Научная статья на тему 'Проблема структурно-функционального анализа образовательного пространства регионального высшего учебного заведения'

Проблема структурно-функционального анализа образовательного пространства регионального высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE OF THE REGIONAL UNIVERSITY / EDUCATIONAL SPACE OF THE REGION / INTEGRATION OF EDUCATIONAL SPACE / OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаев Михаил Владимирович, Толкачева Наталья Викторовна

Актуальность и цели. Анализ и осмысление категории «образовательное пространство регионального вуза», выделение и раскрытие его структурных компонентов и их функций позволит проследить характер отношения и уровень влияния образовательного пространства вуза на образовательное пространство региона. Цель исследования выявить и обосновать структурные компоненты образовательного пространства регионального вуза, необходимые для интеграции с образовательным пространством региона на всех уровнях (глобальном, региональном, уровне образовательной организации). Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы методов, соответствующих поставленной цели: теоретических (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирических (изучение передового педагогического опыта, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент). Экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Методологической основой для изучения образовательного пространства регионального вуза выступают системный анализ, аксиологический, личностно-деятельностный, компетентностный, средовой подходы. Результаты. Результатом исследования является обоснование структуры образовательного пространства регионального вуза, выявление взаимосвязи и взаимопроникновения образовательных пространств вуза и региона на глобальном, региональном уровнях и уровне вуза. Выводы. Образовательное пространство регионального вуза должно рассматриваться во взаимосвязи с регионом, где расположен вуз, как открытое пространство, отражающее особенности развития образования в регионе. Вуз может выступать в этой проекции как индикатор системы образования региона. Региональные аспекты должны найти отражение на всех этапах образовательного цикла и во всех компонентах образовательного пространства, в первую очередь в содержании образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаев Михаил Владимирович, Толкачева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALISYS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY

Background. The analysis and the comprehension of the category of the educational space of the regional University, the allocation and the disclosure of its structural components and their functions allows us to trace the nature of relationships and the level of influence of the University educational space to the educational space of the region. The purpose of the study is to identify and to explain some structural components of the educational space of the regional University needed for integration with the educational space of the region at all levels (global, regional, the level of the educational organization). Materials and methods. The realization of research tasks was reached according to the system of methods which were consistent with envisaged targets: theoretical (analysis, comparison, integration, systematization, simulation); empirical (studying of advanced pedagogical experience, questioning, conversation, supervision, experiment). The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Penza State University” was chosen as the experimental basis of this research. The methodological framework for researching of the educational space of the region is based on the following: the system analysis, the axiological approach, the personal and activity analysis approach, the competence analysis approach, the complex approach. Results. The result of this research is substantiation of the structure of the educational space of the regional University, to identify the relationship and interpenetration of the educational spaces of the University at the global, regional level and the institutional level. Conclusions. The educational environment of a regional University should be considered in conjunction with the region where the institution is located as an open space, reflecting the characteristics of education development in the region. In this projection the University can act as an indicator of the system of region educational level. Firstly, regional aspects should be reflected in the content of education, at all stages of the educational cycle and in all components of the educational space.

Текст научной работы на тему «Проблема структурно-функционального анализа образовательного пространства регионального высшего учебного заведения»

УДК 378.111

DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-19

М. В. Воропаев, Н. В. Толкачева

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Анализ и осмысление категории «образовательное пространство регионального вуза», выделение и раскрытие его структурных компонентов и их функций позволит проследить характер отношения и уровень влияния образовательного пространства вуза на образовательное пространство региона. Цель исследования - выявить и обосновать структурные компоненты образовательного пространства регионального вуза, необходимые для интеграции с образовательным пространством региона на всех уровнях (глобальном, региональном, уровне образовательной организации).

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы методов, соответствующих поставленной цели: теоретических (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирических (изучение передового педагогического опыта, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент). Экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Методологической основой для изучения образовательного пространства регионального вуза выступают системный анализ, аксиологический, личностно-деятельностный, компетентностный, средовой подходы.

Результаты. Результатом исследования является обоснование структуры образовательного пространства регионального вуза, выявление взаимосвязи и взаимопроникновения образовательных пространств вуза и региона на глобальном, региональном уровнях и уровне вуза.

Выводы. Образовательное пространство регионального вуза должно рассматриваться во взаимосвязи с регионом, где расположен вуз, как открытое пространство, отражающее особенности развития образования в регионе. Вуз может выступать в этой проекции как индикатор системы образования региона. Региональные аспекты должны найти отражение на всех этапах образовательного цикла и во всех компонентах образовательного пространства, в первую очередь в содержании образования.

