 (289,74±30,21 против 306,40±47,27 г/см) и в 16 лет (315,80±23,20 против 338,20±48,37 г/см). В остальные периоды статистически значимые различия не выявлены. ТАБЛИЦА 1.

Показатели, характеризующие перинатальный период развития девочек и мальчиков, группы 1 и 2

Примечание: * - различие с группой 1 статистически значимо (р<0,05) по критерию хи-квадрат, точному критерию Фишера и по ^критерию Стьюдента.

Девочки, рожденные от матерей с плацентарной недостаточностью (т. е. группы 2), по физическому развитию отличались от девочек, рожденных от здоровых матерей (группы 1) только в 1 год и в 14 лет (рис. 1-3). При этом у них в 1 год были статистически значимо более низкие значения длины тела (72,43±3,14 против 74,46±2,03 см), массы тела (9,38±0,91 против 9,89±0,85 кг) и ИМТ (126,30±12,46 против 132,80±10,36 г/см), а в 14 лет у них были статистически значимо более высокие значения длины тела (162,70±4,06 против 160,50±5,22 см), массы тела (54,40±6,78 против 50,30±6,55 кг) и ИМТ (332,90±30,51 против 313,20±53,36 г/см).

При анализе успешности обучения школьников выявлено (таблица 2), что мальчики группы 2 в сравнении с их сверстниками из группы 1 имели статистически значимо более низкие отметки по всем дисциплинам в течение

ТАБЛИЦА 2.

Годовые оценки по учебным дисциплинам и средний балл успеваемости девочек и мальчиков групп 1 и 2 в 1-8-х классах (М±Ь)

Учебные Группы детей

Классь дисциплины Девочки Мальчики

и средний балл успеваемости Группа 1 (п=43) Группа 2 (п=43) Группа 1 (п=42) Группа 2 (п=42)

