осложнение криминальной ситуации в стране; ростом совершения тяжких и особо тяжких преступлений, количество которое превышает 60 % в структуре всей преступности. Решение этой задачи осложняется особенностями личности рецидивистов и профессиональных преступников, стойкостью их антиобщественной установки; продолжением преступной деятельности, несмотря на принимаемые к ним меры; использованием решительных и умелых преступных действий; вредным влиянием, оказываемым на неустойчивых лиц, распространением криминальной субкультуры.
Литература
1. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — М., 1990.
2. Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М., 1994.
3. Криминология : учебник / под ред. проф. Малкова В.Д. — М., 2004.
4. Многократный рецидив преступлений : монография / под ред. Ю. М. Антоняна. — Рязань, 2009.
5. Чалидзе В. Уголовная Россия. — М., 1990.
УДК 343.85
Т. И. Зеленяк
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЁННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ
T. I. Zelenyak
PROBLEMS OF THE PREVENTION OF REPEATED CRIMES OF CONVICTS REGISTERED IN CRIMINAL-EXECUTORY INSPECTORATES
В статье раскрывается криминологическая характеристика преступности осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Анализируются основные проблемы профилактики повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях.
The article reveals the criminological characteristics of crime sentenced to a punishment not related to deprivation of liberty. Analyses the main problems of the prevention of repeated crimes of convicts registered in criminal-executory inspectorates.
Ключевые слова: предупреждение, повторные преступления, уголовно-исполнительные инспекции.
Key words: prevention, repeated crimes, criminal-executory inspectorates.
В последнее время наблюдается изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики российского государства в сторону смягчения мер воздействия за преступления, не представляющие большой общественной опасности, увеличения числа уголовных наказаний за совершение подобных преступлений, т. е. расширения возможности применения наказаний, не связанных с лишением свободы. В связи с этим повышается роль и ответственность учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Приоритетными задачами уголовно-исполнительных инспекций становятся обеспечение эффективного контроля за исполнением осуждёнными возложенных на них обязанностей и ограничений, в том числе с использованием
аудиовизуальных, электронных и иных средств контроля и надзора; активизация взаимодействия со структурами гражданского общества, органами местного самоуправления, иными организациями для приобщения их к процессу социальной адаптации осуждённых и их исправлению; совершенствование мер предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений осуждённых.
Согласно официальным данным, в 2011 г. в УИС функционировало 2459 подразделений уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), на учёте которых состояло более 470 тысяч осуждённых1. При этом в отношении 26486 осуждённых было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления. Необходимо обратить внимание на тот факт, что среди впервые осуждённых, состоящих на учёте в УИИ и совершивших повторные преступления
— 9431 человек. Важно отметить, что количество совершённых подучётными лицами повторных преступлений является одним из критериев оценки деятельности УИИ. И хотя количество лиц, снятых с учёта УИИ в связи с осуждением за повторное преступление за 2011 г., уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 3,9 % , тем не менее вопрос о деятельности уголовно-исполнительных инспекций по профилактике повторных преступлений среди названной категории осуждённых представляется весьма актуальным.
Как отмечает Л. Ю. Буданова, характерными чертами современной рецидивной преступности России являются: увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений; омоложение рецидивной преступности (70 % рецидивистов
— в возрасте от 19 до 35 лет); совершение данных преступлений лицами без постоянного источника дохода — 66 %, лицами, злоупотребляющими спиртными напитками; преобладание корыстной мотивации к совершению повторных преступлений (более 70 %) . Повторная преступность лиц, состоящих на учёте в УИИ, является составной частью преступности в целом и, помимо общих, имеет свои количественные и качественные характеристики.
Личность осуждённого к наказаниям, не связанным с лишением свободы, обладает как общими признаками, характерными для личности преступника в целом (пол, возраст, специальность, образование, социальный статус, роль в обществе), а также специфическими, свойственными только ей признаками, которые определяют и выражают характер и степень её общественной опасности.
Как отмечает И. Н. Смирнова, количество осуждённых мужчин, состоящих на учёте УИИ, почти в шесть раз больше, чем осуждённых женщин (86 и 14 % соответственно); в основном это лица, которые имеют неполное образование (49 %); 87 % осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, не состоят в браке; чуть более половины среди исследуемой категории осуждённых, совершивших повторные преступления, составляют 14-17 и 20-24-летние, наименьший удельный вес осуждённых — среди 50-59-летних (4 %). 93 % осуждённых совершили одно преступление, 7 % — два. Из них 44 % — в течение
1 Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2011 г.) : информ.-аналит. сб. — Тверь, 2012. — С. 6.
