Научная статья на тему 'КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОСТЬ / CROSSFIT / МОТИВАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КОНТРОЛЬ НАГРУЗКИ / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ / ЗАДАЧИ ЭТАПА ПОДГОТОВКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Марандыкина Оксана Викторовна, Щербакова Елена Евгеньевна

В представленном материале приводятся результаты внедрения занятий, построенных по системе Crossfit в учебный процесс элективных дисциплин по физической культуре и спорту с целью повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов технических вузов. Современные условия (исходно низкий уровень физической подготовленности, последствия ограничений на практические занятия элективными дисциплинами по физической культуре и спорту в стенах учебного заведения и перевод данных занятий в дистанционный формат) требуют поиска подходов совершенствования уровня физических кондиций и функциональной подготовленности, что подчеркивает актуальность данных исследований. Одним из таких способов является использование системы Crossfit при организации и проведении практических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Задачами исследования были разработка технологии совершенствования уровня физических кондиций на основе занятий по системе Crossfit и с учетом уровня физической подготовленности и учебного процесса в техническом вузе. Результаты исследований могут быть использованы при организации занятий по системе Crossfit в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Марандыкина Оксана Викторовна, Щербакова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSFIT AS A DIRECTION OF ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The material presents the results of introducing the lessons built on the Crossfit system into the educational process of optional subjects of physical culture and sports to raise the level of physical and functional preparedness of the students of technical universities. Nowadays conditions (the level of physical fitness, the consequences of restrictions on practical training in elective subjects in physical education and sport in the walls of the educational establishment and the transfer of these classes to the distance learning) require finding the ways which, if applied, make it possible to improve the physical condition and functional readiness. One of these methods is Crossfit, which is used in practical sports and physical education classes. The objectives of the study are to develop a technique for Crossfit lessons, taking into account the level of physical fitness and the educational process in technical high schools. The results of the research can be used in the organization of classes on the system Crossfit in educational institutions. The results of the research can be used in the organization of Crossfit classes in educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принята от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения: 12.03.2022.

11. ЮНЕСКО: работа по осуществлению Повестки дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 г. URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/247785r.pdf (дата обращения 24.02.2022).

Педагогика

УДК 796.011.3(07)

кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Марандыкина Оксана Викторовна Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); старший преподаватель Щербакова Елена Евгеньевна

Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва)

КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В представленном материале приводятся результаты внедрения занятий, построенных по системе Crossfit в учебный процесс элективных дисциплин по физической культуре и спорту с целью повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов технических вузов. Современные условия (исходно низкий уровень физической подготовленности, последствия ограничений на практические занятия элективными дисциплинами по физической культуре и спорту в стенах учебного заведения и перевод данных занятий в дистанционный формат) требуют поиска подходов совершенствования уровня физических кондиций и функциональной подготовленности, что подчеркивает актуальность данных исследований. Одним из таких способов является использование системы Crossfit при организации и проведении практических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Задачами исследования были разработка технологии совершенствования уровня физических кондиций на основе занятий по системе Crossfit и с учетом уровня физической подготовленности и учебного процесса в техническом вузе. Результаты исследований могут быть использованы при организации занятий по системе Crossfit в учебных заведениях.

Ключевые слова: интенсивность, Crossfit, мотивация, упражнения на основные группы мышц, уровень физической подготовленности, контроль нагрузки, этапы подготовки, задачи этапа подготовки, эффективность.

Annotation. The material presents the results of introducing the lessons built on the Crossfit system into the educational process of optional subjects of physical culture and sports to raise the level of physical and functional preparedness of the students of technical universities. Nowadays conditions (the level of physical fitness, the consequences of restrictions on practical training in elective subjects in physical education and sport in the walls of the educational establishment and the transfer of these classes to the distance learning) require finding the ways which, if applied, make it possible to improve the physical condition and functional readiness. One of these methods is Crossfit, which is used in practical sports and physical education classes. The objectives of the study are to develop a technique for Crossfit lessons, taking into account the level of physical fitness and the educational process in technical high schools. The results of the research can be used in the organization of classes on the system Crossfit in educational institutions. The results of the research can be used in the organization of Crossfit classes in educational institutions of higher education.

