Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / BASIS / INTERAGENCY INTERACTION / CLUSTER APPROACH / EDUCATIONAL ORGANIZATION / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / HEALTH CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чедов К. В.

Одним из способов совершенствования деятельности образовательных организаций в рамках регионального образовательного пространства конкретного региона в направлении формирования культуры здоровья школьников является консолидация ресурсов социальных институтов различной ведомственной принадлежности. Целью исследования является выявление и обоснование методологических подходов к организации взаимодействия в региональном образовательном пространстве учреждений, причастных к работе с обучающимися школьного возраста, нацеленных на формирования у детей и подростков культуры здоровья, но имеющими при этом различную ведомственную принадлежность. Для достижения поставленной цели используются такие методы, которые обеспечивают исследованию построение его понятийно-терминологического аппарата, обоснование его теоретико-методологической основы, сопоставление, обобщение и интерпретацию эмпирического материала. В качестве основы для выбора и обоснования использованных в исследовании подходов выступает концепция многоуровневого методологического знания. В рамках этой концепции основополагающим является аксиологический подход, который позволяет рассматривать здоровье как жизненно значимую личностную ценность человека, определяющую другие ценностные ориентации, детерминирующую его полноценное развитие, адекватную идентификацию и эффективную самореализацию. На общенаучном уровне ведущим является системно-интеракционистский подход, гармонично объединяющий в себе феномены системности и взаимодействия. Системность регулирует рассмотрение объекта как единого функционального целого, обладающего комплексом характеристик: с одной стороны, свойств, общих для целого и его частей, а с другой, - черт целого отличных от качественных признаков его составляющих. Взаимодействие (interaction) дает возможность решать педагогические проблем с учетом изменений, которые происходят в различных воздействующих и взаимосвязанных объектах под влиянием их действия как друг на друга, так и на другие объекты. На конкретно-научном уровне методологии ключевым является интегративный подход, который позволяет поэтапно планировать организацию образовательного процесса, последовательно решать поставленные задачи и оперативно интерпретировать получаемые результаты, целенаправленно используя ресурсы всех субъектов образовательной деятельности на основе кластерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чедов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTHY CULTURE OF SCHOOLCHILDREN: METHODOLOGICAL BASIS OF INTERACTION OF ORGANIZATIONS OF VARIOUS STATE DEPARTMENTS

One of the ways to improve the activities of educational organizations in the formation of a schoolchildren's health culture is the integration of the resources and capabilities of organizations of various departments within the regional educational space of a particular region. The aim of the study is to identify and justify methodological approaches to organizing the interaction of institutions of various departments in the regional educational space for the formation of students' health culture. To achieve this goal, the following research methods were applied: conceptual-terminological and theoretical-methodological analysis, comparison, interpretation, generalization. To identify and justify the importance of approaches in accordance with the purpose of the study, a multi-level concept of methodological knowledge is used. At the philosophical level, the axiological approach is taken as a fundamental one, since health is a universal (highest) human value and the main value orientation of a person that determines a healthy and full development of an individual. The general scientific level is represented by a system-interaction approach, which is the ratio of system and interaction. The system component of the approach involves the consideration of the object as a single functional whole, which has its own qualities that are distinguishable from the qualities of its individual parts. The interaction component of the approach allows solving the pedagogical problem by means of influence, communication, transition, development of various objects under the influence of mutual actions on each other and on other objects. The specific scientific level includes an integrative approach, involving the implementation of the educational process in educational organizations based on the use of resources of all subjects of educational activity. The technological level makes it possible to gradually plan, sequentially solve tasks and interpret the results. The administrative and managerial aspect of the technological level is represented by a cluster approach, and a personal-activity one represents the psychological and pedagogical one. The possibility of applying the cluster approach as a methodological basis for consolidating the resources and capabilities of organizations of various departments within the regional educational space having the aim of improving the activities of educational institutions in the direction of creating a culture of students' health has been substantiated.of educational institutions in the direction of creating a culture of students' health has been substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 371.71

