Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ БАСКЕТБОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НЕ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ: ДРИБЛИНГ И СПРИНТ "ЗМЕЙКОЙ" И ИХ РАЗНОСТЬ'

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ БАСКЕТБОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НЕ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ: ДРИБЛИНГ И СПРИНТ "ЗМЕЙКОЙ" И ИХ РАЗНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАСКЕТБОЛ / ДРИБЛИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич

В статье рассмотрены два баскетбольных упражнения на координацию движений: спринт и дриблинг «змейкой». Упражнения выполняли юноши (N=68) и девушки (N=87) 18-20 лет, не занимающиеся спортом. В процентах результаты юношей лучше девушек (p<0,05) в спринте «змейкой» на 14%, в дриблинге «змейкой» на 24%, в разности результатов упражнений на 53%. t-Стьюдента (расчетное) между девушками и юношами в результатах спринта «змейкой» - 14,08; дриблинге «змейкой» - 12,59; в разности результатов дриблинга и спринта «змейкой» - 7,29. В процентах, с увеличением координационной сложности, гендерные различия в рассмотренных упражнениях увеличиваются, а соотнесенные с вариативностью выборки - уменьшаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF BASKETBALL EXERCISES IN NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY: SNAKE DRIBBLING, SNAKE SPRINT AND DRIBBLE DEFICIT

The article discusses two basketball exercises for coordination of movements: snake sprint and snake dribbling. The exercises were performed 18-20 year old boys (N = 68) and girls (N = 87), not going in for sports. The results of boys are better than girls (p<0.05) in snake sprint by 14%, in snake dribbling by 24%, in difference of results of exercises by 53%. Student’s t-test (calculated) between girls and boys in the results of snake sprint - 14.08; snake dribbling - 12.59; in the difference between the results of running and dribbling - 7.29. As a percentage, with an increase coordination complexity, gender differences in the considered exercises increase, and correlated with the sample variability - the decrease.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ БАСКЕТБОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НЕ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ: ДРИБЛИНГ И СПРИНТ "ЗМЕЙКОЙ" И ИХ РАЗНОСТЬ»

она может быть завышена, занижена или неадекватна, что приводит к предоставлению необъективной информации. На следующем этапе определяется цель и программа самовоспитания. Далее следует составить личный план. На третьем этапе происходит практическое физическое самовоспитание студента.

ВЫВОДЫ

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что выполнение алгоритма занятий по программе элективных дисциплин по физической культуре и спорту будет способствовать формированию ЗОЖ у студентов. Одним из необходимых условий алгоритма является осуществление физического самовоспитания. Возможность выбора студентом элективных дисциплин формирует осознанное отношение к физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жаринов Ю.А. Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях / Ю.А. Жаринов, Д.Н. Билалова // Современное педагогическое образование. - 2020. -№3. - С. 32-34.

2. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов / О. Л. Карпова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С. 59-65.

3. Современные организационно-методические основы учебного процесса дисциплины «физическая культура и спорт» в системе высшего образования / И.П. Уйманова, Ю.А. Жаринов, А.И. Переверзева, В.И. Полянская, Р.Х. Дильмухаметова // Культура физическая и здоровье. - 2018. -№ 3(67). -С. 17-18.

REFERENCES

1. Zharinov, Yu.A. and Bilalova, D.N. (2020), "Augmented reality technology in teaching foreign languages in higher educational institutions", Modern pedagogical education, No. 3, pp. 32-34.

2. Karpova O.L. (2009), "Conceptual framework for promoting the development of self-educational activities of students", Siberian Pedagogical Journal, No. 3, pp. 59-65.

3. Uymanova, I.P, Zharinov, Yu.A, Pereverzev, A.I, Polyanskaya, V.I. and Dilmukhametova R.H. (2018), "Modern organizational and methodological foundations of the educational process of the discipline "physical culture and sport" in the system of higher education", Physical culture and health, No. 3 (67), pp. 17-18.

