Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития туризма в Астраханской области'

Анализ состояния и перспективы развития туризма в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5495
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Варламова Маргарита Владимировна, Молчанова Ольга Владимировна

Проанализирован потенциал развития отрасли, работа субъектов туристической деятельности, доходы от нее. Проведены анализ и оценка инфраструктуры туристической деятельности в Астраханской области, анализ туристских потоков. Методология исследования системный подход и методы экономического и статистического анализа. Предложены следующие основные направления и перспективы развития туризма в Астраханской области, в том числе учитывающие вклад отрасли в экономику региона: создание информационного туристического центра; разработка и реализация региональной программы развития гостиничного комплекса; разработка концепции прямого и косвенного влияния туризма на региональную экономику, учитывающей показатели смежных отраслей и показывающей совокупный доход от туризма, на основе мультипликативного эффекта туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CONDITIONS AND PERSPECTIVES OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

There has been analyzed the development potential of the branch, the performance of tourist businesses and their income. There has been made the analysis and infrastructure valuing of tourist activity in the Astrakhan region and the analysis of tourist streams. The methodology of the research consists in the systematic approach and the methods of economic and statistic analysis. There have been suggested the following main directions and perspectives of tourism development in the Astrakhan region, including those which take into consideration the contribution of this branch to the regional economy: the establishing of the tourism information center; the elaboration and realization of the regional programme of hotel complex development; the elaboration of the conception of direct and indirect tourism influence on the regional economy which, proceeding from multiple tourism effect, takes into account the indicators of allied branches and shows the aggregate income earned by tourism.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития туризма в Астраханской области»

ББК 65.9(2)433

М. В. Варламова, О. В. Молчанова*

Кафедра информатики Кафедра производственного менеджмента и организации предпринимательства

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение. Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. В мировом экспорте туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, оружия, автомобилей. Годовой оборот от туризма в мире составляет около 3,8 трлн долл. По прогнозам ВТО туристские потоки, составившие в 2000 г. 630 млн прибытий со средним доходом от посещения 897 долл. с человека, в 2010 г. превысят 1 миллиард прибытий, а мировые доходы от туризма возрастут до 1,5 трлн долл. Эти данные характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма [1].

Влияние туризма на развитие экономики региона очень велико. Это объясняется тем, что данная отрасль объединяет внутри себя целый ряд отраслей экономики: транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, сферу развлечений и т. д. Кроме того, туризм ускоряет развитие таких отраслей, как строительство, производство товаров повышенного туристского спроса, городское хозяйство и др. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.

Доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается, за счет:

- увеличения продажи продукции местной промышленности;

- увеличения доходов региональных средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания;

- развития мобильного, нестационарного туризма в связи с расходами туристов на туристское снаряжение, которое, как правило, не может быть использовано в «оседлой» жизни;

- увеличения спроса на продукцию сельского хозяйства региона;

- расширения и модернизации региональной инфраструктуры (сооружения средств туристского размещения, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и т. д.);

- поступления доходов в региональный бюджет через налоги и сборы [2].

Постановка задачи. Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая то место, которое занимает туризм на сегодняшний день, в период трансформации общества и экономики в нашей стране, представляется актуальным исследование состояния и перспектив развития туризма в Астраханской области и факторов, влияющих на его развитие. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать потенциал развития этой отрасли в Астраханской области;

- рассмотреть туристские потоки в Астраханскую область;

- проанализировать работу субъектов туристской деятельности (СТД);

- проанализировать и оценить инфраструктуру туристской деятельности в Астраханской области;

- проанализировать доходы от туристской деятельности;

- дать предложения по формированию основных направлений и перспектив в развитии туризма в Астраханской области, в том числе учитывающие вклад отрасли в экономику данного региона.

Методологией исследования является системный подход и методы экономического и статистического анализа.

В настоящее время Астраханская область является очень привлекательной территорией для туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия.

Астраханская область расположена на юго-востоке ВосточноЕвропейской равнины в пределах северо-западной части Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, в 1 534 км к юго-востоку от Москвы. После провозглашения независимости Российской Федерации Астраханская область получила статус пограничного района, через который осуществляется морской выход России в Каспийское море, Иран, государства Средней Азии и Кавказа.

Многочисленная и разнообразная флора и фауна Астраханской области приятно удивляет, здесь сохранились многие виды рыб, птиц и животных. В регионе можно встретить таких птиц, как кудрявый пеликан, лебедь-шипун, большая белая цапля, фазан, орлан-белохвост и др.

