Научная статья на тему 'ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЖ / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / РЕЖИМ ДНЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уйманова Ирина Петровна, Билалова Дина Нуримановна

В статье представлена оценка роли занятий элективными дисциплинами по физической культуре в формировании здорового образа жизни. Цель: формирование у студентов высокого уровня физической подготовленности, профессионально важных качеств личности. Предоставляем студенту выбор, повышаем его мотивацию и желание заниматься спортом. Именно занятия элек тивными дисциплинами по физической культуре по выбранному направлению спорта способны содействовать формированию у студентов здорового образа жизни. Выполнение алгоритма занятий по программе элективных дисциплин по физической культуре и спорту будет способствовать формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уйманова Ирина Петровна, Билалова Дина Нуримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article presents an assessment of the role of elective physical education classes in the formation of a healthy lifestyle. Purpose: formation of students ' high level of physical fitness, professionally important personal qualities. We provide students with a choice, increase their motivation and desire to play sports. It is the classes of elective disciplines in physical culture in the chosen direction of sports that can contribute to the formation of a healthy lifestyle among students. The implementation of the algorithm of classes in the program of elective disciplines in physical culture and sports will contribute to the formation of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахматгатин А. А. Сравнительная характеристика физического здоровья студентов в вузах разных ведомств / А. А. Ахматгатин, А.Н. Толстихин, Д.П. Отиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 11-15.

2. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2011. - 101 с.

3. Дятлова В.В. Влияние физической культуры и спорта на формирование здорового образа жизни курсантов образовательных организаций МВД России / В.В. Дятлова, Н.А. Махнев // Интернаука. - 2020. - № 9 (138). - С. 22-23.

4. Макеева В.С. Особенности развития физических качеств курсантов, обучающихся в вузах МВД России по профилю ГИБДД / В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, И.В Герасимов. // Научное мнение. - 2017. - № 1. - С. 97-102.

5. Михайлова Т.Н. Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России / Т.Н. Михайлова, И.Н. Киселева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1 (207). - С. 70-76.

6. Струганов С.М. Повышение позитивного отношения молодежи к физической культуре и спорту как основа воспитания личности (на примере курсантов Восточно-сибирского института МВД России) / С.М. Струганов, В.М. Грушко, В.А. Глубокий // Полицейская деятельность. - 2020. - № 4. - С. 9-17.

REFERENCES

1. Akhmatgatin, A.A., Tolstikhin, A.N., Otiev, D.P (2017), "Comparative characteristics of physical health of students in universities of different departments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (149), pp. 11-15.

2. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical performance, motor activity and health of student youth, Polyterra, Belgorod.

3. Dyatlova, V. V. and Makhnev, N.A. (2020), "Influence of physical culture and sports on the formation of a healthy lifestyle of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Internauka, No. 9 (138), pp. 22-23.

4. Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. and Gerasimov, I.V. (2017), "Features of the development of physical qualities of cadets studying in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the profile of the traffic police", Scientific opinion, No. 1, pp. 97-102.

5. Mikhailova, T.N. and Kiseleva, I.N. (2020), "Formation of values of a healthy lifestyle of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, No. 1 (207), pp. 70-76.

6. Struganov, S.M., Grushko, V.M. and Glubokiy, V.A. (2020), "Raising the positive attitude of young people to physical culture and sports as the basis of personal education (on the example of cadets of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)", Police activity, No. 4. pp. 9-17.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2021

УДК 796.011

ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Ирина Петровна Уйманова, старший преподаватель, Дина Нуримановна Билалова,

кандидат филологических наук, доцент, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета, г. Салават

Аннотация

В статье представлена оценка роли занятий элективными дисциплинами по физической культуре в формировании здорового образа жизни. Цель: формирование у студентов высокого уровня физической подготовленности, профессионально важных качеств личности. Предоставляем студенту выбор, повышаем его мотивацию и желание заниматься спортом. Именно занятия элек-

тивными дисциплинами по физической культуре по выбранному направлению спорта способны содействовать формированию у студентов здорового образа жизни. Выполнение алгоритма занятий по программе элективных дисциплин по физической культуре и спорту будет способствовать формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: ЗОЖ, физическое самовоспитание, режим дня, двигательная активность, физическое здоровье, психическое здоровье, элективные курсы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p376-379

ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY Irina Petrovna Uimanova, the senior teacher, Dina Nurimanovna Bilalova, the candidate of philological sciences, senior teacher, Branch of Ufa State Petroleum Technological University

in Salavat

Abstract

The article presents an assessment of the role of elective physical education classes in the formation of a healthy lifestyle. Purpose: formation of students ' high level of physical fitness, professionally important personal qualities. We provide students with a choice, increase their motivation and desire to play sports. It is the classes of elective disciplines in physical culture in the chosen direction of sports that can contribute to the formation of a healthy lifestyle among students. The implementation of the algorithm of classes in the program of elective disciplines in physical culture and sports will contribute to the formation of a healthy lifestyle.

Keywords: healthy lifestyle, physical self-education, daily routine, physical activity, physical health, mental health, elective courses.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - это обязательный критерий для обеспечения развития общества в целом. Необходимо подчеркнуть, что уровень здоровья у обучающихся высших учебных заведений в достаточной мере низкий и одной из главных задач образовательного учреждения является его повышение в процессе обучения. [1]

Физическое здоровье - это состояние организма, которое характеризуется нормальным функционированием органов и систем организма. Что же касается образа жизни студентов и его влияния на здоровье, то здесь имеет место масса проблем, которые негативно влияют на здоровье обучающихся. [3]

На кафедре информационных технологий УГНТУ преподается предмет «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов 1-3 курсов. Дисциплина реализуется на основе ФГОС нового поколения. По приказу «Об организации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов» от 14.09.09 № 332-1. Документы позволяют реализовывать деятельный подход к обучению, в ходе которого учитывается узкоспециализированная квалификация преподавателей, интересы студентов, а также оптимально контролируются и более объективно оцениваются знания и умения студентов.

Цель исследования: элективных дисциплин - формирование у студентов высокого уровня физической подготовленности, профессионально важных качеств личности.

МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В 2020 г. провели анкетирование студентов 2 курса УГНТУ по специально разработанной авторской анкете. В анкетирование приняли участие 80 студентов: 56 юноши, 24 девушек. В соответствии результатам опроса, лишь 52,5% респондентов оценивают собственное здоровье как хорошее, 41% считает свое здоровье средним, плохим свое здоровье назвали только 3,7% опрошенных, затруднились ответить на вопрос - 2,5%.

Оценка собственного здоровья меняется с возрастом. Так, студенты в возрастной группе 20-22 лет в 67,4% случаев выбрали для своего здоровья оценку хорошее, в 31,6%

случаев - удовлетворительно и только 1% опрошенных назвали свое здоровье плохим.

Оценивая основные факторы, влияющие на здоровье, участники опроса выделили, на их взгляд, такие значимые критерии (рисунок 1)

свои вариант состояние системы здравохранения экология наследственность регулярные занятия ФК и С условия жизни

9

27,2

44,3

49,9

10

20

30

40

50

60

Рисунок 1 - Основные факторы, влияющие на здоровье

По результатам исследования и анализа материалов о жизнедеятельности студентов можно сделать соответствующие выводы о её неупорядоченности и отсутствии чёткой организации, т. е. всё происходит непоследовательно. Как правило, это приводит к негативным действиям: постоянное недосыпание, несистематический приём пищи, меньшее времянахождения на свежем воздухе, отсутствие достаточной двигательной активности, невыполнение закаливающих процедур и всевозможные пагубные привычки.

Из этого можно заключить, что студенты не распределяют время на учебный процесс, питание, отдых и сон. Всё вышеизложенное даёт основание говорить, что следует проводить мероприятия, которые будут благоприятствовать формированию у обучающихся ЗОЖ. От соответствующих действий зависит физическое и психическое здоровье молодёжи, от ценностных ориентаций, мировоззрения, социального опыта, нравственных критериев - ЗОЖ студента. Безусловно, что для студента с высоким уровнем развития личности характерно желание изменить себя и окружающую среду в лучшую сторону.

Предоставляем студенту выбор, повышаем его мотивацию и желание заниматься спортом. Необходимо подчеркнуть, что выбор происходит, в первую очередь, по рекомендации врача и медицинским противопоказаниям, что соответственно способствует повышению состояния здоровья студентов. В ходе проведения элективных курсов происходит увеличение уровня самодисциплины, физической подготовленности, а психоэмоциональное состояние студентов существенно меняется в положительную сторону.

