Научная статья на тему 'Влияние массы тела при рождении на физическое развитие и успешность обучения детей и подростков'

Влияние массы тела при рождении на физическое развитие и успешность обучения детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2021
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА ТЕЛА / ОНТОГЕНЕЗ / ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСПЕШНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОВОРОЖДЕННЫЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Циркин Виктор Иванович, Трухин Андрей Николаевич, Хлыбова Светлана Вячеславовна

Исследовали физическое развитие и успешность обучения у учащихся 8-10-х классов в зависимости от массы тела (МТ) при рождении. Рожденные с большой (4,0-5,1 кг) МТ имели в сравнении с рожденными с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ, более высокую массу и длину тела в 1, 7, 8, 12, 14 и 16 лет, а мальчики на протяжении всех 8 лет обучения в школе имели более низкую успеваемость. Дети, рожденные с низкой (1,6-2,5 кг) МТ, отставали от рожденных с нормальной МТ по физическому развитию в 1 год, в 14 и 16 лет, не отличаясь от них в 7, 8 и 12 лет. И мальчики, и девочки, рожденные с низкой МТ, отставали от сверстников, рожденных с нормальной МТ, по успеваемости с 1 по 8 класс. Выявлена прямая линейная зависимость успешности обучения детей в 1-8 классах от МТ при рождении (для диапазона от 1,6 кг до 3,1 кг). Сделан вывод о том, что созревание неокортекса на постнатальном этапе онтогенеза зависит от уровня его зрелости к моменту рождения и от пола ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трухина Светлана Ивановна, Циркин Виктор Иванович, Трухин Андрей Николаевич, Хлыбова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние массы тела при рождении на физическое развитие и успешность обучения детей и подростков»

УДК 612.66:612.821 С.И. Трухина1, В.И. Циркин1,2, А.Н. Трухин1, С.В. Хлыбова3 ВЛИЯНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

S.I. Tmkhina1, V.I. Tsirkin12, A.N. Trukhin1, S.V. Khlybova3

INFLUENCE OF THE BIRTH BODY WEIGHT ON PHYSICAL DEVELOPMENT AND SUCCESS OF TRAINING OF CHILDREN AND

TEENAGERS

вятский государственный гуманитарный университет Казанский государственный медицинский университет

о

Кировская государственная медицинская академия

Исследовали физическое развитие и успешность обучения у учащихся 8-10-х классов в зависимости от массы тела (МТ) при рождении. Рожденные с большой (4,0-5,1 кг) МТ имели в сравнении с рожденными с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ, более высокую массу и длину тела в 1, 7, 8, 12, 14 и 16 лет, а мальчики на протяжении всех 8 лет обучения в школе имели более низкую успеваемость. Дети, рожденные с низкой (1,6-2,5 кг) МТ, отставали от рожденных с нормальной МТ по физическому развитию в 1 год, в 14 и 16 лет, не отличаясь от них в 7, 8 и 12 лет. И мальчики, и девочки, рожденные с низкой МТ, отставали от сверстников, рожденных с нормальной МТ, по успеваемости с 1 по 8 класс. Выявлена прямая линейная зависимость успешности обучения детей в 1-8 классах от МТ при рождении (для диапазона от 1,6 кг до 3,1 кг). Сделан вывод о том, что созревание неокортекса на постнатальном этапе онтогенеза зависит от уровня его зрелости к моменту рождения и от пола ребенка.

Ключевые слова: масса тела, онтогенез, перинатальные факторы, физическое развитие, успешность образовательной деятельности, новорожденные, школьники.

Study was investigated in physical development and success of training in pupils of 8-10 grades depending on birth body weight (BW). Bom with hi (4,0-5,1 kg) BW had higher weight and length of a body in 1, 7, 8, 12, 14 and 16 years in comparison with born with normal (2,6-3,9 kg) BW, and boys throughout all 8 years of training at school had lower progress. Children, who was born with low (1,6-2,5 kg) BW, lagged behind from those, who was bom with normal BW, on physical development on the 1st year, in 14th and 16th years, without differences from them at 7, 8 and 12 years. Boys and girls bom with low BW, lagged behind on progress between 1st to 8th years of education in comparison with those who was born with normal BW. Direct linear dependence of success of training of children between lst-8th grades from BW is revealed at a birth (for a range from 1,6 kg to 3,1 kg). The conclusion, that maturing of neocortex at a postnatal stage of ontogenesis depends on level of its maturity by the moment of a birth and sex of a child, has been made.

Keywords: body weight, ontogenesis, perinatal factors, physical development, success of educational activity, newborns, schoolboys.

Введение

Массу тела (МТ) новорожденных принято классифицировать [20] как

нормальную (2,6-2,9 кг), большую (4,0 кг и выше), низкую (1,5-2,5 кг), очень низкую (1,0-1,5 кг) и экстремально низкую (до 1,0 кг). Вопрос о влиянии МТ при рождении на физическое и интеллектуальное развитие ребенка исследуется рядом авторов, но основное внимание при этом уделяется детям, рожденным с экстремально низкой или с очень низкой МТ [4,20,27,28] и в меньшей степени - детям, рожденным с низкой МТ [12,14,18,22] или большой МТ [14,18].

В нашей стране число детей, рождаемых с низкой МТ (1,5-2,5 кг), достигает 6-10% [12,20], а за рубежом - 5-19% [29]. Чаще всего такие дети рождаются либо при преждевременных родах на сроках 34-38 недель, либо при срочных родах, но при наличии плацентарной недостаточности [20,31]. Эти дети имеют низкий иммунитет и высокую заболеваемость на первом году жизни [12], а девочки отстают по физическому развитию до 7 лет [14] и даже до 17-18 лет [18], и для них характерна задержка полового созревания [14,18]. Дети, рожденные с низкой МТ, в 8-9 лет чаще имеют нарушение внимания, зрительного восприятия и познавательной деятельности, низкий уровень интеллекта и контроля над эмоциями, а также низкую успеваемость, особенно по письму, чтению и математике [22].

По данным литературы [11, 21], дети с большой МТ (4,0 кг и выше), рождаются в 10-20% случаев и среди них преобладают мальчики. Считается, что причинами развития большой МТ плода является наличие у матери таких состояний, как сахарный диабет и/или ожирение [21], врожденный или приобретенный порок атриовентрикулярных клапанов сердца [26], низкий уровень в крови альфа-фетопротеина [23], высокий уровень белка, связывающего гормон роста [25] и особенности метаболизма плода, обусловленные генетическими факторами [18]. Полагают [24], что большая МТ при рождении повышает риск развития патологии в родах, которая, в свою очередь, увеличивает риск перинатальной смертности и негативно влияет на дальнейшее развитие детей. Показано [20], что болыпевесные дети уже через 1 год после рождения не отличаются от сверстников по физическому развитию. Однако, по данным Хурасевой А.Б. [18], девочки, рожденные с большой МТ, даже в пубертатном периоде опережают своих сверстниц с нормальной МТ по весу и росту, но при этом имеют задержку полового созревания.

