УДК 612.821:616-053.5-056.5
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,
РОДИВШИХСЯ С БОЛЬШОЙ МАССОЙ ТЕЛА,
В 1-8-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С.И. Трухина1, В.И. Циркин2, С.В. Хлыбова3, А.Н. Трухин1,
1ГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров,
2ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»,
3ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»
Циркин Виктор Иванович - e-mail: tsirkin@list.ru
Среди 699 школьников 8-х классов общеобразовательных школ г. Кирова с нормальной (2,63,9 кг) массой тела (МТ) родилось 82,12% детей, с большой (4,0-5,1 кг) - 12,59%, а с низкой (1,6-2,5 кг) массой - 5,29% детей. И девочки, и мальчики, рожденные с большой МТ, имели более высокую массу и длину тела в 1, 7, 8, 12 и 14 лет, чем их сверстники, родившиеся с нормальной МТ. Мальчики, родившиеся с большой МТ, на протяжении всех 8 лет обучения в школе имели более низкую успешность образовательной деятельности (ОД), чем мальчики, родившиеся с нормальной МТ. Для девочек эта закономерность не выявлена. Успешность ОД у девочек, независимо от МТ при рождении, на протяжении всех восьми лет обучения была выше, чем у мальчиков.
Ключевые слова: новорожденные, масса тела, мальчики, девочки, успешность
образовательной деятельности.
Among 699 schoolboys of 8 classes of comprehensive schools Kirov with normal (2,6-3,9 kg)
weight of a body (BW) were born 82,1% of children, with big (4,0-5,1 kg) BW - 12,6 %, and with low (1,6-2,5 kg) BW - 5,3 %. Girls and the boys born with big BW, had higher weight and length of a body in 1, 7, 8, 12 and 14 years, than their contemporaries, wich born with normal BW. The boys, wich born with big BW, throughout all 8 years of training at school had lower success of educational activity, than boys, wich born with normal BW. For girls this pattern is not taped. Success educational activity at girls, irrespective of BW at a birth, throughout all eight years of training was above, than at boys.
Key words: newborns, weight of a body, boys, girls, success educational activity.
Число детей, рожденных с массой тела (МТ) 4000 г и выше, по данным литературы [1, 2, 3], составляет
10-20% от общего числа родившихся, причем среди них преобладают мальчики. До настоящего времени нет единого мнения о причинах, вызывающих у плода развитие большой МТ [1, 4, 5, 6, 7]. Считается, что одной из них является
наличие у матери сахарного диабета и/или ожирения [1]. Не исключается роль генетического фактора [4, 5], а также состояние, ассоциированное с низким уровнем альфа-фетопротеина в крови матери [6] и наличие у матери врожденного или приобретенного порока атриовентрикулярных клапанов сердца [7]. Вопрос о физическом развитии боль-шевесных детей на постнатальном этапе развития остается открытым. По одним данным [8], уже к концу 1-го года жизни они не отличаются от сверстников, родившихся с нормальной МТ. По другим данным [5], девочки, родившиеся с большой МТ, даже в пубертатном периоде опережают своих сверстниц по весу и росту, хотя для них характерна задержка полового созревания. До настоящего времени в литературе отсутствуют данные, отражающие особенности становления интеллектуальной системы мозга, о котором, как известно [9, 10], можно судить и по успешности обучения ребенка в общеобразовательной школе, а также данные об особенностях функционального состояния других систем организма детей, рожденных большевесными. Изучение этих вопросов, несомненно, представляет большой интерес, так как, по мнению ряда исследователей, дети, рожденные с большой МТ, представляют собой группу риска по многим факторам [5, 8, 11]. Все сказанное позволило поставить цель - оценить
особенности физического развития и успешности обучения
в 1-8-х классах общеобразовательной школы детей, рожденных с большой массой тела.
