10. Хуторская Н. Б., Макарчук О. И. Федосова Е. В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа : аналитический обзор с предложениями. — М., 2010.
УДК 343.244.24
И. Н. Павлов ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
I. N. Pavlov
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY WORK
В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития наказания в виде обязательных работ в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
The paper discusses the main problems and prospects of the penalty of compulsory work in modern conditions of reforming the penal system.
Ключевые слова: наказание, обязательные работы, перспективы развития, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительные инспекции.
Key words: community service punishment, outlook, penal system, penal inspection.
Несмотря на длительную подготовку и достаточную разработку к введению в действие наказания в виде обязательных работ, ещё остается ряд проблем, которые возникают в ходе исполнения данного наказания.
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционирует 80 уголовно-исполнительных инспекции (далее — УИИ) со статусом федеральных казенных учреждений и 2379 их филиалов.
В течение 2011 года удельный вес повторных преступлений по всем видам наказаний и уголовно-правовых мер увеличился и составил 2,65 % (АППГ — 2,44 %): среди условно осуждённых — на 0,32 %; осуждённых к ограничению свободы — на 0,9 %; осуждённых с отсрочкой отбывания наказания — на 0,26 %; осуждённых к обязательным работам — на 0,1 %1.
На возможность возникновения проблем в ходе исполнения наказания в виде обязательных работ указывали В. В. Сергеева, О. В. Филимонов, В. А. Уткин, Н. Б. Хуторская, Н. Б. Семушкин, Ю. И. Калинин, Е. Е. Фадеев, О. Н. Уваров, С. М. Зубарев, О. Г. Ковалев и др.
В основном указанные авторы в рамках проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» посвятили свои научные работы проблемам реорганизации уголовно-исполнительных инспекций в свете исполнения альтернативных наказаний и касались вопросов:
- реорганизации уголовно-исполнительных инспекций как условия расширения альтернативных наказаний;
- изучения предложений о совершенствовании статуса и деятельности уголовно-исполнительных инспекций;
- изучения опыта и проблем реорганизации УИИ в регионах;
1 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2011 году // fsin.su.
- совершенствования нормативной базы деятельности уголовно-исполнительных инспекций;
- разработка модели специалиста — сотрудника уголовно-исполнительной инспекции;
- изучения опыта применения общественных (обязательных) работ за рубежом;
- совершенствование нормативной базы по исполнению наказания в виде обязательных работ.
Несмотря на частичное решение законодательных пробелов в отношении наказания в виде обязательных работ, ряд проблем всё же остаётся.
Из норм УК РФ и УИК РФ не ясно, каким образом происходит документальное оформление осуждённого к обязательным работам на предприятиях1. В этой связи представляется возможным привлечение осуждённого к выполнению обязательных работ без заключения договора, а изданием приказа учреждения, где отбывает наказание осуждённый, на основании приговора суда и предписания уголовно-исполнительной инспекции (по аналогии с судебным приказом). Сегодня во многих регионах данная проблема частично решена. Определённой категории осуждённых в приговоре суда о назначении наказания в виде обязательных работ указывается и предприятие, на котором осуждённый должен отбывать наказание.
Ещё одна проблема, которая возникает при исполнении наказания в виде обязательных работ — это возмещение вреда, причинённого при выполнении осуждённым обязательных работ.
Если предположить, что основанием привлечения осуждённых к выполнению бесплатных работ является приговор суда, то возникает вопрос возмещения ущерба, причинённого осуждённому при выполнении таких работ или причинённого осуждённым при выполнении работ третьим лицам. Исходя из обязанности УИИ исполнять наказания в виде обязательных работ, возложенной ч. 1 ст. 25 УИК РФ, ответственность за причинённый ущерб будет возлагаться на уголовно-исполнительные инспекции.
Следующая проблема при исполнении обязательных работ — это осуществление контроля за отбыванием наказания.
Статья 30 УИК РФ регламентирует порядок признания осуждённого злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ. Некорректная формулировка данной нормы не позволяет чётко и ясно толковать её содержание.