Key words: intensity, Crossfit, motivation, exercises for the main muscle groups, fitness level, load control, training stages, stage tasks, efficiency.

Введение. По данным авторов [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10] занятия по системе Crossfit эффективны для воспитания физических качеств и уровня функциональной подготовленности и способствует формированию мотивации к совершенствованию уровня физической подготовленности и ведению здорового образа жизни.

Авторы [2, 3, 7, 8] указывают, что одним из наиболее эффективных средств совершенствования уровня физической подготовленности является использование системы Crossfit, одной из основ которой является выполнение нагрузки с высокой интенсивностью.

Изложение основного материала статьи. Для подтверждения данной гипотезы была построена система занятий на основе Crossfit которая была внедрена в учебный процесс элективными дисциплинами по физической культуре со студентами технического вуза. Занятия по Crossfit организовывались по принципу интервальной круговой тренировки. В силовую часть включались упражнения с собственным весом и отягощениями (набивные мячи 3 и 5 кг.).

Исследовательская работа проводилась на базе Московского государственного политехнического университета. Для определения эффективности разработанной системы были созданы и протестированы контрольная и экспериментальная группы. Группы состояли из юношей и девушек первого курса по 20 человек в каждой, отнесённые к основной группе здоровья.

На протяжении учебного года студенты экспериментальной группы занимались по системе Crossfit. Контрольная группа занималась по стандартной методике, т.е. посещали занятия элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Практические занятия проводились два раза в неделю по 90 мин, при этом реализована адаптация занятий Crossfit для юношей и девушек с исходно низким уровнем физической и функциональной подготовленности. Время выполнения нагрузки Crossfit увеличивалась постепенно от 15 до 45 минут. Время выполнения упражнения на станции ограничивалось 30 сек (на подготовительном этапе 6 упражнений, на последующих этапах 8 упражнений). На каждой станции ставились задания (кол-во выполнений), которые должны выполнить студенты за время работы на станции. Количество выполнения упражнения подбиралось практически на предыдущих занятиях, в ходе разработки системы Crossfit.

Нагрузка увеличивалась по двум направлениям, на первом этапе увеличивалась длительность нагрузки и на втором и третьем этапе повышалась интенсивность нагрузки. На четвертом этапе повышалась длительность выполнения упражнений и на дальнейших этапах постепенно возрастала интенсивность выполнения упражнений.

В таблице 1 приведена структура экспериментальной методики и построенной на периодах со своими задачами и интенсивностью. В таблице 2 приведены средства использованные при построении методики.

Структура экспериментальной методики, построенной по системе Crossfit

Подготовительный Развивающий Базовый Развивающий Базовый Результирующий

сентябрь октябрь ноябрь-декабрь февраль март-апрель май

Практический раздел. 1. Оценка исходного уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности. 2. Совершенствован ие координации движении и силовой выносливости. 3. Повышение: - общей физической подготовленности; - уровня функциональной подготовленности; - эластичности связок опорно-двигательного аппарата. 4. Разучивание комплексов упражнений входящих в систему Crossflt. Теоретический раздел. изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельных занятий. Практический раздел. 1. Оценка уровня физической подготовленности и работоспособности. 2. Развитие силовых показателей. 3. Повышение уровня выносливости. 4. Совершенствование: - общей физической подготовленности; - техники выполнения упражнений с отягощениями и собственным весом. Теоретический раздел. Изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельных занятий. Практический раздел. 1. Оценка уровня физической подготовленности и работоспособности. 2. Развитие силовых показателей. 3. Повышение уровня выносливости. 4. Совершенствован ие общей физической подготовленности и техники выполнения упражнений с собственным весом и отягощениями входящих в систему Crossflt. Теоретический раздел. Изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельных занятий. Практический раздел. 1. Оценка уровня физической подготовленности и работоспособности (после зимних каникул). 2. Развитие общей и силовой выносливости. Совершенствован ие техники выполнения упражнений с отягощениями и собственным весом входящих в систему Crossflt. Теоретический раздел. Изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельных занятий. Практический раздел. 1. Оценка уровня физической подготовленности. 2. Повышение уровня функциональной подготовленности. 3. Развитие общей и силовой выносливости. Совершенствование техники выполнения упражнений с отягощениями и собственным весом. 4. Подготовка к сдаче зачетных требований и нормативов. Теоретический раздел. Изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельны х занятий. Практический раздел. 1. Определение итогового уровня физического развития, приростов физической подготовленности и работоспособности за учебный год. 2. Дальнейшее совершенствование функциональных возможностей и развитие физических качеств. 3. Прием зачетных требований и нормативов. Теоретический раздел. Изучение разделов гигиены, методики построения самостоятельных занятий.

