Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ САТИРЫ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА'

УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ САТИРЫ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сатирические жанры / развитие сатиры / сатирический образ / негативные поступки. / satirical genres / development of satire / satirical image / negative actions.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Эгамназарова З.К.

В данной работе автор анализирует условия зарождения русской сатиры как национального феномена, как итог выявляется, что во все времена сатира была активным способом для выражения идей против несправедливости в обществе, для высмеивания пороков человека, несовершенства власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE ORIGIN OF RUSSIAN SATIRE AS A NATIONAL PHENOMENON

In this work, the author analyzes the conditions for the emergence of Russian satire as a national phenomenon, as a result it is revealed that at all times satire has been an active way to express ideas against injustice in society, to ridicule human vices and imperfections of power.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ САТИРЫ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА»

Эгамназарова З.К.

доцент кафедра «Языки»

Академия Вооружённых Сил Республики Узбекистан

УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ САТИРЫ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация. В данной работе автор анализирует условия зарождения русской сатиры как национального феномена, как итог выявляется, что во все времена сатира была активным способом для выражения идей против несправедливости в обществе, для высмеивания пороков человека, несовершенства власти.

Ключевые слова: сатирические жанры, развитие сатиры, сатирический образ, негативные поступки.

Egamnazarova Z.K. associate professor Department of Languages of the Academy Armed Forces of the Republic of Uzbekistan

CONDITIONS FOR THE ORIGIN OF RUSSIAN SATIRE AS A NATIONAL PHENOMENON

Abstract. In this work, the author analyzes the conditions for the emergence of Russian satire as a national phenomenon, as a result it is revealed that at all times satire has been an active way to express ideas against injustice in society, to ridicule human vices and imperfections of power.

Key words: satirical genres, development of satire, satirical image, negative actions.

Русская сатира получила свое развитие в XVII веке: в её основе заложены народные повести, творчестве скоморохов. Например, в повестях о Шемякине и о Ерше Ершовиче звучит социальный протест несправедливости судей, взяточничества и судебной волокиты. Смеховые тексты отражают реальную жизнь людей, высвечивая «социальную несправедливость». В «Повести о Куре и Лисице» представлены аллегорические образы русской народной сказки о животных: благодаря этим образам высмеивается лицемерие и ханжество попов и монахов, их внутренняя фальшь, облеченная формальным благочестием.

В сатирических произведениях показаны самые распространенные схемы: судное дело, челобитная, лечебник, роспись приданому, послание, церковная служба. Несмотря на то, что вера и православие сатире XVII века

не подвергались, то есть, не подрывалось доверие к ним, однако сами служители церкви часто становились героями смеховых текстов. осмеивались очень часто. Автор «Службы кабаку» (по мнению многих ученых, принадлежит к низшему чину духовенства в провинции) рассматривает во главе бражнических «чинов» бельцов и монахов, которые несут в кабак скуфьи, рясы и клобуки. Создатель повести осуждает государственную систему организации пьянства через «царев кабак», показывая нравственное падение человека. В «Калязинской челобитной» создатель отражает «образец» московского попа, которому подражают иноки провинциальной обители: «На Москве... по всем монастырем и кружалом смотр учинили, и после смотру лучших бражников сыскали -старого подьячего Сулима да с Покровки без грамоты попа Колотилу, и в Колязин монастырь для образца их наскоро послали». Стиль и тематика этого произведения также свидетельствует о принадлежности автора к низшему сословию духовенства.

Демократически настроенные сатирики брали идеи, жанры и тематику из народной сатиры. Чаще всего использовались формы деловой письменности, церковной литературы, средствами сатирического обличения были пародии, преувеличения, иносказания. Заметим, что главные герои сатиры в этот период развития ещё не имеют индивидуальности, представляют собирательный образ социальной среды в повседневной жизни. Сатира XVII века заложила основы сатирического направления, которое развивалось в XVIII - XIX веках.

В XVIII веке в литературе России появляются новые сатирические жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, пародийная песня, публицистика. Создателем стихотворного жанра сатиры становится А.Д. Кантемир, который, используя особенности латинского стиха, разрабатывает синтаксические конструкции, активно внедряет инверсии и переносы, вводит просторечные слова, пословицы и поговорки русского народа. Это приводит к созданию произведений, подобных «простому разговору».

Произведения сатиры А.Д. Кантемира имели два направления: философические и живописные. Достаточно точно об этом сказал В.А. Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира»: эти два направления поэт характеризовал как русские и заграничные. Русские сатиры автор статьи определил как «живописные», поскольку они содержат портретные зарисовки носителей порока. Заграничные сатиры имеют философский характер, так как в них А.Д. Кантемир рассуждает о пороке как феномене человечества.