К. В. Чедов (Пермь, Россия)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Одним из способов совершенствования деятельности образовательных организаций в рамках регионального образовательного пространства конкретного региона в направлении формирования культуры здоровья школьников является консолидация ресурсов социальных институтов различной ведомственной принадлежности. Целью исследования является выявление и обоснование методологических подходов к организации взаимодействия в региональном образовательном пространстве учреждений, причастных к работе с обучающимися школьного возраста, нацеленных на формирования у детей и подростков культуры здоровья, но имеющими при этом различную ведомственную принадлежность. Для достижения поставленной цели используются такие методы, которые обеспечивают исследованию построение его понятийно-терминологического аппарата, обоснование его теоретико-методологической основы, сопоставление, обобщение и интерпретацию эмпирического материала. В качестве основы для выбора и обоснования использованных в исследовании подходов выступает концепция многоуровневого методологического знания. В рамках этой концепции основополагающим является аксиологический подход, который позволяет рассматривать здоровье как жизненно значимую личностную ценность человека, определяющую другие ценностные ориентации, детерминирующую его полноценное развитие, адекватную идентификацию и эффективную самореализацию. На общенаучном уровне ведущим является системно-интеракционистский подход, гармонично объединяющий в себе феномены системности и взаимодействия. Системность регулирует рассмотрение объекта как единого функционального целого, обладающего комплексом характеристик: с одной стороны, свойств, общих для целого и его частей, а с другой, - черт целого отличных от качественных признаков его составляющих. Взаимодействие (interaction) дает возможность решать педагогические проблем с учетом изменений, которые происходят в различных воздействующих и взаимосвязанных объектах под влиянием их действия как друг на друга, так и на другие объекты. На конкретно-научном уровне методологии ключевым является интегративный подход, который позволяет поэтапно планировать организацию образовательного процесса, последовательно решать поставленные задачи и оперативно интерпретировать получаемые результаты, целенаправленно используя ресурсы всех субъектов образовательной деятельности на основе кластерного подхода.

Ключевые слова: методологическая основа, межведомственное взаимодействие, кластерный подход, образовательная организация, региональное образовательное пространство, культура здоровья, обучающиеся.

Введение

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обозначен социальный заказ общества в определении содержания деятельности образовательных организаций, условий организации педагогических процессов, способствующих сбережению и развитию здоровья личности через формирование у подрастающего поколения культуры здоровья.

Потребность в разработке методологических основ взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности в региональном образовательном пространстве в плане формирования у обучающихся школьного возраста культуры здоровья определяется, с одной стороны, социально-историческими предпосылками, современными запросами на формирование личности, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья; с другой, - недостаточной научно-теоретической разработанностью проблемы совершенствования целенаправленной деятельности образовательных сообществ в решении задачи сбережения и укрепления здоровья детей, подростков и учащейся молодежи в системе общего образования.

В современных философских исследованиях методология рассматривается как инструмент теоретического познания и одновременно преобразования действительности. Достаточно широкое по объему толкование методологии как науки дает Э. Г. Юдин. Для него методология - это «система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [24, с. 31]. Анализ различных определений, представленный В. В. Краевским, дает нам основание выделить пять аспектов в понимании методологии педагогики как системы знаний, во-первых, об основаниях и структуре педагогической теории; во-вторых, о принципах, подходах и способах получения знаний о педагогической действительности; в-третьих, о способах деятельности по приобретению таких знаний; в-четвертых, о подходах к обоснованию программ, логики, методов организации и

проведения научных педагогических исследований; и, наконец, это знания об оценке качества исследований и получаемых в них результатах [14, с. 18]. Исходя из этого, методология педагогики как основа процесса научного познания педагогических явлений выполняет в любом научном педагогическом исследовании две взаимосвязанных функции - теоретическую, результатом реализации которой является система научно-педагогических знаний, и практическую, направленную на организацию педагогической действительности.

Реализация методологических основ взаимодействия в региональном образовательном пространстве организаций различной ведомственной принадлежности с целью формированию культуры здоровья обучающихся осуществляется посредством применения методологических подходов, которые, по определению И. В. Блауберга и Ю. Г. Юдина, обеспечивают «методологическую ориентацию исследования, с которой анализируют объект изучения, как принцип, руководящий общей стратегией исследования» [5, с. 74]. Исходя из того, что выявление потенциальных ресурсов регионального образовательного пространства для формирования культуры здоровья обучающихся не может быть рассмотрено с одной позиции, считаем целесообразным применить комплекс методологических подходов.

Целью исследования является выявление и обоснование методологических подходов к организации взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, причастных к работе по формированию культуры здоровья у обучающихся школьного возраста, для консолидации ресурсов регионального образовательного пространства.

1. Спектр методологических подходов к межведомственному взаимодействию учреждений и консолидации ресурсов образовательного пространства

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством применения адекватных ей методов исследования. В качестве таковых выступают теоретические методы исследования - сопоставление, интерпретация, обобщение и два вида анализа: понятийно-терминологический и теоретико-методологический.