Контактная информация: uimanova_ira@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 378.14:796.323

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ БАСКЕТБОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В НЕ СПОРТИВНОМ ВУЗЕ: ДРИБЛИНГ И СПРИНТ «ЗМЕЙКОЙ» И ИХ РАЗНОСТЬ

Игорь Евгеньевич Устинов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В статье рассмотрены два баскетбольных упражнения на координацию движений: спринт и дриблинг «змейкой». Упражнения выполняли юноши (N=68) и девушки (N=87) 18-20 лет, не занимающиеся спортом. В процентах результаты юношей лучше девушек (p<0,05) в спринте «змейкой» на 14%, в дриблинге «змейкой» на 24%, в разности результатов упражнений на 53%. t-Стьюдента (расчетное) между девушками и юношами в результатах спринта «змейкой» - 14,08; дриблинге «змейкой» - 12,59; в разности результатов дриблинга и спринта «змейкой» - 7,29. В процентах, с увеличением координационной сложности, гендерные различия в рассмотренных упражнениях увеличиваются, а соотнесенные с вариативностью выборки - уменьшаются.

Ключевые слова: координационные способности, баскетбол, дриблинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p379-384

GENDER ASPECT OF BASKETBALL EXERCISES IN NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY: SNAKE DRIBBLING, SNAKE SPRINT AND DRIBBLE

DEFICIT

Igor Evgenyevich Ustinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Economics

Abstract

The article discusses two basketball exercises for coordination of movements: snake sprint and snake dribbling. The exercises were performed 18-20 year old boys (N = 68) and girls (N = 87), not going in for sports. The results of boys are better than girls (p<0.05) in snake sprint by 14%, in snake dribbling by 24%, in difference of results of exercises by 53%. Student's t-test (calculated) between girls and boys in the results of snake sprint - 14.08; snake dribbling - 12.59; in the difference between the results of running and dribbling - 7.29. As a percentage, with an increase coordination complexity, gender differences in the considered exercises increase, and correlated with the sample variability - the decrease.

Keywords: coordination abilities, basketball, dribbling.

Преимущество мужчин над женщинами в результатах скоростно-силовых упражнений объясняется анатомо-физиологическими особенностями. Там, где упражнения не связаны с силовым компонентом между юношами и девушками может наблюдаться паритет или даже превосходство девушек. Например, у студентов в прыжках через скакалку за 1 минуту (Р>0,05) [5] или у школьников 15 лет в способностях к равновесию, переключению и сочетанию движений девушки имеют преимущество над юношами (Р<0,001) [3].

Координационные задания с большим двигательным компонентом в этом аспекте более сложны для понимания. Гендерная разница в точности у молодежи нивелируется, если исключается силовой компонент [11].

В баскетболе в качестве тестов применяют упражнения с передвижением «змейкой». Такая траектория движения, в отличие от прямолинейной, имеет значимую корреляцию (p<0,01) с асимметрией ног (при беге) и рук (при дриблинге) [1]. Для «очищения» задания от скоростно-силового компонента вычисляют разность между дриблингом и бегом по аналогичным траекториям (Dribble Deficit). Этот показатель используется у баскетболистов для оценки техники [9, 10], а в данном исследовании - будет служить показателем координации, поскольку наши испытуемые редко практиковались в баскетбольных упражнениях.

Целью исследования явилось выявление закономерностей различий между результатами юношей и девушек 18-20 лет в упражнениях, связанных со спринтом и дриблингом «змейкой».

Предполагалось, что увеличение координационной сложности упражнений (снижение двигательного компонента задания) будет уменьшать гендерные различия результатов: разница между результатами юношей и девушек будет максимальна в спринте «змейкой» и минимальна при расчете разности результатов дриблинга и спринта «змейкой».

Критерием гендерных различий выступало процентное соотношение результатов и расчетное значение статистики Стьюдента для несвязанных выборок.

Студенты в течение семестра (раз в неделю) совершенствовали дриблинг, передачи, броски, участвовали в эстафетах и учебных играх, а тестировались в декабре 2019 года. После разминки выполнялось два упражнения: спринт «змейкой» и дриблинг «змейкой». Старт и финиш на лицевой линии волейбольной площадки. Перемещения по боковой линии волейбольной площадки с обведением фишек, последовательно расположенных на трехметровых линиях волейбольной площадки и противоположной лицевой (около 38 метров). Ошибки: касание фишки ногой или мячом, финиширование отдельно от мяча, бег над фишкой, двойное ведение, пробежка, ведение мяча ближайшей к фишке

рукой. В случае ошибки испытуемым предоставлялась еще одна попытка. Дополнительно рассчитывалась разность результатов дриблинга и спринта.

