Научная статья на тему 'Организация деятельности муниципального образовательного округа на основе системного подхода'

Организация деятельности муниципального образовательного округа на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE STRUCTURE / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / MUNICIPAL EDUCATIONAL DISTRICT / RENEWAL OF THE CONTENT / SYSTEM ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Наталья Максимовна

В статье представлены теоретические аспекты организации деятельности муниципального образовательного округа на основе системного подхода как метода педагогического исследования, представляющего собой целостное проектирование образовательных систем, при котором учитываются их многообразие, особенности развития и функционирования. Проанализированы научно-педагогические подходы к определению понятия «образовательная система». Авторы акцентировали внимание на особенностях региональных образовательных систем субъектов Российской Федерации, которые наиболее ярко проявляются в муниципальной образовательной системе и актуализируют необходимость структурных изменений образовательных организаций. На основе этого они попытались дать собственную интерпретацию понятия «муниципальный образовательный округ», куда входят учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (дошкольные образовательные организации, школы, учреждения дополнительного образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности), обозначили цели его создания, обосновали направления деятельности, выявили типичные проблемы организации деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрина Наталья Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the Activities of the Municipal Educational District in Terms of the System Approach

The article presents the theoretical aspects of organizing the activities of the municipal educational district in terms of the system approach as a method for pedagogical research. System approach is an integral development of educational systems, which takes into account their diversity and functional features. We have analyzed scientific educational approaches to the definition of "educational system". Attention is drawn on the peculiarities of regional educational systems of the federal subjects of Russia. These features are most clearly manifested in municipal educational systems and actualize the need for structural changes in educational organizations. Based on this we have made an attempt to interpret the concept "municipal educational district", which refers to institutions that implement educational programs of different levels (preschool educational organizations, schools, institutions for supplementary education of various forms of ownership and departmental affiliation), to set aims of its establishment, to define the work area, and to reveal the typical problems of organizing the activity of municipal educational districts.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности муниципального образовательного округа на основе системного подхода»

УДК 37.046

ао1: 10.18101/1994-0866-2017-4-186-190

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

© Шадрина Наталья Максимовна

заместитель директора,

Институт проблем образовательной политики «Эврика» Россия, 117452, г. Москва, пр. Балаклавский, 28 б-1, оф. 41 Е-таП: [email protected]

В статье представлены теоретические аспекты организации деятельности муниципального образовательного округа на основе системного подхода как метода педагогического исследования, представляющего собой целостное проектирование образовательных систем, при котором учитываются их многообразие, особенности развития и функционирования. Проанализированы научно-педагогические подходы к определению понятия «образовательная система». Авторы акцентировали внимание на особенностях региональных образовательных систем субъектов Российской Федерации, которые наиболее ярко проявляются в муниципальной образовательной системе и актуализируют необходимость структурных изменений образовательных организаций. На основе этого они попытались дать собственную интерпретацию понятия «муниципальный образовательный округ», куда входят учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (дошкольные образовательные организации, школы, учреждения дополнительного образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности), обозначили цели его создания, обосновали направления деятельности, выявили типичные проблемы организации деятельности.

Ключевые слова: образовательное пространство; инновационная структура; региональная образовательная система; муниципальный образовательный округ; содержательное обновление; системно-деятельностный подход.

В современных социально-экономических условиях образование все более позиционируется как основа конкурентоспособности, развития и инвестиционной привлекательности региона. В связи с этим региональной системе образования предъявляются достаточно высокие требования, она должна находиться в постоянном поступательном развитии, организационно содержательном обновлении и при этом соответствовать государственным и общественным запросам. Эти изменения касаются, прежде всего, развития образовательных учреждений, создания инновационных образовательных структур, способных компетентно и достаточно оперативно выполнять свою функцию.

Примером инновационной структуры может служить муниципальный образовательный округ, который представляет собой специально организованное пространство в масштабах муниципалитета, куда входят учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (дошкольные образовательные организации, школы, учреждения дополнительного образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности). Миссия округа заключается в консолидации образовательного пространства вокруг инновационных идей и проектов, инициированных учреждениями [1].

Рассматривая муниципальный образовательный округ как объединение организаций разного уровня, представляющих собой единство частного и целого, полагаем, что

для создания из множества разрозненных фактов единой системы целесообразно применить системный подход, который выступает в качестве основного методологического метода современных педагогических исследований.