Данной статьёй обозначены случаи, которые признаются злостным уклонением от отбывания наказания, среди которых обращают на себя внимание случаи «более двух раз в течение месяца»:
- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
1 См.: Князев А. В., Елизаров А. Б. Нормативные проблемы исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2. — С. 43.
Исходя из определения дисциплины труда, закреплённого в ст. 189 Трудового кодекса РФ, невыход на работу есть не что иное, как нарушение трудовой дисциплины. Возникает вопрос, является ли злостным уклонением от отбывания обязательных работ тот факт, что осуждённый два раза в течение этого же месяца совершил иное нарушение трудовой дисциплины? Логично сказать, что да. Однако закон такой вариант отрицает.
В целях устранения неясностей при толковании указанной нормы целесообразней истолковывать её по аналогии со ст. 46 УИК РФ, регламентирующей порядок признания осуждённого злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ.
Ещё одна немаловажная проблема, которая возникает при отбытии наказания в виде обязательных работ — это качество выполнения осуждённым объёма работ. Ни в одной норме уголовно-исполнительного законодательства не указывается ответственность осуждённого за ненадлежащие выполнение порученных ему работ. В этой связи предлагается ст. 29 УИК РФ дополнить п. 1.1: «В отношении осуждённых, уклоняющихся от выполнения порученных работ, уголовно-исполнительная инспекция выносит осуждённому предупреждение в письменной форме».
Вместе с тем значительную актуальность в некоторых регионах приобрёл вопрос о замене обязательных работ на лишение свободы. До 30 % осуждённым наказание в виде обязательных работ заменяются на наказание в виде лишения свободы. В этой связи можно предложить законодательное закрепление определённой категории осуждённых, которым назначается наказание в виде обязательных работ, а именно — только лицам, имеющим место работы или учёбы.
Также существуют проблемы возрастного характера при исполнении наказания в виде обязательных работ.
Сегодня во всем мире повышенное внимание уделяется проблемам наказания лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.
Так как процент несовершеннолетних осуждённых к обязательным работам невелик, то в этой связи актуально исследование личности несовершеннолетнего осуждённого к условному осуждению.
В ходе исследования получена следующая социально-демографическая характеристика условно осуждённых несовершеннолетнего возраста:
Имеются черты, характерные для большинства осуждённых: отчуждённость, тревожность, интровертированность, импульсивность, демонстративность, страх. Их основной причиной является обособленность осуждённого от общества, отсутствие чувства связи с окружающими людьми1.
По мнению А. В. Шадловского, для повышения эффективности наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних уголовно-исполнительные инспекции должны иметь в своей структуре специальные
1 Антонян Е. А. Особенности личности осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2. — С. 140. 26
подразделения по исполнению наказаний в отношении данной категории осуждённых1.
В настоящее время наблюдается отсутствие эффективного механизма работы с осуждёнными к обязательным работам. У уголовно-исполнительной инспекции отсутствуют надежные средства исправления осуждённых, недостаточно используется потенциал наказания в виде обязательных работ, что, в конечном счёте, не позволяет обеспечить более широкое применение данного вида наказания.
Целесообразность и эффективность применения наказания в виде обязательных работ возможны исключительно при менее формализованном подходе к соблюдению такого принципа уголовно-исполнительного права, как дифференциация и индивидуализация наказания. При назначении данного вида наказания подсудимому необходимо учитывать его желание трудиться, а также его личностные и поведенческие характеристики. Указанные критерии необходимо принимать во внимание и при распределении видов выполняемых работ осуждёнными к обязательным работам2.
На современном этапе развития можно определить следующий портрет среднестатистического осуждённого к обязательным работам. Подавляющее большинство осуждённых — мужского пола (85,4 %), средний возраст такого осуждённого — 25-49 лет; около 40,1 % имеют среднее полное образование, по роду занятий более 45,6 % — рабочие, однако высока доля лиц изучаемой группы, которые на момент вынесения судом решения были без определённых занятий — 38,3 %. Из числа лиц, осуждённых к обязательным работам, около 74 % имеют детей. Вместе с тем отношения в семье и с родственниками до совершения преступления у большинства осуждённых не всегда характеризовались как благополучные, а нередко имели конфликтный характер3.
