Научная статья на тему 'УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ТУРИЗМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ / ОЦЕНКА РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кряжева Анастасия Анатольевна

Цель. Астраханская область имеет высокий потенциал для развития на своей территории различных видов внутреннего и въездного туризма. Основной целью данной статьи является разработка рекомендаций по усовершенствованию системы управления туризмом в Астраханской области. В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Доходы от туризма составляют до 30% бюджетов экономически развитых стран и до 80% - многих небольших государств, не имеющих других значимых источников. Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании новых рабочих мест, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики - торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания. В статье использовались эмпирические методы исследования, аналитические методы, метод SWOTанализа. Анализируя состояние сферы культуры и туризма в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода планирования важнейших направлений развития отрасли. Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой сфере деятельности за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам в рамках государственной программы. В итоге нами были сформулированы и обозначены выыоды и рекомендации по усовершенствованиюсистемы управления туризмом в Астраханском регионе. Таким образом совершенствование системы управления туризмом в Астраханской области возможно добиться с помощью реализации эффективной государственной программы развития региона.Purpose. The Astrakhan region has the high potential for development in the territory of different types of internal and entrance tourism. A main objective of this article is development of recommendations about improvement of a control system of tourism in the Astrakhan region. In the modern world the industry of tourism is one of the most profitable and dynamically developing branches of economy. Tourism revenues make up to 30% of budgets of economically developed countries and up to 80% - many small states which don't have other significant sources. Except the direct economic effect which is expressed in increase in income of citizens and budgets of all levels, creation of new jobs, the tourist branch makes the general stimulating impact on other branches of economy - trade, construction, communication, transport, the industry and agriculture, show business, consumer services and public catering. In article empirical methods of a research, analytical methods, the SWOT analysis method were used. Analyzing a condition of the sphere of culture and tourism in the Astrakhan region in recent years, it should be noted high efficiency of a program and target method of planning of the major directions of development of branch. Considering the complex nature of the transformations happening in branch it is expedient to solve objectives with use of a program and target method of the budget planning providing the effective solution of system problems in the considered field of activity due to realization of a complex of the actions coordinated on tasks, resources and terms within the state program. As a result we have formulated and designated vyyoda and recommendations on usovershenstvovaniyusistema of management of tourism in the Astrakhan region. Thus improvement of a control system of tourism in the Astrakhan region is possible to achieve by means of implementation of the effective state program of development of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В _АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ_

IMPROVEMENT OF THE CONTROL SYSTEM OF TOURISM IN THE ASTRAKHAN REGION

Кряжева Анастасия Анатольевна

АННОТАЦИЯ

Цель. Астраханская область имеет высокий потенциал для развития на своей территории различных видов внутреннего и въездного туризма. Основной целью данной статьи является разработка рекомендаций по усовершенствованию системы управления туризмом в Астраханской области. В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Доходы от туризма составляют до 30% бюджетов экономически развитых стран и до 80% - многих небольших государств, не имеющих других значимых источников. Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании новых рабочих мест, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики -торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.

В статье использовались эмпирические методы исследования, аналитические методы, метод SWOT-анализа. Анализируя состояние сферы культуры и туризма в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода планирования важнейших направлений развития отрасли. Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой сфере деятельности за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам в рамках государственной программы.

В итоге нами были сформулированы и обозначены выыоды и рекомендации по усовершенствова-ниюсистемы управления туризмом в Астраханском регионе. Таким образом совершенствование системы управления туризмом в Астраханской области возможно добиться с помощью реализации эффективной государственной программы развития региона.

ABSTRACT

Purpose. The Astrakhan region has the high potential for development in the territory of different types of internal and entrance tourism. A main objective of this article is development of recommendations about improvement of a control system of tourism in the Astrakhan region. In the modern world the industry of tourism is one of the most profitable and dynamically developing branches of economy. Tourism revenues make up to 30% of budgets of economically developed countries and up to 80% - many small states which don't have other significant sources. Except the direct economic effect which is expressed in increase in income of citizens and budgets of all levels, creation of new jobs, the tourist branch makes the general stimulating impact on other branches of economy - trade, construction, communication, transport, the industry and agriculture, show business, consumer services and public catering.