Ключевые слова: высшее образование, образовательное пространство регионального вуза, образовательное пространство региона, интеграция образовательных пространств, открытое образовательное пространство.

M. V. Voropaev, N. V. Tolkacheva

THE PROBLEM OF STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALISYS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY

Abstract.

Background. The analysis and the comprehension of the category of the educational space of the regional University, the allocation and the disclosure of its structural components and their functions allows us to trace the nature of relationships

and the level of influence of the University educational space to the educational space of the region. The purpose of the study is to identify and to explain some structural components of the educational space of the regional University needed for integration with the educational space of the region at all levels (global, regional, the level of the educational organization).

Materials and methods. The realization of research tasks was reached according to the system of methods which were consistent with envisaged targets: theoretical (analysis, comparison, integration, systematization, simulation); empirical (studying of advanced pedagogical experience, questioning, conversation, supervision, experiment). The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Penza State University" was chosen as the experimental basis of this research. The methodological framework for researching of the educational space of the region is based on the following: the system analysis, the axiological approach, the personal and activity analysis approach, the competence analysis approach, the complex approach.

Results. The result of this research is substantiation of the structure of the educational space of the regional University, to identify the relationship and interpenetration of the educational spaces of the University at the global, regional level and the institutional level.

Conclusions. The educational environment of a regional University should be considered in conjunction with the region where the institution is located - as an open space, reflecting the characteristics of education development in the region. In this projection the University can act as an indicator of the system of region educational level. Firstly, regional aspects should be reflected in the content of education, at all stages of the educational cycle and in all components of the educational space.

Key words: Higher education, educational space of the regional University, educational space of the region, integration of educational space, open educational space.

Изучение образовательного пространства в современной отечественной педагогике реализуется во многих направлениях. Проблематике образовательных сред и образовательного пространства посвящены научные исследования М. Я. Виленского, В. И. Гинецинского, В. Я. Конева, Е. В. Мещеряковой, В. И. Панова, В. И. Слободчикова, И. Г. Шендрика, И. Фрумина и других ученых.

В научной историографии вопроса многократно описаны особенности подходов названных выше авторов, что избавляет нас от необходимости повторять этот анализ.

Мы опираемся на позиции, высказанные Е. П. Белозерцевым [1], Ю. М. Гришаевой [2], Э. К. Самерхановой [3], Ф. К. Тугузом [4], Р. Е. Пономаревым [5], А. В. Шумаковой [6], А. Я. Данилюком [7] и др., которые сводятся к тому, что в образовательном пространстве выделяются несколько элементов, соотнесенных с пространственно-предметной средой, ценностными компонентами среды, содержанием образования.

Однако, по нашему мнению, более правильно при формулировке понятия образовательного пространства в педагогике опираться на устоявшиеся научные подходы в социальной философии. Одним из таких подходов является социальная феноменология (А. Щюц, Н. Н. Козлова [8], Н. М. Смирно-

ва [9]). Существуют и примеры прямого использования идей социальной феноменологии в педагогике (М. В. Воропаев [10], Р. А. Куренкова [11]).

Базовой для формирования адекватных представлений об образовательном пространстве, по нашему мнению, является идея рассмотрения его как сочетания институциональных феноменов и субъективных и интерсубъектных смыслов.

Опираясь на позиции указанных выше исследователей, определим образовательное пространство как разновидность социального пространства, целостную, открытую систему, сформированную, с одной стороны, взаимодействиями в образовательных системах, а с другой - их смысловой значимостью для субъектов образования. Данная система элементов имеет уровневую организацию: можно выделить глобальный, региональный уровни и уровень образовательной организации; допускает взаимопроникновение и интерференцию между различными уровнями и отдельными образовательными пространствами. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося может проходить по различным образовательным пространствам и различным уровням образовательного пространства.

В целом ряде исследований изучаются те или иные аспекты регионального образовательного пространства (Р. М. Чумичова [12], В. И. Слободчи-ков [13]). В условиях, когда в отечественном образовании развивается концепция региональных опорных вузов, проблема построения регионального образовательного пространства и его интеграции вокруг опорного вуза становится особенно актуальной.

