Научная статья на тему 'Н. Г. ХАЙРУЛЛИНА: "УЖЕ 25 ЛЕТ Я СОВМЕЩАЮ ДВА ЛЮБИМЫХ ДЕЛА: ЗАНИМАЮСЬ СОЦИОЛОГИЕЙ И ПРЕПОДАЮ"'

Н. Г. ХАЙРУЛЛИНА: "УЖЕ 25 ЛЕТ Я СОВМЕЩАЮ ДВА ЛЮБИМЫХ ДЕЛА: ЗАНИМАЮСЬ СОЦИОЛОГИЕЙ И ПРЕПОДАЮ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. Г. ХАЙРУЛЛИНА: "УЖЕ 25 ЛЕТ Я СОВМЕЩАЮ ДВА ЛЮБИМЫХ ДЕЛА: ЗАНИМАЮСЬ СОЦИОЛОГИЕЙ И ПРЕПОДАЮ"»

Н. Г. ХАЙРУЛЛИНА: «УЖЕ 25 ЛЕТ Я СОВМЕЩАЮ ДВА ЛЮБИМЫХ ДЕЛА: ЗАНИМАЮСЬ СОЦИОЛОГИЕЙ И ПРЕПОДАЮ» 1

KHAIRULLINA N. G.: «FOR 25 YEARS I COMBINES TWO FAVORITE THINGS: DO SOCIOLOGY AND TEACHES»

Б. З. Докторов

B. Z. Doktorov

Профессор Нурсафа Гафуровна Хайруллина не скрывает свой возраст, она родилась 1 мая 1965 года. Так что данное интервью — своего рода суммация прожитого и рассказ о сделанном за полвека. И итог этот весьма оптимистичный, она говорит: «Вот уже 25 лет я имею уникальную возможность совмещать два любимых дела — заниматься социологией и преподавательской деятельностью, причем они дополняют друг друга, позволяя мне постоянно развиваться, расти, совершенствоваться и самореализовываться. В этом отношении я счастливый человек».

Излагать траекторию жизни Нурсафы Хайруллиной нет смысла, все есть в интервью, но основные моменты обозначу. К 36 годам Нурсафа Хайруллина стала доктором социологических наук, вскоре она — профессор, проректор, заведующий кафедрой социальных наук, сегодня — профессор кафедры социологии, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы, член-корреспондент РАЕ, академик Региональной академии менеджмента (Казахстан). В 2002 году основала региональный тематический сборник «Региональные социокультурные процессы», который 26 декабря 2006 г. переименован в «Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика» (в 2007 г. включен в перечень ВАК). С основания журнала — заместитель главного редактора, с 2012 г. — член редакционной коллегии чешского журнала «Paradigmata poznani».

Активно работает с аспирантами, проводит международные научно-практические конференции, исследования, помогающие лучше понять социальные, этнокультурные и политические процессы, происходящие в Тюменском регионе, в Сибири в целом, активно публикуется в российских и зарубежных журналах. На выходе коллективная монография, построенная на базе фундаментальных и прикладных исследований, проведенных учеными Казахстана, Москвы, Казани, Краснодара, Пензы, Горно-Алтайска, Элисты, Новосибирска, Тюмени, Сургута — «Россия — Тюмень: векторы евразийского развития». Это уже второй крупный проект, рассматривающий социально-экономические, социополитические и этнокультурные проблемы европейских и азиатских регионов России, который подготовлен совместно с В. К. Левашовым.

Нурсафа, в последние годы я все большее внимание уделяю предбиографии моих собеседников, то есть изучению семьи человека до его рождения. Насколько глубоко (далеко) Вы знаете историю своей семьи?

Мне было семь лет, когда я с мамой впервые уехала из Тюмени в другой город, в Казань, на родину моих предков. Мама знакомилась сама и знакомила меня со своими родственниками, спустя 20 лет уже я везла маму в Казань. Но опыт непосредственного общения у меня был только с одной бабушкой (мамой моей мамы) Сабирой. Она родилась в Казани и вместе со своими родителями (их звали Бибизахида и Му-хамадвафа) в 1912 году вынуждена была покинуть родные края в поисках лучшей жизни во время массового голода в Поволжье.