Нагрузка до ЧСС 120 Нагрузка до ЧСС 150 Нагрузка до ЧСС 180 Нагрузка до ЧСС 150 Нагрузка до ЧСС 180

Средства используемые студентами на занятиях

девушки

Подготовительный Развивающий Базовый Развивающий Базовый-Результирующий

сентябрь октябрь ноябрь-декабрь февраль Март-май

1. Отжимание из упора лежа. 2. Приседания. 3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 3 кг. 4. Подъем сед из положения лежа. 5. Отжимание в упоре рук сзади. 6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы. 1. Подъем согнутых ног к груди. 2. Приседания. 3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 3 кг. 4. Подъем сед из положения лежа. 5. Отжимание в упоре рук сзади. 6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы. 7. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе. 8. Прыжки на скакалке. 1. Подъем согнутых ног к груди. 2. Приседания. 3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 3 кг. 4. Подъем сед из положения лежа. 5. Отжимание в упоре рук сзади. 6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы. 7. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе. 8. Прыжки на скакалке. 1. Подъем согнутых ног к груди. 2. Приседания. 3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 3 кг. 4. Подъем сед из положения лежа. 5. Отжимание в упоре рук сзади. 6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы. 7. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе. 8. Прыжки на скакалке. 1. Подъем согнутых ног к груди. 2. Приседания. 3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 3 кг. 4. Подъем сед из положения лежа. 5. Отжимание в упоре рук сзади. 6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы. 7. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе. 8. Прыжки на скакалке.

Подготовительный Развивающий

Базовый

Развивающий

Базовый-Результирующий

сентябрь

октябрь

ноябрь-декабрь

февраль

март-май

1. Отжимание из упора лежа.

2. Приседания.

3. Подбрасывание и ловля набивного мяча 5 кг.

4. Подъем сед из положения лежа.

5. Отжимание в упоре рук сзади.

6. Лежа на животе, прогибание в пояснице, ноги фиксированы.

1. Поднос прямых ног к перекладине.

2. Подтягивание на перекладине.

3. Приседания.

4. Подбрасывание и ловля набивного мяча 5 кг.

5. Подъем сед из положения лежа.

6. Отжимание в упоре рук сзади.

7. Тяга грифа на прямых ногах.

8. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе с отягощением (гриф штанги).

9. Прыжки на скакалке.

1. Поднос прямых ног к перекладине.

2. Подтягивание на перекладине.

3. Приседания.

4. Подбрасывание и ловля набивного мяча 5 кг.

5. Подъем сед из положения лежа.

6. Отжимание в упоре рук сзади.

7. Тяга грифа на прямых ногах.

8. Прыжки через гимн. скамью.

9. Прыжки на скакалке.

1. Поднос прямых ног к перекладине.

2. Подтягивание на перекладине.

3. Приседания.

4. Подбрасывание и ловля набивного мяча 5 кг.

5. Подъем сед из положения лежа.

6. Отжимание в упоре рук сзади.

7. Тяга грифа на прямых ногах.

8. Выпады поочередно правой и левой ногой руки на поясе с отягощением (гриф штанги).

9. Прыжки на скакалке.

