Научная статья на тему 'Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии'

Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6962
1602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК / УСПЕШНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ / ACTIVITY / ACTIVITY SUCCESSFULNESS / POSITIVE PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY / LIFE SUCCESS / PROFESSIONAL SUCCESS / SUCCESSFULNESS OF PROFESSIONAL CAREER / SOCIAL SUCCESS / SUCCESSFUL PERSON / SUCCESSFUL PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизаров Андрей Николаевич, Болдинова Марина Николаевна

В статье разрабатывается концепция успеха, успешности, успешного человека. На основе анализа научных работ по психологии описываются критерии успешности. Ставится проблема соотношения духовного удовлетворения в увлекающем человека виде деятельности и значения этого вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизаров Андрей Николаевич, Болдинова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CRITERIA OF ACTIVITY SUCCESSFULNESS AS A PROBLEM OF POSITIVE PSYCHOLOGY

The article deals with the concept of success, successfulness and a successful person. Upon analysis of psychological scientific papers the authors inventoried the criteria of activity successfulness. The investigated issue is the correlation between spiritual satisfaction in an engaging activity for the person and the meaning of this activity.

Текст научной работы на тему «Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии»

Проблемы практической психологии

А.Н. Елизаров, М.Н. Болдинова

Социальные и психологические критерии

успешности деятельности

как проблема позитивной психологии

В статье разрабатывается концепция успеха, успешности, успешного человека. На основе анализа научных работ по психологии описываются критерии успешности. Ставится проблема соотношения духовного удовлетворения в увлекающем человека виде деятельности и значения этого вида деятельности. Ключевые слова: деятельность, успешность деятельности, позитивная психология, жизненный успех, профессиональный успех, успешность профессиональной карьеры, социальная успешность, успешный человек, успешный профессионал.

М. Селигман в книге «Новая позитивная психология» на конкретных примерах показывает, как сочетается в семейной активности человека его успех, успешность деятельности во внесемейных сферах с качеством приносящей духовное удовлетворение деятельности во внутрисемейной сфере, в частности, в сфере воспитания детей. Успех, успешность деятельности во внесемейной сфере запускают «восходящую спираль» для положительных эмоций во внутрисемейной сфере, позволяя повысить качество деятельности во внутрисемейной сфере, приносящей духовное удовлетворение. М. Селигман пишет о «духовном удовлетворении» -категории позитивных переживаний в настоящем [13, с. 338]. В отличие от удовольствий духовное удовлетворение связано не с чувствами, а с увлекающими человека видами деятельности. Обращение к деятельности как к источнику духовного удовлетворения выдвигает на первый план проблему критериев успешности деятельности.

Выдающимся достижением отечественной психологии является разработка категории деятельности. отождествление деятельности с актив-

Проблемы практической психологии

ностью приводит к непониманию значения этого понятия. В поведении конкретных людей может не наблюдаться или почти не наблюдаться признаков деятельности. Деятельность - это не просто активность, это активность, опосредованная совокупностью психологических орудий, сформировавшихся на протяжении истории человечества, культурно, научно и философски опосредованная активность, которая по причине того, что она искусственно создана, характеризуется высокой степенью эффективности. В частности, это находит свое отражение в том, как разные авторы в психологии используют термин «успешность деятельности», решая проблемы, связанные с практикой.

С.Л. Рубинштейн, подчеркивая факт общественной организации человеческой деятельности, указывает на своеобразный характер ее мотивации: «Деятельность человека и входящие в ее состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей» [12, с. 465]. Для правильного понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности С.Л. Рубинштейн предлагает различать: 1) объективную успешность или неуспешность, т.е. эффективность или неэффективность действия; 2) успех или неуспех действующего лица. Далее он пишет о том, что успех или неуспех действующего лица может быть понят: 1) или как чисто личный успех; 2) или как успех определенного общественного дела [Там же, с. 472]. С.Л. Рубинштейн указывает на тот факт, что подлинно великое и ценное зачастую делалось не в целях личного успеха и признания, а иногда и с явным пренебрежением к этому.

