О.В. Таранова
УСПЕШНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОБСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Статья раскрывает понятие «успешность» в качестве социального феномена, отраженного в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях, а также смещает ракурс данного вопроса на понятие «внутренней успешности», понимаемой как удовлетворенность собственной деятельностью.
Ключевые слова: успешность, эффективность, детерминанты успешности.
«Успешность» - понятие, являющееся не только расхожим и часто употребляемым в обыденной жизни термином, но и объект исследования социальной психологии. Само содержание этого понятия имеет одинаковый смысл как в научных, так и в самых широких социальных кругах. Основа данного понятия завязана на двух параметрах - достижение, а также социальная оценка в форме социального признания. Если первое может быть выражено в некоторых вещественных категориях, таких как деньги или вещественные ценности, то слияние достижения с социальной оценкой принимает выражение социального признания, которое может иметь воплощение в признании высоких личностных, профессиональных, духовных и прочих качеств человека.
Таким образом, образуется взаимосвязь определенных качеств конкретно взятого человека или группы людей, которые выделяются в категорию - «социально желательные» и «признаваемые». Так, в работе «Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты»1 отмечается, что существуют не только представления об успешности или критерии, определяющие данное
© Таранова О.В., 2015
понятие, но и те факторы, которые были названы детерминантами, т. е. определяющими для получения общественного признания. Исследование позволило классифицировать (структурировать) детерминанты по следующим основаниям:
1) соответствие физическому, социальному, психологическому, духовному уровням жизни;
2) отнесенность к социокультурному или субъективно-личностному классу детерминант.
Данные основания предполагают слияние в понятии «успешность» как социального наполнения данного понятия, подразумевающего наличие культурного вклада в развитие той или иной сферы жизни, так и личностного значения, которое является индивидуальным для каждого «успешного» человека. Таким образом, существуют субъективно-личностные (мотивация к достижениям, способность формулировать и достигать цели, распознавать значимые жизненные смыслы и воплощать их в реальность, способность проектировать будущее и управлять жизненными событиями) и социокультурные (особенности менталитета и актуальной социальной ситуации, гендерные установки, сценарии родительской семьи и особенности семейного воспитания) детерминанты успешности. При этом субъективно-личностные детерминанты успешности имеют больший потенциал для осознанного достижения состояния успешности.
Развивая эту мысль, автор обнаруживает, что значимыми характеристиками успешности в представлениях современников (представителей Ярославского региона) являются способность к целеполаганию, настойчивость, трудолюбие, сила характера, уверенность, волевые качества личности. Из чего следует, что успешность в сознании широкого круга людей связана с упорным трудом, направленным на достижение того или иного результата.
В указанной работе классическое понятие успешности расширяется благодаря привнесению нового термина в общее понятийное поле - «детерминанты успешности», благодаря которой становится возможным смещение угла рассмотрения данного феномена с социально-психологического на личностный уровень.
Интересным представляется то, что формирование успешности выпадает из границ рассмотрения, так как перестает быть социальным феноменом и уходит в область психологии личности. Однако при рассмотрении формирования именно «социальной успешности» в работе «Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества»2 можно почерпнуть недостающую часть информации, где успешность представляется
как процесс складывания оценочных суждений у ближайшего социума относительно конкретно взятого человека в категории «эффективность личности». Этот аспект не является негативным, так как рассматривается автором в качестве естественного процесса самореализации личности в контексте социального взаимодействия. Таким образом, представление о социальной успешности выполняет важную роль в выборе направлений самореализации личности в обществе, характеризует сложившиеся способы взаимодействия с окружающими, ценности и установки. Из чего можно заключить, что представления о социальной успешности оказывают влияние на процесс самоопределения личности. Высокий уровень самоопределения обусловливается интегрированностью структуры представлений, включением в нее качеств, подчеркивающих значимость активной жизненной позиции, целеустремленность. Низкий уровень самоопределения связан с неустойчивой структурой представлений.