1. Поднос прямых ног к перекладине.

2. Подтягивание на перекладине.

3. Приседания.

4. Подбрасывание и ловля набивного мяча 5 кг.

5. Подъем сед из положения лежа.

6. Отжимание в упоре рук сзади.

7. Тяга грифа на прямых ногах.

8. Прыжки через гимн. скамью.

9. Прыжки на скакалке.

При построении технологии совершенствования уровня физических кондиций и в процессе анализа данных различных источников [4, 5, 8], авторы пришли к выводу, что для девушек рекомендуются упражнения: приседания, выпады, отжимания из упора лежа и отжимания в упоре при положении рук сзади, подъем в сед из положения лежа, работа с набивным мячом и кардио-упражнения (бег, прыжки на скакалке) и др. Для юношей рекомендуются следующие упражнения: поднос прямых ног к перекладине, подтягивание, приседания, работа с набивным мячом, отжимания из упора лежа или отжимания в упоре при положении рук сзади и кардио-упражнения (бег, прыжки на скакалке) и др.

В начале учебного года и по окончании занятий по экспериментальной методике была проведена оценка уровня физической и функциональной подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп.

Результаты тестирования уровня физической подготовленности в контрольной группе представлены в таблице 2 и 3, в таблице 4 и 5 экспериментальной группы.

Таблица 2

Уровень физической подготовленности юношей контрольной группы

Статистические показатели юноши контрольная группа

бег 3000м. бег 100м. подтягивание прыжок в длину с места подъем в сед из положения лежа за 1 мин.

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после экспери -мента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Среднее 14,64273 14,59727 14,82273 14,77727 7,5 7,81818 2 2,272727 2,318182 55,18182 55,90909

Стандартная ошибка 0,149739 0,139897 0,180659 0,186438 1,106357 1,12553 3 0,048876 0,047279 0,707524 0,77546

Стандартное отклонение 0,702337 0,656173 0,847367 0,87447 5,189275 5,27921 7 0,229247 0,22176 3,318582 3,637229

Минимум 12,53 12,53 13,7 13,1 0 0 1,8 2 48 48

Максимум 15,53 15,53 16,6 16,8 15 15 2,6 2,9 60 60

t Стьюдент 0,449357369 0,295105391 0,110272781 0,014903277 0,046222878

Уровень физической подготовленности девушек контрольной группы

Статистические показатели девушки контрольной группы

бег 2000 м. бег 100 м. отжимание от гимн. скамьи прыжок в длину с места подъем в сед из положения лежа

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Среднее 12,855 13,0885 17,09 16,99 8,2 8,65 159 160,5 45 47,5

Стандартное отклонение 0,7358 0,6151 0,7927 0,7254 4,7969 4,1836 7,880689 8,2558 6,8825 6,386664

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минимум 11,23 11,3 15,9 16 0 2 150 150 40 40

Максимум 14,41 14,21 18,8 18,7 18 18 180 180 60 60

[ Стьюдент 0,006561334 0,151240976 0,052977326 0,082858897 0,056486162

Таблица 4

Уровень физической подготовленности студентов экспериментальной группы

девушки экспериментальная группа (начало и окончание эксперимента)

бег 2000 м. бег 100 м. Отжимание от гимн скамьи прыжок в длину с места подъем в сед из положения лежа за 1 мин.

до эксперимента после эксперимента до экспери -мента после экспери -мента до экспери -мента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Среднее 12,919 12,7015 17,25 16,585 7,85 16,25 160,5 170 47 58,5

Стандартная ошибка 0,158466 0,174439 0,16214 0,1336 0,97946 0,986421 1,534687 1,450953 1,791794 0,819178

Стандартное отклонение 0,708682 0,780117 0,72511 0,5976 4,3803 4,411409 6,863327 6,488857 8,013147 3,663475

Минимум 11,33 10,59 16,1 15,8 0 9 150 160 40 50

Максимум 14,41 14,21 18,7 18 15 26 180 180 60 60

t Стьюдент 0,005559469 2,7128Е-08 4,98859Е-10 2,55843Е-06 6,63413Е-06

Таблица 5

Уровень физической подготовленности студентов экспериментальной группы

Статистические показатели юноши экспериментальная группа (начало и окончание эксперимента)

бег 2000 м. бег 100 м. Отжимание от гимн. скамьи прыжок в длину с места подъем в сед из положения лежа за 1 мин.

