Научная статья на тему 'УСПЕШНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

УСПЕШНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / УСТАНОВКА НА УСПЕШНОСТЬ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Марандыкина Оксана Викторовна, Вишневский Владислав Иванович

Материал исследования посвящён вопросам формирования установки на успешность и мотивированию к достижению результата как основополагающей в высокой эффективности курса элективных дисциплин по физической культуре. Состояние физических кондиций и здоровья вызывает тревогу специалистов в области педагогики, социологии и медицины. Данное состояние дел связывают с отношением молодежи и их родителей к физической культуре, как анахронизму. Не менее важным является и установка на достижения успеха. Вопросы формирования установки на успех и мотивации к занятиям рассмотрены недостаточно, данное касается и успешности в занятиях элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Различные авторы [2, 6, 7] указывают, что для повышения эффективности деятельности, в том числе и занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту они должны быть напрямую связаны с мотивацией и установкой на успешность. Поиск направлений формирования установки на успешность и мотивации как составляющих эффективности является актуальным на всем протяжении развития общества. Рассматриваются вопросы формирования установки на достижения успеха, а также определены факторы, препятствующие формированию достижению успеха, снижающие мотивацию к занятиям элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Методы исследований, использованные в ходе исследований, были следующими: для выявления факторов, влияющих на формирование мотивации проводились анкетирование по разработанным автором анкетам, беседы со студентами и профессорско-преподавательским составом, наблюдение. Результаты исследования могут быть использованы при организации занятий со студентами различных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Марандыкина Оксана Викторовна, Вишневский Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS AND MOTIVATION AS A FACTOR THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

The research material is devoted to the formation of an attitude to success and motivation to achieve results as fundamental in the high efficiency of the course of elective disciplines in physical culture. The state of physical conditions and health is alarming for specialists in the field of pedagogy, sociology and medicine. This state of affairs is associated with the attitude of young people and their parents to physical culture as an anachronism. Equally important is the mindset to achieve success. The issues of forming a mindset for success and motivation for classes are not sufficiently considered, this also applies to success in classes in elective disciplines in physical culture and sports. Various authors [2, 6, 7] indicate that in order to increase the effectiveness of activities, including elective disciplines in physical culture and sports, they should be directly related to motivation and attitude to success. The search for directions for the formation of an attitude to success and motivation as components of efficiency is relevant throughout the development of society. The issues of formation of the mindset to achieve success are considered, as well as the factors preventing the formation of success, reducing motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports are identified. The research methods used in the course of the research were as follows: to identify the factors influencing the formation of motivation, questionnaires were conducted according to questionnaires developed by the author, conversations with students and teaching staff, observation. The results of the study can be used in organizing classes with students of various educational institutions.

Текст научной работы на тему «УСПЕШНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

11. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 1. - 576 с.

12. Юрчук, Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Юрчук Галина Владимировна. - Красноярск, 2005. - 22 с.

Педагогика

УДК796/799

кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Марандыкина Оксана Викторовна Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вишневский Владислав Иванович

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (г. Москва) УСПЕШНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Материал исследования посвящён вопросам формирования установки на успешность и мотивированию к достижению результата как основополагающей в высокой эффективности курса элективных дисциплин по физической культуре. Состояние физических кондиций и здоровья вызывает тревогу специалистов в области педагогики, социологии и медицины. Данное состояние дел связывают с отношением молодежи и их родителей к физической культуре, как анахронизму. Не менее важным является и установка на достижения успеха. Вопросы формирования установки на успех и мотивации к занятиям рассмотрены недостаточно, данное касается и успешности в занятиях элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Различные авторы [2, 6, 71 указывают, что для повышения эффективности деятельности, в том числе и занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту они должны быть напрямую связаны с мотивацией и установкой на успешность. Поиск направлений формирования установки на успешность и мотивации как составляющих эффективности является актуальным на всем протяжении развития общества.

