Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / MICE ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДЕСТИНАЦИЯ / TOURISM / POTENTIAL OF THE REGION / MICE-TOURISM / ECONOMIC GROWTH / DESTINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Т.В., Алексеева Е.В., Кондрашова И.В.

В статье анализируются современные аспекты развития туризма и особенности раскрытия потенциала отрасли для субъектов РФ. На основе нормативно-правовой базы определяются основные задачи, стоящие перед отраслью. Показано, что туризм может существенно повлиять на повышение уровня и качество жизни людей. Проанализированы основные итоги развития туризма в Калужской области. Приведены основные достижения региона в обозначенной сфере. Выделены особые преимущества для расширения туристической отрасли. Показано, что нивелировать сезонность турпотока можно с помощью делового туризма, который может стать дополнительным источником пополнения бюджетов разных уровней и привлечения инвестиций. Показано, что, используя имеющиеся в регионе туристко-рекреационные активы, можно создать новый межрегиональный бренд и получить дополнительные точки роста для региональной экономики. Отмечается ряд проблем развития делового туризма на уровне региона: отсутствие необходимых аналитических данных по эффективности деловых контактов, неразвитость специализированной узкопрофильной подготовки кадров, относительно слабый событийного потенциала региона. Обоснована необходимость поиска новых форм поддержки и регулирования туризма государством и бизнес-структурами.The article analyzes the modern aspects of tourism development and features of the industry potential for the Russian Federation. On the basis of the regulatory framework, the main tasks facing the industry are determined. It is shown that tourism can significantly affect the improvement of the level and quality of life of people. The main results of tourism development in the Kaluga region are analyzed. The main achievements of the region in this sphere are given. Special advantages for the expansion of the tourism industry are highlighted. It is shown that the leveling of seasonal tourist flow can be done with the help of business tourism, which can be an additional source of replenishment of budgets of different levels and attract investment. It is shown that using the existing tourist and recreational assets in the region, it is possible to create a new interregional brand and get additional points of growth for the regional economy. There are a number of problems of development of business tourism at the regional level: the lack of the necessary analytical data on the effectiveness of business contacts, the lack of development of narrow specialized training, a relatively weak event potential of the region. The necessity of search of new forms of support and regulation of tourism by the state and business structures is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорожкина Т.В., Алексеева Е.В., Кондрашова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Т.В. Дорожкина доцент кафедры таможенного дела, к.э.н., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт управления, бизнеса и технологий

T. V. Dorozhkina

associate Professor of the Department of customs Affairs, candidate of economic Sciences

Kaluga state University named after him. K. E. Tsiolkovsky, Institute of management, business and technology (tvd3103@mail.ru 89105230203)

Е.В. Алексеева доцент кафедры таможенного дела, к.э.н. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт управления, бизнеса и технологий

E. V. Alekseeva

associate Professor of the Department of customs Affairs, candidate of economic Sciences

Kaluga state University named after him. K.E. Tsiolkovsky, Institute of management, business and technology (katkat@mail.ru 89038133983)

И.В. Кондрашова

Студентка, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

I. V. Kondrashova

Student Kaluga state University named after him. K.E. Tsiolkovsky (ir-ir97@mail.ru 89105230203)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье анализируются современные аспекты развития туризма и особенности раскрытия потенциала отрасли для субъектов РФ. На основе нормативно-правовой базы определяются основные задачи, стоящие перед отраслью. Показано, что туризм может существенно повлиять на повышение уровня и качество жизни людей. Проанализированы основные итоги развития туризма в Калужской области. Приведены основные достижения региона в обозначенной сфере. Выделены особые преимущества для расширения туристической отрасли. Показано, что нивелировать сезонность турпотока можно с помощью делового туризма, который может стать дополнительным источником пополнения бюджетов разных уровней и привлечения инвестиций. Показано, что, используя имеющиеся в регионе туристко-рекреационные активы, можно создать новый межрегиональный бренд и получить дополнительные точки роста для региональной экономики. Отмечается ряд проблем развития делового туризма на уровне региона: отсутствие необходимых аналитических данных по эффективности деловых контактов, неразвитость специализированной узкопрофильной подготовки кадров, относительно слабый событийного потенциала региона. Обоснована необходимость поиска новых форм поддержки и регулирования туризма государством и бизнес-структурами.