Материалы и методы
Исследовали физическое развитие (на момент рождения, в 1, 7, 8, 12 и 14 лет) и успешность обучения с 1-го по 8-й класс у 699 восьмиклассников 15 школ г. Кирова, которые поступили в 2001 году в 1-й класс. Анамнез их пренатального и постнатального развития был собран на основе медицинских документов (форма № 112-У и 026-У). Оценку физического развития школьников проводили по данным антропометрии (длина и масса тела), содержащимся в медицинских картах учащихся. Успешность образовательной деятельности (ОД) оценивали за период обучения детей с 1-го по 8-й класс по оценкам годовой успеваемости по основным дисциплинам и по среднему годовому баллу, отражающему успеваемость по всем основным дисциплинам данного класса. Информацию об успеваемости получали из школьных журналов с согласия родителей и администрации школ. Результаты исследования подвергнуты статической обработке, а различия оценивали по ^критерию Стьюдента или по критерию хи-квадрат, считая их достоверными при р<0,05 [12].
Результаты и их обсуждение
С нормальной МТ (2,6-3,9 кг) родилось 574 учащихся из 699 (82,12%), в том числе 274 девочки из 320 (85,63% от всех девочек) и 300 мальчиков из 379 (79,15%), т. е. мальчиков с нормальной МТ рождалось столько же, сколько и девочек (р>0,5 по критерию хи-квадрат). Этих детей мы обозначали как группа 1. С большой МТ (4,0-5,1 кг) родилось
88 детей (12,59%), в том числе 24 девочки из 320 (7,50%) и 64 мальчика из 379 (16,89%), т. е. мальчиков было в 2,3 раза больше, чем девочек (р<0,01). Эти дети составили группу 2 и подгруппы 2д и 2м. Остальные дети родились с низкой (1,6-2,5 кг) МТ - 37 детей, т.е. 5,29%, в том числе 22 девочки из 320 (6,87%) и 15 мальчиков из 379 (3,95%), т.е. мальчиков с низкой МТ рождалось столько же, сколько и девочек (р>0,1). В целом, установленное нами распределение новорожденных по МТ соответствует приводимым выше данным литературы [1, 2, 3] и подтверждает мнение этих авторов о доминировании мальчиков среди детей, рождающихся с большой МТ. С целью корректного сравнения учащихся, родившихся с большой МТ (группа 2), со сверстниками с нормальной МТ (группа 1) методом случайной выборки из группы 1 была сформирована группа сравнения (группа 1), которая состояла из 47 девочек и 43 мальчиков, соответственно подгруппы 1д и 1м.
Матери детей группы 2 по многим показателям не отличались от матерей детей группы 1 (таблица 1). Однако, у них достоверно (р<0,05) чаще наблюдалось ожирение 1-11 степени (18,18% против 0,0%). Это подтверждает данные литературы о том, что одной из причин рождения детей с большой МТ является наличие у материи ожирения 1-11 степени [1].
Нами впервые установлены также еще три достоверных различия: у матерей детей группы 2 во время беременности чаще наблюдались заболевания верхних дыхательных путей, в том числе ОРВИ, ОРЗ и бронхиты (12,5% против 3,33%), но реже наблюдались воспалительные заболевания шейки матки, т. е. кольпит и цервицит (6,82% против 25,56%), а в родах у них чаще возникала потребность в индукции родов, в том числе с помощью амниотомии (6,82% и 0,0%). Эти три различия мы предлагаем рассматривать в качестве признака, или предикта, рождения плода с большой МТ. Такое утверждение основано на предположении о том, что при наличии у плода большой МТ происходит более интенсивный рост активности индоламин-2,3-диоксигеназы (ИДО) и триптофан-2,3-диоксигеназы (ТДО), которые, как известно [13, 14], превращают триптофан в кинуренин и другие метаболиты, благодаря чему формируется иммунологическая толерантность матери к плоду, что способствует его вынашиванию. Это, с одной стороны, повышает восприимчивость матери к инфекции, в том числе верхних дыхательных путей, а с другой стороны, за счет повышенного метаболизма триптофана ведет к дефициту свободного триптофана, являющегося субстратом для микроорганизмов, вызывающих кольпит и цервицит, что и снижает частоту их развития. Высокая иммунологическая толерантность матери к плоду, вероятно, сопровождается и более интенсивным торможением сократительной деятельности матки, что повышает потребность в индукции родов.