Руководствуясь идеями, разработанными в 1970-е гг. отечественным философом Э. Г. Юдиным [24], в данном исследовании мы будем обосновывать методологию интеграции ресурсов и возможностей организаций различной ведомственной принадлежности, занятых формированием у обучающихся культуры здоровья и входящих в одно региональное образовательное пространство, последовательно на нескольких методологических уровнях - философском, общенаучном, конкретно-научном и технологическом.

1.1. Философский уровень методологии интеграции регионального образовательного пространства

На философском уровне основополагающим является аксиологический подход, что обусловлено, с одной стороны, значимостью здоровья, которое признается безусловной жизненной ценностью человека, а с другой стороны, сущностью науки аксиологии (от др.-греч. - ценность), представляющей собой раздел философии, связанный с изучением природы ценностей, связи различных ценностей между собой, а также с социальными и культурными факторами развития личности. Использование аксиологического подхода в исследованиях, связанных с изучением человека, позволяет рассматривать его как высшую ценность и самоцель общественного развития. Кроме того, этот подход дает возможность одновременно изучать различные педагогические явления, процессы и обнаруживать их возможности в удовлетворении разумных и ценностно-целесообразных потребностей людей. Одной из таких ценностей является здоровье человека, которое, по мысли А. Маслоу, представляет собой высшую универсальную личностно значимую ценность, детерминирующую полноценное развитие человека [16]. Опора процесса образования на аксиологический подход дает возможность трансформировать социально значимые ценности и здоровье, в частности, в конкретные ценностные ориентации личности, тем самым обеспечивая условия для охраны здоровья подрастающего поколения.

Понимание здоровья как индивидуальной наивысшей ценности, по утверждению М. Я. Виленского и О. Ю. Масаловой, приходит к человеку чаще всего только тогда, когда он «ощущает общую недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания» [7, с. 67]. Формирование у человека отношения к здоровью как к ценности является уникальным и своеобразным процессом в виду того, что здоровье - это строго субъективное индивидуальное явление, для сбережения

и укрепления которого человеку необходимо учиться «творить его за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий» [7, с. 67]. В этой связи важнейшим направлением деятельности учреждений образования и других социальных институтов (здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных движений и др.), функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения, является формирование культуры здоровья личности как части общей культуры, определяющей полноту реализации принципов здорового образа жизни.

Таким образом, аксиологический подход регулирует качество выбора индивидом ценностных ориентиров, стимулирующих развитие духовного, нравственного и творческого потенциалов человека во всех сферах жизни и деятельности. Результатом реализации аксиологического подхода в совместной работе организаций различной ведомственной принадлежности является осознание обучающимися школьного возраста ценности здоровья как атрибута жизни, формирование у них убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни, наиболее полно использовать физические ресурсы своего организма и духовного потенциала для эффективного достижения жизненных целей.

1.2. Общенаучный уровень методологии интеграции регионального образовательного пространства

Вторым подходом, соответствующим общенаучному уровню методологии данного исследования и составляющему основу взаимодействия в региональном образовательном пространстве организаций различной ведомственной принадлежности, которые работают в направлении формирования культуры здоровья школьников, стал системно-интеракционистский. При разработке данного подхода мы ориентировались на работы В. Г. Афанасьева [4]; И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина [5]; Б. С. Гершунского [9]; А. Н. Леонтьева [15] и др. Суть данного подхода отражается в соотношении системности и взаимодействия (интеракции).

Системная составляющая данного подхода дает возможность, во-первых, рассматривать разнообразные исследуемые педагогические явления и объекты (педагогическую систему, образовательную организацию, пространство, образовательную среду и т. д.) как единое функциональное целое, состоящее из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, но при этом обладающее собственными характеристиками, которые отличаются от качеств, присущих каждой отдельной частей этого целого. Во-вторых, появляется возможность использовать для решения исследуемой научной проблемы факты, методы, средства, приемы, которыми оперируют другие науки, связанные с проблемами человека (педагогика, психология, физиология и др.). В-третьих, системный подход позволяет выявлять сущность элементов анализируемой системы, их внутренних и внешних связей, что создает предпосылки для осознания факторов, которые оказывают влияние на исследуемый педагогический объект и которые необходимо учитывать при принятии решений. Наконец, можно обнаружить в целостной системе функциональную зависимость между элементами, свойствами и отношениями, возникающими внутри целого.