В научно-педагогической литературе насчитывается немало современных исследований, посвященных образовательному пространству высших учебных заведений (С. К. Бондырева [14], Д. А. Коноплянский [15], О. А. Леонова [16], Е. Н. Николаева, М. Д. Щелкунов [17], Н. М. Стадник [18], А. В. Шумакова [6], А. А. Шустова и многие другие).

Опираясь на позиции А. С. Гаязова [19], Г. В. Жеребятниковой и др., мы выделяем следующие уровни образовательного пространства регионального вуза: глобальный, региональный, уровень вуза.

Наш подход позволяет описать взаимодействия образовательного пространства вуза с региональными особенности развития образования, степенью развития его инфраструктуры. При таком подходе образовательное пространство регионального вуза может рассматриваться как индикатор системы образования региона.

Распространена точка зрения о трехкомпонентной структуре образовательного пространства. Значительным количеством авторов выделяются пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты образовательного пространства.

Поскольку в центре внимания в нашем исследовании модельное образовательное пространство регионального вуза, целесообразным является расширить трехкомпонентное наполнение структуры образовательного пространства, дополнив его компонентами, позволяющими раскрыть его региональные особенности, отражающими основные задачи, стоящие перед вузом как ядром образовательного кластера региона.

Выделим следующую структуру образовательного пространства регионального вуза (табл. 1).

Таблица 1

Структура образовательного пространства регионального вуза

Название компонента структуры

1. Содержательный компонент

2. Организационно-технологический компонент

2.1. Пространственно-предметный структурный элемент

2.2. Социальный структурный элемент

2.3. Психодидактический структурный элемент

3. Информационный компонент

Выше нами были выделены уровни, на которых может быть представлен каждый из обозначенных компонентов и структурных элементов образовательного пространства. Таким образом, рассмотрим структуру образовательного пространства регионального вуза, представив его компоненты на трех уровнях: уровне вуза, региональном уровне, глобальном уровне.

1. Содержательный компонент предполагает наполнение образовательного пространства целеориентированным содержанием. Выстраивание целевой структуры образования должно вестись в соответствии с миссией регионального вуза и с опорой на стратегию развития региона. Содержание образования должно обеспечивать достижение задач регионального вуза, обозначенных в программах развития вуза, миссии, а также основных документах стратегической направленности вуза. В качестве примера приведем миссию Пензенского государственного университета, который является базой нашего исследования, она звучит как «... подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и социально активных кадров, способных обеспечить поступательное и устойчивое развитие Пензенской области и Российской Федерации, на основе интеграции образовательной, научной и социокультурной деятельности университета».

Опираясь на выделенное в качестве базового в работе представление о сущностных характеристиках пространства как освоенной, воспринятой субъектами среды, мы можем определить содержательный компонент образовательного пространства как актуализированное для субъекта содержание образования, как то содержание, к которому сформировано субъектное отношение.

Поскольку образовательное пространство вуза рассматривается нами во взаимосвязи с регионом, то на всех уровнях оно должно, согласно нашей позиции, отражать региональные аспекты и особенности (а в идеале и выступать интегратором регионального образовательного пространства).

На уровне вуза содержательный компонент включает комплекс дисциплин и спецкурсов, имеющих региональную направленность. Помимо традиционных аспектов краеведения, культурологии в комплексе основных дисциплин курса, на первый план, на наш взгляд, выходит спектр дисциплин, ориентированных на региональный рынок труда. Это могут быть курсы по выбору или занятия в рамках кураторских часов, направленные на отработку техники написания резюме, самопрезентации и базовых аспектов прохождения собеседования, а также дисциплины профориентационной направленности.

Анкетирование, проведенное среди 75 обучающихся 3 курса различных направлений подготовки бакалавриата Пензенского государственного университета, показало, что только 20 % могут без затруднений самостоятельно составить резюме, остальные 80 % респондентов отметили, что не знакомы с техникой его написания и воспользуются готовыми шаблонами из Интернета, при этом 60 % из этого числа (36 человек) не готовы дать оценку правильности и полноте приведенного образца.

Прозрачность границ образовательного пространства позволяет региону гибко реагировать на тенденцию интернационализации образования, которая ярко прослеживается в Пензенской области (в первую очередь в региональных вузах, каким является Пензенский государственный университет: за период 2010-2017 гг. количество иностранных обучающихся увеличилось с 450 до 1700, представительство стран - с 10 до 45; активно развиваются программы двусторонней академической мобильности преподавателей и студентов; вуз активно участвует в международных образовательных программах). Это в свою очередь должно стать толчком для усиления регионального компонента образования в условиях его поликультурности. Должен быть сделан акцент на историко-культурную, образовательную и социальную особенности региона пребывания в рамках образовательного процесса иностранных обучающихся.