Нами установлено, что дети группы 2, т. е. рожденные с большой МТ, достоверно (р<0,05) чаще имели перинатальную энцефалопатию (12,50% против 2,22% у детей группы 1), гипертензионный синдром (6,82% против 0,0%) и перинатальное поражение ЦНС (28,42% против 8,89%). Не исключено, что указанные особенности являются следствием наличия родовой травмы (в группе 2 - у 20,45% детей, в группе 1 - у 6,67%, р<0,05) и хронической гипоксии плода (7,95% против 1,11%, р>0,05). Все это согласуется с данными литературы о повышенном риске развития перинатальных повреж-
дений ЦНС у детей, родившихся с большой МТ [8, 11]. Нами установлено (таблица 2), что дети группы 2, т. е. родившиеся с большой МТ, имели достоверно (р<0,05) более высокую МТ в 1 год (11,06 кг против 10,12 кг у детей группы 1), в 7 (27,04 кг против 24,19 кг), в 8 (30,44 кг против 25,17 кг), в 12 (49,7 кг против 39,4 кг) и в 14 лет (60,3 кг против 51,4 кг), а также более высокий рост при рождении (55,1 см против 51,5 см), в 1 год (77,3 см против 75,2 см), в 7 (127,6 см против 123,8 см), в 8 (132,9 см против 129,3 см), в 12 (157,6 см против 147,8 см) и в 14 лет (171,2 см против 163,1 см). Эта закономерность характерна и для мальчиков, и для девочек. Нам удалось выявить, что для большевесных детей, как и для детей, рожденных с нормальной МТ, характерны гендерные различия по показателям физического развития, но они проявляются реже, чем у детей группы 1. Так, у мальчиков группы 1 по сравнению с девочками этой группы была выше МТ - в 1 год (10,37 кг против 9,89 кг), в 7 (25,04 кг против 23,46 кг), 8 (27,33 кг против 26,26 кг) и в 12 лет (41,22 кг против 37,17 кг), а длина тела - в 1 год (75,97 см против 74,46 см), в 12 (150,90 см против 146,90 см) и в 14 (164,90 см против 160,50 см). Мальчики группы 2 в сравнении с девочками этой группы имели более высокую МТ в 1 год (11,30 кг против 10,44 кг), более высокую длину тела - при рождении (55,30 см против 54,54 см) и в 14 лет (172,70 см против 165,70 см).
В целом, результаты наших исследований согласуются с данными А.Б. Хурасевой [5] о том, что девочки, родившиеся с большой МТ, и в 13-18 лет имели более высокую МТ, чем их сверстницы, родившиеся с нормальной МТ. Впервые нами показано, что это характерно и для мальчиков. Все это дает основание предположить, что большая МТ при рождении отражает особенности метаболизма у этих детей, формирующиеся внутриутробно под влиянием развертывания
РИС. 1.
Длина тела (см) девочек (панель А) и мальчиков (панель Б) с рождения (0) до 14 лет. Темные столбики - дети, рожденные с нормальной массой тела (2,6-3,9 кг), светлые столбики - дети, рожденные с большой массой тела (>3,9кг).
А Б
РИС. 2.
Масса тела (кг) девочек (панель А) и мальчиков (панель Б) с рождения (0) до 14 лет. Темные столбики - дети, рожденные с нормальной массой тела (2,6-3,9 кг), светлые столбики - дети, рожденные с большой массой тела (>3,9кг).
генетической программы с учетом состояния организма матери, и эти особенности сохраняются и на более поздних этапах онтогенеза.
