Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGICAL SUPPORT / CLUSTER-TYPE INTERACTION / HEALTH CULTURE / STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В.А., Чедов К.В.

Цель исследования - обоснование и оценка эффективности технологического обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся. Методика и организация исследования. В опытно-поисковой работе, которая проводилась в течение 5 лет с 2015 г. по 2019 г., приняли участие различные образовательные организации и другие учреждения Пермского края. Результаты исследования и выводы. Теоретико-методологическое обоснование интеграции ресурсов различных социальных институтов посредством их кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве в интересах формирования культуры здоровья обучающихся позволило авторам разработать технологическое обеспечение этого процесса, которое включает в себя три блока: обеспечение функционирования многоуровневой системы интеграции ресурсов организаций, имеющих различную ведомственную принадлежность; обеспечение совершенствования компетентности педагогов в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся; реализация организационно-педагогических условий формирования культуры здоровья обучающихся. Посредством использования ряда эмпирических методов (обобщение педагогического опыта, анкетирование, формирующий педагогический эксперимент, методы математической статистики) показана эффективность кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве различных социальных институтов (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.) в аспекте формирования культуры здоровья школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров В.А., Чедов К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SUPPORT OF JOINT CLUSTER ACTIVITIES IN TERMS OF DEVELOPMENT OF STUDENT HEALTH CULTURE

Objective of the study was to substantiate and evaluate the effectiveness of technological support of joint activities of the subjects of cluster-type interaction within the regional educational system aimed to form health culture in students. Methods and structure of the study. The 5-year pilot experiment (2015-2019) involved various educational organizations and other institutions of the Perm region. At the forming stage of the experiment, 725 students were examined. To optimize the content of analytical information on the evolution of health culture of students during the forming stage of the experiment, a sampling of 42 students (24 boys and 18 girls) was formed. Results of the study and conclusions. The theoretical and methodological substantiation of integration of the resources of various social institutions through their cluster-type interaction within the regional educational system aimed to form health culture among students enabled the authors to design technological support of this process, which consists of three blocks: ensuring the functioning of a multi-level system of integration of the resources of organizations with different institutional affiliations; ensuring the improvement of teachers' competence in the formation of health culture of students; creating organizational and pedagogical conditions for the formation of health culture of students. By using a set of empirical methods (generalization of pedagogical experience, questionnaire survey, forming educational experiment, mathematical statistics methods), we proved the effectiveness of cluster-type interaction of different social institutions (education, health, physical education and sports, etc.) within the regional educational system in terms of formation of health culture in students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

технологическое обеспечение совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся

УДК/UDC 796.075

Поступила в редакцию 19.12.2019 г.

Информация для связи с автором: fedorov1950@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Федоров1 Кандидат педагогических наук, доцент К.В. Чедов2

1 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

TECHNOLOGICAL SUPPORT OF JOINT CLUSTER ACTIVITIES IN TERMS OF DEVELOPMENT OF STUDENT HEALTH CULTURE

Dr. Hab., Professor V.A. Fedorov1 PhD, Associate Professor K.V. Chedov2

1 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg

2 Perm State National Research University, Perm

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - обоснование и оценка эффективности технологического обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся.

Методика и организация исследования. В опытно-поисковой работе, которая проводилась в течение 5 лет с 2015 г. по 2019 г., приняли участие различные образовательные организации и другие учреждения Пермского края. Результаты исследования и выводы. Теоретико-методологическое обоснование интеграции ресурсов различных социальных институтов посредством их кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве в интересах формирования культуры здоровья обучающихся позволило авторам разработать технологическое обеспечение этого процесса, которое включает в себя три блока: обеспечение функционирования многоуровневой системы интеграции ресурсов организаций, имеющих различную ведомственную принадлежность; обеспечение совершенствования компетентности педагогов в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся; реализация организационно-педагогических условий формирования культуры здоровья обучающихся. Посредством использования ряда эмпирических методов (обобщение педагогического опыта, анкетирование, формирующий педагогический эксперимент, методы математической статистики) показана эффективность кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве различных социальных институтов (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.) в аспекте формирования культуры здоровья школьников.

