УДК 343.911
А. А. Забелич
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ РЕЦИДИВНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
A. A. Zabelych
CRIMINOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF CONCEPT OF RECIDIVISMAND PROFESSIONAL CRIMINALITY
В статье даны понятия рецидивной и профессиональной преступности, рассматривается криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности.
The article concepts of recidivism and professional criminality are given, and also the criminological characteristic of recidivism and professional criminality is considered
Ключевые слова: рецидивист, профессиональный преступник, рецидивная преступность, профессиональная преступность.
Key words: recidivist, professional criminal, recidivism, professional criminality.
Особую тревогу вызывает устойчивость рецидивной преступности, которая практически не снижается и является «ядром» всей преступности1. В стране в общей структуре преступности она занимает существенный объём — почти каждое третье оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими аналогичные деяния. Рецидивная преступность принадлежит к числу основных факторов самовоспроизводства преступности, активно способствуя организованной, профессиональной и пенитенциарной преступности, а также преступности несовершеннолетних2. Рецидивная преступность порождает профессиональную преступность.
Употребляя понятие «рецидив преступлений», представители разных наук имеют в виду разные по объёму и существенным признакам явления. С точки зрения уголовно-исполнительного права рецидивным являются деяния, совершённые лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы (пенитенциарный рецидив). В уголовном праве под рецидивной преступностью понимается совокупность преступлений, совершённых лицами, имеющими неснятую и непогашенную судимость. Криминология и теория профилактики преступлений интересуются преимущественно фактическим рецидивом, т. е. всей совокупностью повторно совершённых преступлений. Преступник-профессионал — это, как правило, рецидивист. Рецидивистом считается лицо, совершившее новое преступление до снятия или погашения судимости за ранее совершённое преступление. В психологическом же отношении рецидивист — устойчивый преступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения.
Понятие фактического рецидива нуждается в более точном определении. Для предупредительной деятельности важное значение имеет выявление не только обстоятельств, способствовавших повторному совершению преступления одним и тем же лицом, но и обстоятельств, в силу которых принимавшиеся к данному лицу меры воздействия оказались неэффективными и не смогли
1 См.: Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М., 1994. — С. 333.
2 См.: Многократный рецидив преступлений : монография / под ред. Ю. М. Антоняна. — Рязань, 2009. — С.
3. 50
обеспечить его правомерное поведение. Поэтому целесообразно понимать под фактическим рецидивом множество уголовно наказуемых деяний, совершённых лицами, к которым ранее применялось уголовное наказание.
В криминологическом смысле рецидив — это повторность совершения преступления, а профессионал — лицо, занимающееся совершением преступлений как профессией. Из этих понятий вытекает суть рецидивной и профессиональной преступности. Первая — преступность, включающая все повторно или многократно совершённые одними лицами преступления, вторая — преступления, совершённые многократно лицами, являющимися криминальными профессионалами.
В криминологической науке отсутствует единство мнений относительно признаков профессиональной преступности. С этим связано и отсутствие единого определения понятия профессиональной преступности. Достаточно удачным является определение, предложенное А. И. Гуровым. По его мнению, профессиональная преступность — это совокупность преступлений, совершаемых с целью извлечения основного или дополнительного дохода лицами, для которых характерен криминальный профессионализм (криминальная профессия). Криминальный профессионализм — это разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определённые контакты с антиобщественной средой1.
Профессиональная преступность проявляется также в множественности тождественных и однородных преступлений корыстной направленности. Это свидетельствует об устойчивости избранного вида преступного занятия, что, в свою очередь, приводит к оттачиванию преступниками своего «профессионального мастерства» и доведению совершения преступлений до автоматизма. Личностный смысл профессиональной преступной деятельности состоит в том, что осуществляющее её лицо стремится за счёт этого обеспечить свои материальные потребности. Именно поэтому преступная деятельность как источник материального существования становится обязательным атрибутом криминального профессионализма. При этом профессиональный преступник может полностью существовать за счёт доходов от преступной деятельности, а может лишь частично удовлетворять свои материальные потребности за счёт этих доходов . Профессиональная преступность не стремится постоянно к высоким доходам. Цель профессиональных преступников — совершить преступление, реальную предпосылку к доходу, и жить, как правило, нелегально или конспиративно на полученный преступный доход. Профессиональная преступность, как и экономическая, носит как одиночный, так и групповой и организованный характер. Профессиональная преступность противодействует государству не прямо как организованная, а косвенно, как экономическая. В связи с этим уровень латентности указанных преступлений остаётся достаточно высоким, из-за чего установление виновных и привлечение их к уголовной ответственности зачастую затруднено. Следовательно, эффективность борьбы с профессиональной преступностью зависит от усовершенствования норм,
1 См.: Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — М., 1990. — С. 40.
2 См.: Там же.
регламентирующих формы множественности преступлений, и, в частности, наиболее опасную её форму — рецидив преступлений.
