УДК 37.014:911.3
М. З. ХАЧАТУРОВ В. Н. ФЁДОРОВ
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
В данной работе приведен анализ современного состояния территориальной организации системы образования Ульяновской области. Рассматриваются понятия «образовательный потенциал территории», «образовательный округ». В разрезе муниципальных образований проводится оценка развития уровня образовательного потенциала. Рассматривается характер воздействия факторов производства территории. На основе проведенного анализа выделяем главные зоны обслуживания, характеризующие степень концентрации образовательных учреждений. По результатам исследования выработаны рекомендации и предложения о возможных способах и механизмах, направленных на усиление образовательного потенциала, совершенствование территориальной организации сети образовательных учреждений Ульяновской области. Ключевые слова: образовательный потенциал территории, территориальные образовательные округа, индекс хозяйственного развития территории, индекс уровня развития отрасли.
В современном мире территория представляет собой сложный феномен, изучением которого занимается ряд географических дисциплин. Благодаря таким свойствам как концентрация и интеграция территория может размещать сложные системы различных отраслей образующие в дальнейшем её потенциал.
Потенциал территории — это совокупность различных элементов территории, которые могут быть использованы либо уже используются, в различных отраслях хозяйства с учетом достижений науки. На сегодня наиболее хорошо исследован физико-географический (в частности, природно-ресурсный потенциал) и эконом-географический потенциал территории, тем временем как социальный потенциал территории исследован слабо либо не исследован вовсе. Из-за слабого исследования поотраслевого социального потенциала возникает ряд проблем при модернизации различных систем.
Важной чертой любой территории является её конкурентоспособность, которая обеспечивается не только объектами экономики, но и объектами социальной сферы как потенциально возможными, так и уже функционирующими.
Одной из ведущих социальных сфер в любой экономически развитой стране является система образования. Данная сфера очень важна, поскольку обеспечивает передачу накопленного опыта и знаний из поколения в поколение, к тому же система образования обеспечивает все отрасли хозяйства квалифицированной рабочей силой. Именно по этим причинам так важно знать образовательный потенциал территории. На сегодняшний день в социальной географии, как науке, не существует ни одной методики оценивания образовательного потенциала территории.
Современную систему образования можно подразделить на общеобразовательные и профильные учреждения, сумма которых создает образовательный потенциал.
В современной России принята следующая типология учебных заведений:
1. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Географический радиус действия очень низок, распространяется либо на один небольшой населённый пункт, либо на малый микрорайон, т.е. радиус действия локальный.
2. Общеобразовательные учреждения включают начальные общие, основные общие, средние общие учреждения (НОУ, ООУ, СОУ). Географический радиус влияния незначительно больший, чем у ДОУ, как правило локальный, реже муниципальный.
3. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования (ссузы). Географическая зона влияния распространяется на муниципалитет, реже на областной (краевой, рес-публиканский)уровень.
4. Учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (вузы). Конечная образовательная ступень. Географическая зона влияния значительная.
5. Учреждения дополнительного образования взрослых и детей. Географическая зона влияния вариативная, может быть как незначительной — локальной, так и средней — муниципальной.
6. Учреждения специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Географическая зона влияния, как правило, значительная благодаря уникальности учреждений.
7. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Географическая зона влияния значительная, как правило, муниципальный либо областной уровень.
8. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. К ним можно отнести автошколы, библиотеки и прочие учреждения, выполняющие вспомогательные функции с вариативным радиусом влияния.
Поскольку образовательный потенциал территории является математическим понятием, необходимо
Расчётный индекс развития образовательной отрасли отдельных образовательных округов Ульяновской области [3, с. 85]
Таблица 1
Образовательные округа* Объём финансирования отрасли в тыс. руб.** Численность учащихся, имеющих доступ к образовательным услугам, тыс. чел.*** Площадь территории, тыс. кв. км Индекс развития системы образования Ранг
г. Ульяновск 2692524 73010 316,9 559,76 1
Заволжский образовательный округ 1182232,2 31978 8929,7 69,96 3
Центральный образовательный округ 960963,3 17298 10383,1 71,70 2
Западный образовательный округ 721128,6 16277 9993,3 56,54 5
Южный образовательный округ 505585,9 10027 7219,97 59,42 4
* [3, с. 235-240].