Описательная статистика результатов юношей [6] и девушек [7] объединена в сводной таблице. Она дополнена результатами проверки выборок на нормальность, что позволило использовать параметрическую статистику. Статистика Стьюдента рассчитывались на онлайн ресурсе Medstatistic.ru, а корреляция Пирсона и проверка нормальности в программе StatPlus. Значения в таблице округлялись до десятых, за исключением критерия Шапиро-Уилка.

Таблица - Сводные результаты [6, 7] спринта и дриблинга «змейкой» девушек (N=87) и юношей (N=68), не занимающихся спортом 18-20 лет_

Статистика Дриблинг «змейкой» Спринт «змейкой» Разность между дриблингом и спринтом

м ж м ж м ж

X (сек.) 10,4 12,9 7,8 8,9 2,6 4,0

о (сек.) 1,1 1,4 0,5 0,5 1,0 1,4

V (%) 10,7 10,7 6,4 5,3 38 34

W (расчет.) 0,97 0,98 0,97 0,98 0,98 0,98

Мин.-макс. (сек.) 8,4-12,8 9,5-16,8 6,7-8,7 8,0-10,3 0,8-5,1 0,9-7,1

Процентиль 25% (сек.) 9,6 12,1 7,5 8,7 1,8 3,1

Процентиль 75% (сек.) 11,1 13,8 8,1 9,3 3,3 4,8

По таблице у юношей лучше абсолютные результаты в тестовых упражнениях (р<0,05), что объясняется их антропометрическими данными. Эта гендерная закономерность подтверждается на студентах спортивного факультета с ведением гандбольного, футбольного мяча (р<0,05) [12], у футболистов сопоставимого возраста (р<0,05) [2] со спринтом и дриблингом по сложной траектории (в «ведущую» и «неведущую» сторону, «сильной» и «слабой» ногой).

О влиянии скорости бега на дриблинг «змейкой» говорит слабая взаимосвязь между этими показателями у юношей (г=0,41; р<0,05), при отсутствии таковой у девушек (г=0,18; р>0,05). У баскетболистов эти показатели имеют очень тесную взаимосвязь как у 10 летних (р<0,05) [10], так и у 20 летних спортсменов (г=0,8-0,9) [9] мужского пола с минимальной зависимостью от траектории передвижения и ведущей руки. Возможно, на низкую корреляцию параметров спринта и дриблинга в нашем исследовании (относительно баскетболистов) повлияло то, что используемые мячи - шестерки и семерки, были слишком большими для наших испытуемых.

Меньшая разность (по таблице) дриблинга и спринта у юношей может свидетельствовать как о лучшей координации, так и о предыдущем баскетбольном опыте. Также у юношей может быть преимущество в моторном обучении, а не в координации [8]. Эти факторы остались за рамками нашего исследования.

О том, что разность результатов дриблинга и спринта для испытуемых - сложный параметр свидетельствуют высокие коэффициенты вариации (по таблице). Они в несколько раз больше, чем в спринте и дриблинге, что согласуется с исследованиями координационно-сложных упражнений на неспортивной выборке, где вариативность превышает 50% [4]. Разность дриблинга и спринта и у девушек (г=0,93) и у юношей (г=0,84) взаимосвязана (р<0,05) с дриблингом, но не с бегом (г=-0,11 и г=-0,05; р>0,05). Последнее характерно и для баскетболистов [9,10].

Для выявления тенденций гендерных различий были использованы процентное соотношение и статистика Стьюдента. Последовательность размещения результатов заданий на рисунке (слева - направо: от простого к сложному) объясняется усложнением параметров координации в них и соотносится с коэффициентами вариации выборки (по таблице: от меньшего к большему). Результаты представлены на рисунке.

и Различия (I расчетное) В Различия (%)

53,85

спринт дриблинг разность

Рисунок - Гендерное различие результатов упражнений и их разности

Как видно на рисунке, если использовать в качестве критерия гендерных различий процентное соотношение, то обнаружится тенденция на увеличение различий по мере усложнения заданий. Максимальное преимущество (53,85%) юноши имеют над девушками в разности дриблинга и спринта «змейкой», а минимальное - в спринте (14,1%). При использовании расчетной статистики Стьюдента, как альтернативного источника обнаружения тенденций учитывающего вариативность выборки по этим показателям, обнаруживаем другую тенденцию. При усложнении заданий Т (расчетное) снижается и, следовательно, различия в выборках уменьшаются. На рисунке можно увидеть, что различия между выборками минимальны, когда мы рассматриваем "чистую" координационную составляющую упражнения (разность дриблинга и спринта), и максимальны, когда речь идет о спринте «змейкой», где скорость и сила имеют решающее значение.