Действительно, люди в современном мире зачастую действуют не в целях личного успеха и признания, а иногда и с явным пренебрежением к ним. При этом эти люди действуют, полагая, что их действия направлены на успех определенного общественного дела. Но многие ли из них действительно становятся новаторами в общественной жизни, науке, искусстве? Да, люди могут делать свое дело, не получая при жизни признания, не отступаясь от него, не сворачивая на проторенные дорожки, которые с наименьшей затратой сил ведут к личному признанию и успеху. Но объективная успешность, эффективность действия многих таких людей в современном мире зачастую либо неоправданно низкая, либо нулевая. И здесь ощутима проблема для разработчиков деятельностной парадигмы -концепция деятельности должна учитывать этот феномен, иметь методологический аппарат для его исследования.

Классическая для отечественной психологии последовательность «теория ^ эксперимент ^ практика» предполагает также, что со временем будет разработана научная база для воздействия на этот феномен в рам-

ках психологического консультирования и социально-психологического к тренинга. Активность действующего лица в большинстве случаев чело- | о

веческой деятельности должна приводить к объективной успешности. | §

Для этого деятельностная концепция должна быть дополнена и дорабо- с ^

тана, на основе чего должны быть созданы гуманитарные технологии, направленные на работу с описанным выше феноменом. Несмотря на то, что отдельные психологи-практики с разных, порой неопределенных методологических позиций, осознают они это или нет, но пытаются в плоскости практической работы решать проблемы, связанные с этим феноменом, на уровне науки эта проблема до сих пор должным образом не решена. С.Л. Рубинштейн пишет об одиночках, добившихся объективного успеха на указанном им пути. Но большинство людей, осознанно или неосознанно пытающихся подражать этим людям, зачастую не столь успешны.

очевидно, что как стремление к чисто личному успеху, так и стремление к успеху определенного общественного дела в большинстве случаев активности конкретных людей чреваты проблемой объективной неус-пешности, неэффективности действия. Требуется соединить: 1) стремление к личному успеху; 2) стремление к успеху определенного общественного дела; 3) объективную успешность, эффективность действия.

Если говорить о соединении стремления к успеху определенного общественного дела с объективной успешностью, эффективностью действия, первостепенное значение приобретает проблема объективности как характеристики познавательной деятельности субъекта. С.Л. Рубинштейн пишет по этому поводу, что «познание есть в известном смысле непрерывный процесс размежевания субъективного и объективного, преодоления субъективного и выявления объективного, переход от субъективного к объективному» [10, с. 87]. Ученый указывает, что «основное свойство бытия, сущего в мире, в котором есть человек, заключается в том, чтобы являться человеку, выступать в чувственной данности, быть данным в ощущении» [11, с. 49]. При этом «восприятие выступает как «составная часть» (компонент) реального взаимодействия человека с миром» [Там же]. Таким образом, объективность как характеристика познавательной деятельности субъекта определяется двумя факторами:

1) степень выраженности свойства бытия являться человеку; 2) степень реального взаимодействия человека с миром. Производной от проблемы объективности как характеристики познавательной деятельности является проблема психологической диагностики объективной успешности деятельности (эффективности действия), т.е. измерительного инструмента, позволяющего повысить объективность познавательной деятельности

Проблемы практической психологии

субъекта, соединить стремление субъекта к успеху определенного общественного дела с объективной успешностью, эффективностью действия. Наличие такого инструмента в отношениях «психолог - клиент» рассматривается нами как фактор, способный повысить: 1) степень выраженности свойства бытия являться человеку; 2) степень реального взаимодействия человека с миром. В рамках научных исследований такой инструмент помог бы соотнести различные формы активности субъекта с объективной успешностью, эффективностью действия.