В ходе своего исследования автор приходит к выводу о том, что важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности / неуспешности. При анализе психологической природы успешности наибольшим потенциалом обладает подход, рассматривающий успешность как особую направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценностями, коммуникативными навыками, когнитивными способностями, умением контролировать эмоции.
Таким образом, можно проследить совпадение результатов двух разнонаправленных работ, в которых авторы приходят к единым выводам об особом складе личности успешных людей, и в этом контексте обе работы являются весьма похожими, так как рассматривают успешность как некую объективную характеристику, которую можно измерить и описать через наблюдаемые факты, при этом говоря о существовании собственного отношения к успешности как некоего существенного, но не столь значимого фактора. При этом говорится, что представления о социальной успешности, объективная и субъективная успешность личности являются факторами самоопределения; они определяют (регулируют) качественные характеристики самоопределения: образ своего профессионального будущего, уровень профессиональных притязаний, планирование карьеры, а также освоение широкого круга социальных ролей, позволяющих человеку в полной мере раскрыть свой личностный потенциал.
Совершенно иным является подход, освещенный в работе «Развитие успешности как личностного качества будущего специ-
алиста»3, где Я-концепция успешности предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции в его профессиональном поведении.
Автор считает, что Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний как стремления к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Как показывают результаты нашего исследования, решающим фактором в становлении уровня притязаний является не объективный успех или неуспех, а переживание субъекта своих достижений как успешных или неуспешных.
Эта концепция находит подтверждение и в работе «Исследование категории успешности»4, в которой успешность представляется процессом целенаправленного личностного развития, который обладает собственной динамикой, имеет определенные критерии, поддерживается мотивацией изменений в ближайшем окружении и не вредит личности.
Такой подход не только является интегративным, соединяя в себе представления об успешности как о некой объективной социальной категории, но и, что особенно важно, вводит ограничение на вред личности, подразумевая, что успешность не может считаться полноценной, если личность, достигшая социального признания, в итоге была вынуждена пожертвовать физическим или психологическим здоровьем, тем самым сознательно нанеся себе вред, как бы жертвуя собой в пользу общественного признания. В данном подходе во главу угла ставится внутреннее чувство успеха, т. е. «самоуспешность», когда сравнение проводится не с другими представителями социума, а с прежним самим собой. В этом контексте наиболее важным и ценным будет развитие собственной личности, которое может сопровождаться и общественным признанием в том числе.
Подводя итог обзору, стоит сказать, что «успешность» является весьма широким термином, имеющим потенциал для самых разнообразных его трактовок и интерпретаций. Более классическая представлена в работе «Психологические особенности мотивации социального успеха»5. В основе концепции феномена «успешность», по мнению М.Л. Кубышкиной, лежит сложный мотив. Мотив социального успеха, включающий три ведущих компонента: стремление к признанию, известности, престижу; стремление к достижениям в значимой деятельности, карьере; стремление к соперничеству. Более современная и психологически обоснованная концепция принадлежит А.А. Бодалёву6, который сконцентрировал внимание на временной перспективе такого понятия, как «успешная карьера», и пришел к заключению, что часто те, кто казался успешным, че-
рез некоторое время вызывают презрение у окружающих. Отсюда можно вывести свойство успешности - временность.
Наиболее гуманные трактовки успешности уже были представлены и заключаются в предоставлении личности права самостоятельно оценивать степень своей успешности, сравнивая себя в контексте собственных личностных изменений и продвижений на пути к самореализации.
Примечания
Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 244 с. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: Дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 167 с. Курдюкова Н.А. Развитие успешности как личностного качества будущего специалиста // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2007. Ч. 2. С. 113-115.
Мальгина Л.Ф. Исследование категории успешности // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Мат-лы II Всерос. науч.-практ. (заочной) конф., 2-4 апреля 2012 г. / Под ред. М.С. Волохонской, А.В. Микляевой. СПб., 2012. С. 80-88. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 222 с.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. 168 с.
3
4
5
6