Общественно-политическая ситуация в стране и мире (укрепление сотрудничества со странами ближнего зарубежья, в том числе и с бывшими союзными республиками, обратная миграция, воссоединение целостности границ России с присоединением Крыма и т.д.) позволяет говорить о проявлении тенденции культурной и образовательной реинтеграции (объединение и возрождение традиций и ценностей в культуре и образовании, распавшихся вследствие процессов миграции, распада бывших советских республик и т.д.), которая также влияет на образовательное пространство.

Содержательный компонент нормативно определяют на федеральном уровне - ФГОС, на уровне вуза - локальные акты, в том числе УМК по дисциплинам, планы работы научного студенческого общества, научных кружков разной направленности, планы воспитательной и социальной работы вуза и т. д.

На региональном уровне содержательный компонент отражает сетевую образовательную деятельность вуза, его взаимодействие с другими региональными образовательными институтами, а также субъектами реального сектора экономики, участвующими в образовательной деятельности и оказывающими влияние на систему высшего образования. Региональный вуз -интегратор образовательного пространства региона.

Формы взаимодействия определяются чаще всего договорами о сотрудничестве в области образования. Примером формы взаимодействия вуза и субъекта экономики может быть базовая кафедра.

Пензенским государственным университетом созданы семь базовых кафедр различной направленности: «Банковское дело» (базовая кафедра Сбербанка России, работающая в ПГУ как дополнительный офис финансовой организации); «Ракетное и авиационно-космическое приборостроение» (базовая кафедра вуза на предприятии «НИИФИ»); «Информационные системы и технологии» (базовая кафедра ОАО «Оператор электронного правительства»

на площадях технопарка «Яблочков»); «Биомедицинская инженерия» (базовая кафедра ЗАО «НПП "МЕДИНЖ"»); «Технические средства информационной безопасности» (базовая кафедра ОАО «ПНИЭИ»); «Автоматизированные системы безопасности» (базовая кафедра ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»); «Проектирование и технология электронных приборов радиоэлектроники» (базовая кафедра ОАО «НИИЭМП»). В перспективе создание базовой кафедры на одном из предприятий 1Т-кластера.

Создание вузом базовых кафедр позволяет интегрировать процесс обучения и производства, сделать обучение максимально практикоориентиро-ванным.

Интеграционные процессы в образовательных пространствах на региональном уровне могут проявляться посредством совместных (для различных категорий субъектов) образовательных событий.

Категория «образовательное событие», несмотря на то что является относительно новой для педагогики, достаточно разработана (Н. В. Волкова, В. В. Лобанов, Г. Н. Прозументова и др.).

В. В. Лобанов определяет образовательное событие как «специально организованный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» [20, с. 40]. Образовательное событие представляет собой некое «действо» образовательного характера, которое существенным образом изменяет компетенции обучающихся.

Таким образом, основываясь на вышеназванной позиции, уже сам процесс обучения на базовой кафедре (в большем временном промежутке проходящий не на территории вуза, а непосредственно на предприятии) является «образовательным процессом за границей обыденности», за границами образовательной повседневности, существенным образом изменяет компетенции обучающихся (формирование компетенций с учетом потребностей рынка труда), может быть приравнен к образовательным событиям.

Традиционно к образовательным событиям регионального значения можно отнести совместные научно-практические конференции и форумы, образовательные выставки, практикумы, семинары, мастер-классы и т.д.

На глобальном уровне содержательный компонент, также как и на региональном, отражает сетевую образовательную деятельность вуза, его взаимодействие с зарубежными научно-образовательными институтами (вузами, центрами, посольствами и консульствами, фондами и т.д.). Формы взаимодействия также определяются договорами о сотрудничестве.

2. Организационно-технологический компонент структуры образовательного пространства регионального вуза отражает обеспеченность образовательного процесса высокотехническими, технологическими ресурсами, а также достаточность объема знаний, практических навыков, обладания основными компетенциями для самореализации обучающихся.

