УДК 343.244.24
К. И. Деревянко
УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫЕ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ
К. I. Derevyanko
CONDITIONALLY CONVICTED AS AN OBJECT OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE IMPACT, CARRIED OUT BY THE PENAL INSPECTIONS
B статье рассматриваются вопросы исследования личности условно осуждённых как объекта и субъекта социальных отношений, проявляющего себя в общении, в деятельности, в поведении.
In article covers the research ofpersonality probation and parole as an object and subject of social relations, manifesting themselves in communication, activity, behavior
Ключевые слова: личность условно осуждённого, социальные отношения.
Keywords: personality conditionally sentenced, social relations.
При определении личности преступника как системы следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми и делающих, в свою очередь, её субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальной группы или иных общностей, как носителя социально типичных черт1.
Предметом системного анализа должны быть свойства личности преступника. При этом надо иметь в виду:
1) внутренние, собственные свойства, зависящие от внутренних взаимодействий между компонентами, подсистемами данной системы. Собственные свойства системы можно рассматривать как функции на выходах системы. Например, взаимодействие внутренних подсистем личности преступника2 на выходе даёт преступное поведение как функцию этой системы;
2) внешние свойства, актуально существующие лишь при условиях, когда реализуются связи с внешними объектами (системами), например, с ситуацией совершения преступления.
Для понимания личности преступника и разработки мер воспитательно-профилактического воздействия необходимо иметь в виду все исполняемые ею социальные функции, отношения и взаимовлияния между различными видами личной деятельности, всю её общественную практику, требования, предъявляемые к ней социальной
1 См.: Антонян Ю. М. Изучение личности преступника : учеб. пособие. М., 1982.
С. 47.
2 См.: Антонян Ю. М. Системный подход к изучению личности преступника // Сов. гос-во и право. 1974. № 4.
средой и особенно в малых группах. Однако как элемент общественной системы личность преступника обладает определённой самостоятельностью и самоуправляемостью, а поэтому может рассматриваться как относительно автономная микросистема. Именно такой широкий подход, в котором обе названные стороны существовали бы в реальном диалектическом единстве, позволит понять сложность и противоречивость преступного поведения, найти возможность его профилактики1.
Сложная цепь взаимоотношений между микросредой и личностью преступника составляет важную характеристику последней. Эта цепь является механизмом не только формирования антиобщественных черт преступников, но и развития личности в целом, создания её собственной среды, относительно постоянного образа жизни. Социологическое и социально-психологическое исследование личности преступника обнаруживает значительную подвижность и относительность границ такого исследования, однако анализ личности преступника не беспределен, в частности, формирование её должно прослеживаться под углом зрения возникновения и развития криминогенных нравственно-психологических особенностей и ценностных ориентаций.
В настоящее время юридические науки «криминального» профиля и ряд пограничных наук всё более полно охватывают многообразные связи и отношения личности преступника, её проявления и социальные роли2. В системе тех или иных связей и зависимостей личность преступника изучается то как объект воздействия среды - антиобщественного и социально полезного, то как субъект преступной деятельности, поведения, антиобщественного образа жизни, источник влияния на других людей, как субъект правоотношений. Исключительное значение имеет исследование особенностей личности, которые приводят к преступному поведению, каналов и путей формирования этих особенностей, форм и методов их выявления и устранения.
Детальный анализ может послужить основой для разрешения некоторых вопросов, связанных с совершенствованием воспитательно-профилактического воздействия и исправления исследуемой категории лиц, обусловленным сохраняющимся стабильно высоким уровнем повторных преступлений с их стороны.
По состоянию на 2013 г. в России функционировало 2459 подразделений УИИ, в том числе 80 федеральных казённых учреждений. В 2013 г. на учёте УИИ состояло 327073 условно осуждённых, что на 29065 человек меньше, чем в 2012 г. Испытательный срок продлён в отношении 115455 условно осуждённых, что на 172 человека меньше, чем в 2012 г. Дополнительные обязанности
1 См.: Антонян Ю. М. Изучение личности преступника : учебное пособие. С. 45.
2 См., напр.: Общая характеристика осуждённых (по материалам контрольной переписи осуждённых 1994 г.) / под ред. П. Г. Мищенкова. М., 1996. С. 24-25; Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань, 2009.
возложены в отношении 82462 условно осуждённых, что на 2244 больше, чем в 2012 г.
Снижение количества условно осуждённых за последние годы связано прежде всего с тенденцией уменьшения числа осуждённых к лишению свободы и развитием новых альтернативных лишению свободы видов наказания, а также с работой уголовно-исполнительных инспекций над достижением целей и выполнением задач по исправлению осуждённых к наказаниям и мерам уголовно-исполнительного характера, не связанным с лишением свободы, предупреждению среди них правонарушений, оказанию помощи в социальной адаптации осуждённых, организации исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, соблюдению законности при исполнении судебных актов, взаимодействию с правоохранительными органами, органами власти, местного самоуправления, общественными организациями, укреплению материально-технической базы УИИ.
Осуждённый условно не теряет социально полезные связи, прежде всего с семьей, ближайшим окружением. Однако к моменту осуждения имели семью менее половины женщин и мужчин, в ходе отбывания наказания у части условно осуждённых семья распалась.
Наличие семьи можно считать сильнейшим сдерживающим антикриминогенным фактором1.
Важное значение для понимания сущности семьи имеет осознание её функций. В литературе обычно выделяют следующие функции семьи2:
1) репродуктивная (рождение детей);
2) воспитательная;
3) хозяйственно-экономическая;
4) рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха);
5) коммуникативная;
6) регулятивная.
