Научная статья на тему 'Сатира'

Сатира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4171
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРА / SATIRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Луков Владимир Андреевич, Федотов Олег Иванович

Энциклопедическая статья о сатире как литературном жанре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satire

This is an encyclopedic article on satire as a literary genre.

Текст научной работы на тему «Сатира»

Сатира*

Вл. А. Луков (Московский гуманитарный университет),

О. И. Федотов (Московский институт открытого образования)

Сатира (лат. satura — смесь; термин произошел от выражения lanx satura, обозначавшего блюдо с разнообразными сельскохозяйственными плодами, которое по ритуалу находилось в храме римской богини плодоро-

дия Цереры) — негативное отношение к изображаемому предмету, осмеяние и гневное обличение явлений действительности, резко отклоняющихся от идеального представления о них. В этом смысле сатира выступает как

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 12-33-01055 «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании.

одно из предельных выражений тезаурус-ности в субъектной культурной картине мира (Луков, 2007 ; Кузнецова, 2012), выстраиваемой, как и весь тезаурус, по основанию триады «свое» — «чужое» — «чуждое» (Луков Вал., Луков Вл., 2004, 2008; Захаров, 2008).

В искусстве, задачей которого является формирование и поддержка культурных картин мира, сатира становится способом и системой форм практического воплощения эстетической категории комического посредством иронии, сарказма, гротеска, бурлеска, памфлета, пародии и других специфических приемов неодобрения. Используется нескрываемое, карикатурное преувеличение (в описании внешности, одежды, поступков, речей, мыслей, чувств и т. д.), чем нарушаются естественные пропорции, создается намеренная дисгармония; персонажи ставятся авторами в нелепые положения, выявляющие их отвратительные черты; вздорные реплики этих персонажей, их примитивные цели и гнусные средства их достижения даются авторами в таком объеме и освещении, чтобы вызвать осуждающий смех, но не ужас. В отдельных случаях сатирически описываются не те или иные персонажи, а основополагающие устои несправедливого мира (например, у М. Салтыкова-Щедрина, Дж. Оруэлла, А. Зиновьева). Писатели могут выводить сатирическую образность на высокую степень абстрактности: так, в сатирической аллегории Дж. Бэнь-яна «Путь паломника» (1678) значительное место уделено аллегорическому образу Ярмарки Житейской Суеты, приобретшему значение «вечного образа» литературы после появления романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Термин и соответствующий поэтический жанр появились в древнем Риме, хотя некоторые предпосылки сатиры знала и древнегреческая литература: ямбы как особый жанр ритуального поношения и диатрибы — разговоры, беседы морально-поучительного свойства, нередко в весьма хлесткой нелицеприятной форме. Древние приписывали Гомеру первую сатирическую поэму «Магрит», от которой дошло лишь вступление. Ее герой — Магрит, недотепа и болван, который «много знал, но

все плохо». Существование этого произведения ставит под сомнение правомерность утверждения, что пародирование героического эпоса связано с его закатом. Возможно, правильнее говорить о «священном смехе» как параллели героическому восприятию мира.

Честь официального введения термина принадлежит автору «Анналов» римскому писателю Эннию (239-169 гг. до н. э.); им он озаглавил четыре книги своих стихотворений, разнообразных по жанровой принадлежности и метрической форме (в значении «смесь», «всякая всячина»); по аналогии этим словом стали называть и отдельные произведения, особенно после того как его последователь Луцилий (ок. 180-102 гг. до н. э.) применил то же название для 30 своих обличительных книг. Так термин «сатира» получил общепризнанное значение, актуальное и в наши дни.

Сатирический пафос стал неотъемлемой частью эстетического освоения мира; обнаруживает он себя и за пределами литературы и искусства, особенно в публицистике. О его универсальности свидетельствует попытка советского литературоведа Я. Е. Эльсберга к трем традиционным родам литературы присоединить четвертый — сатиру (Эльсберг, 1957). Возобладала, однако, точка зрения, согласно которой сатира является жанрообразующим элементом и в эпосе, и в лирике, и в драме. В связи с романом Ф. Рабле «Гар-гантюа и Пантагрюэль» М. М. Бахтин противопоставил смех народно-карнавальный, присущий этому роману и многим произведениям эпохи Возрождения, и пришедший ему на смену в классицистических комедиях Мольера и в других произведениях Нового времени смех сатирический (Бахтин, 1965).

Специфическими сатирическими жанрами литературы являются в эпосе: анекдот, притча, фаблио, травестия, ироикомическая поэма, плутовской роман, роман-антиутопия; в лирике: эпиграмма, ямбы, фрашки, шванки, собственно сатира, отчасти — как лироэпический жанр — басня; в драматургии: фарс, скетч, сатирическая комедия и т. д.

