Научная статья на тему 'Перспективы сетевого взаимодействия системы образования в условиях сельской местности на примере Ульяновской области'

Перспективы сетевого взаимодействия системы образования в условиях сельской местности на примере Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REMOTE EDUCATION / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / RESOURCE CENTER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE TERRITORY / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА / TERRITORIAL EDUCATIONAL DISTRICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатуров Марат Загирович, Фёдоров Владимир Николаевич

В статье проводится комплексный и критический анализ возможности реализации дистанционных технологий в муниципальной системе образования Ульяновской области. В разрезе муниципальных образований проводится оценка развития образовательных округов и степени готовности для внедрения дистанционных технологий. В статье прослеживается связь влияния экономического развития округов на развитие образовательной системы. Рассматриваются новаторские понятия «образовательный потенциал территории», «образовательный округ». На основе проведенного анализа выделяем главные центры обслуживания ресурсные центры. По результатам исследования выделены недостатки современных дистанционных технологий в системе образования. На основании этого выработаны рекомендации и предложения о совершенствование сети дистанционных технологий и как следствие оптимизации территориальной организации образовательных учреждений Ульяновской области. В работе используется авторская картосхема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачатуров Марат Загирович, Фёдоров Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for networking of the education system in rural areas on the example of the Ulyanovsk region

The article presents a comprehensive and critical analysis of possible implementation of remote technologies in the municipal education system of the Ulyanovsk region. In terms of municipalities educational districts and the level of readiness for the implementation of distance technologies are evaluated. The article traces the relationship of the impact of economic development of districts on the development of the educational system. The article considers the innovative concept of „educational potential of the territory", „education district". On the basis of this analysis the main service centers and resource centers are allocated. According to the results of the study the shortcomings of modern remote technology in the education system are highlighted. On this basis, recommendations and proposals for the improvement of the network of remote technologies and as a result the optimization of the territorial organization of educational institutions of the Ulyanovsk region are worked out. The article uses the author's Scheme map.

Текст научной работы на тему «Перспективы сетевого взаимодействия системы образования в условиях сельской местности на примере Ульяновской области»

1УДК 314.014:911.3 ББК 26.8

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М. З. Хачатуров, В. Н. Фёдоров

Аннотация. В статье проводится комплексный и критический анализ возможности реализации дистанционных технологий в муниципальной системе образования Ульяновской области. В разрезе муниципальных образований проводится оценка развития образовательных округов и степени готовности для внедрения дистанционных технологий. В статье прослеживается связь влияния экономического развития округов на развитие образовательной системы. Рассматриваются новаторские понятия «(образовательный потенциал территории», «образовательный округ». На основе проведенного анализа выделяем главные центры обслуживания - ресурсные центры. По результатам исследования выделены недостатки современных дистанционных технологий в системе образования. На основании этого выработаны рекомендации и предложения о совершенствование сети дистанционных технологий и как следствие оптимизации территориальной организации образовательных учреждений Ульяновской области. В работе используется авторская картосхема.

Ключевые слова: дистанционное образование, ресурсный центр, образовательный потенциал территории, территориальные образовательные округа.

PROSPECTS FOR NETWORKING OF THE EDUCATION SYSTEM IN RURAL AREAS ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION

M. Z. Khachaturov, V. N. Fyodorov

Abstract. The article presents a comprehensive and critical analysis of possible implementation of remote technologies in the municipal education system of the Ulyanovsk region. In terms of municipalities educational districts and the level of readiness for the implementation of distance technologies are evaluated. The article traces the relationship of the impact of economic development of districts on the development of the educational system. The article considers the innovative concept of „educational potential of the territory", „education district". On the basis of this analysis the main service centers and resource centers are allocated. According to the results of the study the shortcomings of modern remote technology in the education system are highlighted. On this basis, recommendations and proposals for the improvement of the network of remote technologies and as a result the optimization of the territorial organization of educational institutions of the Ulyanovsk region are worked out. The article uses the author's Scheme map.