Установлено (таблица 3), что успешность ОД у девочек, родившихся с большой МТ (группа 2д), на протяжении всех лет обучения была такой же, как у сверстниц, родившихся с нормальной МТ (группа 1д). Это означает, что те особенности метаболизма, которые косвенно выявлены нами при
ТАБЛИЦА 1.
Показатели, характеризующие перинатальный период развития детей
Примечание: * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по критерию хи-квадрат, 1 - выделены особо из анализируемых групп.
оценке физического развития детей, а также наличие неблагоприятных перинатальных факторов не отразились на уровне развития высших психических функций и успешности ОД у девочек в 1-8-х классах. В этом отношении эти результаты отличаются от данных, полученных нами ранее [15], согласно которым наличие низкой МТ при рождении снижает у девочек их успешность ОД. Это означает, что для реализации функциональных возможностей мозга на пост-натальном периоде развития важно, чтобы к моменту рождения мозг был достаточно сформирован (по массе). Такой мозг, вероятно, лучше переносит травмы и повреждения, возникающие в процессе родовой деятельности, чем мозг низковесных детей.
Нами установлено (таблица 3), что мальчики группы 2м, т. е. родившиеся с большой МТ, отличались от сверстников из группы 1м более низкой успешностью ОД по отдельным дисциплинам, в том числе в 1-м классе - по письму (3,61±0,64 против 3,91 ±0,59 баллов), в 3-м классе - по чтению (4,03+0,72 против 4,30±0,66 баллов), в 5-м классе - по истории (3,78+0,64 против 4,07+0,66 баллов), а в 8-м классе - по литературе (3,50+0,56 против 3,79+0,72 баллов). Различия по среднему баллу между ними носили недостоверный характер. Ранее нами было показано [15], что успешность ОД у мальчиков, родившихся с низкой МТ, на протяжении всех восьми лет обучения была почти по всем предметам и по среднему баллу ниже, чем у сверстников, родившихся с нормальной МТ. В целом, наши результаты подтверждают вывод о более высокой устойчивости мозговых структур к интранатальным повреждениям у детей, рождаемых с нормальной или большой МТ, а с другой стороны, косвенно свидетельствуют о том, что у мальчиков эта устойчивость выражена в меньшей степени, чем у девочек.
Нами установлено (таблица 3), что в обеих группах, т. е. независимо от МТ при рождении, у девочек на протяжении всех 8 лет обучения по отдельным дисциплинам и по среднему баллу успешность ОД выше, чем у мальчиков. В группе 1 это отмечено для 2-го класса (средний балл, письмо), 4-го (письмо), 5-го (средний балл, русский язык, литература, биология, иностранный язык), 6-, 7- и 8-го классов (средний балл и все предметы кроме геометрии в 8 классе). В группе 2 это выявлено для 1-го класса (письмо), 2-го (средний балл и все предметы), 3-го (средний балл, чтение, природоведение), 4-го (средний балл, письмо, чтение, природоведение), 5-го и 6-го (средний балл и все предметы кроме математики), 7-го (средний балл и все предметы кроме иностранного языка) и 8-го класса (средний балл, русский, литература, геометрия, история, биология и физика). Результаты наших исследований согласуются с данными Н.М. Зыряновой [16] о том, что в 1-8-х классах общеобразовательной школы успешность ОД девочек выше, чем у мальчиков. Они также показывают, что подобная зависимость характерна и для детей, родившихся с большой МТ. На наш взгляд, более высокая успешность обучения девочек в 1-8-х классах связана с тем, что в этом возрасте у них выше, чем у мальчиков, уровень развития высших психических функций и, как показано Н.Ц. Бадмаевой [17], выше мотивация к обучению в школе.
