Научная статья на тему 'Подходы в зарубежной психологии к изучениюуспешности жизнедеятельности человека'

Подходы в зарубежной психологии к изучениюуспешности жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная успешность / социальная успешность / профессиональная успешность / успешность жизнедеятельности человека / personal success / social success / professional success / the success of human activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева И. Д.

В статье рассматриваются подходы к изучению феномена успешности жизнедеятельности человека в зарубежной психологии. Автором предложен краткий анализ форм и видов успешности, как в профессиональной деятельности субъекта, так и в жизнедеятельности человека в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES IN FOREIGN PSYCHOLOGY TO THE STUDY OF THE SUCCESS OF HUMAN ACTIVITY

The article deals with approaches in foreign psychology to the study of the success of human activity. The author offers a brief analysis of the forms and types of success both in professional activity of subject, and in human activity in general.

Текст научной работы на тему «Подходы в зарубежной психологии к изучениюуспешности жизнедеятельности человека»

Абдуллаева И.Д.,

младший научный сотрудник филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Ташкент

ПОДХОДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ К ИЗУЧЕНИЮ УСПЕШНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

АБДУЛЛАЕВА И.Д. ХОРИЖ ПСИХОЛОГИЯСИДА ИНСОН ЦАЁТИЙ ФАОЛИЯТИ САМАРАДОРЛИГИНИ УРГАНИШ ЁНДАШУВЛАРИ

Мазкур маколада инсон х,аётий фаолияти самарадорлиги феноменини урганишга оид ёнда-шувлар урганилган. Муаллиф томонидан субъектнинг х,ам касбий, х,ам х,аётий фаолият самара-дорлигига алокадор турлар ва шаклларнинг киска тах,лили берилган.

Таянч суз ва тушунчалар: шахсий самарадорлик, ижтимоий самарадорлик, касбий самара-дорлик, инсон х,аётий фаолият самарадорлиги.

АБДУЛЛАЕВА И.Д. ПОДХОДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ К ИЗУЧЕНИЮ УСПЕШНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются подходы к изучению феномена успешности жизнедеятельности человека в зарубежной психологии. Автором предложен краткий анализ форм и видов успешности, как в профессиональной деятельности субъекта, так и в жизнедеятельности человека в целом.

Ключевые слова и понятия: личностная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность, успешность жизнедеятельности человека.

ABDULLAEVA I.D. APPROACHES IN FOREIGN PSYCHOLOGY TO THE STUDY OF THE SUCCESS OF HUMAN ACTIVITY

The article deals with approaches in foreign psychology to the study of the success of human activity. The author offers a brief analysis of the forms and types of success both in professional activity of subject, and in human activity in general.

Keywords: personal success, social success, professional success, the success of human activity.

На сегодняшний день в современной психологии нет общепринятого понятия «успешность». Вопрос о критериях, факторах и механизмах достижения успешности является дискуссионным и открытым. В основном феномен успеха рассматривался в социологии и в философии.

В психологической науке близкие темы затрагивались авторами: В.Ф.Петренко (2005) -анализ восприятия образа успешного человека; А.С.Спиваковская (2006) - феномен страха успеха; Л.И.Дементий (2010) - переживание успешности. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова (1999) «успех» определяется как:

1) удача в достижении чего-либо; 2) общественное признание1.

Ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения мо-

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. -Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. Изд. 4-е, дополненное. - М.: «Азбуковник», 1999.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

жет осуществляться в разных формах успеха. Г.А.Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха:

1) результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание, «популярность»;

2) успех, выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других»;

3) успех - преодоление трудностей в форме самоопределения;

4) успех - реализация призвания, когда, прежде всего, значимы не результат, а сама деятельность1.

В первом понимании успех рассматривается как признание, популярность в обществе. В этом случае в успехе фокусируется общественное признание способностей человека, степени его одаренности, талантов. Но для успеха - популярности обладания ими недостаточно, субъекту жизнедеятельности необходимо суметь еще и «преподнести» себя. Ориентация на успех, как успех - популярность характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества. Но Г.А.Тульчинский подчеркивает, что ее гиперразвитие может привести к психологическому неблагополучию.

Для психологически здоровой личности важно не просто стать знаменитостью любой ценой, завоевать уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание и самооценка человека проявляются в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде «значимых других» (семьи, друзей, коллег по профессии, авторитетных экспертов). Это дает основание говорить о второй форме успеха - успехе как признания авторитетными «значимыми другими». Именно в этом проявляется избирательность субъекта, для которого важен не любой успех, не любое признание, а только значимое для него самого. Лишь в этом случае признание, по мнению Г.А.Тульчинского, выступает реальной силой, побуждающей к деятельности.

Для формирования и развития личности важен не только успех как признание результатов о ее деятельности, но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем

1 Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л., 1990. -С. 120-150.

и противоречий жизни. Это третья форма человеческого успеха - успех-преодоление и самоопределение. История свидетельствует, что жизнь подавляющего большинства выдающихся людей, отмеченная знаком успеха, была до предела насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкладывая колоссальный труд в дело, которому они себя посвятили. Таким образом, успех как преодоление является важным фактором и выступает не просто как преодоление каких-то внешних преград, но как самоопределение, самостановление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении, казалось бы, непреодолимых проблем и полученный при этом опыт преодоления трудностей составляют ценный багаж для развития субъекта жизнедеятельности. Они являются основой того, чтобы для самого человека его собственные деятельные силы стали реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего самостановления и самовыражения.

