Научная статья на тему 'УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА'

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / РЕЧЬ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова А. Г.

В статье рассматриваются вопросы успешной адаптации детей к условиям детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

В заключении можно сказать, что ИОС служить не только для удовлетворения потребностно-мотивационной сферы современного школьника, но и приобретений новых знаний, формирование регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных УУД.

На основе анализа, ИОС может реально являться средством диагностики потребностно-мотивационной сферы современного школьника.

Список использованной литературы

1. Ильясова Э.Н., Сущность и задачи модернизации россйского образования на современном этапе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3976-2012-10-04-10-49-17 (дата обращения: 03.04.2016).

2. Катанова Е. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://institutiones. com/general/889-nazrevsЫe-pшЫemy-modemizatii-sistemy-obwego-obrazova-nija.html (дата обращения: 15.04.2016).

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

© Калмыкова А.Г.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы успешной адаптации детей к условиям детского сада.

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, речь, родители, педагоги, детский сад.

Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России [5, с. 3; 12, с. 3].

Адаптация представляет собой энергичный процесс, который может привести к позитивным и, в некоторых случаях, негативным результатам. Она проявляется в единстве изменений организма и психики.

Приспособление организма и личности к новой обстановке и есть адаптация. Детский сад для ребенка это новое, неизвестное пространство. Адаптация подразумевает огромный спектр индивидуальных реакций, характер

1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.

которых находится в зависимости от семейных взаимоотношений, условий детского сада, личностных и психофизиологических особенностей ребенка. Соответственно сами темпы адаптации неодинаковы и будут различны. Во многом положительные эмоции от посещения ребенком детского сада зависят от установленных контактов между родителями и воспитателями, их желании к взаимному сотрудничеству [43, с. 79].

Внутренний комфорт достигается благодаря успешной адаптации и внешнему адекватному поведению.

Проблемы, связанные с социальной и психической адаптацией, по прежнему остаются на уровне современных теоретических исследований и сводятся к рекомендациям о приближении домашнего режима для к режиму детского сада перед тем, как ребенок в него войдет [16, с. 16].

Одним из эффективных методов коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, которая проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме [47, с. 18].

Дети в раннем возрасте играют не только с игрушками, но и с бытовыми предметами. Игра помогает им познать окружающий мир, научиться общению, приобрести новые знания и навыки. Следовательно, акцент при выборе игр делается на сенсорные и моторные игры [21, с. 80].

Благодаря сенсорным играм, ребенок приобретает опыт работы с различными материалами (песок, глина, бумага). Благодаря им развивается сенсорная система (зрение, вкус, обоняние, слух, температурная чувствительность.

Базовым уровнем является сенсомоторный, который дает развитие высшим психическим функциям (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Это развитие возможно только при взаимодействии ребенка и взрослого, то есть он обучает ребенка видеть, ощущать, слушать и слышать [16, с. 116].

Также дети раннего возраста приходят в восторг от рисования. И, скорее всего, пока родители не купят ребенку краски, ему приходится заниматься живописью подручными средствами (мыльной пеной, манной кашей). Ребенка можно научить рисовать мокрыми ладошками, кремом для бритья.

Основными задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации выступают следующие:

- создание комфортной обстановки и безопасности для ребенка;

- принятие и понимание внутреннего мира ребенка;

- дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

Во время проведения занятий, воспитатели должны учитывать специфику работы с детьми: дети раннего возраста не могут заявить о своих проблемах самостоятельно, в связи с чем они часто проявляются косвенно, через капризность, агрессивность, отставание в развитии. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации [22, с. 123].

В этот период, продолжительность которого может составлять от одной недели до трех, нахождение ребенка в детском саду сокращено, и рядом должна находиться мама. В процессе игры, ребенок может не на долго отходить от нее, но затем вернуться за эмоциональной подпиткой. В свою очередь, мама может следить за безопасностью своего ребенка, вовремя окликаться на его призывы. Со временем, отход ребенка от мамы увеличивается, ребенок начинает проявлять самостоятельность в игре. Предупредив, мам может отойти на некоторое время и подойти за ребенком после прогулки. Важным моментом после возвращения мамы является то, что она должна обратить внимание на своего ребенка на то, что она вернулась и не обманула его. Со временем отсутствие мамы увеличивается и ребенок остается в группе на тоже время, но без мамы. Нужно учитывать индивидуальные особенности поведения ребенка и постепенно увеличивать время его нахождения в группе [33, с. 172].

Отсутствие рефлексии у детей раннего возраста, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного [31, с. 68].

По завершении 2 этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.

По окончании периода адаптации в детском саду собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. В который входят: заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп. На консилиуме обсуждаются результаты о проделанной работе в период адаптации, положительные моменты, подводятся итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога. Воспитатель прививает ребенку интерес к окружающему, развивает предметную и игровую и манипулятивную деятельность. Только взрослый способен привить интерес ребенка к окружающему миру, декоративно-прикладному искусству, обследованию реальных предметов и последующему их изображению [8, с. 65-67].