В целом, результаты исследования указывают на необходимость учета массы тела при рождении, так как девочки и мальчики, рожденные с большой массой тела, имеют особенности в своем физическом развитии, а эффективность
Показатели Группа 1 (2,6-3,9 кг); п=90 Группа 2 (>3,9 кг); п=88
Абс. % Абс. %
Патология беременности
1. Гестоз 9 10 14 15,98
Гестоз + плацентарная недостаточность1 1 1,11 3 3,41
2. Угроза прерывания беременности 19 21,11 21 23,86
Плацентарная недостаточность 7 7,78 5 5,68
3. Без патологии беременности 55 61,11 48 54,55
Заболевания матери во время беременности
Анемия 8 8,89 4 4,55
Пиелонефрит 8 8,89 7 7,95
Кольпит+ цервицит 23 25,56 6 6,82*
Пиелонефрит + кольпит + цервицит1 31 34,44 13 14,77*
Болезни верхних дыхательных путей 3 3,33 11 12,50*
Гипертоническая болезнь 7 7,78 6 6,82
Ожирение ЬП степени 0 0 16 18,18*
Ожирение I степени + гипертоническая болезнь1 0 0 2 2,27
Отсутствие заболеваний 41 45,56 38 43,18
Роды
Срочные роды через естественные родовые пути 71 87,91 85 96,59
Срочные роды путем планового кесарева сечения 5 5,56 5 5,68
Срочные роды путем экстренного кесарева сечения 6 6,67 8 9,09
Преждевременные роды (< 36 нед.) 6 6,67 2 2,27
Преждевременные роды путем планового кесарева сечения 1 1,11 0 0
Преждевременные роды путем экстренного кесарева сечения 1 1,11 0 0
Переношенная беременность 0 0 1 1,14
Патология в родах
Слабость родовой деятельности 18 20 26 29,54
Слабость родовой деятельности + дискоординация РД 0 0 1 1,14
Дискоординация родовой деятельности 2 2,22 0 0
Пособия в родах (акушерские щипцы) 0 0 2 2,27
Амниотомия 0 0 6 6,82*
Отсутствие патологии в родах 70 77,78 53 60,23
Состояние новорожденного
Хроническая гипоксия плода 2 2,22 7 7,96
Асфиксия новорожденного 3 3,33 2 2,27
Обвитие пуповиной 14 15,56 12 13,64
Родовая травма 6 6,67 18 20,45*
Недостаточность пирамидных путей 2 2,22 7 7,95
Перинатальная энцефалопатия 2 2,22 11 12,50*
Гипертензионный синдром 0 0 6 6,82
Перинатальное поражение центральной нервной системы 8 8,89 25 28,42*
образовательной деятельности таких мальчиков в школе по многим предметам ниже, чем у их сверстников, рожденных с нормальной массой тела.
Выводы
1. Наличие у матери ожирения 1-11 степени повышает вероятность рождения плода с большой массой тела.
2. Предиктами рождения плода с большой МТ является наличие у матери во время беременности инфекций верхних дыхательных путей, отсутствие кольпита и/или церви-цита и инертность развития срочных спонтанных родов.
3. Для детей, рожденных с большой МТ, характерна более высокая частота перинатальной энцефалопатии и перинатального поражения ЦНС, чем у детей, рожденных с нормальной МТ.
4. Девочки и мальчики, родившиеся с большой МТ в сравнении с их сверстниками, родившимися с нормальной МТ, имеют более высокую МТ и длину тела в 1 год, в 7, 8, 12 и 14 лет, т. е. на протяжении всего постнатального периода развития.
5. У девочек, родившихся с большой МТ, успешность образовательной деятельности (ОД) в 1-8-х классах такая же, как и у их сверстниц, родившихся с нормальной МТ, а у мальчиков, родившихся с большой МТ, ниже, чем у их
ТАБЛИЦА 2.
Длина тела и масса тела (М±о-) детей группы 1 (родившихся с нормальной МТ) и группы 2 (родившихся с большой МТ) на постнатальном периоде развития (до 14 лет)
Примечание: д - различие с девочками достоверно (р<0,05) по Ь-критерию Стьюдента; * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по Ь-критерию Стьюдента.