М. Селигман пишет о том, что духовное удовлетворение связано с полной поглощенностью любимым делом, самозабвением, полным отсутствием всяких эмоций, кроме ретроспективных «А ведь было здорово!». Он говорит, что духовное удовлетворение связано с состоянием «потока», когда время останавливается и человек забывает обо всем на свете [13, с. 338]. Но М. Чиксентмихайи указывает на то, что стремление к успеху определенного общественного дела, связанное с состоянием «потока», далеко не всегда заканчивается объективной успешностью, эффективностью действия [21]. Могут иметь место состояние «потока», стремление к успеху определенного общественного дела и/или личному успеху, но объективной успешности, эффективности действия может и не быть. М. Селигман пишет о том, что получить духовное удовлетворение невозможно, если не использовать и не развивать свои индивидуальные достоинства и добродетели [13, с. 338]. Исходя из того, что целью позитивной психологии является счастье (благополучие) [Там же, с. 337], описанные М. Селигманом достоинства и добродетели можно рассматривать как культурно-исторические орудия, регуляторы деятельности целью которой является духовное удовлетворение. Но достаточно ли этих орудий для того, чтобы деятельность, кроме духовного удовлетворения, сопровождалась еще и объективной успешностью, эффективностью действия? Ответить на этот вопрос можно только в том случае, если появится инструмент для измерения объективной успешности, эффективности действия. книга М. Селигмана «Новая позитивная психология» содержит много измерительных шкал. Автор не боится вводить шкалу, когда ему это нужно для решения проблем, возникающих в его деятельности. Но шкалы (или шкал) для измерения объективной успешности, эффективности действия в позитивной психологии пока нет.

Таким образом, проблема данного исследования представлена пятью уровнями по критерию конкретности: проблема качества приносящей духовное удовлетворение деятельности во внутрисемейной сфере ^ проблема соединения стремления к успеху определенного общественного дела в активности субъекта с объективной успешностью, эффективностью

действия ^ проблема объективности как характеристики познавательной деятельности субъекта ^ проблема психологической диагностики объективной успешности деятельности (эффективности действия) ^ проблема измерительного инструмента, позволяющего: а) повысить объективность познавательной деятельности субъекта, соединить стремление субъекта к успеху определенного общественного дела с объективной успешностью, эффективностью действия; б) соотнести различные формы активности субъекта с объективной успешностью, эффективностью действия.

Для решения проблемы психологической диагностики объективной успешности деятельности (эффективности действия), разработки конкретного измерительного инструмента (или совокупности инструментов) необходимо выполнить задачу диагностического описания объекта [1]. Поскольку речь идет о характеристике, непосредственно связанной с фактом общественной организации человеческой деятельности, предметом познания в данном случае является коллективный субъект. А.Л. Журавлев указывает на проблему критериев коллективного субъекта - признаков (свойств, качеств) группы, которые необходимы и достаточны для того, чтобы признать группу коллективным субъектом [3, с. 170]. По аналогии с ним мы ставим проблему критериев успешности деятельности - признаков (свойств, качеств), необходимых для того, чтобы признать деятельность эффективной, объективно успешной. Для выявления этих критериев мы обращаемся к анализу литературы, в которой решается проблема успешности деятельности.

Н.А. Кибальченко пишет об успешности учебной деятельности. Успешность деятельности в этом случае определяется результатом, т.е. успеваемостью [4].

Е.к. климова указывает на следующие критерии успешности деятельности: производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий [5, с. 60].

А.Е. Чирикова в качестве критериев успешности деятельности предпринимателей указывает на мнение экспертов и профессионального сообщества, т.е. оценку со стороны [22].

О.Н. Родина в качестве критерия успешности трудовой деятельности психолога рассматривает достижение высокого уровня профессионализма [9]. Она полагает, что успешность деятельности можно оценить как с учетом внешних оценок, так и самооценки. На основе анализа ее работы можно выделить следующие направления оценки: 1) результативность и эффективность взаимодействия с коллегами; 2) эффективная помощь другим людям; 3) вклад в развитие науки; 4) удовлетворение потребностей субъекта в его деятельности; 5) вознаграждение за труд [9].

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина и А.П. Корнилов, анализируя личностные предпосылки успешности деятельности брокера, указывают на следующие критерии успешности деятельности: 1) личное обогащение;

2) внешний результат деятельности: функционирование товарно-денежных обращений по линиям «производитель - потребитель», «поставщик - заказчик» и т.д. [6].

