способностью, многоязычная компетенция является ключевой в овладении несколькими иностранными языками. Она совершенствует понимание методов и процесса изучения иностранных языков и развивает способность общаться и действовать в новых ситуациях. Многоязычная компетенция делает возможной и успешной деятельность по самостоятельному овладению основами незнакомых ранее языков, что особенно важно при стремлении к автономии учащегося. Компетенция многоязычия может рассматриваться не только как владение несколькими иностранными языками, но и как способность к изучению иностранных языков, владение «чувством языка», желание и умение самостоятельно изучать иностранные языки [16].
Примечания
1. Зuмняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Weinert, Franz E. (2001a): Competencies and Key Competencies: Educational Perspective. In: Smelser, Neil J. I Baltes, Paul B. (Eds.): International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Vol. 4. Amsterdam u. a.: Elsevier, S. 2433-2436.
3. Шэnеp X. Ключевые компетенции в обучении и профессии II Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) I под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байден-ко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
4. Eвдoкuмoвa H. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции II Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 182-190.
5. Eвдoкuмoвa H. В. Концепция формирования многоязычной компетенции студентов неязыковых специальностей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2009.
6. Moore D. y Castellotti, V. (ed.) (2008). La comp^ence plurilingue: regards francophones. Bern. P. Lang.
7. Diario Oficial de la 0шуп Europea. Recomendaciуn del Parlamento Europeo y del Consejo de 18 de diciembre de 2006 sobre las competencias clave para el aprendizaje permanente (2006|962|CE).
8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка | Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхано-вой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003.
9. Consejo de Europa. Marco común europeo de referencia para las lenguas: enseсanza, aprendizaje, evaluaciуn. Madrid. Instituto Cervantes - Ministerio de Educaciуn, Cultura y Deporte, Anaya, 2002.
10. Martнn E. Diccionario de trnminos clave de ELE. Centro Virtual Cervantes. Instituto Cervantes. Disponible en http:||cvc.cervantes.es|ensenanza|diccio_ele| indice.htm>.
11. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка.
12. Consejo de Europa. Marco сошъп europeo de referencia para las lenguas: ensecanza, aprendizaje, evaluaciyn.
13. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка.
14. Там же.
15. Coste D. Competence а communiquer et competence plurilingue" en Notions en Questions, 6, 191— 202. ENS Editions, 2002.
16. Евдокимова H. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многозначной рецептивной компетенции.
УДК 370
С. И. Трухина, В. И. Циркин, A. H. Трухин, Е. В. Четверикова
УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, РОЖДЕННЫХ С БОЛЬШОЙ ИЛИ НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА
Исследовали успешность учебной деятельности у учащихся 1-8-х классов общеобразовательных школ, рожденных с низкой, нормальной или большой массой тела (МТ). Мальчики, рожденные с большой (4,0-5,1 кг) МТ, на протяжении всех 8 лет обучения в школе имели более низкую успеваемость, чем их сверстники, МТ которых при рождении была в пределах нормы (2,6-3,9 кг). И мальчики, и девочки, рожденные с низкой МТ, отставали по успеваемости с 1-го по 8-й класс от детей, рожденных с нормальной МТ. Выявлена прямая линейная зависимость успешности обучения детей в 1-8-х классах от МТ при рождении (для диапазона от 1,6 кг до 3,1 кг). Все это указывает на то, что скорость созревания неокортекса на постнатальном этапе онтогенеза зависит от уровня его созревания к моменту рождения.
Investigated success of educational activity at pupils of 1-8 classes of the comprehensive schools born with low, normal or big body weight (BW). The boys wich born with big (4,0-5,1 kg) BW, throughout all 8 years of training at school had lower progress, than their contemporaries, which has normal BW (2,63,9 kg) at a birth. Both boys, and the girls born with low BW, lagged behind on progress with 1 on 8 class children born with normal BW. Direct linear dependence of success educational activity of children in 1-8 classes from BW is revealed at a birth (for a range from 1,6 kg to 3,1 kg). All it specifies that speed of maturing neo^rtex at a postnatal stage of ontogenesis depends on level of its maturing by the time of a birth
Ключевые слова: масса тела при рождении, учебная деятельность, школьники.
Keywords: newborn body weight, educational activity, schoolboys.
© Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. H., Четверикова Е. В., 2013
Введение. Массу тела (МТ) новорожденных принято классифицировать [1] как нормальную (2,6—3,9 кг), большую (4,0 кг и выше), низкую (1,5—2,5 кг), очень низкую (1,0—1,5 кг) и экстремально низкую (до 1,0 кг). В нашей стране число детей, рождаемых с низкой МТ (1,5—2,5 кг), достигает 6—10% [2], а за рубежом — от 5 до 19% [3], и они чаще рождаются либо при преждевременных родах (на сроках 34—38 недель), либо при срочных родах, но при наличии плацентарной недостаточности [4]. Доля детей, рождаемых с большой МТ (4,0 кг и выше), согласно данным литературы [5], достигает 10—20% от всех новорожденных, при этом среди них преобладают мальчики. Считается, что причинами развития большой МТ плода могут быть такие состояния у матери, как сахарный диабет и/или ожирение [6], врожденный или приобретенный порок ат-риовентрикулярных клапанов сердца [7], низкий уровень в крови альфа-фетопротеина [8], высокий уровень белка, связывающего гормон роста [9], а также особенности метаболизма плода, обусловленные генетическими факторами [10].