** Данные включают все формы субсидирования из областного бюджета дошкольных, школьных образовательных
учреждений [4]. *** Учащиеся ДОУ, СОШ [5].
перевести каждое образовательное учреждение в индекс, отражающий уровень значимости и территориального влияния. При этом элементы, создающие образовательный потенциал, являются, прежде всего, элементами инфраструктурного комплекса. Для сравнительного анализа уровня образовательного потенциала территории предлагается использовать индекс хозяйственного развития данной отрасли, который позволил бы оценить образовательно-экономический потенциал различных территорий с учетом их площади и населения [1]. В дальнейшем индекс хозяйственного развития подвергается ранжированию (табл. 1).
^ =
V
где V — объём финансирования образовательной отрасли (тыс. руб.);
N — численность населения (тыс. человек); Б — площадь территории (тыс. кв. км).
Для более эффективной оценки образовательного потенциала возможно использование следующей формулы:
(
У =
Щ
Пубаз
Л
где У — индекс уровня отраслевого развития территории (района);
Пу — значение 1-го показателя уровня отраслевого развития ]-й территории (района); П1баз — эталонное (лучшее) значение 1-го показателя уровня отраслевого развития территории (района) в исследуемой группе;
п — количество показателей уровня отраслевого развития территории (района);
т — количество территорий (районов) в исследуемой группе.
Данная формула позволяет выявить отклонение от среднего значения. В качестве базового значения следует выбирать наилучший показатель среди районов исследуемой группы [2, с. 85]. При исследовании более одной отрасли используется сумма всех показателей.
Формула удобна в использование при анализе нескольких отраслей хозяйства, либо нахождения разницы между базовым уровнем и вариационным.
Из выше проведённого анализа (табл. 1) можно наблюдать повышенный образовательный потенциал одной территории над прочими и, как следствие, её высокую конкурентоспособность (как правило, эта территория включает крупный город и прилегающие районы). Так, например, в городе Ульяновске и соседних районах на небольшой территории компактно размещаются все ступени образования, обеспечивая высокий образовательный потенциал территории.
Второй по численности населения и уровню развития город Димитровград и Мелекесский район, входящие в Заволжский образовательный округ, значительно отстают по показателям образования, несмотря на то что численность детей незначительно меньше, уровень обеспеченности системы образование значительно ниже. Данное состояние значительно снижает качество предоставляемых образовательных услуг.
Из прочих округов высокий ранг имеет Центральный образовательный округ, что объясняется непосредственной близостью к областному центру. Данные условия создают как хорошие, так и неблагоприятные предпосылки развития территории. Близкий крупный образовательный центр может как предоставлять качественные услуги, так и, в дальнейшем, аккумулировать в себе образовательные ресурсы соседних территорий.
Южный и Западный образовательные округа незначительно отстают от остальных, что связано с отдалённостью территорий от областного центра и низким уровнем финансирования. Всё это создаёт негативные предпосылки для развития потенциала отдалённых территорий, но, несмотря на это, данные территории справляются с обязательствами, связанными с предоставлением образовательных услуг.
Таким образом, историческое развитие и экономическое состояние заведомо создаёт неравномерность образовательного потенциала, что обусловливается прежде всего освоенностью территории и численностью населения.
Практика показывает, что у территории, лишённой социальных объектов и, главным образом, образовательных учреждений, возникает проблема не просто «торможения развития», но и полной деградации. Наличие нижних ступеней образования создает средний и низкий образовательный потенциал в зависимости от типа учреждений. Например, обычное общеобразовательное учреждение создаёт низкий образовательный потенциал, однако наличие кадетского корпуса, как в пгт Карсун, создаёт высокий
п
т
уровень образовательного потенциала. Поэтому лишь вся совокупность образовательных учреждений, с полной доступностью и разнообразием выбора, может являться одним из главных критериев, обеспечивающих высокий образовательный потенциал.
