Научная статья на тему '«.МОЕ ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО: ЕСЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАЕШЬ – ДЕЛАЙ ХОРОШО, ИЛИ ВООБЩЕ НЕ ДЕЛАЙ»'

«.МОЕ ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО: ЕСЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАЕШЬ – ДЕЛАЙ ХОРОШО, ИЛИ ВООБЩЕ НЕ ДЕЛАЙ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
913
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««.МОЕ ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО: ЕСЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАЕШЬ – ДЕЛАЙ ХОРОШО, ИЛИ ВООБЩЕ НЕ ДЕЛАЙ»»

К.Г. Барбакова «...Мое жизненное кредо: если что-то делаешь - делай хорошо, или вообще не делай»

Барбакова Клара Григорьевна родилась в г.Клинцы Брянской области. В 1957 году окончила исторический факультет Казанского государственного университета. С 1957 по 1965 год - учитель первого класса, воспитатель группы продленного дня, учитель истории и обществоведения, старшая пионервожатая средней школы № 112 г. Казани. С 1965 по 1986 год - ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры философии Тюменского индустриального института. С 1986 по 1993 год - заведующая кафедрой экономики труда и социологии Тюменского госуниверситета. С 1993 по 2005 год - ректор Тюменского международного колледжа (с 1998 года - ректор государственного высшего профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский международный институт экономики и права», с 2003 года - «(Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права»). С 2003 года - директор НИИ исследования общества ТюмГНГУ.

В какой семье Вы воспитывались?

Я родилась в семье сапожника. Папа работал закройщиком на обувной фабрике в г. Клинцы Брянской области, мама - в швейной мастерской. В начале войны папину фабрику эвакуировали в г. Казань. Мы почти последними

уезжали из Клинцов, около месяца ехали в открытых эшелонах через Харьков в Сталинград. Был август, в Сталинграде тепло, красиво, спокойно; многие из ехавших с нами остались там. Во время обороны Сталинграда часть из них погибла. Нас спасла папина обязательность. Он считал, что не имеет права оставаться в Сталинграде, если его фабрика эвакуировалась в Казань. В Казань мы приехали на полузакрытой барже. Мама умерла в 1945 году.

Как Ваша семья повлияла на выбор профессии?

Скорее моя семья повлияла не на выбор профессии, а на получение высшего образования.

Мама происходила из интеллигентной для того времени семьи: ее мама, моя бабушка, преподавала русский язык в еврейской школе. Дедушка по папиной линии был провизор - для того времени тоже относился к интеллигенции. Тяга к образованию была и у мамы и у папы, но жизнь сложилась так, что они не смогли его получить. Может быть потому мои родители хотели, чтобы их дети получили не только среднее образование, но и высшее. И все мы, выросшие в очень бедной рабочей семье, получили такое образование. Моя старшая сестра, по окончании школы в Клинцах, уехала в Харьков и поступила на лечебный факультет Харьковского медицинского института. Вторая сестра (мы уже жили в Казани), поступила сначала в юридическую школу (техникум), а затем - на юридический факультет Казанского университета.

На моем пути к высшему образованию был любопытный эпизод. В Казани при фабрике кинофотопленки работал техникум, в нем платили хорошую стипендию, кормили обедом. И так как мы жили очень бедно, папа сказал, что, наверное, по окончании седьмого класса мне лучше пойти в техникум. И когда в школе нас спрашивали, куда мы пойдем учиться, я сказала, что пойду в техникум. Но мой классный руководитель, учитель физики (к сожалению, не помню его имени), пришел к нам домой и сказал папе, что я способный ребенок и мне надо учиться в институте, а не в техникуме.

Для моего папы слова учителя были значимы, и он решил, что я буду продолжать учиться в школе. Я окончила школу с серебряной медалью и поступила на исторический факультет Казанского университета.

По окончании университета (у нас на факультете были великолепные профессора, известные преподаватели; я любила историю, нравилась философия) я осталась в Казани, поскольку моего мужа-химика направили работать на завод. В школах мест не было, и с 1959 по 1961 год я работала в совнархозе и только затем - в школе. Очень хотела заниматься научными исследованиями. Моя дипломная работа были на стыке философии и истории (особенно я любила античное время - период становления философии и вообще наукознания). Работая в школе, поступала в аспирантуру Казанского университета. На вступительных экзаменах получила пятерку и две четверки, но меня не приняли. Моя преподавательница по иностранному языку в университете, Эмилия Адальбертовна Бауши, сказала: «Я ходила узнавать, почему Вас не приняли, и мне сказали, что если бы Вы были татарка или хотя бы русская, тогда бы приняли».