до эксперимента после эксперимента до экспери -мента после экспери -мента до экспери -мента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Среднее 14,6095 5 14,2504 5 14,618 18 14,2 7,5909 09 10,1818 2 2,12272 7 2,40454 5 54,9545 5 60

Стандартная ошибка 0,12707 9 0,11006 6 0,1434 93 0,1372 27 1,1022 59 1,05608 2 0,03775 7 0,03511 1 0,76298 9 0

Стандартное отклонение 0,59605 4 0,51625 5 0,6730 43 0,6436 5 5,1700 52 4,95346 3 0,17709 8 0,16468 5 3,57873 7 0

Минимум 13,42 13,33 13,7 13,1 0 1 1,9 2,1 46 60

Максимум 15,53 15,01 16,6 15,7 15 16 2,5 2,8 60 60

t Стьюдент 3,64228Е-08 1,70981Е-09 4,94057Е-07 1,77052Е-11 5,9986Е-07

В процессе исследования результатов внедрения разработанной методики занятий по системе Crossfit в начале и по окончанию эксперимента был выявлен следующий уровень функциональной подготовленности в контрольной и экспериментальной группах (таблица 6).

Результаты пробы Мартине-Кушелевского в контрольной и экспериментальной группах (%)

Реакция ЧСС Контрольная группа Экспериментальная группа

юноши девушки юноши девушки

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

нормотонический тип реакции 30 40 30 50 20 60 30 60

гипотонический (астенический) тип реакции 60 60 70 50 80 40 70 40

гипертонический 10 0 0 0 0 0 0 0

В результате занятий по разработанной методике количество студентов с нормотонической реакцией у юношей увеличилось с 20% до 60%, у девушек увеличилось с 30% до 60%, тогда как в контрольной группе данные показатели изменились не столь значительно у юношей возросло с 30% в начале эксперимента до 40%, у девушек увеличилось с 30% до 50%.

Из-за низкого уровня физической и функциональной подготовленности, необходимости освоения техники упражнений входящих в комплекс Crossfit и адаптации организма к нагрузке, экспериментальная технология была разбита на шесть этапов, где каждый этап содержал интенсивность и задачи, соответствующие именно данному этапу.

Для предупреждения ошибок, на мониторе, стоящем на каждой станции, демонстрировалось упражнение, выполняемое на данной станции. Все занятие сопровождала ритмичная музыка, задающая ритм выполнения упражнений. Данное условие было продиктовано просьбами студентов.

В процессе занятий у студентов формировалась установка на достижение поставленного результата, т.е. необходимость достичь результата, обозначенного на каждом занятии и станции. Студентам объяснялось воздействие занятий различной интенсивности на организм и уровень физической подготовленности, что повышало мотивированность студентам к занятиям.

Студенты группы, занимающиеся по разработанной системе, фиксировали свои достижения в дневнике самоконтроля, вести который было обязательным условием. В данном дневнике фиксировались пульс, ощущения, качество сна и его продолжительность, рекомендации по питанию и их выполнение. В конце недели все дневники самоконтроля сдавались преподавателю для анализа эффективности учебного процесса и реакции организма на нагрузку. По результатам анализа студентам давались рекомендации по организации дня, питанию и отдыху.

Входе занятий по разработанной системе в спортивном зале демонстрировались видео ролики занятий Crossfit выложенные на различных спортивных интернет-ресурсах. Приведенные условия стимулировали интерес к разработанной системе.