Бабушка была единственным ребенком в семье. В поезде многие заболели тифом, от них заразились и родители бабушки, они умерли через несколько дней. Сабира осталась сиротой. Конечная станция, куда прибыл поезд, называлась Боготол, это за Томском. Бабушка одна вышла на конечной станции, как дальше она обустроилась — это не запечатлелось в моей детской памяти. Но знаю, что через несколько меся-

1Журнальный вариант. Полный текст интервью см.: Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 4-е дополненное издание [электронный ресурс] / Ред.-сост. А. Н. Алексеев. —М.: ЦСПиМ, 2014 http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385 Хайруллина Н. Г.: «Уже 25 лет я совмещаю два любимых дела: занимаюсь социологией и преподаю» <http://www.socioprognoz. ги/index.php ?page_id=128&ге t=207& id=145>

цев Бабушка Сабира уехала в Ялуторовск (75 км от Тюмени), а потом — в деревню Менгар, где прожила всю жизнь, выйдя замуж за Ахмэтжана и родив детей, моя мама Хадия — одна из них.

Отец мой Ахметшин Гафур родился и до женитьбы жил в деревне Якуши, в 15 км от Тюмени. После свадьбы мои родители некоторое время жили у родственников в Тюмени, потом папа получил первое жилье, где мы прожили до мая 1972 года. Папа работал каменщиком и строил дом, в который мы переехали, в новую трехкомнатную квартиру, а в декабре папы не стало.

Нурсафа, спасибо большое... Что поделаешь, такова наша история... Перейдем к Вашему детству. Вы были домашним ребенком или ходили в детский сад? Когда научились читать?

Поскольку я была последним ребенком, то находилась под опекой старших сестер больше, чем под родительской. Читать и считать я научилась рано, в пять лет уже читала много и взахлеб, благо библиотека находилась в пяти минутах от дома. Я была «домашним» ребенком, в детском саду я пробыла только один день. Мама рассказывала, что я там проплакала весь день, а на следующий меня оставили дома. Домашний ребенок у меня ассоциируется со спокойным, послушным, исполнительным ребенком, а я была «домашней» только потому, что находилась часто дома одна. Я росла свободной, мне все позволяли, сестры брали меня везде с собой, а я часто их не слушала ...

Какие интересы проявились и стали развиваться в старших классах? Увлекала ли Вас общественная работа, ведь тогда практически все были членами ВЛКСМ.

Не могу сказать, что меня увлекала общественная работа, хотя я, как и все мои сверстники, была октябренком, потом пионеркой, членом ВЛКСМ. Я много читала, готовилась к урокам политинформации, участвовала в конкурсах. Помню, как стала победительницей в городском конкурсе по противопожарной тематике, меня поздравили и подарили деревянные ракетки для бадминтона (одну ракетку я храню до сих пор). Тогда иметь ракетки для бадминтона было роскошью, в магазине их нельзя было купить, мои друзья в очередь стояли, чтобы поиграть.

Как Вы учились в школе, какие школьные предметы нравились больше, какие были раздумья о будущей профессии по завершении школы?

Училась я легко, без особых усилий, поскольку в школу я пошла подготовленной. До пятого класса любила математику, а спустя многие годы, осознав роль педагога, думаю, что я больше любила учительницу, которая так хорошо вела предмет, поэтому с ним у меня не было никаких трудностей. Поскольку с первого класса я проверяла тетрадки учеников, именно тогда я решила, что буду учительницей.

Моя мечта сбылась спустя двадцать лет, когда я впервые провела занятие в студенческой группе. Я не сразу стала преподавать, после окончания Тюменского индустриального института я два года успешно проработала в отделе социально-экономических исследований под руководством Анатолия Николаевича Силина, а после системной «агитации» Сергея Геннадьевича Симонова перешла на преподавательскую работу в Альма-матер. Работа в отделе у А. Н. Силина пробудила во мне интерес к социологии (как оказалось на всю жизнь). Отдел занимался проведением социологических исследований на предприятиях Тюменского Севера. Мое первое социологическое исследование — организация спортивно-оздоровительной работы в структурных подразделениях Главтюменьнефтегаза, и я с ним справилась. По материалам данного исследования я в 1989 году выступала в Тюмени на областной научно-технической конференции «Современные технологии и технические средства, повышающие технико-экономические показатели строительства нефтегазоразведочных скважин» с докладом «Проблемы социальной удовлетворенности молодых геологоразведчиков в районах нового освоения».