Таким образом, мы видим, что термин «успешность деятельности» используется в отечественной научной психологической литературе. Е.К. Климова пишет о том, что «успешность является одной из важнейших характеристик любой деятельности» [5, с. 60].

Собранные данные позволяют сделать вывод, что в научной психологической литературе при анализе успешности деятельности рассматриваются учебная и трудовая деятельность. В рамках учебной деятельности критерием успешности является успеваемость. В рамках трудовой деятельности можно, с одной стороны, говорить следующих критериях:

1) наличие или отсутствие результата деятельности; 2) качество того, что делает человек; 3) скорость труда; 4) безошибочность труда; 5) результативность взаимодействия с коллегами; 6) эффективность взаимодействия с коллегами; 7) вклад в развитие науки; 8) значение того, что делает человек, для других людей. С другой стороны, в рамках трудовой деятельности можно говорить о: 1) удовлетворении потребностей субъекта в его деятельности; 2) величине вознаграждения субъекта за труд. Оценка успешности деятельности по представленным выше критериям может осуществляться как самим субъектом (самооценка), так и окружающими (оценка коллег, членов профессионального сообщества, экспертная оценка).

Попробуем расширить данную систему критериев, обратив внимание на исследования, в которых авторы вместо термина «успешность деятельности» используют для описания критериев успешности деятельности другие термины - «успех», «успех в труде», «жизненный успех», «профессиональный успех», «успешность», «успешность профессиональной карьеры», «социальная успешность», «успешность действия», «успешный человек», «успешный профессионал».

г.В. Турецкая в качестве критерия успешности деятельности рассматривает наличие или отсутствие деловой активности. Женщина может ассоциировать деловой успех с нежелательными для своей личной жизни последствиями и избегать его: профессиональный успех и успех в значимых отношениях (в семье) для нее взаимоисключающи [19].

А.Р. Тугушева пишет о том, что успешность рассматривается как особая направленность личности с характерными для нее: 1) мотива-

цией на достижение; 2) ценностями; 3) коммуникативными навыками;

4) когнитивными способностями; 5) умением контролировать эмоции [18, с. 8]. Социальная успешность рассматривается ученой как совокупность качеств личности, связанная с удовлетворением относительно своего положения в социальном окружении, а также как результат интеграции человека в данную социальную среду. Структура представлений о социальной успешности, согласно А.Р. Тугушевой, состоит из: а) приписываемых человеку характеристик личности (целеустремленность как стремление достичь цели, несмотря на трудности, уверенность, коммуникабельность, желание развивать себя); б) социально-профессиональных категорий (наличие любимой работы, стремление сделать карьеру); в) социально статусных категорий (положение в обществе, способность оказывать влияние); г) категорий, характеризующих значимость роли близких людей, их поддержки (семья, друзья) [Там же, с. 12].

С.В. Славнов проблему успешности профессиональной деятельности будущего профессионала предлагает рассматривать в двух взаимосвязанных контекстах: с точки зрения критериев профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста. Профессионализм он предлагает рассматривать с точки зрения состояния операциональной и мотивационной сфер профессиональной деятельности субъекта. Отмечается, что операциональная сторона, включающая личностные профессионально важные качества и представление о них, наиболее существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как мотивационная сфера имеет важнейшее значение для профессионального роста]. С точки зрения С.В. Славнова, степень развития образа мотивационной сферы успешного профессионала указывает на перспективу профессионального роста [15].

Н.Ю. Синягина и Я.А. Чернышев указывают на такой критерий успешности профессиональной деятельности, как степень удовлетворенности субъекта профессиональной деятельности развитием трудового пути, задаваемую сочетанием субъективных детерминант (развитость «Я-кон-цепции» и ее составляющих) и объективных показателей (динамика профессионального роста, должностного продвижения, увеличение размеров служебного вознаграждения, получение отраслевых наград и др.) [14].