Организационно-технологический компонент структуры образовательного пространства регионального вуза включает следующие элементы:

1. Пространственно-предметный элемент:

- материальное окружение, объекты инфраструктуры в вузе (архитектура учебных корпусов и дизайн учебных помещений, планировка университетского городка, возможность, доступность и широта пространственных перемещений в них субъектов образования; организация навигации вуза);

- образовательная инфраструктура регионального значения, лояльность к ней и вовлеченность в реализуемые на ее базе процессы субъектов образовательного пространства вуза;

- глобальные и общероссийские образовательные ресурсы и вовлеченность в них субъектов образовательного пространства вуза.

Региональность в пространственно-предметном элементе организационно-технологического компонента образовательного пространства вуза ярко выражена посредством интеграции образовательной инфраструктуры регионального значения в образовательный процесс вуза и работает на повышение эффективности образования.

Здесь еще раз можно отметить опыт работы базовых кафедр на предприятиях и организациях, где действует принцип практикоориентированной направленности производства и обучения. Инфраструктура предприятий в значительном объеме задействована в образовательном процессе. Цикл производственного процесса тесно переплетается с циклом образовательного процесса, материально-техническая база предприятий становится основой технического обеспечения конкретной дисциплины и является составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине.

Велика значимость объектов инфраструктуры регионального значения на формирование образовательного пространства вуза. Влияние оказывают как объекты образовательной и научной инфраструктуры, культурно-исторические объекты, так и досуговые центры и центры коллективного пользования. К последним, к примеру, можно отнести технопарки. Субъекты образовательного пространства вуза (как обучающиеся, так и представители научно-педагогических работников (НПР)) участвуют в работе технопарков в качестве резидентов; образовательный процесс у обучающихся, в первую очередь технических направлений подготовки, включает образовательные модули, реализуемые на базе лабораторий, центров коллективного пользования и других объектов технопарков города; обучающиеся закрепляются для прохождения производственных практик в организации, являющиеся резидентами технопарков; на площадях технопарков работают базовые кафедры вуза. Таким образом, пример взаимной интеграции образовательного пространства вуза и образовательного пространства региона через вовлеченность его субъектов в деятельность технопарков позволяет говорить о влиянии высшей школы на процесс формирования единого образовательного регионального пространства. Базовые кафедры университета, территориально расположенные вне вуза (на предприятиях, в технопарках), фактически являясь структурным подразделением вуза, могут быть рассмотрены как носители образовательного пространства вуза. Тем самым можно говорить о том, что образовательное пространство вуза не ограничивается только пределами университета, а является более широким и открытым.

2. Второй составной частью организационно-технологического компонента структуры образовательного пространства регионального вуза является социальный элемент.

На уровне вуза данный элемент проявляется прежде всего в восприятии корпоративной культуры, кодекса этики образовательной организации, включенности и соблюдении их субъектами образовательного пространства.

В качестве примера воздействия на данный элемент можно привести проект Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ «Неделя погружения в профессию».

На уровне региона социальный элемент проявляется, во-первых, включенностью субъектов образовательного пространства вуза в корпоративные культуры региональных групп.

Во время занятий на базовых кафедрах, в процессе прохождения производственной, педагогической, медицинской и других учебных практик обучающиеся становятся частью коллектива предприятия или организации, на базе которой проходит их практика. Тем самым они становятся субъектами нового, отличного от вуза пространства (образовательного, культурного, производственного). Традиции и ценности нового сегмента социального пространства, воспринятые субъектами образовательного пространства вуза в процессе взаимодействия с его субъектами, впоследствии оказывают влияние на образовательное пространства вуза: часть из них могут быть интернированы в образовательное пространство самого вуза.

Включенность в корпоративные культуры региона субъектов образовательного пространства регионального вуза характерна для открытого образовательного пространства и является важным условием при формировании единого образовательного пространства региона. Взаимообогащение пространств должно сделать их восприятие для субъектов органичным.

Социальный элемент организационно-технологического компонента образовательного пространства на уровне региона проявляется через круг общения его субъектов. Здесь важным является как проявление субъектной позиции, культуры отношений в группах, так и то, насколько субъект идентифицирует себя с регионом проживания. Например, насколько обучающиеся из других регионов и из-за рубежа готовы к восприятию регионального образовательного пространства.

Социальный элемент в существенной степени определяется профессиональной позицией научно-педагогических работников. Считаем целесообразным рассматривать данный феномен не на уровне вуза, а именно в связи с региональным образовательным пространством. Это связано с активно проявляющейся в образовании (особенно в высшей школе) тенденцией мобильности НПР (совмещение деятельности в нескольких образовательных организациях), а также распространением технологий дистанционных, онлайн-кур-сов, делающих преподавателя субъектом не столько образовательного пространства вуза, сколько пространства регионального и даже глобального.