Почему предпочтение было отдано Тюменскому индустриальному институту, а не, скажем, педагогическому? На какой факультет Вы поступали? По мере обучения не возникало мысли о том, что не то выбрали? Не хотелось сменить специальность или даже институт?

В 1980 году я с отличием закончила Торгово-экономическое училище и поступила в Тюменский индустриальный институт на инженерно-экономический факультет, сдав один экзамен на пятерку и набрав максимальное количество баллов. Я вернулась спустя 25 лет в структурное подразделение ТюмГНГУ — Торгово-экономический колледж (бывшее Торгово-экономическое училище), став его директором. Моей радости не было предела, когда среди преподавателей я встретила тех, кто меня учил.

Я не жалею, что поступила в индустриальный институт, уже со второго курса я начала заниматься научной работой под руководством Аллы Петровны Невской на кафедре «Экономика, организация и управление на предприятиях топливно-энергетического комплекса». Именно ее заботливое, человеческое отношение придало уверенности в себе, в своих силах. Алла Петровна всегда занималась самыми актуальными направлениями на кафедре, теми, которые были на пике. Она в середине 1980-х годов одной из первых стала заниматься трудовыми отношениями, затем нормативами, а мы с ней учились вместе рассчитывать трудозатраты научных работников, нефтяников, буровиков, геологов и других категорий работаю-

щих. Для этого она отправляла нас в Тюменскую областную библиотеку, где я работала с такими каталогами, с которыми не каждому было позволено работать. Я искала методики, которыми пользовались ученые в других регионах, других научно-исследовательских институтах. Спустя тридцать лет признаю, что она мне открыла этот долгий путь в науку, долгий и интересный, увлекательный, затянувший меня на всю жизнь.

Когда Вы выбрали кафедру для специализации, какие темы наиболее привлекали Вас? К какому курсу Вы уже определились со своими научными интересами?

В «Индусе» на втором курсе началась моя научная деятельность, но продолжения так и не получила: к концу обучения наша кафедра была разделена на три самостоятельных. Именно эти события привели к тому, что на распределении я отдала предпочтение не преподавательской работе, а выбрала «неизведанность» в научно-исследовательском институте, где с самых первых месяцев работы я погрузилась в социологическую атмосферу.

После получения социологической «прописки» я много работала под руководством Анатолия Николаевича Силина, он легко и уверенно раздавал «задания» на освоение новых социологических горизонтов, я стала писать научные отчеты, готовить статьи на конференции, неоднократно выполняла командировочные задания в Новосибирске, работала в Академгородке, где познакомилась с Юрием Владимировичем Попковым и Василием Васильевичем Мархининым, с которыми поддерживаю тесные научные контакты.

Проработав несколько лет, я смогла поступить в аспирантуру Тюменского государственного университета. Мои научные интересы на первоначальном этапе формировались конъюнктурно — в начале 1990-х годов госбюджетная наука разваливалась, набирала обороты хоздоговорная наука. Социология оказалась на грани выживания, как и другие науки. В 1993 году Анатолий Николаевич как раз заключил договор с Комитетом по делам малочисленных народов Севера Администрации ХМАО. Он предложил мне заниматься социально-политическими проблемами коренных народов Севера, я предложение с готовностью приняла, более того, данная проблематика легла в основу моего диссертационного исследования. Поскольку коренные малочисленные народы округа находились в местах своего исконного проживания, то для их изучения мы регулярно выезжали в районы Ханты-Мансийского автономного округа для проведения полевых исследований. В национальных поселках знакомились с традициями ханты и манси, их обычаями, обрядами, посещали музеи декоративно-прикладного искусства, встречались с руководителями общественных организаций, с представителями национальной интеллигенции. По результатам исследований мы готовили не только научные отчеты, но и тезисы на конференции регионального, российского и международного уровня. На VI международном Соловецком форуме в Архангельске (1994 г.) я впервые выступала с докладом.

