Научная статья на тему 'Успешность как категория собственной эффективности'

Успешность как категория собственной эффективности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1718
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОСТИ / DETERMINANTS OF SUCCESSFULNESS / SUCCESSFULNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таранова Ольга Владимировна

Статья раскрывает понятие «успешность» в качестве социального феномена, отраженного в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях, а также смещает ракурс данного вопроса на понятие «внутренней успешности», понимаемой как удовлетворенность собственной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таранова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Successfulness as the category of self-effectiveness

Author considers the concept of “successfulness” as the social phenomenon, reflected in various foreign and native researches and takes closer look at the concept of “inner successfulness”, which is understood as one’s satisfaction of his own activity.

Текст научной работы на тему «Успешность как категория собственной эффективности»

О.В. Таранова

УСПЕШНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОБСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья раскрывает понятие «успешность» в качестве социального феномена, отраженного в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях, а также смещает ракурс данного вопроса на понятие «внутренней успешности», понимаемой как удовлетворенность собственной деятельностью.

Ключевые слова: успешность, эффективность, детерминанты успешности.

«Успешность» - понятие, являющееся не только расхожим и часто употребляемым в обыденной жизни термином, но и объект исследования социальной психологии. Само содержание этого понятия имеет одинаковый смысл как в научных, так и в самых широких социальных кругах. Основа данного понятия завязана на двух параметрах - достижение, а также социальная оценка в форме социального признания. Если первое может быть выражено в некоторых вещественных категориях, таких как деньги или вещественные ценности, то слияние достижения с социальной оценкой принимает выражение социального признания, которое может иметь воплощение в признании высоких личностных, профессиональных, духовных и прочих качеств человека.

Таким образом, образуется взаимосвязь определенных качеств конкретно взятого человека или группы людей, которые выделяются в категорию - «социально желательные» и «признаваемые». Так, в работе «Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты»1 отмечается, что существуют не только представления об успешности или критерии, определяющие данное

© Таранова О.В., 2015

понятие, но и те факторы, которые были названы детерминантами, т. е. определяющими для получения общественного признания. Исследование позволило классифицировать (структурировать) детерминанты по следующим основаниям:

1) соответствие физическому, социальному, психологическому, духовному уровням жизни;

2) отнесенность к социокультурному или субъективно-личностному классу детерминант.

Данные основания предполагают слияние в понятии «успешность» как социального наполнения данного понятия, подразумевающего наличие культурного вклада в развитие той или иной сферы жизни, так и личностного значения, которое является индивидуальным для каждого «успешного» человека. Таким образом, существуют субъективно-личностные (мотивация к достижениям, способность формулировать и достигать цели, распознавать значимые жизненные смыслы и воплощать их в реальность, способность проектировать будущее и управлять жизненными событиями) и социокультурные (особенности менталитета и актуальной социальной ситуации, гендерные установки, сценарии родительской семьи и особенности семейного воспитания) детерминанты успешности. При этом субъективно-личностные детерминанты успешности имеют больший потенциал для осознанного достижения состояния успешности.

Развивая эту мысль, автор обнаруживает, что значимыми характеристиками успешности в представлениях современников (представителей Ярославского региона) являются способность к целеполаганию, настойчивость, трудолюбие, сила характера, уверенность, волевые качества личности. Из чего следует, что успешность в сознании широкого круга людей связана с упорным трудом, направленным на достижение того или иного результата.

В указанной работе классическое понятие успешности расширяется благодаря привнесению нового термина в общее понятийное поле - «детерминанты успешности», благодаря которой становится возможным смещение угла рассмотрения данного феномена с социально-психологического на личностный уровень.

Интересным представляется то, что формирование успешности выпадает из границ рассмотрения, так как перестает быть социальным феноменом и уходит в область психологии личности. Однако при рассмотрении формирования именно «социальной успешности» в работе «Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества»2 можно почерпнуть недостающую часть информации, где успешность представляется

как процесс складывания оценочных суждений у ближайшего социума относительно конкретно взятого человека в категории «эффективность личности». Этот аспект не является негативным, так как рассматривается автором в качестве естественного процесса самореализации личности в контексте социального взаимодействия. Таким образом, представление о социальной успешности выполняет важную роль в выборе направлений самореализации личности в обществе, характеризует сложившиеся способы взаимодействия с окружающими, ценности и установки. Из чего можно заключить, что представления о социальной успешности оказывают влияние на процесс самоопределения личности. Высокий уровень самоопределения обусловливается интегрированностью структуры представлений, включением в нее качеств, подчеркивающих значимость активной жизненной позиции, целеустремленность. Низкий уровень самоопределения связан с неустойчивой структурой представлений.