In article empirical methods of a research, analytical methods, the SWOT analysis method were used. Analyzing a condition of the sphere of culture and tourism in the Astrakhan region in recent years, it should be noted high efficiency of a program and target method of planning of the major directions of development of branch. Considering the complex nature of the transformations happening in branch it is expedient to solve objectives with use of a program and target method of the budget planning providing the effective solution of system problems in the considered field of activity due to realization of a complex of the actions coordinated on tasks, resources and terms within the state program.

As a result we have formulated and designated vyyoda and recommendations on usovershenstvovaniyusis-tema of management of tourism in the Astrakhan region. Thus improvement of a control system of tourism in the Astrakhan region is possible to achieve by means of implementation of the effective state program of development of the region.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; системы управления; управленческие решения; модель; туризм в Астраханской области; оценка рисков.

Keywords: business activity; control systems; administrative decisions; model; tourism in the Astrakhan region; assessment of risks.

Успешное развитие сферы культуры и туризма условием достижения стратегических целей и при-Астраханской области является необходимым оритетных задач Правительства Астраханской области в долгосрочной перспективе. Выполнение

данного условия предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры и туризма Астраханской области. Методы решения данных проблем необходимо разработать в рамках государственной программы "Развитие культуры и туризма в Астраханской области" (с изменениями на: 26.05.2016).

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета [1].

Система показателей развития туризма включает: объем туристского потока; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово- экономической деятельности туристской фирмы; показатели развития международного туризма.

Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки. Выявление их на примере Астраханской области представлено в таблице 1.

Таблица 1

SWOT - анализ туристического бизнеса в Астраханской области

Сильные стороны Слабые стороны

- географическое положение; - развитие исторического проекта «От империи Цзинь к Золотой Орде; - Астрахань - «Северная Венеция»; - реконструкция архитектурных памятников; - био- и водные ресурсы; - лечебные источники; - транспортные коммуникации. - неразвитая инфраструктура; - высокие цены на предоставляемые услуги; - несоответствие цены качеству; - недостаточный профессиональный уровень работников; - упор на рыбалку и охоту; - ориентир на туристов с высоким уровнем дохода (иностранцы и др.).

Возможности Угрозы

- сохранение экологической обстановки контроль за экологической ситуацией в регионе - развитие различных видов туризма (экскурсионный, деревенский, архитектурный, археологический, круизный, лечебно-оздоровительный, пляжный) - привлечение инвестиций, в том числе и иностранных -подготовка высококвалифицированных кадров - формирование туристско-информационного центра. - переливание капитала в производственную сферу - введение запрета на вылов рыбы, что повлечёт сокращение потока туристов-рыбаков - цена и качество, отталкивающие туристов.

Сегодня, по данным агентства по туризму Астраханской области, у нас 423 субъекта турдеятель-ности. Деятельность их разнообразна: 90 туроператоров (формирующих турпродукт), 48 турагентов (реализующих турпродукт), 64 пользователя рыбопромысловых участков и 13 пользователей охоту-годий.

И 449 объектов как строящихся, так и эксплуатируемых баз отдыха, из них 128 «ведомственных», 174 -- имеющих документы землепользования, 37 --прошедших государственную экологическую экспертизу. На территории региона сейчас работают более 300 турбаз.

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Доходы от туризма составляют до 30 % бюджетов экономически развитых стран и до 80 % - многих небольших государств, не имеющих других значимых источников.

Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании новых рабочих мест, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики - торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию

развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.

Астраханская область имеет высокий потенциал для развития на своей территории различных видов внутреннего и въездного туризма. Возможности для рыболовного туризма в Астраханской области можно охарактеризовать как одни из лучших в стране. В регионе есть хорошие условия для развития охотничьего туризма. Животный и растительный мир Прикаспийской низменности, характеризуемый большим разнообразием и наличием уникальных и множества редких видов, некоторые из которых относятся к реликтам древних геологических эпох, способен заинтересовать многих любителей экологического, познавательного и научного туризма [2].

Для развития туристского предпринимательства необходимо принимать во внимание ряд факторов (рис. 1). По данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Астраханской области об оказании услуг туристам на январь-март 2016 г. сумма платных туристских услуг составила 95 млн руб. и возросла на 1,7 % к 2015 г. Также возросли цены на услуги зарубежного туризма.