Учитывая высокую частоту рождения детей с низкой или большой МТ, а также неоднозначность и малочисленность данных о влиянии МТ при рождении на физическое и умственное развитие школьников, в работе была поставлена цель - оценить физическое развитие и успешность обучения в общеобразовательной школе детей, рожденных с низкой или большой МТ, в сравнении с детьми, рожденными с нормальной МТ.

Материалы и методы исследования

Обследовано 699 учащихся 8-10-х классов 15 общеобразовательных школ г. Кирова, поступивших в 1 класс в 2001 году. Анализ их пренатального и физического развития (при рождении, в 1, 7, 8, 12, 14 и 16 лет) проводили по

данным медицинских документов (формы № 112-У и 026-У). Уровень физического развития оценивали по общепринятым показателям [9] - длине и массе тела (ДТ, МТ), массо-ростовому индексу (МРИ, г/см), индексу Кеттеле (кг/м2) и индексу Рорера (кг/м3). Успешность образовательной деятельности (ОД) оценивали за период обучения детей с 1 по 8 класс по оценкам годовой успеваемости по основным дисциплинам, полученным из школьных журналов с согласия родителей и администрации школ, и по среднему годовому баллу. Все исследуемые были разделены на три группы - родившиеся с нормальной МТ (2,6-3,9 кг; группа 1), с большой МТ (4,0-5,1 кг; группа 2) и низкой МТ (1,6-2,5 кг; группа 3). Результаты исследования подвергнуты статистической обработке, а различия оценивали по 1>критерию Стьюдента или по критерию хи-квадрат, считая их достоверными при р<0,05 [7].

Результаты и обсуждение

С нормальной МТ (2,6-3,9 кг) родилось 574 учащихся из 699, т.е. 82,12%, в том числе 274 девушки из 320 (85,63%) и 300 юношей из 379 (79,15%). Следовательно, юношей с нормальной МТ рождалось столько же, сколько и девушек. С большой МТ (4,0-5,1 кг) родилось 88 школьников, т.е. 12,59%, в том числе 24 девушки из 320 (7,50%) и 64 юноши из 379 (16,89%). Таким образом, юношей было в 2,3 раза больше, чем девушек (р<0,05 по критерию хи-квадрат). С низкой МТ (1,6-2,5 кг) родилось 37 учащихся, т.е. 5,29%, в том числе 22 девушки из 320 (6,87%) и 15 юношей из 379 (3,95%). Таким образом, юношей с низкой МТ рождалось столько же, сколько и девушек. Наши результаты подтверждают данные литературы о частоте рождения детей с большой [11,21] и низкой МТ [20] и о доминировании среди болыпевесных детей мальчиков [11,21].

С целью корректного сравнения учащихся, родившихся с большой МТ (группа 2, п=88) или с низкой МТ (группа 3, п=37), со сверстниками, родившимися с нормальной МТ (группа 1), методом случайной выборки из группы 1 были сформированы группы сравнения, близкие по численности к группам 2 и 3. В частности, для болыпевесных детей - это группа 1Б, состоящая из 90 человек, в том числе из 47 девушек и 43 юношей, а для низковесных детей - это группа 1Н, состоящая из 45 человек, в том числе из 22 девушек и 23 юношей.

Наличие неблагоприятных перинатальных факторов у детей в зависимости от МТ при рождении. Значения показателей, характеризующих вынашивание беременности и течение родов у матерей детей, родившихся с нормальной МТ, т.е. групп 1Б и 1Н, были типичными, судя по данным литературы [2], для 1993 и 1994 годов (табл. 1). Матери болыпевесных детей, т.е. группы 2, отличались от матерей группы 1Б тем, что у них достоверно чаще наблюдалось ожирение 1-П степени (18,18%

Табл. 1.

Показатели, характеризующие перинатальный период развития школьников, родившихся с нормальной (2,6-3,9 кг, группа 1Б, 1Н), большой (4,0-5,1 кг; группа 2) и низкой (1,6-2,5 кг; группа 3) массой тела __________

Показатели Группа 1Б (п=90) Группа 2 (п=88) Группа 1Н (п=45) Г руппа 3 (п=37)

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Е атология беременности

Г естоз 9 10,0 14 15,91 5 11,11 6 16,22

Угроза прерывания беременности 19 21,11 21 23,86 11 24,44 10 27,03

Плацентарная недостаточность 7 7,78 5 5,68 7 15,56 15 45,54

Без патологии беременности 55 61,11 48 54,55 22 48,89 6 11,21*

Заболевания матери во время беременности

Анемия 8 8,89 4 4,55 5 11,11 1 2,70

Пиелонефрит 8 8,89 7 7,95 3 6,67 3 8,11

Кольпит + цервицит 23 25,56 6 6,82* 8 17,78 6 16,22

Болезни верхних дыхательных путей 3 3,33 11 12,50* 3 6,67 6 16,22

Гипертоническая болезнь 7 7,78 6 6,82 3 6,67 7 18,92

Ожирение 1-П степени 0 0 16 18,18* 0 0 0 0

Сахарный диабет 0 0 1 1,14 0 0 0 0

Отсутствие заболеваний 41 45,55 37 42,04 23 51,10 14 37,83

Роды

Срочные роды 71 78,89 73 82,96 36 80,0 12 32,43*

Срочные роды путем планового кесарева сечения (КС) 5 5,55 5 5,68 3 6,67 0 0

Срочные роды путем экстренного КС 6 6,67 8 9,09 3 6,67 2 5,40

Преждевременные роды 6 6,67 2 2,27 2 4,44 13 35,15*

Преждевременные роды путем планового КС 1 1,11 0 0 1 2,22 2 5,40

Преждевременные роды путем экстренного КС 1 1,11 0 0 0 0 8 21,62*

Патология в родах

Слабость родовой деятельности 18 20,0 29 32,95 8 17,78 3 8,11

Дискоординация родовой деятельности 2 2,22 0 0 2 4,44 1 2,70

Амниотомия 0 0 6 6,82* 0 0 0 0

Отсутствие патологии в родах 70 77,78 53 60,23 35 77,78 33 89,19

Состояние новорожденного

Хроническая гипоксия плода 1 1,11 7 7,95 0 0 4 10,81

Асфиксия новорожденного 3 3,33 2 2,27 1 2,22 8 21,62*

Обвитие пуповиной 14 15,56 12 13,64 7 15,56 4 10,81

Родовая травма 6 6,67 18 20,45* 3 6,67 2 5,41

Недостаточность пирам. Путей 2 2,22 7 7,95 0 0 0 0

Перинатальная энцефалопатия 2 2,22 11 12,50* 0 0 0 0

Гипертензионный синдром 0 0 6 6,82* 0 0 0 0

Перинатальное поражение ЦНС 8 8,89 25 28,42* 1 2,22 8 21,62*

Гипотрофия плода 0 0 0 0 0 0 11 29,73*

Примечание: * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по критерию хи-квадрат.