Annotation. The article analyzes the modern aspects of tourism development and features of the industry potential for the Russian Federation. On the basis of the regulatory framework, the main tasks facing the industry are determined. It is shown that tourism can significantly affect the improvement of the level and quality of life of people. The main results of tourism development in the Kaluga region are analyzed. The main achievements of the region in this sphere are given. Special advantages for the expansion of the tourism industry are highlighted. It is shown that the leveling of seasonal tourist flow can be done with the help of business tourism, which can be an additional source of replenishment of budgets of different levels and attract investment. It is shown that using the existing tourist and recreational assets in the region, it is possible to create a new interregional brand and get additional points of growth for the regional economy. There are a number of problems of development of business tourism at the regional level: the lack of the necessary analytical data on the effectiveness of business contacts, the lack of development of narrow specialized training, a relatively weak event potential of the region. The necessity of search of new forms of support and regulation of tourism by the state and business structures is proved.

Ключевые слова: туризм, потенциал региона, MICE- туризм, экономический рост, дестинация. Key words: tourism, potential of the region, MICE-tourism, economic growth, destination.

В условиях изменения структурных тенденций в мировой экономике, для нашей страны особенно актуальной становится задача оптимального использования вех видов ресурсов для ускорения экономического роста. Неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, снижающийся спрос на внутреннем рынке - вот три фактора, которые, согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сильнее всего негативно влияют на развитие бизнеса. В этот перечень можно также добавить такие факторы как сложная международная обстановка, санкционная политика, низкие цены на энергоресурсы, качество нормативной базы, отсутствие четкой

экономической программы у правительства, что в совокупности снижает инвестиционную привлекательность национальной экономики. [1]

В числе главных мер для возобновления экономического роста экономистами и представителями бизнес-сообщества все активнее выделяется необходимость расширения международного сотрудничества и продвижение национальных производителей несырьевого сектора. Эти процессы должны происходить на фоне сохранения культурной идентичности, конкуренции городов и регионов за ресурсы развития. Приоритетной задачей остается повышение уровня и качества жизни людей. [1]

Развитие производства во всем мире создает условия для быстрого роста сферы услуг, к которой относится туризм. В экономической практике развитых государств туризм является одним из индикаторов качества жизни населения. Поскольку потенциал отрасли еще не раскрыт полностью, именно эта сфера деятельности может стать на федеральном и региональном уровнях не только источником пополнения бюджетов, но и способствовать оптимальному использованию человеческих ресурсов, развитию международного сотрудничества и привлечению инвестиций, а, следовательно, решению многих социально-экономических проблем.

В мае 2018 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)". Разработчики предполагают, что в результате ее реализации темпы роста туристической отрасли в два раза превысят темпы роста экономики страны. [2]

Комплекс мероприятий Программы будет способствовать развитию доступной и комфортной туристской среды, повышению качества и конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и обеспечит условия для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе в формате малых форм бизнеса и микропредприятий.

Комплексное развитие въездного и выездного туризма будет способствовать снятию инфраструктурных ограничений и реализации потенциала территорий субъектов Российской Федерации. На реализацию программы планируется потратить 63,1 млрд рублей. К 2025 году доля туризма в ВВП страны должна достичь 5%. На данный момент этот показатель немного выше 3,4%, тогда как в развитых мировых экономиках в среднем она составляет до 10%. [2]

С 2014 по 2016 годы наблюдался стабильный рост внутреннего турпотока: В 2014 году - на 30%, в 2015 - на 18%, в 2016 - еще на 10%. Однако в 2017 году можно было наблюдать стагнацию внутреннего туризма, за счет увеличения выездного. При этом, как заявлял глава Ростуризма Олег Сафонов, на некоторых направлениях турпоток в 2017 году вырос на 5-10%. В первую очередь, это Москва, которая приняла за год 21 млн. туристов, на 2 млн. больше, чем годом ранее. [3]

Исторически одним из первых направлений в индустрии туризма стал деловой туризм: поездки с деловыми целями и для решения различных вопросов еще в древние времена стали неотъемлемой составляющей жизни всех сословий. В наше время благодаря развитию транспортной индустрии география делового туризма не имеет границ. Родиной индустрии делового туризма традиционно считаются такие страны как Германия, Франция, Великобритания. Их опыт, с учетом менталитета, быстро распространился в странах Юго-Восточной Азии и Северной Америки. И сейчас деловой туризм активно развивается более чем в 110 странах мира.

В деловом туризме можно выделить два направления: корпоративная тревэл-индустрия и индустрия встреч MICE. В широком смысле деловым туризмом можно считать любую деловую поездку. Как правило, организацией индивидуальных командировок занимаются компании-работодатели. Для этого не требуется специальная инфраструктура, услуги агентств-посредников.