Выводы. В ходе выполнения исследования авторы пришли к ряду выводов:

- система занятий, построенная по системе Crossfit показала более высокую эффективность в показателях выносливости и скоростно-силовых показателей (таблицы 2, 3, 4, 5);

- так же разработанная технология явилась эффективным средством совершенствования уровня функциональной подготовленности (таблица 6);

- современная молодежь имеет исходно низкий уровень физической подготовленности, что не позволяет применять высокоинтенсивные нагрузки на протяжении практического занятия или серии занятий;

- высоко интенсивные нагрузки является «острым средством» для совершенствования показателей физической подготовленности, поэтому на начальном этапе данные нагрузки не рекомендуются;

- в результате анализа литературных источников и бесед со студентами, пришли к выводу, что Crossfit вызывает большой интерес у студентов, также данная система выступает одним из мотивирующих факторов к занятиям физической культурой и спортом, студентов технических вузов;

- для использования высоко интенсивных нагрузок со студентами технического вуза необходим достаточно долгий период адаптации к данным нагрузкам, так как исходно низкий уровень физической подготовленности и несформированность необходимого объема двигательных умений и навыков не дает возможности использовать их на всем периоде освоения учебной дисциплины элективные дисциплины по физической культуре и спорту, необходим подготовительный этап;

- со студентами с исходно низким уровнем подготовленности для оптимизации и контроля нагрузки выполнения заданий необходим контроль ЧСС на протяжении занятия, для чего рекомендуется использовать устройства регистрации ЧСС, т.е. пульсометры;

- для формирования положительного эмоционального фона на занятиях Crossfit целесообразно динамичное музыкальное сопровождение, задающее темп выполнения упражнения;

- при подборе силовых упражнений необходима вариативность, так как не все студенты могут выполнить задание, обозначенное на станции. Соответственно необходимо подобрать упражнение близкое по структуре движения, но обеспечивающее облегченные условия, например отжимание от гимнастической скамьи можно заменить отжиманием из упора лежа с колен;

- проведение занятий с малотренированными студентами с использованием нагрузок большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Необходимо учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не спровоцировать снижение умственной активности на последующих занятиях в течении учебного дня;

- на первом этапе, на каждой станции выполнения упражнения необходим контроль преподавателя, данное необходимо для отслеживания динамики нагрузки и техники выполнения упражнения.

Со слов студентов, занимающихся по разработанной методике Crossfit им, новая система занятий повышала интерес к Crossfit, что совпало с результатами исследований [1, 2, 8, 9] и студенты ищут данную систему в фитнесс клубах для самостоятельных занятий.

Так же важную роль сыграло сопровождение занятия ритмичной музыкой и наличием мониторов на станции, на которых демонстрировались задания на станции. Не менее важным оказалось и сформированный интерес к занятиям по данной системе. Студенты изучили значительный объем материала по данному направлению, что способствовало формированию определенного объема знаний.

Литература:

1. Зиннатнуров, А.3. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе. / А.3. Зиннатнуров, И.И. Панов // Изв. ТГУ. - 2014. - С. 66-70.

2. Колпакова, Е.В. Crossfit направление для усовершенствования процесса физического воспитания в ВУЗе / Е.В. Колпакова, Т.Н. Ражникова // Наука сегодня: теория, практика, инновации: сборник XI Международной научно-практической конференции, Москва, 01 мая 2016 года. - Москва: Издательство "Олимп", 2016. - С. 461-464.

3. Морозова, Л.В. Кроссфит - эффективный функциональный тренинг / Л.В. Морозова, О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2015. - Т. 6. - № 5(22). -С. 150-153.

4. Приходов, Д.С. Использование методики crossfit на занятиях по физической культуре в вуз - преимущества и недостатки / Д.С. Приходов, Г.А. Козяева // Форум молодых ученых. - 2019. - № 4(32). - С. 863-866.

5. Рыбалкин, Д.А. Использование кроссфита для развития двигательных качеств курсантов вузов МВД РФ / Д.А. Рыбалкин // Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы X Международной научно-практической конференции, Невинномысск, 18-19 октября 2017 года / Научный ред. Акутина С.П. - Невинномысск: Издательство "Перо", 2017. - С. 66-71.