Полагают, что уровень развития высших психических функций ребенка определяется не только генетическими факторами и условиями воспитания в семье и школе, но и характером его внутриутробного развития, который отражается на величине МТ при рождении [11]. Вместе с тем в литературе до настоящего времени недостаточно внимания уделяется вопросу о влиянии низкой или высокой МТ при рождении на умственное развитие ребенка, которое отражается, в определенной степени, на успешности его учебной деятельности (УД) в школе, а также на его психическом статусе [12]. Так, по данным N. Boting et al. [13], для 12-летних детей и даже взрослых, рожденных с очень низкой МТ, характерен высокий уровень тревожно-депрессивных состояний. C. Huddy еt al. [14] показали, что 30% детей, рожденных с низкой МТ, имели низкий уровень развития речи и трудности при выработке двигательных навыков по письму и физкультуре. По данным P. Anderson et al. [15], для детей, рожденных с низкой МТ, в 8 лет характерны нарушения внимания, зрительного восприятия, познавательной деятельности, низкий уровень интеллекта, слабый контроль над эмоциями, низкая социальная адаптация, низкая успешность УД (особенно по письму, чтению и математике) и наличие отклонений в поведении. Согласно S. Saigal et al. [16], подростки (главным образом мальчики), имеющие при рождении МТ меньше 0,75 кг, 0,75—1,0 кг или 2,6—3,9 кг, испытывают трудности в обучении соответственно в 72%, 53% и 13% случаев. Вместе с тем мы не встретили в литературе сведений, касающихся влияния низкой или большой МТ при
рождении на успешность УД одной и той же группы детей при их обучении с 1-го по 8-й классы. С учетом всего сказанного целью нашей работы была оценка успешности УД у детей на протяжении первых 8 лет обучения в общеобразовательной школе в зависимости от их МТ при рождении.
Материалы и методы исследования. Проанализирована успеваемость 699 учащихся восьмых классов пятнадцати школ г. Кирова, поступивших в 1-й класс в 2001 г., т. е. рожденных в 1994 г. Анамнез их пренатального и постнаталь-ного развития был собран на основе медицинских документов (форма № 112-У и 026-У) и составленной нами [17] анкеты для родителей. Успешность УД оценивали за период обучения детей с 1-го по 8-й класс по оценкам годовой успеваемости по основным дисциплинам и по среднему годовому баллу. Информацию об успеваемости получали из школьных журналов с согласия родителей, руководства школ и Управления образования администрации г. Кирова. С учетом неоднородности учащихся по МТ при рождении, для анализа данных об их успешности УД исследуемые были разделены на три группы: дети, родившиеся с нормальной МТ (2,6— 3,9 кг; группа 1), с большой МТ (4,0—5,1 кг; группа 2) и низкой МТ (1,6—2,5 кг; группа 3). Детей с экстремально низкой и очень низкой МТ среди обследованных не было.
Результаты исследования подвергнуты статистической обработке [18]. Нормальность распределения показателей во всех трех группах была близкой к нормальной, что проверено по критерию Колмогорова — Смирнова/Лиллифорса, критерию Шапиро — Уилка и критериям Д'Агости-но. Корреляционный анализ проведен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Различия количественных показателей оценивали по 1:-критерию Стьюдента, а качественных показателей — по критерию хи-квадрат с поправкой Иейтса и во всех случаях их считали статистически значимыми при р < 0,05.
Результаты и обсуждение. Установлено, что с нормальной МТ (2,6—3,9 кг) родилось 574 учащихся из 699, т. е. 82,1% исследованных, в том числе 274 девушки из 320 (85,6% всех девушек) и 300 юношей из 379 (79,2%). Как видно из этих данных, юношей с нормальной МТ при рождении в процентном отношении было столько же, сколько и девушек (р > 0,5 по критерию хи-квад-рат).
С большой МТ (4,0—5,1 кг) родилось 88 учащихся, т. е. всего 12,6%, в том числе 24 девушки из 320 (7,5%) и 64 юноши из 379 (16,9%). Эти данные показывают, что юношей, рожденных с большой МТ, в процентном отношении было в 2,3 раза больше, чем девушек (р < 0,01).
С низкой МТ (1,6—2,5 кг) родилось 37 учащихся, т. е. 5,3% от всех исследованных, в том числе 22 девушки из 320 (6,9%) и 15 юношей из 379 (3,9%). Межполовые различия были статистически незначимы (р > 0,1).
В целом наши результаты согласуются с данными литературы о частоте рождения детей с большой МТ [19] и детей с низкой МТ [20], а также о доминировании мальчиков среди детей, рожденных с большой МТ [21].
Так как группа 1 (п = 574) по своему объему намного превышала группу 2 (п = 88) и группу 3 (п = 37), то для корректного сравнения из группы 1 были сформированы соответствующие группы (1Б и 1Н). Для этого из группы 1 методом случайной выборки выделяли, независимо от пола, каждого третьего (группа 1Б) или каждого пятого (группа 1Н) ребенка из списка, составленного по алфавиту для каждой из 15 школ. В итоге, группа 1Б была представлена 47 девушками и 43 юношами, а группа 1Н — 22 девушками и 23 юношами (см. табл. 1).
Общая характеристика динамики успешности УД с 1-го по 8-й класс. При анализе успешности УД установлено, что во всех трех группах успешность УД, начиная с 6-го класса, прогрессивно снижается. Это отражает динамика среднего балла, или СБ (табл. 1 и рис. 1, левая панель — группы 1Б и 2; правая панель — группы 1Н и 3) и годовых оценок по основным учебным дисциплинам (см. табл. 1). Это явление можно объяснить снижением школьной мотивации, так как, согласно Н. Ц. Бадмаевой [22], уровень мотивации от 5-го к 9-му классу падает с 19,4 до 15,6 баллов. Кроме того, выявленное нами снижение успешности УД можно объяснить увеличением объема, интенсивности и сложности учебной нагрузки в средних классах общеобразовательных школ [23], а также, как полагает Н. Б. Сельверова [24], периодом полового созревания.
