Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1696
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / СМЕХ / ЭПИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП / САТИРИЧЕСКИЙ ГРОТЕСК / САТИРИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ЖАНР СКАЗКИ / РОМАН-ПАРАБОЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фаргиева Р.Б.

В статье рассматривается поэтика произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина в типологичском аспекте. Основную проблему определяют историко-философские взгляды и художественные обобщения писателя, Особое внимание уделено жанровому своеобразию произведений, процессу эволюции поэтики. Автор показывает как в творчестве писателя осуществлялся переход от лирики к жанру обличительной повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LUCUBRATIONS OF SALTYKOV-SHCHEDRIN IN THE TYPOLOGICAL ASPECT

The article considers the poetics of the works of M. E. Saltykov-Shchedrin in the typological aspect. The main problem is determined by the historical and philosophical views and artistic generalizations of the writer, Special attention is paid to the genre originality of the works, the process of evolution of poetics. The author shows how in the work of the writer the transition from lyrics to the genre of an accusatory story was carried out.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

УДК 1

Фаргиева Р.Б.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова» (г. Нальчик, Россия)

Научный руководитель: Бауаев К.К.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова» (г. Нальчик, Россия)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Аннотация: в статье рассматривается поэтика произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина в типологичском аспекте. Основную проблему определяют историко-философские взгляды и художественные обобщения писателя, Особое внимание уделено жанровому своеобразию произведений, процессу эволюции поэтики. Автор показывает как в творчестве писателя осуществлялся переход от лирики к жанру обличительной повести.

Ключевые слова: поэтика, эволюция, «эстетическое чувство», смех, эпический хронотоп, сатирический гротеск, сатирическое мастерство, жанр сказки, роман-парабола.

Среди русских писателей XIX века М. Е. Салтыков -Щедрин занимает особое место, и это связано не только с своеобразием его творчества, но и высокими личными качествами, его общественной деятельностью. Его произведения, определяют, как отклик на важнейшие события жизни российского общества, и описание повседневной жизни и быта современников. Сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина свойственно, как глубокое психологическое

исследование человеческих душ, так и широкомасштабное исследование российской провинциальной жизни.

Особый поэтический шарм и непреодолимая художественная убедительность рассказов Щедрина заключаются в том, что независимо от того, насколько «гуманизирует» сатирика его зоологические картины, независимо от того, какие сложные роли он отводит «хвостатым» героям, последние всегда сохраняют свои основные природные свойства[1].

Его основным оружием был смех - острый, бичующий, сатирический.

Новый плодотворный этап в осмыслении творческого наследия Салтыкова-Щедрина датируется концом 80-х началом 90-х годов XX столетия. Художественное дарование Салтыкова-Щедрина, его непревзойденное сатирическое мастерство по достоинству оценены крупнейшими русскими писателями. Салтыков, по определению И. С. Тургенева, отмежевал себе в нашей словесности целую область, в которой был «неоспоримым мастером и первым человеком», Г.Л. Н. Толстой находил у Щедрина «все, что нужно», чтобы завоевать признание народа: «сжатый сильный, настоящий язык, характерность, «веселый смех», «знание истинных интересов жизни народа» [2]. По силе своего дарования и по значению своего творчества Салтыков-Щедрин является сатириком общечеловеческого значения. И все же его творчество остается специфически русским, что подтверждают и переводчики его произведений, слишком хорошо писатель знал нравы современной ему России, слишком сильно любил ее и болел за нее душой. «Я люблю Россию до боли сердечной, - писал Салтыков-Щедрин, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина оказала заметное воздействие на общественную жизнь России. И в свое, и в последующее время щедринская политическая сатира была выразителем общественно-политических и социальных идей писателя.

Естественно, этот этап должен завершиться созданием обобщающей поэтики Салтыкова. Причем задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать все, даже самые мельчайшие, компоненты щедринской поэтики. Только при таком условии откроются глубинные художественные процессы, на основе которых происходит формирование сатирической поэтики Салтыкова. Главная цель предпринятого исследования заключается как раз в том, чтобы во всех деталях рассмотреть поэтику символа - одного из важных компонентов щедринской художественной системы.

Без всякого сомнения, утверждал, что чрезмерная гротескная насыщенность произведений Салтыкова нередко придает им «характер глубоко символической сатиры». Исследователи обнаружили в щедринской сатире «прием символической схематизации». «Щедрин, следуя примеру народа, учтя всю мощь и правду его фантазии, творит сказочные образы, мифы, реалистические символы» [3]. Нельзя сказать, что оригинальность поэтики произведений Щедрина не интересовала все это время филологическую мысль. Серьезной вехой в процессе научного осмысления уникальности эстетической системы Щедрина можно считать конец 50-х - начало 80-х годов, когда наше литературоведение, ломая стереотипы нормативной эстетики, делало попытку выявить и описать устойчивые и художественные модели многих классиков XIX и XX веков, в том числе и Салтыкова-Щедрина. Научное описание поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина приближается к своей вершине. К сожалению, в эту довольно радужную картину не вписывается вопрос об эволюции щедринской поэтики. Здесь научной вершины пока не видно, хотя давным-давно было обращено внимание на особый динамизм в творческом развитии Салтыкова. М.Е.Салтыков-Щедрин оказал огромное влияние на судьбы русской и мировой литературы.