В 1993 году в рамках хоздоговорной работы я познакомилась и с Верой Владимировной Гаврилюк, которая работала на кафедре вместе с А. Н. Силиным и в научном проекте отвечала за вопросы образования детей коренных народов Севера. С Верой Владимировной у нас завязалось не просто знакомство, а научное сотрудничество и дружба, которая продолжается и сегодня. Первый совместный отчет был подготовлен на тему «Изучение социально-этнической ситуации в Березовском, Белоярском, Октябрьском и Кондинском районах, разработка социологического мониторинга и моделей хозяйствования в новых условиях». Главным достижением в научной работе, стимулом к ее продолжению явилась публикация моей статьи «Современные проблемы оптимизации традиционного хозяйства коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа» в 1994 году в журнале «Социологические исследования». Интерес к проблематике коренных народов в научном сообществе возрос и укрепился и в связи с тем, что 1995 год был объявлен ООН годом коренных малочисленных народов Севера. С 1994 года я впервые столкнулась с деятельностью НИИ возрождения обско-угорских народов и руководителем отдела экономики традиционного природопользования Терентием Герасимовичем Харамзиным. Совместно мы готовили научные отчеты, а позже, когда и хоздоговорные работы перестали заключаться с вузами, мы на личном энтузиазме и за личный счет проводили мониторинговые исследования. Было опубликовано около десятка совместных монографий, подготовлено несколько кандидатов наук из представителей коренных народов.

В 1995 году я выступила на Всероссийской научной конференции «Этнополитика на пороге XXI в.» в Казани, где познакомилась с замечательным человеком, доктором социологических наук Таслимой Гай-сеевной Исламшиной, занимавшейся этнической проблематикой. Моим руководителем как раз и была поставлена задача — найти известного социолога, который мог бы подготовить отзыв ведущей организации, поскольку кандидатская диссертация была уже готова. С последней задачей я успешно справилась. Уже 20 лет мы с Таслимой Гайсеевной поддерживаем тесные научные и личные контакты: обмениваемся статьями, пишем рецензии на авторефераты аспирантов, выступаем в качестве ведущих организаций и оппонентов, пишем совместные монографии. В 2014 году ей исполнилось 75 лет, но она полна оптимизма,

пишет статьи, монографии, а в юбилейном году и я участвовала в написании коллективной монографии казанских ученых «Российское общество 2010-х годов: связь времен и поколений».

Выше Вы заметили, что в своих теоретических исследованиях анализировали опыт различных школ, но в докторской диссертации Вы предложили свою методику изучения этнокультурной ситуации в северном регионе. Тогда яснее станет Ваша собственная концепция.

Проблематика коренных народов Севера, в которую я была вовлечена моим научным руководителем, легла в основу кандидатской диссертации, а потом переросла и в докторскую диссертацию. В докторской диссертации я провела социологическую диагностику этнокультурной ситуации в северном регионе. Для этого были изучены многочисленные научные подходы, но в них я не находила методологических оснований для исследования своей проблематики, проблематики коренных народов Севера, которые вели традиционный образ жизни в гармонии с окружающей их суровой природой и были вытеснены с традиционных мест обитания в связи с нефтегазовым освоением региона. Мне нужен был такой подход, который бы позволил зафиксировать сложившуюся ситуацию в жизнедеятельности северных народов на пороге третьего тысячелетия, что позволит в будущем проводить сравнительный анализ, выявлять тенденции, видеть зависимости, опираясь на полученные данные. Диагностировались социокультурные установки и взгляды, этническое самосознание, социальное самочувствие, межэтнические браки, межэтнические отношения, языковая ситуация, традиционное хозяйство, оценки социальных перемен и пр. Это позволило на протяжении двадцати лет проводить мониторинговые исследования социокультурной ситуации для прогнозирования ее развития в условиях происходящих перемен, а также предложить механизмы адаптации к социальным переменам, ограничения неблагоприятного воздействия на северную природу и эффективного использования духовных ценностей традиционных этнических культур.

В каком году Вы защитили докторскую диссертацию? Обсуждали ли Вашу концепцию и Ваши выводы на различных научных конференциях? Как работа была воспринята коллегами? Прислушались ли хоть в малой степени к Вашим выводам, рекомендациям властные структуры области, регионов?

