Научная статья на тему 'Опыт образовательного туризма в Астраханской области'

Опыт образовательного туризма в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОГРАММА "ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / EDUCATIONAL TOURISM / THE CONCEPT OF EDUCATIONAL TOURISM / CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL TOURISM / ASTRAKHAN REGION / THE "GLOBAL EDUCATION" PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китарбаева Динара Кайратовна

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию образовательного туризма. Представлены основные классификации видов образовательного туризма. Выполнен анализ популярности и развития всех направлений образовательного туризма в Астраханской области. Изучено влияние государственной программы «Глобальное образование» на улучшение образовательного туризма в Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main approaches to the concept of educational tourism. The main classifications of types of educational tourism are presented. The analysis of the popularity and development of all areas of educational tourism in the Astrakhan region is done. The influence of the state program «Global Education» on the improvement of educational tourism in the Astrakhan region has been studied.

Текст научной работы на тему «Опыт образовательного туризма в Астраханской области»

УДК 908

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Китарбаева Динара Кайратовна, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию образовательного туризма. Представлены основные классификации видов образовательного туризма. Выполнен анализ популярности и развития всех направлений образовательного туризма в Астраханской области. Изучено влияние государственной программы «Глобальное образование» на улучшение образовательного туризма в Астраханской области.

Abstract. This article discusses the main approaches to the concept of educational tourism. The main classifications of types of educational tourism are presented. The analysis of the popularity and development of all areas of educational tourism in the Astrakhan region is done. The influence of the state program «Global Education» on the improvement of educational tourism in the Astrakhan region has been studied.

Ключевые слова: образовательный туризм, понятие образовательного туризма, классификация образовательного туризма, Астраханская область, программа «Глобальное образование».

Key words: educational tourism, the concept of educational tourism, classification of educational tourism, Astrakhan region, the «Global Education» program.

Туризм в России является одной из важнейших и развитых сфер экономики. Ежегодно в мире путешествуют миллиарды туристов, преследуя самые различные цели: познавательные, лечебно-профилактические, рекреационные, спортивные и многие другие. Одним из важных видов туризма является также образовательный туризм.

Целью данного исследования является выявление опыта развития образовательного туризма в Астраханской области. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

а) выявление определения понятия «образовательный туризм»;

б) классификация видов образовательного туризма;

в) анализ популярности образовательного туризма в Астраханской области на примере туристической фирмы ООО «Республика Туризм».

ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не предлагает определения образовательного туризма, поэтому в нашей стране нет единого определения понятия «образовательный туризм». Однако многие ученые рассматривали данный аспект в своих трудах, и вот некоторые из них:

а) «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В.П. Соломин) [1];

б) «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования, для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания» (Э.А. Лунин) [2];

в) «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю.М. Чеботарь) [3].

Можно выделить три направления, или три вида образовательного туризма

[4]:

- обучающие языковые туры;

- спортивно-обучающие туры;

- профессиональное обучение.

Обучающие языковые туры. Поездки с изучением иностранных языков очень популярны среди туристов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до серьёзных предпринимателей, интересующихся разговорным языком в сфере бизнеса для проведения различных переговоров, составления документов и деловой переписки и общения.

Спортивно-обучающие туры. Среди них можно выделить туры с обучением игре в гольф, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, водные лыжи, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта. Образовательные программы во время спортивно-обучающих поездок представляют собой занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных тренеров и инструкторов.

Профессиональное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву, кулинарному искусству и многому другому. Часто - это направления, пользующиеся большим спросом в путешествиях. Данное направление можно назвать «повышением квалификации», однако повышение квалификации для специалистов происходит во время путешествия, организуемые при помощи специальных туроператоров [4].

Кроме того, Ю.А. Матюхина предлагает следующие направления образовательного туризма, более подробную классификацию [5]:

- языковые центры - наиболее массовое направление образовательного туризма. В языковых центрах ведется обучение иностранным языкам (в основном, английскому), а программы рассчитаны на любой возраст;

- стажировка за рубежом - предусматриваются программы по различным направлениям, стажировки доступны круглый год;

- детские каникулярные программы - рассчитаны на школьников и студентов, которые хотят с пользой провести зимние и летние каникулы. Обучение проводится в школах, колледжах, при университетах;

- дополнительное образование - повышение квалификации, краткосрочные курсы для различных возрастов с разной степенью подготовки;

- высшее образование - получение высшего образования в лучших университетах мира. Также разработаны специальные программы для студенческого обмена;

- подготовка в университет - обучение проводится при учебном заведении, в которое планирует поступать абитуриент. При некоторых учебных заведениях созданы специальные школы, в которых ведется подготовка к поступлению в конкретный университет.