Ни один писатель России и Запада второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, какие сумел нарисовать Салтыков-Щедрин. В конце своего

творческого пути он имел полное право с гордостью сказать: «Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.». Щедрин - уникальный сатирик. Щедрин уникально сочетает приемы литературные и журналистские. Все его произведения строятся на совмещении несовместимого. У него есть и романтизм, и сентиментализм, и философские тексты, и фельетонный очерк, и фольклор, и политическая сатира. Это очень многоуровневая проза, жанрово сложная. Щедрин, прежде всего злободневен. Основа творчества - газетный фельетон или очерк. Героев своих он берет из общеизвестных персонажей русской литературы. «История одного города»- это пародия на историю целого народа, Глупов - город гротеска. Щедрин отрицает историчность произведения, историческая сатира не есть его цель. «История одного города» - сатира на современность. Он отрицает историю как непрерывную связь времен, он напоминает о недостоверности истории. История мнима. Вся история города Глупова насквозь мифологична. Недостоверность истории усиливается тем, что есть опись градоначальников, которая зачастую не соблюдается. Щедрин высмеивает все исторические мифы и архетипы, в том числе народные. По жанру эту пародия на историческую хронику. Салтыков отвергает концепцию русской истории. Пересекаются различные временные пласты. В результате настоящее от прошлого ничем и не отличается. [4]

«Господа Головлевы» - самое страшное, что когда-либо было сказано о русской душе. Все видели в русской душе какое-то величие, а такую страшную бездну никто не изображал. Роман вырос из очерков, входивших поначалу в состав цикла «Благонамеренные речи». Очерковая самостоятельность глав сохранилась и в структуре романа: каждая глава представляет некий завершившийся этап в истории семейства дворян Головлевых. Обычно глава заканчивается смертью одного из членов семейного клана либо событием, предопределяющим смерть [5]. То есть сквозной, центральной темой здесь является история вырождения дворянской семьи. После поездки по Европе

Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880).

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) Щедрин разоблачает паразитизм двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. Щедрин показывает, что причина бедствий народных — в злоупотреблении властью, в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа - в свержении царизма.

В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел - царь птиц - решил "завести" при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», наступил «мрак невежества». Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод, что «орлы для просвещения вредны» [6].

Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка «Премудрый пискарь». Пискарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел он в своей норе, подальше от опасности. Пискарь «жил - дрожал и умирал - дрожал». А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто о его существовании вспомнит?

Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. «Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 год) и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Сатира Салтыкова-Щедрина - особое явление в русской литературе.

Адресовав «Сказки» «детям изрядного возраста», он сразу же вводил читателей в особую атмосферу своей книги [7].

Злое, гневное осмеяние рабской психологии - одна из основных задач сказок Салтыкова-Щедрина. Писатель, по существу, создал новый жанр -политическую сказку. Фантастика народной сказки органически сочетается у Щедрина с реалистическим изображением действительности. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции. Герои сказок Салтыкова-Щедрина - это сатирические аллегории, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы принадлежат отнюдь не к животному миру. Следуя традициям Крылова, Салтыков-Щедрин непроизвольно надевает на своих персонажей те или иные маски и стремится «воздать каждому по заслугам». В его сказках в народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры -в образах хищников. В сложном идейном содержании сказок Щедрина можно выделить четыре основные темы: 1)сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, 2)обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, 3)изображение жизни народных масс в царской России, 4)разоблачение морали собственников-хищников и пропаганда нового общественного идеала и новой нравственности[8].

Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, Салтыков-Щедрин трактовал сложные общественные явления при помощи непревзойденных образцов лаконичности. Каждое слово, эпитет, метафора, сравнение, каждый художественный образ в его сказках обладает высоким идейно-художественным значением, концентрирует в себе огромную сатирическую силу. В этом отношении особенно примечательны те сказки, в которых действуют представители животного мира[9].

Вся жизнь Щедрина - это ожесточенное, ни на минуту не утихавшее сражение за счастье и светлое будущее многострадального народа со злыми силами самодержавной России. Великий сатирик имел полное право заявить в конце своей жизни, что он «погибает на службе обществу».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ольминский, Статьи о Салтыкове-Щедрине. М.-Л., 1979.С.23

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.,

1975 С. 10.

Макашин С. Салтыков-Щедрин: Биография. Т. 1. М.,1979 С.15

Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова - Щедрина. М.,1987. С.23

Эльсберг Я.А.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М., 1973.С.31

Бухштаб Б. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1962.С.31

Николаев Д. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина //Три шедевра

русской классики. М., 1971. С. 288

Салтыков-Щедрин М.Е. Произведения. М.: Литература, 1976 С. 5 Смелый талант сатирического искусства М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Fargieva R.B.

Kabardino-Balkarian State University (Nalchik, Russia)

Scientific adviser: Bauaev K.K.

Kabardino-Balkarian State University (Nalchik, Russia)

THE LUCUBRATIONS OF SALTYKOV-SHCHEDRIN IN THE TYPOLOGICAL ASPECT

Abstract: the article considers the poetics of the works of M. E. Saltykov-Shchedrin in the typological aspect. The main problem is determined by the historical and philosophical views and artistic generalizations of the writer, Special attention is paid to the genre originality of the works, the process of evolution ofpoetics. The author shows how in the work of the writer the transition from lyrics to the genre of an accusatory story was carried out.

Keywords: poetics, evolution, aesthetic sense, laughter, epic chronotope, satirical grotesque, satirical skill, fairy tale genre, parabola novel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.