Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Чедов Константин Васильевич

Целью исследования является разработка критериально-оценочного аппарата для проверки эффективности кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся. Оценку результатов эффективности кластерного взаимодействия необходимо осуществлять на трех уровнях (региональном, муниципальном и институциональном) посредством двух видов критериев: процессуальных и содержательных. Процессуальные критерии позволяют выявить эффективность организационного, кадрового и интеллектуально-деятельностного обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия. К содержательным критериям относятся структурно соотнесенные между собой критерии оценки уровня здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов и культуры здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Чедов Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF CLUSTER INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS OF THE REGION IN THE DIRECTION OF FORMATION OF THE HEALTH CULTURE OF STUDENTS

The aim of the study is to develop a criterion-evaluative apparatus for testing the effectiveness of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the direction of forming a culture of students' health. Evaluation of the results of the effectiveness of cluster interaction in this case must be carried out at three levels (regional, municipal and institutional) by means of two types of criteria: procedural and substantive. Procedural criteria make it possible to identify the effectiveness of organizational, personnel and intellectual-activity support of joint activities of the subjects of cluster interaction. The substantive criteria include structurally correlated criteria for assessing the level of health-preserving professional competence of teachers and the culture of students' health.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

rent state and development prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to 50 anniversary of UralSUFE, (March 26, 2020), Ural Academy, Chelyabinsk, pp. 141-143.

7. Ustinov, I.E., Mordvinova Yu.B. and Kokorev, A.V. (2020), "In a basketball with a "snake" to assess the coordination capabilities of students of humanitarian universities", Physical culture and sport in educational design: innovations and development prospects: collection of materials All-Russian scientific-practical conference "Herzen's readings": in 2 volumes, publishing house of the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 83-87.

8. Dorfberger, S. Adi-Japha E. and Karni A. (2009), "Sex differences in motor performance and motor learning in children and adolescents: an increasing male advantage in motor learning and consolidation phase gains", Behavioural brain research, Vol. 198, No.1. pp. 165-171.

9. Ramirez-Campillo, R., Gentil P., Moran J., Dalbo V.J. and Scanlan A.T. (2019), "Dribble Deficit Enables Measurement of Dribbling Speed Independent of Sprinting Speed in Collegiate, Male, Basketball Players", J Strength Cond Res, Jan 17, doi: 10.1519/JSC.0000000000003030.

10. Conte, D., Scanlan A.T., Dalbo V.J., Gang S.Z., Smith M.R., Bietkis T. and Matulaitis K. (2020), "Dribble Deficit quantifies dribbling speed independently of sprinting speed and differentiates between age categories in pre-adolescent basketball players", Biol Sport, Vol. 37 No. 3, pp. 261-267. doi: 10.5114/biolsport.2020.95637.

11. Crozier, D., Zhang Z., Park S.-W. and Sternad D. ( 2019) , "Gender Differences in Throwing Revisited: Sensorimotor Coordination in a Virtual Ball Aiming Task", Frontiers in human neuroscience, No. 13, pp. 1-15, doi: 10.3389/fnhum.2019.00231.

12. Popovic, R., Purenoviс-Ivanoviс T. and Dolga M. (2014), "Motor coordination of pe Students: gender differences", Physical Activity in Science and Practice, No. 93. pp. 93-103.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2021

УДК 371.71

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Владимир Анатольевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург; Константин Васильевич Чедов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Целью исследования является разработка критериально-оценочного аппарата для проверки эффективности кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся. Оценку результатов эффективности кластерного взаимодействия необходимо осуществлять на трех уровнях (региональном, муниципальном и институциональном) посредством двух видов критериев: процессуальных и содержательных. Процессуальные критерии позволяют выявить эффективность организационного, кадрового и интеллектуально-деятельностного обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия. К содержательным критериям относятся структурно соотнесенные между собой критерии оценки уровня здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов и культуры здоровья обучающихся.

Ключевые слова: критерии и показатели эффективности, кластерное взаимодействие социальных институтов, культура здоровья обучающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p384-390

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF CLUSTER INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS OF THE REGION IN THE DIRECTION OF FORMATION OF THE

HEALTH CULTURE OF STUDENTS Vladimir Anatolyevich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg; Konstantin Vasilievich Chedov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm State University

Abstract

The aim of the study is to develop a criterion-evaluative apparatus for testing the effectiveness of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the direction of forming a culture of students' health. Evaluation of the results of the effectiveness of cluster interaction in this case must be carried out at three levels (regional, municipal and institutional) by means of two types of criteria: procedural and substantive. Procedural criteria make it possible to identify the effectiveness of organizational, personnel and intellectual-activity support of joint activities of the subjects of cluster interaction. The substantive criteria include structurally correlated criteria for assessing the level of health-preserving professional competence of teachers and the culture of students' health.