Данная тенденция подтверждается в исследованиях, проведенных на 18 летних футболистах [2]. Они имеют преимущество от 8 до 13 % (р<0,05) над спортсменками в спринте и дриблинге в разных сочетаниях. При вычисление разности дриблинга и спринта гендерная разница увеличивается в процентах практически в два раза, но уровень достоверности различий не изменяется (р<0,05), а в 17 летнем возрасте и вовсе различия становятся не достоверными (р>0,05). Таким образом, процентное сравнение и статистика Стьюдента выявляют противоположные тенденции. Учитывая, что в критерии Стью-дента при расчетах косвенно учитывается вариативность выборки можно предположить, что это объективный критерий для утверждения о том, что с повышением координационной сложности задания (снижением скоростного компонента) нивелируется разница между результатами юношей и девушек.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что юноши имеют преимущество над девушками в рассмотренных упражнениях в среднегрупповых значениях (р<0,05) и тенденцию на увеличение разницы результатов в процентах по мере координационного усложнения задания. Однако использование Т-критерия Стьюдента подтверждает высказанную ранее гипотезу, что по мере усложнения координационной составляющей и уменьшения скоростно-силовой компоненты в рассмотренных заданиях, гендерные различия уменьшаются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксарин И.В. Исследование зависимости уровня технической подготовленности юных баскетболистов от коэффициента функциональной асимметрии / И.В Аксарин, И.Ю. Аксарина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (55). - С. 9198.

2. Гендерные различия в уровне и тренируемости координационных способностей (кс) спортсменов спортивных игр и единоборств / У.ЬуакИ, 7. ШИко^^Ы, Б.&еггаик, I У.Б. ^ипп // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной

науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений : сборник материалов конференции. - Москва, 2016. - C. 780-814.

3. Деушев Р.Х. Наличие элементов полового диморфизма в различных проявлениях координационных способностей учащихся 11-15 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях/ Р.Х Деушев, В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 63-66.

4. Запорожано, В.А. Совершенствование оценки координационных способностей занимающихся физическими упражнениями / В.А. Запорожанов, Т. Борачински // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 9. - С. 52-55.

5. Устинов И.Е. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов / И.Е. Устинов, А.В. Федорова, Ю.А Архипова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 266-270.

6. Устинов И.Е. «Змейка» для оценки координационных способностей студентов / И. Е. Устинов, Ю. Б. Мордвинова // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию УралГУФК. - Челябинск : Уральская Академия, 2020. - C. 141-143.

7. Устинов И.Е. Ведение баскетбольного мяча «змейкой» для оценки координационных способностей студенток гуманитарных вузов/ И.Е. Устинов, Ю.Б. Мордвинова, А.В. Кокорев // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения». -Санкт-Петербург, 2020. - Т. 2. -C. 83-87.

8. Dorfberger S. Sex differences in motor performance and motor learning in children and adolescents: an increasing male advantage in motor learning and consolidation phase gains / S. Dorfberger, E.Adi-Japha, A.Karni // Behavioral brain research. - 2009. - Vol. 198 (1). - P. 165-171.

9. Dribble Deficit Enables Measurement of Dribbling Speed Independent of Sprinting Speed in Collegiate, Male, Basketball Players / R. Ramirez-Campillo, P. Gentil, J. Moran, V.J. Dalbo, A.T. Scanlan. - doi: 10.1519/JSC.0000000000003030 // The Journal of Strength and Conditioning Research. - Post Acceptance: 17.01.2019.

10. Dribble Deficit quantifies dribbling speed independently of sprinting speed and differentiates between age categories in pre-adolescent basketball players / D. Conte, A.T. Scanlan, V.J. Dalbo, S.Z. Gang, M.R. Smith, T. Bietkis, K. Matulaitis // Biol Sport. - 2020. - № 37 (3). - P. 261-267.

11. Gender Differences in Throwing Revisited: Sensorimotor Coordination in a Virtual Ball Aiming Task / D. Crozier, Z. Zhang, S.-W. Park, D. Sternad // Frontiers in human neuroscience. - 2019. - № 13. - P. 1-15.