Вы свою биографию строите или просто реагируете на жизненные обстоятельства?

Скорее строю. Например, хотела в аспирантуру - и предприняла попытку. Поставила перед собой задачу пойти работать в вуз - и пошла. Когда муж окончил аспирантуру Казанского химико-технологического института, защитил диссертацию (у меня было убеждение, что в аспирантуру сначала должен идти он, а потом я) - и поехал решать вопрос о работе в Тюмень, я сказала: «Спроси про меня, я тоже хочу работать в институте».

Муж позвонил из Тюмени, сказал, что ему предложили заведование кафедрой и трехкомнатную квартиру (в Казани у нас была однокомнатная квартира, которой мы были очень рады, у нас уже был сын, Олег), а на кафедре общественных наук есть вакансии и меня могут взять на работу.

Я была потрясена рассказами мужа о том, что в Тюмени продают апельсины по рубль двадцать за килограмм; черная икра в бочках по три рубля за килограмм (в Казани мы получали в месяц на человека двести граммов масла, полкилограмма крупы и столько же колбасы или мяса). Я согласилась на переезд в Тюмень. Вскоре мы получили письмо за подписью А.Н. Косухина, что прошли по конкурсу и приняты в ТИИ. Это нас настолько поразило, что мы тут же собрали вещи и поехали в Тюмень.

Я начала работать на кафедре философии, которой заведовала Ядвига Альфонсовна Величко, единственный среди нас профессиональный философ. Для нас профессия преподавателя философии была новой, мы были одержимы своей работой. Ходили (в то время без пропусков) в библиотеку обкома, вместе там занимались, готовились к лекциям.

Я считала, что имеющегося у меня образования и статуса недостаточно, чтобы работать в институте; попросила ректора, А.Н. Косухина, помочь получить целевое место в аспирантуру. Место было выделено, и в 1967 году я поехала в Москву поступать в аспирантуру.

Всегда добрым словом вспоминаю нашего первого ректора, Анатолия Николаевича Косухина. Перед отъездом в аспирантуру он предложил нам сменить квартиру - поближе к институту; ректор же дал мужу возможность почаще приезжать в командировки в Москву.

В школе и университете я учила немецкий язык и поэтому выбрала тему диссертации «Западно-германское неокантиантство». Ни одной работы классиков этого направления - Вебера, Мангейма, Дильтея и др. - на русский язык не было переведено. Первый день работы в «спецхране» с литературой на немецком языке был шоковый: даже со словарем я с трудом перевела всего две странички. Решила по-настоящему освоить язык и через три месяца легко читала тексты на немецком языке. Кстати, ознакомившись с первоисточниками, было любопытно обнаружить

в работах некоторых наших известных ученых большие фрагменты, «заимствованные» из работ иностранных исследователей.

Какие наиболее важные, ключевые решения Вы принимали на своем жизненном и профессиональном пути?

Пожалуй, решение о создании в Тюмени международного колледжа, который затем вырос в Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права. Если на начальном этапе в колледже училось всего 30 человек, то в институте в настоящее время - 2300 студентов, из них на очном отделении учатся 800. Я считаю, что решение о создании колледжа - это поворотный этап в моей жизни. Можно сказать - дело жизни.

Я была успешным преподавателем, мне до сих пор нравится такая работа. Она никогда не была мне в тягость, на работу шла, как на праздник. Но я всегда была в режиме подчинения: другим людям, правилам, которые устанавливались «сверху» (и министерством, и людьми, руководившими вузом). И не всегда для меня был приемлемым их стиль руководства.

Как-то, участвуя в советско-канадском семинаре, я впервые узнала о системе международного бакалавриата. Задача системы весьма заманчива - дать ученикам такие знания и интеллектуальные навыки, которые проложат им путь в любой престижный вуз мира. Оказалось, что это давно сложившаяся мировая практика, охватывающая страны Европы, Азии, Америки. В иных странах система международного бакалавриата накладывается на старшие (10-11-е) классы школы, но чаще всего это промежуточная 2-годичная ступень между школой и университетом.