Докторскую диссертацию я защитила 19 декабря 2001 года. Начиная с 1993 г., мы проводили мониторинговые исследования в ХМАО с временным шагом два года. С результатами исследований я регулярно выступала на международных конференциях не только в России, но и в Швеции. Полученные данные регулярно обсуждались в НИИ обско-угорских народов (г. Ханты-Мансийск), на заседаниях правительства округа; разработанный инструментарий был апробирован и в ЯНАО. Разработанный мной социологический инструментарий позволяет исследовать социокультурную ситуацию в любом регионе, получаемые результаты актуальны, вызывают интерес среди представителей научного сообщества и с завидной периодичностью становятся предметом обсуждения на научных конференциях, симпозиумах, круглых столах, чтениях и студенческих занятиях.

Вы очень рано стали доктором наук, в 36 лет. Вам не говорили: «Не спеши!», «Не лезь поперед старших!». Прошло много лет с тех пор, Вы наблюдаете, как дела идут в социологии... Как Вы думаете, почему сегодня так заметно помолодел (в сравнении с доперестроечными годами) состав докторов наук по социологии?

Я кандидатскую диссертацию защитила в тридцать лет, некоторые мои сверстники защитились через три-четыре года после окончания института. По результатам всех защит в 1995 году моя диссертация была признана лучшей, и на Ученом Совете университета мне вручили диплом и подарок — магнитофон фирмы «Panasonic» (в середине 1990-х годов это считалось роскошью).

Результаты дальнейших мониторинговых исследований, проводившихся каждые два года, стали оформляться в статьи, монографии, учебные пособия, обо мне стали говорить, на мои работы стали ссылаться, меня стали приглашать, включать в программы выступлений на конференции и пр. Это было стимулом для дальнейшей работы, а главную роль сыграло напутствие научного руководителя и предупреждение, что остановка в научных исследованиях «смерти подобна» для будущей докторской диссертации. Плюс полное включение и погружение в социологическую сферу. Когда я себя уже не представляла в другой профессии, то поставила перед собой следующую задачу — защитить докторскую диссертацию.

В 2000 году я показала свою монографию Кларе Григорьевне Барбаковой, она тогда была ректором Международного института, она пригласила к себе, это было очень волнительно. Ее вердикт прозвучал так: «Нурсафа Гафуровна, монография выполнена на богатом эмпирическом материале, и я вижу, что по результатам проведенных исследований в ней есть задел для докторской диссертации, оформляйте и готовьтесь к защите». Вопросов о моем возрасте у Клары Григорьевны, равно как и у других, не возникло. Сегодня я понимаю, что все было сделано правильно и своевременно.

С момента защиты докторской диссертации прошло более десяти лет. Вы продолжаете разрабатывать тот же круг проблем или ушли в совсем новую область?

Безусловно, за тринадцать прошедших после защиты лет круг научных проблем и интересов расширился значительно. На это оказало влияние множество факторов, одним из которых является сфера деятельности. В сентябре 2001 года ректор университета Николай Николаевич Карнаухов пригласил меня участвовать в избирательной кампании по выборам в Тюменскую областную Думу. Я отслеживала электоральное настроение тюменцев сначала ежемесячно, а в ноябре — еженедельно. У меня планировалась защита, сыну — полтора года, а здесь такое задание ректора. Напряженными были эти четыре месяца, но Николай Николаевич победил (наши опросы прогнозировали его победу), а я успешно защитилась. В январе 2002 г. он предложил мне должность проректора по учебной работе и довузовскому образованию, а 1 февраля я приступила к новой работе, которую наполнила социологией, и в моем департаменте начались опросы абитуриентов, потом эксперименты по формам набора и качеству поступающих, через год мы отслеживали их успеваемость уже как студентов, через два года выявляли тенденции, формулировали выводы, вносили предложения в Правила приема и другие регламентирующие документы. Мои сотрудники стали участвовать в опросах, обрабатывать результаты, писать тезисы на конференции, статьи в журналы, принимать участие в олимпиадах и научных конкурсах.