Рассматриваются вопросы формирования установки на достижения успеха, а также определены факторы, препятствующие формированию достижению успеха, снижающие мотивацию к занятиям элективными дисциплинами по физической культуре и спорту.

Методы исследований, использованные в ходе исследований, были следующими: для выявления факторов, влияющих на формирование мотивации проводились анкетирование по разработанным автором анкетам, беседы со студентами и профессорско-преподавательским составом, наблюдение.

Результаты исследования могут быть использованы при организации занятий со студентами различных учебных заведений.

Ключевые слова: мотивация, цифровые технологии, электронная образовательная среда, дистанционное обучение, информационные ресурсы, установка на успешность, мотивация, элективные дисциплины по физической культуре.

Annotation. The research material is devoted to the formation of an attitude to success and motivation to achieve results as fundamental in the high efficiency of the course of elective disciplines in physical culture. The state of physical conditions and health is alarming for specialists in the field of pedagogy, sociology and medicine. This state of affairs is associated with the attitude of young people and their parents to physical culture as an anachronism. Equally important is the mindset to achieve success. The issues of forming a mindset for success and motivation for classes are not sufficiently considered, this also applies to success in classes in elective disciplines in physical culture and sports. Various authors [2, 6, 7] indicate that in order to increase the effectiveness of activities, including elective disciplines in physical culture and sports, they should be directly related to motivation and attitude to success. The search for directions for the formation of an attitude to success and motivation as components of efficiency is relevant throughout the development of society.

The issues of formation of the mindset to achieve success are considered, as well as the factors preventing the formation of success, reducing motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports are identified.

The research methods used in the course of the research were as follows: to identify the factors influencing the formation of motivation, questionnaires were conducted according to questionnaires developed by the author, conversations with students and teaching staff, observation.

The results of the study can be used in organizing classes with students of various educational institutions.

Key words: motivation, digital technologies, electronic educational environment, distance learning, information resources, attitude to success, motivation, elective disciplines in physical culture.

Введение. Сформированная мотивация в достижении необходимого результата играет доминирующее значение [1, 2, 6, 7, 9, 11]. Вопросы мотивации, эффективности и достижения успеха, т.е. поставленных целей всегда были актуальны практически во всех сферах деятельности человека. Повышение результативности деятельности всегда связано с мотивами что я получу или достигну и как быстро если просто выполню работу или более качественно выполню.

Не менее актуальны вопросы формирования мотивации в образовательной сфере. И здесь не мало вопросов, среди которых, чего я достигну по окончании вуза, буду ли я трудоустроен после окончания обучения, какова будет заработная плата, каковы условия работы, будут ли востребованы знания, полученные в вузе в процессе трудовой деятельности и насколько востребованы.

Соответствующая современным тенденциям в обществе и производстве профессиональная подготовка специалистов в вузе невозможна без исследовательской, познавательной и учебно-трудовой деятельности. И данное возможно только при сформированной мотивации к перечисленным видам деятельности. Сформировать у студента мотивацию к учебной деятельности, достижению результата, установку на успех, воспитать творческий подход к процессу обучения и далее к профессиональной деятельности, расширять и совершенствовать свои знания, вести и пропагандировать здоровый образ жизни - основная задача высшей школы [9].

Методы исследований: для выявления наиболее эффективных способов формирования мотивации к занятиям элективными дисциплинами по физической культуре и спорту в дистанционном формате были применены эмпирические методы исследования (для выявления интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту были проанализированы работы авторов ведущих исследования в сфере педагогики и психологии, использованы методы наблюдения и опроса, в том числе использовали опросник Т. Элерса).

