Научная статья на тему 'Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства'

Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
50
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИЗМЕ / TOURISM / HOSPITALITY INDUSTRY / TOURISM SATELLITE ACCOUNTS / TOURIST MULTIPLIERS / IMPORT SUBSTITUTION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китаева Людмила Васильевна

Развитие туризма (индустрии гостеприимства) стимулируют позитивные макроэкономические эффекты. Государство формирует институциональную среду и предоставляет на нерыночной основе соответствующие товары и услуги. Использование вспомогательных счетов СНС в статистике туризма позволяют оценить мультипликативный эффект для экономики. Импортозамещение в отрасли определяет вектор развития в направлении въездного и внутреннего туризма.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Китаева Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The development of tourism (hospitality industry) stimulates positive macroeconomic effects. The state forms an institutional environment and provides on the non-market basis the relevant goods and services. The use of SNA satellite accounts in tourism statistics makes it possible to estimate the multiplicative effect for the economy. Import substitution in the industry determines the vector of development towards inbound and domestic tourism.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства»

УДК 332.1

Катаева Л.В.1

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация. Развитие туризма (индустрии гостеприимства) стимулируют позитивные макроэкономические эффекты. Государство формирует институциональную среду и предоставляет на нерыночной основе соответствующие товары и услуги. Использование вспомогательных счетов СНС в статистике туризма позволяют оценить мультипликативный эффект для экономики. Импортозамещение в отрасли определяет вектор развития в направлении въездного и внутреннего туризма.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, вспомогательные счета туризма, туристские мультипликаторы, импортозамещение в туризме.

Kitaeva L. V.

MACROECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF HOSPITALITY INDUSTRY.

Abstract. The development of tourism (hospitality industry) stimulates positive macroeconomic effects. The state forms an institutional environment and provides on the non-market basis the relevant goods and services. The use of SNA satellite accounts in tourism statistics makes it possible to estimate the multiplicative effect for the economy. Import substitution in the industry determines the vector of development towards inbound and domestic tourism.

Keywords: tourism, hospitality industry, tourism satellite accounts, tourist multipliers, import substitution in tourism.

Туризм является активно развивающейся сферой современной социально-экономического системы. Значение ее в мировом пространстве постоянно растет. Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Динамичное развитие туризма подтверждается данными Всемирной туристской организации. За последние четыре года туризм растет быстрее, чем мировая торговля. В 2015

году международный туризм составлял 7% мирового экспорта товаров и услуг (по сравнению с 6% в 2014 году). Число международных прибытий туристов в глобальном масштабе в 1950 году составило 25 миллионов, в 1980 году - 278 миллионов, в 2000 году - 674 миллиона, в 2015 году - 1186 миллионов.

Поступления от международного туризма во всем мире растут: в 1950 году - 2 млрд. долл., в 1980 году - 104 млрд. долл., в 2000 году - 495 млрд. долл., в 2015 году - 1260 млрд. долл. [1].

В отечественной литературе нет единого подхода к определению категории «индустрия гостеприимства» и ее соотношения с туризмом. В самом общем виде можно выделить две основных позиции. Первый подход

1 Китаева Людмила Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, e-mail: lvk_wkí@mail. ra

Lyudmüa Kitaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian institute of management - branch of the RANEPA, Rostov-na-Donu, e-mail: lvk_wk(®mail. ra

предполагает, что индустрия гостеприимства является частью туризма, включает услуги по размещению, питанию и развлекательным мероприятиям. Второй подход в рамках индустрии гостеприимства объединяет туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, отдых и развлечения, общественное питание [2].

Обратимся к российскому законодательству для обоснования авторского подхода. В Федеральном законе «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» дано определение туристской индустрии: «туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных центров, а также организаций, предоставляющих услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, и инструкторов-проводников» [3].

Очевидно, что российское законодательство в сфере туризма адекватно первому из ранее указанных подходов, хотя в нем и не упоминается индустрия гостеприимства.