Серьёзной проблемой в работе УИИ является и то, что достижению цели исправления осуждённых препятствует отсутствие реальных средств для этого. Во многом трудности в деятельности УИИ связаны с противоречивостью Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ. Например, ст. 1 УИК РФ и ст. 43 УК РФ устанавливает одной из основных целей наказания исправление осуждённого. К основным средствам исправления относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Однако УИК РФ не раскрывает специфику основных средств исправления наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и, в частности, обязательных работ.
Таким образом, декларация цели исправления осуждённых в процессе исполнения наказания в виде обязательных работ без её соответствующего научно-методического и правового обеспечения создаёт определённую проблему.
1 Шадловский А. В. Применение обязательных работ к несовершеннолетним правонарушителям: проблемы и перспективы. Особенности личности осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2. — С. 118.
2 См.: Бродина А. А. Применение наказания в виде обязательных работ в российском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.: НИИ МВД РФ, 2011. — С. 6.
3 См.: Бродина А. А. Указ. соч. — С. 7.
Так, на данный момент при исполнении обязательных работ существует разрыв между средствами их юридического обеспечения, предусмотренными Уголовно-исполнительным и Уголовным кодексами. Ч. 1 ст. 29 УИК РФ устанавливает, что «за нарушения осуждённым к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Между тем, такой ответственности сегодня нет. Ведь согласно ч. 2 ст. 29 УИК РФ в отношении злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ осуждённых инспекция должна направлять в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ, где указано, что «в случае злостного уклонения осуждённого от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы», т. е. наказаниями кроме лишения свободы, которых на данный момент нет.
Нерешённой остается и кадровая проблема. Необходимо не только создать условия для привлечения новых сотрудников, но для притока, прежде всего, высококвалифицированных кадров, способных работать с осуждёнными, не лишёнными свободы, введение в рамках организационно-штатных мероприятий ряда должностей в структуру УИИ, в частности, психологов, социальных педагогов, что обусловлено спецификой исправительного воздействия на данную категорию осуждённых.
Существенным препятствием более широкому применению наказанию в виде обязательных работ выступает господствующая до сих пор точка зрения, согласно которой чем суровее наказание, тем оно эффективнее. Эта проблема требует в первую очередь исследования сущности наказания в виде обязательных работ, таких его отличительных особенностей, которые бы показывали целесообразность его применения в случае совершения преступлений небольшой и средней тяжести. При этом речь должна идти не только о гуманизме, но также и о более адекватном характере такого наказания по отношению к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности.
Для более эффективного исполнения наказания в виде обязательных работ необходимо заинтересовать и работодателя. Несомненно, что без должной экономической заинтересованности работодателей обязательные работы как вид наказания не будут реализованы на практике. Привлечение данной категории осуждённых к труду заведомо является выгодным, а значит экономически эффективным для работодателя. По мнению некоторых исследователей, при организации исполнения наказания в виде обязательных работ необходимо использовать и дополнительные способы обеспечения заинтересованности работодателей, которые могут выражаться в предоставлении льгот по налоговым платежам или их части1. Однако руководство организаций и предприятий регионов отказываются брать на работу осуждённых к обязательным работам.
1 Зубарев В. М., Кузнецов С. С., Туляй А. Н. Определение основных направлений совершенствования финансово-экономического механизма организации обязательных работ. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М., 2001. — С. 185. 28
Также в перспективе развития наказания в виде обязательных работ должно участвовать и общество. А для этого, конечно же, необходимо формировать положительное общественное мнение к осуждённым1.
В целях формирования позитивного общественного мнения в отношении обязательных работ возможно как принятие отдельных мер, так и проведение специальной кампании, что более эффективно. И, по всей видимости, одной из основных целевых групп в данном случае должны быть средства массовой информации2.
Ключевыми условиями успешной работы уголовно-исполнительных инспекций при применении обязательных работ являются:
- привлечение представителей общественности и добровольцев с лицами, осуждёнными к «альтернативным» наказаниям, а также контакты со СМИ для освещения проблем, связанных с этой деятельностью;
- формирование общественного мнения, направленного на изменение стереотипов, сложившихся о наказаниях, не связанных с изоляцией от общества;
- просвещение, обучение и обеспечение деятельности представителей общественности и добровольцев.