Важно учитывать ожидание и готовность субъектов образовательного пространства вуза (обучающихся) к профессиональной самореализации (как во время обучения, так и перспективы профессиональной самореализации после окончания вуза).

На глобальном уровне социальный элемент организационно-технологического компонента образовательного пространства регионального вуза определяется готовностью субъектов образования к взаимодействию с «чужими» культурами, или более точно - к построению собственной индивидуальной образовательной траектории в иных образовательных пространствах с другим социально-культурным контекстом.

3. Психодидактический элемент организационно-технологического компонента на уровне вуза определяется педагогическими технологиями, используемыми в образовательном процессе.

Поскольку основное значение в анализе структуры образовательного пространства вуза нами отводится его взаимодействиям с региональными образовательными и социальными системами, то на первый план выходит принцип практикоориентированности, который в большей степени может быть реализован с использованием активных образовательных технологий, предполагающих современные инновационные образовательные подходы.

На уровне региона психодидактический элемент может опираться на сетевое межвузовское взаимодействие, в том числе включающее создание образовательных и профессионально-образовательных кластеров регионального значения.

Примером такого сетевого взаимодействия может служить образовательный педагогический кластер, куда входит Министерство образования Пензенской области, Управление образования г. Пензы, Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета и 12 средних общеобразовательных школ. Одним из значимых проектов, реализуемых участниками педагогического кластера, является проект «Школа молодого учителя». Ее участниками становятся молодые педагоги, выпускники Педагогического института, чей педагогический стаж не превышает 5 лет. В течение года в рамках курсов повышения квалификации молодые педагоги принимают участие в мастер-классах, семинарах и других образовательных проектах, организованных для них с целью методической поддержки, повышения профессионального мастерства и создания комфортного психологического климата. За время реализации проекта более 1000 педагогов школ, а также учреждений дошкольного и дополнительного образования приняли в нем участие.

Анализ программы образовательных модулей Школы молодого учителя показал, что в работе со слушателями используются активные образовательные технологии и инновационные образовательные подходы. Основная форма проведения занятий - мастер-класс.

На глобальном уровне психодидактический элемент организационно-технологического компонента образовательного пространства регионального вуза может быть представлен через восприятие субъектами образовательного пространства образовательных возможностей и готовность стать участниками глобального образовательного пространства.

Развитие современных технологий, беспроводного доступа к локальной сети вуза и Интернет; модернизация сетевой инфраструктуры для стабильной, безопасной и высокопроизводительной работы информационных сервисов корпоративной сети, электронного документооборота и электронной информационно-образовательной среды - реновация технической базы для научно-образовательного процесса - даст возможность сформировать развитую инновационную инфраструктуру университета, способствующую полноценному решению задач в образовательной, научной и социальной сферах. Все это открывает перед субъектами образовательного пространства вуза возможность участвовать в открытых образовательных пространствах не покидая пределов вуза и региона.

Важным проектом в Пензенском государственном университете является Единая электронная информационная образовательная среда (ЭИОС), личный кабинет в которой имеет каждый преподаватель, сотрудник и студент университета. Здесь для внутреннего пользования представлены все нормативно-правовые акты вуза, УМК по всем дисциплинам, реализуемым в вузе; в открытом доступе представлены портфолио студентов, которые интегрированы с системой службы трудоустройства, что является удобным механизмом подбора кадров из числа выпускников вуза для работодателей.

Активность взаимодействия субъектов образовательного процесса обеспечивается внедрением современных образовательных технологий как аудиторного формата, так и внеаудиторного (онлайн и оффлайн). Детерминирование с региональным и глобальным образовательным пространством позволяет наметить пути внедрения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Создание и использование сети виртуальных методических кабинетов, реализация проекта «Портфолио студента» как визитной карточки на региональном рынке труда - это и многое другое становится связующим звеном вуза и региона.

3. Информационный компонент структуры образовательного пространства регионального вуза является, по сути, обслуживающим, однако, несмотря на его факультативность, он играет важную роль. Подчеркнем, что пространство в нашем понимании рассматривается как освоенная, воспринятая субъектами среда. В связи с этим информационный компонент пространства может быть рассмотрен как словесное, вербальное, выражение данного восприятия. Уровень лояльности субъектов образовательного пространства к информационному компоненту может стать индикатором лояльности к образовательному пространству регионального вуза в целом.