ТАБЛИЦА 3.
Годовые оценки (М±(г) по учебным предметам и средний балл успеваемости в 1-8-х классах у детей группы 1 (рожденные с нормальной МТ) и группы 2 (рожденные с большой МТ)
Классы Учебные предметы и средний балл успеваемости Группы детей
Группа 1 Группа 2
Девочки (п=47) Мальчики (п=43) Девочки (п=24) Мальчики (п=64)
1 1. Письмо 4,04+0,48 3,91+0,59 3,92+0,59 3,61+0,64*д
2. Чтение 4,45+0,55 4,33+0,85 4,30+0,44 4,11+0,72
3. Математика 4,11+0,55 4,04+0,59 4,07+0,49 3,97+0,64
Средний балл 4,20±0,41 4,10±0,66 4,10±0,39 3,90±0,56
2 1. Письмо 4,13+0,48 3,79+0,66д 3,96+0,54 3,69+0,64д
2. Чтение 4,49+0,48 4,26+0,72 4,38+0,64 4,03+0,72д
3. Математика 4,13+0,55 4,00+0,72 4,21+0,59 3,92+0,72д
Средний балл 4,26±0,41 4,01±0,66д 4,18±0,49 3,88±0,64д
3 1. Письмо 4,02+0,41 3,88+0,92 3,81+0,49 3,61+0,64
2. Чтение 4,45+0,48 4,30+0,66 4,38+0,59 4,03+0,72*д
3. Математика 4,00+0,62 4,00+0,98 3,95+0,49 3,86+0,64
4. Природоведение 4,34+0,62 4,12+0,72 4,33+0,69 4,00+0,64д
Средний балл 4,21±0,48 4,06±0,59 4,15±0,59 3,88±0,56д
4 1. Письмо 4,02+0,62 3,79+0,72д 4,00+0,59 3,64+0,64д
2. Чтение 4,47+0,48 4,28+0,72 4,46+0,64 4,09+0,64д
3. Математика 4,02+0,69 3,96+0,85 4,05+0,54 3,88+0,64
4. Природоведение 4,19+0,69 4,07+0,72 4,33+0,69 3,94+0,64д
Средний балл 4,18±0,55 4,05±0,59 4,19±0,59 3,88±0,56д
5 1. Русский язык 4,11+0,62 3,70+0,66д 4,04+0,69 3,64+0,64д
2. Литература 4,43+0,55 4,07+0,72д 4,38+0,59 3,86+0,64д
3. Математика 4,00+0,62 4,00+0,85 3,81+0,44 3,70+0,64
4. История 4,19+0,55 4,07+0,66 4,21+0,59 3,78+0,64*д
5. Биология 4,38+0,55 4,05+0,52д 4,46+0,59 3,84+0,64д
6. Иностранный язык 4,34+0,69 3,77+0,79д 4,13+0,74 3,75+0,72д
Средний балл 4,25±0,48 3,92±0,52д 4,20±0,54 3,76±0,56д
6 1. Русский язык 4,04+0,62 3,60+0,59д 3,88+0,74 3,50+0,64д
2. Литература 4,43+0,55 3,93+0,66д 4,25+0,74 3,73+0,72д
3. Математика 3,89+0,75 3,83+0,85 3,67+0,44 3,61+0,64
4. История 4,17+0,55 3,72+0,66д 4,17+0,69 3,64+0,64д
5. Биология 4,21+0,62 3,60+0,52д 4,08+0,74 3,59+0,64д
6. Иностранный язык 4,19+0,69 3,70+0,72д 4,08+0,74 3,63+0,72д
Средний балл 4,16±0,55 3,71±0,52д 4,03±0,59 3,62±0,56д
7 1. Русский язык 3,94+0,69 3,56+0,59д 3,67+0,64 3,36+0,56д
2. Литература 4,23+0,69 3,88+0,66д 4,04+0,74 3,64+0,64д
\о си с^ < СП 3,91+0,69 3,58+0,59д 3,79+0,74 3,39+0,56д
4. Геометрия 3,81+0,62 3,51+0,59д 3,83+0,69 3,39+0,56д
5. История 4,09+0,69 3,58+0,59д 4,08+0,78 3,64+0,72д