Изложение основного материала статьи. На мотивацию и успешность оказывает свое влияние и ряд факторов,

например внутренние установки, их гораздо больше, приведем часть из них: мне вообще никогда не везет, я не имею права на ошибку. По данным [4, 6, 121 в процессе учебной и трудовой деятельности на пути к желаемому у ряда студентов оказывается барьер, состоящий из деструктивных установок, формирующиеся на различных жизненных этапах и при столкновении с реальностью, данные установки оказываются несостоятельными, но тем не менее подчиняясь им человек следует данным установкам не анализируя их и не ведет поиск конструктивного решения. Данные иррациональные убеждения по данным авторов [2, 3, 121 не позволяют осуществить задуманное и достичь желаемого.

В ходе анонимного опроса авторы выяснили, что практически все имеют данные установки, касающиеся различных аспектов деятельности. У девушек основным фактором являются недостатки внешности, нехватка средств, и аргумент «мне это не дано». У юношей основными факторами оказались: мне это не дано, недостаточно средств, не могу себя заставить.

Помимо внутренних установок на поведение человека оказывают и внешние факторы. По данным ряда исследователей [2, 4, 5] внешние события проявляют воздействие на поведенческую реакцию человека, и характер влияния зависит от восприятия событий, одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом, что будет оказывать влияние на их поведение, которое с силу обстоятельств будет разным.

Приведенные выше внутренние и внешние установки затрагивают практически все стороны жизни человека, не обошли они стороной и учебную сферу. Учебная и далее профессиональная деятельность - являясь сферой самореализации человека, определяют удовлетворенность, востребованность и насколько человек будет само реализован в ней будет зависеть благополучие личности в целом [8, 11].

В ходе поиска эффективных методов формирования мотивации необходимо выяснить, будет ли студент, по его мнению, трудоустроен после окончания учебного обучения. Для решения поставленной задачи был проведен опрос, где студентам предложили ответить на вопрос «Уверены ли Вы в своем трудоустройстве по полученной специальности» и ответ показал следующее, 69% выпускников осваивающие экономические специальности, 41% будущих специалистов строительных отраслей, 17% будущих 1Т специальностей не уверенны в своем трудоустройстве и возможно будут искать работу в других отраслях.

На вопрос «Вас ситуация с вашим будущим трудоустройством тревожит» 70% опрошенных указали, что тревожит. Остальные респонденты указали, что их представленная ситуация не волнует, так как знают свое место работы или уже работают. От части работающие студенты трудоустроены в сфере услуг, не по специальности, но со слов студентов сложившаяся ситуация устраивает.

Основную долю проблемного трудоустройства составляют будущие экономисты. Со слов студентов, осваивающих экономические специальности с каждым годом все труднее найти работу. В данной ситуации возрастает конкуренция среди будущих специалистов, и одним из факторов эффективной конкурентоспособности является установка на успех [5].

При формировании установки на успех по данным [5, 10] необходимо выделение внешних и внутренних мотивов, где именно на внутренних мотивах (ориентация на процесс и результат) рекомендуют акцентировать внимание при формировании мотивации [10]. По данным [2] формирование мотивации, в том числе и установки на успех, где целью являются достижение положительных результатов и личностную активность определяет потребность в достижении успеха, соответственно необходимо сформировать интерес к самой деятельности и ее результату. По данным [1, 10] достигают вершин люди именно в той деятельности, которая вызывает интерес, где интерес - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека [10].

В ходе опроса с помощью опросника Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха студентов, выяснилось следующее: (результаты опроса представлены на рисунке 1).

низкая мшвация к

успеху; 13%

средний уровень мотивации; 38%

Рисунок 1. Уровень мотивации к успеху

Как видим, что средний и умеренно высокий уровень мотивации численно преобладают. По данным [2, 12] лица, опасающиеся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают обойтись без риска или, если невозможно обойтись без риска, то предпочитают минимальный риск, где неудача в достижении желаемого не угрожает авторитету. Преобладание мотива избегания неудач провоцирует занижению самооценки и уровня притязаний. Следующие друг за другом или чередующиеся неудачи способствуют снижению веры в себя и развитию боязни неудач. По данным [2, 12] как правило у них низкий уровень мотивации достижения. Данное подтвердилось в дальнейшем опросе, где студенты, имеющие высокий уровень мотивации к достижению успеха, ставили одной из целей развитие своего дела. Тогда как имеющие низкий уровень указали, что их не интересует предпринимательская деятельность, из-за высокой рискованности.