Четвертая форма успеха личности - это успех - призвание. Часто на пути к успеху человек получает удовлетворение не столько от конечного результата, сколько от самого процесса его достижения. Для субъекта с ярко выраженной потребностью в самоутверждении достижение успеха является полновесной ценностью и детерминантой самотворчества. «Достигающая» личность много работает над решением определенной проблемы, причем не только ради достижения поставленной цели или общественного признания, а для получения определенного удовлетворения от самой деятельности. Г.А.Тульчинский подчеркивает, что деятельность сама по себе несет для личности смысл, а все остальное (удовлетворение потребности в престиже, славе, признании, статусе, мемориальном вознаграждении) имеет лишь второстепенное значение2. Личность в этом случае, по мнению автора, призвана самоосуществляться в деятельности, стремится самореализоваться, «отдать» себя творчеству, служа идее.

2 Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л., 1990. -С. 138.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Анализируя выделенные Г.А.Тульчинским формы успеха, можно сказать, что при переходе от одной формы к другой возрастает роль индивидуализации в процессе социализации субъекта жизнедеятельности.

Также изучению феномена успешности посвящены работы Н.В. Лейфрид. Автор выделяет два самых распространенных прототипа успешной личности, противоположных по своим характеристикам:

- первый описывается исключительно внешними, социально признанными показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;

- характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики, что, по всей видимости, и отражает особенности представлений людей, гибко учитывающих современные требования1.

Еще один подход к изучению успешности, в частности, в профессиональной деятельности принадлежит Н.А.Аминову, рассматривающему феномен в качестве ведущего критерия оценки труда профессионала2. Исследователь выделяет индивидуальную успешность и социальную успешность. Под индивидуальной или, по определению автора, ресурсной успешностью понимается достижения человека по отношению к самому себе во времени. Социальная успешность определяется достижениями одного человека по отношению к достижениям других людей, понимаемая как конкурентоспособность.

Следовательно, успешность личности в конкретной, профессиональной деятельности имеет психологическую природу, где основными показателями успеха являются результаты соотношения между «собой прошлым» и «собой настоящим», между собой и другими. Этот подход обнаруживает значимость развитости рефлексивных способностей профес-

1 Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Краснодар, 2006. -С. 220.

2 Аминов Н.А. Мотивация успеха-неуспеха и ее мор-фофизиологические корреляты. Сообщение 1. О побудительной функции эмоции успеха-неуспеха. // «Новые

исследования в психологии», 1985, № 1 (32). -С. 23-26.

сионала для оценки степени как своих, так и чужих достижений.

А.Р.Тугушева в своем диссертационном исследовании выделяет понятия объективной и субъективной успешности. По мнению автора, объективная и субъективная успешность определяют (регулируют) качественные характеристики самоопределения: образ своего профессионального будущего, уровень профессиональных притязаний, планирование карьеры, а также освоение широкого круга социальных ролей, позволяющих человеку в полной мере раскрыть свой личностный по-тенциал3. Видение человеком своей успешности и успешности другого является субъективным, т. е. личность с заниженной самооценкой обесценивает успехи (как свои, так и чужие), личность с доминированием определенных ценностей может не считать успешным человека, достижение которого не совпадают с мотивационно-ценностными ориентирами самого субъекта. Эта интерпретация свидетельствует о субъективности оценки чужой успешности. А с точки зрения объективной успешности, успешный тот, кто достигает того, чего он хочет. При этом в любой культуре есть представление об объективной успешности человека, которая оценивается по совокупности достижений в ценимых обществом направлений.

Таким образом, анализ вышеизложенных подходов зарубежной психологии к изучению феномена успешности дает возможность говорить о том, что успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала, которое обусловлено двумя взаимосвязанными процессами - процессами социальной адаптации и личностной самореализации в социуме. Также на основе рассмотренных подходов можно выделить следующие виды успешности: личностную, социальную, профессиональную, достижение которых обусловлено как внешними, социально признанными показателями успеха, так и внутренними, личностными характеристиками субъекта жизнедеятельности.

3 Тугушева А.Р. Представление о социальной успешности и личное самоопределение юношества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара, Удмуртский ГУ. 2007. -С. 24.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Психологическое определение успешности, на наш взгляд, включает в себя: результат достижения значимых целей в среде авторитетных «значимых других»; сам процесс, стимул (способ) достижения, являющийся важным фактором самоопределения, самостановле-

ния, самотворчества; субъективную удовлетворенность процессом достижения целей и результатами собственной деятельности, что, безусловно, является ценным багажом для развития и самореализации субъекта жизнедеятельности.

Литература:

1. Аминов Н.А. Мотивация успеха-неуспеха и ее морфофизиологические корреляты. Сообщение 1. О побудительной функции эмоции успеха-неуспеха. // «Новые исследования в психологии», 1985, № 1 (32). -С. 23-26.

2. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Краснодар, 2006. -С. 220.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. Изд. 4-е, дополненное. - М.: «Азбуковник», 1999.

4. Тугушева А.Р. Представление о социальной успешности и личное самоопределение юношества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара, Удмуртский ГУ, 2007. -С. 24.

5. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л., 1990.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.