Установлено (см. табл. 1), что во всех трех группах на протяжении восьми лет обучения у мальчиков, как правило, успеваемость была ниже, чем у девочек. В частности, в группе 1 (рожденные с нормальной МТ) статистически значимые различия выявлены во 2-м классе (письмо и СБ), в 4-м классе (письмо), в 5-м классе (русский язык, литература, биология, иностранный язык, СБ), в 6-м классе (СБ и все дисциплины кроме математики), в 7-м классе (все дисциплины, СБ) и в 8-м классе (СБ и все дисциплины, кроме геометрии). В группе 2 (рожденные с большой МТ) различия выявлены в 1-м классе (письмо), во 2-м классе (все дисциплины, СБ), в 3-м (чтение, природоведение, СБ), в 4-м (письмо, чтение, природоведение, СБ), в 5-м и 6-м (СБ и все дисциплины, кроме математики), в 7-м (СБ и все дисциплины, кроме иност-
ранного языка) и в 8-м классе (русский язык, литература). В группе 3 (рожденные с низкой МТ) различия выявлены в 1-м классе (чтение, СБ), в 4-м (СБ), в 5-м (математика, иностранный язык), в 6-м (русский язык, математика, биология, иностранный язык, СБ), в 7-м (все дисциплины, СБ) и в 8-м классе (литература, алгебра, физика, химия, СБ). Как видно из этих данных, во всех трех группах (особенно в группе 2) межполовые различия преимущественно проявлялись в старших классах, но при этом они не касались математики.
Полученные нами данные согласуются с единичными сведениями о более низкой успешности УД у мальчиков по сравнению с девочками, что выявлено при анализе успешности УД учащихся 1—2-х классов, рожденных с низкой МТ [25], а также учащихся 1—8-х классов, рожденных как с нормальной МТ, так и с большой МТ [26]. На наш взгляд, более низкая успешность УД мальчиков (с 1-го по 8-й класс) по сравнению с девочками связана с тем, что в этот период мальчики имеют более низкий уровень развития высших психических функций. Об этом свидетельствуют полученные нами ранее данные при исследовании первоклассников [27], а результаты исследования Н. М. Зыряновой [28] в отношении учащихся 1—8-х классов свидетельствуют также о более низкой успеваемости мальчиков по сравнению с девочками. Мы не исключаем, что более низкая успешность УД у мальчиков по сравнению с девочками обусловлена тем, что у мальчиков, согласно Н. Ц. Бадмаевой [29], ниже уровень школьной мотивации, чем у девочек.
Влияние МТ при рождении на успешность УД. Установлено (рис. 1), что успешность УД зависит от МТ при рождении. Так, на протяжении 8 лет обучения в школе СБ у учащихся, рожденных с большой МТ (группа 2, рис. 1, левая панель), был статистически значимо более низким по сравнению с их сверстниками, рожденными с нормальной МТ (группа 1Б). Такая же закономерность была выявлена и для учащихся, рожденных с низкой МТ (группа 3, рис. 1, правая панель), и их сверстников, рожденных с нормальной МТ (группа 1Н), за исключением различий в величине СБ в 7-м классе.
Рассмотрим более детально наши данные, касающиеся зависимости успешности УД от МТ при рождении для групп 2 и 3, с учетом пола учащихся.
Группа 2. Показано (см. табл. 1), что успешность УД у мальчиков, рожденных с большой МТ (группа 2), ниже, чем у мальчиков, рожденных с нормальной МТ (группа 1Б). Действительно, хотя мальчики группы 2 на протяжении всех лет обучения не отличались от мальчиков группы 1Б по среднему баллу (СБ), но имели статистически значимо более низкие оценки по отдельным дис-
Таблица 1
Годовые оценки (М±т) по учебным дисциплинам и средний балл (СБ) в 1-8-х классах у девочек и мальчиков групп 1Б и 2, 1Н и 3
Учебные дисциплины и средний балл Группы детей
Группа 1Б (2,6-3,9кг) Группа 2 (4,0-5,1 кг) Группа1Н (2,6-3,9кг) Группа 3 (1,6-2,5кг)
Девочки (п = 47) Мальчик и (п = 43) Девочки (п = 24) Мальчики (п = 64) Девочки (п = 22) Мальчик и (п = 23) Девочки (п = 22) Мальчики (п = 15)