1. Письмо 3,95±0,52 3,б7±0,59* 3,90±0,б5 3,48±0,б5*

1 2. Чтение 4,35±0,52 4,21±0,б5 4,2б±0,52 3,8б±0,58*

3. Математика 4,1б±0,4б 3,72+0,52* 4,17±0,52 3,б0±0,б5*

Средний балл 4,15±0,39 3,87+0,52* 4,11±0,38 3,бб±0,52*

1. Письмо 4,05±0,39 3,70+0,52* 4,02±0,45 3,50+0,58*

2 2. Чтение 4,47±0,52 4,09±0,72 4,38±0,52 3,98±0,б5*

3. Математика 4,12±0,4б 3,70+0,52* 4,14±0,38 3,71±0,б5*

Средний балл 4,21±0,39 3,84+0,52* 4,19±0,38 3,73+0,52*

1. Письмо 4,09±0,39 3,77+0,59* 3,98±0,52 3,52+0,58*

2. Чтение 4,44±0,59 4,07+0,79* 4,29±0,52 3,95±0,б5*

3 3. Математика 4,07±0,52 3,79+0,59* 4,10±0,52 3,б9±0,б5*

4. Природоведение 4,33±0,59 3,98±0,бб* 4,3б±0,58 3,88±0,б5*

Средний балл 4,24±0,4б 3,90+0,59* 4,17±0,45 3,7б±0,52*

1. Письмо 4,07±0,4б 3,77+0,59* 3,83±0,45 3,52±0,б5*

2. Чтение 4,47±0,59 4,21±0,79 4,33±0,58 3,90+0,71*

4 3. Математика 4,02±0,39 3,88±0,бб 4,07±0,45 3,79+0,71*

4. Природоведение 4,35±0,бб 4,12±0,72 4,2б±0,52 3,83+0,58*

Средний балл 4,22±0,39 3,99+0,59* 4,13±0,38 3,77+0,52*

1. Русский язык 3,93±0,52 3,74±0,59 3,б2±0,58 3,3б±0,45*

2. Литература 4,42±0,59 4,05±0,бб* 4,07±0,58 3,71±0,б5*

3. Математика 3,98±0,59 3,б5±0,59* 3,95±0,71 3,50+0,52*

5 4. История 4,21±0,59 3,88+0,72* 4,07±0,71 3,71+0,58*

5. Биология 4,28±0,бб 4,00±0,72 4,05±0,52 3,8б±0,58

б. Иностранный язык 4,07±0,72 3,95±0,бб 4,05±0,71 3,б7±0,58*

Средний балл 4,15±0,4б 3,88+0,52* 3,97±0,52 3,б3±0,45*

1. Русский язык 3,84±0,52 3,б7±0,52* 3,74±0,52 3,38+0,52*

2. Литература 4,30±0,59 3,98+0,79* 4,00±0,б5 3,б7±0,71*

3. Математика 3,88±0,бб 3,53+0,59* 3,83±0,58 3,45+0,52*

б 4. История 4,07±0,52 3,84±0,59 3,95±0,52 3,50+0,58*

5. Биология 3,98±0,59 3,84±0,4б 3,8б±0,58 3,57+0,58*

б. Иностранный язык 4,14±0,72 3,88±0,59 3,79±0,58 3,48+0,58*

Средний балл 4,04±0,52 3,79±0,4б* 3,8б±0,52 3,51+0,45*

1. Русский язык 3,84±0,59 3,б3±0,52 3,55±0,52 3,2б±0,45*

2. Литература 4,1б±0,59 3,88±0,72 3,88±0,58 3,57+0,58*

3. Алгебра 3,77±0,бб 3,5б±0,59 3,б2±0,52 3,3б±0,52*

4. Геометрия 3,72±0,59 3,б0±0,бб 3,б7±0,58 3,33+0,52*

7 5. История 4,02±0,59 3,82±0,бб 3,88±0,52 3,50+0,58*

б. Биология 4,00±0,59 3,79±0,59 3,79±0,58 3,50+0,58*

7. Физика 3,8б±0,59 3,70±0,59 3,б9±0,58 3,40+0,52*

8. Иностранный язык 4,00±0,72 3,74±0,59 3,71±0,58 3,50±0,б5

Средний балл 3,92±0,52 3,б8±0,52 3,73±0,45 3,42+0,38*

1. Русский язык 3,81±0,59 3,59±0,52 3,55±0,52 3,33+0,45*

2. Литература 4,04±0,59 3,87±0,бб 3,7б±0,б5 3,52±0,58

3. Алгебра 3,72±0,бб 3,52±0,59 3,5б±0,58 3,31+0,45*

4. Геометрия 3,б7±0,72 3,59±0,59 3,б9±0,58 3,31+0,45*

8 5. История 3,88±0,59 3,78±0,4б 3,71±0,б5 3,55±0,б5

б. Биология 3,95±0,59 3,78±0,52 3,81±0,б5 3,б0±0,58

7. Физика 3,8б±0,бб 3,б9±0,4б 3,б7±0,б5 3,29+0,52*

8. Химия 3,8б±0,бб 3,бб±0,59 3,74±0,71 3,40+0,58*

9. Иностранный язык 3,81±0,79 3,б7±0,бб 3,б7±0,58 3,40±0,б5*

Средний балл 3,88±0,59 3,б8±0,52 3,бб±0,52 3,41+0,45*

Примечание: * - различие с группой 1 статистически значимо (р<0,05) по ^критерию Стьюдента.