В 1919 г. был создан один из первых в России заповедников - Астраханский, в 1984 г. решением ЮНЕСКО ему был присвоен статус биосферного. В 1997 г. в Астраханской области был создан еще один заповедник - Богдинско-Баскунчакский. Помимо заповедников на территории области находятся 4 государственных природных заказника, 8 государственных охотничьих заказников, 24 охотничьих хозяйства, 36 государственных памятников природы, богатое лечебной грязью озеро-ильмень Тинаки, где создан известный в России бальнеологический курорт.

Астраханская область имеет огромный культурный потенциал. Кремль - главная достопримечательность города. Это музей под открытым небом. На территории Астраханского кремля сохранились памятники архитектуры ХУ1-ХУ11 вв.: Успенский и Троицкий соборы, Кирилловская часовня, Архиерейские палаты. А в башнях Кремля развернуты экспозиции Астраханского историко-архитектурного музея (более 250 тыс. экспонатов).

В городе действуют филармония, драматический театр, театр юного зрителя, театр кукол, музыкальный театр, государственный цирк, культурно-развлекательные комплексы (КРК) «Октябрь», «Даир».

Анализ потенциала развития отрасли показал, что природные условия, географическое положение и богатство культурно-исторического наследия Астраханской области позволяют развивать здесь разные виды ту-

ризма, такие как деловой, познавательно-деловой, культурнопознавательный, событийный, рыболовно-охотничий, оздоровительный, спортивный, экологический и т. д.

Основные страны и регионы, из которых прибывают туристы в Астраханскую область, а также в которые выезжают жители Астраханской области с туристскими целями, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Рейтинг основных направлений на рынке туруслуг за 1-е полугодие 2002 г.

Страны или регионы РФ, в которые выезжали туристы Количество турфирм, предлагающих данное направление Страны или регионы РФ, из которых прибывали туристы Количество турфирм, принимающих из данного направления

Германия 5 Москва 20

Франция 6 С.-Петербург 16

Италия 8 Оренбург 8

Испания 8 Калуга 6

Египет 8 Пермь 7

Греция 12 Ставрополь 6

Турция 14 Саратов 15

ОАЭ 14 Волгоград 18

Россия (Москва, С.-Петербург, Краснодарский край, Крым, Ставрополь и др. ) 18 Франция, Германия, Словения, Израиль, США 2

Структура предложения в зависимости от целей поездки дана в табл. 2.

Таблица 2

Структура предложения по целям поездки на рынке туруслуг за 1-е полугодие 2002 г.

Цель Количество направлений

Шоп-туры 14

Авто-туры 8

Комбинированные (экскурсии и отдых) 22

Обучающие 6

Всего 32

Туристский сезон в Астраханской области приходится на период с апреля по ноябрь включительно. В 2002 г. в течение этого времени принято около 75 % от общего потока туристов, прибывающих в Астраханскую область [3]. Основные месяцы приема туристов - май, июль, сентябрь, октябрь, что связано с проведением масштабных событийных мероприятий (празднование Дня рыбака и Дня города) и сезонностью организации рыболовно-охотничьих туров. Сезон охоты на пернатую дичь - со второй субботы сентября по 30 ноября. Сезон рыбной ловли длится с апреля по ноябрь, а на отдельных турбазах организуется и зимняя рыбалка.

Основные потребители услуг - это жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Саратова и Волго-

града. Поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Литва), Словении, Франции, Германии, Израиля, США.

Данный анализ позволил выделить основные направления, в которых работают туристские фирмы г. Астрахани, а значит, и те направления, в которых высоко развита конкурентная среда.

Анализ работы субъектов туристской деятельности за 1-е полугодие 2002 г. проведем с учетом разделения сферы въездного и выездного туризма (основные показатели представлены в табл. 3.)

Таблица 3

Сравнительная таблица основных показателей деятельности туристских фирм Астраханской области за 1-е полугодие 2002 г.

Показатели Въездной туризм Выездной туризм Всего

2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г.