Рис. 1. Факторы развития туристического предпринимательства в Астраханской области

Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. Удовлетворение спроса на отдых вдали от «цивилизации» - главный мотив приезда в Астраханскую область для 31,2 % гостей региона. Все это повышает ответственность органов управления туризмом не только в создании условий, соответствующих современным стандартам и отвечающих запросам людей, а также в координации деятельности воз-

можных участников обслуживания туристов, в привлечении внебюджетных средств. Кроме организации отдыха туризм одновременно решает и другую задачу - создание новых рабочих мест. По статистике 12-13 % рабочих мест в мире создается в сфере отдыха и досуга. [3, с. 43].

На Рис. 2 нами представлена усовершенствованная модель системы управленя туризмом в Астраханской области, основанная на комплексном подходе

Рис. 2. Усовершенствованная модель системы управления туризмом в Астраханской области.

В Астраханской области в настоящее время функционируют 19 музеев, в том числе 1 муниципальный, 4 театра, 5 концертных учреждений, 3 средних специальных учебных заведения с двумя филиалами, учебно-методический центр, 30 детских школ искусств, в том числе 19 муниципальных, областной методический центр народной культуры, 264 библиотеки, в том числе 4 городские, 210 культурно-досуговых учреждений, 56 киноустановок. Одлнако существует ряд проблем, требующих решения:

1. Важнейшей задачей культурной политики была и остается необходимость реализации мероприятий по сохранению культурного наследия Астраханской области.

2. Историческая и культурная ценность памятников археологии Астраханской области ставит задачу выработки мер по обеспечению их

надлежащей охраны, систематического научного исследования, музеефикации и консервации.

3. Остается актуальным вопрос сохранности музейных и библиотечных фондов.

4. В целях укрепления культурных связей с прикаспийскими государствами, обеспечения творческого обмена между учреждениями культуры Астраханской области, других регионов России и прикаспийских государств необходимо продолжить расширение географии гастрольной деятельности театров и концертных учреждений, в том числе за рубежом.

5. Решение вопросов этносоциального развития населения Астраханской области заключается в продолжении сохранения и обогащения национальных культур путем обеспечения единства и целостности регионального социально-политического,

культурно-духовного пространства, что, в свою очередь, обеспечивает единство социокультурного пространства.

6. В соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими задачами социально-экономического развития Российской Федерации и Астраханской области необходимо продолжить решение задачи повышения качества профессионального образования и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций в сфере культуры в соответствии с развивающимся рынком труда, а также развития системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров с учетом новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта.

7. Необходимостью остается модернизация технического и технологического оснащения учреждений культуры и искусства Астраханской области, что, с одной стороны, вызвано естественным старением базы культуры, а с другой - быстрым развитием технологий в сфере материального оснащения учреждений культуры.

8. Материально-техническая база муниципальных учреждений культуры Астраханской области сформировалась в 70 - 80-е годы прошлого столетия и за последнюю четверть века не обновлялась в 42% этих учреждений. В муниципальных учреждениях культуры Астраханской области отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в муниципальных образовательных организациях в сфере культуры Астраханской области износ инструментов составляет 90%, 20% зданий домов культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, 20% библиотек осуществляют свою деятельность в помещениях, находящихся в неудовлетворительном состоянии (среднероссийский показатель - 8.2%), в 90% библиотек требуется модернизация библиотечного оборудования.

9. Существует проблема внестационарного обслуживания населения в муниципальных образованиях Астраханской области. Всего 6 муниципальных образований Астраханской области имеют специализированный автотранспорт для внестационарного обслуживания населения, из них 4 - на уровне муниципального района.

10. Существуют проблемы кадровой обеспеченности сельских учреждений культуры Астраханской области: требуются хормейстеры, аккомпаниаторы, хореографы, руководители творческих коллективов по разным жанрам искусства, педагоги в музыкальные, художественные школы и школы искусств.