Показатели Девочки Мальчики

Группа 1, п=43 Группа 2, п=43 Группа 1, п=42 Группа 2, п=42

Абс % Абс % Абс % Абс %

Анемия 0 0 14 32,б* 0 0 9 21,4*

Артериальная гипертензия 0 0 7 1б,3* 0 0 8 19,0*

Гестоз 0 0 13 30,2* 0 0 8 19,0*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфекционные заболевания 0 0 21 48,8* 0 0 12 28,б*

Угроза прерывания беременности 0 0 10 23,3* 0 0 1б 38,1*

Слабость родовой деятельности 0 0 9 20,9* 0 0 12 28,б*

Преждевременные роды 0 0 11 25,б* 0 0 7 1б,7*

Хроническая гипоксия плода 0 0 12 27,9* 0 0 7 1б,7*

Асфиксия новорожденного 0 0 5 11,б 0 0 б 14,3

Родовая травма 0 0 12 27,9* 0 0 б 14,3

Обвитие пуповины 0 0 8 18,б* 0 0 11 2б,2*

Незрелый плод 0 0 1 2,3 0 0 1 2,4

Количество детей с массой тела при рождении

2,б-3,9 кг 43 100 27 б3,1 42 100 31 73,8

2,5 кг и меньше 0 0 11 25,б* 0 0 7 1б,7*

4,0 кг и больше 0 0 4 9,3 0 0 4 9,5

Состояние новорожденного, в баллах по шкале Апгар (М±§)

На 1-й минуте 7,49±0,б5 б,51+0,78* 7,52+0,б5 б,б0+0,84*

На 5-й минуте 8,42+0,59 7,б3+0,78* 8,3б+0,52 7,б2+0,77*

всего периода обучения, за исключением биологии (5-й класс), иностранного языка (7-й класс), литературы, истории и биологии (8-й класс) и более низкий средний балл успеваемости с 1-го по 8-й класс. Девочки группы 2, рожденные от матерей с плацентарной недостаточностью, по сравнению с их сверстницами из группы 1 также имели статистически значимо более низкий средний балл успеваемости и более низкие отметки по большинству дисциплин с 1-го по 6-й класс. Статистически значимых различий в успешности обучения девочек исследуемых групп в 7-м и 8-м классах не выявлено. Таким образом, наличие у матери плацентарной недостаточности снижает успешность обучения и у мальчиков (с 1-го по 8-й класс), и у девочек (с 1-го по 6-й класс).

Обсуждение

Итак, наши данные согласуются с представлением о том, что плацентарная недостаточность чаще всего формируется у женщин при наличии у них анемии, хронических инфекций половых путей, гестоза, артериальной гипер-тензии, угрозы прерывания беременности, преждевременных родов, слабости родовой деятельности, а для плодов и новорожденных характерно наличие внутриутробной гипоксии, гипотрофии, асфиксии различной степени тяжести и нарушения состояния новорожденных [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 13]. Нами впервые показано, что мальчики, рожденные от матерей, имеющих плацентарную недостаточность, отстают от своих сверстников по физическому и интеллектуальному развитию - у них ниже длина тела (при рождении, в 1 год и в 7 лет), ниже масса тела (при рождении, в 1 год, 7, 14 и 16 лет), ниже индекс массы тела, или ИМТ (при рождении, в 7, 12, 14 и 16 лет) и ниже значения показателей, характеризующих успешность их обучения в общеобразовательной школе, в том числе средний балл успеваемости за год в каждом из восьми классов и отметки по основным дисциплинам школьной программы (с 1-го по 8-й класс). Впервые показано, что девочки, рожденные от матерей, имеющих плацентарную недостаточность, как правило, не отстают от своих сверстниц по физическому развитию (исключение - в 1 год они имели более низкие значения длины тела и ИМТ), а даже опережают их в развитии (в 14 лет - имели более высокие значения длины тела, массы тела и ИМТ). Однако эти девочки в период обучения с 1-го по 6-й класс общеобразовательной школы имели более низкий средний балл успеваемости и более низкие отметки по многим основным дисциплинам. В целом эти данные указывают на то, что наличие у матери плацентарной недостаточности у мальчиков снижает скорость физического (с рождения до 16 лет) и интеллектуального (судя по успешности их обучения с 1-го по 8-й класс) развития, а у девочек преимущественно снижает скорость их интеллектуального развития, судя по успешности обучения с 1-го по 6-й класс. Это означает, что нарушение внутриутробного развития негативно (особенно для мальчиков) отражается на физическом и интеллектуальном развитии на протяжении многих лет постнатального онтогенеза, что необходимо учитывать при оценке физического развития ребенка, проводимой педиатрами, и при обучении в школе, где учитель и школьный психолог постоянно пытаются понять причины более низкой успешности обучения своих учеников. Полагаем, что своевременно ока-

занная таким детям психолого-педагогическая помощь может снизить вероятность развития школьных трудностей, а следовательно, сохранить здоровье и повысить качество жизни ребенка.