Таким образом, образовательный потенциал — это один из ведущих факторов, положительно влияющих на развитие территорий, а также является территориально неоднородным показателем. Неравномерное распределение образовательного потенциала создаёт ряд проблем, таких как резкая централизация системы образования, малая доступность на большей территории региона и т.д. Для решения этих проблем необходима выработка программ, позволяющих повысить образовательный потенциал отдалённых территорий. Также важной составляющей является создание высокотехнологических предприятий, обеспечивающих выпускников работой. Кроме того, решением проблем может являться качественное дистанционное образование.
Библиографический список
1. Меркушева, Л. А. География сферы обслуживания населения (теория и методология) / Л. А. Меркушева. — Красноярск, 1989. - 184 с.
2. Лопатников, Д. Л. Возможности использования индекса хозяйственного развития территории в сравнительном эконо-
мико-географическом анализе / Д. Л. Лопатников, А. И. Эс-теров // Известия АН. Сер. Географ. — 1997. — № 2. — С. 85.
3. Блинкова, О. В. Типовые модели сетевых структур в муниципальной системе образования (на примере Ульяновской области) / О. В. Блинкова, В. Н. Фёдоров, М. З. Хачату-ров // Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления. — Воронеж, 2012. — С. 235 — 240.
4. Финансовая отчётность Министерства образования на 2013 — 2014 учебный год / Департамент общего образования министерства образования и науки Ульяновской области. — Ульяновск, 2014 .
5. Данные по формам федерального статистического наблюдения № 76-рик на 2013 — 2014 учебный год / Департамент общего образования министерства образования и науки Ульяновской области. — Ульяновск, 2014.
ХАЧАТУРОВ Марат Загирович, аспирант естественно-географического факультета, кафедра географии. Адрес для переписки: [email protected] ФЁДОРОВ Владимир Николаевич, кандидат географических наук, доцент естественно-географического факультета, кафедра географии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2015 г. © М. З. Хачатуров, В. Н. Фёдоров
Книжная полка
Носова, С. С. Макроэкономика: конспект лекций : учеб. пособие / С. С. Носова. - М. : КНОРУС, 2014. - 223 c. - ISBN 978-5-406-02782-0.
Узловые проблемы макроэкономики изложены по принципу «максимум знаний — минимум времени». Акцент сделан на раскрытии основных проблем макроэкономики и их решении в практике рыночной экономики. Пособие написано на основе изучения отечественной и зарубежной литературы. Оно содержит все основные темы курса, определенные в государственном образовательном стандарте, и позволяет быстро и качественно подготовиться к экзаменам, зачетам и семинарам по курсу «Макроэкономика». Соответствует Федеральному гос. образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата, специалистов, аспирантов, а также тех, кто учится в экономических лицеях, колледжах, изучает специальные экономические дисциплины, такие как бухгалтерский учет, финансы и кредит, банковское дело, менеджмент, маркетинг, налоги, таможенная служба, внешнеэкономическая деятельность.
Глушкова, В. Г. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика : учеб. пособие для студентов по направлению «Экономика» и специальностям (профилям подготовки) «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» и «Мировая экономика»/ В. Г. Глушкова, О. Б. Хорева. - М. : КНОРУС, 2013. - 174 c. - ISBN 978-5-406-02354-9.
Отражены теоретические основы демографической и миграционной политики. Дана краткая история государственного управления в сфере демографии и миграции. Рассмотрен зарубежный опыт регулирования демографических и миграционных процессов, а также современные проблемы воспроизводства населения и социально-экономическое развитие стран мира. Приведены основы международного правового обеспечения семейной, демографической и миграционной политики. Отдельное место занимает рассмотрение региональных особенностей демографической и миграционной политики в современной России. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата, аспирантов, преподавателей экономических вузов, слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов-практиков, занимающихся вопросами демографии, региональной экономики и политики.