против 0,0%), что, согласно данным литературы [11,21], является одной из причин рождения детей с большой МТ. Впервые установлено, что у матерей болыпевесных детей при беременности чаще наблюдаются воспалительные заболевания верхних дыхательных путей (12,50% против 3,33%), но реже отмечаются воспалительные заболевания шейки матки, т.е. кольпит и цервицит (6,82% против 25,56%), а в родах чаще возникает потребность в их индукции путем амниотомии (6,82% против 0,0%). Эти особенности, по нашему мнению, могут быть связаны с более интенсивным ростом активности

индоламин-2,3-диоксигеназы и триптофан-2,3-диоксигеназы у болыпевесных плодов. Как известно [32], эти два фермента превращают триптофан в кинуренин и другие метаболиты, благодаря чему формируется

иммунологическая толерантность матери к плоду и создаются условия для его вынашивания. Снижение иммунитета, в свою очередь, повышает

восприимчивость матери к инфекции, в том числе верхних дыхательных путей. Вследствие интенсивного использования триптофана формируется дефицит свободного триптофана, являющегося субстратом для микроорганизмов, которые вызывают кольпит и цервицит, что и снижает частоту их развития. Высокая иммунологическая толерантность матери к плоду, вероятно,

сопровождается и более интенсивным торможением сократительной деятельности матки, что при срочных родах требует дополнительной ее стимуляции.

Установлено (табл. 1), что болыпевесные дети (группа 2) чаще, чем дети, родившиеся с нормальной МТ (группа 1Б), имели перинатальную энцефалопатию (12,50% против 2,22%), гипертензионный синдром (6,82% против 0,0%) и перинатальное поражение ЦНС (28,42% против 8,89%). Не исключено, что указанные особенности являются следствием наличия родовой травмы, которая встречалась у них чаще, чем у детей группы 1Б (20,45% против 6,67%). Это согласуется с данными литературы о повышенном риске развития перинатальных поражений ЦНС у детей, родившихся с большой МТ [20].

Низковесные дети (группа 3) чаще, чем дети группы 1Н (табл. 1), рождались при преждевременных родах (35,15% против 4,44%) и у них чаще наблюдалась гипотрофия плода (29,73% против 0,0%). Хотя различия между этими группами по частоте плацентарной недостаточности (45,54% против 15,56%) и хронической гипоксии плода (10,81% против 0,0%) носили недостоверный характер, но, в целом, это подтверждает мнение Шабалова Н.П. [20] о том, что преждевременные роды и плацентарная недостаточность являются основными причинами рождения плодов с низкой МТ.

Физическое развитие школьников в зависимости от МТ при рождении. Показатели физического развития детей, рожденных с нормальной МТ (группа 1), замеренные при рождении, в 1 год, в 7, 8, 12, 14 и 16 лет (рис. 1), соответствовали данным литературы [9,19]. С возрастом у детей группы 1 помимо роста МТ и ДТ (рис. 1, А и Б) увеличивались и значения МРИ (рис. 1, В). Значения индекса Кеттеле (рис. 1, Г) были максимальны при рождении и в 1 год, а затем они снижались в 7 и 8 лет, после чего вновь возрастали, но не достигали значений, характерных для А Б

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис. 1. Показатели физического развития школьников, родившихся с нормальной (2,6-3,9 кг, группа 1, первые столбцы), большой (4,0-5,1 кг, группа

2, вторые столбцы) и низкой (1,6-2,5 кг, группа 3, третьи столбцы) МТ, при рождении, в 1 год, 7, 8, 12, 14 и 16 лет. Панель А - длина тела, см; панель Б -масса тела, кг; панель В - массо-ростовой индекс, г/см; панель Г - индекс Кеттеле, кг/м2 и панель Д - индекс Рорера, кг/м3. * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по 1-критерию Стьюдента.

новорожденных. Значения индекса Рорера (рис. 1, Д) с возрастом не менялись (исключение составило транзиторное повышение в 1 год). Выявлено (табл. 2), что в группе 1 у мальчиков по сравнению с девочками были выше МТ - в 1 год, в 7, 8, 12 и 16 лет; выше ДТ - в 1 год, в 12, 14 и 16 лет, а также выше значения МРИ в 7 лет. Различия между мальчиками и девочками по остальным показателям носили недостоверный характер. Выявленные нами гендерные особенности физического развития соответствуют данным литературы [9].

Физическое развитие болыпевесных детей (группа 2) проходило, как и у детей группы 1 (рис. 1, А-Д). Но девочки и мальчики этой группы (табл. 2) имели, как правило, во все периоды исследования более высокие значения МТ, ДТ и индексов, чем в группе 1Б. В частности, девочки группы 2 отличались от девочек группы 1Б тем, что имели более высокие значения МТ и ДТ на всех этапах исследования. У них также были выше значения МРИ (при рождении, в

7, 12 и 16 лет), индекса Кеттеле (при рождении и в 12 лет) и индекса Рорера (при рождении). Это подтверждает данные Хурасевой А.Б. [18] о том, что девочки, родившиеся с большой МТ, даже в 13-18 лет имели более высокую МТ, чем их сверстницы, родившиеся с нормальной МТ. Кроме того, нами впервые показано, что у болыпевесных девочек и ДТ, и антропометрические индексы выше, чем у девочек, рожденных с нормальной МТ. Впервые установлено, что мальчики группы 2, так же, как и девочки этой группы, имели более высокую МТ и ДТ на всех этапах исследования, и более высокие значения индексов - МРИ (при рождении, в 1 год, 12, 14 и 16 лет), Кеттеле (в 8, 12 и 14 лет) и Рорера (при рождении, в 1 год и 8 лет), чем мальчики группы 1Б. Все это дает основание предположить, что большая МТ при рождении

отражает особенности метаболизма этих детей, который формируется внутриутробно под влиянием развертывания генетической программы с учетом состояния организма матери. Очевидно, что эти особенности сохраняются и на более поздних этапах онтогенеза.

Нами впервые установлены гендерные различия болыпевесных детей по показателям физического развития, которые, однако, проявляются реже, чем у детей группы 1Б. Действительно, в группе 2 мальчики в сравнении с девочками имели более высокую МТ в 1 год и в 16 лет, более высокую ДТ (при рождении, в 14 и 16 лет), а также более высокие значения МРИ (в 1 год и в 14 лет) и индекса Рорера (в 1 год).

Физическое развитие низковесных детей (группа 3) проходило также как у детей группы 1 и 2 (рис. 1), но при этом девочки и мальчики этой группы (табл. 2) при рождении и на отдельных этапах онтогенеза имели более низкие значения МТ и ДТ, чем их сверстники, рожденные с нормальной МТ. Действительно, у девочек группы 3 была ниже МТ (при рождении, в 1 год и в 14 лет), ДТ (при рождении и в 16 лет), ниже значения МРИ (при рождении и в 1 год) и индекса Рорера (при рождении). Мальчики группы 3 по сравнению с мальчиками группы 1Н имели меньшую МТ (при

Табл. 2.

