Научная статья на тему 'Особенности личности осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества'

Особенности личности осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности личности осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества»

O.E. NAZARJEVA

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF A PRISONER WITH NON-CUSTODIAL SENTENCE

О.Э. НАЗАРЬЕВА (Академия ФСИН России)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ

БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ

Изучение личности осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества, необходимо для определения правильного воспитательного воздействия на нее, исправления и недопущения совершения новых преступлений как в период отбывания наказания, так и по его окончании.

Со второй половины ХХ столетия ученые более детально стали изучать личность осужденного. Именно в этот период большое внимание уделялось возникновению причин и механизму преступного поведения, процессу формирования личности преступника, ее основным характеристикам, психологии преступника, были классифицированы типы преступников. Однако большинство исследований носили описательный характер и касались личности преступника, а не личности осужденного.

Отличительные черты личности осужденного присущи не всем лицам, совершившим преступления. Основная масса преступников имеет определенные особенности, что позволяет говорить о личности осужденного как о самостоятельном социальном и психологическом типе.

Личность осужденного - это совокупность социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного1. Если демографическая, уголовно-правовая характеристики не требуют конкретизации, то психологические показатели нуждаются, на наш взгляд, в дополнительных разъяснениях.

Уголовно-исполнительное право

• •

ОТ ОБЩЕСТВА

Учитывая индивидуальность и неповторимость человека, можно понять, почему объективно одинаковые внешние воздействия вызывают разную реакцию у различных людей.

В целом личность осужденного можно определить как некую модель, социальный и психологический тип, обладающий специфическими чертами. Ей присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Это определение относится к тем, кто совершил преступление умышленно и кто виновен в преступной неосторожности.

Целью изучения личностных особенностей преступников является разработка мер по профилактике преступного поведения, исправление преступников, причем последнее должно реализовываться в процессе расследования преступлений и в суде.

Сравнительное психологическое изучение личности осужденных и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых значительно более высоким уровнем импульсивности, то есть склонностью действовать по первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных отношениях.

Именно эти признаки в совокупности с антиобщественными взглядами и ориентациями отличают преступников от непреступни-ков, а их сочетание становится непосред-

ственной причиной совершения преступления. Однако внешние условия косвенно порождают преступное поведение. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его природе. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, к самому себе и своим обязанностям, к различным общностям, группам зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств.

В связи с этим недопустима чрезмерная социологизация и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, в игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям, положению в системе общественных отношений. Второе - в придании только психологическим факторам решающего значения без учета сформировавшей их социальной среды и условий, в которых развивался человек или в которых он действовал.

Например, при изучении личности осужденного, состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), следует обратить внимание на его семейное положение. В целом по России доля условно осужденных к лишению свободы, у которых сохранилась семья после осуждения, составляет 83,9 %, не сохранилась - у 16,1 %2. Наличие семьи является важным антикриминогенным фактором, что подтверждают результаты проведенного нами анкетирования осужденных, а также опрос сотрудников УИИ.

На вопрос анкеты о том, что удерживает осужденных от совершения преступления, 200 человек (62,5 %) ответили, что в настоящее время от совершения преступления их удерживает семья; 20 (6,2 %) - контроль со стороны сотрудников ОВД; 90 (28 %) - страх, боязнь более строгого наказания - лишения свободы.

На вопрос о том, что является антикри-миногенным фактором у состоящих на учете

в УИИ осужденных, 50 (62 %) из 80 опрошенных сотрудников УИИ дали ответ - наличие семьи, 30 (38 %) - наличие образования.

Известно, что высокий уровень образования является существенным антикриминоген-ным фактором (чем выше образовательный уровень конкретной личности, тем меньше вероятность противоправного поведения с ее стороны). Так, при проведении анкетирования выяснилось, что осужденные, имеющие начальное образование, в возрасте 25-30 лет самостоятельно не смогли ответить на вопросы анкеты. Профилактическая работа с такими лицами крайне затруднительна. По данным нашего исследования, среди состоящих на учете в УИИ преобладают осужденные, имеющие среднее специальное образование (38 %).

Представляют интерес результаты исследования несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы. Так, анализ особенностей их семейного воспитания показал, что 77 % из них росли в неполной семье. Кроме того, 41 % несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, имеют судимых близких родственников, многие из которых в настоящее время находятся в местах лишения свободы.

Следует отметить, что 53 % несовершеннолетних осужденных совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, возможно, поэтому 76 % лиц данной категории отрицают свою вину и намеренность в совершении преступления.