В процессе учебной деятельности в качестве успехов студенты указали следующее: для юношей и девушек освоить ключевые предметы и завести нужные знакомства для будущей карьеры. По результатам опроса как у юношей, так и девушек элективные дисциплины по физической культуре в качестве инструментария продвижения к успеху не рассматриваются.

Для выявления факторов, снижающих интерес у студентов к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, был проведен опрос. В ходе данного опроса студенты указали, что им не интересны занятия, где преподаватель сам не может правильно и красиво выполнить упражнение. Со слов студентов если он сам не может правильно показать упражнение, то почему преподаватель требует этого от студентов. В ходе бесед со студентами было выяснено, что в

большинстве вузов средний возраст преподавателей элективными дисциплинами по физической культуре и спорту достаточно возрастной 40-60 лет. В таком возрасте преподаватель не всегда способен красиво выполнить двигательное действие. Со слов студентов преподаватель должен уметь представить свою дисциплину, рассказать студентам о ее необходимости на данном этапе обучения и на перспективу, для чего она необходима в трудовой деятельности. Если преподаватель использует общие фразы, то такая дисциплина им так же мало интересна. Со слов студентов, данное говорит, что сам преподаватель мало разбирается в своей дисциплине или преподаваемый предмет мало интересен прежде всего самому преподавателю, а если не интересно педагогу, то почему должно быть интересно студенту.

Не менее важным является использование информационных технологий для повышения познавательного интереса студентов при освоении элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Данное является, стимулирующим интерес к данным занятиям фактором, активизирующим формирования мотивации.

Но основным из факторов успешного формирования мотивации является формирование установки на достижения успеха. По данным [1, 2, 3] формирование установки на достижения успеха является краеугольным фактором успешной мотивации к деятельности. Достижение успеха занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту можно считать достижение желаемых кондиций как в физической подготовленности, так и в достижении необходимых форм тела, выполнение разрядных нормативов и т.д.

Из результата опроса стало видно, что четвертая часть не ставит никаких целей занимаясь элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Данное говорит о пассивном отношении к осваиваемой дисциплине.

Так же в ходе бесед со студентами было выяснено, что о пользе физической культуры и так все известно, со слов студентов о пользе приведенных занятий говорят со школы и в дальнейшем ничего нового им преподаватель не сказал и не скажет. Однако в ходе бесед выяснилось, что в учебных группах, где преподаватель сам занимается различными видами спортивной деятельности, студенты более охотно посещают занятия элективным дисциплинами по физической культуре и спорту. Студенты утверждают, что в данном случае играет срою роль в популяризации занятий внешний вид педагога, обязательно, чтобы был подтянут, без висячего живота, он должен уметь сам красиво выполнить упражнение, знать и уметь донести знания до студентов.

Не менее важным в деле формирования мотивации и интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту являются современные технологии, позволяющие открывать практическую значимость изучаемого материала, предлагать решения и задавать вопросы. Технологические реалии делают возможным увидеть различные процессы, протекающие в организме, контролировать нагрузку, повысить интерес к занятиям физической культурой и индивидуализировать подход. Данная ситуация способствует активизации познавательной деятельности занимающегося.

Но представленный технологические решения без формирования мотивации к самой учебной деятельности не будет иметь значения. Различные авторы [2, 8] указывают на несформированную мотивацию студентов к самому учебному процессу и элективными дисциплинами по физической культуре и спорту, в частности.

Данное объясняется видами спортивной деятельности не интересными студентам, т.е. учебный процесс, построенный без учета интересов и желаний студентов, не вызывает заинтересованности у студентов, более того, студенчество ищет и находит пути обхода обязательной формы занятий. В ходе беседы со студентами выяснилось, что одним из путей обхода обязательных занятий являются секционные занятия при вузе, фитнесс клубах или иные способы ухода от обязательных занятий (различные справки, в том числе и по болезни).