В нашем исследовании таким системным целым является образовательное пространство, в котором осуществляется взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности, потенциально связанных с решением проблемы формирования у обучающихся культуры здоровья. Выявление и наращивание потенциала регионального образовательного пространства в интересах формирования культуры здоровья подрастающего поколения возможно при условии, во-первых, рассмотрения данного пространства в единстве целого и частного; во-вторых, проведения классификации объектов регионального образовательного пространства на основе, адекватной особенностям их взаимодействия; в-третьих, формирования системы совместной деятельности организаций региона, хотя и имеющих различную ведомственную принадлежность, но действующих в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.

Второй компонент системно-интеракционистского подхода - интеракционистский (англ. interaction - взаимодействие) регулирует процесс разрешения педагогических проблем посредством организации взаимного действия различных связанных между собой объектов как друг на друга, так и на другие объекты. Определяющим при этом выступает понятие «взаимодействие», которое как философская категория означает «процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход» ... и «представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи» [22]. Отсюда,

если как минимум два объекта воздействуют друг на друга, правомерно говорить о взаимодействии. В нашем исследовании субъектами взаимодействия выступают различные социальные институты, причастные по своему функционалу к работе с детьми, подростками и учащейся молодежью и осуществляющие совместную деятельность по формированию у них культуры здоровья на одном из трех уровней: региональном (макроуровень), муниципальном (мезоуровень) и институциональном (микроуровень).

Системно-интеракционистский подход позволяет рассматривать решение проблемы взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности в региональном образовательном пространстве в направлении формирования культуры здоровья подрастающего поколения с позиции двух подсистем, первой из которых является личность как открытая биопсихосоциальная система, а второй - межведомственное взаимодействие организаций в региональном образовательном пространстве, ориентированное на формирование культуры здоровья обучающихся.

Содержательная и структурная организация личности как системы обусловливается сложностью каждого этапа онтогенетического развития индивида, характеризующегося специфическими особенностями функционирования его организма и психики, которые необходимо учитывать при оказании педагогических воздействий и обеспечивать преемственные связи относительно каждого этапа, так как каждый более высокий уровень реализуется на основе эффектов, полученных на более низком уровне.

Системное взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности мы строим с учетом выявленных Т. А. Ильиной этапов реализации системно-интеракционистского подхода: 1) выявления сущности структурных элементов системы; 2) раскрытия связей между ними; 3) обнаружения взаимосвязей данной системы с другими; 4) выявления особенностей функционирования системы и выделение ее значимых структурных элементов и связей, от которых зависит, с одной стороны, решение рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, улучшение функционирования системы как целостного образования; 5) разработки, совершенствования и реализации механизмов управления обновленной системой с целью достижения планируемых результатов; 6) сравнительного анализа ожидаемых и полученных результатов и оценки на этом основании эффективности функционирования системы [13, с. 72]. Благодаря этому использование системно-интеракционистского подхода в нашем исследовании обеспечит раскрытие сущности, структуры и содержания регионального образовательного пространства, а также выявления и наращивания межведомственных потенциала различных организаций, вовлеченных в процесс формирования культуры здоровья обучающихся. При этом объектом регулирования системно-интеракционистского подхода является деятельность таких организаций по формирования культуры здоровья детского населения данного региона.

1.3. Конкретно-научный уровень методологии интеграции регионального образовательного пространства

Конкретно-научный уровень методологической основы исследуемого взаимодействия представлен интегративным подходом, который требует осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях на основе использования ресурсов всех субъектов образовательной деятельности. Раскроем данный тезис подробнее.

В понимании интегративного подхода мы опираемся на определение И. А. Зимней и Е. В. Земцовой, трактующих данный подход как «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество» [12]. Кроме того, мы исходим из того, что, что интегративный подход, как справедливо отмечают О. Б. Акимова и Н. К. Чапаев, осуществляется на технологическом и содержательном уровнях. Технологический уровень включает организационно-методический и деятельностно-практический компоненты, а содержательный - ресурсно-содержательный [23]. Рассмотрим сущность этих компонентов в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся.

