В.И. Колесов «...Успех - это особый пьедестал. На нем можно решать никем не решенные задачи»
Колесов Виктор Иванович родился в 1939 году в Перми. В 1962 году окончил Уральский политехнический институт.
В 1963-1965 гг. работал в НИИ (г. Свердловск). В 1965-1986 гг. - инженер, ассистент, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика». В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию (г. Москва). В 1988-1994 гг. - заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика». В 1997-2006 гг. - директор Центра дистанционного образования ТюмГНГУ.
С 2006 года - заместитель директора по научной работе НИИ электронных образовательных ресурсов ТюмГНГУ.
В какой семье Вы воспитывались, повлияла ли Ваша семья на выбор профессии?
Семья у меня была очень простая: отец - слесарь (родной отец погиб в войну, он был главным инженером предприятия), мать - служащая. Никто из членов семьи не имел высшего образования. Я первый в нашей семье, кто выбрал нетипичную для нее профессию - радиоинженера. С детства занимался во всех школьных кружках, увлекался авиамоделированием, были успехи в этой сфере, до восьмого класса полагал, что буду учиться в Казанском авиационном институте. В восьмом классе я сделал первый простенький приемник, и с тех пор у меня была только одна мечта -стать радиоинженером.
У нас в городе - я родился в Перми - политехнического института не было, ближайшим к дому был Свердловский
УПИ. Куда я и поехал поступать (хотя был выбор: школу закончил с золотой медалью, мог бы поступать и в Томский политехнический институт). Конкурс был большой даже среди медалистов, но я успешно прошел собеседование и поступил.
Учился с удовольствием, учеба давалась легко, хотя некоторые проблемы были. Например, я умудрился получить тройку по «термеху». Для меня это была трагедия: я всегда был ориентирован на успех, и это был больной удар. Правда, пережив этот момент, я стал проще воспринимать удары судьбы, а их по жизни было достаточно.
Кто или что повлияло на Ваше профессиональное становление по окончании вуза?
По окончании УПИ был оставлен на кафедре. Но через год ушел в НИИ: пять лет учебы и снова работа в этом же вузе?! А рядом был прекрасный научно-исследовательский институт, ориентированный на оборонную промышленность - так называемый «почтовый ящик», и я знал, что там очень интересно работать. Работа в НИИ создала серьезный интеллектуальный потенциал для моей дальнейшей профессиональной деятельности в Тюменском индустриальном институте. Дело в том, что военная наука опережает гражданскую. То, с чем мы работали на оборонном НИИ, в «гражданке» появлялось только через семь-восемь лет.
Однако, проработав в НИИ несколько лет, я вынужден был задуматься о создании приемлемых социально-бытовых условий для своей семьи. В то время в Тюмени был открыт Индустриальный институт, до меня там побывали мои коллеги и рассказали, что город неплохой, снабжение хорошее (1965 год - это было голодное время в стране). Я приехал в Тюмень, встретился с ректором А.Н. Косухиным, он сам был из УПИ и поэтому разговор прошел легко.
Индустриальный институт был в то время на подъеме, настрой был созидательный. Молодежи среди сотрудников было много, все были амбициозные, быстро росли, и вуз благодаря этому очень быстро становился мощным.
По сути, в то время в ТИИ электронику представляли две научные школы - Томская и Свердловская. Радиофаки УПИ и ТИАСУРа - это две мощные команды, их исследовательская деятельность была связана с оборонной промышленностью. В радиотехнике в то время зарождались самые передовые технические идеи, решались очень интересные задачи, работало много молодежи. Уровень преподавания в этих институтах считался (и считается сейчас) высоким.
В Индустриальном институте я работал на одной кафедре с представителями Томской школы - А.И. Крамню-ком, В.Р. Цибульским, а из УПИ кроме меня работали на этой же кафедре П.Т. Семченко, Л.В. Гурьева, А.А. Пелевина. Работая на одной кафедре, мы имели возможность убедиться в том, что у нас примерно одинаковый уровень исследовательской подготовки, отличия состояли лишь в предметной сфере деятельности: мы, представители свердловской радиотехнической школы, занимались радиолокационными задачами, томичи были сориентированы на измерительные задачи.
