Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ УМЕНИЙ / НАВЫКОВ И ЗНАНИЙ / СТУДЕНТЫ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артамонов Андрей Борисович

Материал исследования посвящен результатам внедрения туризма в систему элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Актуальность исследования обоснована необходимостью повышения эффективности занятий. В результате анализа уровня физической подготовленности выявился низкий уровень физических кондиций и состояние здоровья, недостаточный объем умений и навыков, мотивированность к занятиям физической культурой. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса элективных дисциплин по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артамонов Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A COMPONENT OF ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

The material of the study is devoted to the results of the introduction of tourism into the system of elective disciplines in physical culture and sports. The relevance of the study is justified by the need to improve the effectiveness of classes. As a result of the analysis of the level of physical fitness, a low level of physical condition and health status, an insufficient amount of skills and abilities, and motivation for physical culture were revealed. The results of the study can be used in the organization of the educational process of elective disciplines in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

УДК 796/799

ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Артамонов Андрей Борисович

Старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Материал исследования посвящен результатам внедрения туризма в систему элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Актуальность исследования обоснована необходимостью повышения эффективности занятий. В результате анализа уровня физической подготовленности выявился низкий уровень физических кондиций и состояние здоровья, недостаточный объем умений и навыков, мотивированность к занятиям физической культурой. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса элективных дисциплин по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: физическая подготовленность, необходимый объем умений, навыков и знаний, студенты, туризм.

TOURISM AS A COMPONENT OF ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

Artamonov A. B.

Senior lecturer, State University of Land Management, Moscow

The material of the study is devoted to the results of the introduction of tourism into the system of elective disciplines in physical culture and sports. The relevance of the study is justified by the need to improve the effectiveness of classes. As a result of the analysis of the level of physical fitness, a low level of physical condition and health status, an insufficient amount of skills and abilities, and motivation for physical culture were revealed. The results of the study can be used in the organization of the educational process of elective disciplines in physical culture and sports.

Keywords: physical readiness, necessary volume of skills, skills and knowledge, students, tourism.

Введение. Туризм как вид спорта вызывает нарастающий интерес у студентов. Целью занятий туризмом является совершенствование физических кондиций занимающегося и формирование умений и навыков в преодолении естественных препятствий [1, 2, 5, 7, 10]. Для студентов наиболее доступным является пешеходный туризм, где основной задачей является следование по разработанному маршруту и преодоление рельефно-ландшафтных

препятствий пешком.

Интерес педагогов к спортивному туризму продиктован прежде всего сочетанием требований к физическим и волевым качествам участников спортивного тура, где интерес занимающихся проявляется в смене ландшафтов, где проходит туристический маршрут и оздоровительной составляющей [9, 10].

Методы исследований. Для оценки уровня физической подготовленности использовались общепринятые валидные тесты (выносливость оценивали тестом бег 1 км девушки и 3 км юноши, силовую выносливость оценивали тестом сгибание и разгибание рук в упоре лежа девушки и подтягивание на перекладине юноши, скоростно-силовые качества оценивали тестом прыжок в длину с места. Для выявления мотивации к занятиям туризмом проводились опрос методом анкетирования по разработанным автором анкетам.

Изложение основного текста. Занятия туризмом вызывает повышенный интерес у студентов. Данное связано с целым спектром факторов, среди которых занятия на лоне природы, необходимость осваивать способы преодоления препятствий и все, что с этим связано, организацию бивуака. В процессе исследования встал вопрос об уровне знаний,

связанных со спортивным туризмом, для чего был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что только 8% студентов имеют представления по данному виду спорта. Остальные ничего, кроме как слетать на курорт и отдохнуть на пляже ничего указать не смогли. Данное связано с недостаточными знаниями о туризме как виде спорта и его разновидностях. Для формирования необходимого объема знаний были разработаны задания с последующим докладом по тематике спортивного туризма. После подготовки докладов студенты должны были выступить перед одногруппниками. После докладов в ходе бесед со студентами выяснилось, что студенты проявили желание заниматься туризмом, где интерес вызывал именно пеший туризм, как наиболее доступный для студентов. Так же в ходе опроса выяснилось, что для популяризации туризма необходимо освещение данного вида спорта в средствах массовой информации, проведения спортивно-массовых мероприятий, в которых должны принять участие студенты.

В ходе анализа данных [1, 2, 3, 8] выяснилось, что занятия спортивным туризмом эффективны для воспитания основных физических качеств. Так ряд авторов указывает высокую эффективность в воспитании выносливости и скоростно-силовых качеств, так как пеший туризм связан с необходимостью преодоления больших расстояний, а данное условие предъявляет требования к состоянию выносливости. Данное актуально, так как ряд исследователей [4, 6] указывают на низкий уровень выносливости у современной молодежи. При преодолении различных преград предъявляются требования к состоянию силовой выносливости и скоростно-силовым качествам [1, 2, 3, 9].

Для оценки эффективности занятий туризмом в воспитании физических качеств был проведен эксперимент, в котором приняло

участие две учебные группы. Первая группа, экспериментальная в которую вошли 25 студентов (15 юношей и 10 девушек основной группы) занималась туризмом, вторая контрольная (15 юношей и 10 девушек основной группы) занималась по стандартной программе.