Keywords: remote education, resource center, educational potential of the territory, territorial educational districts.

Современная Россия характеризуется резким снижением численности населения в большинстве регионов страны, в том числе и Ульяновской области. Рождаемость как фактор является одной из основных причин, требующих модернизации системы образования. Привычная модель действий, используемая еще в СССР, неспособна удовлетворить потребности общества и запросы государства. Вместе с тем в условиях рыночных преобразований и кризисных явлений в экономике, когда наблюдается «съеживание» сельской поселенческой сети и поляризации об-

разовательного пространства, наиболее актуальным становится поиск точек роста в муниципальном социуме. Сплошное построение инновационных образовательных организаций не решает главной проблемы территориальной доступности образования. Главным решением данной проблемы видится (рядом исследователей) прежде всего в дистанционном образовании.

Под дистанционным образованием понимается прежде всего создание образовательного пространства через сеть Интернет посредством опорных дистанционных пунктов,

создание которых возможно на базе образовательных организаций в муниципалитетах.

Дистанционное образование в Ульяновской области появилось в виде теории в 2004 г., на современном этапе оно перешло в активную стадию реализации. Изначально дистанционное образование задумывалось как способ удовлетворения потребностей в образовании людей с ограниченными возможностями, но в последующем было выяснено, что данная система эффективна в условиях низкой плотности населения.

Главным центром дистанционного образования в сельской местности, как правило, является образовательное учреждение, степень оснащенности которого позволят судить о количестве и качестве предоставляемых образовательных услуг. Неотъемлемой частью инфраструктурного комплекса обеспечивающего непрерывность образования являются технологии. Эта часть современного образования является важным условием социально-эко-

номического развития территории, создающая инфраструктурную сеть, по которой осуществляется непрерывное движение ресурсов образования. При этом необходима сеть высокотехнологичных образовательных учреждений, территориально связанных с главным образовательным узлом, контролирующим и обеспечивающим ресурсную информационную базу.

На необходимость дистанционного образования в отдельно взятом субъекте федерации либо муниципальном образовании прямо влияет образовательный потенциал территории [1]; если потенциал ниже определенного значения, то необходимо принимать меры по усилению образовательного потенциала, в том числе через дистанционное образование. Также на необходимость организации на данной территории дистанционного образования прямо влияет плотность населения, и именно этот аспект доказывает экономическую рентабельность для данного вида технологии.

Рис. 1. Образовательные округа Ульяновской области

Главным узловым элементом дистанционных технологий являются оснащенные образовательные центры, создание которых должно удовлетворять различные потребности в образовательных услугах. Данные центры возможно создавать на базе различных образовательных организаций путем их модернизации либо комплектации соответствующим оборудованием.

Анализ дистанционного образования наиболее приемлемо осуществлять для Ульяновской области на уровне образовательных округов. Дальнейшее создание и осуществление сети данной технологии также наиболее эффективно на уровне округов. Это обуславливается образовательными особенностями территории (прежде всего ее уровнем развития).

Образовательный округ - это выделяемая нами территориальная структура, в состав которой входят ряд муниципальных образований, объединенных в единое целое на основании ряда однородных показателей (географических, экономических, социальных) [2; 3].

Муниципальная система образования г. Ульяновска на сегодня является экономически и ресурсно самодостаточной (таблица). Дистанционные технологии обучения применяются более 10 лет. Несмотря на это концентрация в одном городе ресурсных центров дистанционных технологий обучения всех образовательных ступеней нанесет значительный вред социальному

развитию и образовательной системе области. Для однородного развития всех территорий необходимо создание поокружных центров дистанционных образовательных технологий. В г. Ульяновске на областном уровне необходимо создание лишь дистанционных центров высшего профессионального образования.

Особенности территориальной организации Южного образовательного округа не так удобны для создания дистанционной сети с последующей ее реализацией (рис. 1).