1 Письмо 4,04±0,07 3,91±0,09 3,92±0,12 3,61±0,08*д 3,91 ±0,09 4,00±0,11 3,59±0,11* 3,20±0,17*
Чтение 4,45±0,08 4,33±0,13 4,30±0,09 4,11±0,09 4,32±0,10 4,39±0,14 4,27±0,13 3,73±0,18д*
Математика 4,11±0,08 4,04±0,09 4,07±0,10 3,97±0,08 4,00±0,11 4,04±0,15 3,64±0,10* 3,33±0,13*
СБ 4,20±0,06 4,10±0,10 4,10±0,08 3,90±0,07 4,08±0,08 4,14±0,11 3,83±0,10 3,42±0,14д*
2 Письмо 4,13±0,07 3,7^,10" 3,96±0,11 3,69±0,08д 4,09±0,09 3,91±0,14 3,64±0,12* 3,33±0,13*
Чтение 4,49±0,07 4,26±0,11 4,38±0,13 4,03±0,09д 4,32±0,10 4,52±0,14 4,18±0,16 3,801=0,17*
Математика 4,13±0,08 4,00±0,11 4,21±0,12 3,92±0,09д 4,09±0,11 4,09±0,14 3,64±0,12* 3,401=0,13*
СБ 4,26±0,06 4,01±0,10д 4,18±0,10 3,88±0,08д 4Д8±0,08 4,16±0,13 3,82±0,12* 3,51±0,12*
3 Письмо 4,02±0,06 3,88=1=0,14 3,81±0,10 3,61±0,08 4,05±0,10 3,83=1=0,15 3,73=1=0,12* 3,401=0,13*
Чтение 4,45±0,07 4,30±0,10 4,38±0,13 4,03±0,09*д 4,27±0Д0 4,52±0,12 4,05±0,15 3,87±0,13*
Математика 4,00±0,09 4,00±0,15 3,95±0,10 3,86±0,08 3,95±0,12 4,13=1=0,16 3,77±0,11 3,401=0,13*
Природовед. 4,34±0,09 4,12±0,11 4,33±0,14 4,00±0,08д 4,23±0,13 4,22±0,15 3,95±0,12 3,67±0,13*
СБ 4,21±0,07 4,06±0,09 4,15±0,12 3,88±0,07д 4ДЗ±0,10 4,20=1=0,13 3,88=1=0,10 3,58±0,11*
4 Письмо 4,02±0,09 3,79±0,11д 4,00±0,12 3,64±0,08д 4,00±0ДЗ 3,87±0,16 3,64±0,10* 3,33±0,13*
Чтение 4,47±0,07 4,28±0,11 4,46±0,13 4,09=1=0,08® 4,27±0,10 4,52=1=0,14 4,18±0,17 3,801=0,11*
Математика 4,02±0,10 3,96±0,13 4,05±0,11 3,88±0,08 3,91±0,17 4,22±0,17 3,77±0,11 3,40±0,13*
Природовед. 4,1?УЮ,10 4,07±0,11 4,33±0,14 3,94±0,08® 4,05±0,15 4,09=1=0,17 4,14±0,14 3,73±0,15*
СБ 4,18±0,08 4,05±0,09 4,19±0,12 3,88±0,07д 4,07±0,12 4,17±0,13 3,93±0,10 3,57±0,10д*
5 Русский язык 4,11±0,09 3,70*0,10" 4,04±0,14 3,64±0,08д 4,00±0ДЗ 3,87±0,13 3,64±0,10* 3,401=0,13*
Литература 4,43±0,08 4,07±0,11д 4,38±0,12 3,86±0,08д 4,27±0Д2 4,26±0,14 4,05±0,14 3,73±0,12*
Математика 4,00±0,09 4,00±0,13 3,81±0,09 3,70±0,08 3,86±0,14 3,87±0,13 3,64±0,12 3,27±0,12д*
История 4,19±0,08 4,07±0,10 4,21±0,12 3,78±0,08*д 4,05±0,08 4,09±0,14 3,82±0,14 3,601=0,13*
Биология 4,38±0,08 4,05±0,08д 4,46±0,12 3,84±0,08® 4,05±0,10 4,13=1=0,13 3,91=1=0,13 3,67±0,16
Ин. язык 4,34±0,10 3,77±0,12д 4ДЗ±0,15 3,75±0,09д 4,05±0Д4 3,87±0,18 3,86±0,12 3,40±0,13д*
СБ 4,25±0,07 3,92±0,08д 4,2(Ы=0,11 3,76=1=0,07® 4,05±0,09 4,01=1=0,12 3,83±0,12 3,56±0,11*
6 Русский язык 4,04±0,09 3,60±0,09д 3,88±0,15 3,50±0,08д 3,91±0,13 3,74±0,11 3,68±0,10 3,33±0,13д*
Литература 4,43±0,08 3,93±0,10д 4,25±0,15 3,73±0,09д 4,36±0,10 4,04±0,13 4,09±0,13 3,67±0,16
Математика 3,89=1=0,11 3,83±0,13 3,67±0,09 3,61±0,08 3,73±0,15 3,78=1=0,13 3,68±0,14 3,20=1=0,11д*
История 4,17±0,08 3,72±0,10д 4,17±0,14 3,64±0,08д 4,05±0,10 3,87±0,16 3,91±0,11 3,60±0,16
Биология 4,21=1=0,09 3,60±0,08д 4,08=1=0,15 3,59±0,08® 4,00±0,11 3,65=1=0,12 4,09±0,09 3,53=1=0,17д
Ин. язык 4,19±0,10 3,70±0,11д 4,08±0,15 3,63±0,09д 4,00±0,15 3,78±0,18 3,91±0,09 3,40±0,13д
СБ 4,16±0,08 3,71±0,08д 4,03±0,12 3,62±0,07д 4,01±0,10 3,81±0Д1 3,89±0,08 3,44±0,12д*
7 Русский язык 3,94=1=0,10 3,561=0,09® 3,67±0,13 3,36±0,07® 3,73±0,15 3,65=1=0,13 3,64=1=0,10 3,33±0,13
Литература 4,23=1=0,10 3,88ЮД0® 4,04±0,15 3,64±0,08® 4,05±0,14 3,91=1=0,14 4,05=1=0,12 3,47=1=0,1 Зд
Алгебра 3,91±0,10 3,58±0,09д 3,79±0,15 3,39±0,07® 3,73±0,13 3,65±0,13 3,64±0,12 3,07±0,07д*
Геометрия 3,81=1=0,09 3,5 Ш,09® 3,83±0,14 3,39±0,07® 3,59±0,14 3,61=1=0,14 3,64±0,12 3,27=1=0,12Д
История 4,оа±ю,ю 3,58±0,09д 4,08±0,16 3,64±0,09® 3,82±0Д4 3,65±0,13 3,96±0,14 3,53±0,13д
Биология 4,21=1=0,10 3,51=Ю,09® 4,08±0,11 3,50±0,08® 4,00±0,15 3,65=1=0,13 4,001=0,13 3,33±0,13д
Физика 3,98±0,09 3,63±0,09д 3,96±0,14 3,52±0,08® 3,77±0Д4 3,70±0,13 3,86±0,14 3,20±0,11д*