Вы свою биографию строите или чаще всего просто реагируете на жизненные обстоятельства?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Иногда читаю или слышу, что кто-то «прилагая неимоверные усилия, достиг определенного уровня». У меня ничего подобного не было, все было более-менее естественно, без героизма. Судьба мне дала возможность легко учиться, видимо, родители передали хорошие гены. В школе я почти всегда был первым. Безусловно, это наложило определенный отпечаток: последним я уж точно не могу быть, душа не воспринимает. Как быть первым? Это бывает по-разному, но это всегда борьба за успех. Болезненно переживая возможность неуспеха, приходится в самый последний момент принуждать себя. Возможно, так я «реагирую на обстоятельства»?
Можно сказать, что я строю свою биографию тем, что, как правило, занимался и занимаюсь делами, которые мне
интересны. На протяжении всего профессионального пути я всегда был в рамках избранной профессии и могу точно сказать, что основные силы и нервы потратил и трачу на нее. Были разные периоды в моей профессиональной биографии. И эти периоды надо было прожить.
Какие наиболее важные, ключевые решения Вы принимали на своем жизненном и профессиональном пути?
Наверное, какие-то ключевые решения человек принимает по своей воле, а какие-то - в большей степени предопределяются судьбой, обстоятельствами.
Первое ключевое решение в жизни человека связано с выбором профессии. Считаю, что удачно для себя выбрал профессию, она мне до сих пор нравится, работаю с удовольствием.
Важное решение, предопределившее мою профессиональную судьбу, - переход с кафедры УПИ на работу в НИИ («почтовый ящик»). Хотя определенных успехов в профессиональном плане я, быть может, достиг бы и в вузе: поскольку был оставлен после завершения учебы на кафедре, но работа в НИИ позволила мне понять и овладеть самым современным в тот период уровнем научного знания в избранной мною профессиональной сфере. Мы работали с современными техническими средствами, применяли новые технологии. Это создало определенный пьедестал для нормальной работы в вузе - я ведь не сразу стал в ТИИ преподавателем, а сначала был инженером (мы с Олегом Вейнеровым и Петром Семченко в свое время строили телецентр в ТИИ).
Ключевое решение - переезд в Тюмень, начало работы в ТИИ. Важно было то, какими темпами рос вуз, какая была в нем атмосфера. Атмосфера была очень созидательная и это предопределило мой выбор.
Еще один важный момент: мне, молодому инженеру кафедры «Автоматика и телемеханика», ее заведующий Б.А. Стрекачинский поручил руководство научно-исследовательской темой. Результаты работы я докладывал в Мо-
скве. В итоге дело закончилось аспирантурой в Московском горном институте. Я довольно долго работал над диссертацией: в силу своего характера, мне претила и претит небрежность, незаконченность в любой деятельности.
Другие шаги, тоже значимые, с моей точки зрения, во многом были предопределены обстоятельствами, они влияли на мой жизненный путь, но кардинально его не меняли. Так, через некоторое время после защиты диссертации я стал заведующим кафедрой АТМ и руководил ею с 1988 года по 1994 год. Это было время, когда на нас «надвигалась» американская система образования. Я бывал в Штатах и мог сравнить эту систему с нашей: силу нашей системы и слабость американской. Я вообще высоко ценю нашу образовательную систему, и был противником ее разрушения. Но единомышленников у меня на кафедре почти не было, и с деканом Ж.Л. Гохбергом в то время мы занимали разные позиции по вопросам профессионального образования. Я долго сопротивлялся проводимым изменениям, но все-таки вместо факультетов и кафедр были созданы направления. Правда, через какое-то время кафедры были восстановлены, но я уже выбрал другую стезю.
На одном из ученых советов ТюмГНГУ было принято решение о необходимости развития в университете новых технологий образования, и мы с Д.Т. Бабичевым предложили идею создания Центра дистанционного образования. Дело было новое, порой оно двигалось очень медленно (поле деятельности было очень широкое), но нам удалось достичь определенных результатов. И сегодня наш университет уже имеет не Центр дистанционного образования, а Научно-исследовательский институт электронных образовательных ресурсов.
В чем предмет Вашей профессии?
Я системщик, моя профессия - решать задачи. Основой в моей профессиональной исследовательской деятельности является определение проблематики, формулировка цели и задач, подбор критериев, поиск методов решения. На-
пример, сейчас мы занимаемся уникальной в своем роде деятельностью (такую работу в стране пока еще никто нормально не сделал): созданием АРМов - автоматизированных рабочих мест в системе управления пассажиропере-возками. Главное в этой работе - алгоритмическое обеспечение. Перед нами стояла задача измерить пока еще никем не измеряемое. Например, что понимать под качеством перевозок? Вроде бы есть стандарты, но они не позволяют сделать обобщенную оценку. Или такие вопросы: Как население понимает эффективность перевозок? Какими ключевыми показателями должна описываться эффективность? Как эти ключевые показатели измерять? Каковы значения целевых показателей? И нам это удалось. Совместно с кафедрой АТХ мы разрабатываем систему управления пассажирскими перевозками. Нам уже удалось создать алгоритмы, которые позволяют в числовом виде представить все параметры технологического процесса и грамотно управлять.