Показатели (М±т) физического развития детей групп 1, 2 и 3 (с

рождения до 16 лет) в зависимости от массы тела при рождении

Показател Группы детей

и Группа 1Б Г руппа 2 Группа1Н Г руппа 3

(2,6-3,9 кг) (4,0-5,1 кг) (2,6-3,9 кг) (1,6-2,5 кг)

Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики

Новорожденные

N 47 43 24 64 22 23 22 15

Длина 51,66 51,40 54,54 55,30 51,45 51,43 46,14 46,40

тела, см ±0,25 ±0,31 ±0,29* ±0,21*д ±0,28 ±0,49 ±0,69* ±0,64*

Масса 3,3 6± 3,29± 4,11± 4,16± 3,33± 3,27 2,28± 2,27±

тела, кг 0,04 0,05 0,02* 0,03* 0,06 ±0,08 0,05* 0,06*

МРИ, г/см 64,95 63,91 75,44 75,27 64,68 63,51 49,28 48,98

±0,66 ±0,74 ±0,47* ±0,48* ±0,92 ±1,14 ±0,65* ±1,03*

Кеттеле, 24,38 24,20 25,44 24,70 24,42 24,00 23,41 22,91

кг/м2 ±0,29 ±0,25 ±0,40* ±0,26 ±0,26 ±0,39 ±0,64 ±0,77

Рорера, 12,58 12,43 13,85 13,63 12,57 12,34 10,71 10,58

кг/м3 ±0,12 ±0,11 ±0,15* ±0,11* ±0,14 ±0,18 ±0,16* ±0,26*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 год

N 41 39 24 63 19 20 22 13

Длина 74,46± 75,97± 76,63± 77,60± 74,71± 75,15 73,43± 73,73±

тела, см 0,31 0,46д 0,63* 0,31* 0,43 ±0,50 0,48 1,29

Масса 9,89± 10,37± 10,44± 11,30± 9,86± 10,19Д 9,28± 9,90±

тела, кг 0,13 0,14Д 0,22* 0,15 *д 0,15 ±0,16 0,24* 0,29д

МРИ, г/см 132,8± 1,58 136,4± 1,53 136,1± 2,33 145,4± 1,61*д 132,0± 1,89 135,64 ±2,03 126,3± 2,90* 134,3± 3,28

Кеттеле, кг/м2 23,98± 0,32 23,73± 0,38 23,24± 0,45 24,19± 0,27 23,69± 0,42 24,10 ±0,53 23,82± 0,51 25,05± 1,28

Рорера, кг/м3 17,84± 0,21 17,98± 0,23 17,77± 0,29 18,74± 0,19*д 17,68± 0,27 18,07 ±0,32 17,19± 0,37 18,30± 0,61

7 лет

N 38 33 19 49 18 17 17 13

Длина тела, см 123,2 ±0,61 124,50 ±0,67 128,2* ±0,88 127,4 ±0,73* 124,03± 0,73 124,62 ±0,77 123,8 ±1,51 122,85 ±1,50

Масса тела, кг 23,46 ±0,49 25,04д ±0,54 26,81* ±0,81 27,10* ±0,65 23,69± 0,78 24,60 ±0,69 23,22 ±0,93 23,26 ±1,06

МРИ, г/см 190,0 ±3,42 201,03д ±3,93 208,8* ±5,59 212,2 ±4,42 192,80± 5,37 198,87 ±5,15 186,7 ±5,57 188,7 ±6,30

Кеттеле, кг/м2 15,41 ±0,25 16,15 ±0,31 16,30 ±0,40 16,66 ±0,32 15,52± 0,37 16,09 ±0,40 15,04 0,32 15,33 ±0,38

Рорера, кг/м3 12,51 ±0,20 13,0 ±0,26 12,70 ±0,30 13,11 ±0,25 12,51± 0,26 13,02 ±0,33 12,15 ±0,22 12,48 ±0,25

8 лет

N 41 35 20 54 18 17 19 12

Длина тела, см 128,6 ±0,65 130,2 ±0,74 133,1* ±0,93 132,8* ±0,70 128,87 ±0,74 129,72 ±0,78 128,9 ±1,40 128,1 ±1,59

Масса тела, кг 26,26 ±0,61 27,33д ±0,60 30, 27* ±1,21 30,51* ±0,70 26,44 ±0,84 28,78д ±0,63 25,54 ±0,86 25,95* ±1,23

МРИ, г/см 204,0 ±4,25 207,7 ±3,64 226,2 ±7,80 229,6 ±4,82 204,82 ±5,70 207,41 ±5,80 197,6 ±5,10 201,8 ±7,41

Продолжение табл. 2

Показател Г руппы детей

и Группа 1Б Группа 2 Группа 1Н Г руппа 3

(2,6-3,9 кг) (4,0-5,1 кг) (2,6-3 ,9 кг) (1,6-2,5 кг)

Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики

Кеттеле, 15,87 15,98 16,92 17,32* 15,87 16,11 15,31 15,72

кг/м2 ±0,31 ±0,25 ±0,51 ±0,33 ±0,44 ±0,43 ±0,32 ±0,43

Рорера, 12,36 12,31 12,67 13,09* 12,31 12,52 11,89 12,26

кг/м3 ±0,24 ±0,20 ±0,35 ±0,24 ±0,31 ±0,34 ±0,25 ±0,27

12 лет

N 22 20 10 28 18 18 10 11

Длина 146,9 150,9Д 156,3* 157,5* 146,05 150,44 151,6 149,2

тела, см ±1,23 ±0,74 ±1,61 ±1,56 ±1,40 ±0,82 ±2,07 ±0,83

Масса 38,5 41,2 49,3* 49,9* 37,17 41,22 40,20 37,91

тела, кг ±1,34 ±1,22 ±1,60 ±1,36 ±1,09 ±1,35 ±1,29 ±1,18

МРИ, г/см 261,3 273,7 315,0* 315,8* 254,03 274,07 263,8 254,1

±8,11 ±8,14 ±7,72 ±6,54 ±6,11 ±9,02 ±5,54 ±5,44

Кеттеле, 17,80 18,20 20,12* 20,06* 17,42 18,24 17,45 17,03

кг/м2 ±0,52 ±0,56 ±0,38 ±0,36 ±0,38 ±0,62 ±0,25 ±0,34

Рорера, 12,11 12,09 12,89 12,70 11,93 12,12 11,94 11,41

кг/м3 ±0,35 ±0,39 ±0,23 ±0,27 ±0,28 ±0,43 ±0,42 ±0,24

14 лет

N 22 20 10 28 18 18 10 11

Длина 160,5 164,9 165,7* 172,7*д 160,50 164,06 158,7 163,91д

тела, см ±0,90 ±1,5 6Д ±1,46 ±1,11 ±0,98 ±1,56 ±0,70 ±1,12

Масса 50,30 51,10 57,30* 60,90* 49,17 51,33 46,40* 47,27*

тела, кг ±1,53 ±1,29 ±1,60 ±1,19 ±1,47 ±1,42 ±0,98 ±0,82

МРИ, г/см 313,2 306,4 316,2 352,3*д 306,04 312,58 292,9 289,74

±9,20 ±8,15 ±9,73 ±5,74 ±9,25 ±7,32 ±5,26 ±5,21

Кеттеле, 19,54 18,79 20,93 20,37* 19,07 19,07 18,42 17,77

кг/м2 ±0,58 ±0,44 ±0,64 ±0,31 ±0,55 ±0,44 ±0,29 ±0,38

Рорера, 12,18 11,42 12,66 11,81 11,89 11,64 11,61 10,92

кг/м3 ±0,37 ±0,32 ±0,44 ±0,20 ±0,34 ±0,30 ±0,16 ±0,29

16 лет

N 22 20 10 28 18 18 10 11

Длина 162,9 172,70 168,0* 176,5*д 163,22 172,80 160,5* 170,1д

тела, см ±0,81 ±0,98д ±1,45 ±0,81 ±0,84 ±0,98 ±0,82 ±0,99

Масса 54,0 58,50д 60,0* 66,0*д 53,22 57,44 50,40 53,71д*

тела, кг ±1,45 ±1,59 ±1,70 ±1,54 ±1,64 ±1,55 ±1,14 ±0,79

МРИ, г/см 330,1 338,2 355,6* 373,2* 325,80 333,29 313,8 315,8*

±8,27 ±8,34 ±10,41 ±8,14 ±8,77 ±8,27 ±6,05 ±4,00

Кеттеле, 20,33 19,58 21,30 21,15 19,93 19,35 19,52 18,5 8Д

кг/м2 ±0,52 ±0,46 ±0,71 ±0,45 ±0,54 ±0,47 ±0,34 ±0,26

Рорера, 12,59 11,34 12,72 11,98 12,33 11,24 12,19 10,85д

кг/м3 ±0,34 ±0,27 ±0,49 ±0,27 ±0,34 ±0,24 ±0,26 ±0,22

Примечание: д - различие с девочками и * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по 1-критерию Стьюдента

рождении, в 8, 12, 14 и 16 лет), меньшую ДТ (при рождении), меньшие значения МРИ (при рождении и в 16 лет), индекса Кеттеле (в 14 лет) и индекса Рорера (при рождении). По основным показателям физического развития дети, родившиеся с низкой МТ, как показано нами, а также другими авторами [4,14], догоняют своих сверстников к 7-8 годам. Нами впервые показано, что в 14 и 16 лет дети, рожденные с низкой МТ, вновь отстают по МТ, МРИ и индексу Кеттеле от своих сверстников. Снижение МТ в период полового созревания можно объяснить астеническим типом телосложения, характерным для половины девочек-подростков, рожденных с низкой МТ [14], и снижением темпов физического развития в период полового созревания, характерным для девочек, рожденных с низкой МТ [18]. Все это указывает на то, что к оценке физического развития детей и подростков необходимо походить дифференцированно, т.е. учитывать МТ при рождении.

В группе 3 нами выявлены и гендерные различия - мальчики в сравнении с девочками имели более высокую МТ (в 1 год и в 16 лет), ДТ (в 14 и в 16 лет), но меньшие значения индексов Кеттеле и Рорера (в 16 лет).

Таким образом, независимо от МТ при рождении, гендерные различия по показателям физического развития имеются во всех группах детей и связаны они, скорее всего, с влиянием половых гормонов на рост и развитие скелета, мышечной и жировой ткани.

Успешность образовательной деятельности (ОД) школьников в зависимости от МТ при рождении. Предваряя анализ зависимости успешности ОД от МТ при рождении, отметим две ее особенности, характерные для всех трех групп.

Первая особенность состоит в том, что во всех группах, т.е. независимо от МТ при рождении, на протяжении первых 8 лет обучения (особенно, в старших классах) у мальчиков успеваемость была ниже (за исключением математики), чем у девочек (табл. 3). Подобный вывод ранее был сделан для учащихся 1-8 классов, рожденных с нормальной МТ или с большой МТ [13] и для учащихся 1-2 классов, рожденных с низкой МТ [30]. Полагаем, что низкая успеваемость мальчиков связана с более низким уровнем развития у них высших психических функций, о чем свидетельствуют наши данные в отношении первоклассников [17] и данные других авторов в отношении детей 1-8 классов [13], а также с более низкой мотивацией к обучению в школе, отмеченной в Бадмаевой Н.Ц. [3].

Вторая особенность состоит в том, что во всех группах в старших классах успешность ОД падает и у девочек, и у мальчиков. Это можно объяснить периодом полового созревания [16], снижением мотивации к обучению в школе у старшеклассников [3], увеличением сложности, объема и интенсивности учебной нагрузки и числа учителей, в том числе со стрессовой тактикой преподавания [5].

При анализе зависимости успеваемости от МТ установлено, что протяжении 8 лет обучения в школе дети, рожденные с большой МТ (группа 2, рис. 2, панель А) или с низкой МТ (группа 3, рис. 2, панель Б), имели достоверно более низкий средний балл (СБ), чем дети, рожденные с нормальной МТ (группы 1Б и 1Н). Только в 7 классе различие в величине СБ для школьников групп 3 и 1Н носило недостоверный характер.

Зависимость успеваемости от МТ при рождении была выявлена и с учетом пола ребенка. В частности, мальчики группы 2 на протяжении всех лет обучения имели достоверно более низкие оценки по отдельным дисциплинам в

1, 3, 5 и 8 классах, чем мальчиков группы 1Б, хотя не отличались достоверно от них по СБ (табл. 3). Однако девочки группы 2 на протяжении всех лет обучения не отличались достоверно от девочек группы 1Б ни по СБ, ни по оценкам по отдельным предметам.

В отношении группы 3, т.е. для рожденных с низкой МТ, выявлено, что успешность ОД и у мальчиков, и девочек была достоверно ниже, чем у их сверстников, рожденных с нормальной МТ. Действительно (табл. 3), мальчики группы 3 отличались от мальчиков группы 1Н тем, что они имели более низкий

СБ на протяжении всех лет обучения, а также, как правило, имели более низкие оценки по всем учебным дисциплинам, что особенно характерно для 1-5 классов. Девочки группы 3 отличались от девочек группы 1Н тем, что они имели более низкий СБ во 2 классе и более низкие годовые оценки по отдельным дисциплинами в 1, 2, 3, 4 и в 5 классах.

Выявленная нами зависимость успеваемости детей от МТ при рождении была подвергнута корреляционному анализу в отношении всех детей, т.е. без учета их пола. Установлено, что в группе 1 (рожденные с нормальной МТ) и группе 2 (болыпевесные) успешность ОД не зависит от МТ при рождении, а в группе 3 (рожденные с низкой МТ) такая зависимость была выявлена для детей 1-6 классов - их успеваемость, оцениваемая по СБ, была тем выше, чем больше была у них МТ при рождении (рис. 3). Так как в группах 1 и 2 подобная зависимость отсутствовала, то мы попытались найти диапазон МТ, для которого характерна линейная зависимость между МТ при рождении и СБ. Методом подбора нами было установлено (рис. 4), что с 1 по 8 класс подобная зависимость характерна для диапазона МТ при рождении от 1,6 кг до 3,1 кг, т.е. она характерна для детей группы 3 и частично для детей группы 1, имеющих МТ при рождении от 2,6 кг до 3,1 кг.

Заключение. Как известно [10], успешность ОД зависит от многих факторов, в том числе от уровня интеллекта, который в свою очередь зависит от уровня развития мозга. Нами впервые показано, что низкая МТ при рождении (особенно у мальчиков) негативно влияет на успешность ОД школьника, а, следовательно, и на развитие его интеллекта.