Реализация организационно-методического компонента интегративного подхода предполагает использование в образовательной деятельности различных интерактивных методов и технологий: дискуссий, круглых столов, конкурсов, конференций, кейс-технологий, дебатов, деловых игр, метода проектов и других подобных средств с целью формирования культуры здоровья обучающихся. Дея-тельностно-практический компонент предполагает выполнение обучающимися творческих заданий на занятиях по различным учебным предметам, а также в условиях внеурочной деятельности, что создает предпосылки для развития их личностных качеств, определяющих полноту и качество здоро-вьеориентированного поведения. Ресурсно-содержательный компонент интегративного подхода

обеспечивает консолидацию ресурсов каждого субъекта образовательного процесса (учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, родителя, студента-волонтера и др.), обеспечивающих организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся, проявляющихся в особом содержании, используемых средствах, методах и приемах в интересах формирования культуры здоровья обучающихся. Появление возможностей для реализации такого консолидированного учебно-воспитательного процесса оздоровительной направленности определяется успешностью кластерного взаимодействия разных социальных институтов (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.) на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации, функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения. Результатом интеграции ресурсов субъектов учебно-воспитательного процесса для решения анализируемой проблемы являются сформированность у обучающихся компетенции по рациональной организации собственной здоровьеориентированной деятельности. Это достигается единством целей, принципов и содержания обучения и воспитания. Таким образом, реализация интегра-тивного подхода на технологическом уровне обеспечивает выполнение трех взаимосвязанных действий: 1) поэтапного планирования процесса решения поставленных задач, 2) последовательного выполнения пунктов плана, 3) оценки и интерпретации полученных результатов.

Технологический уровень методологии предпринятого исследования представлен двумя подходами; кластерным, который является ключевым в отношении реализации административно-управленческого аспекта интегративной деятельности организаций различной ведомственной принадлежности в региональном образовательном пространстве в интересах формирования культуры здоровья обучающихся, и личностно-деятельностным, определяющим психолого-педагогический аспект учебно-воспитательного процесса, оздоровительная направленность которого обеспечивается в результате совместной деятельности учреждений и организаций, причастных по своему функционалу к работе с обучающимися школьного возраста, но имеющих при этом различную ведомственную принадлежность. Рассмотрим последовательно каждый из этих подходов.

В понимании кластерного подхода мы исходим из значения термина «кластер» (от английского сluster), который в буквальном переводе означает «скопление». В настоящее время этим термином преимущественно оперирует сфера экономики. Анализ определений, обнаруженных нами в работах отечественных и зарубежных исследователей, дает основание называть кластером группу взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга организаций, характеризующихся общностью деятельности, методологической основой которой является так называемый кластерный подход. Основоположником данного подхода считается профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер [10].

Применение кластерного подхода в изучении и обеспечении функционирования образовательных систем достаточно полно сегодня представлено в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Л. И. Галимова [8]; М. В. Михайлова и А. Л. Салаева [17]; А. В. Смирнов [21]; V. СЫкоко [26]; Ь. К. МрЬаЫе1е [27]). Большинство из них кластерный подход в образовании относят к управленческим технологиям как средству формирования и развития единого образовательного пространства на разных уровнях: как в отдельной образовательной организации, так и в определенном территориальном образовании (области, регионе, городе, районе города).

Таким образом, анализ представленных выше понятий, выступающих в качестве терминологической основы нашего исследования, дает основание определять кластерное взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности, действующих в направлении формирования культуры здоровья обучающихся в условиях регионального образовательного пространства, как специально организованный способ деятельности различных социальных институтов, работающих с обучающимися школьного возраста. Разная ведомственная принадлежность образовательных организаций, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных организаций и других объектов социокультурной сферы региона не должна мешать совместному использованию имеющихся у них кадровых, материально-технических, информационных, инновационных, методических и иных ресурсов, если речь идет о формировании у обучающихся осознанного ценностного отношения к собственному здоровью, основанному на знании и умении осуществлять здоровьеори-ентированную деятельность.

2. Методология формирования у обучающихся культуры здоровья

В нашем исследовании в качестве методологической основы формирования у обучающихся культуры здоровья выступает личностно-деятельностный подход, научное обоснование которого

представлено в работах Н. А. Алексеева [1], Б. Г. Ананьева [2], Е. В. Бондаревской [6], А. Н. Леонтьева [15], С. Л. Рубинштейна [19], В. В. Серикова [20], И. С. Якиманской [25] и др. Изучение работ указанных авторов позволяет сделать вывод, что реализация личностно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе обеспечивает направленность педагогической деятельности, во-первых, на развитие целостной личности растущего человека, а не отдельных ее качеств; во-вторых, на определение индивидуальных образовательных траекторий, стимулирующих расширение познавательных интересов обучающихся, развитие их познавательных способностей, формирование личностно значимых ценностных ориентаций и жизненных установок; в-третьих, на отношение к каждому ребенку как к уникальному самобытному существу, обладающему неповторимыми индивидуальными чертами. Г. Л. Драндров и К. Б. Тумаров считают, что основным результатом реализации личностно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе выступает переход воспиту-емого на новый, более высокий уровень овладения культурой. Происходит изменение его отношения к окружающему миру во всем его многообразии, и прежде всего, к себе и другим людям; повышается ответственности за свои действия и их последствия [11].