Большой и весомый вклад в развитие отечественной сатиры был сделан А.П. Сумароковым. В своих многочисленных книгах автор изложил теоретические положения, раскрывающие назначение сатиры и ее место среди классицистических жанров. Во второй половине XVIII века ведущее

место принадлежало журнальной сатире. В популярных сатирических журналах: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень» (издатель: И.С. Крылов) появлялись фельетоны.

Во второй половине 50-х годов XIX века, после смерти Николая I, русская сатира расцветает, стремится достичь рубежей, характерных для творчества Н.В. Гоголя. Предметом сатиры становятся не сословия, а пороки людей - их недостатки и поведение в обществе. В том случае, если изображались пороки представителей определенного сословия, то авторы подчеркивали, что данным отрицательным героям эпохи противопоставляются другие, лучшие. Сатирические мотивы проявлялись и в романах, и в драмах, например, в произведениях А.С. Грибоедова («Горе от ума»), Н.В. Гоголя («Ревизор» и «Мертвые души»), А.В. Сухово-Кобылина, в стихах Г.Р. Державина. Н.А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»).

Высокого мастерства сатирического видения мира достигли Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Автора знаменитых произведений «Ревизор» и «Мертвые души» по праву называют «царем русского смеха». Сам писатель был уверен в том, что смех тогда достигает своей цели, когда он рождается от любви к человеку. Свою идею он вложил в уста «первого комического героя» в «Театральном разъезде»: «Смех создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека». Н.В. Гоголь постоянно подчеркивал, что смех помогает воспитанию человека, поскольку смех вызывает не «кривой нос человека», а его «кривая душа». Критики того времени не воспринимали позицию слез и смеха, считая, что смешное не может быть источником страдания. Однако именно гоголевский «смех сквозь слезы» расширил границы юмора: смех рождал отвращение к порокам человечества, заставлял размышлять над реальностью жизненных ситуаций.

На развитие сатиры XIX века огромное влияние оказали журналы: «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова, «Гудок» под редакцией Д. Минаева, «Будильнике» (при Н. Степанове). Сатирическая журналистика революционных демократов стала сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма. В редакцию журнала «Искра» ежедневно прибывали десятки писем из различных уголков России, в которых авторы раскрывали все негативные явления, совершаемые властью, -взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Все эти письма публиковались в разделе «Нам пишут», однако в 1862 году он был запрещен. Вместо него появились «Искорки»: в них читательские сигналы стали преобразовываться в шутки, афоризмы, пародии, эпиграммы, в «Сказки современной Шехерезады». В 1860 годы в журнале широко представляется тема социального неравенства, жизнь деревни - отношения помещиков к крестьянам.

Во второй половине XIX века для сатиры характерен индивидуальный образ - сатирический образ героя, отражающий негативные поступки эпохи. Этот образ проявлялся не только в одном конкретном произведении, но и отражался в творчестве других писателей. Ярким примером стал образ Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе т ума». Его отличительные качества «умеренность и аккуратность» нашли свое отражение в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель переносит этого литературного героя в свою эпоху и показывает, кем стал этот благоразумный молодой человек и чем обернулись его «добродетели». Его герой сделал успешную карьеру, поднялся до высоких чинов, однако всё ещё не смеет «своё суждение иметь». Исполнительный и аккуратный работник, идеальный обыватель, ничем не выделяющийся из массы таких же, как он, обывателей. Мнение же писателя о нём совершенно другое: «Я видел однажды Молчалина, который, возвратившись домой с обагренными бессознательным преступлением руками, преспокойно принялся этими самыми руками разрезывать пирог с капустой».

Таким образом, при анализе условий зарождения русской сатиры как национального феномена нами было выявлено, что во все времена сатира была активным способом для выражения идей против несправедливости в обществе, для высмеивания пороков человека, несовершенства власти и судебной системы. Постепенно сатира становится литературным направлением эстетического характера. Яркими сатириками XIX века стали

H.В. Гоголь, А.П. Чехов; менее известными и мало изученными - Я.П. Бутков, А.И. Салов, О.М. Сомов и В.П. Мещерский. Внимание сатириков направлено на вскрытие недостатков социально-политического строя, самого общества. Благодаря комическим приемам авторы высмеивают пустоту, равнодушие, ограниченность внутреннего мира героев, воспроизводя их разговоры, реплики, через которые и раскрываются негативные явления определенных социальных слоев, групп. В русской литературе сатира является показателем сопротивления общественным порокам, свидетельством находчивости, изобретательности с целью сохранения свободы и независимости суждений об окружающей действительности.

Использованные источники:

I. История древнерусской литературы: Учеб. для студентов вузов / В.В. Кусков. - 7. изд. - М.: Высш. шк., 2003. - 335 с.

2. Жуковский В.А. О сатире и сатирах Кантемира 1810. Воспроизводится по изданию: В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4

3. М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности. Господа Молчалины. Глава I // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1971. Т. 12. С. 7-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.