В ходе опросов студентов было выяснено, что успешность профессиональной деятельности в значительной части связывают с качеством обучения в вузе, но успешность в профессиональной деятельности связывают с полезными связями и знакомствами. В ходе бесед студентам было указано, что состояние здоровья является одним из аргументов эффективности специалиста и данное совпадает с результатами исследований [11]. Практически все принявшие в беседе студенты были согласны с данным аргументом.

Для определения направлений формирования установки на успех был проведен опрос, в ходе которого был задан вопрос «Вам помогает достичь цели одобрение родных и близких людей» практически все респонденты указали, что помогает, а в ряде случаев стимулирует к активизации деятельности.

Что мешает в достижении успеха, 69% респондентов указали на формальную помощь. Данное относится как к действиям близких людей, так и педагогов.

Со слов студентов в формировании установки на успех не менее важным является и климат в учебной группе. Установка на достижение успеха работает в условиях положительного или нейтрального климата в учебной группе. Тогда как отрицательный климат дестабилизирует ситуацию, делая невозможным достижение успеха. Данное подтверждается и результатами наблюдений за результатами выполнения заданий студентами учебных групп с положительным и отрицательным климатом в группах. В группах с положительным климатов в учебных группах результативность деятельности достигала 92%, тогда как в группах с отрицательным климатом результативность достигала 47%. Результативность определяли по результатам выполнения заданий, количество и уровень заданий было одинаковым, количество участников в группе исполнителей также было одинаковым.

Не менее важным является поддержка педагогов и близких людей при выполнении заданий. В ходе наблюдений за группой студентов, выполняющих задание, преподаватель поддерживал студентов, не подсказывая решение он поддерживал студентами фразами «Вы можете сделать», «Вы отличная команда и вам данное по плечу» и др. фразы поддерживающее положительный фон в группе. Тогда как в группе, где преподаватель просто наблюдал за выполнением или просто отошел от группы и не принимал никакого участия, результаты были значительно ниже. В группе, где преподаватель изначально сказал, что вам данное задание не по силам, просто принимайте участие, результат оказался самым низким. Данные результаты исследований показывают, что положительная стимуляция повышает результативность действий, тогда как после выполнения заданий в группе, где преподаватель изначально сказал, что данные задания вам не по плечу, просто поучаствуйте оказало отрицательное воздействие. Студенты высказали свое мнение «Лучше бы преподаватель ничего не говорил, это было бы лучше». И результаты выполнения заданий в данной команде были самые низкие.

Не менее важным в формировании мотивации является занятие любимым видом спортивной деятельности. В ходе опроса было выявлено, что стандартные занятия в рамках рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» не интересны студентам, так как данные занятия построены без учета интересов студентов. Юноши в выборе вида спортивной деятельности склоняются к игровым, силовым и экстремальным видам спортивной деятельности, тогда как девушки больше акцентируют внимание на таких видах спортивной деятельности как пилатес, йога, стретчинг и танцевальные виды.

Но в данном случае возникает несколько вопросов: есть ли специалисты по избранным студентами видам спорта, наличие и состояние материальной базы у вуза, для организации учебного процесса по избранным видам спорта.

Современные условия пандемии Covid 19 сделали необходимым перевод учебного процесса в дистанционный формат. В результате опроса студентов II и III курсов выяснено, что студенты охотнее занимаются дистанционно. Данные,

полученные в результате опроса, совпали с данными [2, 4] и определено рядом факторов:

- студенты занимаются в домашних условиях, что снижает напряженность, делает более комфортными условия занятий, никто не видит недостатки фигуры тела или технике выполнения упражнений;

- занимаюсь в том спортивном костюме, который есть в наличии и это никому не видно;

- домашние условия дают возможность выбора наиболее комфортного времени занятия;

- не менее важным является возможность занятий наиболее интересным видом спортивной деятельности, что повышает эффективность занятий.