Таким образом, индустрия гостеприимства - это часть туризма, межотраслевой сектор сферы услуг, состоящий из разнообразных предприятий и организаций (гостиницы, рестораны, туристские агентства, транспортные компании, спортивные и развлекательные заведения и т.п.), деятельность которых направлена на максимально полное удовлетворение запросов и предпочтений туристов.

Формирование институциональной среды, способствующей развитию индустрии гостеприимства является функцией государства. Это: создание законодательной базы и нормативной основы приема и обслуживания посетителей; правила поведения посетителей; разработка стратегии и обеспечение порядка и безопасности с целью создания условий для развития отрасли; сохранение государственного пространства. Как макроэкономический агент государство предоставляет на нерыноч-

ной основе соответствующие товары и услуги, перераспределяет доход и материальные блага посредством косвенных или прямых трансфертных платежей.

Для оценки состояния туристской сферы необходима качественная система показателей. В современной Системе национальных счетов предполагается использование вспомогательных счетов туризма, позволяющих оценить не только состояние отрасли, но и макроэкономические эффекты ее функционирования и развития. Необходимость выделения вспомогательных счетов вызвана специфическими характеристиками потребителя, которые не имеют конкретного отражения в основной структуре Системы национальных счетов. В ней участники сделок классифицируются согласно постоянным характеристикам, одной из которых является страна их постоянного проживания [4].

Вспомогательные счета туризма включают следующие основные макроэкономические агрегаты: добавленная стоимость туристской индустрии; туристская добавленная стоимость; туристский валовой внутренний (региональный) продукт. Немаловажными показателями являются и другие: занятость, обусловленная туризмом; инвестиции в основные средства (валовое накопление); туристское коллективное потребление (нерыночные услуги правительства); совокупный туристский спрос.

Формирование вспомогательных счетов туризма предполагает проведение подробного анализа спроса на товары и услуги, который может быть связан с туризмом, а также связи с предложением таких товаров и услуг как в рамках рассматриваемой экономики, так и за ее пределами. Особое значение имеет выявление взаимосвязи отраслевого предложения с другими видами экономической деятельности.

Измерение расходов лиц, перемещающихся из одной страны в другую за пределами страны их постоянного местожительства отражается в рамках платежного баланса в категории «путешествия». «Туризм» является более ограниченным по сфере своего охвата понятием. Осуществляющие такого рода поездки лица называются «посетителями».

Анализ спроса в туризме предполагает ис-

115

следование поведения посетителей и их роли в приобретении товаров и услуг. В первую очередь расходы потребителей индустрии гостеприимства (посетителей) вызывают положительные экономические эффекты для региона посещения. Особое положение потребителя в сфере туризма определяется временным характером положения, в котором оказывается субъект: осуществляется поездка в то или иное место, находящееся за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего одного года. Цель поездки не связана с трудоустройством. Это отличает потребителя услуг индустрии гостеприимства от других категорий потребителей.

С точки зрения предложения туризм представляет собой комплекс производственной деятельности, ориентированной преимущественно на посетителей. «Счета производства в отраслях туризма и других отраслях» и «Общий объем внутреннего предложения и потребления, относящихся к туризму внутри страны» содержат полную классификацию потребительских и не являющихся потребительскими товаров, которые обращаются в экономике соответствующей страны.

Взаимосвязь индустрии гостеприимства с другими секторами экономики определяется в необходимости приобретения потребителями наряду с основными услугами дополнительных, предоставляемых другими отраслями. Таким образом через индустрию гостеприимства стимулируется развитие других, связанных с ним сопутствующих отраслей. Такое развитие может быть вызвано как вышеизложенной причиной, так и тем, что предприятия индустрии гостеприимства в процессе функционирования потребляют ресурсы: оборудование, материалы, которые являются производством для других отраслей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень подкатегорий продуктов для возможного уточнения «Общего объема промежуточного потребления» позволяют оценить полное воздействие туризма на развитие сопряженных отраслей. Среди них: продукты сельского, лесного и рыбного хозяйства; руды и минералы; газ и вода; продукты питания; напитки и табак, текстильные товары, предметы одежды и кожаные изделия; изделия из металла, машины и оборудование; сооружения 116

и строительные услуги; торговые услуги; размещение, услуги предприятий общественного питания; транспортные услуги; электроэнергия, газ и вода; финансовые и сопутствующие услуги; услуги, относящиеся к недвижимости; а также услуги по аренде и лизингу; услуги по ведению коммерческой и производственной деятельности; общественные, социальные и персональные услуги.