Во-первых, отсутствует населенный пункт с высоким образовательным уровнем. Если учитывать прочие аспекты развития территория (главный из которых является экономический), то наиболее перспективным центром является п.г.т. Новоспасское.

Во-вторых, при создании в каждой конкретной области дистанционного образования для таких отдаленных от областных центров территорий, как Южный образовательный округ, географически нет барьеров при выборе высших учебных заведений. Исходя из этого г. Ульяновск должен либо создать более конкурентно способные вузы, чем в соседних областях, либо сделать более доступным услуги высшего образования своих муниципалитетов. В ином случае будет большой отток образованных ресурсов и потенциальных кадров в соседние регионы.

Так, по итогам мониторинга выпускных 11-х

Таблица

Основные показатели, характеризующие дистанционное образование в общеобразовательных учебных заведениях* [5]

Наименование образовательных округов Компьютеры, используемые в учебных целях, шт. Кабинеты информатики, шт. Пункты дистанционных технологий, шт. Количество учащихся, чел. Количество учащихся на 1 ПК****

г.Ульяновск г** 4289 71 50 50 146 12

с*** 124 8 2 1550 12

Западный образовательный округ г 794 26 19 4383 6

с 926 49 12 7905 9

Центральный образовательный округ г 642 13 12 6493 10

с 1552 79 18 8078 5

Заволжский образовательный округ г 1371 22 19 15 083 11

с 922 55 16 6297 7

Южный образовательный округ г 406 22 7 3635 9

с 743 48 19 3931 5

Примечания:

* - включают сведения начальных, основных, средних общеобразовательных организаций; ** г - сведения по городским поселениям; *** с - сведения по сельским поселениям;

**** - в среднем по России на одного учащегося приходится 12-16 ПК.

классов общеобразовательных организаций Ульяновской области в докладе директора департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области А. А. Шкляра выявлено, что наибольший процент выбора образовательных организаций высшего образования других регионов в следующих муниципальных образованиях: Николаевский район - 65,7%, город Димитровград - 57,7%, Инзенский район - 44,9%, Павловский район - 44,5%, Староку-латкинский - 42,8%, Новоспасский район -40,9%, Радищевский - 38,8%, Мелекесский -27,9%, Кузоватовский район - 27% Сурский -20%, город Ульяновск - 14,7% [4]. Все пять муниципальных образований округа имеют высокий отток учащихся за пределы области.

В-третьих, неэффективное использование образовательных ресурсов. Несмотря на хорошие показатели оснащенности (табл. 1) традиционно районы области являются аутсайдерами по сдаче ЕГЭ.

Наиболее перспективную сеть дистанционного образования возможно реализовать в Заволжском образовательном округе. Этому способствует как экономическое состояние округа и отдельных муниципалитетов [6], так и наличие собственного крупного географического образовательного центра в г. Димитровграде. ^-технологии давно используются на территории округа, мощное воздействие оказывает и транзитное положение территории, и близость крупных областных и межобластных центров (Ульяновск, Самара, Тольятти).

Данный округ имеет все существующие возможности выхода на самодостаточность образовательной сети. В данном округе иметься база в наукоемких отраслях, за счет созданного «ядерного инновационного кластера в г. Димитровграде».

Главный центр дистанционного образования Центрального образовательного округа сосредоточен в г. Ульяновске. Наряду с главным центром существует ряд перспективных вспомогательных центров в городах Новоульяновск, Сенгилей, п.г.т. Кузоватово и др. Такая иерархия образовательных центров имеет наибольшую эффективность. Данное территориальное распределение системы дистанционного образования схоже с системой Заволжского образовательного округа. Отличие округа от всех прочих - размеры и уровень развития главного ресурсного центра. С социаль-

но-экономико-географической точки зрения г. Ульяновск препятствует развитию окружающих территорий, но при поиске территориально-функционального компромисса, как в примере с дистанционным образованием, возможно комплексное развитие территории.