Информационный компонент в структуре образовательного пространства отражает объемы информационных потоков, необходимых для функционирования образовательного пространства и поддержания корпоративной культуры регионального вуза, стимулирует интерес субъектов к образовательному пространству регионального вуза, выступает мотиватором включенности субъектов образования в формирование образовательного пространства в вузе.

Содержание информационного компонента является неограниченным на всех трех уровнях. Это связано с открытостью информационных потоков в современных условиях.

Педагогическое воздействие информационного компонента на субъектов образовательного пространства может быть представлено через систему ценностей, сформированных (воспринятых) в процессе их непосредственного или опосредованного участия в процессе формирования информационного поля регионального вуза.

Таким образом, в рамках структуры образовательного пространства ярко прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость его уровней - глобального, регионального, уровня вуза. Особенностью образовательного пространства регионального вуза является то, что оно, с одном стороны, выступает интегратором для субъектов образования региона, а с другой - является открытым в глобальное образовательное пространство.

Проведенный нами анализ показал, что использование предложенной нами структурной модели образовательного пространства регионального вуза дает возможность адекватно описать как само образовательное пространство, так и его важнейшие взаимодействия - как на уровне отдельных субъектов, так и не межсистемном уровне.

Библиографический список

1. Белозерцев, Е. П. Образование. Историко-культурный феномен / Е. П. Бело-зерцев. - СПб., 2004.

2. Гришаева, Ю. М. Об аспектах информационного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда (на примере педагогического вуза) / Ю. М. Гришаева, И. В. Круглова, В. А. Дикарев // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 8-12.

3. Самерханова, Э. К. Принципы организации единого образовательного пространства в вузе / Э. К. Самерханова // Alma mater. - 2006. - № 4. - С. 54-56.

4. Тугуз, Ф. К. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Тугуз Ф. К. - Ростов н/Д, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство / Р. Е. Пономарев. - М., 2014.

6. Шумакова, А. В. Сущностные основания проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в условиях модернизации российского общества / А. В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 2 (45). - С. 144-146.

7. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : дис. . д-ра пед. наук / Данилюк А. Я. - Ростов н/Д, 2001. - 347 с.

8. Козлова, Н. Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н. Н. Козлова // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С. 16-23.

9. Смирнова, Н. М. От социальной методологии к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. - М. : ИФ РАН, 1997. - 222 с.

10. Воропаев, М. В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании / М. В. Воропаев // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2012. - Т. 18, № 1-1. - С. 240-242.

11. Куренкова, Р. А. Философия. Феноменология. Образование / Р. А. Куренкова, Е. А. Плеханов, Е. Ю. Рогачева, А.-Т. Тименецки. - Владимир, 2000. - 180 с.

12. Чумичова, Р. М. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях / Р. М. Чумичова, Л. Л. Редько. - Ставрополь, 1996. - 24 с.

13. Слободчиков, В. И. Новое образование как путь к новому сообществу /

B. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - М., 1996. - С. 24-28.

14. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды / С. К. Бондырева. - М., 2003. - 352 с.

15. Коноплянский, Д. А. Организация образовательного пространства и ее роль в обеспечении конкурентоспособности выпускника вуза / Д. А. Коноплянский // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4-2 (64). -

C. 51-55.

16. Леонова, О. А. Региональное образовательное пространство: принципы формирования и прогнозирования развития : дис. ... д-ра пед. наук / Леонова О. А. -Волгоград, 2008. - 332 с.

17. Николаева, Е. Н. Глобальное пространство высшего образования: основные тренды и черты / Е. Н. Николаева, М. Д. Щелкунов // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157, кн. 1. - С. 107-117.

18. Стадник, Н. М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого образовательного пространства (на примере региона «Пермская область») : дис. ... д-ра пед. наук / Стадник Н. М. - М., 1996. - 22 с.

19. Гаязов, А. С. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании : монография / А. С. Гаязов, Э. Ш. Хамитов, Э. Ш. Каримов. - Уфа, 2005. - 248 с.

20. Лобанов, В. В. Образовательное событие как педагогическая категория / В. В. Лобанов // Образование и наука. - 2015. - № 1. - С. 33-42.

References

1. Belozertsev E. P. Obrazovanie. Istoriko-kul'turnyy fenomen [Education. A historical and cultural phenomenon]. Saint-Petersburg, 2004.

2. Grishaeva Yu. M., Kruglova I. V., Dikarev V. A. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. Ser.: Pedagogika [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy]. 2014, no. 3, pp. 8-12.