Количество фирм 24 30 16 21 40 51

Количество туристов, чел. 1 667 4 457 2 928 4 840 4 599 9 297

Количество чел./дней 4 948 13 198 10 237 16 922 15 185 30 120

Объем оказанных услуг, тыс. руб. 6 668,25 8 643,9 6 029,75 10 286,8 12 698 18 930,7

Штат сотрудников, всего, чел. Стаж 3 года С туристическим образованием 273 294 88 109 361 403

137 94 64 44 201 138

14 46 11 24 25 70

Количество мест, в т. ч. «люкс» 318 1 040 - - 318 1 040

50 157 - - 50 157

В настоящее время въездной туризм в Астраханской области осуществляют 30 СТД, из них 22 юридических лица и 8 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. За 6 месяцев 2002 г. общий объем туруслуг, оказанных туристам посредством лицензированных СТД, составил около 9 млн руб., что превышает объем туруслуг соответствующего периода прошлого года на 20 %. Всего СТД было принято более 4 457 туристов на 13 198 чел./дней , что превышает уровень 2001 г. на 62 %. В сфере въездного туризма работают всего 294 штатных сотрудника, из них со стажем более 3 лет - 94 чел. (32 %), с дополнительным туристическим образованием на базе факультета повышения квалификации Астраханского государственного университета (ФПК АГТУ) - 46 чел. (16 %).

В сфере выездного туризма в настоящее время действуют 21 СТД, в том числе 15 - юридические лица и 6 - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. За 6 месяцев 2002 г. ими оказано услуг на сумму более 10 млн руб., что превышает уровень соответствующего периода прошлого года на 41 %. Всего из Астраханской области было отправлено на отдых в различные регионы России, ближнего и дальнего зарубежья 4 840 туристов, что выше соответствующего периода прошлого года на 40 %. В сфере выездного туризма работают более 100 штатных сотрудников, из них со стажем более 3 лет - 40 %, с дополнительным туристическим образованием на базе ФПК АГТУ - 22 % сотрудников [3].

Анализ работы СТД по основным показателям выявил тенденцию к увеличению числа туристов, посетивших Астраханскую область, соответ-

ственно произошло увеличение объема оказанных туруслуг и количества дополнительных рабочих мест.

Анализ современного состояния основных сегментов инфраструктуры туристской деятельности в Астраханской области показал следующее.

В настоящее время на территории Астраханской области действуют гостиница «ВИКТОРИЯ ПАЛАС»****, гостиница «ЛОТОС»***(к/н 235), гостиница «КОРВЕТ» (к/н 14), гостиница «АСТРАХАНСКАЯ» (к/н 102), турбазы, расположенные на берегу р. Волги, и плавучие гостиницы, ничем не уступающие по уровню сервиса комфортабельному коттеджу.

За 6 месяцев 2002 г. СТД использовали в качестве средств размещения 15 плавучих гостиниц, 13 стационарных турбаз и 7 теплоходов. Всего на туробъектах было предложено 1 040 гостиничных мест, из них - 157 типа «люкс» и «полулюкс», общее число мест увеличилось в сравнении с соответствующим периодом 2001 г. на 70 %.

В настоящее время в области достаточно предприятий общественного питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Наибольшую привлекательность имеют рестораны «Корвет», «Лотос», «Багдад», «Камелия», «Люксор», «Улица мечты», «Подкова гриль», «Секрет», «Факел», ночные клубы «Монако», «Дельфин», казино «Премьер», «Гран-При», «Лотос», кофейни «Дискавери» и «Шарлау», КРК «Даир» и др.

Анализ доходов, полученных от туристической деятельности в виде налоговых отчислений в бюджет за 1-е полугодие 2002 г., представлен в табл. 4.

Таблица 4

Сведения о налоговых отчислениях в бюджет за 1-е полугодие 2002 г.

Налоговые отчисления в бюджет Въездной туризм Выездной туризм Всего

2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г.

Федеральный, тыс. руб. 184,87 713,2 176,7 494,8 361,57 1 208

Областной, тыс. руб. 156,75 629,9 43,1 144,6 199,85 774,5

Местный, тыс. руб. 211,81 271,6 21,39 82,2 233,2 353,8

Общая сумма налогов, тыс. руб. 553,43 1614,7 241,19 721,6 794,62 2 336,3

Сколько всего налогов получил бюджет от 1-го туриста, тыс. руб. 0,3 0,4 0,1 0,1 0,2 0,3

По сфере въездного туризма за 6 месяцев 2002 г. в бюджеты различных уровней в виде налогов поступило 1,614 млн руб., что превышает в 3 раза уровень налогов соответствующего периода прошлого года. По сфере выездного туризма объем налоговых поступлений составил 721,6 тыс. руб. Общая сумма налогов от оказанных туруслуг по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. возросла в 3 раза и составила 2,336 млн руб.

Результаты исследования показали следующее.

