Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PATTERNS OF CLUSTER INTERACTION / JOINT ACTIVITIES OF SOCIAL INSTITUTIONS / STUDENTS' HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Чедов Константин Васильевич

Введение. Перспективным способом успешного решения проблемы сбережения и укрепления здоровья школьников является консолидация ресурсов и возможностей различных ведомств и учреждений в рамках регионального образовательного пространства на основе их кластерного взаимодействия. Цель исследования: выявление закономерностей кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования у обучающихся культуры здоровья. Методика и организация исследования. При определении закономерностей на основе ранее выявленных методологических подходов к реализации кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся опора сделана на анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственной практической деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены закономерности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся, отражающие наиболее очевидные и устойчивые связи, характеризующие данную деятельность. Они создают предпосылки для систематизации процессов по планированию и осуществлению интегративной деятельности всех социальных институтов, функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения. Выводы. Выявленные закономерности позволяют разработать организационно-педагогические условия консолидации ресурсов и возможностей учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и путей их реализации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Чедов Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF CLUSTER INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE ASPECT OF FORMATION OF TRAINING HEALTHCARE OF TRAINING

Introduction. A promising way to successfully solve the problem of saving and strengthening the health of schoolchildren is to consolidate the resources and capabilities of various departments and institutions within the regional educational space based on their cluster interaction. Objective: to identify the patterns of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the direction of the formation of health culture among the students.Methodology and organization of research. In determining the patterns based on previously identified methodological approaches to the implementation of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the aspect of the formation of a health culture of students, the support is based on the analysis of the scientific literature, generalization of pedagogical experience and own practical activity. Research results and discussion. The regularities of the joint activity of the subjects of cluster interaction in the regional educational space in the formation of the health culture of students are revealed, reflecting the most obvious and stable ties that characterize this activity. They create the prerequisites for the systematization of processes for planning and implementing the integrative activities of all social institutions functionally related to the life, activity, development and personal formation of the younger generation. Findings. The revealed patterns allow us to develop the organizational and pedagogical conditions for the consolidation of the resources and capabilities of institutions and organizations of various departmental affiliations and ways of their implementation in the direction of creating a culture of students' health.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

2. Nabatnikova, M.Ya. (1975), Problem of improving the special endurance of an athlete during cyclic work of submaximal and high power, dissertation, Moscow.

3. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2009), Development of local muscular endurance in cyclic sports, TBT Division, Moscow.

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

УДК 371.71

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Владимир Анатольевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург; Константин Васильевич Чедов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Введение. Перспективным способом успешного решения проблемы сбережения и укрепления здоровья школьников является консолидация ресурсов и возможностей различных ведомств и учреждений в рамках регионального образовательного пространства на основе их кластерного взаимодействия. Цель исследования: выявление закономерностей кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования у обучающихся культуры здоровья. Методика и организация исследования. При определении закономерностей на основе ранее выявленных методологических подходов к реализации кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся опора сделана на анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственной практической деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены закономерности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся, отражающие наиболее очевидные и устойчивые связи, характеризующие данную деятельность. Они создают предпосылки для систематизации процессов по планированию и осуществлению интегративной деятельности всех социальных институтов, функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением подрастающего поколения. Выводы. Выявленные закономерности позволяют разработать организационно-педагогические условия консолидации ресурсов и возможностей учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и путей их реализации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.

Ключевые слова: закономерности кластерного взаимодействия, совместная деятельность социальных институтов, культура здоровья обучающихся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p450-453

REGULARITIES OF CLUSTER INTERACTION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN

THE ASPECT OF FORMATION OF TRAINING HEALTHCARE OF TRAINING

Vladimir Anatolyevich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg; Konstantin Vasilyevich Chedov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm State University

Abstract

Introduction. A promising way to successfully solve the problem of saving and strengthening the health of schoolchildren is to consolidate the resources and capabilities of various departments and institutions within the regional educational space based on their cluster interaction. Objective: to identify the pat-

terns of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the direction of the formation of health culture among the students.

Methodology and organization of research. In determining the patterns based on previously identified methodological approaches to the implementation of cluster interaction of social institutions in the regional educational space in the aspect of the formation of a health culture of students, the support is based on the analysis of the scientific literature, generalization of pedagogical experience and own practical activity. Research results and discussion. The regularities of the joint activity of the subjects of cluster interaction in the regional educational space in the formation of the health culture of students are revealed, reflecting the most obvious and stable ties that characterize this activity. They create the prerequisites for the systematization of processes for planning and implementing the integrative activities of all social institutions functionally related to the life, activity, development and personal formation of the younger generation. Findings. The revealed patterns allow us to develop the organizational and pedagogical conditions for the consolidation of the resources and capabilities of institutions and organizations of various departmental affiliations and ways of their implementation in the direction of creating a culture of students' health.

Keywords: patterns of cluster interaction, joint activities of social institutions, students' health culture.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития национальной системы образования возрастает социальная и педагогическая значимость формирования у обучающихся культуры здоровья, которая в дальнейшем определяет стратегию и образ их жизни.

Одним из способов совершенствования деятельности образовательных организаций по формированию культуры здоровья школьников является интеграция ресурсов и возможностей различных социальных институтов (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных организаций и др.) в рамках образовательного пространства конкретного региона посредством их кластерного взаимодействия [1].

Многокомпонентная система кластерного взаимодействия по формированию культуры здоровья обучающихся зависит от многих обстоятельств и представляет собой совокупность процессов социально-педагогического характера, которая подчинена ряду закономерностей. Выявление этих закономерностей необходимо для обеспечения эффективной организации такого взаимодействия.