Ин. язык 4,1?УЮ,11 3,60±0Д1Д 3,83=1=0,16 3,55±0,08 4,00±0,17 3,70=1=0,16 4,001=0,13 3,27±0,12д*
СБ 4,06±0,08 3,60±0,08д 3,91±0,12 3,50±0,06д 3,83±0,12 3,69±0,12 3,83±0,10 3,31±0,09д*
8 Русский язык 3,89±0,09 3,44±0,08д 3,79±0,13 3,30±0,06д 3,77±0Д 1 3,48±0,11 3,55±0,13 3,27±0Д2
Литература 4,19±0,09 3,79±0Д1Д 4Д7±0,17 3,50±0,07*д 4Д4±0Д2 3,91±0,14 3,95±0,12 3,47±0,13д*
Алгебра 3,81±0,11 3,49±0,08д 3,63±0,15 3,36±0,07 3,59±0,14 3,52±0,12 3,45±0,11 3,13±0,09д*
Геометрия 3,79±0,11 3,58±0,10 3,75±0,15 3,34±0,08д 3,50±0,13 3,65±0,15 3,50±0,13 3,201=0,11*
История 3,91±0,10 3,6 7^,10® 3,83±0,14 3,50±0,08д 3,68±0,15 3,70±0,15 3,95±0,12 3,60±0,16
Биология 4,09±0,08 3,58^0,10" 3,88±0,15 3,52±0,08д 4,00±0Д 1 3,61±0,12 3,73±0,12 3,40±0Д6
Физика 3,96=1=0,10 3,5610,09® 3,83±0,14 3,45±0,09® 3,91±0,13 3,61=1=0,14 3,55±0,14 3,13±0,09д*
Химия 3,96±0,10 3,60±0,10л 3,75±0,15 3,52±0,08 3,91±0Д5 3,61±0,14 3,59±0,13 ЗДЗ±0,09Д*
Ин. язык 4,13=1=0,11 3,58±0,10® 3,83=1=0,16 3,53±0,09 3,95±0,15 3,65=1=0,15 3,91±0,15 3,47±0,17
СБ 3,96±0,08 3,60±0,08® 3,83±0,13 3,45±0,07д 3,79±0Д 1 3,64±0,12 3,68±0,11 3,31±0,10д*
Примечание: Л - и * - различия с девочками (д) и с группой 1 (*) статистически значимы (р < 0,05) по ^критерию Стьюдента.
циплинам, в том числе в 1-м классе (письмо), в 3-м (чтение), в 5-м (история) и в 8-м классе (литература). В то же время успешность УД девочек группы 2 была такой же, как у девочек группы 1Б, о чем свидетельствует отсутствие различий между ними по СБ и годовым оценкам по основным учебным дисциплинам.
Группа 3. Установлено (табл. 1), что успешность УД у мальчиков и девочек, рожденных с низкой МТ (группа 3), была ниже, чем у их сверстников, рожденных с нормальной МТ. Действительно, мальчики группы 3 отличались от мальчиков группы 1Н тем, что имели более низкий СБ на протяжении всех лет обучения, а также более низкие оценки почти по всем дисциплинам во всех классах, за исключением таких как литература, история, биология и иностранный язык в 6-м классе, русский язык, литература, геометрия, история и биология — в 7-м классе и русский язык, история, биология и иностранный язык— в 8-м классе. Девочки группы 3 отличались от девочек группы 1Н тем, что они имели более низкий СБ во 2-м классе, а также имели более низкие годовые оценки по отдельным дисциплинам в 1-м и 2-м классах (письмо, математика), в 3-м (письмо), в 4-м (письмо) и в 5-м (русский язык). Отметим, что в 6, 7 и 8-х классах эти девочки уже не отличались по успешности УД от сверстниц из группы 1Н. Таким образом, различия в успешности УД мальчиков группы 3 с мальчиками группы 1Н (как и для девочек) в 6, 7 и 8-х классах были выражены в меньшей степени, чем в 1—5-х классах.
Результаты корреляционного анализа зависимости успешности УД от МТ при рождении. Учитывая, что распределение учащихся в каждой из трех групп по МТ и по среднему баллу
А
(СБ) было близким к нормальному, мы считали возможным провести корреляционный анализ зависимости СБ успеваемости учащихся (без учета пола) от МТ (кг) при рождении. Для этого нами были рассчитаны коэффициент корреляции Пирсона и коэффициенты линейной регрессии. Показано (см. табл. 2), что успешность УД в каждом из восьми классов в группе 1 (рожденные с нормальной МТ) и в группе 2 (рожденные с большой МТ) не зависела от МТ при рождении. В то же время в группе 3 успешность УД в первых шести классах зависела от МТ — СБ был тем выше, чем выше была МТ при рождении, что характерно для 1, 2 и 3-х классов (рис. 2, левая панель), и для 4, 5 и 6-х классов (рис. 2, правая панель). Так, для первоклассников уравнение линейной регрессии имело вид: СБ = 1,02МТ + 1,34 (г = 0,406; р = 0,013), а для 6-классников — СБ = = 0,71МТ + 2,10 (г = 0,315; р = 0,058).