На основе вышеперечисленных данных были изучены туристические фирмы Астраханской области, занимающиеся образовательным туризмом. Одной из лучших турфирм, является ООО «Республика Туризм», которая представляет Центр Международного Обмена и компанию Students International в Астраханской области.

Генеральный директор туристической фирмы, Дранникова Д.Э., рассказала, что в зависимости от множества факторов, поток обучающихся из Астрахани не такой большой, как из Москвы, но он заметен. Прежде всего, это определяется материальным положением заказчика, т.к. многие программы сравнительно недешевые. Тем не менее, в некоторых программах существует шанс получения стипендии, которая покрывает некоторые расходы.

Данная фирма занимается языковыми курсами для взрослых и детей, высшим образованием, подготовкой к поступлению в университет за границей, школьным образованием, программами стажировок и многим другим. География поездок включает в себя Великобританию, Австралию, Канаду, Мальту и другие страны. Чаще всего студенты выбирают Канаду и Австралию, потому что существует большая вероятность получения работы после освоения образовательных программ 1-4-годичной длительности.

Что касается статистики, за 2017 год «Республика Туризм» оформила 5 человек, которые отправятся за границу в 2019-2020 учебном году. В среднем, в год в туристической фирме оформляется 5-8 человек (опять же из-за дороговизны).

Стоит отметить, что до 2016 года турфирма занималась реализацией государственной программы «Глобальное образование». Данная программа направлена на сохранение и приумножение научных, педагогических,

медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также на поддержку граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство.

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Оператором Программы является Московская школа управления СКОЛКОВО, которая осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение Программы.

Результаты Программы ориентированы на укомплектование высококвалифицированными кадрами организаций-работодателей, в том числе зарегистрированных на территориях опережающего социально-экономического развития, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, в целях обеспечения ускорения модернизационных процессов и внедрения новейших технологий для реформы социальной сферы. Программа действовала до 2016 года, однако планируется ее продление до 2010 года. На октябрь 2018:

Количество участников Программы - 712;

Количество трудоустроенных участников - 143 [6].

В 2019 году с Астрахани по этой программе 1 человек отправляется в Австралию на двухгодичное обучение. В соответствии с программой, девушка, проходящая по определенным критериям и сдавшая экзамен на высокий

балл, выиграла грант на 2 миллиона рублей, который покрывает обучение, проживание и питание в Австралии на 2 года. После этого она должна приехать в Россию и устроиться на работу в одну из компаний, которые ей будут предложены.

Таким образом, в ходе работы были сделаны следующие выводы:

а) единого определения образовательного туризма нет, однако можно утверждать, что образовательный туризм - это «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений»;

б) выделяются различные классификации видов образовательного туризма, одна из популярных включает обучающие языковые туры, спортивно-обучающие туры и профессиональное обучение;

в) образовательный туризм в Астраханской области является одним из приоритетных направлений туризма в соответствии с современными потребностями общества в хороших кадрах;

г) при условии продления программы «Глобальное образование» с грантами на обучение от государства и последующим трудоустройством, она будет пользоваться популярностью;

д) не менее популярными считаются языковые курсы для взрослых и детей, однако они имеют достаточно высокую цены и бывают доступны не для всех.

Список использованных источников:

1. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - С. 139-143 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ ponomareva2.htm

2. Лебедев А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория 45 / А.Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. -2012. - № 6. - 5 с.

3. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов / Ю.М. Чеботарь. - М.: Мир деловой книги, 2013. - 80 с. -С. 25.

4. Образовательный туризм в России: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю.С. Путрик [и др.]; под ред. С.Ю. Житенёва. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 198 с. - С. 19.

5. Матюхина К.А. Организация туристической индустрии: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304 с. - С. 176.

6. Государственная программа «Глобальное образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educationglobal.ru/ (дата обращения: 23.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.