В организации групповых поездок имеются свои аспекты. Они бывают самых различных видов: переговоры с партнерами, тренинги, выездные совещания, годовые отчетные конференции (особенно актуальны для компаний, рассредоточенных по разным городам и странам), посещение профильных выставок и конгрессов, поездки с целью мотивации и сплочения сотрудников. Это разнообразие (встречи, поощрительные поездки, конференции, выставки) обозначается аббревиатурой MICE - Meetings, Incentives, Conférences, Exhibitions.

Специфика развития бизнеса в современных условиях диктует необходимость проведения подобных мероприятий, их число растет с каждым годом. А это стимулирует развитие индустрии делового туризма, отвечающей за различные виды сервисного обслуживания, начиная с доставки участников до места события, заканчивая техническим обслуживанием мероприятий. В мире объем этой отрасли превышает более $ 1 трлн в год, достигая четверти глобального туризма. [4]

Потенциал территорий субъектов Российской Федерации позволяет развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, событийный, экологический, круизный, паломнический, горнолыжный, санаторно-курортный и оздоровительный. Но, безусловно, каждый регион имеет свои особенности. Анализируя развитие туриндустрии в Калужской области, необходимо отметить ряд положительных тенденций.

Калужская область - это регион с богатейшим историко-культурным наследием. Территория об-

ласти активно включается в московскую агломерацию, что создает дополнительные преимущества. В нашем регионе находится около тысячи объектов для показа, работают свыше 140 турфирм. По данным Ростуризма, Калужская область входит в пятерку регионов ЦФО по численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения, по численности лиц, работающих в туристских фирмах. В 2017 году объем туристских услуг, оказанных населению, составил 819,0 млн. руб., что больше показателя

2016 года почти на 200 млн. руб. или на 24%. [5]

Уровень туристского потока региона по итогам 2017 года составил 2440,8 тыс. человек. Количество занятых в сфере туриндустрии составило 5,2 тыс. человек. Количество хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере аграрного туризма, по состоянию на 1 января 2018 года составило более 150 единиц, а количество гостевых домов - свыше 600 единиц. Государственную поддержку в виде субсидий на развитие материально-технической базы на общую сумму 5,084 млн. рублей в 2017 году получили 3 субъекта гостиничного бизнеса региона.

На территории области в 2017 году состоялось более двадцати пяти фестивалей, праздников и опенэйров. Многие из них проводятся ежегодно: международный музыкальный фестиваль «Мир гитары», международный мото-рок-фестиваль «Мото-Малоярославец», фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние» и др. [6]

Регион признан одним из успешных «пилотных» регионов в России по развитию сельского туризма. Этому способствовали меры государственной поддержки - за 6 лет 80 субъектов сельского туризма получили субсидии на общую сумму свыше 15 млн. рублей. В сельском туризме Калужской области работают 110 предпринимателей. На территории региона располагаются около 600 гостевых домов в формате сельского туризма. [7]

С 2016 года Калуга включена в маршрут "Золотого кольца России". В 2017 году туристско-информационным центром «Калужский край» был разработан уникальный культурно-просветительский проект для детей "Россия - родина космонавтики", получивший государственный грант в размере 1 млн. рублей.

С апреля 2017 года в Калуге начал работу Визит-центр Национального парка «Угра», в котором расположены экспозиционный, конференц- и медиа- залы, а также детский эко-класс.

Но в рамках выполнения задач правительства по развитию туристической отрасли необходимо искать новые способы наращивания турпотока в область. Проведение различных традиционных событийных носит локальный характер, и не приводит к генерации турпотока, за исключением, пожалуй, крупных международных и всероссийских деловых форумов.

О значимости последних может свидетельствовать рейтинг событийного потенциала регионов РФ, проводимый выставочным научно-исследовательским центром R&C (ВНИЦ R&C) с 2014 года. Он основан на многофакторном анализе дестинации региона и учитывает такие группы показателей как: возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов, позиционирование и продвижение региона, уровень развития материально-технической базы и административной координации всех участников рынка, рекреационные возможности региона, опыт проведения крупных мероприятий.

В пятерку лидеров входят Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар и Казань. По итогам

2017 Калужская область не смогла войти в двадцатку городов рейтинга, хотя формальные основания (население более 200 тыс. человек) есть. По мнению авторов, это свидетельствует о том, что в регионе не достаточно активно используется потенциал делового туризма. MICE- туризм позволит заполнять номерной фонд отелей круглый год. Как показывает исследование, хорошее качество предоставления услуг во время проведения деловых мероприятий приносит прибыль в три-четыре раза больше, чем отдыхающие туристы. [4] К сожалению, в регионе практически не ведется статистика по организации и проведению различных деловых мероприятий и потоку бизнес-туристов.