Системный подход как метод исследования представляет собой целостное проектирование образовательных систем с учетом всего многообразия их функционирования и развития. Его сущность состоит в изучении явлений в их целостности, развитии и взаимосвязи с другими системами.

Рассматривая организацию деятельности округа через призму системного подхода, можно утверждать, что каждое образовательное учреждение осуществляет свою деятельность как система, являющаяся структурным элементом другой системы — муниципальной, региональной, федеральной. Однако каждая образовательная система имеет внутренние (характеристики самой системы) и внешние параметры (характеристики социальной среды, внутри которой она функционирует). Между этими параметрами существует определенная взаимосвязь, которую необходимо учитывать при сравнении образовательных систем.

Закон Российской Федерации N° 273-Ф3 «Об образовании» определяет в структуре системы образования следующие компоненты:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного уровня и (или) направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся);

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [2, 11-12].

Таким образом, данное понятие открывает возможность выявить взаимосвязь всех звеньев образовательной системы:

- соотношение типов образовательных учреждений;

- структуру управления (предел компетенции субъектов образовательного процесса);

- определение результативности образования соответственно устанавливаемым стандартам;

- механизмы разработки образовательных программ и стандартов.

Отметим, что любая образовательная система ориентирована на выполнение определенных социальных функций, которые могут иметь отличия не только в разных географических условиях, но и в общественных условиях.

Опираясь на положения системного подхода, мы выделили основные признаки образовательной системы:

- наличие цели;

- наличие элементов образовательной системы;

- наличие специфических связей между элементами системы;

- территориальную ограниченность;

- сложность многоуровневой, иерархической структуры;

- целостность образовательной системы;

- наличие специфических связей с внешней средой;

- наличие системообразующего фактора и др.

В российском образовании деятельность системы подразделяется на четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательной организации. На федеральном уровне определяются стратеги развития образования. При этом межрегиональное сотрудничество пока не имеет развитых форм. Как показывает практика последних десятилетий, все серьезные инициативы, имеющее общесистемное значение, исходили исключительно из федерального министерства.

Для анализа региональной составляющей нам представляется необходимым ввести понятие «регион». Так, по мнению Г. Н. Фомицкой, понятие «регион» тождественно понятию субъекта Федерации, представляющих три типа административно-территориальных образований — край, область и автономная республика. С точки зрения системы образования наибольший интерес для нашего исследования представляют автономные республики, поскольку они являются административно-национально-территориальными единицами Федерации. По сути, это территории национальных меньшинств, которые имеют свою государственность в рамках РФ [4, с. 132].

Отличительной особенностью региональных систем образования РФ является преобладание сельских малокомплектных школ, которые в силу удаленности от районных центров, неразвитости инфраструктуры не имеют возможности получать своевременную, достоверную и объективную информацию. Это, в свою очередь, влияет на принятие адекватных решений, эффективное применение административных и ситуативных методов управления, реализацию возможности консолидации бюджетных средств и их рационального использования. В связи с этим создание образовательных округов для региональных систем является мощным стимулом, позволяющим выработать действенные механизмы для решения вышеназванных проблем.

Муниципальная система образования — это относительно новый для современной России тип саморазвивающегося социального института. Взаимодействуя с другими социальными институтами, образовательные учреждения создают в этой системе свою собственную внутреннюю и внешнюю социально-образовательную среду, привносят в нее педагогические и методологические инновации и, тем самым, обретают свое неповторимое лицо.

Структура муниципальной образовательной системы составляют следующие компоненты: целевой — определяющий расширение социально-экономических и практических возможностей для самореализации личности учащихся; содержательный — раскрывающий разработку муниципального компонента содержания образования во взаимосвязи с республиканским и школьным компонентами; организационный — включающий создание различных типов школ, воспитательно- образовательных учреждений и их комплексов, создание муниципальных моделей управления.

Образовательная среда создает множество различных зон ближайшего развития, специфичных для каждого ребенка, попавшего в эту среду. Поэтому она принципиально отличается от педагогических технологий.

Рассматривая структуру образовательной системы, необходимо выделить значимый компонент муниципальной системы образования — микросистему — муниципальный образовательный округ. Построение нормативного пространства на конкрет-

ной территории (его насыщенность, плотность, структурированность) становится актуальной задачей в развитии муниципального образования, средством удовлетворения образовательных и культурных потребностей.