Один из перспективных кругов для реализации дистанционного образования является Западный образовательный округ. На территории округа имеется ряд образовательно развитых центров (г. Инза, г. Барыш, п.г.т. Карсун). Размещение ресурсного центра возможно в г. Инза, это обусловлено транспортно-логистиче-скими, экономическими, социальными особенностями. Так, Инза является крупным городом округа, расположенным на пересечение транспортных путей (железнодорожных, автомобильных), с развитой инфраструктурой.

Минусами муниципальной дистанционной системы образования в рамках округов являются:

1. Слабый контроль над выполнением заданий. Зачастую учащиеся, особенно школьного уровня, в силу своих психологических особенностей чрезмерно свободно относятся к своим обязанностям и пользуются готовыми ответами, что сильно снижает качество образования.

2. Неспособность дистанционного образования обеспечить качественными услугами профессиональное образование. Многие специальности начального, среднего профессионального образования требуют формирования практических навыков, что достаточно сложно реализовать с данной системой.

3. Несовместимость дошкольного, начального школьного и дистанционного образований. Нижние образовательные ступени построены на непосредственном контакте «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник» и не приемлет прочих вспомогательных звеньев.

4. Низкое информационно-техническое образование как родителей, так и учителей. Средний возраст учителей в области выше 40 лет. Педагогам старшего возраста тяжелее осваивать современные компьютерные технологии, меняться с учетом запроса общества и т. д. Родителям зачастую не хватает времени, чтобы вникнуть в современные компьютерные тенденции.

5. Плохая финансовая обеспеченность жителей сельской местности. Не каждая семья (в особенности многодетная) может позволить

себе покупку техники для дистанционного образования и в дальнейшем ее обслуживание. В случае полного внедрения технологии каждый ребенок в семье должен иметь собственное учебно-технологическое пространство.

6. Плохая методическая обеспеченность. Дистанционное образование - достаточно новое направление для России, и на сегодняшний день отсутствует хорошая методика для этой формы обучения.

7. Неприменимость дистанционного образования к ряду образовательных ступеней, создает «расслоение» между образовательными уровнями. Например, отсутствие преемственности между НОУ и ООШ значительно препятствуют внедрению данной технологии.

8. Отсутствие тьюторов, способных обеспечить качественный образовательный процесс.

Преимуществами муниципальной дистанционной системы образования в рамках округов являются:

1. Эфективное распределение образовательных, экономических, управленческих ресурсов.

2. Повышение доступности качественного образования на периферийных территориях.

3. Снижение финансовых затрат после планомерной организации муниципальной дистанционной сети и создание учебно-технологических центров.

Рис. 2. Построение муниципальной дистанционной сети на примере УлГПУ им. И. Н. Ульянова

4. Удовлетворение потребностей государства в качественных кадрах, способных отвечать требованиям современного рынка труда.

Для поступательного социально-экономического развития «окраинных» сельских районов требуется прежде всего оптимизация социокультурной сети и усиление взаимодействия ее элементов, дистанционное образование выступает связующим звеном между элементами. Формирование территориальной доступности объектов обслуживания с активным участием учреждений образования областного центра в ключе дистанционного образования решает значительную часть проблем. Усиление социально-экономического потенциала территории позволит решить не только проблему оттока населения, но и создаст возможность закрепления молодежи на селе.

Укрепление опорных центров обслуживания, выполняющих учебные, методические, научные, административные и другие функции в рамках низовых муниципальных образований позволяет решать наиболее острые социальные проблемы сельской территории.

Внедрение дистанционных образовательных технологий косвенно связано с общим промышленным развитием. Предприятия округа (как производственной, так и непроизводственной сферы) создают рабочие места, способствующие востребованности образовательных услуг, что в свою очередь развивает муниципальную систему образования.

Следует отметить, что система образования и уровень ее территориальной организации играет важную роль в развитии территории. Наличие образовательных учреждений и оптимальная их пространственная конфигурация - это основа формирования территориального каркаса обслуживания, который, накладываясь на существующую сеть, способствует повышению эффективности и качества предоставляемых услуг.