Использование вспомогательных счетов качественно меняет объем и структуру информации о развитии отрасли, которая необходима для обоснования целевых показателей планирования. Показатели вспомогательных счетов позволяют рассчитать мультипликативный эффект развития индустрии туризма (гостеприимства).

Можно выделить три основных вида туристского мультипликатора.

Мультипликатор расходов (доходов). Позволяет оценить влияние туристской отрасли на экономику с точки зрения совокупного спроса. Увеличение расходов в отрасли приводит к кратному увеличению доходов в экономике. Объясняется это тем, что конечные расходы туристов на товары и услуги определяют уровень доходов в отраслях, сопряженных с индустрией гостеприимства. Мультипликатор представляет собой отношение между автономным увеличением расходов в отрасли и ростом валового внутреннего дохода. Величина мультипликатора зависит от предельной склонности потребления в отрасли.

Мультипликатор производства. Позволяет оценить влияние туристской отрасли на экономику с точки зрения совокупного предложения. Отражает модель «затраты-выпуск». Рост конечных расходов туристов приводит к росту производства в отрасли. Сопряженные отрасли получают дополнительные заказы и прирост производства. Межотраслевой эффект роста производства оказывается более существенным, чем первоначальный отраслевой рост.

Мультипликатор занятости. Экономической переменной в данной модели является занятость. Мультипликатор занятости в данном контексте представляет собой отношение прироста национальной занятости к вызвавшему его приросту занятости в туристской отрасли.

Рост занятости в отрасли стимулирует рост национальной экономики, который затем ведет к увеличению занятости. Таким образом, общая занятость увеличивается на более чем начальный прирост в занятости в отрасли.

Для совершенствования системы статистического учета в индустрии гостеприимства Российской Федерации необходимо последовательно внедрять вспомогательные счета туризма, рекомендованные Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН. Это позволить повысить качество государственного управления развитием этой сферы национальной экономики.

Индустрию гостеприимства в открытой экономике можно определить как «невидимый экспорт» («невидимый импорт»). Невидимый экспорт - это доходы от прибывающих иностранных туристов (основных потребителей услуг индустрии гостеприимства), а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги индустрии гостеприимства в стране пребывания. Соответственно «невидимый импорт» - это расходы национальных туристов в сфере индустрии гостеприимства в зарубежных государствах. «Невидимый экспорт» увеличивает ВВП страны, «невидимый импорт» сокращает. С точки зрения динамики дохода, производства и занятости предпочтительнее развивать так называемый въездной туризм, формирующий «невидимый экспорт».

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике развития внутреннего и въездного туризма. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны [5]. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года базируется на приоритетах устойчивого развития, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6].

Современные геополитические риски определяют туристические потоки в рамках национальной экономики. В 2016 году отмечается рост внутреннего туристического потока (ор-

ганизованного и самостоятельного) на 15%, рост въездного туризма на 10%. Причем, доля организованного внутреннего и въездного туризма увеличилась почти в два раза по сравнению с самостоятельным.

Рост внутреннего туризма является следствием обострения международной обстановки, введения санкций в отношении России, введения режима плавающего валютного курса. Динамика показателей въездного туризма в значительной степени зависит не только от внешней привлекательности национального туристского продукта, но и от общей макроэкономической ситуации в стране.

Следует подчеркнуть, что выездной туризм достаточно негативно влияет на национальную экономику, так как приводит к сокращению совокупных расходов внутри страны и увеличивает так называемый «невидимый импорт».