Основной отличительной особенностью личности несовершеннолетнего, осужденного без лишения свободы, обладающего криминогенной потенцией, является приемлемость совершения преступного деяния как способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения определенного типа проблемной ситуации. Так, 30 % несовершеннолетних, осужденных к альтернативным мерам наказания, основным мотивом совершения преступления назвали материальный фактор, 3 % -«покататься на велосипеде», 7 % - «желание нового» и др. 55 % несовершеннолетних, осужденных к альтернативным мерам наказания, испытывают чувство жалости к потерпевшим, у 45 % из них отношение к потерпевшим безразличное. Настораживает и то обстоятельство, что 15 % опрошенных подростков объясняют совершение преступления обидой на потерпевших, местью, завистью.

На вопрос «Будете ли Вы когда-либо совершать противоправные деяния?» - 76 % Уголовно-исполнительное право 2007. № 1 ••

подростков ответили «да», мотивируя твердую уверенность пересмотром своих прежних взглядов, сменой отрицательного общения на положительное окружение и т. п.

Характерной индивидуально-психологической особенностью личности основной части (53 %) несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, является потребность в заботе, нежности, любви, общении. Они склонны ориентироваться на справедливость, терпимость, добро и совестливость в отношениях с окружающими. 12 % из них испытывают муки совести и желание искупить свою вину, что свидетельствует о большой внутриличностной работе подростков, совершивших преступление, переосмыслении своего поведения и поступков. Причем 29 % подростков, осужденных к условному лишению свободы, пребывают в расслабленном состоянии после выплеска своего гнева, ярости или даже припадка ненависти. Скорее всего, подобное состояние возникло после принятия трудного решения, которому сопутствовало мучительное раскаяние. Таким подросткам свойствен сензитивный страх отношений, застенчивость, они легко подпадают под влияние более сильных личностей.

У 12 % подростков наблюдается избыточное и угрожающее напряжение деструктивной потребности, что может привести к общественно опасным действиям.

Основным механизмом психологической защиты у 30 % несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, является вытеснение травмирующей психику информации, провоцирующее отрицание своего «Я». Основными формами «отречения» у них являются приспособительные функции торможения, самоограничения, отчуждения и негативизма. Для 17 % подростков характерно использование в качестве основного механизма психологической защиты приспособления, для 13 % - интроекции, что выражается в стремлении к обладанию, реализующемся через заинтересованность.

Таким образом, знание и учет индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, их отношение к преступлению, потерпевшим, своим жизненным планам является необходимой предпосылкой для построения модели индивидуализации процесса их исправления.

Социально-демографическая характеристика условно осужденного несовершеннолетнеУголовно-исполнительное право ** 2007. № 1

го включает в себя черты, которые характерны для всех категорий осужденных: отчужденность, тревожность, интровертирован-ность, импульсивность, демонстративность, истероидность, страх, обособленность. Это свидетельствует о тенденции к соблюдению «психической дистанции» между собой и окружающим миром, уход из окружающей среды во внутренний мир3. Поскольку личность формируется только в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми, то включение преступника в активное и полезное групповое общение -важное условие его исправления.

По мнению Ю.М. Антоняна, помощь в изучении личности осужденного могут оказать специальные психологические методики, дающие ее наиболее полную характеристику4.

Широкое применение находят анкетные методы изучения личности осужденного: Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), 16-факторный опросник Кеттелла, являющийся в настоящее время одним из мощных методов изучения личности, позволяющий получить психологическую информацию, использование которой может сделать педагогический процесс в отношении осужденных более предметным и целенаправленным.

Наряду с названными методами изучения личности осужденного можно выделить и другие, не менее важные и полезные.

Так, метод незаконченных предложений является достаточно распространенным в экспериментально-психологической практике. На основе анализа и интерпретации полученных данных можно сделать заключение об особенностях отношения обследуемого к окружающим, представителям того же или противоположного пола, друзьям, людям вообще, к самому себе, своему будущему, законам и т. д.

Для исследования личности осужденного в практической психологии применяются и рисуночные тесты (особенно широко они используются за рубежом), относящиеся к числу проективных методик (то есть тестовый материал выступает в качестве «экрана», на который обследуемый проецирует характерные для него потребности и мотивы).

Зная общие характеристики осужденных к наказаниям без изоляции от общества, их отличительные особенности и типологические черты, нельзя забывать, что в сфере исполнения уголовного наказания, включающего исправление преступников, сотрудник

уголовно-исполнительной инспекции всегда имеет дело с живым человеком

1 См.: Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет): Учеб.-метод. пособие. М., 2004. С. 4.

2 См.: Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы. Рязань, 2002. С. 73.

3 См.: Там же.

4 См.: Там же.

Уголовно-исполнительное право

• •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.