Низкая МТ при рождении свидетельствует о том, что головной мозг недостаточно развит к моменту рождения, так как у новорожденных, согласно данным литературы [8,15], на долю головного мозга приходится почти 10% от МТ. Известно, что факторы, приводящие к снижению МТ, вызывают и уменьшение массы головного мозга, и что дети, родившиеся с очень низкой МТ или с низкой МТ, в последующем чаще отстают от сверстников, родившихся с нормальной МТ, не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии [1,15]. Конечно, имеются исключения - например, по данным Агейкина В.А. [1], И. Ньютон, М.-Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и Ч. Дарвин родились с низкой МТ.

Мы не исключаем, что электроэнецефалографические признаки отставания в развитии мозга (недостаточный уровень функциональной зрелости фронтального неокортекса и несформированность подкорково-кортикальных отношений), выявленные Войновым В.Б. [6] у слабоуспевающих школьников, можно экстраполировать и в отношении особенностей развития мозга у большинства детей, рожденных с низкой МТ. Полагаем, что одной из причин более низкой успешности ОД у детей, родившихся с низкой МТ или с большой МТ, могут быть перинатальные поражения ЦНС, последствия которых проявляются и на постнатальных этапах

онтогенеза.

В целом наши данные указывают на необходимость разработки такой проблемы нейрофизиологии как развитие мозга на постнатальном этапе онтогенеза в зависимости от массы и зрелости мозга к моменту рождения и наличия перинатальных поражений ЦНС, а также методов психолого-педагогической помощи детям, рожденным с низкой МТ. Эти проблемы особенно становятся актуальными в связи с тем, что во многих странах (а в России - с 2012 года) к преждевременным родам относят роды, произошедшие на сроке 22-37 недель.

Выводы

1. В сравнении со сверстниками, рожденными с нормальной МТ (2,6-3,9 кг), дети, рожденные с большой МТ (4,0-5,1 кг), имеют более высокую массу и длину тела (в 1 год, в 7, 8, 12, 14 и 16 лет), а рожденные с низкой МТ (1,6-2,5 кг), имеют более низкую массу и длину тела в 1 год, в 14 и 16 лет, не отличаясь от них в 7, 8 и 12 лет. Следовательно, при оценке уровня физического развития ребенка необходимо учитывать его МТ при рождении.

2. Успешность ОД в 1-8 классах общеобразовательной школы зависит от пола (у мальчиков ниже, чем у девочек), возраста (у 12-14-летних детей ниже, чем у 7-11-летних) и от массы тела при рождении (у мальчиков и девочек, рожденных с низкой МТ, и у мальчиков, рожденных с большой МТ, ниже, чем у сверстников, рожденных с нормальной МТ)

3. Имеется прямая линейная зависимость успешности ОД в 1-8 классах от МТ при рождении (в диапазоне от 1,6 кг до 3,1 кг включительно) - чем она меньше, тем ниже успешность ОД. Косвенно это указывает на то, что созревание неокортекса на постнатальном этапе онтогенеза у человека зависит от уровня зрелости головного мозга к моменту рождения.

Табл. 3.

Годовые оценки (М±т) по учебным дисциплинам и средний балл (СБ) в

1-8 классах у девочек и мальчиков групп 1Б и 2, 1Н и 3.

Клас Учебные Г руппы детей

сы дисциплины и средний балл Группа 1Б (2,6-3,9кг) Группа 2 (4,0-5Дкг) Группа 1Н (2,6-3,9кг) Группа 3(1,6-2,5кг)

Девочки (п=47) Мальчики (п=43) Девочки (п=24) Мальчики (п=64) Девочки (п=22) Мальчики (п=23) [евочки (п=2^ Мальчики (п=15)

1 лсьмо ,04±0,07 ,91±0,09 ,92±0,12 ,61±0,08*д ,91±0,09 ,00±0Д1 ,59±0,11* ,20±0,17*

тение ,45±0,08 ,зз±одз ,30±0,09 ,11±0,09 ,32±0,10 ,39±0,14 ,27±0,13 ,73±0,18д*

1атематика ,11±0,08 ,04±0,09 ,07±0,10 ,97±0,08 ,00±0,11 ,04±0,15 ,64±0,10* ,33±0,13*

Б ,20±0,06 Д0±0Д0 ,10±0,08 ,90±0,07 ,08±0,08 Д4±0Д1 ,83±0,10 ,42±0,14д*

2 лсьмо ,13±0,07 ,79±0Д0Д ,96±0,11 ,69±0,08д ,09±0,09 ,91±0Д4 ,64±0,12* ,33±0,13*

тение ,49±0,07 ,26±0Д1 ,38±0,13 ,03±0,09д ,32±0,10 ,52±0Д4 Д8±0Д6 ,80±0,17*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1атематика Д3±0,08 ,00±0Д1 ,21±0,12 ,92±0,09д ,09±0,11 ,09±0Д4 ,64±0,12* ,40±0,13*

Б ,26±0,06 ,01±0Д0Д ,18±0,10 ,88±0,08д ,18±0,08 ,16±0ДЗ ,82±0,12* ,51±0,12*

лсьмо ,02±0,06 ,88±0Д4 ,81±0,10 ,61±0,08 ,05±0Д0 ,83±0,15 ,73±0,12* ,40±0,13*

тение ,45±0,07 ,зо±одо ,38±0,13 ,03±0,09*д ,27±0,10 ,52±0Д2 ,05±0Д 5 ,87±0,13*

3 1атематика ,00±0,09 ,00±0Д5 ,95±0,10 ,86±0,08 ,95±0,12 ДЗ±0Д6 ,77±0,11 ,40±0,13*

Природовед. ,34±0,09 Д2±0Д1 ,33±0Д4 ,00±0,08д ,23±0,13 ,22±0Д 5 ,95±0Д2 ,67±0,13*

Б ,21±0,07 ,06±0,09 Д5±0Д2 ,88±0,07д ,13±0,10 ,20±0,13 ,88±0Д0 ,58±0,11*

4 лсьмо ,02±0,09 ,79±0Д1Д ,00±0,12 ,64±0,08д ,00±0,13 ,87±0Д6 ,64±0,10* ,33±0,13*

тение ,47±0,07 ,28±0Д1 ,46±0,13 ,09±0,08д ,27±0,10 ,52±0Д4 Д8±0Д7 ,80±0,11*

1атематика ,02±0,10 ,96±0ДЗ ,05±0,11 ,88±0,08 ,91±0,17 ,22±0,17 ,77±0,11 ,40±0,13*

Природовед. Д9±0Д0 ,07±0Д1 ,33±0,14 ,94±0,08д ,05±0,15 ,09±0Д7 Д4±0Д4 ,73±0,15*

Б ,18±0,08 ,05±0,09 Д9±0Д2 ,88±0,07д ,07±0,12 ,17±0Д 3 ,93±0Д0 ,57±0Д0Д*

5 усский язык ,11±0,09 ,70±0Д0Д ,04±0,14 ,64±0,08д ,00±0,13 ,87±0ДЗ ,64±0,10* ,40±0,13*

Литература ,43±0,08 ,07±0Д1Д ,38±0,12 ,86±0,08д ,27±0,12 ,26±0Д4 ,05±0Д4 ,73±0,12*