Сложившуюся ситуацию следует рассматривать как шанс для развития отрасли в контексте импортозамещения. Импортозамещение в индустрии гостеприимства следует рассматривать как ориентацию субъектов производства и потребления на развитие внутреннего туризма. Государство может способствовать такому развитию, используя различные стимулы: непосредственное предоставление услуг, фонды развития в целях содействия притоку инвестиций в сектор туризма, налоговые льготы или субсидии в целях направления инвестиций в конкретные географические районы или сферы деятельности, прямые инвестиции в развитие инфраструктуры (дороги, больницы, аэропорты и т.д.) или расширение масштабов деятельности государственных предприятий в сфере транспорта, предоставления услуг по размещению и организации отдыха.

Необходимо отметить положительное влияние на развитие туризма в Российской Федерации таких крупных спортивных мероприятий, как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 года в г Сочи, XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани. России предстоит провести не менее значимые мероприятия - Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г.

117

Красноярске. Событийный туризм позволяет не только укрепить имидж страны на международной арене как открытого и гостеприимного государства, но и создает импульс для развития туристской инфраструктуры, которая будет служить многие годы, привлекая новые туристские потоки в регион.

Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)» [7]. Развитие туризма в регионах обеспечивает мультипликативные эффекты роста дохода, производства, занятости в национальной экономике. Однако сдерживающие факторы не позволяют в полной мере реализовать позитивные макроэкономические эффекты. Сдерживающие развитие туризма факторы можно условно разделить на общие для всех регионов и специфические. Общие факторы актуальны на всей территории Российской Федерации, специфические проявляются как дополнительный ограничитель развития в конкретном регионе.

Территории Юга России обладают огромным потенциалом для развития индустрии гостеприимства, реализация которого тормозится как общими, так и специфическими факторами.

В Ростовской области туризм остается одной из стратегически значимых отраслей. Приоритеты и цели государственной политики в сфере туризма определены Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года [8].

Для реализации приоритетных задач в сфере туризма с 2008 года применяется программно-целевой подход на региональном и муниципальном уровнях [9]. На территории Ростовской области выделяются 5 туристс-ко-рекреационных районов: Вёшенский, Ма-нычский, Приазовский, С еверо-Донецкий и Цимлянский. Между собой их связывают широтные и меридиональные транспортные коридоры, что позволяет беспрепятственно осуществлять путешествия, в основе которых лежит разнообразие природных, климатических и культурно-исторического ресурсов.

В 2015 году услуги в сфере туризма Ростов-118

ской области оказывало 495 гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом 30 тысяч мест единовременного размещения, а также 320 турфирм.

Расширение регионального туристского рынка отражается на росте вклада туризма в социально-экономическое развитие Ростовской области: объем туристской добавленной стоимости - 12 млрд. рублей; объем платных услуг субъектов туриндустрии - более 5 млрд. рублей; доля туриндустрии в ВРП области - 1,15% (для сравнения, в 2010 году - 1,07%).

При обеспечении высокого качества услуг и конкурентоспособной цены внутренний туристский рынок способен сформировать активный спрос на донской турпродукт, для продвижения которого важна работа по формированию представления о Ростовской области как регионе, благоприятном для туризма и отдыха. Серьезным вызовом для этого и одновременно стимулом для развития донского туризма в целом стал выбор г. Ростова-на-Дону в качестве одного из российских городов, принимающих матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.

Наиболее приоритетными, определяемыми потребительским спросом, направления развития являются: рекреационный туризм (туризм с целью развлечения и отдыха - отдых на воде, отдых на селе, рыбалка и охота); культурно-исторический (познавательный) туризм; деловой, научный и образовательный виды туризма; автомобильный туризм (автотуризм); этнографический и событийный виды туризма; экологический туризм природоохранной направленности; спортивный и экстремальный виды туризма; оздоровительный туризм и другие виды туризма.