Я заинтересовалась такой практикой, а на очередном заседании постоянно действующего советско-канадского семинара социологов, в 1990 году, познакомилась с известным профессором Триестского университета Анной-Марией Буало. Кроме того она была заместителем директора колледжа в итальянском городе Винченца, который входил в

систему международного бакалавриата. По этой системе велась подготовка выпускников гимназий и школ к поступлению в лучшие англоязычные вузы мира. Попросила ее помочь мне поближе познакомиться с этим опытом (в Советском Союзе такой системы еще не было). Мне и моему сокурснику по аспирантуре и соавтору Валерию Андреевичу Мансурову, также заинтересовавшемуся таким опытом, предоставили возможность побывать на занятиях в колледжах Польши и Венгрии. Мы знакомились с новой методикой за школьной партой, а занятия с нами вели корифеи бакалавриата.

Самый главный вывод, сделанный мною, - любая информация по любому предмету дается здесь как средство развития личности. Иными словами, методика нацелена на то, чтобы возбудить поисковую активность ученика, развить его аналитическое мышление.

И у меня возникла идея создать колледж международной системы бакалавриата в Тюмени - для подготовки наших выпускников к поступлению в англоязычные вузы. Мир един. Надо уметь учиться всюду, а не только в России. И мне не давала покоя мысль: российские ребята достойны иметь выход в мировое сообщество! Само собой разумеется, что обучать придется на двух языках: родном - русском и английском.

Я обратилась к главе области, Ю.К. Шафранику. Рассказала о системе международного бакалавриата, об открывающейся благодаря этому возможности выпускникам тюменских школ обучаться в зарубежных вузах. Он поддержал мое предложение. Ямал, Ханты-Мансийский округ, Юг Тюменской области сложили свои ресурсы и объявили о наборе в колледж. В конце первого учебного года я пришла к выводу о необходимости включить наш колледж в систему российского высшего образования (в те годы колледжи считались структурами высшего образования России).

Через год в Тюмень приехал представитель министерства. Я ему рассказала о нашем колледже, о том, что будем

обучать студентов на двух языках, выдавать два диплома: профессиональный и переводчика в сфере профессиональных коммуникаций. Ему идея и опыт понравились. Наш колледж создавался как негосударственное образовательное учреждение. Соучредителями стали Тюменский государственный нефтегазовый университет и Уральская юридическая академия. Наши студенты получили возможность параллельно учиться в этих вузах. В то же время мы заключили договоры с английскими университетами - в Глазго, в Эдинбурге, с двумя университетами в США, с Хьюстонским университетом в Канаде, затем - с университетами Франции и Австралии.

Может быть, это прозвучит и нескромно, но, на мой взгляд, Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права в тот период стал моделью вуза будущего. В том числе и потому, что здесь очень емко использовалось время студента: за пять лет давались знания (и соответствующие дипломы), на получение которых в обычном вузе нашей образовательной системы требовалось десять лет. За 4 года - знания по экономике и юриспруденции (диплом бакалавра), еще год - диплом специалиста, и знание английского языка на уровне профессионального переводчика (диплом переводчика в сфере экономики и юриспруденции). Наш главный методический принцип - учить студента самостоятельно искать информацию, творчески мыслить и созидать.

Кстати, ректор ТГУ, Куцев Г.Ф. очень хотел (сначала просил, а потом требовал), чтобы я отдала колледж в его университет. Я отказалась: «Если я отдам колледж вашему университету, то права будут у вас, а обязанности - у меня, а я уже в таком статусе и возрасте, что хочу иметь и права, и обязанности, тогда я смогу делать то, что считаю необходимым».

В чьей научной школе Вы формировались? Какие личности оказали наибольшее влияние на Ваше становление в науке?

Я формировалась в научной школе философского факультета МГУ. У меня было два научных руководителя. Основной - доктор философских наук Елена Владимировна Боголюбова. Но через год на факультете была создана кафедра конкретных социальных исследований во главе с Галиной Михайловной Андреевой, доктором философских наук, удивительной женщиной, прекрасный человеком (она для меня является идеалом). Она приняла на кафедру пять аспирантов: Добренькова, Мансурова, Ципко, Петровскую и меня. На кафедре была удивительная атмосфера научного поиска, интеллигентности.