В связи с тем, что в группах 1 и 2 подобная зависимость СБ от МТ отсутствовала, нами была предпринята попытка установить диапазон МТ, для которого характерна линейная зависимость СБ от МТ при рождении. С этой целью корреляционный анализ проводился для детей всех трех групп путем последовательного включения детей по возрастанию их МТ при рождении. Было установлено (табл. 2, рис. 3, левая и правая панель), что с 1-го по 8-й класс подобная зависимость характерна для диапазона МТ при рождении от 1,6 кг до 3,1 кг включительно. Тем самым была сформирована новая группа, которую мы условно назвали комплексной (см. табл. 2). Так, для первоклассников этой группы уравнение линейной регрессии имело вид: СБ = 0,84МТ + 1,76 (г = 0,531, р = 0,001), а для восьмиклассников — СБ = 0,45МТ + 2,50 (г = 0,315; р = 0,012). Это
* ^
II ¡1
6 7 Кл¥сы
7 Клфсы
Рис. 1. Средний балл успеваемости детей 1-8-х классов в зависимости от МТ при рождении. Панель А - дети, рожденные с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ (группа 1Б, первые столбцы), и дети, рожденные с большой (4,0-5,1 кг) МТ (группа 2, вторые столбцы); панель Б - дети, рожденные с нормальной (2,6-3,9 кг) МТ (группа 1Н, первые столбцы), и дети, рожденные с низкой (1,6-2,5 кг) МТ
(группа 3, вторые столбцы) Примечание: * - различие с группой 1Н или 1Б достоверно (р < 0,05) по 11-критерию Стьюдента.
означает, что так называемая нормальная группа (группа 1), по сути, также включала в себя детей с МТ при рождении от 2,6 до 3,1 кг, успешность УД которых, вероятно, ниже, чем у детей, которые имели МТ при рождении от 3,2 до 5,1 кг. Таким образом, для детей, рожденных с МТ в диапазоне от 1,6 кг до 3,1 кг, нами впервые выявлена прямая линейная зависимость успешности УД от МТ при рождении.
Обсуждение результатов. Ряд авторов считает, что успешность УД у учащихся школ зависит от многих факторов, в том числе от уровня интеллекта, который, в свою очередь, определяется уровнем развития мозга к моменту рождения [30]. Действительно, по данным Б. Я. Рыжавско-го [31], дети, рожденные с очень низкой МТ (1,0— 1,5 кг), в последующем часто отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, рожденных с нормальной МТ. По данным В. А. Агейки-на [32], среди детей, рожденных с очень низкой МТ или с низкой МТ, значительно выше процент лиц, отстающих в умственном развитии. В то же время этот автор [33] подчеркивает, что среди рожденных с низкой МТ могут встречаться и выдающиеся люди. В частности, он указывает на И. Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Дарвина. Нами также показано, что у детей, родившихся с низкой МТ (особенно у мальчиков), успешность УД ниже, чем у детей, рожденных с нормальной МТ. Косвенно это говорит о более низком уровне интеллекта у детей, рожденных с низкой МТ.
В чем же причина взаимосвязи успешности УД и массы тела при рождении? Согласно данным литературы [34], у новорожденных на долю головного мозга приходится около 10% от МТ, или 106 г на кг МТ. Это означает, что при низкой МТ при рождении снижена и масса головного мозга. Все эти данные позволяют предположить, что у детей, рожденных с низкой МТ, уровень зрелости головного мозга ниже, чем у детей, рожденных с нормальной МТ. При этом, несмотря на наличие современных технологий выхаживания детей, рожденных с низкой МТ, постнатальное созревание мозга у этих детей, вероятно, идет с меньшей скоростью, чем у детей, рожденных с нормальной МТ. По данным В. Б. Войнова [35], для слабоуспевающих школьников характерны признаки отставания в созревании мозга, в том числе недостаточный уровень функциональной зрелости фронтального неокортекса и несформи-рованность подкорково-корковых отношений. Мы не исключаем, что закономерности, выявленные В. Б. Войновым [36], можно экстраполировать и в отношении детей, рожденных с низкой МТ.
Нами впервые показано, что мальчики, рожденные с большой МТ, имеют более низкую успешность УД, чем сверстники, рожденные с нормальной МТ. Полагаем, что в основе этого явления лежит более низкая устойчивость структур мозга к повреждающим воздействиям у плодов мужского пола по сравнению с плодами женского пола.