6. Биология 4,21+0,69 3,51+0,59д 4,08+0,54 3,50+0,64д
7. Физика 3,98+0,62 3,63+0,59д 3,96+0,69 3,52+0,64д
8. Иностранный язык 4,19+0,75 3,60+0,72д 3,83+0,78 3,55+0,64
Средний балл 4,06±0,55 3,60±0,52д 3,91±0,59 3,50±0,48д
8 1. Русский язык 3,89+0,62 3,44+0,52д 3,79+0,64 3,30+0,48д
2. Литература 4,19+0,62 3,79+0,72д 4,17+0,83 3,50+0,56*д
3. Алгебра 3,81+0,75 3,49+0,52д 3,63+0,74 3,36+0,56
4. Геометрия 3,79+0,75 3,58+0,66 3,75+0,74 3,34+0,64д
5. История 3,91+0,69 3,67+0,66д 3,83+0,69 3,50+0,64д
6. Биология 4,09+0,62 3,58+0,66д 3,88+0,74 3,52+0,64д
7. Физика 3,96+0,69 3,56+0,59д 3,83+0,69 3,45+0,72д
8. Химия 3,96+0,69 3,60+0,66д 3,75+0,74 3,52+0,64
9. Иностранный язык 4,13+0,75 3,58+0,66д 3,83+0,78 3,53+0,72
Средний балл 3,96±0,55 3,60±0,52д 3,83±0,64 3,45±0,56д
Примечание: д - различие с девочками и * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по Ь-критерию Стьюдента.
Возраст Показатели Группы детей
|_ 1к Е СП 1_ СЧ Группа 2 (4,0-5,1 кг) Все дети
и к ч о в е Д и к и ■о л а М и к ч О в е Д и к и ■о л а М 1 а С С у рГ 2 а с с у рГ
Число детей 47 43 24 64 90 88
сІ X О о о Длина тела, см 51,66 +1,72 51,42 +2,06 54,54 +1,42* 55,3 +1,68*д 51,54 +1,90 55,09 +1,69*
Масса тела, кг 3,36 +0,27 3,29 +0,34 4,11 +0,10* 4,16 +0,24* 3,33 +0,28 4,15 +0,19*
о Длина тела, см 74,46 +2,13 75,97 +2,95д 76,63 +2,99* 77,63 +2,48* 75,2 +2,66 77,32 +2,63*
Масса тела, кг 9,89 +0,89 10,37 +0,89д 10,44 +1,03* 11,31 1,20*д 10,12 +0,95 11,06 +1,22*
7 лет Длина тела, см 123,24 +4,12 124,47 +4,53 127, 92 +4,17* 127,44 +5,36* 123,81 +4,27 4* 64 гС Ч. 25 1+
Масса тела, кг 69 •чГ т го -чГ 2+ 25,04 +3,64 26,81 +3,87* 27,1 +4,80* 24,19 +3,51 27,04 +5,44*
8 лет Длина тела, см 128,56 +4,39 130,21 +5,01 133,07 +4,46* 132,81 +5,52* 129,33 +4,65 8* 85 СМ™, 35 1+
Масса тела, кг 24,19 +3,91 “і. СМ 2+3 30, 29 +5,78* 30,48 +5,28* 25,17 +4,08 30,44 +5,63*
Число детей 18 16 10 28 34 38
12 лет Длина тела, см 145,2 +7,07 150,9 +4,53д 156,5 8,87* 158 12,80* 147,8 7,5 157,6 12,01*
Масса тела, кг 37,8 +10,29 41,3 +7,82 49,1 +8,77* 49,9 11,68* 39,4 9,49 49,7 11,07*
14 лет Длина тела, см 160,7 +6,86 166,5 +11,87д 166,6 +7,35* 172,9 +9,20*д 163,1 +9,49 171,2 +9,76*
Масса тела, кг 51,1 +11,87 51,8 +9,06 58,1 +8,48* 61 +10,24* 51,4 +10,53 60,3 +10,04*
сверстников, что объясняется более низкой устойчивостью мозговых структур к интранатальным повреждениям у плодов мужского пола.