6. Савельева, О.В. Концепция брендированной системы физической подготовки "кроссфит" и анализ обоснованности ее применения в условиях высших учебных заведений / О.В. Савельева, П.С. Кунатенко // OlymPlus. Гуманитарная версия. -2017. - № 2(5). - С. 50-53.

7. Сорокин, А.А. Использование системы кроссфита для подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России к выполнению контрольных нормативов силовой направленности / А.А. Сорокин, А.Ю. Тютюкина, К.С. Зуйкова. - Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. - 646 с.

8. Ханевская, Г.В. Кроссфит как форма проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях // Г.В. Ханевская, В.Ю. Сметанина // МНЖ «Символ науки». - 2016. - № 5. - С. 212-214.

9. Чумарин, М.Р. Интеграция фитнеса в учебный процесс студентов / М.Р. Чумарин, Б.С. Фаткуллин, Э.Р. Закирова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 186-189.

10. Шепелева, М.И. Повышение уровня физической подготовки студентов вузов современными оздоровительными технологиями (на примере программы CrossFit) / М.И. Шепелева, Е.В. Шевцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3(133). - С. 255-258. - DOI 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p255-258.

Педагогика

УДК 37.013.3

кандидат педагогических наук, доцент Егошина Надежда Гермогеновна

Поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматриваются понятия адаптации и социокультурной адаптации. Обосновывается необходимость оптимизации работы в данном направлении. Анализируются возможности социокультурной среды вуза для адаптации зарубежных студентов. Рассматривается вопрос о социокультурной адаптации обучающихся средствами учебного процесса. Представлен вариант элективного курса по учебному предмету «Иностранный язык». Курс транслирует региональную культуру и пропагандирует этнические ценнности. Курс предполагает использование методики CulLIL (Culture - Language Integrated Learning). Особенностью курса является смещение акцента на фактическое содержание учебной информации. Иностранный язык выполняет роль проводника и служит лишь средством для ее понимания и усвоения. Разработана тематика курса по модулям, почасовое планирование. Определяются цели и задачи курса, а также основные подходы и принципы, на которых курс базируется. Среди них отмечены общепедагогические подходы - культурологический, аксиологический, субъектно-деятельностный, а также коммуникативный подход, использование которого предусмотрено уникальной природой языка как такового. Выделены основные трудности в процессе реализации элективного курса. К ним автор отнес организационные и учебно-методические. Курс предусматривает методическую грамотность преподавателя в оптимальном выборе образовательных технологий, форм, методов работы.

Ключевые слова: иностранный студент, адаптация, региональная культура, этнические ценности, учебный процесс, элективный курс, английский язик.

Annоtation. The notions of adaptation and social cultural adaptation are examined. The necessity of optimization of work in this direction is reasoned. The abilities of social cultural environment of the University for the adaptation of foreign students are considered. The question of social cultural adaptation of students by means of educational process is paid attention to. The variant of elective course in English is represented. The course translates the regional culture and promotes ethnic values. The course presupposes the implementation of the special methodic called CulLIL (Culture - Language Integrated Learning). The peculiarity of the course is the shift to the sphere of factual educational information. The foreign language plays the role of the guide and serves as the means of its comprehension and acceptance. The thematic modules of the course are worked out, as well as planning by hour. The chief goal and main aims are formulated, as well as are determined the basic principles and approaches. Among them are the common pedagogical ones: cultural, axiological, subjective-practical, and the communicative approach, which is stipulated by the unique nature of the language itself. The most typical difficulties in the process or realization of the course are pointed out. The author refers them to the organizational problems and methodical ones. The course makes provision for the methodic competence of the teacher which is reflected in the optimal choice of educational technologies, methods and forms of work.

Key words: foreign student, adaptation, regional culture, ethnic values, educational process, elective course, English.

Введение. Несмотря на сложную международную обстановку и санкции США и ряда европейских стран, запрещающие сотрудничество с Россией в области образования, количество иностранных студентов в российских вузах остается большим. Возможно несколько поменяется их качественный состав, когда студентов из дальнего зарубежья заменят обучающиеся из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.