16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. № 2. -С. 22-25.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997. - 148 с.
АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОВОЙ ГРУППЕ
© Ушакова К.М.1
ГБПОУ РО Шахтинский педагогический колледж, г. Шахты
Данная статья посвящена адаптации дошкольников в новой группе.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения [5]. Также в дошкольном возрасте во младших группах есть адаптационный период. В адаптационный период дошкольник осваивается в окружающей ему среде, общается со сверстниками. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
1 Студент.
Каждый ребенок по-разному проходит адаптационный период. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения. Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [3].
На процесс адаптации ребенка влияют:
- достигнутый уровень психического и физического развития,
- состояние здоровья,
- степень закаленности,
- сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
- личностные особенности самого малыша,
- уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в
детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение.
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка.
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [1]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [4]. В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для
него особый эмоциональный климат. Адаптация для детей старшего дошкольного возраста является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В общение с детьми присутствуют такие формы общения:
1. Деловое общение (сотрудничество со взрослыми; поведение в обществе, способность принять общую цель; обсуждение результатов).
2. Познавательное общение со взрослыми (общение по поводу интересующих вопросов ребёнка). Если взрослый интересно, а главное доступно сможет обогатить представления ребёнка по интересующей его теме, он сможет стать для него не просто «источником знаний», но и другом, что впоследствии сделает образовательный процесс для ребёнка желанным.
Таким образом, решается множество образовательных задач, развиваются творческие способности ребёнка, в том числе, посредством изобразительной деятельности. Этот метод хорош прежде всего тем, что помогает ребёнку интегрироваться в разных областях познания и обрести тем самым новых друзей [2].
Личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить свои проблемы, поделиться впечатлениями.
В качестве одного из примеров своей работы по адаптации детей к новым условиям предлагаю подбор нескольких дидактических игр. Некоторые из них «появились на свет» в ходе преодоления возникших у нас трудностей в процессе общения, а некоторые из них знакомы нам по сборнику А.К. Бон-даренко «Дидактические игры в детском саду».
«Радио»
Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровые правила. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, внешности детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.
Игровые действия. На роль диктора выбирают ребёнка считалочкой. Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.
Итак, рассмотрим адаптацию во второй младшей группе. Как она там протекала? С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Список литературы:
1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 11.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
3. Григорян М. В детский сад (как нужно готовить ребёнка к детскому саду) // Работница. - 2007. - № 8.
4. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
ТИПЫ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
© Филиппова Н.В.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: семейное воспитание, формирование личности ребенка, родители.
Так как семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия, оно продолжается на протяжении всей жизни человека, невзирая на время суток, время года. Его положительное влияние сопутствует человеку в любом месте, будь он на учёбе, на работе или же на отдыхе совершенно в другом городе, стране. Хороший учитель никогда не забывает, что любой ученик мысленно всегда находится дома, со своей семьёй, в своих проблемах, даже сидя за партой [1; 2; 3].
При поступлении школьника в первый класс начинается младший школьный возраст. То есть, в настоящее время устанавливается время с 6-7 до 9-10 лет.
В этот период формируется физическое и психофизическое развитие школьника, которое обеспечивает возможность систематически обучаться в школе, где главным для него будет являться не только школа, но и, конечно же, его семья.
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.