Бинарность личностно-деятельностного подхода в формировании культуры здоровья обучающихся, характеризующаяся единством его личностного и деятельностного компонентов, позволяет ставить в центр педагогической деятельности оздоровительной направленности самого обучающегося с его мотивами и целями. Личностный компонент позволяет учитывать степень сформированности у каждого школьника компетенций в вопросах здорового образа жизни и осуществлять образовательный процесс с ориентацией на развитие личности обучающегося. Личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся может обеспечиваться посредством проектирования и реализации индивидуальных программ здоровья каждого ребенка, подростка. В современных социально-экономических условиях это возможно осуществлять, по нашему мнению, только благодаря интеграции организационных, научно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов учреждений, имеющих различную ведомственную принадлежность, но функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения.

Опора на принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся в рамках личностного подхода предполагает совершенствование их мотивационной и деятельностной сфер. При этом личностный компонент нацелен на развитие личностных качеств, определяющих их здоровьеориентиро-ванное поведение, а деятельностный компонент обусловливает успешность личностной самореализации обучающихся в направлении здорового образа жизни. Обоснуем данный тезис.

Согласно базовым положениям теории деятельности, понятие «деятельность» большинством исследователей в самом общем виде определяется как форма активности, направленная на саморазвитие. По определению А. Г. Асмолова, деятельность - это «динамическая, саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта предметной действительности» [3, с. 90]. Важно также отметить, что предпосылкой любой деятельности человека считается потребность. Этот положение дает нам основание рассматривать деятельностный компонент как основу целенаправленного и активного взаимодействия человека с окружающим миром в соответствии со своими потребностями. Таким образом, личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать обучающегося в процессе формирования у него культуры здоровья как активного субъекта жизни и деятельности, что обеспечивает становление личности обучающихся посредством актуализации их внутреннего потенциала и реализации их личностных ресурсов.

Заключение

Многоуровневая методологическая основа взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности в региональном образовательном пространстве в совокупности комплекса взаимосвязанных и функционально дополняющих друг друга подходов - аксиологического, систем-но-интеракционистского, интегративного, кластерного и личностно-деятельностного - будет способствовать достижению гарантированного результата в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся.

Учёт индивидуальных психологических особенностей обучающихся, а также их интересов, потребностей и способностей позволяет расширить возможности педагогического воздействия в процессе формирования культуры здоровья путем разработки и внедрения технологии педагогического

сопровождения обучающихся в ходе проектирования и реализации индивидуальных траекторий здоровья. Следование принципам единства сознания и деятельности, адекватности, целостности и вариативности обеспечивает обучающимся определённую самостоятельность в соответствии с выбранными ими стратегиями деятельности по сбережению и развитию собственного здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы тео-рии и практики : монография. Тюмень : Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. 216 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 384.

3. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М. : Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

4. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М. : Политиздат, 1980. 120 с.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 272 с.

6. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

7. Виленский М. Я., Масалова О. Ю. Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза // Автономия личности. 2011. № 2(4). С. 66-71.

8. Галимова Л. И. Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности // Вестник Казанского технического университета. 2009. № 5. С. 125-127.

9. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М. : Флинта; Наука, 2003. 768 с.

10. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12-18.

11. Драндров Г. Л., Тумаров К. Б. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 2(19). С. 24-30.

12. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600994 (дата обращения: 03.03.2020).

13. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педаго-гических явлений / Результаты новых исследований в педагогике : сб. науч. ст. / под ред. Н. М. Шахмаева. М. : Просвещение, 1977. С. 3-18.

14. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.

15. Леонтьев А. Н. Современная психология: сб. ст. / под ред. А. В. Запорожца [и др.]. М. : Изд-во МГУ, 1983. 288 с.

16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность [Электронный ресурс] /пер. А.М.Татлыбаевой. К.: PSYLIB, 2004. // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). иКЬ: http://psy1ib.org.ua/books/mas1a01/index.htm (дата обращения: 05.02.2020).

17. Михайлова М. В., Салаева А. Л. Кластерный подход в управлении образованием и культурой: положительный опыт российских регионов // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города : матер. науч.-практ. конф. 19 дек. 2014 года. Чебоксары, 2014. С. 74-80.