Самовоспитание по физической культуре направлено на формирование личности и работой над собой. Самообразование способствует ускорению процесса физического воспитания, а также укрепляет и имеющиеся физические навыки.[2] Для осуществления самообразования студент должен обладать волевыми качествами.

Для реализации физического самовоспитания студенту нужна мотивация. В качестве мотивов могут быть:

1) современные требования социальной жизни и культуры общества;

2) наличие притязаний на признание в коллективе и обладание определенным социальным статусом;

3) осознание того, что собственные силы не соответствуют существующим социальным и профессиональным требованиям;

4) критика и самокритика, позволяющие выявить собственные недостатки

Физическое самовоспитание состоит из несколько этапов.

Первый этап - это самопознание собственной личности- осуществляется с использованием следующих методов: самооценка, самоанализ, самонаблюдение. Самопознание позволяет производить наблюдение на основе выбранных критериев. Таким образом, оно влияет на выбор элективных курсов с учётом потребностей и физических возможностей студента. Самооценка является наиболее сложным и противоречивым методом, поскольку

36

0

она может быть завышена, занижена или неадекватна, что приводит к предоставлению необъективной информации. На следующем этапе определяется цель и программа самовоспитания. Далее следует составить личный план. На третьем этапе происходит практическое физическое самовоспитание студента.

ВЫВОДЫ

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что выполнение алгоритма занятий по программе элективных дисциплин по физической культуре и спорту будет способствовать формированию ЗОЖ у студентов. Одним из необходимых условий алгоритма является осуществление физического самовоспитания. Возможность выбора студентом элективных дисциплин формирует осознанное отношение к физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жаринов Ю.А. Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях / Ю.А. Жаринов, Д.Н. Билалова // Современное педагогическое образование. - 2020. -№3. - С. 32-34.

2. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов / О. Л. Карпова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С. 59-65.

3. Современные организационно-методические основы учебного процесса дисциплины «физическая культура и спорт» в системе высшего образования / И.П. Уйманова, Ю.А. Жаринов, А.И. Переверзева, В.И. Полянская, Р.Х. Дильмухаметова // Культура физическая и здоровье. - 2018. -№ 3(67). -С. 17-18.

REFERENCES

1. Zharinov, Yu.A. and Bilalova, D.N. (2020), "Augmented reality technology in teaching foreign languages in higher educational institutions", Modern pedagogical education, No. 3, pp. 32-34.

2. Karpova O.L. (2009), "Conceptual framework for promoting the development of self-educational activities of students", Siberian Pedagogical Journal, No. 3, pp. 59-65.

3. Uymanova, I.P, Zharinov, Yu.A, Pereverzev, A.I, Polyanskaya, V.I. and Dilmukhametova R.H. (2018), "Modern organizational and methodological foundations of the educational process of the discipline "physical culture and sport" in the system of higher education", Physical culture and health, No. 3 (67), pp. 17-18.

Контактная информация: uimanova_ira@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 378.14:796.323

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ БАСКЕТБОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НЕ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ: ДРИБЛИНГ И СПРИНТ «ЗМЕЙКОЙ» И ИХ РАЗНОСТЬ

Игорь Евгеньевич Устинов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В статье рассмотрены два баскетбольных упражнения на координацию движений: спринт и дриблинг «змейкой». Упражнения выполняли юноши (N=68) и девушки (N=87) 18-20 лет, не занимающиеся спортом. В процентах результаты юношей лучше девушек (p<0,05) в спринте «змейкой» на 14%, в дриблинге «змейкой» на 24%, в разности результатов упражнений на 53%. t-Стьюдента (расчетное) между девушками и юношами в результатах спринта «змейкой» - 14,08; дриблинге «змейкой» - 12,59; в разности результатов дриблинга и спринта «змейкой» - 7,29. В процентах, с увеличением координационной сложности, гендерные различия в рассмотренных упражнениях увеличиваются, а соотнесенные с вариативностью выборки - уменьшаются.

Ключевые слова: координационные способности, баскетбол, дриблинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.