Профессиональная преступность — это совокупность преступлений, совершённых лицами, обладающими признаками криминального профессионализма. Такими признаками являются:
- постоянство преступной деятельности;
- привычный характер этой деятельности (бессознательная страсть);
- устойчивый вид преступного занятия (своеобразная специализация преступников);
- обладание преступниками определёнными познаниями и навыками преступного занятия (их квалификация);
- преступный промысел и стабильность результатов преступной деятельности (совершаемые преступления являются основным источником средств существования преступника);
- связь преступников с криминальной средой;
- специфическая криминальная субкультура преступников;
- высокая степень неуязвимости преступников от уголовного преследования.
Деятельность профессионального преступника невозможна без его принадлежности к определённой криминальной среде. Эта принадлежность означает не только нахождение лица в окружении себе подобных, общении с ними, но и идентификацию себя с преступным миром. В этой среде преступник находит моральный стимул деятельности, поддержку и относительную безопасность1. В общесоциальном смысле эта среда обеспечивает сохранение и воспроизводство криминального профессионализма.
Таким образом, для профессиональных преступников характерна стойкая криминальная корыстная и корыстно-насильственная направленность. Эти лица претендуют на блага в таком объёме, которые лежат за пределами их возможностей. Эта проблема решается ими путём избрания противоправных способов удовлетворения собственных желаний. У таких лиц отмечается явное преобладание материальных и ограниченность духовных потребностей.
Поведение рецидивиста отличается подчёркнутой распущенностью, вспыльчивостью, хамоватостью, враждебностью к окружающим людям. Крайне неблагоприятные условия жизни «на свободе», привычность к «зоне» способствуют утрате у него страха перед наказанием. Новое преступление совершается рецидивистом на привычном уровне — в силу установки на предпочтительность преступного типа поведения. Жизнь в местах лишения свободы, где ему обычно обеспечен наивысший статус, привилегированное положение, не только не страшит, а даже привлекает его.
Рецидивная преступность — это проявление устойчивых антисоциальных, социально-психологических качеств индивида, криминального образа его поведения. В криминальном поведении рецидивиста проявляются особенности взаимодействия его сознательных и подсознательных механизмов саморегуляции. Дефекты саморегуляции в сочетании с антисоциальными ценностными ориентациями, ситуативно-средовая зависимость — основные психологические
1 См.: Чалидзе В. Уголовная Россия. — М., 1990. — С. 72.
характеристики рецидивиста.
Состояние рецидивной преступности измеряется обычно процентом (долей) совершённых повторно преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений. Тем же показателем принято измерять динамику рецидивной преступности и лиц, его совершивших. Если доля рецидивных преступлений возрастает, динамика этого вида преступности оценивается как неблагоприятная, снижение указанной доли оценивается в качестве положительного явления. Этот подход определения рецидивной преступности является неточным, так как рост преступности не всегда означает рост рецидивной преступности. Более надёжной оценкой динамики рецидивной преступности следует считать сопоставление количества повторных преступлений за соответствующий период времени.
Структура рецидивной преступности характеризуется довольно широким кругом совершаемых преступлений. К их числу относятся хулиганство, кражи, мошенничество, грабежи, разбои, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Вероятность повторного совершения существенно зависит от характера предыдущего преступления. Наименее склонны к рецидиву лица, ранее совершавшие убийства, телесные повреждения, а также неосторожные преступления. Мошенничество, кражи, грабежи, разбои, хулиганство и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения дают также наибольший специальный рецидив, т. е. совершение аналогичных или однородных преступлений.
Следует отметить, что масштабы многократного рецидива значительно меньше, чем простого: с каждым увеличением числа судимостей число преступников уменьшается в несколько раз; лиц, судимых трижды, в 2,5-3 раза меньше, чем судимых дважды, число судимых четырежды во столько же раз меньше, чем судимых трижды. Некоторое замедление этого снижения имеется только среди лиц с очень большим числом судимостей (6-8 судимостей).
Приведённые рассуждения о специальном рецидиве указывают на то, что лица, впервые совершившие кражи, мошенничество и хулиганство, в дальнейшем вновь совершают преимущественно такие же, а не более опасные, преступления. Та же закономерность свойственна и поведению большинства и других преступников: случаи повторного совершения более тяжких преступлений, чем предыдущие, и случаи совершения менее тяжких преступлений, чем предыдущие, встречаются примерно одинаково часто. В то же время в рецидивной преступности наблюдаются два взаимоисключающих процесса: одни преступники, ранее совершавшие однородные преступления, переходят к иным видам криминальной деятельности, другие же со временем начинают совершать лишь однородные преступления. Так, рецидивисты, начавшие свою преступную деятельность с краж, при повторном осуждении лишь в половине случаев несут ответственность за кражу. Таким образом, с увеличением количества судимостей специальный рецидив часто утрачивает своё значение и становится общим (в 40 % случаев). Объясняется это тем, что с течением времени преступникам в силу потери здоровья и общего старения всё труднее осуществлять проникновение в жилище или заниматься карманными кражами. По мере роста числа судимостей, особенно у преступников в возрасте, тяжесть совершаемых ими преступлений
зачастую снижается. Большинство рецидивистов, составляющих основу профессиональных преступников, если и доживают до старости, то заканчивают свои дни в качестве бомжей.