Ключевые слова: технологическое обеспечение, кластерное взаимодействие, культура здоровья, обучающиеся.

Annotation

Objective of the study was to substantiate and evaluate the effectiveness of technological support of joint activities of the subjects of cluster-type interaction within the regional educational system aimed to form health culture in students. Methods and structure of the study. The 5-year pilot experiment (2015-2019) involved various educational organizations and other institutions of the Perm region. At the forming stage of the experiment, 725 students were examined. To optimize the content of analytical information on the evolution of health culture of students during the forming stage of the experiment, a sampling of 42 students (24 boys and 18 girls) was formed.

Results of the study and conclusions. The theoretical and methodological substantiation of integration of the resources of various social institutions through their cluster-type interaction within the regional educational system aimed to form health culture among students enabled the authors to design technological support of this process, which consists of three blocks: ensuring the functioning of a multi-level system of integration of the resources of organizations with different institutional affiliations; ensuring the improvement of teachers' competence in the formation of health culture of students; creating organizational and pedagogical conditions for the formation of health culture of students. By using a set of empirical methods (generalization of pedagogical experience, questionnaire survey, forming educational experiment, mathematical statistics methods), we proved the effectiveness of cluster-type interaction of different social institutions (education, health, physical education and sports, etc.) within the regional educational system in terms of formation of health culture in students.

Keywords: technological support, cluster-type interaction, health culture, students.

Введение. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что решение проблемы сбережения и укрепления здоровья школьников, формирования у них культуры здоровья целесообразно осуществлять на основе консолидации ресурсов различных социальных институтов - здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, общественных организаций, социально ответственных компаний и других (В. Р. Кучма, С. Б. Соколова [2], M. J. Lynam, E. Grant, K. Staden [5] и др.).

Цель исследования - обоснование и оценка эффективности технологического обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся.

Методика и организация исследования. В опытно-поисковой работе, которая проводилась в течение 5 лет с 2015 г по 2019 г, приняли участие различные образовательные организации и другие учреждения Пермского края.

80

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

Оценка эффективности технологического обеспечения совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия осуществлялась по двум видам критериев: процессуальному и содержательному.

К процессуальным были отнесены критерии, оценивающие эффективность совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся: организационный, научно-методический, материально-технический, кадровый.

Содержательные критерии предполагают оценку уровня компетентности педагогов по вопросам реализации оздоровительной деятельности и уровня сформированности культуры здоровья обучающихся.

Оценка профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации оздоровительной деятельности осуществлена на основе разработанной анкеты «Учитель здоровья». Мониторинг уровня сформированности культуры здоровья обучающихся проведен с использованием методики, предложенной Н. С. Гаркушей [1]. Оценка сформированности культуры здоровья обучающихся производилась на основе следующих показателей: гармоничность образа жизни, соблюдение культурных норм в сфере здоровья, здоровье-созидающая активность.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассматриваемое технологическое обеспечение представляет собой комплекс мер, который можно разделить на три компонента: организация кластерного взаимодействия различных социальных институтов в региональном образовательном пространстве в аспекте формирования культуры здоровья обучающихся; повышение компетентности субъектов кластерного взаимодействия в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся; организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья обучающихся в процессе кластерного взаимодействия субъектов кластера.

Совместная деятельность субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся представляет собой интеграцию кадровых, материально-технических, информационных, инновационных, методических и иных ресурсов образовательных организаций, а также других учреждений с целью повышения эффективности и результативности формирования осознанного ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, создания здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих условий в образовательных организациях [3].

Повышение компетентности субъектов кластерного взаимодействия в вопросах формирования культуры здоровья обучающихся включает в себя несколько направлений: повышение компетентности специалистов по вопросам обеспечения кластерного взаимодействия на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в интересах формирования культуры здоровья обучающихся, подготовка будущих педагогов к деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, подготовка добровольцев-инструкторов по здоровому образу жизни [4].