За семь лет работы проректором у меня появлялись, расширялись и укреплялись связи в новых сферах. Внося в них социологический опыт и знания, мы открывали новые для себя сферы — гранты Губернатора, РФФИ, ХМАО, Департамента занятости, Комитета по делам национальностей, хоздоговоры с На-дымгазпромом, обучение резерва персонала северных предприятий и многое-многое другое. Новые сферы способствовали привлечению новых молодых учеников, которые вливались в научную социологическую работу, многие мои ученики защитили кандидатские, некоторые работают в нашем университете и сегодня.

В последующие годы я занималась управленческой работой в структурных подразделениях нашего университета (директор колледжа, заведующая отделением, заведующая кафедрой), и там я следовала полученному опыту — везде вносила социологическую искру. Результаты не заставили себя долго ждать: мы писали, побеждали, участвовали, завоевывали, получали награды. И на каждом последующем этапе расширялись контакты, связи, которые приводили к новым направлениям исследований, расширяя круг проблем и участников для их решения.

Вы подробно рассказали о своих исследованиях коренных народов Севера. Участвуете ли Вы в более широких этносоциологических проектах? Какие общие и специфические проблемы для разных регионов России Вы могли бы указать?

В первую очередь я хотела бы здесь сказать о многолетнем опыте сотрудничества с Институтом социально-политических исследований РАН, который возглавляет Виктор Константинович Левашов. На протяжении многих лет они проводят в 12 регионах России анкетные опросы в режиме социологического мониторинга «Как живешь, Россия?». Я горжусь, что с 2003 года полевой этап в Тюменской области проводится под моим руководством. Результаты исследований отражаются не только в тюменских изданиях, но регулярно в публикациях ИСПИ РАН и работах В. К. Левашова. В 2005 году мы выиграли издательский грант Губернатора Тюменской области. Благодаря совместной работе вышла в свет монография под нашей редакцией «Тюменская область: наука и общество (социально-экономическое и этнокультурное развитие)». В этом году мы подготовили с Виктором Константиновичем коллективную монографию «Россия — Тюмень: векторы евроазиатского развития» с участием ведущих российских социологов.

В начале 2014 года судьба познакомила меня еще с одним прекрасным человеком, ученым — Роза-линдой Нуриевной Мусиной (из Академии наук Республики Татарстан), которая обратилась с просьбой принять участие в проекте «Татары в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и проблемы идентичности в рамках Государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 гг.)». Я провела глубинные интервью с представителями духовенства, верующими и экспертами — представителями органов власти, отвечающими за данные вопросы в Тюменской области. С помощью полученной информации удалось показать общую характеристику конфессиональной ситуации в регионах компактного проживания татар, провести содержательный анализ процесса «религиозного возрождения» у татар, различных форм его проявления, роли ислама в этнонациональном самосознании, в ценностных ориентациях, этноконфессиональных отношениях. Наше сотрудничество продолжается.

Пожалуйста, расскажите еще об одной частице своего сердца — журнале.

Идея создания журнала родилась у меня в середине 1990-х гг. после знакомства с Ю. В. Попковым в Ханты-Мансийске на конференции по проблемам коренных малочисленных народов Севера. Тогда Попков издавал тематический сборник «Региональные этносоциальные процессы». И я тоже загорелась идеей, которая смогла воплотиться в жизнь после защиты докторской диссертации, когда я занялась административной работой. Название тематического сборника родилось быстро, и в 2002 и 2003 гг. выходил сборник «Региональные социокультурные процессы».

В 2004 г. появилось желание издать журнал, мою идею поддержала Марина Львовна Белоножко. Мы решили издавать журнал «Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика» с периодичностью четыре раза в год. Главным редактором стал ректор Н. Н. Карнаухов, заместителем главного редактора — я. Наши усилия по укреплению позиций журнала увенчались успехом, в июле 2007 г. он был включен в перечень ВАК по экономике, социологии, политике и праву. Последние семь лет журнал по-прежнему остается авторитетным изданием, в котором публикуют результаты своих исследований не только аспиранты и соискатели, но и ведущие российские и зарубежные ученые. За 12 лет в свет вышли 42 номера журнала, юбилейный 35 номер читатели увидели в декабре 2012 г. на наших праздничных мероприятиях.