С точки зрения физиологии возникает вопрос о конкретных механизмах, приводящих к нарушению процесса созревания мозговых структур под влиянием внутриутробной гипоксии и гипотрофии. В этом отношении интерес представляют данные L. Booij et al. [14], указывающие на то, что стрессы в пренатальном и раннем постнатальном периоде имеют длительное последействие, отражающееся на проблемах физического и психического здоровья, в том числе вследствие изменения работы моноаминергических и других систем мозга. Авторы данной работы, используя позитронно-эмиссионную томографию, показали на 26 здоровых мужчинах, за которыми проводили 27-летнее наблюдение, что осложнения при беременности (курение, гипотрофия плода) и в родах, особенно наличие гипоксии, отражается даже спустя 27 лет после рождения, в частности, в уменьшении связывания альфа-Иметил-L-триптофана нейронами гиппокампа и медиальной орби-тофронтальной коры, т. е. в снижении синтеза серотонина. Полагаем, что дальнейшее изучение механизмов, приводящих к нарушению развития мозга и других органов и систем организма вследствие наличия у матери экстраге-нитальной патологии и акушерских осложнений, является перспективной задачей превентивной медицины и психологии.

Заключение

Наличие у матери плацентарной недостаточности у мальчиков снижает скорость физического (с рождения до 16 лет) и интеллектуального (судя по успешности их обучения в первых восьми классах) развития, а у девочек преимущественно снижает скорость их интеллектуального развития, судя по успешности обучения в первых шести классах. Эти данные необходимо учитывать при оценке физического развития ребенка, проводимой педиатрами, и при обучении в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тютюнник В.Л., Бурлев В.А., Зайдиева З.С. Морфофункциональное состояние системы мать-плацента-плод при плацентарной недостаточности и инфекции. Акушерство и гинекология. 2003. № 6. С. 11-16.

Tyutyunnik B.L., Burlev V.A., Zaydieva Z.S. Morfofunktsionalnoe sostoyanie sistemyi mat-platsenta-plod pri platsentarnoy nedostatochnosti i infektsii. Akusherstvo i ginekologiya. 2003. № 6. S. 11-16.

2. Сидорова И.С., Макаров И.О. Клинико-диагностические аспекты фето-плацентарной недостаточности. М.: МИА. 2005. 296 с.

Sidorova I.S., Makarov I.O. Kliniko-diagnosticheskie aspektyi fetoplatsentarnoy nedostatochnosti. M.: MIA. 2005. 296 s.

3. Коколина В.Ф., Картелишев А.В., Васильева О.А. Фетоплацентарная недостаточность (патогенез, диагностика, терапия, профилактика): руководство для врачей. М.: Медпрактика. 2006. 224 с.

Kokolina V.F., Kartelishev A.V., Vasileva O.A. Fetoplatsentarnaya nedostatochnost (patogenez, diagnostika, terapiya, profilaktika): rukovodstvo dlya vrachey. M.: Medpraktika. 2006. 224 s.

4. Филиппов О.С. Плацентарная недостаточность. М.: МЕДпресс-информ. 2009. 160 c.

Filippov O.S. Platsentarnaya nedostatochnost. M.: MEDpress-inform. 2009. 160 s.

5. Серов В.Н. Диагностика и терапия плацентарной недостаточности. Русский медицинский журнал. 2002. Т. 10. № 7. С. 2-9.

АЛЬМАНАХ

Serov V.N. Diagnostika i terapiya platsentarnoy nedostatochnosti. Russkiy meditsinskiy zhurnal. 2002. T. 10. № 7. S. 2-9.