В специальной литературе отмечается, что многим преступникам свойственны пьянство, беспорядочная половая жизнь, случайность доходов, что отрицательно оценивается будущими супругами, не способствует созданию семьи3. К сожалению, в системе ценностных ориентаций многих преступников семья играет не главную роль. Это подтверждают данные исследования.
Вместе с тем, как верно отмечает Ю. М. Ткачевский, забота осуждённого о своих родных и близких, сознание, что при повторном совершении преступления к нему может быть применено наказание
1 См.: Михлин А. С. Роль социальных и демографических свойств личности осуждённых. М., 1970. С. 58.
2 См.: Демография : учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2007. С. 236.
3 См.: Общая характеристика осуждённых (по материалам контрольной переписи осуждённых 1994 г.). С. 24.
реально, что, в свою очередь, отрицательно отразится на интересах близких ему людей, будет способствовать воздержанию его от совершения преступлений1.
Любая семья характеризуется функциональной структурой и межличностными отношениями в ней. Обязанности и права её членов, обусловленные совместным делом и целью жизнедеятельности, определяют формальные отношения, а чувства, которые испытывают члены семьи друг к другу, - неформальные отношения2.
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях3:
1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребёнком (подростком) норм асоциального поведения;
2) родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребёнка (подростка). Отсутствие прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
4) родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).
Традиционно считается, что в жизни любого человека важнейшую роль играет институт семьи, влияние которого особенно возрастает в кризисные моменты жизни, к которым относится отбывание наказания4. Среди значимых аспектов жизни осуждённого любого возраста огромное значение имеет семья и взаимодействие с родственниками. События, происходящие в семье такого осуждённого, заставляют его испытывать эмоциональные переживания, которые не всегда являются положительными, что отражается на его поведении в процессе отбывания наказания.
1 См.: Ткачевский Ю. М. Освобождение от наказания. М., 1970. С. 230.
2 См.: Смирнова И. Н. Организационно-правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций : монография. Псков, 2009. С. 56.
3 См.: Шиханцов Г. Г. Юридическая психология : учеб. для вузов / отв. ред. В. А. Томсинов. М., 1998.
4 См.: Темаев Т. В., Мельникова О. А. Роль семьи в социальной адаптации пожилого осуждённого // Социология социальных проблем. 2010. № 2. С. 138-151.
При традиционно положительной оценке роли семьи в жизни осуждённого отметим, что не все семьи готовы поддерживать осуждённого во время отбывания наказания и после снятия его с учёта УИИ. Однако у условно осуждённых семья сохраняется чаще, чем у осуждённых к лишению свободы.
Социальный институт семьи, являясь важнейшим агентом социализации человека, безусловно, оказывает влияние на формирование преступной личности. Данный тезис можно применить не только к родительской, но и к супружеской семье осуждённого, поскольку проблемы в отношениях между супругами часто способствуют девиационным и криминальным проявлениям. Среди положительных аспектов влияния семьи можно отметить следующие:
1) ощущение собственной нужности;
2) ощущение уверенности в завтрашнем дне;
3) ощущение независимости и самостоятельности в связи с наличием работы и положения в семье.
Условно осуждённые являются в первую очередь уголовными правонарушителями. При этом единство преступления и личности виновного чётко выражено в уголовно-исполнительном аспекте. Исправление условно осуждённого и выбор воспитательно-предупредительных мер связывается с преодолением определённых пороков его личности, особенно тех, которые нашли своё выражение. Всё это вызывает необходимость обратиться к уголовно-правовой характеристике изучаемого контингента осуждённых.
Подводя итоги социально-правовой характеристики условно осуждённых, следует отметить, что, несмотря на наличие ряда общих признаков, есть немало и таких, которые позволяют разделить рассматриваемую категорию осуждённых на три группы.
Первую отличает склонность к правопослушному поведению, способность различать границы между дозволенным и запретным, они проявляют стремление к досрочному снятию судимости и отмены условного осуждения.
Ко второй группе отнесены условно осуждённые - трудновоспитуемые, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, не пытающиеся длительное время трудоустроиться или учиться, не поддерживающие семейные отношения, избегающие социально полезного окружения, адекватно не реагирующие на воспитательно-предупредительные меры сотрудников УИИ либо к ним безразличные.
К третьей группе относятся условно осуждённые с установкой в основном на законопослушное поведение, ценностные ориентации этого большинства практически не отличаются от большинства осуждённых, состоящих на учёте УИИ.
Литература
1. Антонян Ю. М. Изучение личности преступника : учебное пособие.
- М., 1982.
2. Антонян Ю. М. Системный подход к изучению личности преступника // Сов. гос-во и право. - 1974. - № 4.
3. Демография : учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М., 2007.
4. Михлин А. С. Роль социальных и демографических свойств личности осуждённых. - М., 1970.
5. Общая характеристика осуждённых (по материалам контрольной переписи осуждённых 1994 г.) / под ред. П. Г. Мищенкова. М., 1996.
6. Общая характеристика осуждённых (по материалам контрольной переписи осуждённых 1994 г.) / под ред. П. Г. Мищенкова. - М., 1996.
7. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. - Рязань, 2009.
8. Смирнова И. Н. Организационно-правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций : монография. -Псков, 2009.
9. Темаев Т. В., Мельникова О. А. Роль семьи в социальной адаптации пожилого осуждённого // Социология социальных проблем. - 2010.
- № 2.
10. Ткачевский Ю. М. Освобождение от наказания. - М., 1970.
11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология : учебник для вузов / отв. ред. В. А. Томсинов. - М., 1998.