В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года заявляется о формировании туристско-рекреационного кластера. Отметим, что в новой концепции ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" не предусматривается поддержка формирования туристического кластера в Калужской области. Противостоять вызовам новой регионализации может помочь изменение потребительских настроений в сторону отечественных производителей. И здесь особое внимание необходимо уделить созданию брендов территорий. Для формирования нового межрегионального туристского бренда туристско-рекреационные активы Калужской области могут быть объединены с Тульской областью и южными районами Московской области. В условиях близости к столице государства, одним из направлений такой консолидации может стать деловая event-индустрия - организация серьезных деловых встреч — пресс-конференции, круглых столов, выступлений политиков, переговоров.

Необходимо отметить не только наличие в области более 200 коллективных средств размещения разной категории комфортности, но и высокий транспортный потенциал территории. Если в целом по РФ плотность железных дорог общего пользования составляет - 5,5 км, по ЦФО - 27 км, то в Калужской

области - 29 км на 1000 км2 территории. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 178 км на 1000 км2 (по РФ - 31 км, по ЦФО - 184 км). Через калужскую область проходят трассы федерального значения (М3 «Украина» (Москва-Киев), А101 «Москва-Малоярославец-Рославль» с выходом на Белоруссию, 1Р 92 «Калуга-Перемышль-Белев-Орел», «Московское большое кольцо», проходящее через Боровский и Жуковский районы вдоль северной границы области и т.д.); дороги регионального и межмуниципального значения. Два из четырех аэродромов на территории области («Ермолино» и «Граб-цево») пригодны для гражданской авиации. По реке Оке могут ходить мелкосидящие суда и баржи 180200 суток в году. [8.]

Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что деловой туризм может стать для региона не только источником пополнения бюджета, но и привлечения инвестиций, учитывая тот факт, что на территории области реализуется более 80 проектов с иностранным участием, активно развиваются автомобильный и био-фармацевтический кластеры.

Но для активного раскрытия потенциала MICE -индустрии необходимо наладить межрегиональное взаимодействие, обмен опытом, расширение сотрудничества с другими регионами. Для конструктивного взаимодействия власти и бизнеса по приёму туристов и гостей области не достаточно принимать участие в выставках и презентациях. Надо оптимизировать функции государства в вопросах поддержки и регулирования туризма, разработать новые модели экономического управления и разнообразные формы и средства туристского обмена, обеспечить программы технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций и др. Особое внимание надо уделить целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях политике подготовки кадров. Источники:

1. Буторина Е. На что жалуемся? [Электронный ресурс] URL: http://www.profile.ru/ economics/ item/125808-na-chto-zhaluemsya.

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 -2025 годы)» [Электронный ресурс] URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody/.

3. Батырь Ю. Разнонаправленный год: каким стал 2017 для туристской отрасли [Электронный ресурс] URL: http://tourism.interfax.ru/ru/ analytics/market _overview/46235/.

4. Дмитриено И. Поедем, коллега, кататься [Электронный ресурс] URL: http://www.profile.ru/economics/item/125200-poedem-kollega-katatsya.

5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. https://www.russiatourism.ru/.

6. Кондрашова И.В., Дорожкина Т.В. О некоторых аспектах развития туризма на территории Калужской области // Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Под общ. редакцией Крутикова В.К. Современное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. 2018. С. 72-76.

7. http://www.vest-news.ru/news/98615.

8. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: http://admoblkaluga.ru/upload/mineconom/ strategy/strateg/strategy_2017_318.pdf.

Sources:

1. Butorina E. what are we complaining about? [Electronic resource] URL: http://www.profile.ru / economics/item / 125808-

na-chto-zhaluemsya.

2. Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)" [Electron-

ic resource] URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025 -gody/.

3. Batyr Y. Multidirectional year: what was 2017 for the tourism industry [electronic resource] URL: http://tourism.interfax.ru/ru / analytics/market _overview/46235/.

4. Dmitrienko I. let's Go, fellow, go [Electronic resource] URL: http://www.profile.ru/economics/item/125200-poedem-

kollega-katatsya.

5. Official site of Federal Agency for tourism. https://www.russiatourism.ru/.

6. Kondrashova I.V., Dorozhkina T.V. on some aspects of tourism development in the Kaluga region // Proceedings of the

extramural scientific-practical conference with international participation. Edited by V. K. Krutikov, Modern socioeconomic space: problems and prospects. 2018. P. 72-76.

7. http://www.vest-news.ru/news/98615.

8. Strategy of social and economic development of the Kaluga region until 2030. [Electronic resource] URL:

http://admoblkaluga.ru/upload/mineconom/ strategy/strategy / strategy_2017_318.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.