Рекомендованные нами возможные варианты по совершенствованию территориальной организации системы образования направлены на максимальное сохранение образовательной сети с выделением в ней узловых элементов, а так-

же переориентации ресурсных потоков для ее устойчивого функционирования.

Таким образом, дистанционные формы образования положительно влияют на его эффективность за счет преодоления пространства, а также позволяют преодолеть низкий уровень инфраструктурной насыщенности за счет освоения смежного образовательного пространства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство экономического развития Ульяновской обл. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: М1р://минэконом73.рф/ (дата обращения: 07.06.2015).

2. Хачатуров, М. З. Образовательный потенциал как фактор развития территории [Текст] / М. З. Хачатуров, В. Н. Фёдоров // Омский науч. вестн. - Омск, 2015. - № 2. - С. 235-238.

3. Меркушева, Л. А. География сферы обслуживания населения (теория и методология) [Текст] / Л. А. Меркушева. - Красноярск, 1989. - 184 с.

4. Образовательная миграция выпускников образовательных организаций Ульяновской области [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Ульяновской обл. -Режим доступа: http:// http://www.mo73.ru/ (дата обращения: 07.06.2015).

5. Блинкова, О. В. Типовые модели сетевых структур в муниципальной системе образования (на примере Ульяновской области) [Текст] / О. В. Блинкова, В. Н. Федоров, М. З. Хачату-ров // Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления. - Воронеж, 2012. - С. 235-240.

6. Данные по формам федерального статистического наблюдения № Д-4 на 2014-2015 учебный год [Текст] / Департамент общего образования м-ва образования и науки Ульяновской обл.- Ульяновск, 2015.

REFERENCES

1. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Uly-anovskoy obl. Available at: http://ekonom73.ru/ (accessed: 07.06.2015).

2. Khachaturov M. Z., Fedorov V. N. Obrazovatel-nyy potentsial kak faktor razvitiya territorii. Omskiy nauch. vestn. Omsk, 2015, No. 2, pp. 235-238.

3. Merkusheva L. A. Geografiya sfery obsluzhiva-niya naseleniya (teoriya i metodologiya). Krasnoyarsk, 1989.184 p.

4. Obrazovatelnaya migratsiya vypusknikov obra-zovatelnykh organizatsiy Ulyanovskoy oblasti // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Ulyanovs-koy obl. Available at: http:// http://www.mo73. ru/ (accessed: 07.06.2015).

5. Blinkova O. V., Fedorov V. N., Khachaturov M. Z. Tipovye modeli setevykh struktur v munitsi-palnoy sisteme obrazovaniya (na primere Uly-anovskoy oblasti). In: Munitsipalnye obrazovaniya regionov Rossii: problemy issledo-vaniya, razvitiya i upravleniya. Voronezh, 2012, pp. 235-240.

6. Dannye po formam federalnogo statistichesk-ogo nablyudeniya No. D-4 na 2014-2015 uchebnyy god. Departament obshchego obra-zovaniya m-va obrazovaniya i nauki Ulyanovs-koy obl. Ulyanovsk, 2015.

Хачатуров Марат Загирович, аспирант естественно-географического факультета кафедры географии Ульяновского государственного педагогического университета e-mail: marat-hachaturov@rambler.ru

Khachaturov Marat Z., Post-graduate student, Natural Sciences and Geography Faculty, Geography Department, Ulyanovsk State Pedagogical University e-mail: marat-hachaturov@rambler.ru

Фёдоров Владимир Николаевич, кандидат географических наук, доцент естественно-географического факультета кафедры географии Ульяновского государственного педагогического университета e-mail: Egf_73@Mail.Ru

Fyodorov Vladimir N., PhD in Geography, Associate professor, Natural Sciences and Geography Faculty, Geography Department, Ulyanovsk State Pedagogical University e-mail: Egf_73@Mail.Ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.