Реализация этих условий позволит обеспечить успешное участие общественности в сфере предупреждения преступности, снизить финансовую нагрузку на систему, а также создать позитивное общественное мнение в отношении осуждённых без изоляции от общества и самих наказаний, не связанных с лишением свободы.
Представляется, что по мере дальнейшего развития гражданского общества в России будет увеличиваться число разнообразных общественных объединений граждан, вовлечённых в социально-правовой контроль за правонарушителями. В то же время следует учитывать, что институт обязательных работ, прежде всего, должен ориентироваться не на любые организации, а лишь на те, которые по своей сущности будут связывать свою деятельность с предупреждением преступности, защитой прав осуждённых. Такая ориентация, несомненно, имеет хорошие перспективы и весьма полезна, так как способствует реальному участию граждан в решении наиболее значимых проблем общества.
Представляется, что в решении перечисленных выше проблем осуждённых могут сыграть свою роль как неправительственные организации, так и отдельные лица, чья профессиональная или общественная деятельность связана с оказанием медицинской или психологической помощи.
Необходимо отметить, что в перспективе развитие наказания в виде обязательных работ имеет ряд финансовых преимуществ по сравнению с наказаниями, связанными с изоляцией осуждённых.
Анализируя деятельность уголовно-исполнительных инспекций, в частности — по исполнению наказания в виде обязательных работ, можно сделать ряд предложений и дополнений, направленных на развитие наказаний, не
1 Богатырев И. Г. Общественное отношение к личности преступника и его наказанию (результаты анализа криминологического исследования). Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М.: РЫ, 2003. — С. 72.
2 Тополева Е. Методы формирования общественного мнения. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М., 2001. — С. 207.
связанных с лишением свободы, на что прямо указывается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года:
- совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, расширение их перечня за счёт введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний — исправительных и обязательных работ;
- придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осуждённых в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осуждённых, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осуждёнными;
- привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осуждённых;
- закрепление норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента среднегодовой численности осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях;
- обеспечение и внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осуждённых, создание единой базы учёта осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества;
- придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осуждённых без изоляции от общества;
- улучшение материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их собственными помещениями. Сегодня в УИИ элементарно не хватает денежных средств на канцелярские принадлежности.
Повышению качества планирования в УИИ могли бы способствовать следующие меры: уменьшение количества планов; реальность планирования; совершенствование законодательства, регулирующего деятельность УИИ; помощь со стороны руководства территориального органа ФСИН России.
Эффективность деятельности УИИ находится в прямой зависимости от адекватных правовых, организационных и методических основ функционирования УИС в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества1.
В современных условиях исполнения наказаний появилась острая потребность в профессионалах, отвечающих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных, обладающих гражданской зрелостью и высокими морально-нравственными качествами. Это невозможно без результативной кадровой
1 Смирнова И. Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества : автореф. ... д-ра юрид. наук. — Псков, 2010. 30
политики, направленной на формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса УИИ, способного решать поставленные задачи. Одно из важных средств достижения этой цели — эффективная система профессиональной подготовки кадров в специализированных ведомственных образовательных учреждениях.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
3. Антонян Е. А. Особенности личности осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2.
4. Богатырев И. Г. Общественное отношение к личности преступника и его наказанию (результаты анализа криминологического исследования) // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М.: РМ, 2003.
5. Бродина А. А. Применение наказания в виде обязательных работ в российском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.: НИИ МВД РФ, 2011.
6. Зубарев В. М., Кузнецов С. С., Туляй А. Н. Определение основных направлений совершенствования финансово-экономического механизма организации обязательных работ // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М., 2001.
7. Князев А. В., Елизаров А. Б. Нормативные проблемы исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2.
8. Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2011 году // fsin.su.
9. Смирнова И. Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества : автореф. . д-ра юрид. наук. — Псков, 2010.
10. Тополева Е. Методы формирования общественного мнениям // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы международной конференции. — М., 2001.
11. Шадловский А. В. Применение обязательных работ к несовершеннолетним правонарушителям: проблемы и перспективы // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития : материалы научно-практической конференции. — М.: НИИ ФСИН России, 2005. — Ч. 2.