Реализация организационно-педагогических условий формирования культуры здоровья обучающихся предполагает: педагогическое сопровождение школьников при проектировании и реализации индивидуальных программ здоровья; оптимизацию двигательной активности и формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся в системе физического воспитания; формирование культуры здоровья обучающихся в урочной и внеурочной деятельности; организацию проектной, исследовательской и волонтерской деятельности обучающихся

в направлении сбережения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья школьников.

Исследование компетентности педагогов в вопросах здо-ровьесбережения и формирования культуры здоровья обучающихся в течение опытно-поисковой работы позволил выявить следующие результаты: на 42 % повысилось количество педагогов, активно применяющих в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии и формы работы по совершенствованию культуры здоровья обучающихся; на 27 % - осуществляющих оздоровительную деятельность в рамках реализации инновационных образовательных программ; на 34 0% - осуществляющих руководство исследовательскими работами обучающихся по направлению формирования здорового образа жизни; на 19 00 - активно занимающихся публикационной деятельностью; на 24,7 % -активно принимающих участие в конференциях, семинарах, открытых занятиях и конкурсах профессионального мастерства.

В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы наблюдается достоверное приращение уровня сформиро-ванности культуры здоровья обучающихся на 19,4 %.

Выводы. Формирование особого образовательного пространства на региональном уровне посредством интеграции ресурсов и возможностей различных социальных институтов с целью формирования культуры здоровья обучающихся создает необходимые предпосылки для системной деятельности специалистов сферы образования, здравоохранения, физической культуры и других в интересах охраны здоровья подрастающего поколения, что подтверждают результаты опытно-поисковой работы.

Литература

1. Гаркуша Н.С. Тенденции воспитания культуры здоровья школьников (гармонизация российских и европейских подходов): дис. ... докт. пед. наук / Н.С. Гаркуша. - Белгород, 2015. - 445 с.

2. Кучма В.Р. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века: монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. - М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. - 170 с.

3. Федоров В.А. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В.А. Федоров, К.В. Чедов // Образование и наука. - 2019. - № 21 (9). - С. 186-220.

4. Чедов К.В. Методология здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях межведомственного взаимодействия / К.В. Чедов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 97-99.

5. Lynam M. J., Grant E., Staden K. Engaging with communities to foster health: the experience of inner-city children and families with learning circles // The Canadian journal of nursing research - Revue canadienne de recherche en sciences infirmières. Volume 44. Issue 2. Jun 2012. P. 86-106.

References

1. Garkusha N.S. Tendentsii vospitaniya kultury zdorovya shkolnikov (garmonizatsiya rossiyskikh i evropeyskikh podkhodov) [Trends in schoolchildren's health culture cultivation (harmonization of Russian and European approaches)]. Doct. Diss. (Hab.). Belgorod, 2015. 445 p.

2. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Povedencheskie riski, opasnye dlya zdorovya shkolnikov XXI veka [Behavioral risks hazardous to health of schoolchildren of the 21st century]. M.: Scientific Research Center for Children's Health of the Ministry of Health of Russia,, 2017. 170 p.

3. Fedorov V.A., Chedov K.V. Formirovanie kultury zdorovya obuchayushchikhsya na osnove klasternogo vzaimodeystviya: potentsial regionalnogo obrazovatelnogo prostranstva [Cultivating health culture in students based on cluster interaction: regional educational space potential]. Obrazovanie i nauka. 2019. No. 21 (9). pp. 186-220.

4. Chedov K.V. Metodologiya zdorovesberegayushchey kompetentnosti pedagogov v usloviyakh mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya [Teacher's health-protection competency methodology within interdepartmental interaction]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 97-99.

5. Lynam M.J., Grant E., Staden K. Engaging with communities to foster health: the experience of inner-city children and families with learning circles. The Canadian journal of nursing research - Revue canadienne de recherche en sciences infirmi res. Volume 44. Issue 2. Jun 2012. pp. 86-106.

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.