6. Кан Н.Е., Орджоникидзе Н.В. Особенности диагностики внутриутробной инфекции. Журнал Российского общества акушеров-гинекологов. 2004. № 1. С.7-10.

Kan N.E., Ordzhonikidze N.V. Osobennostidiagnostikivnutriutrobnoyinfektsii. Zhurnal Rossiyskogo obschestva akusherov-ginekologov. 2004. № 1. S.7-10.

7. Макаров И.О., Боровкова Е.И., Шеманаева Т.В., Соцук А.Г. Фетоплацентарная недостаточность инфекционного генеза: роль хламидий-ной инфекции. Гинекология. 2011. № 6. С. 27-29.

Makarov I.O., Borovkova E.I., Shemanaeva T.V., Sotsuk A.G. Fetoplatsentarnaya nedostatochnost infektsionnogo geneza: rol hlamidiynoy infektsii. Ginekologiya. 2011. № 6. S. 27-29.

8. Стрижаков А.Н., Тимохина Т.Ф., Баев О.Р. Фетоплацентарная недостаточность; патогенез, диагностика, лечение. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2003. № 2. С. 53-63.

Strizhakov A.N., Timohina T.F., Baev O.R. Fetoplatsentarnaya nedos-tatochnost;patogenez, diagnostika, lechenie. Voprosyi ginekologii, akusherstva i perinatologii. 2003. № 2. S. 53-63.

9. Кулаков В.И., Орджоникидзе Н.В., Тютюнник В.Л. Плацентарная недостаточность и инфекция. Руководство для врачей. М. 2004. 494 с.

Kulakov V.l., Ordzhonikidze N.V., Tyutyunnik V.L. Platsentarnaya nedostatochnost i infektsiya. Rukovodstvo dlya vrachey. M. 2004.494 s.

10. Зубков В.В., Михайлова О.И., Тютюнник В.Л. Особенности раннего нео-натального периода и первого года жизни детей, родившихся у матерей с

плацентарной недостаточностью инфекционного генеза. Вопросы практической педиатрии. 2010. Т. 5. № 2. С. 13-17.

Zubkov V.V., Mihaylova O.I., Tyutyunnik V.L. Osobennosti rannego neonatalnogo perioda i pervogo goda zhizni detey, rodivshihsya u materey s platsentarnoy nedostatochnostyu infektsionnogo geneza. Voprosyi prakticheskoy pediatrii. 2010. T. 5. № 2. S. 13-17.

11. Шабалов Н.П., Цвелев Ю.В. Основы перинатологии. М.: МЕДпресс-информ. 2004. 576 с.

Shabalov N.P., Tsvelev Yu.V. Osnovyi perinatologii. M.: MEDpress-inform. 2004.. 576 s.

12. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика. 1999.

Giants S. Mediko-biologicheskaya statistika. M.: Praktika. 1999.

13. Дмитриева С.Л., Хлыбова С.В., Циркин В.И., Ходырев Г.Н. Прогнозирование развития слабости родовой деятельности у беременных женщин накануне родов и в латентную фазу I периода родов. Акушерство и гинекология. 2012. Т. 4. № 1. С. 38-41.

Dmitrieva S.L., Hlyibova S.V., Tsirkin V.I., Hodyirev G.N. Prognozirovanie razvitiya slabosti rodovoy deyatelnosti u beremennyih zhenschin nakanune rodov i v latentnuyu fazu I perioda rodov. Akusherstvo i ginekologiya. 2012. T. 4. № 1. S. 38-41.

14. Booij L., Benkelfat C., Leyton M., Vitaro F., Gravel P., Levesque M., Arseneault L., Diksic M., Tremblay R. Perinatal effects on in vivo measures of human brain serotonin synthesis in adulthood: a 27-year longitudinal study. Eur Neuropsychopharmacol. 2012. Vol. 22. № 6. Р. 419-423. ПГЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.