2 Там же. — С. 152-154.
3 Буданова Л. Ю. Криминологическая характеристика и особенности причин и условий рецидива преступлений лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества // Безопасность уголовно-исполнительной системы. — 2012. — № 3. — С. 20.
от одного дня до пяти месяцев отбывания срока наказания, 30 % — от шести месяцев до года, 26 % — от года до двух лет1.
Представленные показатели свидетельствуют о необходимости осуществления мер профилактики повторных преступлений осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на всем протяжении срока отбывания наказания, а в особенности — ведение предупредительной работы с вновь прибывшими осуждёнными.
Говоря о причинах повторных преступлений осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, хотелось бы отметить следующее. Рецидивная преступность порождается теми же объективными и субъективными факторами, что и преступность в целом. Конкретное преступление всегда связано с конкретной личностью и есть результат влияния на эту личность определённых объективных причин преступления и условий, способствующих его совершению2.
К общим объективным причинам повторных преступлений относятся отрицательные факторы воспитания, имеющие место в семье, школе, трудовом коллективе, т. е. конкретной среде, в которой происходит становление и развитие человека.
Под влиянием объективных причин формируются антиобщественные взгляды и представления, низменные интересы, потребности, привычки, выступающие как субъективные причины преступления.
Говоря о специфических причинах и условиях повторных преступлений осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, следует отметить следующие.
Во-первых, одна из причин совершения преступлений указанной категорией лиц заключается в неправильной оценке судом личности подсудимых при назначении наказания (недостаточнее внимание уделяется определению социальной запущенности, криминогенности осуждённых и подверженности их повторному совершению преступлений).
Во-вторых, деятельность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций сводится в основном к постановке и снятию с учёта осуждённых, ведению делопроизводства. Работа с подучётными лицами заключается в проведении с ними бесед и разъяснении порядка и условий отбывания наказания, предупреждении об ответственности за нарушение уголовного, уголовно-исполнительного, административного и иного законодательства. К сожалению, не ведётся активной профилактической работы с указанной категорией лиц3.
Во многом это определяется малочисленностью штатов УИИ и большим объёмом работ, возлагаемых на одного сотрудника инспекции. Конечно, невозможно требовать от каждого сотрудника проведения регулярных встреч с осуждёнными, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях, в
1 Смирнова И. Н. Борисенко И. В. О субъекте управления уголовно-исполнительными инспекциями в сфере предупреждения повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Российский следователь. — 2012. — № 10.
2 Гуськов В. И., Маслихин А. В. Профилактика преступлений органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы : учебное пособие. — Рязань, 1978. — С. 5.
3 Коробов О. И. О соблюдении законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2. — С. 910.
рамках посещения подучётными лицами УИИ, посещения сотрудниками жилищных хозяйств осуждённых, рабочих мест. Однако необходимо организовывать коллективные мероприятия (лекции, диспуты и т. п.), в том числе с привлечением общественных организаций к участию в проводимых собраниях.
Известен положительный опыт УИИ № 19 по Нагорскому району г. Кирова, когда для проведения беседы с осуждёнными, состоящими на учёте в УИИ, с целью профилактики преступлений и правонарушений был приглашены представители православной церкви. В результате 17 неработающих осуждённых были трудоустроены через Центр занятости населения на обязательные работы на восстановление церкви. У данных осуждённых впоследствии изменилось мировоззрение в положительную сторону, что способствовало их исправлению1.
Кроме того, для того, чтобы сотрудники УИИ должным образом осуществляли деятельность по предупреждению повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в УИИ, они должны владеть информацией о личности подучётного лица, его склонности к совершению преступлений, информацией об оперативной обстановке в районе, который обслуживает уголовно-исполнительная инспекция. Зачастую сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества, не располагают сведениями о совершённых указанными лицами административных правонарушениях. Необходима организация взаимодействия с органами внутренних дел, в первую очередь, с участковыми полиции, что позволит оперативно узнавать информацию о количестве совершённых осуждёнными преступлений и правонарушений, организовывать служебные проверки, принимать меры реагирования к нарушителям закона, т. е. более эффективно осуществлять профилактическую работу.
Складывающаяся ситуация в сфере предупреждения рецидива преступлений осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, привела к принятию совместного Приказа Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учёте уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»2, который предусматривает ряд мероприятий, направленных на осуществление совместных действий территориальных органов УИС и ОВД по предупреждению преступлений и правонарушений исследуемой категории лиц.