Сатира давала о себе знать во все времена у всех народов. Ее элементами были насыщены даже произведения далекие от негативной

оценки изображаемых жизненных явлений, такие как «Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Гамлет» У. Шекспира, «Фауст» И.-В. Гете, «Война и мир» Л. Толстого, «Дар» В. Набокова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Вполне отчетливо сатира дает о себе знать в устном народном творчестве, особенно в таких его жанрах, как пословицы, поговорки, бытовые и сатирические сказки, присказки свадебных дружек и скоморохов.

В античной литературе ее представляли: творчество Гесиода; комедии Аристофана, Плавта, Теренция; так называемая «Менип-пова сатира», вылившаяся в некую смесь («сатуру») стиха и прозы, трагедии и комедии в произведениях Лукиана и Варрона, Сенеки-младшего и автора «Сатирикона» Петрония. Сатира в узком смысле — как жанровое образование — занимает центральное место в творчестве Луцилия и особенно Ювенала, имя которого стало нарицательным (его 16 сатир в гекзаметрах — один из наиболее совершенных по форме и значимых по критическому отношению к порокам знати образцов жанра). От Горация дошли две книги сатир, написанных гекзаметром и по ряду черт сближающихся с диатрибой (выросшего из философских выступлений стоиков и киников жанра публичной речи или сочинения с резкой критикой противника, нередко грубыми, ничем не доказываемыми инвективами). В его сатирах не только критикуются различные пороки, поразившие римское общество (жадность и зависть, мотовство и властолюбие), но и утверждается некий авторский идеал: уход в частную жизнь, общение с природой, которого нельзя найти в городе, патриархальный уклад.

В средневековой Европе сатирическим пафосом были преисполнены анекдоты, фаблио, фарсы, соти, пародии вагантов на сакральные тексты и политические инвективы трубадуров — сирвенты. Достиг расцвета сатирический животный эпос (примеры — французский эпос «Роман о Лисе», ХП-ХШ в., немецкий эпос «Рейнеке-лис», XV в., обработан Гете в 1793 г.).

Сатирические мотивы широко представлены в памятниках Предвозрождения — «Боже-

ственной комедии» Данте, «Кентерберийских рассказах» Д. Чосера, балладах Ф. Вийона. Здесь сатира разрушала традиционные ценности Средневековья, готовя почву для утверждения ренессансного мироощущения.

Сатира эпохи Возрождения присутствует в «Декамероне» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле, «Дон Кихоте» М. Сервантеса, комедиях У. Шекспира, хотя в большей степени ренессансному мировосприятию соответствует жизнерадостность, кар-навальность, а не присущее сатире высмеивание и уничтожение смехом отрицаемого явления. Крупнейшие памятники сатиры Северного Возрождения: в литературе Нидерландов — «Похвала глупости» (1509) Эразма Роттердамского; в литературе Германии — «Корабль дураков» (1494) С. Бранта (источник последующей традиции «литературы о дураках», поэма, в которой в смешном виде представлены свыше 100 видов глупости), «Письма темных людей» (1515-1517) Ульриха фон Гуттена, Крота Рубеана и Германа Буша (изданы анонимно, как переписка на латинском языке темных и фанатичных клириков, разоблачающих самих себя, ярчайший образец ренессансного памфлета), фастнахтшпили Г. Сакса «Школяр в раю», «Извлечение дураков» и др. (фастнахтшпиль — букв. «масленичная игра», народное комическое представление в Германии, близкое французскому фарсу). Эти произведения связаны с традициями народной смеховой культуры. Форма «литературы о дураках» используется авторами для создания гуманистической сатиры на современную действительность, церковников, схоластов.

В литературе французского Ренессанса видное место заняли сатирические диалоги «Кимвал мира» (1537) в духе Лукиана, написанные личным секретарем Маргариты Наваррской выдающимся гуманистом Б. Депе-рье (ок. 1500-1544). Одно из выдающихся произведений, в которых отразилось религиозное противостояние католиков и гугенотов, — «Мениппова сатира» (1594), сатира на радикальных католиков в жанре памфлета. Авторы (из круга умеренных католиков и обращенных протестантов — священников, юристов,

поэтов, ученых, куда входили П. Леруа, Ж. Жилло, Н. Рапен, Ж. Пассера, Ф. Кретьен, П. Питу) заимствовали название и жанровые черты «мениппеи» из «Менипповой сатиры» Варрона.

В XVП-XVШ вв. сатира приобретает откровенно-публицистическое звучание в памфлетах и просветительском романе, повести (Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Т. Смоллет, Ф. М. Вольтер, Н. И. Новиков), плутовском романе (Ф. Кеведо-и-Вельегас, Г. Гриммельс-гаузен, А. Р. Лесаж, М. Д. Чулков), публицистическом романе-путешествии (А. Н. Радищев), возрожденных жанрах античной лирики — собственно сатира (Н. Буало, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин), басня (Лафонтен, Сумароков, Хемницер, Крылов), в сатирических комедиях (Ж. Б. Мольер, П. О. К. де Бомарше, Р. Б. Шеридан, Д. И. Фонвизин). Еще больший простор для сатирического элемента в творчестве практически всех писателей романтизма, реализма, модернизма и постмодернизма открылся в Х1Х-ХХ вв. Самыми известными из них были А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин,

У. М. Теккерей, К. Чапек, А. Франс, Дж. Б. Шоу, Я. Гашек, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, Г. Манн, Б. Брехт, В. В. Маяковский,

A. П. Платонов, И. А. Ильф и Е. П. Петров,

B. П. Аксенов. У Дж. Г. Байрона сатира нередко соединялась с утверждением в литературе новых принципов поэзии. У Ф. М. Достоевского сатира может окрашиваться в трагические тона. У него, так же как у Дж. Мередита и ряда других писателей, сатира соединяется с психологизмом, что представляется с теоретической точки зрения парадоксом.