1. Туристские предприятия, и те, которые образовались недавно, и те, которые временно прекратили свою деятельность, перешли к активным действиям: занялись новыми направлениями, обновлением и расши-

рением предложения, а также внутренним туризмом для обеспечения конкурентоспособности в данной сфере.

2. Желающих познакомиться с уникальным регионом, расположенным в дельте Волги, достаточно много. Социологическое исследование выявило потребности туристов относительно этнокультурной среды Астраханской области - это ознакомление с традициями и бытом местного населения, с характером и особенностями местных промыслов и народного творчества, проведение выставок-продаж, проведение дней региона (событийный аспект туризма), участие в национальных праздниках и т. д. Удовлетворение вышеперечисленных потребностей клиентов способно повысить численность туристского потока.

3. Астраханская область имеет большое количество мелких турфирм, что создает определенные трудности для привлечения иностранных туристов, так как большинство из них доверяют лишь крупным фирмам с хорошей репутацией и длительным опытом работы в туризме.

4. Несмотря на большое количество средств размещения, тенденцию к росту туристского интереса к области сдерживает проблема размещения туристов. В городе только две гостиницы имеют категорию «4 звезды» и «3 звезды», которые являются основой для приема иностранных туристов.

5. Число туристов, посетивших Астраханскую область благодаря деятельности астраханских турфирм, возросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 51 %, в то же время объем туристических услуг, оказанных въезжающим в Астраханскую область туристам, увеличился всего на 33 %, что возможно объяснить лишь неоформлением СТД части оказываемых ими услуг [3].

В качестве основных направлений и перспектив развития туризма в Астраханской области целесообразно предложить:

- создание Информационного туристического центра - государственного учреждения, основной задачей которого будет предоставление полной информации туристам об отдыхе в Астраханской области (свободные места на базах, в гостиницах, их стоимость, перечень услуг, информация об объектах общепита и развлекательных центрах, информация о туристских маршрутах и экскурсионном обслуживании и т. д.), а также издание качественной полиграфической продукции, участие в российских и международных выставках и многое другое;

- разработку и реализацию региональной программы развития гостиничного комплекса Астраханской области как основного условия, необходимого для поступательного развития туризма (с приоритетной ориентацией на строительство крупных средств размещения туристов при максимальном привлечении внебюджетного финансирования);

- разработку концепции прямого и косвенного влияния туризма на региональную экономику, учитывающей показатели смежных отраслей и показывающей совокупный доход от туризма на основе мультипликативного эффекта туризма.

Заключение. Астраханская область является перспективной для развития как внутреннего, так и внешнего туризма.

Региональная концепция развития туризма в Астраханской области, разработанная Комитетом по туризму областной администрации, предпо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лагает вывести туризм как отрасль на третье место по прибыльности после топливно-энергетической и транспортной отрасли.

Проведённый анализ наглядно демонстрирует, что традиционное рассмотрение экономического вклада туристской отрасли как совокупности доходных показателей турфирм приводит к результатам, как минимум на порядок отличающимся от реального положения вещей в сторону занижения.

Между тем полученные результаты свидетельствуют о растущей социально-экономической значимости туристской деятельности, увеличении интереса к ней предпринимателей, о чем свидетельствует постоянное появление новых туристических фирм и направлений туристской деятельности. Это, в свою очередь, увеличивает возможность удовлетворения разнообразных потребностей астраханцев и гостей области в высококачественных туристских услугах и свидетельствует о возможностях развития экономики области за счет увеличения рабочих мест, налоговых поступлений в областной бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

2. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 272 с.

3. Материалы Комитета по туризму Администрации Астраханской области. -Астрахань: Администрация Астраханской области, 2002.

Получено 12.07.04

THE ANALYSIS OF CONDITIONS AND PERSPECTIVES OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

M. V. Varlamova, O. V. Molchanova

There has been analyzed the development potential of the branch, the performance of tourist businesses and their income. There has been made the analysis and infrastructure valuing of tourist activity in the Astrakhan region and the analysis of tourist streams. The methodology of the research consists in the systematic approach and the methods of economic and statistic analysis. There have been suggested the following main directions and perspectives of tourism development in the Astrakhan region, including those which take into consideration the contribution of this branch to the regional economy: the establishing of the tourism information center; the elaboration and realization of the regional programme of hotel complex development; the elaboration of the conception of direct and indirect tourism influence on the regional economy which, proceeding from multiple tourism effect, takes into account the indicators of allied branches and shows the aggregate income earned by tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.