Keywords: criteria and performance indicators, cluster interaction of social institutions, health culture of students.

ВВЕДЕНИЕ

В нормативно-правовых документах, регламентирующих тенденции модернизации российской системы образования отмечается, что приоритетной задачей образовательных организаций является формирование ответственного отношения человека к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей, подростков и учащейся молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом.

Однако показатели здоровья современных школьников имеют отчетливые негативные тенденции. К завершению среднего общего образования у обучающихся наблюдаются высокие уровни функциональных нарушений и хронических нервно-психических расстройств, заболеваний системы пищеварения, а также функциональных отклонений и болезней органа зрения, костно-мышечной системы, что ухудшает адаптацию детей к меняющимся условиям жизни.

По мнению Ореховой Т. Ф. [1], Fiorati R. C., Arcencio R. A., Segura del Pozo J., Ramasco-Gutierrez M., Serrano-Gallardo P. [2], успешность решения проблемы сбережения и укрепления здоровья школьников, формирования у них культуры здоровья зависит от эффективности консолидации ресурсов различных социальных институтов субъекта страны (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.), функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения, посредством их кластерного взаимодействия. При этом важнейшей составляющей региональной системы такого взаимодействия является наличие комплекса критериев и показателей оценки эффективности её функционирования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Цель исследования: разработка критериально-оценочного аппарата для определения эффективности кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из предмета предпринятого исследования, в качестве которого выступает кластерное взаимодействие различных социальных институтов в региональном образова-

тельном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся, ключевым в отношении реализации административно-управленческого аспекта интегра-тивной деятельности организаций региона различной ведомственной принадлежности является кластерный подход, который регулирует взаимодействие всех субъектов кластера на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Исходя из сущности основных дефиниций кластерного подхода, под кластерным взаимодействием социальных институтов по формированию культуры здоровья обучающихся в региональном образовательном пространстве, понимается согласованная, скоординированная совместная деятельность образовательных организаций, учреждений здравоохранения, дополнительного образования, семьи, общественных и социокультурных институтов региона посредством консолидации, взаимообогащения, наращивания и полноценной реализации их социокультурного и психолого-педагогического потенциала с целью формирования культуры здоровья обучающихся, что расширяет представление об интегративной деятельности социальных институтов региона в интересах охраны здоровья подрастающего поколения.

Основу исследования составили следующие методы: анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственной практической деятельности по обеспечению кластерного взаимодействия образовательных организаций, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных движений Пермского края.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Специфичность предпринятого исследования предполагает выделение двух видов критериев: процессуальных и содержательных. К процессуальным мы относим критерии, посредством которых оценивается эффективность совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия.

Оценка эффективности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в регионе, муниципалитетах и в образовательных организациях осуществляется в баллах по уровню деятельностной активности и самостоятельности участников кластерного взаимодействия. При этом выделено три уровня эффективности: высокий (2 балла) характеризуется вполне достаточной деятельностной активностью и самостоятельностью субъектов кластерного взаимодействия, позволяющей им достигать высоких результатов в формировании культуры здоровья обучающихся; средний (1 балл), на котором отмечается снижение деятельностной активности и самостоятельности участников кластерного взаимодействия в виду недостаточного осознания теоретико-методологических основ совместной деятельности, что способствует возникновению в их деятельности различных ситуационных рассогласований; и низкий (0 баллов) свидетельствующий, что большинство участников кластерного взаимодействия обнаруживают недостаточное представление о теоретико-методологических основах совместной деятельности социальных институтов в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся, что закономерно отрицательно отражается на их мотивации, активности и как следствие - на эффективности этого процесса в целом.

Положительную динамику изменений на каждом уровне можно считать показателем повышения эффективности кластерного взаимодействия. Содержание процессуальных критериев и показателей совместной деятельности участников кластерного взаимодействия отражено в таблице 1.

Границы высокого, среднего и низкого уровней эффективности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия определены на основе методики, предложенной А. А. Кыверялгом [4]. Согласно этой методике, наибольшее количество испытуемых (50 %) находится на среднем уровне, а высокий и низкий уровень высчитывается с учетом 25-процентного отклонения от общего числа испытуемых в ту и другую сторо-

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). ны.