Я.С. Хаммер описывает профессиональный успех как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры, - как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений [20]. Он различает два вида успеха (объективный и субъективный), отдельно рассматривать которые считается дефицитарным (их следует рассматривать как комплексный феномен). Под объективным успехом

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

понимается положительный результат в карьере, который может быть оценен окружающими людьми. Он измеряется такими характеристиками, как размер заработной платы, количество продвижений по службе и уровень занимаемой должности в иерархии компании. Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о его профессиональных достижениях и результатах. Он измеряется параметрами удовлетворенности работой и карьерой [20].

В.И. Степанский также выделяет субъективные и объективные критерии успешности. Объективные критерии успешности предъявляются извне. Субъективный критерий успешности - один из важнейших звеньев саморегуляции деятельности, с помощью которого человек оценивает получаемые результаты, учитывая при этом как объективные требования, предъявляемые извне, так и свои собственные притязания наряду с психическими и физическими возможностями реализации поставленных целей. Регуляторная функция субъективного критерия успешности заключается в установлении границ между реальными и запланированными результатами [16].

На необходимость различать объективные и субъективные критерии указывает Н.Д. Творогова. С одной стороны, успех - это событие, получившее социальную или общественную оценку, с другой - важно, что сам человек понимает под успехом [17].

На необходимость различать объективные и субъективные критерии указывают также В.И. Моросанова и В.И. Степанский. Они указывают на то, что результат может быть представлен как в соответствии с заданными параметрами (объективная результативность), так и в соответствии с субъективно-приемлемыми параметрами (субъективная результативность) [8].

Н.В. Лейфрид полагает, что следует различать понятия «успех» и «успешность» [7, с. 95]. Если в понятии «успех» фиксируют объективные достижения, то в понятии «успешность», как полагает Н.В. лей-фрид, отражено чувство переживания успеха. Н.В. лейфрид пишет о том, что объективные показатели (материальное благополучие, социальный статус) с психической точки зрения часто бывают недостаточными для признания человека успешным или неуспешным. В качестве основных субъективных критериев успешности он предлагает рассматривать ответственность, удовлетворенность, самореализацию, самоэффективность [7].

Н.А. Батурин пишет об успехе и неудаче как о сложных системных образованиях, в структуру которых входят когнитивные (система самооценок и оценок достигнутого результата по отношению к внешнему эта-

лону, цели, социальному стандарту качества, притязаниям и т.д.), так и аффективные составляющие (система эмоциональных процессов, возникающих при отражении достигнутого результата и оценок этого результата) [2].

Собранные данные позволяют сделать вывод, что в научной психологической литературе при анализе успеха, успешности рассматриваются следующие виды деятельности: 1) учебная деятельность; 2) трудовая (профессиональная) деятельность; 3) значимые отношения (с близкими людьми - членами семьи, друзьями); 4) общество - социальное окружение (социальная среда). В рамках каждого из этих видов деятельности следует говорить о внешних и внутренних критериях объективной успешности, эффективности действия.

Внешние критерии выражают общественную (социальную) оценку. Они легко регистрируются, понятны большинству людей. Внутренние критерии являются продуктом процесса саморегуляции. Они отражают:

1) внешние критерии (требования, предъявляемые извне); 2) притязания субъекта; 3) психические и физические возможности реализации поставленных целей.

В научной литературе внешние критерии определяются как объективные, а внутренние как субъективные, что в контексте осуществляемого нами анализа может привести к терминологической путанице - как внутренние, так и внешние критерии рассматриваются нами в качестве показателей объективной успешности, эффективности действия. Поэтому мы заменили дихотомию терминов «объективный - субъективный» применительно к критериям объективной успешности, эффективности действия на дихотомию терминов «внешний - внутренний». В контексте осуществляемого нами анализа словосочетания «внешний критерий» и «социальный критерий» применительно к оценке объективной успешности деятельности мы рассматриваем как синонимы.

В качестве критериев объективной успешности (человека или его деятельности) могут рассматриваться и психологические характеристики (способность человека к активности в той или иной сфере, степень развития мотивационной сферы, развитость «Я-концепции» и ее составляющих). Таких характеристик можно выделить множество и по разным основаниям в зависимости от сферы и условий деятельности. хотя бы в некоторой степени эти характеристики можно рассматривать как результат деятельности субъекта, а значит, и как критерии успешности деятельности. Психологические характеристики могут выступать в роли как внешних, так и внутренних критериев успешности деятельности. Оценка успешности может осуществляться: 1) самим субъектом (само-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

оценка); 2) окружающими (коллеги, члены профессионального сообщества, эксперты и т.д.).