Программа выстраивалась по нескольким направлениям. Первое направление, освоить необходимые знания (техника безопасности, правила разбивки бивуака, и т.д.), которые студенты изучали самостоятельно. Второе -осваивали способы преодоления препятствий, третье - в процессе занятий совершенствовали физические качества, для чего были разработаны маршруты, которые студенты должны были преодолеть в заданное время. На маршруте студенты должны были отжиматься (девушки) и подтягиваться (юноши), перепрыгивать препятствия и преодолевать их с помощью веревки.

По окончанию эксперимента в результате занятий, построенных на основе туризма выявлена их более высокая эффективность. В экспериментальной группе пропусков занятий по неуважительной причине не выявлено, тогда как в контрольной группе студенты пропускали занятия, оправдывая пропуски необходимостью выполнения заданий по другим дисциплинам. Не меньшее количество пропущенных занятий в контрольной группе было по причине плохой организации свободного времени, что оправдывалось загруженностью учебной деятельностью и несформированностью отношения к физической культуре как учебной дисциплине. В процессе бесед выяснилось, что студентам физическая культура не нужна, у них проблем с физическими качествами нет, если необходимо, то сдадут контрольные нормативы на положительную оценку. Так результаты преодоления 1 км девушки экспериментальной группы показали более высокие результаты в сравнении с контрольной группой. Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты тестирования выносливости в контрольной группе (девушки)

Результаты тестирования

экспериментальной группы представлены на рисунке 2.

5 баллов _начЗЛ0 баллов 2 баллов окончание ____5 баллов 8% 12%

3 баллов_......4 баллов

баллов

52%

Рисунок 2 - Результаты тестирования выносливости в экспериментальной группе (девушки)

Итоги тестирования выносливости в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты тестирования выносливости в экспериментальной группе (юноши)

Итоги тестирования выносливости в рисунке 4. контрольной группе представлены на

Рисунок 4 - Результаты тестирования выносливости в контрольной группе

Не менее эффективными оказались качеств. Результаты тестирования

занятия и в развитии скоростно-силовых представлены на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5 - Результаты тестирования скоростно-силовых качеств в контрольной группе

девушки прыжок в длину с места окончание

4 баллов

5 баллов ^

2 баллов .'.•.■.•.■.•.■.■.■ а

39°п .....ч

] баллов 4?°п

девушки прыжок в длину с места начало

баллов

1 ?°п

девушки прыжок в длину с места начало

5 баллов. О%

2 баллов. 44%

девушки прыжок в длину с места окончание

Рисунок 6 - Результаты тестирования скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе

В результате занятий пешим туризмом студенты научились пользоваться картой местности и компасом, ориентироваться на местности. Данные умения сформировались в процессе самостоятельных занятий и в процессе практических занятий.

Выводы. В ходе исследования автор пришел к следующим выводам:

туризм предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности, где наибольшие требования предъявляют к состоянию выносливости и силовым показателям;

у студентов не сформированы знания о положительном влиянии туризма на состояние уровня физической

подготовленности;

не сформированы умения и навыки необходимые в туристических походах (умение преодолевать преграды, устанавливать палатку, разжигать костер);

студенты не знают требования норм техники безопасности в походе, на привале, при пользовании открытым огнём;

туризм является эффективным средством воспитания основных физических качеств;

при организации туристического похода необходимо оценить уровень физической подготовленности и выстраивать маршрут именно в соответствии с подготовленностью занимающихся;

при организации туристического похода необходимо сформировать знания пользования компасом и картой;

туристическое снаряжение

достаточно дорого, и соответственно необходимо, что бы вуз приобрел данное снаряжение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / сост. С.Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2020. - 118 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М-СПб «Невский фонд», 2002. - 320 с.

3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. -- СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. - 208 с.

4. Бочарова, В.И. Оздоровительная составляющая занятий циклическими видами спорта / В.И. Бочарова, Д.Е. Егоров, Г.Ф. Жован // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - № 6-2. - С. 31-34. - DOI 10.37882/2223-2982.2021.06-2.06. - EDN QCCLUH.

5. Дорохов, А.П. Туристические походы. Пешеходный туризм / А.П. Дорохов, A.C. Машичев // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 5 ч., Тюмень, 26 декабря 2018 года. - Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. - С. 186-188. - EDN YSINCX.

6. Егоров, Д.Е. Эффективность элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Д.Е. Егоров, И./l. Чернев // Научный журнал Дискурс. - 2019. - № 12(38). - С. 36-44. - EDN JFJYVA.

7. Николаева, О. К. Пеший туризм как уникальный общедоступный вид спортивного туризма / О. К. Николаева, А. Е. Тарасов // Инновационная наука. - 2015. - № 11-2. - С. 251-253. -EDN UZIJDT.

8. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. - М.: Советский спорт, 2003. - 364 с.

9. Чеботова, Е.В. Спортивный туризм как средство укрепления здоровья / Е.В. Чеботова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы XVI Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 29-30 ноября 2019 года. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - С. 454-457. - EDN ERONGC.

10. Щербакова, Н.В. Исследование актуальности пешего туризма / Н.В. Щербакова, Н.П. Богданова // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 10(26). - С. 273-277. - БОМ У1^ВУМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.