Таблица 1 - Критерии и показатели эффективности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве в направле-

Критерии Показатели

Организационное обеспечение 1. Нормативно-правовое обеспечение совместной деятельности участников кластерного взаимодействия по решению проблемы формирования культуры здоровья обучающихся

2. Программное обеспечение совместной деятельности участников кластерного взаимодействия по решению проблемы формирования культуры здоровья обучающихся

3. Материально-техническое оснащение совместной деятельности участников кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся

Кадровое обеспечение 4. Включенность участников кластерного взаимодействия в процесс решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся

5. Повышение компетентности участников кластерного взаимодействия, в том числе стажеров, в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся в региональном образовательном пространстве

Интеллектуально-деятельностное обеспечение 6. Организация и проведение научно-практических конференций по вопросам охраны здоровья обучающихся с участием представителей учреждений и организаций, имеющих различную ведомственную принадлежность

7. Организация и проведение конкурсов исследовательских работ и проектов обучающихся по тематике здоровьесбережения и здорового образа жизни

Таким образом, процессуальные критерии позволяют оценивать результаты проводимого исследования по количеству включающихся в совместную деятельность участников кластерного взаимодействия, что закономерно обеспечивает переход количественных изменений в качественные.

Кластеризация деятельности социальных институтов, причастных к работе с обучающимися разных возрастов обеспечивает создание необходимых предпосылок для эффективной и результативной деятельности всех участников кластерного взаимодействия, и в первую очередь педагогов, которые по своему функционалу непосредственно взаимодействуют с обучающимися. Следовательно, определяющим показателем эффективности формирования культуры здоровья обучающихся правомерно считать соответствующую компетентность педагогов, а положительную динамику в повышении данной компетентности - показателем результативности функционирования регионального кластера в целом. Разработаны две группы соотносящихся между собой содержательных критериев оценки профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся и сформированности у самих обучающихся культуры здоровья. Определение уровней профессиональной компетентности педагогов и культуры здоровья обучающихся осуществляется на основе суммы баллов, набранных по соответствующим показателям.

Критерии, показатели, методы и методики диагностики здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов представлены в таблице 2.

Оценка здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов осуществляется на основе когнитивного, деятельностного и рефлексивного критериев, позволяющих отслеживать динамику здоровьеориентированной педагогической деятельности педагога в двух направлениях: осуществления различных организационных действий, направленных на сбережение и укрепления здоровья обучающихся в процессе их учебной деятельности, и включения обучающихся в активную деятельность в направлении собственного здоровья

Таблица 2 - Критерии, показатели, методы и методики диагностики уровня сформированное™ здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов - участников кластерного взаимодействия_

Критерии Показатели Методы и методики диагностики

Когнитивный 1. Знания о здоровье растущего человека Тест для педагогов «Оценка уровня компетентности педагогов в вопросах здоровья растущего человека» (В. Н. Ирхин, Е. А. Богачева)

2. Знания о способах сохранения здоровья обучающихся в процессе образования Тест для педагогов «Оценка уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения обучающихся» (В. Н. Ирхин, Е. А. Богачева)

3. Знания о способах организации здоровьесберегающего образовательного процесса Анкета «Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательной организации» (В. Н. Ирхин, Е. А. Богачева)

Деятельностный 4. Способность к сохранению и поддержанию своего здоровья в процессе профессиональной деятельности Методика «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» (С. Дерябо и В. Ясвин); методика самооценки здорового образа жизни (Т. Ф. Ореховой)

5. Умение включать обучающихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья Анкета «Деятельность учителя по формированию культуры здоровья обучающихся» (В. Н. Ирхин, Е. А. Богачева); методы наблюдения и самонаблюдения

6. Методическая подготовленность к организации здоровьесберегаю-щего образовательного процесса Адаптированный опросник С. Г. Молчанова для определения мотивационной готовности педагогов к совершенствованию здоровьесберегающей компетентности

Рефлексивный 7. Владение методами анализа и оценки здоровьесберегающей направленности образовательного процесса Анкета самооценки знаний и умений проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс (Е. А. Богачева); тест для педагогов «Здоровьесберега-ющая деятельность в общеобразовательной организации» (адаптированный)

8. Умение контролировать состояние своего здоровья в процессе педагогической деятельности Тест «Индивидуальная концепция здоровья» (Д. Сириес, В. Гавидия); методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева)

9. Направленность на самообразование в вопросах здоровья педагога и обучающихся Методика «Оценка способности педагога к саморазвитию и самообразованию (В. И. Андреев), анкета «Учитель здоровья» (авторская методика)

Для оценки культуры здоровья обучающихся нами разработан комплекс методик ( таблица 3), позволяющих выявить уровень ее сформированности в соответствии с содержанием выделенных компонентов: когнитивным, мотивационно-ценностным и деятель-ностным.