Спорная ситуация: можно ли спрашивать своего собеседника о том, создал ли он свою научную школу, направление, или об этом должны говорить только его последователи?

Вопрос деликатный, но я считаю, что дело не в скромности и не в том, что кто-то хочет себя возвысить. Человек в том случае может сказать, что им что-то создано, если он берет на себя ответственность за какое-то дело и делает его результативно. Когда в ТГУ была создана кафедра «Экономика и социология труда», то все сотрудники, за исключением меня, не имели ученой степени. И я, конечно, начала готовить своих коллег к научной деятельности. Успешно защитили диссертации не только мои коллеги - члены кафедры - Светлана Толмачева, Марина Белоножко, Лена Васильева, но и представители других институций города, например, В. Юдашкин.

Каким направлением Вы бы назвали предлагаемую им тематику?

Я всегда стараюсь найти возможность включить интересы потенциальных соискателей и аспирантов в их научную деятельность: если тема навязана, положительного результата не будет.

Сама я занималась экономической социологией, социологией социальной структуры, культуры, управления... При этом меня всегда интересовал и интересует субъект дея-

тельности, а основная проблематика моих научных исследований была связана с таким субъектом деятельности, как интеллигенция. Традиционно ключевым признаком принадлежности к интеллигенции считают профессиональную деятельность. Я же задумалась над миссией интеллигенции, нравственными аспектами ее деятельности, значимыми для общества в целом.

Возможно, это прозвучит несколько нескромно, но я могу сказать, что становление профессиональной социологии в Тюмени во многом связано с моей деятельностью.

Есть ли у Вас некий свод неписаных правил научной работы, которые Вы бы хотели передать по эстафете аспирантам, соискателям?

Одно из таких правил, имеющее нравственную нагрузку, связано с технологией работы научного руководителя с аспирантами - обязательное введение аспирантов в сферу научной деятельности. Я не могу бросать их в науку как людей, не умеющих плавать, бросают в воду. Работа научного руководителя с аспирантом в моем случае начинается с продолжительной беседы о том, какая сфера ему ближе, чем занимается, что знает. После этого я формулирую тему, иногда предлагаю одну, и она сразу нравится, иногда -три, четыре и, обязательно, примерный план диссертации. Иначе аспирант, блуждая по огромному количеству литературы, может формулировать свою тему целый год, а то и два.

Другое правило связано с недопустимостью плагиата, который я рассматриваю как разновидность воровства. Поэтому я часто говорю своим соискателям, что лучше глупость, но своя, чем чужие идеи, выдаваемые за свои. В процессе работы над диссертацией у аспиранта есть союзники, на работы которых он опирается, и есть оппоненты, с которыми он дискутирует. Но отсутствие ссылок в такой ситуации - это нарушение нравственных принципов научной деятельности.

Конечно, должны быть точность и дисциплинирован-

ность в отношениях аспиранта и научного руководителя.

По меньшей мере, последние десять лет едва ли не основное место в Вашей жизни (даже по сравнению с ректорством в международном институте) стал занимать диссертационный совет. Вы вполне могли бы сказать, что жили своим институтом. Почти с таким же основанием, что живете Советом. Какое место занимает в Вашей жизни Совет - если это не только одно из научных поручений, которых у Вас и так много?

Диссертационный совет занимает очень большое место в моей деятельности. Во-первых, это связано с моим жизненным кредо: если что-то делаешь - делай хорошо или вообще не делай. Если берешь на себя ответственность -делай все так, чтобы нести эту ответственность. Во-вторых, если председателю совета безразлично качество работы соискателя, то в Совет пойдут рекламации. Часто это ломает судьбу человека и ложится черным пятном на весь Совет. В-третьих, как можно вести какую-то (любую) деятельность и не болеть душой за нее? Наконец, работа над диссертацией - это всегда совместный труд руководителя, соискателя и председателя совета.

Как бы Вы охарактеризовали успешного профессионала в Вашем деле? Считаете ли Вы себя успешным профессионалом?