В состав Астраханского регионального туристского кластера включены взаимодействующие хозяйствующие субъекты в сфере туризма, смежных видов деятельности, органы управления и координации, общественные организации, научные инсти-

туты. Функционирование регионального туристского кластера происходит в активном взаимодействии с экологической, социально-культурной, экономической средой. На территории муниципальных образований Астраханской области, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и иное.

Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны рассматриваться в разрезе развития отдельных муниципальных образований Астраханской области, в том числе и муниципального образования "Город Астрахань".

Туристическим компаниям в процессе своей деятельности приходится взаимодействовать с различными ведомствами и организациями, не имеющими единых подходов и требований, что создает дополнительные административные барьеры и является предпосылкой для существования теневого сектора.

Туристские базы расположены на большой территории, зачастую труднодоступной для представителей контролирующих органов. Из-за отсутствия механизма, позволяющего полностью учесть и проверить прибыль туристических фирм Астраханской области, отчетные данные, полученные от них, не соответствуют действительному числу обслуженных туристов.

Отсутствие объективной статистической информации препятствует выработке эффективной государственной политики в сфере туризма и принятию адекватных управленческих решений.

Таким образом, возникает необходимость разрешения в рамках данной государственной программы вопросов организации эффективной системы сбора и анализа информации о состоянии рынка туристических услуг.

Астраханская область - регион активно развивающегося въездного туризма. В регионе, как и во всей России, наметилась тенденция к устойчивому развитию выездного туризма, однако последнее пятилетие активно набирает обороты внутренний и въездной туризм [4].

Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок "Северо-Запад", показал, что туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовно-охотничью направленность, которая уже является сформированной в качестве бренда и занимает 25 - 30% российского рынка.

Современные тенденции развития туризма, а также риски, связанные с истощением ресурсов, вынуждают изменить политику в сторону диверсификации туристского продукта.

Отдельную проблему представляет самодеятельный туризм. На территории Астраханской области, особенно в Волго-Ахтубинской пойме, ежегодно отдыхают по разным оценкам от 200 до 500

тысяч самодеятельных туристов, которые используют природные ресурсы Астраханской области. Основой для оптимизации данного вида туризма должна стать система муниципальных предприятий, обеспечивающих цивилизованный отдых неорганизованных туристов и привлечение дополнительных средств в местные бюджеты.

Наличие на территории Астраханской области уникальных природных и исторических объектов создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический и культурно-познавательный. При соответствующих вложениях в развитие инфраструктуры и информационной поддержке можно с уверенностью говорить об увеличении доли данных видов туризма в структуре туристических услуг Астраханской области.

Имеющийся потенциал позволяет значительно увеличить потоки въездного и внутреннего туризма в сфере рекреационного, спортивного, яхтенного, экологического, познавательного, событийного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма.

Отсутствие готовых инвестиционных предложений и площадок для новых видов туризма не позволяет осуществлять активный поиск инвесторов. В данном вопросе государство должно взять на себя координирующую роль, определяя стратегически важные направления развития туризма.

Важным условием повышения конкурентоспособности туристского продукта Астраханской области является последовательная реализация комплексной государственной маркетинговой политики. [6].

Практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта отдельного региона может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для его некоммерческого продвижения на внутреннем и мировом рынках. В соответствии со Стратегией экономической устойчивости в инновационном сценарии будет способствовать поддержка отраслей специализации, которые демонстрируют высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям, таких, как туризм. Однако рост данных секторов будет возможен только при переходе на новую технологическую платформу, радикальном повышении эффективности и производительности труда, а также формировании сильной маркетинговой позиции этого кластера.

Отказ от решения обозначенных выше проблем программно-целевым методом не позволит реализовать инновационный сценарий развития отрасли, развитие туризма по-прежнему будет зависеть от исчерпаемых природных ресурсов и идти по инерционному пути.

Анализируя состояние сферы культуры и туризма в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода планирования важнейших направлений развития отрасли. Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные за-

дачи с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой сфере деятельности за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам в рамках государственной программы. [5, с. 11-18].

Главной целью государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию на территории Астраханской области. Формулировка цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами в рассматриваемой сфере. Достижение данной цели предполагается посредством решения четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сфере культуры и туризма.

Задача 1. Повышение качества и доступности услуг в сфере культуры на территории Астраханской области.

Решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограмм: "Культура и искусство Астраханской области", "Материально -техническое оснащение государственных учреждений культуры и искусства Астраханской области" и "Развитие культуры села Астраханской области".

Задача 2. Обеспечение сохранности и общественной доступности объектов историко-культурного и археологического наследия Астраханской области.

Решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Сохранение и популяризация объектов историко-культурного и археологического наследия Астраханской области".

Задача 3. Создание условий для формирования в Астраханской области конкурентоспособного туристского кластера.

Решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации подпрограммы "Развитие туризма в Астраханской области".

Задача 4. Развитие системы государственного управления в сфере культуры и туризма Астраханской области.

Данная задача ориентирована на повышение эффективности государственного управления в сфере культуры и туризма Астраханской области.

Решение данной задачи будет обеспечено посредством реализации ведомственной целевой программы "Повышение эффективности государственного управления в сфере культуры и туризма Астраханской области".

Реализация мероприятий государственной программы предполагает достижение следующих индикаторов в 2020 году по сравнению с 2016 годом:

1. Темп роста количества посетителей учреждений культуры Астраханской области по отношению к 2016 годои составит 117%;

2. Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в целях выявления и поддержки юных талантов, от общего числа детей увеличится с 11.8 до 12.9%;

3. Увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Российской Федерации (по сравнению с предыдущим годом) составит 0.2%;

4. Увеличение доли мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия Астраханской области, в общем количестве мероприятий, реализованных государственными учреждениями культуры и искусства Астраханской области, с 69 до 76%;

5. Темп роста количества гастролей по отношению к 2016 году составит 117%;

6. Увеличение доли государственных учреждений культуры и искусства Астраханской области, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве государственных учреждений культуры и искусства Астраханской области с 62.5 до 90%;

7. Увеличение доли муниципальных учреждений культуры Астраханской области, здания которых находятся в удовлетворительном состоянии, от общего количества зданий муниципальных учреждений культуры с 73 до 80%;

8. Количество культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными культурно-досуговыми учреждениями Астраханской области, по отношению к предыдущему году увеличится с 9 до 22%;

9. Увеличение доли инновационных творческих проектов по отношению к мероприятиям, относящимся к основной деятельности муниципальных учреждений культуры Астраханской области, с 10 до 35%;

10. Доля объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, от общего количества объектов культурного наследия Астраханской области увеличится с 10 до 18%;

11. Темп роста количества выявленных, обследованных и поставленных на государственную охрану объектов археологического наследия Астраханской области по отношению к 2016 году составит 160%;

12. Увеличение объема оказанных туристических услуг с 2341.0 до 4958.7 млн руб.;

13. Темп роста числа туристических предприятий, действующих на территории Астраханской области, к предыдущему году составит 106%;

14. Степень ежегодного исполнения государственных заданий государственными учреждениями культуры и искусства Астраханской области, подведомственными министерству культуры и туризма Астраханской области, будет не ниже 100%;

15. Доля учреждений культуры и искусства Астраханской области и организаций других ведомств и обществ, которым оказана методическая, консультационная и организационная помощь, от числа обратившихся ежегодно будет составлять 100%.

Таким образом совершенствование системы управления туризмом в Астраханской области возможно добиться с помощью реализации эффективной государственной программы развития региона.

Список литературы

1. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2015. 24 с.

2. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие. - Москва, ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. 218 с.

3. М. А. Стебеньковой Методическое пособие „Рекреационные ресурсы региона" Астрахань, Новое знание, 2014. 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Москва, Новое знание, 2012. 124 с.

5. Кондратьев Ю.К. и Мармилов А. Н., Методические рекомендации „Рекреационная география" Астрахань, 2015, 67 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - Москва, 2015. 26 с.

7. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2013. 38 с.

8. О.В. Каурова, А. Н. Малолетко, Е. Н. Под-севалова. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии: учебное пособие / - М.: КНОРУС, 2013. 215 с.

9. UNWTO World Tourism Barometer, 2012, №7: статистическое приложение.

10. WTTC Russian Federation. Travel & Tourism Economic Research, 2014: электрон. ресурс, URL: http://www.wttc.org/research/economic-impact-re-search/country-reports/r/russian-federation/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.