Психологические характеристики являются наиболее важными критериями успешности деятельности. В критических обстоятельствах, не зависящих или слабо зависящих от субъекта, как внешние, так и внутренние критерии объективности успешности деятельности могут демонстрировать значение, свидетельствующее, что объективная успешность деятельности низкая. Только психологические характеристики в критических обстоятельствах не меняют своего значения - соответствующие им психологические свойства личности являются базой для того, чтобы человек мог заново организовать свою деятельность в изменившихся условиях, в результате чего как внешние, так и внутренние критерии объективной успешности деятельности через некоторое время начинают демонстрировать значение, свидетельствующее, что успешность деятельности высокая.

Применительно к сфере учебной деятельности внешним критерием объективной успешности, эффективности действия является успеваемость.

В рамках сферы трудовой (профессиональной) деятельности внешними критериями успешности, эффективности действия являются:

1) наличие или отсутствие результата деятельности;

2) качество того, что делает человек;

3) скорость труда;

4) безошибочность труда;

5) результативность взаимодействия с коллегами;

6) эффективность взаимодействия с коллегами;

7) вклад в развитие науки;

8) значение того, что делает человек, для других людей;

9) уровень занимаемой должности в иерархии компании (организации);

10) должностное продвижение;

11) величина материального вознаграждения за труд;

12) наличие, количество и качество наград.

Внутренними критериями объективной успешности, эффективности действия в рамках сферы трудовой (профессиональной) деятельности являются:

1) удовлетворение в деятельности потребностей субъекта;

2) степень удовлетворенности развитием трудового пути.

Применительно к сфере деятельности «общество» (социальное окружение, социальная среда) внешними критериями объективной успешности, эффективности действия являются:

1) положение в обществе;

2) возможность оказывать влияние.

В рамках сферы трудовой (профессиональной) деятельности в качестве критериев успешности (человека или его деятельности) рассматриваются следующие психологические характеристики:

1) способность человека к активности в той или иной сфере;

2) степень развития мотивационной сферы;

3) развитость «Я-концепции» и ее составляющих);

4) направленность личности с характерными для нее: мотивацией на достижение; ценностями; коммуникативными навыками; когнитивными способностями; умением контролировать эмоции.

В рамках сферы деятельности «общество» (социальное окружение, социальная среда) в качестве критериев успешности (человека или его деятельности) рассматриваются следующие психологические характеристики:

1) целеустремленность как стремление достичь цели, несмотря на трудности;

2) уверенность;

3) коммуникабельность;

4) желание развивать себя;

5) ответственность;

6) удовлетворенность;

7) самореализация;

8) самоэффективность.

Проведенный анализ - этап на пути разработки анкеты для оценки объективной успешности, эффективности деятельности. Полученная в результате анализа литературы и представленная выше система критериев предназначена для разработки вопросов анкеты, направленных на выявление явлений, соответствующих установленным критериям.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М., 2006.

2. Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 87-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М., 2005.

4. Кибальченко Н.А. Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успешностью деятельности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 33-45.

5. Климова Е.К. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2004.

6. Корнилова Т.В., Булыгина В.Г., Корнилов А.П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 90-99.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

7. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: Дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2005.

8. Моросанова В.И., Степанский В.И. Метод выявления субъективного критерия успешности действий // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 129-133.

9. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 3. С. 60-67.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2012.

11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2007.

13. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.

14. Синягина Н.Ю., Чернышев Я.А. К определению структуры межотраслевых прогностических показателей успешности профессиональной карьеры // Мир психологии. 2006. № 3 (47). С. 184-191.

15. Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 82-90.

16. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 59-75.

17. Творогова Н.Д. Я в контексте психологии успеха // Мир психологии. 2002. № 2 (30). С. 53-60.

18. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007.

19. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 37-46.

20. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.

21. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М., 2012.

22. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3.

С. 81-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.