1атематика ,00±0,09 ,оо±одз ,81±0,09 ,70±0,08 ,86±0,14 ,87±0,13 ,64±0,12 ,27±0,12д*

История Д9±0,08 ,07±0Д0 ,21±0Д2 ,78±0,08*д ,05±0,08 ,09±0Д4 ,82±0Д4 ,60±0,13*

иология ,38±0,08 ,05±0,08д ,46±0,12 ,84±0,08д ,05±0,10 ДЗ±0ДЗ ,91±0Д 3 ,67±0Д6

Пн/язык ,34±0,10 ,77±0Д2Д ,13±0,15 ,75±0,09д ,05±0,14 ,87±0Д8 ,86±0Д2 ,40±0ДЗД*

Б ,25±0,07 ,92±0,08д ,20±0,11 ,16±0,0Т ,05±0,09 ,01±0Д2 ,83±0Д2 ,56±0,11*

6 усский язык ,04±0,09 ,60±0,09д ,88±0,15 ,50±0,08д ,91±0,13 ,74±0Д1 ,68±0Д0 ,зз±одзд*

Литература ,43±0,08 ,93±0Д0Д ,25±0,15 ,73±0,09д ,36±0,10 ,04±0ДЗ ,09±0ДЗ ,67±0Д6

1атематика ,89±0,11 ,83±0ДЭ ,67±0,09 ,61±0,08 ,73±0,15 ,78±0,13 ,68±0,14 ,20±0,11д*

История ,17±0,08 ,72±0Д0Д ,17±0,14 ,64±0,08д ,05±0,10 ,87±0Д6 ,91±0Д 1 ,60±0Д6

иология ,21±0,09 ,60±0,08д ,08±0,15 ,59±0,08д ,00±0,11 ,65±0Д2 ,09±0,09 ,53±0Д7Д

л/язык Д9±0Д0 ,70±0Д1Д ,08±0,15 ,63±0,09д ,00±0,15 ,78±0Д8 ,91±0,09 ,40±0ДЗД

Б Д6±0,08 ,71±0,08д ,03±0,12 ,62±0,07д ,01±0,10 ,81±0Д 1 ,89±0,08 ,44±0Д2Д*

7 усский язык ,94±0,10 ,56±0,09д ,67±0,13 ,36±0,07д ,73±0,15 ,65±0Д 3 ,64±0Д0 ,зз±одз

итература ,23±0,10 ,88±0Д0Д ,04±0,15 ,64±0,08д ,05±0,14 ,91±0Д4 ,05±0Д2 ,47±0ДЗД

лгебра ,91±0,10 ,58±0,09д ,79±0,15 ,39±0,07д ,73±0,13 ,65±0Д 3 ,64±0Д2 ,07±0,07д*

еометрия ,81±0,09 ,51±0,09д ,83±0,14 ,39±0,07д ,59±0,14 ,61±0Д4 ,64±0Д2 ,27±0Д2Д

История ,09±0,10 ,58±0,09д ,08±0,16 ,64±0,09д ,82±0,14 ,65±0Д 3 ,96±0Д4 ,53±0Д Зд

иология ,21±0,10 ,51±0,09д ,08±0,11 ,50±0,08д ,00±0,15 ,65±0Д 3 ,оо±одз ,зз±одзд

>изика ,98±0,09 ,63±0,09д ,96±0,14 ,52±0,08д ,77±0,14 ,70±0ДЗ ,86±0Д4 ,20±0Д 1д*

л/язык Д9±0Д1 ,60±0Д1Д ,83±0,16 ,55±0,08 ,00±0,17 ,70±0Д6 ,оо±одз ,27±0,12д*

Б ,06±0,08 ,60±0,08д ,91±0,12 ,50±0,06д ,83±0,12 ,69±0Д2 ,83±0Д0 ,31±0,09д*

8 усский язык ,89±0,09 ,44±0,08д ,79±0,13 ,30±0,06д ,77±0,11 ,48±0Д1 ,55±0Д 3 ,27±0Д2

итература Д9±0,09 ,79±0Д1Д ,17±0,17 ,50±0,07*д Д4±0Д2 ,91±0Д4 ,95±0Д2 ,47±0ДЗД*

лгебра ,81±0Д1 ,49±0,08д ,63±0Д 5 ,36±0,07 ,59±0,14 ,52±0Д2 ,45±0Д 1 Д3±0,09д*

еометрия ,79±0Д1 ,58±0Д0 ,75±0Д5 ,34±0,08д ,50±0,13 ,65±0Д 5 ,50±0Д 3 ,20±0Д 1*

[стория ,91±0Д0 ,67±0Д0Д ,83±0Д4 ,50±0,08д ,68±0,15 ,70±0Д5 ,95±0Д2 ,60±0Д6

иология ,09±0,08 ,58±0Д0д ,88±0Д 5 ,52±0,08д ,00±0,11 ,61±0Д2 ,73±0Д2 ,40±0Д6

>изика ,96±0Д0 ,56±0,09д ,83±0Д4 ,45±0,09д ,91±0,13 ,61±0Д4 ,55±0Д4 Д3±0,09д*

[тшя ,96±0Д0 ,60±0Д0Д ,75±0Д 5 ,52±0,08 ,91±0,15 ,61±0Д4 ,59±0Д 3 Д3±0,09д*

[н/язык ДЗ±0Д1 ,58±0Д0Д ,83±0Д6 ,53±0,09 ,95±0,15 ,65±0Д 5 ,91±0Д 5 ,47±0Д7

Б ,96±0,08 ,60±0,08д ,83±0Д 3 ,45±0,07д ,79±0,11 ,64±0Д2 ,68±0Д 1 ,31±0Д0Д*

Примечание: д - и * - различия с девочками (д ) и с группой 1 (*) достоверны (р<0,05) по 1-критерию Стьюдента

А Б

Рис. 2. Средний балл успеваемости детей 1-8 классов в зависимости от МТ при рождении.

Панель А - дети, рожденные с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ (группа 1Б, первые столбцы), и дети, рожденные с большой (4,0-5,1 кг) МТ (группа 2, вторые столбцы); панель Б - дети, рожденные с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ (группа 1Н, первые столбцы), и дети, рожденные с низкой (1,6-2,5 кг) МТ (группа 3, вторые столбцы). Примечание: * - различие с группой 1Н или 1Б достоверно (р<0,05) по 1-критерию Стьюдента.

А Б

Рис. 3. Средний балл успеваемости школьников группы 3 в 1-3 классах (панель А) и в 4-6 классах (панель Б) в зависимости от МТ при рождении (в диапазоне от 1,6 до 2,5 кг). Коэффициенты корреляции составили для 1-6 классов соответственно г=0,406; г=0,339; г=0,412; г=0,412; г=0,330; г=0,315.

А Б

Рис. 4. Средний балл успеваемости школьников смешанной группы в 1-4 классах (панель А) и в 5-8 классах (панель Б) в зависимости от МТ при рождении (в диапазоне от 1,6 до 3,1 кг). Коэффициенты корреляции составили для 1-8 классов соответственно г=0,531; г=0,485; г=0,488; г=0,420; г=0,439; г=0,295; г=0,272; г=0,315.