Создание и развитие НИИ электронных образовательных ресурсов - одна из сфер приложения моей профессии. Сейчас НИИ ЭОР продвигает в университете стандарт на создание учебно-методических комплексов, который сделан по международным критериям. Кроме того, мы завершаем еще одну очень большую работу - создание системы поддержки образовательного процесса на основе международного стандарта SCORM. Перед нами стоял выбор: покупать подобную систему или сделать самим. Покупать - значит попасть в зависимость: любой шаг придется оплачивать. Мы нашли бесплатную основу и создали новую систему поддержки учебного процесса EDUCON. В любой современной международной системе электронных образовательных ресурсов лабораторный практикум в полном объеме не выполняется. Разработанная нами система позволяет выполнять лабораторный практикум в полном объеме даже из Интернета.
Есть в нашей работе и серьезные проблемы. Электронный образовательный ресурс состоит из двух частей: методической базы, определяющей его содержательную сторону, - и программного обеспечения, определяющего общий вид образовательного ресурса, его структуру. Поэтому электронные образовательные ресурсы «тянут» за собой педагогические, коммуникационные, информационные знания и технологии. Но, к сожалению, с методической базой пока у нас в университете не все хорошо. И я задаю себе вопрос - почему все-таки здесь мы «проседаем»? Может быть потому, что мы недостаточно контактируем с миром? Если бы мы брали серьезные международные проекты, то были бы вынуждены знать и осваивать современные педагогические, коммуникационные, информационные технологии, и в итоге бы прогрессировали быстрее.
Например, в Петрозаводском университете смело берут международные проекты, порой даже и не очень выгодные. Они понимают, что за их счет преуспеют в технологии и методике: сотрудники, работающие в этих проектах, будут сориентированы на самый передовой уровень. И нам тоже не надо бояться серьезных международных проектов, это заставит подтянуться: плохо делать мы не захотим, придется учиться делать хорошо. Перспективным для нас в этом отношении будет и сотрудничество с московскими университетами - МГУ, Российским университетом дружбы народов, с Московским институтом радиоэлектроники и автоматики. Опыт совместной работы с этими вузами уже имеется.
Наш НИИ занимаемся современными технологиями подготовки образовательных ресурсов - упаковкой «контента» (содержательной части образовательного ресурса) в «оболочку», которая бы одинаково была воспринята в любой стране. Это важно уже потому, что при вступлении России в ВТО перед университетом сразу встанут задачи унификации, интеграции системы образования, его мобильности. Идея проста - если ты в своей стране чего-то можешь, ты должен смочь сделать это и за рубежом. И если мы не
будем этим заниматься сегодня, то завтра, войдя в ВТО, мы проиграем на образовательном рынке.
Как бы Вы охарактеризовали профессионала в Вашем деле?
Профессионалом в нашем деле я бы назвал человека, обладающего глубиной и быстротой анализа, виртуозностью и скоростью синтеза, способностью к импровизации (это очень важно), многовариантности решений, умением придавать предмету труда новое качество, креативностью мышления. Эти характеристики мне представляются самыми важными составляющими образа профессионала в нашем деле. Например, многовариантность мышления: когда человек достигает профессионализма, у него возможных решений задачи, как правило, может быть не одно, а, например, пять. Ему надо выбрать одно, лучшее, значит, он должен уметь очень быстро синтезировать варианты. А для этого необходимо обладать способностью быстро анализировать ситуации, быстро просчитывать, выстраивать модели.
К сожалению, у нас не так много специалистов, которые быстро выстраивают модели. Создание модели поведения, действия - это очень важный момент в профессионализме системщика. Прежде чем выстроить модель - модель поведения, действия, - необходимо определиться с тем, какой эффект мы собираемся получить: экономический, социальный, информационный, военный. То есть понять, что мы делаем - деньги зарабатываем, человеку помогаем, собираемся преуспеть в образовании (например, создать новую школу, базу знаний, базу данных), или развиваем военную сферу. Важный вопрос - размерность целевой функции - единицы измерения успеха (это могут быть деньги, либо высокая экологичность технологий, снижение опасности, комфортность рабочего места, высокая производительность обучению средства и т.д.). Как правило, сама целевая функция - это взвешенная сумма некоторых слагаемых, например, производительности изделия, качества из-
делия, надежности, безопасности. Таким образом, складывается модель успеха в принятом смысле. Создавать такого рода модели - и есть предметная сфера деятельности системщика.