Цель исследования: выявление закономерностей кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве в направлении формирования у обучающихся культуры здоровья.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При определении закономерностей на основе ранее выявленных методологических подходов к осуществлению деятельности по интеграции ресурсов образовательных организаций и других субъектов социокультурной сферы региона, ориентированной на формирование культуры здоровья обучающихся (аксиологический, системно-интеракционистский, интегративный, кластерный, личностно-деятельностный), опора сделана на анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственной практической деятельности по обеспечению кластерного взаимодействия различных образовательных организаций и других учреждений Пермского края (Пермский государственный национальный исследовательский университет; Институт развития образования, Региональный центр медицинской профилактики; региональные отделения всероссийского движения «Волонтеры-медики» и национальной ассоциации развития образования «Тетрадка дружбы», «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» г. Пермь; образовательные организации г. Кунгура Пермского края - МАОУ СОШ №13, МАОУ ООШ №17, МБОУ «СОШ для учащихся с ОВЗ», МБОУ ДО ДЮСШ «Лидер»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В понимании закономерности мы исходим из того, что это относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития [2, 3]. При этом педагогическая закономерность выступает как объективно существующая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями или отдельными сторонами педагогического процесса.

На основе анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта и собственной практической деятельности сформулированы закономерности совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в интересах формирования культуры здоровья обучающихся:

1) успешность совместной деятельности различных социальных институтов в направлении формирования культуры здоровья подрастающего поколения зависит от приоритетов общества, и включенности системы образования в решение проблемы охраны здоровья подрастающего поколения;

2) потенциал регионального образовательного пространства по формированию культуры здоровья обучающихся успешно развивается и реализуется в условиях социально-педагогической системы, основанной на интеграции ресурсов и возможностей различных социальных институтов;

3) эффективность выявления и реализации ресурсов регионального образовательного пространства, по формированию культуры здоровья обучающихся зависит от совместного целенаправленного функционирования всех уровней (регионального, муниципального и институционального) этой сложной социально-педагогической системы;

4) эффективность формирования у обучающихся культуры здоровья в условиях кластерного взаимодействия социальных институтов в региональном образовательном пространстве зависит от активности и компетентности педагогов и других специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявленные закономерности функционирования регионального кластера в направлении формирования у обучающихся культуры здоровья отражают наиболее очевидные и устойчивые связи, характеризующие исследуемый процесс. Они способствуют систематизации процессов планирования и осуществления интегративной деятельности всех социальных институтов - субъектов кластера, а также разработке необходимых организационно-педагогических условий консолидации ресурсов и возможностей учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и путей их реализации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров, В.А. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В.А. Федоров, К.В. Чедов // Образование и наука. - 2019. - № 21 (9). - С. 186-220.

2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. - Москва : ИНФРА-М, 2006. - 574 с.

3. Яковлева, Н.М. Педагогическая закономерность как результат научно-педагогического исследования / Н.М. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2012. - № 4. - С. 18-21.

REFERENCES

1. Fedorov, V.A. and Chedov, K.V. (2019), "Formation of students' health culture based on cluster interaction: the potential of the regional educational space", Education and Science, No. 21 (9), pp. 186-220.

2. Ed. Gubsky, E.F. (2006), Philosophical Encyclopedic Dictionary, INFRA-M, Moscow.

3. Yakovleva, N.M. (2012), "Pedagogical regularity as a result of scientific and pedagogical research", Bulletin ofSUSU, No. 4, pp. 18-21.

Контактная информация: chedovkv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2020

УДК 796.062

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Татьяна Валерьевна Федорова, магистрант, Николай Петрович Олесов, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.

Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Важным показателем эффективности учебно-тренировочной деятельности по плаванию и характеристики уровня развития плавания как вида спорта являются итоги выступления на соревнованиях. В нашем исследовании предпринята попытка выявить взаимосвязь основных показателей эффективности работы с результатами выступления спортсменов сборной команды Республики Саха (Якутия) по плаванию. Достаточная продолжительность периода развития массового плавания в новых условиях требует проведения анализа и определения намечающихся тенденций. Данные, полученные в ходе анализа, могут использоваться в характеристике и прогнозировании дальнейшей работы по плаванию.

Ключевые слова: факторы эффективности работы, система работы по плаванию, система массового обучения плаванию, взаимосвязь показателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p453-458

STATE OF THE MASS SWIMMING TRAINING SYSTEM IN THE REPUBLIC OF

SAKHA (YAKUTIA)

Tatyana Valerievna Fedorova, the master student, Nikolai Petrovich Olesov, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The important indicator of the effectiveness of educational and training activities in swimming and characteristics of the level of development of swimming as a sport are the results of performance at competitions. In our study, an attempt is made to identify the relationship of the main performance indicators with the results of the performance of athletes of the national team of the Republic of Sakha (Yakutia) in swimming. Sufficient duration of the period of development of mass swimming in the new conditions requires analysis and identification of emerging trends. The data obtained during the analysis can be used to characterize and predict further work on swimming.

Keywords: factors of the effectiveness of the system of work in swimming, a system of mass swimming training, the relationship between the indicators.

Развитие спортивного плавания в Республике Саха (Якутия) в новых условиях требует проведение анализа и определения намечающихся тенденций.

Рассматривая динамику уровня развития плавания в республике как вида спорта, необходимо учитывать влияние различных показателей, влияющих на уровень развития плавания как вида спорта, тесно связаны с достижениями сборной команды РС(Я) по плаванию на различных соревнованиях. Через призму состояния развития показателей системы рассмотреть общие тенденции развития.

В республике по виду спорта плавание проводятся мероприятия, способствующие улучшению работы: один из важных факторов общего комплекса - состояние системы массового обучения плаванию в РС(Я) за период с 2013 г. по 1 квартал 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.