18. Новая философская энциклопедия : в 4 тт. [Электронный ресурс] / гл. ред. В. С. Степин. М. : Мысль, 2001 // Институт Философии Российской Академии Наук [сайт]. URL: http://iph.ras.ru/elib/1880.html (дата обращения: 22.01.2020).

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1946. 703 с.

20. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

21. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : монография. Казань : РИЦ «Школа», 2010. 102 с.

22. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв [и др.]. М. : Советская энциклопедия. 1983 // Интернет-сервис для поиска информации по базе словарей, энциклопедий Академик.Ру [сайт]. иКЬ: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1929 (дата обращения: 18.01.2020).

23. Чапаев Н. К., Акимова О. Б. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Научный диалог. 2012. № 10. С. 8-18.

24. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М. : Наука, 1978. 391 с.

25. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 2000.

112 c.

26. Chikoko V. The school cluster system as an innovation: Perceptions of Zimbabwean teachers and school heads // Africa Education Review. 2007. № 4(1). P. 42-57.

27. Mphahlele L. K. School Cluster System: A Qualitative Study on Innova-tive Networks for Teacher Development // Social and Behavioral Sciences. Vol. 47. 2012. P. 340-343.

K. V. Chedov, (Perm, Russia)

FORMATION OF HEALTHY CULTURE OF SCHOOLCHILDREN: METHODOLOGICAL BASIS OF INTERACTION OF ORGANIZATIONS OF VARIOUS STATE DEPARTMENTS

Annotation. One of the ways to improve the activities of educational organizations in the formation of a schoolchildren's health culture is the integration of the resources and capabilities of organizations of various departments within the regional educational space of a particular region. The aim of the study is to identify and justify methodological approaches to organizing the interaction of institutions of various departments in the regional educational space for the formation of students' health culture. To achieve this goal, the following research methods were applied: conceptual-terminological and theoretical-methodological analysis, comparison, interpretation, generalization. To identify and justify the importance of approaches in accordance with the purpose of the study, a multi-level concept of methodological knowledge is used. At the philosophical level, the axiological approach is taken as a fundamental one, since health is a universal (highest) human value and the main value orientation of a person that determines a healthy and full development of an individual. The general scientific level is represented by a system-interaction approach, which is the ratio of system and interaction. The system component of the approach involves the consideration of the object as a single functional whole, which has its own qualities that are distinguishable from the qualities of its individual parts. The interaction component of the approach allows solving the pedagogical problem by means of influence, communication, transition, development of various objects under the influence of mutual actions on each other and on other objects. The specific scientific level includes an integrative approach, involving the implementation of the educational process in educational organizations based on the use of resources of all subjects of educational activity. The technological level makes it possible to gradually plan, sequentially solve tasks and interpret the results. The administrative and managerial aspect of the technological level is represented by a cluster approach, and a personal-activity one represents the psychological and pedagogical one. The possibility of applying the cluster approach as a methodological basis for consolidating the resources and capabilities of organizations of various departments within the regional educational space having the aim of improving the activities of educational institutions in the direction of creating a culture of students' health has been substantiated.of educational institutions in the direction of creating a culture of students' health has been substantiated.

Keywords: basis, interagency interaction, cluster approach, educational organization, regional educational space, health culture, students.

REFERENCES

1. Alekseev N. A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teo-rii i praktiki : monografiya, Tyumen, Izd-vo Tyumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 1996, 216 p.

2. Anan'ev B. G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya / pod red. A. A. Bodaleva, Moscow, Institut prak-ticheskoi psikhologii; Voronezh: MODEK, 1996, 384 p.

3. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti : uchebnik, Moscow, Izd-vo MGU, 1990, 367 p.

4. Afanas'ev V. G. Sistemnost' i obshchestvo, Moscow, Politizdat, 1980, 120 p.

5. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda, Moscow, Nauka, 1973, 272 p.

6. Bondarevskaya E. V. Tsennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya, Pedagogika, 1995, no. 4, pp. 29-36.

7. Vilenskii M. Ya., Masalova O. Yu. Zdorov'e kak aksiologicheskii potentsial kachestva podgotovki vypusknika vuza, Avtonomiya lichnosti, 2011, no. 2(4), pp. 66-71.

8. Galimova L. I. Obrazovatel'nyi klaster kak mekhanizm innovatsionnogo razvitiya proizvodstvennoi deyatel'nosti, Vestnik Kazanskogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Technological University], 2009, no. 5, pp. 125-127.

9. Gershunskii B. S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika: ucheb. posobie, Moscow, Flinta; Nauka, 2003, 768 p.