Сдерживающие факторы развития донского туризма характерны для большинства регионов Российской Федерации: недостаточно развитая туристская инфраструктура и отсутствие готовых инвестиционных площадок для строительства объектов туристско-рекреационного назначения в большинстве муниципальных образований области; малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем сервиса; высокая стоимость проживания в

гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам; недостаточная некоммерческая реклама туристских возможностей Ростовской области как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа региона как территории, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием; дефицит конгрес-сно-выставочных площадок для проведения масштабных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях формирования благоприятного туристского имиджа Ростовской области необходимо сконцентрироваться на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде ее туристского потенциала. Наиболее действенными мерами в этом направлении являются мероприятия, проводимые в рамках комплексного информационного сопровождения туристской деятельности и внедрения навигационных туристских систем. Туристской узнаваемости территории также способствуют презентации регионального турпродукта на крупных международных конгрессно-выставочных форумах, инфотуры по туристским маршрутам Ростовской области и туристские событийные мероприятия, отражающие ее уникальность.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры. Приоритетным направлением туристской отрасли Северо-Кавказского федерального округа является лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм, стимулирующий развитие культурно-познавательного, делового, экологического, спортивного, этнического туризма.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития туризма и санаторно-курортной сферы. На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены 5 государственных заповедников, 2 национальных парка, а также

7 государственных заказников, обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия регионов.

Однако естественные преимущества до настоящего времени остаются не в полной мере реализованными, Небольшой вклад туристской сферы в экономику регионов Северо-Кавказского федерального округа связан с недостаточным объемом туристского потока. Наибольшая доля неорганизованного туристского потока и минимальная длительность пребывания туристов, а, следовательно, и низкие расходы туристов характерны для центров горнолыжного, спортивного и экстремального туризма. Доля иностранных туристов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского уровня.

Развитие туристского комплекса СевероКавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для иностранных граждан. Многие памятники и объекты культурно-исторического наследия нуждаются в реставрации.

Влияние ранее выявленных сдерживающих факторов для развития индустрии гостеприимства возможно преодолеть путем повышения качества управления в сфере туризма, создавая соответствующие организационные структуры на региональном и местном уровнях при условии стабильного финансирования из бюджетных и внебюджетных источников системных мероприятий. Дополнительным условием успешного развития является также активное вовлечение и участие общественных и профессиональных туристских объединений в формировании и продвижении российского (регионального) туристского продукта и туристской привлекательности территорий.

Меры государственного регулирования в сфере туризма приметаются в целях стиму-

119

лирования деятельности субъектов туристской индустрии путем оказания прямых форм государственной поддержки и привлечения к участию в профессиональных конкурсах в сфере туризма, проводимых на региональном и федеральном уровнях. Реализация этих направлений служит повышению уровня качества и доступности услуг в сфере туризма, способствующих повышению конкурентоспособности российского турпродукта.

Таким образом, перспективы развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации связаны с комплексным развитием внутреннего и въездного туризма с учетом

обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить: формирование доступной и комфортной туристской среды; повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках; реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма. Одним из важнейших направлений является совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Отчеты Всемирной туристской организации. [Электронный ресурс]. UNWTO Tourism Highlights 2016 Edition. Режим просмотра: URL: http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2016. pdf (дата обращения: 02.05.2017).

2. Похомчикова Е.О. Понятие и структура индустрии гостеприимства [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. - №4(60) /том 3/ 2014. Режим просмотра: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-i-struktura-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 03.05.2017).

3. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа. [Электронный ресурс] // Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Издание Организации Объединенных Наций, 2010 год. Режим просмотра: URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesf/ SeriesF_80revlr.pdf (дата обращения: 29.04.2017).

5. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Режим просмотра: URL: http://static.kremlin.m/media/events/files/m/18iXkR8XLAtxeilX7JK3 XXy6Y0AsHD5v.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

7. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)

[Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644. Режим просмотра: URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361/ (дата обращения: 29.04.2017).

8. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 от 24.11.2011 № 1752. Режим просмотра: URL: http://www.donland. ru/Default.aspx?pageid=85416 (дата обращения: 03.05.2017).

9. Развитие культуры и туризма [Электронный ресурс]: Государственная программа Ростовской области утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 587 (последняя редакция) URL: http://www.mineconomikiro.ru/strateg5.php (дата обращения: 03.05.2017).