Считаете ли Вы себя успешным профессионалом?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать успех. Можно считать, что успех - это докторская степень, и тогда человек должен сделать все, чтобы ее добиться, любой ценой «набрать очки» и получить желаемое. Я спросил себя: что важнее - дело или статус? Конечно, приятно иметь докторскую степень, но умнее я от этого не стану: то, что я знаю, это и буду знать. Поэтому решил, что важнее, исходя из имеющихся ресурсов, работать по теме, заниматься своим делом.
Для меня успех - это «след», который оставляет после себя человек в своей сфере деятельности, степень востребованности результатов его дела другими. Бывает так, что человек достигает своих личных целей, через какое-то время уходит из жизни, проходит девять дней, затем сорок - и вроде бы он жил, а вроде бы и не жил, его забывают. Наверное, человеку иногда полезно тестировать себя вопросом: «Представь себе, что через 15 минут ты умрешь, что после тебя?» Примерно так иногда себя спрашиваю. Кое-что я после себя оставлю. Поэтому не беспокоюсь за будущее своего дела. Конечно, многое еще не сделано, есть планы - это радует.
Есть у Вас ученики, преемники в Вашем деле?
В 2007 году мне исполнилось 68 лет, а когда было 65 (это все-таки рубеж, и к этой поре надо готовить смену), я успел кое-что сделать к этому времени для того, чтобы не образовалась брешь в деле, которое создавал и развивал в течение своей профессиональной жизни, чтобы это дело продвигалось.
У меня есть преемник в моей педагогической деятельности - Максим Руденко. Мы начали с ним работать, когда он был еще студентом. Теперь курс, который разрабатывал
и вел в свое время я, ведет и разрабатывает он. Возможно, пока он еще не безупречен во всех вопросах, но сильнее с точки зрения новой идеологии - понимает, что сейчас важно, на чем следует делать акцент в образовательной деятельности. В целом - это талантливый, толковый молодой человек.
Я подготовил нынешнего директора НИИ, Глеба Колесова. Он успешно руководит нашим большим коллективом, многие вещи делает лучше меня, кое-что приходится координировать, но вижу, что процессы в НИИ идут хорошо. Кем я особенно горжусь из моих учеников? Василий Смоленцев, мой дипломник, с отличием окончил вуз. Максим Гаммер, сейчас он является заместителем директора Института нефти и газа по информационной работе. Это лучший программист вуза, один из сильнейших программистов Тюмени. Веду его со школьной скамьи: отслеживал, как он в вузе учится, пригласил к нам на работу, когда он был уже ближе к выпуску. Я знал, что из него вырастет классный специалист, без которого мы многое не сделаем.
Стараюсь поддерживать талантливых людей: раньше -дипломников, а сегодня своих коллег-подчиненных. Иногда важно подставить плечо человеку на начальной стадии и потом это с лихвой окупится. Например, так ли уж важен результат защиты дипломного проекта? Казалось бы, ничего не изменится от того, как будет оценен дипломный проект студента: поставят четверку, пятерку - или тройку. Учитывая свой личный жизненный опыт, могу сказать, что это совершенно по-разному мобилизует человека. Человеку важно сказать, чего он стоит, это его окрыляет. Когда я преподавал, то на консультации говорил студентам: «Вы можете не знать предмет, но если вы способны решить такую-то инженерную задачу, я вам без размышления поставлю "пять"». И такие случаи бывали. Для меня важна нестандартность, креативность мышления студента. Это дорогого стоит.
В свое время в Центре дистанционного образования работало семь аспирантов. Сейчас часть из них уже защитилась. Это не мои аспиранты, но я постоянно интересуюсь работой своих коллег над диссертациями. Понимаю, что если сотрудник будет долго ходить под тяжестью незащищенной диссертации, он становится плохим работником. А человеку, окрыленному успешной защитой диссертации, можно ставить такие задачи, о которых он еще даже не помышляет сегодня. Успех - это особый пьедестал. На нем можно решать никем не решенные задачи.