В ходе своего исследования автор приходит к выводу о том, что важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности / неуспешности. При анализе психологической природы успешности наибольшим потенциалом обладает подход, рассматривающий успешность как особую направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценностями, коммуникативными навыками, когнитивными способностями, умением контролировать эмоции.

Таким образом, можно проследить совпадение результатов двух разнонаправленных работ, в которых авторы приходят к единым выводам об особом складе личности успешных людей, и в этом контексте обе работы являются весьма похожими, так как рассматривают успешность как некую объективную характеристику, которую можно измерить и описать через наблюдаемые факты, при этом говоря о существовании собственного отношения к успешности как некоего существенного, но не столь значимого фактора. При этом говорится, что представления о социальной успешности, объективная и субъективная успешность личности являются факторами самоопределения; они определяют (регулируют) качественные характеристики самоопределения: образ своего профессионального будущего, уровень профессиональных притязаний, планирование карьеры, а также освоение широкого круга социальных ролей, позволяющих человеку в полной мере раскрыть свой личностный потенциал.

Совершенно иным является подход, освещенный в работе «Развитие успешности как личностного качества будущего специ-

алиста»3, где Я-концепция успешности предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции в его профессиональном поведении.

Автор считает, что Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний как стремления к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Как показывают результаты нашего исследования, решающим фактором в становлении уровня притязаний является не объективный успех или неуспех, а переживание субъекта своих достижений как успешных или неуспешных.

Эта концепция находит подтверждение и в работе «Исследование категории успешности»4, в которой успешность представляется процессом целенаправленного личностного развития, который обладает собственной динамикой, имеет определенные критерии, поддерживается мотивацией изменений в ближайшем окружении и не вредит личности.

Такой подход не только является интегративным, соединяя в себе представления об успешности как о некой объективной социальной категории, но и, что особенно важно, вводит ограничение на вред личности, подразумевая, что успешность не может считаться полноценной, если личность, достигшая социального признания, в итоге была вынуждена пожертвовать физическим или психологическим здоровьем, тем самым сознательно нанеся себе вред, как бы жертвуя собой в пользу общественного признания. В данном подходе во главу угла ставится внутреннее чувство успеха, т. е. «самоуспешность», когда сравнение проводится не с другими представителями социума, а с прежним самим собой. В этом контексте наиболее важным и ценным будет развитие собственной личности, которое может сопровождаться и общественным признанием в том числе.

Подводя итог обзору, стоит сказать, что «успешность» является весьма широким термином, имеющим потенциал для самых разнообразных его трактовок и интерпретаций. Более классическая представлена в работе «Психологические особенности мотивации социального успеха»5. В основе концепции феномена «успешность», по мнению М.Л. Кубышкиной, лежит сложный мотив. Мотив социального успеха, включающий три ведущих компонента: стремление к признанию, известности, престижу; стремление к достижениям в значимой деятельности, карьере; стремление к соперничеству. Более современная и психологически обоснованная концепция принадлежит А.А. Бодалёву6, который сконцентрировал внимание на временной перспективе такого понятия, как «успешная карьера», и пришел к заключению, что часто те, кто казался успешным, че-

рез некоторое время вызывают презрение у окружающих. Отсюда можно вывести свойство успешности - временность.

Наиболее гуманные трактовки успешности уже были представлены и заключаются в предоставлении личности права самостоятельно оценивать степень своей успешности, сравнивая себя в контексте собственных личностных изменений и продвижений на пути к самореализации.

Примечания

Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 244 с. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: Дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 167 с. Курдюкова Н.А. Развитие успешности как личностного качества будущего специалиста // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2007. Ч. 2. С. 113-115.

Мальгина Л.Ф. Исследование категории успешности // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Мат-лы II Всерос. науч.-практ. (заочной) конф., 2-4 апреля 2012 г. / Под ред. М.С. Волохонской, А.В. Микляевой. СПб., 2012. С. 80-88. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 222 с.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. 168 с.

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.