6. У всех девочек, рожденных с нормальной или большой МТ, успешность ОД в 1-8-х классах общеобразовательной школы выше, чем у мальчиков, родившихся с соответствующей МТ. [23
Авторы выражают благодарность старшему преподавателю кафедры медико-биологических дисциплин ВятГГУ, кандидату биологически наук Е.В. Четвериковой за помощь в работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шехтман М.М., Варламова Т.М., Бурдули Г.М. Заболевания эндокринной системы и обмена веществ у беременных. М.: «Триада-Х», 2001. 127 с.
2. Черепнина А.Л., Панина О.Б., Олешкевич Л.Н. Ведение беременности и родов при крупном плоде. Вопр. гин., акуш. и перинатол. 2005. Т. 4. № 1. С. 15-19.
3. Евсюкова И.И., Кошелева Н.Г. Сахарный диабет: беременные и новорожденные. М.: Миклош, 2009. 272 с.
4. Das U., Sysyn G. Abnormal fetal growth: intrauterine growth retardation, small for gestational age, large for gestational age. Pediatr Clin North Am. 2004. V. 51. № 3. Р. 639-654.
5. Хурасева А.Б. Репродуктивное здоровье женщин, родившихся с полярными значениями массы тела. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Курск. 2010. 46 с.
6. Baschat A., Harman C., Farid G., Chodirker B., Evans J. Very low second-trimester maternal serum alpha-fetoprotein: Association with high birth weight. Obstet Gynecol. 2002. V. 99. № 4. Р. 531-536.
7. Garnizov T., Ivanov S., Dukovski A., Stencheva B., Vakrilova L., Georgiev G. Characteristics of neonates whose mothers have congenital and acquired heart disease. Akush Ginekol (Sofiia). 2002. V. 42. № 1. Р. 3-6.
8. Шабалов Н.П. Неонатология. Т 1. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 608 с.
9. Трухина С.И., Циркин В.И. Комплексный портрет первоклассника как один из подходов в изучении физиологии образовательной деятельности. Монография. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. 308 с.
10. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка /под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. 432 с.
11. Дьяконова Е.Н., Батуева Ю.В., Лобанова Л.В., Терехина Е.В., Язева А.А. Нейропсихологическое развитие детей 3-4 лет с последствиями перинатального поражения ЦНС в сравнении со здоровыми сверстниками. Вестн. новых медицинских технологий. 2008. № 4. С. 62-64.
12. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459 с.
13. Melichar V., Soelder E., Schroecksnadel K., Murr C., Arck P., Wildt L., Fuchs D. Urine neopterin concentrations as a marker for successful blastocyst implantation after assisted reproductive technologies. Reprod Biomed Online. 2010. Vol. 20. № 5. Р. 694-698.
14. Zhu B. Development of selective immune tolerance towards the allogeneic fetus during pregnancy: Role of tryptophan catabolites (Review). Int J Mol Med. 2010. Vol. 25. № 6. Р. 831-835.
15. Трухина С.И. Циркин В.И., Хлыбова С.В., Трухин А.Н. Успешность обучения детей в 1-8-х классах общеобразовательной школы, имеющих при рождении низкую массу тела. Медицинский альманах. 2010. № 4. С. 219-224.
16. Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночно рожденных сверстников. Часть 2. [Электронный ресурс]. Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru
17. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивации на развитие интеллектуальных способностей. Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы: серия трудов «Философия образования». Новосибирск: Изд. ГЦРО, 2005. Том XII. С. 355-361.