Таблица 3 - Компоненты, критерии, показатели и методики оценки сформированности культуры здоровья обучающихся_

Компоненты Критерии Показатели Методики

Когнитивный Знания о здоровье, здоровом образе жизни и здоровье-ориентированном поведении 1. Объем знаний о здоровье и факторах, влияющих на него Тестирование

2. Объем знаний о здоровом образе жизни

3. Объем знаний о способах реализации здоровьеориентированного поведения

Мотивационно-ценностный Отношение к здоровью и здоровому образу жизни 4. Понимание значимости здоровья как жизненно необходимой ценности Методика «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и В. Ясвина

5. Интерес к своему здоровью и здоровому образу жизни

Деятельностный Деятельностный 6. Гармоничность образа жизни Методика оценки культуры здоровья обучающихся Н. С. Гаркуша

7. Здоровьесозидающая активность

Оценивание когнитивного компонента культуры здоровья обучающихся осуществляется на основе тестов, которые направлены на выявление объема знаний о здоровье человека, о здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья, использование которых человеком в своей жизни и деятельности обеспечивает его здоровьеориентированное поведение. При оценивании мотивационно-ценностного ком -

понента культуры здоровья определяется значимость для обучающихся здоровья как жизненной ценности и степень их отношения к своему здоровью. Выявление уровня сформированности деятельностного компонента осуществляется посредством изучения таких показателей, как гармоничность образа жизни субъекта, и здоровьесозидающая активность субъекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление эффективности кластерного взаимодействия различных социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья обучающихся следует осуществлять, как подтверждают результаты опытно-поисковой работы [3, 5], на основе критериально-оценочного аппарата, включающего в себя процессуальные и содержательные критерии. Посредством процессуальных критериев оценивается эффективность организационного, кадрового и интеллектуально-деятельностного обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Две группы сущностно связанных между собой содержательных критериев позволяют оценивать уровень здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов как непосредственных участников кластерного взаимодействия (в совокупности когнитивного, деятельностного и рефлексивного критериев) и сформированности культуры здоровья обучающихся (в совокупности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельност-ного критериев).

ЛИТЕРАТУРА

1. Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы / Т. Ф. Орехова // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования : сетевой научно-практ. журн. - 2015. - № 3. - С. 61-69. - URL: http://rrlinguistics.ru/media/pedagogy/2015/3/Орехова_ТФ.pdf (23.01.2021).

2. Intersectorality and social participation as coping policies for health inequities-worldwide / R.C. Fiorati, R.A. Arcencio, J. Segura del Pozo, [at al] // Gaceta Sanitaria. - 2018. - Vol. 32, Iss 3. - P. 304-314.

3. Федоров В.А. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В.А. Федоров, К.В. Чедов // Образование и наука. - 2019. - № 21 (9). - С. 186-220.

4. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. - Таллин : Валгус, 1980. - 334 с.

5. Федоров В.А. Технологическое обеспечение совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся / В.А. Федоров, К.В. Чедов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 80-81.

REFERENCES

1. Orekhova, T.F. (2015), "Health-giving education in modern school: relevance and theoretical and practical foundations", Scientific result, Series: "Pedagogy and Psychology of Education", No. 3, pp. 61-69.

2. Fiorati, R.C., Arcencio, R.A., Segura del Pozo, J., Ramasco-Gutierrez, M. and Serrano-Gallardo P. (2018), "Intersectorality and social participation as coping policies for health inequities-worldwide", Gaceta Sanitaria, Vol. 32, Issue 3, pp. 304-314.

3. Fedorov, V.A. and Chedov, K.V. (2019), "Formation of students' health culture based on cluster interaction: the potential of the regional educational space", Education and Science, No. 21 (9), pp. 186-220.

4. Kyveryalg, A. A. (1980), Research methods in professional pedagogy, Valgus, Tallinn.

5. Fedorov, V.A. and Chedov, K.V. (2020), "Technological support of joint activities of the subjects of cluster interaction in the aspect of the formation of the health culture of students", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 80-81.

Контактная информация: chedovkv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.