Г. Флобер создал особую форму сатиры — словарь пошлых определений («Лексикон прописных истин»). А. А. Зиновьев в своих сатирических романах соединял сатиру с социологическим анализом («Глобальный человей-ник» и др.).

Нередко сатира сопрягается с юмором, более мягкой формой констатации несоответствия идеала и действительности, например у Ч. Диккенса, в произведениях которого возникает сатирико-юмористические видение мира, сатира соседствует с юмористическим изо-

бражением добрых чудаков, но не смешивается с ним, сохраняя определенность моральных оценок.

Возможно соединение сатиры с гротеском, что, наоборот, усиливает сатирическое осмеяние отрицаемого явления, например, в творчестве Э. Т. А. Гофмана. Сатира встречается и в литературе для детей, где автору необходимо четко расставить акценты, например у Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Дж. Родари и др. Есть и другие оригинальные художественные решения, насытившие сатиру новой жизнью. Вместе с тем в ХХ в. наблюдается заметный спад сатиры, что нередко связывается с особой трагичностью этого столетия.

Перспективно исследование сатиры, ее истории, роли в культуре Происходящего (Ильинский, 2006) и потенций развития в свете тезаурусного подхода и концепции Нового Энциклопедизма (Луков и др., 2012: Электр. ресурс).

Лит.: Ювенал. Сатиры. М. ; Л., 1937; Русские писатели о литературном труде : в 4 т. Л., 1954-1956; Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. М., 1957; Николаев Д. Смех — оружие сатиры. М., 1963; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Борев Ю. Б. Комическое. М., 1970; Озмитель Е. К. О сатире и юморе. Л., 1973; Бахтин М. М., Попова И. Л. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб. 935-955; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.

С. 93-100; Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М., 2006; Луков А. В. «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : дис. ... канд. социол. наук. М., 2007; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008; Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М., 2008; Кузнецова Т. К. Культурная картина мира: Теоретические проблемы. М., 2012; Программа научно-образовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин, Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков, В. А. Гне-вашева [Электр. ресурс] // Информационно-гума-

нитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_etal_ New-Encyclopaedism/; Feinberg L. Introduction to Satire. Ames, IA, 1967; Guilhamet L. Satire and the Transformation of Genre. Philadelphia, 1987.

Дата поступления: 15.02.2013 г.

SATIRE

Vl. A. Lukov (Moscow University for the Humanities),

O. I. Fedotov (The Moscow Institute of Open Education)

Bibliography (transliteration): Iuvenal. Satiry. M. ; L., 1937; Russkie pisateli o literaturnom trude : v 4 t. L., 1954-1956; El’sberg Ia. E. Voprosy teorii satiry. M., 1957; Nikolaev D. Smekh — oruzhie satiry. M., 1963; Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia smekhovaia kul’tura sredneve-kov’ia i Renessansa. M., 1965; Borev Iu. B. Komiche-skoe. M., 1970; Ozmitel’ E. K. O satire i iumore. L., 1973; Bakhtin M. M., Popova I. L. Satira // Lite-raturnaia entsiklopediia terminov i poniatii. M.,

2001. Stb. 935-955; Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2004. № 1. S. 93-l00; Il’inskii I. M. Mezhdu Budushchim i Proshlym: Sotsial’naia filosofiia Proiskhodiashchego. M., 2006; Lukov A. V. «Kartiny mira» molodezhi kak rezul’tat kul’turnoi sotsializatsii v usloviiakh stanovleniia glo-bal’nykh sistem kommunikatsii : dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2007; Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezau-rusy: Sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M., 2008; Zakharov N. V. Shekspirizm rus-skoi klassicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz. M., 2008; Kuznetsova T. K. Kul’turnaia kartina mira: Teoreticheskie problemy. M., 2012; Programma nauchno-obrazovatel’nogo informatsionnogo polia: kontseptsiia Novogo Entsiklopedizma / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, B. N. Gaidin, Ch. K. Lamazhaa, S. V. Lukov, V. A. Gnevasheva [Elektr. resurs] // Informatsionno-gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2012. №6 (noiabr’ — dekabr’). URL: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_et-al_New-Encyclo-paedism/; Feinberg L. Introduction to Satire. Ames, IA, 1967; Guilhamet L. Satire and the Transformation of Genre. Philadelphia, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.