Таблица 2
Показатели регрессионного анализа зависимости среднего балла успеваемости (СБ, баллы)
от массы тела при рождении (МТ, кг)
Показатели Классы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Группа 1 (2,6-3,9 кг, п = 90)
Коэффициент корреляции, г -0,027 -0,009 -0,042 0,002 0,148 0,091 0,057 0,046
Достоверность, р 0,800 0,936 0,694 0,985 0,164 0,394 0,596 0,667
Группа 2 (4,0 - 5,1 кг, п = 88)
Коэффициент корреляции, г -0,049 -0,040 -0,052 -0,016 0,049 -0,008 0,025 0,042
Достоверность, р 0,651 0,971 0,630 0,882 0,653 0,938 0,819 0,697
Группа 3 (1,6 - 2,5 кг, п = 37)
Коэффициент корреляции, г 0,406 0,339 0,412 0,412 0,330 0,315 0,229 0,123
Достоверность, р 0,013 0,040 0,011 0,011 0,046 0,058 0,173 0,467
Коэффициент линейной регрессии, К 1,02 0,82 0,90 0,90 0,72 0,71 0,53 0,29
Коэффициент линейной регрессии, В 1,34 1,83 1,70 1,70 2,06 2,10 2,43 2,89
Комплексная г| руппа (1,6-3,1 кг, п = 63)
Коэффициент корреляции, г 0,531 0,485 0,488 0,420 0,439 0,295 0,272 0,315
Достоверность, р 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,019 0,031 0,012
Коэффициент линейной регрессии, К 0,84 0,80 0,73 0,61 0,60 0,43 0,39 0,45
Коэффициент линейной регрессии, В 1,76 1,89 2,11 2,41 2,30 2,71 2,69 2,50
В целом наши данные указывают на необходимость более глубокой разработки вопроса о развитии мозга на постнатальном этапе онтогенеза у детей, рожденных с экстремально низкой, очень низкой или низкой МТ. Эта проблема особенно становится актуальной в связи с тем, что во многих странах (а в России — с 2012 г.) новорожденным считается живой плод, рожденный с массой 500 г и выше. При этом следует учитывать, что эффективность функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, эндокринной и других систем организма у детей и подростков также, вероятнее всего, зависит от величины МТ при рождении. Так, по данным Г. В. Жуйковой и М. М. Тороповой [37], большинство детей, рожденных с низкой МТ, имели низкий уровень здоровья, низкую иммунологическую резистентность
и высокую заболеваемость на первом году жизни. Полагаем, что перед физиологией, психологией и педагогикой поставлены важные задачи: изучить общие закономерности постнатального развития детей, рожденных с экстремально низкой, очень низкой или низкой МТ, определить условия, необходимые для формирования оптимальной психолого-педагогической среды для нормального развития и социальной адаптации таких детей, а также разработать способы профилактики и коррекции инвалидности для этих детей.
Выводы. 1. У всех учащихся, независимо от пола и МТ при рождении, успешность УД прогрессивно снижается начиная с 6-го класса.
2. У мальчиков, независимо от МТ при рождении, успешность УД в 1—8-х классах общеобразовательной школы ниже, чем у девочек.
Рис. 2. Средний балл успеваемости школьников группы 3 в 1-3-х классах (панель А) и в 4-6-х классах (панель Б) в зависимости от МТ при рождении (в диапазоне от 1,6 до 2,5 кг). Коэффициенты корреляции составили для 1-6-х классов соответственно г = 0,406; г = 0,339; г = 0,412; г = 0,412; г = 0,330; г = 0,315
Рис. 3. Средний балл успеваемости школьников смешанной группы в 1-4-х классах (панель А) и в 5-8-х классах (панель Б) в зависимости от МТ при рождении (в диапазоне от 1,6 до 3,1 кг). Коэффициенты корреляции составили для 1-8-х классов соответственно г = 0,531; г = 0,485; г = 0,488;
г = 0,420; г = 0,439; г = 0,295; г = 0,272; г = 0,315
3. У мальчиков, родившихся с большой МТ, успешность УД ниже, чем у их сверстников, родившихся с нормальной МТ. Эта закономерность нехарактерна для девочек.
4. У мальчиков и девочек, родившихся с низкой МТ (1,6—2,5 кг), успешность УД с 1-го по 8-й классы общеобразовательной школы ниже, чем у их сверстников, родившихся с нормальной МТ.
5. Успешность УД учащихся 1—8-х классов тем выше, чем выше их масса тела при рождении (в диапазоне от 1,6 кг до 3,1 кг включительно).
Примечания
1. Шабалов Н. П. Неонатология. Т. 1. М.: МЕД-пресс-информ, 2004.
2. Там же; Жуйкова Г. В., Торопова М. М. Состояние здоровья детей с гипотрофией: материалы IV Ежегодного конгресса «Современная перинатология: организация, технологии, качество». М., 2009. С. 20.
3. Monset-Couchard M. Kastler Mid-and long-term outcome of 89 premature infants weighing less than 1000 g at birth, all appropriate for gestational age / M. Monset-Couchard, B. O. de Bethmann // Biol. Neonat. 1996. № 70 (6). P. 328-338.
4. Шабалов Н. П. Указ. соч.; Smith L, Draper E, Vanktelow B, Dorling J., Field D. Socioeconomic inequalities in very preterm birth rates. Frch Lis Child Fetal Neonatal Ed 2007. P. 11-14.
5. Шехтман М. М, Варламова Т. М, Бурдули Г. М. Заболевания эндокринной системы и обмена веществ у беременных. М.: «Триада-Х», 2001; Евсюкова И. И., Кошелева Н. Г. Сахарный диабет: беременные и новорожденные. М.: Миклош, 2009.
6. Шехтман М. М, Варламова Т. М, Бурдули Г. М. Указ. соч.
7. Garnizov Т., Ivanov S, Dukovski A., Slencheva B., Vakrilova L, Georgiev G. [Characteristics of neonates whose mothers have congenital and acquired heart disease]. Akush Ginekol (Sofiia). 2002. V. 42. № 1. P. 36.
8. Baschat A., Harman C, Farid G, Chodirker B, Evans J. Very low second-trimester maternal serum alpha-fetoprotein: Association with high birth weight // Obstet Gynecol. 2002. V. 99. № 4. P. 531-536.