12. Popovic R. Motor coordination of pe Students: gender differences / R. Popovic, T. Purenovrc-Ivanovrc, M. Dolga // Physical Activity in Science and Practice, 2014. - № 93. - P. 93-103.

REFERENCES

1. Aksarin, I.V. and Aksarina I.Yu. (2018), "Study of the dependence of the level of technical readiness of young basketball players on the coefficient of functional asymmetry", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, Vol. 55, No. 4. pp. 91-98.

2. Lyakh, V., Witkowski Z., Gierczuk D., Sadowski J. and Issurin V. B. (2016), "Gender Differences in level of coordination skills and in possibilities of improving it in athletes", Materials of the All-Russian scientific and practical conference on sports science in children and youth sports and sports of high achievements. Collection of conference materials, Moscow. pp. 780-814.

3. Deushev, R.Kh., Balandin V.A. and Chernyshenko Yu.K. (2014), "Existence of sexual dimorphism elements in various manifestations of the coordination abilities of the pupils aged 11-15 studying at secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6. pp. 63-66.

4. Zaporozhanov, V.A. and Borachinski T. (2009), "Improving the coordination abilities of those who go in for physical exercises", Pedagogy, psychology and medico-biological problems ofphysical education and sports, No. 9. pp. 52-55.

5. Ustinov, I.E., Fedorova, A.V. and Arhipova, Yu.A. (2016), "Testing of motor abilities as basis of the Score Rating control of the student-economists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1. pp. 266-270.

6. Ustinov, I.E. and Mordvinova Yu.B. (2020), ""Snake" for assessing the coordination abilities of students", Secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sports: cur-

rent state and development prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to 50 anniversary of UralSUFE, (March 26, 2020), Ural Academy, Chelyabinsk, pp. 141-143.

7. Ustinov, I.E., Mordvinova Yu.B. and Kokorev, A.V. (2020), "In a basketball with a "snake" to assess the coordination capabilities of students of humanitarian universities", Physical culture and sport in educational design: innovations and development prospects: collection of materials All-Russian scientific-practical conference "Herzen's readings": in 2 volumes, publishing house of the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 83-87.

8. Dorfberger, S. Adi-Japha E. and Karni A. (2009), "Sex differences in motor performance and motor learning in children and adolescents: an increasing male advantage in motor learning and consolidation phase gains", Behavioural brain research, Vol. 198, No.1. pp. 165-171.

9. Ramirez-Campillo, R., Gentil P., Moran J., Dalbo V.J. and Scanlan A.T. (2019), "Dribble Deficit Enables Measurement of Dribbling Speed Independent of Sprinting Speed in Collegiate, Male, Basketball Players", J Strength Cond Res, Jan 17, doi: 10.1519/JSC.0000000000003030.

10. Conte, D., Scanlan A.T., Dalbo V.J., Gang S.Z., Smith M.R., Bietkis T. and Matulaitis K. (2020), "Dribble Deficit quantifies dribbling speed independently of sprinting speed and differentiates between age categories in pre-adolescent basketball players", Biol Sport, Vol. 37 No. 3, pp. 261-267. doi: 10.5114/biolsport.2020.95637.

11. Crozier, D., Zhang Z., Park S.-W. and Sternad D. ( 2019) , "Gender Differences in Throwing Revisited: Sensorimotor Coordination in a Virtual Ball Aiming Task", Frontiers in human neuroscience, No. 13, pp. 1-15, doi: 10.3389/fnhum.2019.00231.

12. Popovic, R., Purenoviс-Ivanoviс T. and Dolga M. (2014), "Motor coordination of pe Students: gender differences", Physical Activity in Science and Practice, No. 93. pp. 93-103.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2021

УДК 371.71

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Владимир Анатольевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург; Константин Васильевич Чедов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Целью исследования является разработка критериально-оценочного аппарата для проверки эффективности кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся. Оценку результатов эффективности кластерного взаимодействия необходимо осуществлять на трех уровнях (региональном, муниципальном и институциональном) посредством двух видов критериев: процессуальных и содержательных. Процессуальные критерии позволяют выявить эффективность организационного, кадрового и интеллектуально-деятельностного обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия. К содержательным критериям относятся структурно соотнесенные между собой критерии оценки уровня здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов и культуры здоровья обучающихся.

Ключевые слова: критерии и показатели эффективности, кластерное взаимодействие социальных институтов, культура здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.