3. Samerkhanova E. K. Alma mater. 2006, no. 4, pp. 54-56.

4. Tuguz F. K. Sotsializatsiya lichnosti v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve sovre-mennogo klassicheskogo universiteta v Rossii: avtoref. dis. d-ra filos. nauk [Personality socialization in the cultural educational environment of a modern classical university in Russia: author's abstract to apply for the degree of the doctor of philosophy]. Rostov-on-Don, 2015.

5. Ponomarev R. E. Obrazovatel'noe prostranstvo [Educational environment]. Moscow, 2014.

6. Shumakova A. V. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of sciences, culture, education]. 2014, no. 2 (45), pp. 144-146.

7. Danilyuk A. Ya. Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektirovaniya integral'nykh gumanitarnykh obrazovatel'nykh prostranstv: dis. d-ra ped. nauk [Theoretical and methodological foundations of integral humanitarian educational environment design: dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Rostov-on-Don, 2001, 347 p.

8. Kozlova N. N. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and the present]. 1992, no. 3, pp. 16-23.

9. Smirnova N. M. Ot sotsial'noy metodologii k fenomenologii «estestvennoy ustanovki» (fenomenologicheskie motivy v sovremennom sotsial'nom poznanii) [From social methodology to phenomenology of "natural set" (phenomenological motives in modern social cognition)]. Moscow: IF RAN, 1997, 222 p.

10. Voropaev M. V. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekra-sova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy, psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics]. 2012, vol. 18, no. 1-1, pp. 240-242.

11. Kurenkova R. A., Plekhanov E. A., Rogacheva E. Yu., Timenetski A.-T. Filosofiya. Fenomenologiya. Obrazovanie [Philosophy. Phenomenology. Education]. Vladimir, 2000, 180 p.

12. Chumichova R. M., Red'ko L. L. Teoreticheskie podkhody i proektirovanie obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Theoretical approaches and design of education in modern conditions]. Stavropol, 1996, 24 p.

13. Slobodchikov V. I. Novye tsennosti obrazovaniya [New values of education]. Moscow, 1996, pp. 24-28.

14. Bondyreva S. K. Psikhologo-pedagogicheskie problemy integrirovaniya obrazova-tel'nogo prostranstva: Izbrannye trudy [Psychological and pedagogical problems of educational environment integration]. Moscow, 2003, 352 p.

15. Konoplyanskiy D. A. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2015, no. 4-2 (64), pp. 51-55.

16. Leonova O. A. Regional'noe obrazovatel'noe prostranstvo: printsipy formirovaniya i prognozirovaniya razvitiya: dis. d-ra ped. nauk [Regional educational environment: principles of development forecasting and formation: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Volgograd, 2008, 332 p.

17. Nikolaeva E. N., Shchelkunov M. D. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki [Proceedings of Kazan University. Series: Humanities]. 2015, vol. 157, bk. 1, pp. 107-117.

18. Stadnik N. M. Nauchno-organizatsionnye osnovy sozdaniya i funktsionirovaniya edino-go obrazovatel'nogo prostranstva (na primere regiona «Permskaya oblast'»): dis. d-ra ped. nauk [A scientific and organizational basis of establishment and functioning of the unified educational environment (by the example of Perm region): dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Moscow, 1996, 22 p.

19. Gayazov A. S., Khamitov E. Sh., Karimov E. Sh. Evropeyskoe izmerenie v vysshem pedagogicheskom obrazovanii: monografiya [European dimension in higher pedagogical education: monograph]. Ufa, 2005, 248 p.

20. Lobanov V. V. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2015, no. 1, pp. 33-42.

Воропаев Михаил Владимирович

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (Россия, г. Москва, Столярный переулок, 16)

E-mail: voropmv@gmail.com

Voropaev Mikhail Vladimirovich Doctor of pedagogical sciences, professor, deputy director for research, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow Qty University (16 Stolyarny lane, Moscow, Russia)

Толкачева Наталья Викторовна

начальник Управления информационной политики и связей с общественностью, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: Press_pgu@mail.ru

Tolkacheva Natal'ya Viktorovna Head of department of information policy and public relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 378.111 Воропаев, М. В.

Проблема структурно-функционального анализа образовательного пространства регионального высшего учебного заведения / М. В. Воропаев, Н. В. Толкачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 180-192. Б01: 10.21685/ 2072-3024-2017-4-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.