Однако в целом увеличение количества судимостей сопряжено с возрастанием специального рецидива, с нарастанием тяжести содеянного и его последствий. Благодаря ориентации рецидивистов на правила поведения, принятые в преступной среде, безусловного стремления к лидерству, происходит их переход от совершения менее тяжких к тяжким преступлениям, например, от краж к грабежам или разбоям.
Тяжесть повторно совершённых преступлений в значительной степени связана с тяжестью предыдущих преступлений. От лица, судимого за тяжкое преступление, скорее всего можно ожидать, что и вновь совершённое им преступление будет тяжким. Равным образом, если предыдущее преступление не было тяжким, то и вновь совершённое преступление, скорее всего, не будет таковым. Высокая интенсивность рецидива зависит от совершения лицом рецидивного преступления по истечении промежутка времени, прошедшего после его освобождения из места лишения свободы, а также от характера предыдущего наказания. Как показывают исследования, наибольшее число повторных преступлений (около 60 %) совершается в течение первого года после освобождения лица из места лишения свободы. Более того, около 20 % рецидивистов совершают новое преступление, ещё находясь в местах лишения свободы. В последующие годы количество совершаемых ими новых преступлений снижается (до 30 % во втором году, до 15 % в третьем)1. Чаще всего рецидив преступлений совершают лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, рецидив преступлений зависит не столько от того, какое назначено наказание преступнику, сколько от эффективности адаптации ранее судимых лиц к условиям жизни на свободе. Если процесс адаптации протекает успешно, вероятность повторного совершения преступления резко снижается. Именно поэтому решающими для будущего поведения рецидивиста являются первые месяцы жизни на свободе. Если ему удастся за этот период адаптироваться, преодолеть хотя бы основные трудности (трудоустроиться, подыскать жильё), можно рассчитывать, что его поведение в дальнейшем будет правомерным.
Высказанные соображения о характере рецидивиста подтверждают концепцию повышенной общественной опасности личности и совершаемых им преступлений. Устойчивый вид преступного занятия характеризуется систематическим совершением, как правило, однородных преступлений. В этом проявляется взаимосвязь рецидивной и профессиональной преступности. При этом профессиональной преступности всегда присущ криминологический рецидив, а она сама является разновидностью рецидивной преступности.
Изучение рецидивной и профессиональной преступности, борьба с ней является важной задачей общества и государства. Значимость этой борьбы определяется особо негативным влиянием рецидивистов и профессиональных преступников на воспроизводство первичной преступности и тем самым на
1 См.: Криминология : учебник / под ред. проф. Малкова В.Д. — М., 2004. — С. 304.
осложнение криминальной ситуации в стране; ростом совершения тяжких и особо тяжких преступлений, количество которое превышает 60 % в структуре всей преступности. Решение этой задачи осложняется особенностями личности рецидивистов и профессиональных преступников, стойкостью их антиобщественной установки; продолжением преступной деятельности, несмотря на принимаемые к ним меры; использованием решительных и умелых преступных действий; вредным влиянием, оказываемым на неустойчивых лиц, распространением криминальной субкультуры.
Литература
1. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — М., 1990.
2. Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М., 1994.
3. Криминология : учебник / под ред. проф. Малкова В.Д. — М., 2004.
4. Многократный рецидив преступлений : монография / под ред. Ю. М. Антоняна. — Рязань, 2009.
5. Чалидзе В. Уголовная Россия. — М., 1990.
УДК 343.85
Т. И. Зеленяк
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЁННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ
T. I. Zelenyak
PROBLEMS OF THE PREVENTION OF REPEATED CRIMES OF CONVICTS REGISTERED IN CRIMINAL-EXECUTORY INSPECTORATES
В статье раскрывается криминологическая характеристика преступности осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Анализируются основные проблемы профилактики повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях.
The article reveals the criminological characteristics of crime sentenced to a punishment not related to deprivation of liberty. Analyses the main problems of the prevention of repeated crimes of convicts registered in criminal-executory inspectorates.
Ключевые слова: предупреждение, повторные преступления, уголовно-исполнительные инспекции.
Key words: prevention, repeated crimes, criminal-executory inspectorates.
В последнее время наблюдается изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики российского государства в сторону смягчения мер воздействия за преступления, не представляющие большой общественной опасности, увеличения числа уголовных наказаний за совершение подобных преступлений, т. е. расширения возможности применения наказаний, не связанных с лишением свободы. В связи с этим повышается роль и ответственность учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Приоритетными задачами уголовно-исполнительных инспекций становятся обеспечение эффективного контроля за исполнением осуждёнными возложенных на них обязанностей и ограничений, в том числе с использованием