Список литературы:

1. Агейкин В.А. Недоношенные дети. // Медицинский научный и учебно-методический журнал. 2003. № 16. С. 3-15.

2. Айламазян Э.К., Кулаков В.И., Радзинский В.Е., Савельева Г.М. (ред). Акушерство. Национальное руководство. - М. «Гэотар-Медиа», 2007. 1197 с.

3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивации на развитие интеллектуальных

способностей. //Модернизация отечественного образования: сущность,

проблемы, перспективы: серия трудов «Философия образования». -

Новосибирск: Изд. ГЦРО, 2005. - Том XII. - С.355-361.

4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. и др. Недоношенные дети в детстве и отрочестве (медико-психосоциальное исследование). М., 2001. 188 с.

5. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся //Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: «МЦФЭР», 2009. №8. С. 65-74.

6. Войнов В.Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе // Автореф. дисс. ... д.б.н. Астрахань, 2011. 34 с.

7. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459 с.

8. Дмитренко В. М. Физическое, половое и нервно-психическое развитие

детей. Часть 1 [Электронный ресурс] // Справочник педиатра: персональный портал семейного врача Дмитренко Виктора Михайловича, 2007. - глава 1. 1ЖЬ: http://dinytrenko.in.иа/ЯртуосЬп 1'к ресНа!га/1 -д1 .Ь1т1 (дата обращения

02.12.2011, 15:52).

9. Доскин В.А., Келлер X, Мураненко Н.М. и др. Морфофункциональные константы детского организма. -М.: Медицина, 1997. 286 с.

10. Дубынина М.Г. Взаимосвязь общего интеллекта и отдельных его компонентов с академической успеваемостью студентов //Социально-культурные проблемы развития промышленного производства, транспорта и услуг: история и современность. /Под ред. С.А. Ветрова, А.Е. Рослякова. -Омск: Изд-во ГУПС, 2006. С.71-74.

11. Евсюкова И.И., Кошелева Н.Г. Сахарный диабет: беременные и новорожденные - М.: Миклош, 2009. 272 с.

12. Жуйкова Г.В., Торопова М.М. Состояние здоровья детей с

гипотрофией. // Современная перинатология: организация, технологии,

качество: Материалы IV Ежегодного конгресса - М., 2009. С.20.

13. Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночно рожденных сверстников. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 16.11.2011, 16:34).

14. Матковская Л.И. Особенности физического и полового развития девочек-подростков, родившихся недоношенными // Автореф. дисс... к. м. н. Челябинск, 2006. 18 с.

15. Рыжавский Б.Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий /3-е изд., - Хабаровск: Издательство ДВГМУ,

2009. 278 с.

16. Сельверова Н.Б., Филлипова Т.А., Кожевникова О.В. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М., 2000. 584 с.

17. Трухина С.И., Циркин В.И. Комплексный портрет первоклассника как один из подходов в изучении физиологии образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. 308 с.

18. Хурасева А.Б. Репродуктивное здоровье женщин, родившихся с полярными значениями массы тела.//Автореф. дисс. ... д.. м.. н. Курск, 2010. 46 с.

19. Циркин В.И., Юрчук-Зуляр О.А., Хлыбова С.В. Половое и физическое развитие девочек: Влияние перинатальных и антропогенных факторов и спортивной специализации. Saarbrbcken: LAP LAMBERT Academic Publicshing, 2011. 292 c.

20. Шабалов Н.П.Неонатология. Tl. М.:МЕДпресс-информ, 2004. 608 с.

21. Шехтман М.М., Варламова Т.М., Бурдули Г.М. Заболевания эндокринной системы и обмена веществ у беременных. М.:«Триада-Х», 2001. 127 с.

22. Anderson P., Doyle L. Victorian infant collaborative study group. Executive functioning in school-aged children who were born very preterm or with

extremely low birth weight in the 1990s. // Pediatrics. 2004. V. 114 , № l.P. 50-57.

23. Baschat A., Harman C., Farid G., Chodirker B., Evans J. Very low second-trimester maternal serum alpha-fetoprotein: Association with high birth weight. // Obstet Gynecol. 2002. V. 99, №4. P. 531-536

24. Haram K, Pirhonen J, Bergsy. Suspected big baby: a difficult clinical problem in obstetrics.// Acta Obstet Gynecol Scand. 2002. V. 81, №3. P. 185-194.

25. Holl R., Snehotta R., Siegler B., Scherbaum W., Heinze E. Binding protein for human growth hormone: effects of age and weight.// Horm Res. 1991. V. 35, №

5. P. 190-197.

26. Gamizov Т., Ivanov S., Dukovski A., Slencheva B., Vakrilova L., Georgiev G. [Characteristics of neonates whose mothers have congenital and acquired heart disease], Akush Ginekol (Sofiia). 2002. V. 42, № 1. P. 3-6.

27. Kitchen W. Changing obstetric practice and 2-year outcome of the fetus of birth weight under 1000 g // Gynecol. 1992.V.79, № 2. P. 268-275.

28. Nishida H., Ishizuka Y. Survival rate of extremely low birth weight infants and its effect on the amendment of the eugenic protection act in Japan //Acta Pediatr. Jpn. 1992. V. 34, № 6. P. 612-616.

29. Monset-Couchard М., de Bethmann B. Kastler mid- and long-term outcome of 89 premature infants weighing less than 1000 g at birth, all appropriate for gestational age // Biol. Neonat. 1996. V.70, № 6. P. 328-338.

30. Saigal S., Stoskopf B., Streiner D., Paneth N., Pinelli J., Boyle M. Growth trajectories of extremely low birth weight infants from birth to young adulthood: a longitudinal, population - based study// Pediatr Res. 2006. V. 60. P. 751-758.

31. Smith L, Draper E., Vanktelow B., Dorling J., Field D.. Socioeconomic inequalities in very preterm birth rates. //Frch. Lis. Child Fetal Neonatal 2007. V. 92. P. 11-14.

32. Zhu B. Development of selective immune tolerance towards the allogeneic fetus during pregnancy: Role of tryptophan catabolites (Review). // Int. J. Mol. Med.

2010. V. 25, №6. P. 831-835.

Сведения об авторах статьи

1. Трухина Светлана Ивановна, к.б.н., доцент кафедры биологии Вятского государственного гуманитарного университета, рабочий телефон: (833-2) 35-66-46, 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26.ВятГГУ; E-mail: [email protected]

2. Циркин Виктор Иванович, д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета и профессор кафедры биологии Вятского государственного гуманитарного университета, телефон: 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49. КГМУ; E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Трухин Андрей Николаевич, к.б.н., декан естественно-географического

факультета Вятского государственного гуманитарного университета; 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26, ВятГГУ (833-2) 35-66-46; E-mail: tmkli i n [email protected]

4. Хлыбова Светлана Вячеславовна, д.м.н., доцент, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии института последипломного образования Кировской государственной медицинской академии, рабочий телефон: 8-(8332)-23-36-74; 610017, Киров, ул. К. Маркса, 112. E-mail: svekli 1 vbova@yandex rn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.