10. Davydova N. N., Igoshev B. M., Fomenko S. L. Razvitie pedagogicheskogo (obrazovatel'nogo) klastera v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2015, no. 11, pp. 12-18.

11. Drandrov G. L., Tumarov K. B. Lichnostno-orientirovannyi podkhod v formirovanii fizicheskoi kul'tury stu-dentov, Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [The Russian Journal of Physical Education and Sport], 2011, no. 2 (19). pp. 24-30.

12. Zimnyaya I. A., Zemtsova E. V. Integrativnyi podkhod k otsenke edinoi sotsial'no-professional'noi kompe-tentnosti vypusknikov vuzov [Elektronnyi resurs], Vysshee obrazovanie segodnya, 2008, no. 5, URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600994 (data obrashcheniya: 03.03.2020).

13. Il'ina T. A. Strukturno-sistemnyi podkhod k issledovaniyu pedago-gicheskikh yavlenii / Rezul'taty novykh issledovanii v pedagogike : sb. nauch. st. / pod red. N. M. Shakhmaeva, Moscow, Prosveshchenie, 1977, pp. 3-18.

14.Kraevskii V. V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga-issledovatelya Samara, Izd-vo SamGPI, 1994, 165 p.

15. Leont'ev A. N. Sovremennaya psikhologiya: sb. st. / pod red. A. V. Zaporozhtsa [i dr.], Moscow, Izd-vo MGU, 1983, 288 p.

16. Maslou A. G. Motivatsiya i lichnost' [Elektronnyi resurs] /per. A. M. Tatlybaevoi, Kiev, PSYLIB, 2004, Bib-lioteka Fonda sodeistviya razvitiyu psikhicheskoi kul'tury (Kiev). URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm.

17. Mikhailova M. V., Salaeva A. L. Klasternyi podkhod v upravlenii obrazovaniem i kul'turoi: polozhitel'nyi opyt rossiiskikh regionov, Klasternyi podkhod k upravleniyu kul'turno-obrazovatel'nym prostranstvom goroda : mater. nauch.-prakt. konf. 19 dek. 2014 goda. Cheboksary, 2014, pp. 74-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Novaya filosofskaya entsiklopediya : v 4 tt. [Elektronnyi resurs] / gl. red. V. S. Stepin, Moscow, Mysl', 2001, Institut Filosofii Rossiiskoi Akademii Nauk [sait], URL: http://iph.ras.ru/elib/1880.html.

19. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii, Moscow, Gos. ucheb.-ped. izd-vo Min. Prosveshcheniya RSFSR, 1946, 703 p.

20. Serikov V. V. Lichnostno-orientirovannyi podkhod v obrazovanii: kontseptsii i tekhnologii: monografiya, Volgograd, Peremena, 1994, 152 p.

21. Smirnov A. V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze : monografiya, Kazan, RITs «Shkola», 2010, 102 p.

22. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' / gl. red. L. F. Il'ichev [i dr.]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. 1983, Internet-servis dlya poiska informatsii po baze slovarei, entsiklopedii Akademik.Ru [sait], URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1929.

23. Chapaev N. K., Akimova O. B. Integrativnyi podkhod k sozdaniyu akmeologicheski orientirovannoi sistemy obshchepedagogicheskoi podgotovki pedagoga professional'nogo obrazovaniya, Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], 2012, no. 10, pp. 8-18.

24. Yudin E. G. Sistemnyi podkhod i printsip deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremennoi nauki. Moscow, Nauka, 1978, 391 p.

25. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoi shkole, Moscow, Sentyabr', 2000,

112 p.

26. Chikoko V. The school cluster system as an innovation: Perceptions of Zimbabwean teachers and school heads, Africa Education Review, 2007, no. 4(1), pp. 42-57.

27. Mphahlele L. K. School Cluster System: A Qualitative Study on Innova-tive Networks for Teacher Development, Social and Behavioral Sciences, vol. 47, 2012. pp. 340-343.

Чедов К. В. Методологическая основа взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности по формированию культуры здоровья школьников // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 6 -14.

Chedov K. V. Formation of Healthy Culture of Schoolchildren: Methodological Basis of Interaction of Organizations of Various State Departments, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 4, pp. 6-14.

Дата поступления статьи - 26.07.2020; 0,98 печ. л.

Сведения об авторе

Константин Васильевич Чедов - доцент, кандидат педагогических наук, доцент каф. физической культуры и спорта Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия; chedovkv@yandex.ru.

Author:

Konstantin V. Chedov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical Culture and Sports Perm State University, Perm, Russia; chedovkv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.