Нурсафа, Вы много публикуете, какие книги, учебные пособия, по Вашему мнению, оказались наиболее успешными, отмечались ли они какими-либо профессиональными наградами?

Меня по жизни сопровождают заведенные мною же традиции, согласно одной из них, все опубликованные работы я сразу заношу в файл под названием «Список научных трудов». Первая запись в этом файле датирована 1989 годом. Таким образом, за период профессиональной деятельности (четверть века уже) опубликовано 350 научных трудов, включая 16 монографий и 17 учебных пособий, три электронных издания учебных пособий, зарегистрированных в «Информрегистре», 11 статей в изданиях, индексируемых в Scopus. База для наград, как видите, наработана, и не случайно я побеждала в конкурсах: стала лауреатом премии им. А. Н. Косухина в номинации «За лучшее научное издание» за монографию «Социологическая диагностика этнокультурной ситуации» (2000 г.); лауреатом премии им. А. Н. Косухина в номинации «За лучшее учебно-методическое издание» (2001 г.); победителем конкурса «Лучший учебник и учебное пособие» (2006 г.) за учебник «Управление людьми в организации: современные подходы и технологии». В 2009 году награждена дипломом в номинации «Лучшее учебное издание по экономическим наукам» Первого Сибирского регионального конкурса на лучшую вузовскую книгу «Университетская книга — 2009»; а в 2011 г. — в номинации «Лучшее краеведческое издание» третьего Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга — 2011».

Мы все о науке, преподавании. А как Вы проводите свободное время? Где любите отдыхать? Успеваете ли читать художественную литературу ? Считаете ли Вы себя театралом ?

Многие мечтают, чтобы в сутках было не 24 часа, а несколько больше. Но к сожалению, это невозможно. Поэтому стараюсь рационально и разумно организовать свой день, планирую на неделю, месяц, бывают события, которые записываю в ежедневник следующего года. Веду здоровый образ жизни — это правильное питание, занятия физкультурой (зимой ежедневно катаюсь на лыжах, с весны до осени — на велосипеде, раз в неделю плаваю в бассейне), хороший сон. В отпуске стараюсь отдыхать зимой на горнолыжных курортах, осенью — на море. Свободное время появляется как раз во время катания или плавания, когда мозг отдыхает, тогда я мечтаю.

Чтение — это отдельная тема. Я читаю для души художественную литературу разных жанров - в прошлом году перечитала «Войну и мир», Э. Бронте «Грозовой перевал», Ошо, сейчас читаю роман о Ми-келанджело. Люблю театр, балет, часто смотрю игру актеров, слушаю оперу. Мне посчастливилось побывать в знаменитой Сиднейской опере, в Мариинском театре. Оставил незабываемые впечатления мюзикл «Король Лев» на Бродвее. Стараюсь ходить в театры и в других российских городах во время командировок. В марте в Уфе смотрела «Скупого» Мольера на башкирском языке.

Может быть, в заключение немного расскажите о своей семье?

У меня взрослая дочь Хадия, она живет самостоятельно с мужем и двумя сыновьями — Рушаном (3 года) и Асхатом (1 год). Асхат — это маленький подарок для меня от дочки, он родился под моим знаком в год Змеи. Почему «подарок», потому что дочка, сын и супруг родились в один год — год Кота (Кролика), а теперь и я не одна — нас двое. Хадия окончила наш университет по той же специальности, что и я, работает на кафедре экономики товарных рынков, подготовила кандидатскую диссертацию на тему «Ценностные ориентации личности в социокультурном пространстве межпоколенческого взаимодействия».

Сыну Дамиру 16 лет, он учится в школе-гимназии с углубленным изучением английского языка и успешно занимается с четырех лет спортивно-бальными танцами, после побед на крупных турнирах и первенствах ему присвоили звание «Кандидат в мастера спорта».

Ну что же, Нурсафа, Вы не только многого добились в своей работе, но и дали рост династии социологов. Отлично.

Сведения об авторе

Докторов Борис Зусманович, д. ф. н., профессор, независимый исследователь, США, e-mail: bdoktorov@inbox.ru

Doktorov B. Z., Ph.D., Professor, Independent Researcher, U.S.A., e-mail: bdoktorov@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.