Профессионала отличает, прежде всего, интерес к тому делу, к тому виду деятельности, которыми он занимается. Вероятно, следует отличать интерес к профессии, который может формироваться до начала деятельности, и профессиональный интерес, непосредственно возникающий и развивающийся в процессе самой деятельности. Это точно так же, например, как интерес к полету у людей возник давно, но подлинная любовь к нему появляется только во время полета.

Профессиональный интерес непосредственно связан с глубоким чувством ответственности за результаты своей деятельности, что и является важнейшим критерием про-

фессионализма. Кстати, в средние века, характеризуя прекрасные творения, говорили, что они - произведения мастера, и не нужно было прибавлять «успешного мастера». Само понятие включало положительную и высокую оценку деятельности.

По-моему, современным аналогом мастерства является профессионализм, а синонимом мастера - профессионал. Безусловно, знания, эрудиция, кругозор - неотъемлемые черты профессионализма, но совсем не обязательно включать в число профессионалов только людей, имеющих диплом и специальную профессиональную подготовку. Иногда человек без специального диплома занимается определенным видом деятельности и, рассматривая эту деятельность как личностную ценность, самообразовывается и постепенно становится настоящим профессионалом. Конечно, для этого процесса важным является и предыдущая направленность, и среда, но главное - стремление самого субъекта к этому виду деятельности. «Дорогу осилит идущий», - гласит народная мудрость, но нужно и желание идти по этой дороге, и умение видеть перспективу.

Я считаю себя счастливым человеком, и прежде всего потому, что очень люблю свою работу. Ни одного дня не было у меня, чтобы я пожелала изменить свою профессию. Придя более 40 лет тому назад в ТИИ на кафедру философии и войдя первый раз в аудиторию читать лекцию студентам химического факультета, я почувствовала себя счастливым человеком именно благодаря тому наслаждению, которое испытала в общении со студентами. Это чувство не покидает меня до сих пор.

Вообще педагогическая профессия в этом отношении, наверное, самая благодатная, ибо в нашей работе всегда существует обратная связь, которая дает почувствовать непосредственные, моментальные результаты твоей деятельности. Да, конечно, сея разумное, доброе, вечное, педагог знает, что не всегда произрастают желаемые всходы и что судить о результатах можно будет только через мно-

гие дни, месяцы, годы. Но у педагога есть и другой результат - блеск в глазах студентов, светлые лица и интерес к предмету, которые ощущаются ежедневно. Если все это есть, то педагог - профессионал, если нет, то лучше уйти с работы и искать себя в другом.

Как описать успех профессионала? Любой профессионал стремится к деловому успеху. Например, что такое деловой успех педагога? Это те непосредственные результаты, которые ощущает педагог повседневно на своей работе. Да, конечно, есть и другие формулы успеха - степени, звания, которые получает педагог; продвижение по должностной лестнице, статус, зарплата. Но это все сопутствующее, а не главное для профессионала-педагога.

Когда мне задают вопрос, считаю ли я себя успешным профессионалом, могу ответить, что стремлюсь быть профессионалом, но до той идеальной модели, как я ее понимаю, мне все еще далеко. Очень бы хотелось пожить подольше, чтобы приблизиться к этому идеалу. А если говорить о профессиональной карьере, то, я думаю, она у меня сложилась. Были ли сложности? Конечно, были, но я живу по принципу: «Сила действия равна силе противодействия». Надежда, вера и любовь сопровождают человека, по крайней мере должны сопровождать в его стремлении самоутвердиться, состояться в жизни, а успех - полный результат его деятельности - и есть критерий этого самоутверждения.

Если говорить о моих правилах достижения успеха, то, наверное, можно выразить их одним принципом: успеха я добьюсь сама, лишь бы мне не мешали. Другое дело, что в этот принцип можно вложить разное содержание. Это зависит от того, что, во-первых, понимается под успехом (например, совершенная благодаря высокому профессионализму деловая карьера), во-вторых, что понимается под принципом «добьюсь сама». Можно рассматривать этот принцип так: человек идет к успеху «по трупам» других. Для настоящего профессионала, на мой взгляд, этот подход не

приемлем, ибо высокая ответственность за свое дело, присущая профессионалу, обязательно включает нравственную зрелость личности.

При этом можно вспомнить еще один известный афоризм: «если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то зачем я?». Вероятно, в этом афоризме и заключены те правила игры достижения успеха, которых, на мой взгляд, должны придерживаться профессионалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.