Согласно данному приказу на уголовно-исполнительные инспекции возлагается обязанность анализировать работу по динамике роста преступности среди осуждённых, ежеквартально готовить материалы для руководства ОВД о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, взаимодействия; во взаимодействии с ОВД организовывать мероприятия по контролю за исполнением возложенных на осуждённых судом обязанностей и ограничений; составлять и направлять в ОВД списки осуждённых не реже одного раза в квартал; направлять запросы в соответствующие подразделения
1 Черепанова Н. Н. Воспитательная работа по предупреждению и профилактике правонарушений осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2. — С. 42.
2 Российская газета. — 2012. — № 248. — 26 октября.
территориальных органов МВД России на районном уровне для проверки по автоматизированным учётам ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне наличия сведений о привлечении осуждённых к административной или уголовной ответственности; направлять руководителю ОВД информацию о постановке осуждённого на учёт, в которой содержатся сведения о возложенных на него обязанностях и (или) установленных судом ограничениях и другие.
Представляется, что принятие и реализация положений данного приказа положительно скажется на осуществлении профилактических мероприятий по недопущению совершения повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях.
На показателях эффективности предупредительной работы также сказываются отсутствие контроля по месту жительства, учёбы или работы; непринятие своевременных мер в отношении осуждённых, нарушающих порядок отбывания наказания; несвоевременное проведение первоначальных розыскных мероприятий; нарушения в учёте отработанного времени осуждёнными к наказанию в виде исправительных и обязательных работ.
Таким образом, при организации профилактики рецидива преступлений среди осуждённых необходимо выявлять и устранять их общие и субъективные причины. Что же касается условий совершения преступлений данной категорией лиц, то они имеют свою специфику. Сюда можно отнести и пробелы в законодательстве, регламентирующем уголовную ответственность рецидивистов, недостатки в деятельности органов расследования, суда, прокуратуры, учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы. Специфика условий совершения осуждёнными преступлений состоит в том, что само наказание наряду с положительным воздействием на осуждённых имеет и негативные моменты, которые необходимо нейтрализовать при проведении профилактических мероприятий.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что предупреждение повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях, приобретает в последнее время особую значимость. Реализация всего комплекса мер, направленных на нейтрализацию, ликвидацию причин и условий, способствующих совершению преступлений осуждёнными, требует взаимодействия и сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы, с органами внутренних дел, институтами гражданского общества. Снижение уровня рецидива преступлений осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, возможно лишь в случае осуществления согласованных мер социально-правового, экономического, организационного и специально-криминологического характера в их целостности и единстве.
Литература
1. Буданова Л. Ю. Криминологическая характеристика и особенности причин и условий рецидива преступлений лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества // Безопасность уголовно-исполнительной системы. — 2012. — № 3.
2. Гуськов В. И., Маслихин А. В. Профилактика преступлений органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы : учебное пособие. — Рязань, 1978.
3. Коробов О. И. О соблюдении законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2.
4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2011 г.) : информ.-аналит. сб. — Тверь, 2012.
5. Российская газета. — 2012. — № 248. — 26 октября.
6. Смирнова И. Н. Борисенко И. В. О субъекте управления уголовно-исполнительными инспекциями в сфере предупреждения повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Российский следователь. — 2012. — № 10.
7. Черепанова Н. Н. Воспитательная работа по предупреждению и профилактике правонарушений осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2.
УДК 343.274
М. Е. Пищулина
К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗА ТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ КАК ВИДЕ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
M. E. Pischulina
ON THE QUESTION OF COMPULSORY WORK AS A FORM OF CRIMINAL
AND ADMINISTRATIVE PENALTIES
Работа посвящается рассмотрению вопросов, касающихся обязательных работ как вида уголовного и административного наказания, их сходства и отличия.
The work is devoted to the consideration of issues relating to compulsory work as a form of criminal and administrative penalties of their similarities and differences.
Ключевые слова: гуманизация, обязательные работы, уголовное наказания, административное наказание, судебный пристав-исполнитель.
Key words: humanization, community service, criminal penalties, dministrative penalties, court-marshal artist.
Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией осуждённого от общества, на 200 тысяч человек за счёт применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами1. К эффективным альтернативным лишению свободы наказаниям в отношении лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, относятся обязательные работы.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // www.фсин.рф. 60