Эти принципы следует учитывать в процессе адаптации детей со слабо-выраженными отклонениями в развитии. Соответственно, чем серьезнее недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем продолжительнее будет проводиться коррекционно-педагогическая работа.

При поступлении в детский сад должны быть созданы безболезненные и адекватные условия для ребенка, позволяющие формировать положитель-

ное отношение к детскому саду, навыкам общения со сверстниками, чему необходима способствовать целенаправленная организация его жизни в детском саду.

Педагогами, работающими в детском саду, были разработаны правила для родителей, имеющих детей младшего возраста.

В связи с вышеизложенным, следует обозначить некоторые цели, способствующие реализации педагогами положительного адаптационного периода у детей:

- создание и поддержание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности у детей;

- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.

Ниже приведем рекомендации родителям, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду:

- не следует обсуждать в присутствии ребенка проблемы, связанной с детским садом, которая вас волнует;

- не показывайте ребенку ваше волнение, боязнь или неуверенность в чем либо (в раннем возрасте дети чувствительны и легко реагируют на эмоции близких (особенно мамы, как бы она не пыталась скрыть все за улыбкой и словами));

- необходимо узнать заранее режим дня детского сада и ввести его в режим дня ребенка дома;

- следует заранее познакомить ребенка с детьми, посещающими детский сад в его группе и воспитателями его будущей группе;

- необходимо положительно настроить ребенка к детскому саду;

- следует подготовить ребенка к вашей с ним временной разлуке, давая ему понять, что это необходимо;

- необходимо объяснить ребенку, что он как и прежде для вас дорог и любим;

- недопустимо угрожать ребенку детским садом за то, что он плохо себя ведет;

- нужно стараться планировать свое время так, чтобы в 1-ю неделю посещения детского сада ребенок проводил там два или три часа;

- в начальный период посещения детского сада необходимо создать спокойный климат для ребенка дома;

- в выходные дни дома следует соблюдать режим детского сада.

За несколько дней до детского сада необходимо привести туда ребенка, показать ему игровую комнату, игрушки. Одной из причин является первый визит должен быть эмоционально окрашен, необходимо уверить ребенка в его умениях, знаниях, что он справится с новыми заботами и будет чувствовать себя там как дома [7, с. 109-113].

Некоторые детские сады позволяют в самом начале присутствовать маме вместе с ребенком. Также позволяется ребенку приходить со своей игрушкой. Некоторые родители считают, что любая мелочь может повлиять на посещение детского сада (отсутствие игрушки и т.д.).

В свою очередь, родителям следует проявлять интерес к успехам ребенка, его друзьям, выполняемым им заданиям, а также трудностям, возникающим у него, следует хвалить в успехах и оказывать помощь в адаптации.

Родителям не следует быть настойчивыми, и расспрашивать ребенка о том, что происходило в детском саду, ребенок вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет [10].

Важнейшим источником напряжения в адаптационный период выступает публичность (присутствие чужих людей вокруг) [13, с. 44-46].

В связи с чем, это дает возможность ребенку уединиться дома, побыть в своей комнате. Еще одним источником является повышенное требование к произвольной регуляции поведения. В таком случае, иногда бывает полезным для разрядки позволит ребенку побаловаться [6, с. 36].

В этот период необходимо играть ребенком в подвижные эмоциональные игры, что способствует разрядке напряжения, возникающее у ребенка. Если этого не делать, то такое напряжение может стать причиной невротических расстройств.

Согласно анализа работы детских садов за последнее время, видно, что процесс привыкания проходит успешно. Соответственно степень адаптации в большинстве случаев легкая и средняя. Степень адаптации в основном легкая и средняя [14].

Положительным моментом является то, что дети раннего возраста привыкают к детскому саду практически безболезненно. Анализ данных говорит о том, что правильно построенная работа педагогического коллектива по адаптации детей к условиям детского сада [9, с. 35-38].

Эти выводы могут сказать о том, что адаптация представляет собой приспособление организма к новой обстановке [11, с. 62-64].

Детский сад для ребенка является чем-то новым, неизвестным, окружающим новыми людьми и отношением.

Адаптационный период, а именно его продолжение, зависит от подготовленности ребенка к детскому саду, иногда адаптационный период может занимать полгода.

Список литературы:

1. Галигузова Л.Н. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С. 45.

2. Гелло Т.А. Ценности ваши и вашего ребенка // Начальная школа: плюс до и после. - 2005. - № 3. - С. 44-47.

3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 271 с.

4. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития. / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М.: Просвещение, 2001. - 465 с.

5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

6. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.

7. Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.

8. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.

9. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым В сборнике // Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.

10. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

11. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. -С. 62-64.

12. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

14. Валерий Геннадьевич Тылец Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

15. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам развитие и современное состояние / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.