В настоящее время деятельность муниципального образовательного округа на основе системного подхода представляет последовательно выстроенную систему связей между воспитательно-образовательными учреждениями и органами управления образованием, между сферой образования и населением, ориентированную на потребности всех субъектов образовательной деятельности. Такая последовательность позволяет муниципальному образовательному округу реализовать виды деятельности, которые направлены на консолидацию образовательного пространства:

• организация образовательного процесса на основе современных методических разработок и педагогических технологий, передового опыта, достижений;

• организация эффективной проектной деятельности через участие в реализации федеральных и региональных программ и проектов в области образования;

• реализация новых форм сотрудничества между образовательными учреждениями;

• организация и проведение выставок, презентаций, встреч, семинаров, конференций, конкурсов, концертов, фестивалей;

• реализация новых механизмов государственно-общественного управления;

• привлечение широкой общественности к осуществлению независимой оценки качества образовательной деятельности округа.

Обозначенные виды деятельности направлены на консолидацию образовательного пространства вокруг инновационных идей и проектов, инициированных образовательными учреждениями.

Отметим, что активная работа по созданию образовательных округов в Республике Бурятия началась в 2014 г. Приказом Министерства образования и науки было утверждено Положение об образовательном округе с показателями эффективности деятельности образовательных округов [3]. Согласно позициям, изложенным в данном документе, в образовательный округ должно входить не менее трех организаций, две из которых являются общеобразовательными. В округ также могут вступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортив-ные и иные организации (далее — участники), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В качестве показателей эффективности деятельности образовательных округов были определены следующие:

1) создание условий для совместной реализации образовательных программ;

2) эффективность использования ресурсного обеспечения;

3) качество образования;

4) удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что деятельность муниципальных образовательных округов имеет все признаки системности.

Вместе с тем анализ деятельности муниципальных образовательных округов указывает на ряд проблем, которые также носят системный характер. Среди них наиболее актуальными являются:

- недостаточный уровень владения информацией о достижениях в муниципальном образовательном округе, отсутствие в СМИ позитивных отзывов о работе образовательных округов;

- отсутствие должного внимания к методическим вопросам, организации воспитательной работы в округе, сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- необходимость разграничений полномочий учредителя;

- огромное количество отчетной документации;

- трудности в формировании целостной сети образовательных учреждений, поскольку образовательный округ представляет собой достаточно сложный конгломерат, в рамках которого гораздо сложнее решать вопросы оптимизации сети.

Решение обозначенных проблем на основе системного подхода позволит повысить управляемость, качество образовательной услуги, сэкономить значительные средства за счет оптимизации ресурсов и реструктуризации сети учреждений.

Литература

1. Генкин А. Л. О возрождении университетских образовательных округов // Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт, проблемы, перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. универ. округов России (7-8 февраля 2007 г., Санкт-Петербург) / отв. ред. С. Б. Смирнов. — СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2007. — 165 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Аккредитация в образовании № 60, 61, 62. Положение об образовательном округе в Республике Бурятия // Приказ Минобрнауки РБ от 25.07.2014 г. № 1246.

3. Фомицкая Г. Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования: дис. ... д-ра пед. наук. — Улан-Удэ, 2012. — 377 с.

4. Фральцова Т. А. Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа: дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 1999.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE MUNICIPAL EDUCATIONAL DISTRICT IN TERMS OF THE SYSTEM APPROACH

Natalya M. Shadrina

Deputy Director, Institute of Educational Policy Problems "Evrika" 41, 28 b-1 Balaklavsky Prospect, Moscow 117452, Russia E-mail: [email protected]

The article presents the theoretical aspects of organizing the activities of the municipal educational district in terms of the system approach as a method for pedagogical research. System approach is an integral development of educational systems, which takes into account their diversity and functional features. We have analyzed scientific educational approaches to the definition of "educational system". Attention is drawn on the peculiarities of regional educational systems of the federal subjects of Russia. These features are most clearly manifested in municipal educational systems and actualize the need for structural changes in educational organizations. Based on this we have made an attempt to interpret the concept "municipal educational district", which refers to institutions that implement educational programs of different levels (preschool educational organizations, schools, institutions for supplementary education of various forms of ownership and departmental affiliation), to set aims of its establishment, to define the work area, and to reveal the typical problems of organizing the activity of municipal educational districts.

Keywords: educational environment, innovative structure, regional educational system, municipal educational district, renewal of the content, system activity approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.