Выводы. В процессе формирования установки на успешность необходимо решить ряд вопросов:

- необходимо формирование позитивного отношения к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту;

- профессорско-преподавательский состав должен сам владеть широким объемом знаний не только в преподаваемой дисциплине и стимулировать интерес к преподаваемой дисциплине;

- преподавателям и родителям необходимо стимулировать достижения успеха своими студентами;

- для формирования установки на успешность необходимо выявить сильные и слабые стороны занимающегося, для чего необходимо оценить уровень физической подготовленности и уровень притязаний;

- мотивация является основным составляющим в достижении успеха.

Для повышения эффективности в мотивации к занятиям различными видами спортивной деятельности является выявление и формирование потребности студентов, для чего необходимо взаимодействие с занимающимися, вести опрос, беседы о воздействии физической нагрузки на состояние организма, объяснять современные тенденции в физической культуре и спорте, популяризировать занятия различными видами спортивной деятельности [7, 8].

В ходе исследований [1, 11, 12] пришли к ряду выводов, среди которых следует выделить следующее:

- для формирования устойчивой мотивации необходимо формировать объем знаний в сфере физической культуры, медицины (оздоровление средствами физической культуры) и физиологии;

- преподавателям необходимо освоить методы психологической поддержки студентов;

- поддержка студентов при сдаче нормативов или освоении двигательных действий, проявляющих недостаточную подготовленность;

- способствовать повышению уровню самооценки у студентов со сниженной самооценкой;

- необходимо побуждать студентов к постановке цели деятельности и определять сроки и пути достижения;

- для студентов с низким уровнем подготовленности необходимо разрабатывать индивидуальный подход, т.е. разрабатывать поэтапную систему подготовки с целями и задачами, соответствующими каждому из этапов;

- для формирования устойчивой мотивации необходим учет потребностей студентов;

- эмоционально поддерживать студентов при затруднении выполнения задания или сдачи контрольных нормативов. Необходимо создавать положительный фон в коллективе, данное будет способствовать повышению результативности деятельности самого коллектива и повышению мотивированности студентов в достижении результата и успешности занятий.

Литература:

1. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С.В. Баженов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2018. - Том 7, №4. - С. 84-85

2. Бахарев, Ю.А. Физическая культура успеха: учебное пособие / Ю.А. Бахарев, С.В. Соколовская, Е.А. Орлова, Л.В. Филонов, Н.Н. Устюхова, С.Н. Полебенцев, В.А. Балчугов, И.С. Царева, В.В. Селезнев. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. - 262 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Изд-во: Российское педагогическое агентство, 1998. - 264 с.

4. Гапонова, С.А., Зыкова А.В. Развитие конкурентоспособности личности в период юношества как одно из условий жизнестойкости и психологического благополучия взрослой личности Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 16 с.

5. Дэниел Пинк Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. - Электронное издание. - ООО «Альпина Паблишер», 2013. - С. 32.

6. Иванников, В.И. Мотивация и стимулирование труда персонала в организации / В.И. Иванников, П.В. Симонин // Новое поколение. - 2016. - № 10. - С. 163-165.

7. Ильин, И.П. Мотивация и мотивы / И.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2000. - 298 с.

8. Иконникова, А.П. Зуева С.О. Психологические различия во временной перспективе студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2 частях. - 2018. - С. 74-79.

9. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1998. - 191 с.

10. Крамской, С.И. К вопросу повышения имиджа занятий физической культурой и спортом в системе профессионального самоопределения личности (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова) / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 12 (14). - С. 58-64.

11. Лебедева, Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе / Т.Е. Лебедева // Высшее образование сегодня. - 2007. - №8. - С. 49-51.

12. Степанова, Т.В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студента ВУЗа / Т.В. Степанова // Вестник КузГТУ. - № 6 -2 (44), 2004. - С. 144-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.