9. Holl R, Snehotta R, Siegler B, Scherbaum W, Heinze E. Binding protein for human growth hormone: effects of age and weight // Horm Res. 1991. V. 35. № 5. P. 190-197.
10. Хурасева А. Б. Репродуктивное здоровье женщин, родившихся с полярными значениями массы тела: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Курск, 2010.
11. Чутко А. С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005; Saigal S, Stoskopf B, Streiner D, Paneth N, Pinelli J., Boyle M. Growth trajectories of extremely low birth weight infants from birth to young adulthood: a longitudinal, population - based study // Pediatr Res, 2006. V. 60. P. 751-758; Saigal S, Stoskopf B, Boyle M. et al. Comparison of current health, tunctional limitations, and health care use of young adults who were born with extremele low birth weight and normal birth weight. // Pediatrics, 2007. V. 119. P. 562573; Дьяконова Е. Н, Батуева Ю. В., Аобанова А. В., Терехина Е. В., Язева А. А. Нейропсихологическое развитие детей 3-4 лет с последствиями перинаталь-
ного поражения ЦНС в сравнении со здоровыми сверстниками // Вестн. новых медицинских технологий.
2008. № 4. С. 62-64; Пыхтина А. А, Филькина О. М, Шанина Т. Г., Кочерова О. Ю, Широкова О. С. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС в зависимости от уровня нервно-психического развития и условий воспитания // Биомедицинский журнал. Т. 10. № 5.
2009. С. 81-90.
12. Жуйкова Г. В., Торопова М. М. Указ. соч.; Saigal S., Stoskopf B., Streiner D., Paneth N., Pinelli J, Boyle M. Op. cit.; Saigal S, Stoskopf B, Boyle M. et al. Comparison of current health, tunctional limitations, and health care use of young adults who were born with extremele low birth weight and normal birth weight // Pediatrics, 2007. V. 119. P. 562-573; Botting N, Powis A., Cooke R, Marlow N. Attention deficit hypeactivity disorders and other psychiatric outcomes in very lowbirt weight children at 12 years / J. Child Psichol. Psichiatry. 1997. V. 38. P. 931-941; Huddy C, Johnson A., Hope P. Educational and behavioral problems in babies of 32-35 weeks gestation // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed.
2001. V. 85. P. 23-28; Anderson P., Doyle L. Victorian Infant Collaborative Study Group. Executive functioning in school-aged children who were born very preterm or with extremely low birth weight in the 1990s // Pediatrics. 2004 Jul. V. 114 (1). P. 50-57.
13. Botting N, Powis A, Cooke R, Marlow N. Op. cit.
14. Huddy C, Johnson A., Hope P. Op. cit.
15. Anderson P., Doyle L. Op. cit.
16. Saigal S, Stoskopf B, Streiner D, Paneth N, Pinelli J., Boyle M. Op. cit.
17. Четверикова Е. В., Циркин В. И., Туляко-ва О. В., Шушканова Е. Г., Федорова Ю. П. Анкета для родителей первоклассника: науч.-метод. материалы / под ред. В. И. Циркина. Киров: Изд-во ВГПУ,
2002.
18. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999.
19. Шехтман М. М, Варламова Т. М, Бурдули Г. М. Указ. соч.; Евсюкова И. И., Кошелева Н. Г. Указ. соч.
20. Шабалов Н. П. Указ. соч.
21. Шехтман М. М, Варламова Т. М, Бурдули Г. М. Указ. соч.; Евсюкова И. И., Кошелева Н. Г. Указ. соч.
22. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивации на развитие интеллектуальных способностей // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы: серия трудов «Философия образования». Новосибирск: Изд. гЦрО, 2005. Т. CII. С. 355-361.
23. Безруких М. М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: «МЦФЭР», 2009. №8. С. 65-74.
24. Сельверова Н. Б., Филлипова Т. А., Кожевникова О. В. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000.
25. Anderson P., Doyle L. Op. cit.
26. Зырянова Н. М. Академическая успешность близнецов и их одиночно рожденных сверстников. Ч. 2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7). URL: http://psystudy.ru
27. Трухина С. И., Циркин В. И. Комплексный портрет первоклассника как один из подходов в изу-
чении физиологии образовательной деятельности: монография. Киров: Изд-во ВГПУ, 2008.
28. Зырянова Н. М. Указ. соч.
29. Бадмаева Н. Ц. Указ. соч.
30. Дубынина М. Г. Взаимосвязь общего интеллекта и отдельных его компонентов с академической успеваемостью студентов // Социально-культурные проблемы развития промышленного производства, транспорта и услуг: история и современность / под ред. С. А. Ветрова, А. Е. Рослякова. Омск: Изд-во ГУПС, 2006. С. 71-74; Дмитренко В. М. Физическое, половое и нервно-психическое развитие детей. Часть 1. URL: http://dmytrenko.in.ua/Spravochnik_pediatra/l-gl.html, 2007; Рыжавский Б. Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий: 3-е изд. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2009.
31. Рыжавский Б. Я. Указ. соч.
32. Агейкин В. А. Недоношенные дети // Медицинский научный и учебно-методический журнал. 2003. № 16. С. 3-15.
33. Там же.
34. Дмитренко В. М. Указ. соч.; Рыжавский Б. Я. Указ. соч.
35. Войнов В. Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Астрахань. 2011.
36. Там же.
37. Жуйкова Г. В., Торопова М. М. Указ. соч.